Кто такие купцы определение. Купец происхождение, этимология

22.09.2019

КУПЕ́Ц, -пца, м.

1. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. К. первой гильдии.

2. Покупатель (устар. и спец. ). Найти купца на дом. На пушной аукцион съехались купцы из разных стран.

| уменьш. купчик , -а, м. (к 1 знач. ).

| увел. купчина , -ы, м. (к 1 знач. ).

| ж. купчиха , -и (к 1 знач. ).

| собир. купечество , -а, ср. (к 1 знач. ).

| прил. купеческий , -ая, -ое (к 1 знач. ) и ~кий , -ая, -ое (к 1 знач. ; устар. прост. ). Купеческие корпорации. Купеческая роскошь (перен. : безвкусная, аляповатая). Купеческие замашки (перен. : хвастливое, показное расточительство). Купецкий сын.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

КУПЕЦ это, что такое КУПЕЦ , значение слова КУПЕЦ , синонимы к КУПЕЦ , происхождение (этимология) КУПЕЦ , КУПЕЦ ударение, формы слова в других словарях

+ КУПЕЦ происхождение, этимология - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

КУПЕЦ происхождение, этимология

купец

I купе́ц

род. п. -пца́ I., укр. купе́ць, ст.-слав. коупьць ἔμπορος (Супр.), болг. купе́ц, сербохорв. ку́пац, словен. kuрǝ̀с, чеш. kuрес, польск. kuрiес, в.-луж., н.-луж. kuрс. От купи́ть.

II купе́ц

пца́ II. "сойка", олонецк. (Кулик.). Заимств. из фин. kuuksо – то же и преобразовано по народн. этимологии под влиянием купе́ц I (см. Калима 139).

+ КУПЕЦ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

КУПЕЦ это

купец

купе ́ц

м.

1) Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием.

2) Лицо, принадлежавшее к купеческому сословию (в Российском государстве до 1917 г.).

3) устар. Покупатель.

4) перен. устар. Жених во время сватовства, свадебного обряда.

+ КУПЕЦ - Малый академический словарь русского языка

КУПЕЦ это

купец

Пца, м.

Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей.

{Франц:} Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. Пушкин, Сцены из рыцарских времен.

С утра до вечера купец стоял за конторкой, открывал ящик и швырял в него деньги. М. Горький, Трое.

В дореволюционной России: лицо, принадлежавшее к купечеству.

Купец второй гильдии.

Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Гиляровский, Москва и москвичи.

2. Устар. Покупатель.

-А бричка дешева-с! купите! - Нет, я на бричку не купец. Н. Никитин, Кулак.

3. Устар. У моряков:

торговое, купеческое судно.

- Может наскочить со всего размаха чужое судно, или сам переедешь через какого-нибудь купца! - Как, купца? - Да; купцом называют у нас всякое купеческое судно. Григорович, Корабль «Ретвизан».

Это пароход морского типа средней величины, купец, показавшийся мне после байкальских и амурских пароходов довольно сносным. Чехов, Остров Сахалин.

Введение

К VIII-IX вв. славяне занимали половину европейского континента - от Адриатики до Верхней Волги и от Эльбы до верховий Дона. Восточная ветвь славянства распространилась на значительной части великой Русской равнины, почти до Финского залива на севере, а на юге - до Черного моря в низовьях таких рек, как Дунай, Днестр и Днепр. Центром расселения восточного славянства было Среднее Поднепровье.

Восточные славяне населяли территорию площадью приблизительно 700 тыс. кв. км. Природные условия отличается от остальной Европы равнинным рельефом, более холодным и относительно равномерным климатом, сильными ветрами, большой разностью зимних и летних температур. Лес, покрывавший в ранний период Среднерусскую равнину, с одной стороны, затруднял земледелие, с другой - обеспечивал плодородие почв. Долгое время он также позволял поддерживать самодостаточность хозяйственной жизни, являясь источником удовлетворения практически всех основных жизненных потребностей: в пище, одежде, жилье, защите от врагов. Расселившись на приднепровских территориях, славяне оказались вовлеченными в международную торговлю, которая способствовала более широкому освоению богатых лесных ресурсов.

Центрами хозяйственной жизни были реки. Речные системы располагались относительно близко и исключительно благоприятно. Они служили важнейшими транспортными артериями и летом, и зимой. Реки давали пищу и способствовали развитию земледелия и скотоводства, а их берега были привлекательными местами для поселений. Мощные речные системы Среднерусской равнины с древности считались удобным путем сообщения между севером и югом, западом и востоком.

Степь представляла собой враждебную макросреду. Являясь воротами в Азию, она несла угрозу набегов кочевников. Для своей защиты восточные славяне вынуждены были создавать военные поселения. Вместе с тем, степь отчасти заменяла море: кочевые народы связывали друг с другом разрозненные очаги оседлой цивилизации, не только разрушая, но и распространяя материальную культуру различных народов.

Все перечисленные условия наложили существенный отпечаток на характер труда восточных славян. Задачи выживания и развития в сложных климатических условиях обусловили необходимость напряженного совместного труда.

Приспособившись к жизни на больших неосвоенных территориях, русские стали обладателями огромных природных ресурсов, что оказало сильное влияние, как на характер их труда, так и на всю последующую историю. Богатство лесов, рек, земных недр сформировало такую черту характера, как небережливость, граничащая с расточительностью. В то же время природные ресурсы России часто становились объектом притязаний со стороны других народов, что порождало военные конфликты. Огромные незаселенные пространства и холодный климат развивали предприимчивость и склонность к колонизации.

Глава 1. Становление предпринимательства в Древней Руси.

Зарождение предпринимательства

Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.

Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества излишков.

Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.

Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в Древнерусском государстве.

Для понимания специфики развития деловых отношений следует принимать во внимание и огромные усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Сильное государство мобилизировало скудные ресурсы для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства.

В конце IX в. наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной и обеспечить безопасности товаров.

Внешнеполитическая деятельность киевских князей IX - X вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. По мнению В.О. Ключевского, она имела две цели: приобрести заморские рынки и обеспечить охрану торговых путей. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусину, канаты. О значении упрочения внешнеэкономического престижа свидетельствовали торговые договоры, заключенные киевскими князьями с Византией в X в., представлявшие собой первые образцы норм международного права, известные нашим соотечественникам. Расширялась география торговых связей. Русские купцы привозили особо ценный товар (меха) в хазарскую столицу Итиль (вблизи современной Астрахани), преодолевая большие пространства - от Киева до Дона, перетаскивая затем суда по суше волоком до Волги. Посредническую роль в налаживании торговли с соседними народами на северо-востоке и северо-западе играли волжские булгары.

Об усложнении хозяйственного организма Киевской Руси свидетельствует и включение в выдающийся памятник права XI в. - Русскую Правду - положений о купле-продаже, личном найме, хранении, поручении. В этом документе определялся порядок взимания долгов с несостоятельного должника. Достаточно четко различались и виды кредитного оборота. Относительно предпринимательского кредита следует отметить, что он вызывал неоднозначное отношение городских низов. В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, взимавшее огромные проценты и занимавшиеся скупкой и перепродажей товаров широкого потребления по спекулятивным ценам.

Глава 2. Купечество, торговое сословие

В записках византийского императора Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в первой половине X в. По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой купцы возвращались в Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала караван смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент утлые суденышки могли погибнуть от крутой волны.

В Царьграде русские купцы торговали шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» (монастырь святого Маманта). Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им греческим императором. В частности, продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлины; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти обеспечивали нашим купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать вглубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах.

Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует характер кладов того времени, которые до сих пор в изобилии находят близ старинных городов, на берегах больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIII в.

Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.

Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций.

«Правда», – пишет историк В.О. Ключевский, – строго отличает отдачу имущества на хранение – «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный – от долгосрочного и, наконец, заем – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. «Правда» дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит – хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша».

Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Русское законодательство дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5–6 гривен).

Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята (Климент), живший в конце XII – н. XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «купеческого ста» (союз новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю – типичный для того времени случай.

Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Типичный пример – новгородская былина о купце Садко.

Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, например, поморские купцы, торговавшие на Балтийском или Белом морях, низовские купцы, имевшие дела в Суздальской области, и т.п.

Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» (большая палата), своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов.

Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов, возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты.

Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.

Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны.

Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос – в 50 гривен – и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен (за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов). Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети (участие было наследственным) сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии.

Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши.

Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Если... складывались обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни государства заставляло законодателя учитывать...

  • Древнерусская литература. Ответы

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    ... – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово... повести становится купеческий сын, т.к. именно купечество самый подвижный слой(странствуют, общаются...

  • Древнерусская культура (4)

    Реферат >> Культура и искусство

    Русской культуры…………………………………………………7 Глава 2. Письменность и древнерусская архитектура…………………...………..8 2.1. Образование …………………………………………………………………8 2.2. Славянская азбука... горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества , зажиточных ремесленников. В сельской...

  • Возникновение и развитие Древнерусского государства IX - начало XII в.

    Реферат >> История

    Торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых... выходцами из дворянства, купечества , крестьянства, чиновничества. Экономическое... несоединимое». Позднее возникло увлечение древнерусским зодчеством, готикой, неоклассицизмом. ...

  • В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утепленный, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась "Сибирка". Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто и представительского костюма.

    В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , а иногда и фраки и цилиндры .

    Для того, чтобы выделиться купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочитаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца земенилясь на европейскую - фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров.

    Браки

    Жены купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Например, в конце XVIII века в Томске и Тюмени внутрисословными были около 15% купеческих браков. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. В первой половине XIX века купцы стали чаще жениться на мещанках , а количество внутрисословных браков выросло до 20 %- 30 %.

    Семья

    Купеческие семьи - патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера.

    Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например "Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями" .

    После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя, и самостоятельно вели свои дела, и даже заключали сделки с собственным мужем.

    Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.

    Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15-16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и т.д.

    Многие купеческие семьи имели "воспитанников" - приёмных детей.

    Образ купца в русском искусстве

    Образ купца в русском искусстве зачастую носил ярко негативный характер. Впервые в русском искусстве образ купца появился во второй половине XVIII века .

    Были известны оперы и пьесы: опера М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1779 год), комедия «Дворянющийся купец» В. П. Колычева (1780 год), «Купецкая компания» О. Чернявского (1780 год), «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова (1787 год), анонимная комедия «Перемена в нравах» (1789 год). Лучшей считалась комедия «Сиделец» П. А. Плавильщикова (Сиделец – работник кабака, торгующий акцизными товарами).

    Главным героем оперы М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин. Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене были показаны быт и нравы «третьего сословия».

    В пьесах «Купецкая компания» и «Дворянющийся купец» показывается стремление купцов приобрести дворянство , или просто подражать дворянам.

    В комедии «Сиделец» П. А. Плавильщикова показан новый тип купца – стремящийся к образованию, знаниям и культуре. В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава.

    В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и мало образованным.

    Пословицы и поговорки о купцах

    • Не обманешь - не продашь
    • Купец божится, а про себя отрекается
    • Что край, то обычай; что народ, то вера; что купец, то мера
    • Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал!
    • По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается
    • На гнилой товар слепой купец

    См. также

    • святой купец - праведный Василий Грязнов

    Литература

    • Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь. 1913. N1.
    • Левандовская А., Левандовский А. Угол преломления. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы // Книжное обозрение «Ex libris НГ». Еженедельное приложение к «Независимой газете». 2000. N45 (168). 30 нояб.
    • Ушаков А. «Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны». Москва, 1865.
    • Берков П. «Русская комедия и комическая опера XVIII века // Русская комедия и комическая опера XVIII века». Москва, 1950.
    • Всеволожский-Гернсросс В.Н. «Русский театр второй половины XVIII века // История русского драматического театра». Т. 1. Москва, 1977.
    • Гуковский Г.А. "Комическая опера // История русской литературы". Том IV: Литература XVIII века. Москва, 1947
    • Брянцев М.В. "Культура русского купечества: Воспитание и образование". Брянск, 1999
    • Гончаров Ю. М. "Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX - начала XX в." Барнаул, 2004. ISBN 5-7904-0206-2

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Купцов Валентин Александрович
    • Купчегень (село, Онгудайский район Республики Алтай)

    Смотреть что такое "Купцы" в других словарях:

      купцы - деньгоробы (Коринфский); купцы толстосумы (Садовников) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

      Купцы - Купцы. В средние века К. могли быть только люди, принадлежавшие ккупеческим гильдиям. Ныне в Зап. Европе К. представляют собою несословие, а класс, корпоративная организация которого выражается вторговых палатах. По франц. торгов. кодексу 1807 г … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      Купцы - (Ис.23:2). Один из древнейших видов торговли, несомненно, был караванный. Купцы, которым был продан Иосиф, принадлежали к караванным торговцам. Древнейшая торговля с Индиею, о которой мы имеем несколько сведений, велась также караванным путем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

      купцы - 1. В исторических источниках начального периода средневековья К.ы. упоминаются сравнительно редко. Это не означает, однако, что они не играли никакой роли в экономической и общественной жизни. Торговые связи в районе Средиземноморья не… … Словарь средневековой культуры

      Купцы - В средние века К. могли быть только люди, принадлежавшие к купеческим гильдиям (см. Гильдии купеческие.). Ныне в Зап. Европе К. представляют собою не сословие, а класс (см. Класс.), корпоративная организация которого выражается в торговых палатах … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Купцы на пороге в лавке не стоят. - (покупателей отгонишь). См. ТОРГОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Происходившие изменения в экономической, социальной и духовной жизни славян привели в IX в. к образованию государства Киевская Русь. Это было раннефеодальное государство, отличавшееся большим количеством городов (иностранцы называли Русь страной «Гордарики»), выгодным геополитическим положением.

    Деловая жизнь на Руси, как и в других государствах эпохи раннего средневековья, развивалась в основном в форме торговли, но не столько внутренней, сколько внешней, благодаря выгодному географическому положению страны. В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и т.д. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Русте, свидетельствующий, что «вооружены они были прекрасно: на боку - стальной меч, в руках - копье. Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей. Упоминает он и золотые обручи (гривны), шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые завязываются деньги.

    Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Грабили в чужих и русских землях, захватывали рабов и меха, грабили и по пути на юг. Это было одной из отличительных черт деловой жизни эпохи раннего средневековья, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом».

    Лишь в Х в. появились купцы - профессионалы. Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров. Из какой же среды происходили первые русские купцы?

    Это были, в первую очередь, воины-дружинники (представители «младшей дружины», отроки, которые не вошли в формирующийся класс феодалов), ремесленники, княжеские и боярские слуги, т.е. те люди, которые были связаны с феодальной знатью и которые отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью.

    В далекие путешествия купцы всегда отправлялись целыми отрядами. Военный лагерь-стоянка купцов назывался «товаром». Слово «товарищ» в то время означало «принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду». Такой вооруженный отряд, отправляясь в далекий путь, приносил жертвы богу грозы и оружия - Перуну. И на всем дальнейшем пути купцы не забывали своих воинственных богов, клялись их именами при заключении договоров, жертвовали им животных, возили с собой их изображения.

    В XI-XII вв. на Руси начинали возникать купеческие организации, аналогичные западноевропейским гильдиям и братствам. Их возникновение диктовалось общими коммерческими интересами купечества, трудностями дальней торговли, усиленным вниманием феодальной знати к торговому капиталу.

    По данным источников и литературы, одними из первых на Руси создали свою корпоративную организацию в 1134-1135 гг. купцы Новгорода. Корпорация имела церковь Иоанна Предтечи на Опоках и называлась «Иванское сто». Во главе Иванского купечества стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий. Старостат ведал всеми торговыми и гостиными делами и торговым судом; посадник и бояре не имели права вступать в дела гильдии. Стать полноправным членом Иванского купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, т.е. в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра (10 кг), а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского сукна», привезенного из Фландрии. Вступивший в корпорацию становился полноправным, пошлым, как тогда говорили (от слова «пошло»), т.е. потомственным купцом (пошлое купечество передавалось от отца к сыну). Иванская община имела свою пристань на берегу Волхова, за право причаливать к которой взималась пошлина. Иванский купеческий староста был видным лицом в Новгороде. Реальные масштабы деятельности «Иванского сто» были достаточно широки. Есть предположения, что корпорация осуществляла руководящие функции в отношении всего новгородского купечества, вершила торговое судопроизводство, обеспечивала сбор пошлин. От имени всего новгородского купечества старосты «Иванского сто» участвовали в переговорах с иностранными купцами.

    Помимо Иванского, в Новгороде существовали и другие купеческие организации: Заморские купцы, Югоршина, Низовские купцы. Каждая группа купечества имела храм, который, как правило, закладывался правителем организации.

    Подобные организации купечества были и в других русских городах - Киеве, Полоцке, но источники и литература не позволяют в должной мере проиллюстрировать их деятельность. По этим же причинам трудно провести сравнительный анализ между купеческими гильдиями Запада и купеческими объединениями Киевской Руси. Но сам факт их создания и деятельности говорит о том, что в стране появился слой профессиональных деловых людей, в которых пробуждалось корпоративное сознание, которые стремились к консолидации и объединению, чтобы совместно преодолевать трудности, отстаивать и защищать свои интересы.

    О том, что купечество утвердилось в древнерусском обществе, выделилось в одно из его сословий и получило признание со стороны государства, свидетельствует «Русская Правда» - первый в истории нашего государства кодекс законов (XI-XII вв.). В нём «цена жизни» купца определялась где-то посередине между «ценой жизни» бояр, с одной стороны, и смердов - с другой. Так, за убийство княжеского тиуна полагалась «вира» (штраф) в 80 гривен, за убийство «людина», простого свободного человека (к этой категории принадлежала, судя по всему, основная часть купцов) - штраф в 40 гривен, за убийство смерда и холопа - 5 гривен.

    Власть поддерживала купечество, была заинтересована в его росте. Почему? Во-первых, часть получаемой Великим князем с населения дани в виде продуктов и изделий продавалась гостями. Во-вторых, через купцов устанавливались и поддерживались международные контакты и, в-третьих, пополнялась казна. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах в 1125 г. после съезда князей издал закон о защите русских купцов от более предприимчивых представителей других национальностей, участвовавших во внутренней торговле. Владимир Мономах завещал своим детям особенно почитать гостя «откуда бы он не пришел: простой ли, именитый ли, или посол».

    Но, с другой стороны, государство контролировало и регламентировало торгово-предпринимательскую деятельность купцов, облагало их тяжелыми таможенными налогами. Это прежде всего мыт - старейшая торговая пошлина. «Русская Правда» упоминает о «мытниках» - сборщиках данного налога. Кроме мыта, торговые люди должны были платить налоги с мер и весов. Сборы в денежной форме считались натуральным налогом.

    Таким образом, в древнерусском обществе утвердился слой деловых людей - купцов, занимающихся коммерческой деятельностью регулярно и профессионально. Низшую категорию этого слоя составляли торговые (или купчие люди), промышлявшие преимущественно местной торговлей. Высшая - это гости (от древнерусского «гостьба» - торговля), которые вели внешнеторговые операции, а также операции с другими русскими княжествами.

    Герои поэмы А.Н.Некрасова, решая вопрос, «кому на Руси жить хорошо», в числе прочих «кандидатов» поминают «купчину толстопузого». Действительно, этот персонаж известен давно – ещё у древних цивилизаций, причём традиционно представляемый «толстопузым», жадным и хитрым… что греха таить, такой стереотип во все времена «приклеивался» к тем, кто имел отношение к торговле – даже в советские времена, когда торговля была целиком и полностью государственной… Каким же на самом деле было купечество и как оно возникло?

    Купец – это, по сути дела, старинное название предпринимателя, человека, производящего торговые сделки от своего имени. Такой человек покупал товар не для того, чтобы пользоваться им, а для того, чтобы продать кому-то другому – т.е. выступал посредником между производителем и покупателем. Это особенно важно, например, когда товар производят за тридевять земель от места проживания потенциальных покупателей, впрочем, даже без учёта расстояний, производителю удобнее, когда не нужно заботиться самому о поиске покупателей. Разумеется, посредничество связано с определёнными расходами (как гласит русская пословица, «за морем телушка – полушка, да рубль – перевоз»), да и самому посреднику надо жить на какие-то доходы – поэтому продаёт он товар дороже, чем закупает у производителя.

    Эта профессия родилась вместе с торговлей в период распада родового строя, когда «сдавало позиции» натуральное хозяйство и уже в цивилизациях Древнего мира играло немалую роль, причём не только экономическую: торговые контакты помогали народам знакомиться друг с другом, купеческие караваны привозили из дальних стран не только товары, но и сказки, песни, легенды… Наиболее известны были в Древнем мире, пожалуй, финикийские купцы.

    В средневековом обществе купцы объединяются в торговые гильдии (подобно тому, как объединяются в цеха ремесленники). И хотя такие гильдии защищают интересы купцов, всё-таки риск, связанный с торговыми операциями, у каждого свой – и успех (или наоборот, провал) тоже. Поэтому купец в Средние века – это особый человек, отличающийся от прочих людей той эпохи прежде всего «курсом на индивидуализированность», меньшую связь с общиной, чем у крестьянина или даже у ремесленника. Деятельность купца требовала умения читать, писать, считать – в то время как рыцари и даже герцоги зачастую были неграмотными… В определённом смысле средневековых купцов можно считать провозвестниками грядущих эпох – Возрождения и Нового времени, когда именно из купечества формируется класс владельцев мануфактур, в перспективе – капиталистов.

    Существовало купечество и в нашей стране. В Древней Руси главными торговыми путями были реки – не случайно именно на их берегах возникали города. С XIII века Русь оказывается включена в систему Великого шёлкового пути, и главная нагрузка ложится на сухопутный транспорт – товары возят на лошадях. Вплоть до появления железных дорог в XIX веке именно гужевой транспорт был основой торговли, породив попутно знаменитые ямщицкие песни, которые так любят включать в репертуар современные академические певцы – особенно с русским народным оркестром.

    Зародившись в Древней Руси, купечество в XVIII в. становится полупривилегированным сословием. Переломным моментом стала гильдейская реформа 1775 г., когда купцам было предписано вместо подушной подати выплачивать гильдейский взнос в размере 1% от размера капитала. Не всем это оказалось по силам – количество купцов сократилось до 12% от прежнего их числа. Правда, ситуация изменилась после Жалованной грамоты городам 1785 г., предоставившей купцам монополию на торговлю. Согласно этому акту, купцы разделялись на три гильдии: купцы 1й гильдии имели право свободно передвигаться по стране («паспортная льгота»), вести заграничную торговлю и владеть морскими судами, а 2й гильдии – речными, и те, и другие освобождались от рекрутской повинности, владели заводами и фабриками. Купцы третьей гильдии занимались мелкой торговлей и содержали постоялые дворы.

    Одновременно скалдывается специфический купеческий быт, как бы сказали сейчас – «стиль жизни», воспетый А.Н.Островским: большая семья патриархального склада, как правило, многодетная, зачастую помимо родных детей были приёмные – т.н. «воспитанники». Дети купцов уже в 15-16 лет включались в профессиональную деятельность: вели конторские книги, работали в лавках и даже ездили в другие города заключать торговые сделки. Жена купца далеко не всегда была таким бесправным существом, как это иногда представляют: если она сама была из купеческого рода, то могла иметь собственное купеческое свидетельство, самостоятельно вести дела и даже заключать сделки с собственным мужем. Правда, не всегда жена купца была купеческой дочерью: купцы часто женились на мещанках – представительницах низшего слоя городского сословия (видимо, именно такова была судьба Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза» и Катерины Измайловой, героини рассказа Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

    Отличала купцов и своеобразная манера одеваться: картуз, длиннополый сюртук из тёмно-синего крепа или толстого сукна, сапоги с высокими голенищами, нередко – смешение стилей: шуба и цилиндр. Впрочем, со временем купцы всё больше переходят на европейский стиль одежды (вспомним Вожеватова из драмы А.Н.Островского «Бесприданица»: «по костюму европеец»).

    Что касается людей искусства, то они, как правило, купцов не жаловали: купец в литературе обычно обманщик, мошенник, скупец, семейный деспот и недалёкий человек. Нередко высмеивается желание купцов стать вровень с дворянами – впрочем, у тех тоже свои интересы: разорившийся дворянин не прочь выгодно жениться на дочке богатого купца… Дело доходило даже до серьёзных конфликтов на этой почве: после выхода пьесы А.Островского «Свои люди – сочтёмся» московское купечество потребовало принять меры в отношении автора, и писатель пять лет находился под надзором полиции…

    В каком соотношении с реальностью находились такие литературные образы? Конечно, назвать их стопроцентной клеветой нельзя – всё это действительно было. Но как всякий литературный тип, они преувеличены – были среди купцов и люди, отличающиеся высокой культурой, такие нередко становились меценатами. Вспомним Савву Мамонтова, к чьим советам прислушивался даже Ф.Шаляпин! Купеческая династия Демидовых создавала промышленность Урала… словом, роль купечества в истории нашей страны в частности и цивилизации вообще трудно переоценить!