Медный всадник скульптор. Из чего отлит памятник медный всадник

29.04.2019

Она кажется невероятной, на первый взгляд. Петр I ли стоит, расправив длань, на берегах Невы? Потом понимаешь, для сомнения, есть все основания

Памятник Петру I, стоящий на Сенатской площади Санкт-Петербурга, называют еще «Медный всадником». Последнее не вызывает никакого сомнения. Мы видим вздыбленного коня, на нем, скорее, не российского самодержца, а римского патриция или кого-то похожего на него, и его длань, распростёртую над землей

По официальной версии, это памятник Петру I, который изготовлен по приказу императрицы Екатерины II, архитектором Фальконе в 1778 году. Открытие его состоялось еще через четыре года.

Официальной версии не поверил и более внимательно присмотрелся памятнику исследователь и историк Алексей Кунгуров. Он заметил много непонятного и даже удивившего его. Начиная с камня, на котором установлен постамент. Его масса, по разным источникам, от 1700 до 2500 тонн. Такая махина неподъемна даже для современных механизмов, не говоря уже о банальной лошадиной тягловой силе. Даже представить сложно, каким способом камень подняли, на что погрузили и как привезли в Питер.

Дальше количество вопросов нарастает, как снежный ком. С какого перепугу автор обрядил Петра в римскую или греческую тогу, нацепил ему меч и лавровый венок на голову? Героизация образа? Тогда искажение пропорций тела Петра I тоже надо отнести к этой же причине. Непропорционально сложенный, узкоплечий, он предстает перед нами былинным красавцем с аршинной саженью в плечах, налитым силой телом


очему у всадника на коне отсутствуют стремена и седло, которое заменяет какая-то шкура?

На фото это хорошо видно

Без сёдел и стремян ездили на лошадях разве что скифы и сарматы. Предание гласит, что они умели управлять лошадьми даже с помощью мысли. Но к чему эти, откровенно архаичные детали, образу великого самодержца

Но больше всего меня удивило наличие некоего отростка, похожего на змею, под задними ногами коня. Это что? Если, действительно, змей, то как он увязывается с образом Петра? С зеленым змием, разве что, боролся, но такая версия выглядит смешной.

Или на этом.

Конь, человеческая фигура на нем, вся композиция памятников, действительно, похожи друг на друга. Явное сходство замысла, исполнения, сюжета.

В доказательство того, что такие памятники ставили на Руси, исследователь приводит картину японского художника, который бывал в наших краях и добросовестно зарисовал увиденное.

Почему убрали дракона, а хвост оставили? - возникает логичный вопрос. Посмотрите на следующий снимок и поймете - хвост одна из точек опоры и крепления памятника к камню. Без нее он бы не смог стоят. Поэтому специалисты по переделке вынужденно оставили хвост.

Тогда кому же был изначально поставлен памятник? Георгию Победоносцу или ещё какому неизвестному нам герою древности. Вам так не кажется? Если в руку бронзового Петра вложить копьё, а у ног коня сотворить змею, получится, без всякого сомнения, готовый Победоносец.

Алексей Кунгуров утверждает, что если внимательно присмотреться к рукавам рубахи и краю накидки всадника, то можно увидеть вообще невообразимое - вышитый свастичный узор, который носили только славянские воины. А ведь Пётра I никак нельзя отнести к хранителям российской истории и ее почитателям. Он решительно и безжалостно истреблял все традиции и обычаи, в угоду нового европейского порядке, введенного им. Тогда свастика здесь причем?

«Очень похоже на то, что фамилией Фальконе просто прикрыли нечто, что хотели уничтожить, исказить или утаить от нас с вами, - считает Алексей Кунгуров.И продолжает. - Приведённый краткий анализ наталкивает на мысль о том, что памятник «Медный всадник» подвергался переделке, что изначально он был поставлен совсем другому герою - настоящему».

"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Памятник Петру I был открыт 7 августа 1782 года, его автор – скульптор из Франции Этьен-Морис Фальконе. Он был создан по инициативе Екатерины II. По приказу императрицы, русский посланник в Париже князь Голицын обратился за советом к Дидро и Вольтеру, которые и рекомендовали ему Фальконе. Французскому скульптору в то время было уже 50 лет, он служил на фарфоровом заводе, но всегда мечтал создать произведение . Когда поступило предложение из России, мастер, не раздумывая, подписал контракт.

В октябре 1566 года Фальконе, вместе со своей 17-летней ученицей Мари-Анн Колло, прибыл в Санкт-Петербург. Вскоре он начал работу над созданием гипсовой модели памятника в натуральную величину. Она длилась целых 12 лет и была закончена к 1778 году. Мари-Анн Колло лепила голову Петра. Лицо царя выражает волю и мужество, оно озарено глубокой мыслью. За эту работу Колло приняли в члены Российской Академии художеств. Екатерина II даровала ей пожизненную в 10000 ливров. Змея под ногой коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Основанием памятника стала скала, которой придали форму вздыбленной волны. Согласно замыслу скульптора, она должна была служить напоминанием о том, что именно Петру I удалось превратить Россию в морскую державу. Подходящую по размеру гранитную глыбу обнаружили в 12-ти верстах от Санкт-Петербурга. По преданию, в нее когда-то попала молния, после чего в скале возникла трещина. В народе скала получила название Гром-камень. Ее вес составил около 1600 тонн. Гром-камень доставлялся в столицу на барже в течение 9-ти месяцев. Еще в процессе транспортировки камню была придана форма волны. 26 сентября 1770 года постамент для будущей статуи установили на Сенатской площади.

Как бронзовый всадник превратился в медного

Мастера, который взялся бы за отливку бронзовой статуи, долго не могли найти. Иностранцы запрашивали слишком высокую цену, а русских пугал ее предполагаемый размер. Наконец за дело взялся пушечный мастер Емельян Хайлов. Совместно с Фальконе, они подбирали оптимальный состав сплава и делали пробы. За 3 года, пока длилась подготовительная работа, скульптор в совершенстве овладел техникой бронзового литья.

Памятник начали отливать в 1774 году. Однако одной заливкой дело не обошлось. Лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Верхняя часть скульптуры оказалась безнадежно испорчена. На подготовку к повторной заливке ушло еще 3 года. К счастью, на этот раз, затея удалась.

Однако столь длительная работа над статуей сильно испортила отношения Фальконе с Екатериной II. В результате, скульптор уехал из России, так и не дождавшись установки своего творения. Больше им не было создано ни одной скульптуры. «Медным всадником» бронзовую статую назвал в своей поэме Александр Сергеевич Пушкин. Название стало настолько популярным, что практически превратилось в официальное.

Все началось с того, что сенат Российской империи постановил воздвигнуть памятник в честь царствующей императрицы Екатерины II. Однако дальновидная и понимающая толк в политической ситуации и настроении народа Екатерина отказалась от этой почести, заявив, что негоже ставить памятник ей прежде, чем будет увековечен ее великий предшественник Петр I. Сегодня историю создания этого шедевра вспоминают не только в Санкт-Петербурге, но и везде, где есть памятники Петру 1.

Екатерина II задумала создать нечто грандиозное, и ей это удалось. Памятник Петру 1 «Медный всадник» является шедевром А история его создания похожа на приключенческий роман.

Где взять архитектора

К вопросу выбора подходящего мастера Екатерина подошла очень серьезно. В конце концов по рекомендации профессора Парижской академии Дени Дидро, с которым она регулярно переписывалась, и его коллеги Вольтера, мастер был приглашен в Санкт-Петербург. Памятник Петру 1 должен был создать Этьен Морис Фальконе - французский архитектор, пользовавшийся покровительством самой маркизы де Помпадур, которая была узаконенной фавориткой французского короля.

Долгожданная возможность

Фальконе всю жизнь мечтал создать нечто монументальное, но работать ему приходилось со скульптурами обыкновенных размеров. Поэтому будущий автор памятника Петру 1 с радостью заключил контракт, несмотря на небольшую сумму гонорара.

Работу над ним он, по сути, начал еще в Париже. В Россию скульптор приезжает с уже готовым эскизом и полностью сформировавшейся идеей того, как должен выглядеть монумент.

Горячие споры

Однако проблема заключалась в том, что буквально каждый, кто имел хоть какое-нибудь влияние на принятие окончательного решения о композиции статуи, представлял ее по-другому. История памятника «Медный всадник» сохранила некоторые из этих предложений.

Сама Екатерина хотела видеть статую императора, выполненную в древнеримском стиле. Он должен был быть одет в римскую тогу, держать в руках скипетр и всем своим видом излучать величие воина-победителя.

Представитель российской Академии наук, действительный статский советник Яков Яковлевич Штелин тяготел к аллегориям. Он настойчиво предлагал изобразить царя в окружении других статуй, которые по его замыслу должны были олицетворять победу, благоразумие и трудолюбие.

Личный секретарь Екатерины II, Иван Иванович Бецкой, который был президентом Императорской Академии искусств, хотел, чтобы статуя была выполнена в классической позе стоящего во весь рост человека.

Порекомендовавший нанять Фальконе, тоже внес свою лепту в кипящую чашу раздора, предложив выполнить памятник в виде фонтана. Так что существовала вероятность того, что там, где находится памятник Петру 1 сегодня, мог бы красоваться изящный водоем.

А некоторые очень уж креативные советники предлагали, чтобы один глаз императора был направлен на а другой - на Двенадцать коллегий. Страшно представить, каким должно было быть выражение этого лица.

Однако Фальконе не собирался отступать. Он хотел, чтобы первый памятник отражал реальные личные качества императора, а не превратился в трехмерную визуализацию коллажа из льстивых эпитетов государю. И мастеру удалось отстоять свои позиции.

Создание модели

Следующие три года у скульптора ушли на создание гипсовой модели. Он работал вместе с молодой помощницей - своей ученицей Мари Анн Коло, которая вместе с ним приехала из Франции. Много времени Фальконе уделял изучению личности и характера императора. Рассматривал гипсовые бюсты и маски Петра I, сделанные при его жизни.

Скульптор обратился к генералу Мелиссино, который ростом и фигурой был похож на царя, и тот согласился ему позировать. А вот лицо Петра I ваятелю никак не удавалось. Поэтому он поручил эту работу своей 20-летней помощнице Мари Анн.

За ценный вклад в создание памятника Екатерина II распорядилась принять Мари Анн Коло в члены Российской Академии художеств и назначила весьма солидную пожизненную пенсию.

Работа с конем

И вновь скульптору пришлось выдержать противодействие придворных. На этот раз причиной спора стала порода коня, на котором должен был восседать Петр I. Представители знати настаивали на том, что эта фигура должна быть изваяна по подобию лошадей, издавна принятому в античном искусстве.

Но мастер не собирался творить спокойную и торжественно шествующую упряжную лошадь. Памятник Петру 1 на коне должен был стать уникальным. Этьен Морис Фальконе поставил перед собой сложнейшею задачу - изобразить всадника на вздыбленном животном. Для воплощения этой идеи в жизнь был сооружен деревянный помост, на который должен был взлететь наездник, подняв коня на дыбы.

Из царских конюшен были выбраны два великолепных рысака орловской породы. История сохранила даже их клички - Каприз и Бриллиант. Берейторы (это название специалиста, обучающего верховой езде и дрессирующего лошадей) Афанасий Телечников, Хайлов и др. в буквальном смысле слова сотни раз в день взлетали по помосту и благородные животные, послушные воле седока, каждый раз вставали на дыбы, замирая на мгновение.

Вот это самое мгновение и старался уловить Этьен Морис. Он сам замирал на корточках, всматриваясь в трепещущие мускулы на ногах коня, рассматривая изгиб его шеи и гордый взгляд огромных глаз. Все увиденное скульптор сразу же зарисовывал, чтобы позже иметь возможность спокойно работать с моделью.

Сначала он зарисовывал картинки. Памятник Петру 1 был изображен на них с разных ракурсов. Потом переносил свои замыслы на бумагу. И лишь после этого принимался за работу над трехмерной моделью скульптуры.

Не один год продолжались упражнения берейторов. За это время несколько человек успели смениться на данной должности. Но усилия не были потрачены впустую. Памятник Петру 1 «Медный всадник» не имеет аналогов в мире.

Гром-камень

А тем временем параллельно осуществлялся еще один не менее грандиозный проект.

Высота памятника Петру 1 - 10,4 метра. Под стать ему надо было подобрать и подножие. Этьен Морис предполагал, что это должна быть глыба, выполненная в виде волны. Она должна была символизировать то, что Петр I открыл для России доступ к морю.

Однако ничего подходящего найти не могли. Уже рассматривался вариант исполнения пьедестала из нескольких кусков гранита. И тут кто-то предложил объявить конкурс по поиску и доставке подходящего камня. Соответствующее объявление тут же было напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Прошло не так много времени, как появился крестьянин из села Лахты. Он сообщил, что в их лесах есть камень, который соответствует всем описанным требованиям. К тому же крестьяне утверждали, что сам государь император Петр I не единожды поднимался на этот камень, дабы обозреть окрестности.

Утверждение это, кстати, не лишено некоторого основания. Ведь близ села Лахты располагалась усадьба Петра Великого. Однако не суть важно, взбирался когда-то туда император или нет, но к камню была отправлена экспедиция, уполномоченная принять решение, подходит ли он для намеченной цели.

Местные крестьяне называли его Гром-камнем. По преданию давным-давно в скалу ударила молния и отколола этот кусок.

Трудности транспортировки

Гром-камень признали годным служить постаментом, однако его размеры создавали серьезные трудности для транспортировки. Представьте глыбу высотой 8 метров (как трехэтажный дом), длиной 13 метров (как 3-4 стандартных подъезда) и шириной 6 метров. Ни о какой тяжелой технике тогда, понятное дело, не могло быть и речи, а расстояние до Сенатской площади в Санкт-Петербурге (то место, где стоит памятник Петру 1 сегодня) было весьма приличным.

Часть пути предполагалось проделать по воде, но до места погрузки на судно валун надо было протащить по пересеченной местности на расстояние в 8,5 километров.

Выход нашел Иван Иванович Бецкой. По его предложению были сконструированы специальные деревянные рельсы в форме желобов. Их оббили листами меди и приготовили 32 бронзовых шара подходящего диаметра. Механизм должен был работать по принципу действия подшипника.

Вначале была испробована уменьшенная модель. Оригинал должен был быть в десять раз больше. После успешно пройденных испытаний приступили к изготовлению передвижного механизма в натуральную величину.

Наземная часть пути

Тем временем первым делом с камня стали убирать прилипшую землю и другие наслоения. Эта операция позволила облегчить его на 600 тонн. Пятьсот человек солдат и крестьян были ежедневно задействованы в работе по расчистке.

После этого начали расчищать место непосредственно вокруг Гром-камня, обносить его лесами и подготавливать грунт для прокладывания рельсов. Эта работа заняла четыре месяца.

По всему пути следования было необходимо сначала расчищать дорогу шириной в 20 метров, укреплять ее толстыми сваями, и уже поверх этого выкладывать часть разборных рельсов. После того как камень перемещали, с пройденного пути рельсы снимали и переносили вперед.

За продвижением работ по транспортировке гигантского камня следила вся Европа. Это было беспрецедентное мероприятие. Никогда ранее столь огромный монолит не перемещали на столь далекое расстояние.

Нелегкая дорога

С помощью рычагов Гром-камень был водружен на специальную платформу, которую установили на рельсы. Операция эта потребовала много времени и неимоверных усилий, но в конце концов кусок скалы, пролежавший в сырой земле не одно столетие, был оторван от своего места. Так начался его долгий путь в столицу, где на него предстояло установить памятник Петру 1 «Медный всадник».

В желоба рельсов на расстоянии около полуметра друг от друга были установлены тридцать медных шаров. За тем, чтобы ни один из этих шаров не остановился и не приблизился вплотную к соседнему, должны были следить специально назначенные для этого люди. У них были железные шесты, которыми в случае необходимости можно было подтолкнуть или притормозить шарообразную деталь.

За первый рывок конструкцию, нагруженную камнем, удалось сдвинуть на полметра. Во время следующего получилось преодолеть еще несколько метров. А до залива, где предстояло перегрузить Гром-камень на специальную баржу, было около девяти километров….

Чтобы не терять времени даром, 46 каменотесов стали обрабатывать Гром-камень тут же в пути. В их задачу входило придать скале форму, задуманную Этьеном Фальконе. На этом этапе скульптору опять пришлось выдержать изматывающее идейное сражение, так как все придворные в один голос заявляли, что надо оставить камень как есть и ничего в нем не менять.

Однако и в этот раз мастеру удалось настоять на своем. И хотя противники старались представить это как поругание иностранца над красотой российской природы, Екатерина дала разрешение на обработку постамента.

В некоторых источниках указывается, что в дороге валун дал трещину и раскололся на две части. Случилось ли это вследствие производившихся над камнем работ или по каким-либо другим причинам, история умалчивает. Также нам ничего неизвестно и о реакции людей, участвовавших в перевозке, на это происшествие. Восприняли ли они это как катастрофу или, наоборот, как благословение, мы уже не узнаем.

Отвалившуюся часть Гром-камня оставили лежать на поляне, где ее можно увидеть и сегодня, и команда продолжила свой путь к Финскому заливу.

Подготовка к транспортировке по воде

А тем временем на берегу Финского залива сооружали пристань и специальное судно для транспортировки огромного камня. Вес этого груза не выдержала бы ни одна существовавшая тогда баржа. Поэтому талантливый корабельный мастер Григорий Корчебников начал разрабатывать чертежи, по которым должны были построить прам - плоскодонное судно, которое могло удерживать на плаву значительный вес.

Прамы предназначались для перемещения тяжелой артиллерии. По сути это были компактные мобильные крепости, оснащенные по всему периметру пушками. Причем количество орудий могло достигать 38 единиц. Добавьте к этому вес ядер, пороха и людей, которые обслуживали пушки, и вы сможете получить приблизительное представление о грузоподъемности прама.

Однако даже этого было недостаточно. Пришлось конструировать более мощное судно. Для того чтобы иметь возможность погрузить Гром-камень, прам притопили, набрав в него воды. Когда же камень был водворен на судно, воду вычерпали, и началось путешествие по морскому отрезку пути. Плаванье прошло благополучно, и 26 сентября 1770 года камень был доставлен на где находится памятник Петру 1 и сегодня.

Последние этапы работы над памятником

Во время действия всей этой эпопеи с перевозкой Этьен Фальконе не переставал трудиться над скульптурой. Высота памятника Петру 1 поражала воображение горожан. По правде говоря, многие попросту не понимали, зачем возводить такую громадину. Не стоит забывать, что на то время в стране не существовало ни одного памятника кому бы то ни было. И гипсовая модель, выполненная в полном размере, которую все желающие могли свободно посмотреть во дворе мастерской, вызывала немало пересудов.

Но недоумение простых граждан не шло ни в какое сравнение с реакцией мастеров. Когда подошло время начинать отливку статуи, никто не соглашался браться за эту работу.

Фальконе пригласил отлить из бронзы памятник Петру 1, описание которому он дал лишь в общих чертах, одного искусного французского мастера. Однако когда тот приехал и увидел масштабы работы, а также ознакомился с требованиями скульптора, то просто назвал Этьена сумасшедшим и отправился восвояси.

В конце концов Этьену Фальконе удалось найти литейщика, согласившегося взяться за поистине дерзкий проект. Когда шла подготовка к перевозке Гром-камня, детали для механизмов, с помощью которых осуществлялась транспортировка, отливал пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Уже тогда Фальконе отметил его старательность и аккуратность. А теперь он предложил ему сотрудничать при отливке самого памятника.

Работа была трудной. Причем дело было не просто в гигантских размерах. Сама конструкция монумента создавала беспрецедентные проблемы. Если вы посмотрите на памятник Петру 1 в Петербурге, то увидите, что у него всего три точки опоры - задние ноги лошади и хвост. Сохранить при этом необходимое равновесие - задача не из легких. А тренироваться возможности не было. У мастеров была всего одна попытка.

Чтобы обеспечить устойчивость скульптуры, Фальконе прибегнул к нескольким оригинальным решениям. Во-первых, он ввел в композицию змею, которую топчет конь, во-вторых, по его замыслу стенки передней части статуи были несоизмеримо тоньше толщины остальной части монумента, и, в-третьих, в круп лошади было дополнительно добавлено четыре тонны железа, чтобы сохранить ее равновесие. Таким образом, Петр 1 на коне должен был быть надежно установлен.

Катастрофа при отливке

Три года продолжались подготовительные работы к отливке статуи. Наконец все было готово, и мастера принялись за дело. Форма памятника находилась в специальном котловане. Несколько выше располагалась плавильная печь, от которой отходили трубы под наклоном. По этим трубам раскаленный металл должен был стекать в форму, равномерно заполняя ее.

Для того чтобы эти трубы не лопнули, под каждой из них разводили костер и непрерывно их подогревали. Но в процессе отливки один из костров погас. Это осталось незамеченным, и остывшая труба дала трещину, сквозь которую начал вытекать расплавленный металл. А это, в свою очередь, повлекло за собой пожар.

Люди кинулись из мастерской врассыпную, Фальконе упал в обморок, и только один Хайлов не растерялся. Он быстро потушил начинающийся пожар, залепил трещину в трубе свежей глиной, сорвал с себя одежду, намочил ее и обмотал вокруг треснувшей трубы.

Это было настоящим подвигом. И не только потому, что Хайлову удалось сохранить хладнокровие в экстренной ситуации. Борьба с огнем была нелегкой. Литейщик получил многочисленные серьезные ожоги и потерял глаз. Но благодаря ему большая часть статуи была спасена.

Памятник Петру 1 «Медный всадник» сегодня

Много исторических событий довелось увидеть бронзовому Петру I, восседающему на навеки вздыбленном коне. Визитной карточкой остается для приезжих в Санкт-Петербург памятник «Медный всадник». Фото на его фоне спешат сделать туристы, лихорадочно щелкая затворами фотоаппаратов. А коренные петербуржцы традиционно приходят сюда, чтобы провести часть свадебной церемонии.

Возможно, вы захотите увидеть памятник «Медный всадник» (Санкт-Петербург) лично. Рассматривая эту работу великого мастера, не позвольте спешке и суете, к которым мы так привыкли, лишить вас наслаждения от внимательного созерцания этой прекрасной скульптуры. Попробуйте обойти ее и всмотритесь в детали с разных сторон. Вы заметите глубину и богатство замысла в этом простом, на первый взгляд, памятнике.

Обратите внимание на детали: вместо седла на спине лошади вы увидите звериную шкуру, а одежда, в которую облачен император, по сути, не существовала ни в одном историческом периоде. Скульптор попробовал совместить исконно русское одеяние с элементами облачения древних римлян. И следует признать, ему это удалось сделать весьма органично.

Рассмотрев памятник «Медный всадник», фото которого столь популярно среди туристов, без спешки, вы увезете из древней столицы не просто очередную фотографию знаменитой достопримечательности, а сможете по-настоящему прикоснуться к историческому прошлому великой страны.

Конная скульптура российского императора Петра I на Cенатской площади, с лёгкой руки А.С. Пушкина известная как «Медный Всадник», появилась в Санкт-Петербурге по замыслу императрицы Екатерины II. Проект монумента и изготовление макета были осуществлены скульптором Этьеном Морисом Фальконе. В разработке идеи памятника принимала участие сама Екатерина и французские философы Вольтер и Дидро. Для воплощения был выбран образ царя устроителя, прогрессивного и деятельного властелина. Пётр восседает на вздыбленном коне, покровительственно простирая руку над Россией. Седлом ему служит медвежья шкура, обозначая дикость из которой вырвалась динамично прогрессирующая держава. Конь топчущий змею – символ поверженного врага.

Скульптор приехал в Россию по приглашению императрицы в 1766 году. Работы заняли 12 лет, и только в 1778 году была закончена отливка монумента. Надо сказать, что отлить скульптуру такого размера (а вес её 8 тонн) сам скульптор не смог бы. Сложнейшая внутренняя конструкция, тонкие передние стенки монумента, требовали особенного мастерства, которым не смог похвастаться ни один европейский литейщик. На помощь Фальконе пришёл русский оружейник Емельян Хайлов. Однако работа не шла гладко, отливку с первого раза сделать не удалось. Через прорванные трубы вытекла бронза, и верхняя часть скульптуры была повреждена. Однако несмотря ни на что работы были успешно закончены. К этому времени Фальконе окончательно испортил отношения с заказчиками и вынужден был покинуть Россию, не дождавшись открытия памятника, которое состоялось 7 августа 1782 года. Установка памятника на пьедестал производилась под управлением архитектора Ф.Г. Гордеева. Общее руководство проектом и принятие архитектурно-планировочных решений осуществлялось Ю.М. Фельтеном.

Отдельно стоит упомянуть об основании памятника. Существует легенда, что именно с него, сидя на коне, Пётр обозревал место для строительства новой столицы России. Так называемый Гром камень весит 1600 тонн. Однако необработанный кусок скалы, ставший пьедесталом, изначально весил более 2200 тонн. Усилиями лучших российских мастеров и тысяч рабочих, найденный в окрестностях Петербурга камень удалось транспортировать на Сенатскую площадь. В дороге его обрабатывали 46 каменотёсов. Транспортировка скалы на расстояние более 8 километров происходила почти год.

Памятник Медный Всадник стал символом Санкт-Петербурга. С ним связана легенда относящаяся к периоду Отечественной войны 1812 года. Царь Александр хотел вывезти из Петербурга ценнейшие реликвии, в том числе скульптуру Петра. В то время один майор по фамилии Батурин встретился с князем Голицыным и рассказал свой сон, который повторялся много раз. Во сне майор видел, как всадник съезжает с постамента, отправляется в резиденцию царя и остановившись перед ним говорит: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Памятник и остальные ценности остались в столице, а Наполеон, как известно, был побеждён и изгнан из пределов России. Возможно, по этой же причине памятник оставался в блокадном Ленинграде. В это время он был укрыт мешками с песком и обшит досками и брёвнами.

Расположение и как добраться

Ближайшая к монументу станция метро «Адмиралтейская». От неё надо пройти по Малой Морской улице мимо Исаакиевского собора и повернуть направо к Александровскому саду. Маршрут не займёт более 15 минут. Также можно проехать от станции метро Невский проспект троллейбусами № 1, 5, 22, 10, 11 до остановки Почтамтский переулок и пройти по Конногвардейскому бульвару назад 500 метров.

Памятник Медный Всадник в Санкт-Петербурге расположен в историческом центре, поэтому осмотрев его, вы можете посетить лучшие достопримечательности города находящиеся в шаговой доступности.

Достопримечательности рядом

Стоя рядом с Медным всадником, повернувшись спиной к Неве, вы увидите Исаакиевский собор. Посещение собора возможно ежедневно с 11 до 19 часов (кроме среды). С площадки колоннады собора, расположенной на высоте 43 метра открывается панорамный вид на город. Для посещения необходимо купить отдельный билет. Доступ на колоннаду открыт каждый день кроме второй среды каждого месяца с 10 до 17 часов, вечером с мая по октябрь с 18 до 23 часов, а летом до 4 часов 30 минут. Кроме уже упомянутого Исаакиевского собора недалеко находится государственный Эрмитаж. Он открыт для посещений ежедневно кроме понедельника с 10.30 до 18.00, в воскресенье до 17.00. Просто прогуляйтесь 700 метров по Адмиралтейской набережной до Дворцовой набережной, такое здание невозможно не заметить. Как раз на границе этих набережных находится Дворцовый мост, который выведет вас на стрелку Васильевского острова. Здесь можно ежедневно с 11 до 18 часов (кроме понедельника и вторника) ознакомиться с экспозицией Военно-морского музея, а также с 11 до 18 часов (кроме вторника) с коллекцией Зоологического музея. Последний в дни каникул работает каждый день.

Для гостей Санкт-Петербурга часто актуальна тема проживания, поэтому мы рекомендуем ознакомиться с гостиницами на карте Санкт-Петербурга