Кто они, чуваши? Чуваши - тюрки? Впечатление от просмотра фильма «Тюркские народы России» на канале «Мир

16.06.2019

Чуваши относятся к тюркоязычным народам, хотя в формировании нации участвовали и другие. Древние предки чувашей были кочевниками. Они прошли путь от Великой Китайской стены до Приазовья. В болгарском кинофильме "Хан Аспарух" показано, как под натиском хазар произошел распад Приазовской Болгарии (VII в). Одна группа во главе с ханом Аспарухом (аспарум, совет дающий) переправилась через Дунай и образовала свое государство, которое просуществовало немногим более двух веков, а затем растворилась в массе славян.

Другая группа отошла к Кавказским горам. Она сохранилась до наших дней и составила основу балкарской народности.

Третья группа, видимо, более многочисленная, перекочевала на Среднюю Волгу. Здесь она, как государство и национальное формирование, просуществовала до монгольского нашествия (1236 г). Столицей государства был город Великий Булгар, по тем временам крупный культурный центр. Булгары и сувары (чуваши) являлись основными населявшими его этническими группами. А те чуваши, которые живут в наше время - в Татарии, Башкирии, других регионах страны, являются переселенцами позднего времени, уже после принятия христианства.

Чуваши - практически единоязычный народ по литературному языку, хотя наличествуют два диалекта: виръял - у верховых и анатри - у низовых чувашей. Благодаря единому литературному языку не было надобности издания книг и периодической печати на названных диалектах, как у мордвы - эрзя и мокша.

После Октябрьской революции чувашская нация вступает в пору своего интенсивного развития, что проявляется в формировании рабочего класса и национальной интеллигенции. Ныне в годы перестройки этот процесс заметно активизировался. В Чувашии, в отличие от других регионов страны, нет проявлений национального экстремизма, межнациональной розни. Видимо, сказались давние традиции дружного совместного проживания русских, чувашей, татар. Чуваши всегда были восприимчивы ко всему русскому как к своему кровному, родному. Уважение к русскому соседу всегда являлось замечательной национальной чертой чувашей. И это спасло республику от распрей на национальной почве.

Как выглядели поселения чувашей

Чуваши в далеком прошлом селились в лесах, вдоль рек и глубоких оврагов. Это объяснялось необходимостью обезопасить себя от набегов кочевников, ушкуйников, татарских наездников. Несколько позже скрывались от русских властей. Казанские ханы и царские наместники обирали и без того нищих крестьян, собирали подать. За неуплату подвергали избиению нагайками и березовыми розгами. Гнет сильных и богатых наложил свой отпечаток на характер людей. Предки о чувашей не раз были биты хазарами, татаро-монголами, дружинами русских князей, бедный люд побои получал еще от своих богачей, мура и тарханов.

Как выглядели чувашские поселения? Избы-полуземлянки располагались вокруг дворов родоначальников, либо группами по семейному принципу. Так было легче обороняться от нападающих. Нашим предкам нужна была круговая оборона. Входная дверь и оконца в жилищах прорубались в стенах со стороны двора. Оконца - размером в половину двух бревен, чтобы не пролез человек. Стекол не было, вместо них натягивались бычьи пузыри, промасленные, чтобы проникал свет. В ночное время зажигали сосновые лучины, которые трещали и чадили дымом, поэтому наиболее ценное - шкурки зверьков, зерно и бортевой мед - хранилось в амбарах.

По образцу русских чувашские деревни принимают прямолинейную застройку. Бычьи пузыри заменяются стеклом, увеличиваются размеры оконных проемов, появляются ворота с шатровой крышей. К дому пристраивается крыльцо. В палисадниках высаживаются сирень и акация, на улицах - ветла.

Леса одаривали человека орехами, грибами, ягодами, диким медом. На распаханных сохою полянах колосилась рожь, зрел ячмень, наливалась полба. Пшеница в северной части республики стала культивироваться лишь в советский период. Картофель внедрялся в петровскую эпоху, но, прямо скажем, из-под палки. В настоящее время его сажают повсеместно, он стал вторым хлебом. К сожалению, в последние 20-30 лет картофель все больше и больше теряет свой товарный вид и вкусовые качества. Содержание нитратов в нем растет из-за бесконтрольного применения на полях химических удобрений и ядохимикатов.

Национальной пищей чувашей издревле являлся уйран - снятое молоко, пахтанье. Но уйран теперь помнят только старики, он вытесняется кефиром, который по вкусу значительно уступает уйрану. Гордость и радость крестьянского стола - шарттан (шыртан) - всегда являлся праздничной пищей. Но теперь и он потерял свои прежние качества, к тому же стал большим дефицитом. Даже некогда популярное кагай-шюрбе - суп из субпродуктов - стало редкостью.

Чуваши любили леса. Этим, пожалуй, можно объяснить распространение в наше время зеленых посадок вдоль дорог.

В лесных чащобах жили языческие Боги и Духи. Одни оберегали человека от несчастий, другие творили зло. Одни покровительствовали животноводству, другие - насылали болезни, мор, падеж скота. Милости богов и духов чуваши добивались подношениями, чествованиями. Молили богов и духов о дожде, об урожае, обильном медосборе, отмечали день первого каравая, упрашивали духа ветров, чтобы не гневался, не срывал солому с ветхих крыш, не нагонял грозовых туч с градом. Отмечали начало строительства дома, даже возведение ограды вокруг участка. Суеверие наших предков этим не ограничивалось. Надеялись: стоит успеть высказать вслух пожелание при блеске зарницы, как все сбудется. Бабки-повитухи преподносили дар березе - медную копейку, верили: это облегчит роженице роды. И почти во всех случаях чюка (моления) варили кашу, кисель, затевали жертвенное пиво.

Большая часть чуваш довольствуется холщовыми штанами; сапоги среди них тоже редкое явление; в столе у чуваш наблюдается хлебная скудность; лишь богатые, имея достаточно скота, режут себе на мясо, а изредка даже и покупают его. Большинство же чрезвычайно редко пробует мясной пищи, обыкновенный же обед и ужин у них составляют: пустые щи или картофельная похлебка и хлеб, иногда пирог из тех же материалов; хотя у большинства чуваш имеются куры во дворе, но яйца от них обыкновенно все продаются, равно как и птица. Молоком чуваши питаются только летом, а по зимам они даже не доят коров, так как от плохого корма зимою у коров пропадает молоко; даже богатые чуваши, например, торговцы, отправляясь в дальний путь, берут с собою из дома достаточный запас хлеба.

Лапти - один из древнейших видов обуви. Промысел лаптеплетения насчитывает тысячелетия. Это подтверждается археологическими находками специального орудия труда - кочедыка. На лапти человек употреблял лыко, бересту и кожу. У чувашей этот вид обуви сохранился до пятидесятых годов XX века. Чувашские лапти отличались от лаптей русских и мордвы своим изяществом, строгостью формы, способом плетения. Более ценными считались лапти, плетенные из вязового лыка: в сухую погоду они дольше носились. Интересно, что для женщин и девушек лапти плелись по-разному. Выходные девичьи лапти отличались тонкостью работы. Лыко тоже употреблялось более узкой резки. Веревки сплетали из льноволокна. На период весеннего таяния снега к лаптям подшивали колодки (каптарма). Они спасали от намокания. Колодки делали из липы с фигурным вырезом углов и снятием кромки.

Лапти носили вместе с портянками и онучами. Первые использовались в летнее время; ткали их на кустарных станках из конопляной нити, а онучи - из шерстяной. Они мало спасали от холода и морозов. Женщины пользовались онучами даже в летнюю пору. Дело в том, что в давно прошедшие времена в лесах Чувашии было много змей. Онучи предохраняли ноги от их укусов.

Овечья шерсть употреблялась в изготовлении кошмы. Растелит кошму чуваш непосредственно на земле, а под голову положит шкуру козла - и спит спокойно: змей не тронет. Могут помешать блохи. Их много собиралось в кошме. После долгой зимы крестьянин выносил кошму на солнце и выбивал блох и пыль палкой.

Что ценного имел мужик? Тулуп и полушубок. Но эта одежда была доступна не каждому. Бедняк в лютые морозы кутался в чапан (армяк), сшитый из шерстяного полотна, и дрожал как осиновый лист. Но у чувашей тоже были свои радости, праздники, юбилеи, хороводы. В такие дни чуваши надевали все самое лучшее: женские головные уборы из серебряных монет, красивые пояса, расшитые рубашки.

Какимими чертами лица отличаются чуваши от других нации.

  1. Чувши умнее и татар на 1000%, поэтому они у нас под гнетом,
  2. немного монголоидные черты лица, а так вс в совокупности надо брать: и цвет кожи и манера общения
  3. круглолицые немного раскосые. приметил когда был шапушкаре;-)))
  4. чуваши и русские одинаковые
  5. Чувашей легко от русских отличить. Чувашский (Волжскоболгарский тип) У них сочетается очень много этнических признаков, взятых у других народов: кавказцев, марийцев, удмуртов, частично мордвы-эрзи, славян, но многие из них похожи на типичных тюрков и в основном монголиды, то есть представители уральского типа. Европеоидов не так много, но и они встречаются. Самые близкие по внешности народы это казанские татары, марийцы и удмурты.
  6. Резко выпирающими чувашалами
  7. Монгольское нашествие и последовавшие за ним события (образование и распад Золотой Орды и возникновение на ее развалинах Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Hогайской Орды) вызвали значительные передвижения народов Волго-Уральского региона, привели к разрушению консолидирующей роли болгарской государственности, ускорили складывание отдельных этносов чувашей, татар и башкир, В ХIV начале ХV в. , в условиях гнета, около половины оставшихся в живых болгаро-чувашей переселились в Приказанье и Заказанье, где от Казани на восток до средней Камы образовалась Чувашская даруга.
    Формирование чувашской народности

    девушка в национальном чувашском костюме

    Чуваши-(самоназвание чаваш) ; включает также близкие к основному этносу народности: вирьял, тури, анатри, анатенчи, народ общей численностью 1840 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 1773 тыс. чел. , в т. ч. Чувашия - 907 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан - 22 тыс. чел. , Украина - 20 тыс. чел. , Узбекистан - 10 тыс. чел. Язык - чувашский. Основное вероисповедание православное христианство, сохраняется влияние язычества, есть мусульмане.
    Чуваши делятся на 2 группы:
    верхние чуваши (вирьял, тури) север и северо-восток Чувашии;
    нижние чуваши (анатри) юг Чувашии и за е пределами.
    Иногда выделяют луговых чувашей (анат енчи) центр и юго-запад Чувашии.
    Язык чувашский. Является единственным живым представителем булгаро-хазарской группы тюркских языков. Имеет два диалекта низовой (укающий) и верховой (окающий) . Многие чуваши владеют татарским и русским языками.
    Ну и, собственно, ответ на вопрос: Антропологические типы Приуралья и Поволжья (коми, мордва, чуваши, башкиры и др.) , занимающие промежуточное положение между европеоидами и монголоидами, по своим морфологическим особенностям характеризуются таким комплексом признаков, который включает в себя как европеоидные, так и монголоидные черты. Для них характерен средний и низкий рост, пигментация кожи, волос и глаз несколько темнее, чем у северных и центральных европеоидов, волосы жестче, с преобладанием прямой формы, однако по сравнению с монголоидами пигментация светлее и волосы мягче. Лицо короткое, выступание скул среднее и сильное, но меньше, чем в монголоидных группах, переносье среднее и низкое, нос короткий, часто с вогнутой спинкой, встречается эпикантус.
    Вероятнее всего слово чувашалы, это какой то местный диалект, буду благодарна, если Вы разъясните, что это.
    ссылка заблокирована по решению администрации проекта
    КСТАТИ
    Чапаев родился 28 января (9 февраля) 1887 года в деревне Будайка (сейчас это территория г. Чебоксары) , в семье бедняка. По национальности эрзя (эрз. чапомс рубить (сруб)) . Предки Чапаевых ходили по деревням по найму, рубили срубы и отделывали дома. По распространенной в Чувашии версии национальность Чапаева чуваш (чув. чап пригожесть, красота) , в иных источниках русский.

  8. только шупашкарами))
  9. Это наверное грустно, но народы поволжья, чуваши (мокша и эрьзя) и казанские татары согласно эпидемиологическим исследованиям, по антигенам главного комплекса гистосовместимости (HLA) не отличаются от русских, проживающих в тех же местах, при этом русские, проживающие в других районах отличаются от русских, проживающих в указанных республиках.
    То есть генетически население однородно, но язык и культура конечно разные.
    Поэтому всерьз говорить об физиономических отличиях у чувашей не приходится. Могу лишь сказать, что люди из Ваших крав очень симпатичные, даже красивые и добродушные.
  10. Чуваши - сборная, смесь ЕВРОПЫ и АЗИИ. У меня мать была русоволосая, отец - с очень темными волосами (понтийского типа). Оба - европеиды.
  11. я бы так не сказал, что русские и чуваши одинаковые. Теперь, давайте расставим по убывающей. От европеоидности к могнголоидности народов Поволжья: Кершеннр, Татар-мишрлр (62 понтиды, 20 СЕ, 8 монголоиды, 10 сублаппоноиды), мордва-мокша (близки к мишарям не только по культуре, но и в антропологии), мордва-эрзя, казанла (казань татарлары), чуваши (11 - выраженные монголоиды, из них 4% чистые, 64 переходные между монголидами и европеоидами, с перевесом евро- , 5% - сублаппоноиды, 20% - понтиды (среди низовых), СЕ, балтиды
  12. По отцу я чуваш, так если у бабушки были азиатские черты лица., то у деда лицо было европейское..
  13. Не видел чувашей. Может Чапаев чуваш?
  14. никакими

И поведение. В центре европейской части России проживают чуваши. Характерные черты характера неотъемлемо связаны с традициями этих удивительных людей.

Истоки народа

На отдалении около 600 километров от Москвы расположен город Чебоксары, центр Чувашской республики. На этой земле проживают представители красочного этноса.

Существует много версий о происхождении этого народа. Наиболее вероятно, что предками были тюркоязычные племена. Эти люди начали мигрировать на запад еще во II веке до н. э. Ища лучшей доли, они пришли на современные территории республики еще в VII-VIII веках и триста лет спустя создали государство, которое было известно как Волжская Булгария. Отсюда и пошли чуваши. История народа могла бы быть другой, но в 1236 году государство разбили монголо-татары. Часть людей сбежала от завоевателей на северные земли.

Название этого народа с киргизского переводится как «скромные», по старому татарскому диалекту - «мирные». Современные словари утверждают, что чуваши - это "тихие", "безобидные". Впервые название упоминается в 1509 году.

Религиозные предпочтения

Уникальна культура этого народа. До сих пор в обрядах прослеживаются элементы Передней Азии. Также на стиль повлияло тесное общение с ираноязычными соседями (скифами, сарматами, аланами). Не только быт и хозяйство, но и манеру одеваться перенимали чуваши. Внешность, особенности костюма, характер и даже религия их получены от соседей. Так, еще до присоединения к Российскому государству эти люди были язычниками. Верховного бога звали Тура. Позже в колонию начали проникать другие веры, в частности христианство и ислам. Поклонялись Иисусу те, кто обитал на землях республики. Аллах стал главой тех, кто жил за пределами области. В ходе событий носители мусульманства отатарились. Все же на сегодняшний день большая часть представителей этого народа исповедует православие. Но дух язычества до сих пор ощущается.

Слияние двух типов

Различные группы повлияли на внешность чувашей. Больше всего - монголоидная и европеоидная расы. Именно поэтому практически всех представителей этого народа можно разделить на светловолосых финских и представителей темного Белокурым присущи русые волосы, серые глаза, бледность, широкий овал лица и небольшой нос, кожа часто покрыта веснушками. При этом по виду они несколько темнее европейцев. Локоны брюнетов нередко завиваются, глаза темно-коричневого цвета, узкой формы. У них плохо выражены скулы, вдавленный нос и желтый тип кожи. Здесь стоит отметить, что их черты мягче, чем у монголов.

Отличаются от соседних групп чуваши. Характерные для обоих типов - небольшой овал головы, переносица низкая, глаза сужены, маленький аккуратный рот. Рост средний, к полноте не склонные.

Повседневный образ

Каждая народность - уникальная система обычаев, традиций и верований. Не стало исключением и С давних времен эти люди в каждом доме самостоятельно изготавливали сукно и холст. Из этих материалов шили одежду. Мужчинам полагалось носить холщовую рубаху и штаны. Если становилось прохладно, к их образу добавлялись кафтан и овечья шуба. Имели присущие только себе узоры чуваши. Внешность женщины удачно подчеркивали необычные орнаменты. Все вещи были украшены вышивкой, в том числе и расклиненные рубахи, которые носили дамы. Позже модными стали полосы и клетка.

В каждой ветви этой группы были и есть свои предпочтения по цвету одежды. Так, юг республики всегда отдавал предпочтение насыщенным оттенкам, а северо-западные модницы любили светлые ткани. В наряде каждой женщины присутствовали широкие татарские штаны. Обязательным элементом является фартук с нагрудником. Его особенно усердно украшали.

В общем, очень интересна внешность чувашей. Описание головного убора стоит выделить отдельным разделом.

Статус определяли по шлему

Ни один представитель народа не мог ходить с непокрытой головой. Так возникло отдельное течение в направлении моды. С особой фантазией и страстью украшали такие вещи, как тухья и хушпу. Первую носили на голове незамужние девушки, вторая была только для семейных женщин.

Сначала шляпка служила как талисман, оберег от несчастья. К такому амулету относились с особым уважением, украшали дорогим бисером, монетами. Позже такой предмет не только украшал внешность чувашей, он стал говорить о социальном и семейном положении женщины.

Многие исследователи считают, что форма убора напоминает Другие дают прямую ссылку к пониманию конструкции Вселенной. Ведь по представлениям этой группы земля имела четырехугольную форму, а посередине стояло древо жизни. Символом последнего была выпуклость по центру, что отличало замужнюю женщину от девушки. Тухья была заостренной конусной формы, хушпу - округлая.

С особой скрупулезностью выбирали монеты. Они должны были быть мелодичными. Те, что свисали с краев, ударялись друг о друга и звенели. Такие звуки отпугивали злых духов - в это верили чуваши. Внешность и характер народа находятся в непосредственной взаимосвязи.

Код орнамента

Славятся чуваши не только душевными песнями, а и вышивкой. Мастерство росло с поколениями и передавалось по наследству от матери к дочери. Именно в орнаментах можно прочитать историю человека, его принадлежность к отдельной группе.

Главная вышивки - четкая геометрия. Ткань должна быть только белого или серого цвета. Интересно, что украшали одежду девушки только до свадьбы. В семейной жизни на это не хватало времени. Поэтому то, что сделали в молодости, носили всю оставшуюся жизнь.

Вышивка на одежде дополняла внешность чувашей. В ней была зашифрована информация о сотворении мира. Так, символически изображали дерево жизни и восьмиконечные звезды, розетки или цветки.

После популяризации фабричного производства изменились фасон, цвет и качество рубахи. Старшие люди долго горевали и уверяли, что такие изменения в гардеробе навлекут беду на их народ. И действительно, с годами истинных представителей этого рода становится все меньше.

Мир традиций

Многое о народе говорят обычаи. Одним из самых колоритных ритуалов является свадьба. Характер и внешность чувашей, традиции сохраняются до сих пор. Стоит заметить, что в давние времена на свадебной церемонии не присутствовали священники, шаманы или официальные представители власти. Засвидетельствовали создание семьи гости действа. А посещали дома родителей молодоженов все, кто знал о празднике. Интересно, что развод как таковой не воспринимался. По канонам влюбленные, которые сочеталась перед родными, должны быть верными друг другу до конца жизни.

Раньше невеста должна была быть старше мужа на 5-8 лет. На последнее место при выборе партнерши ставили чуваши внешность. Характер и менталитет этих людей требовал, чтобы в первую очередь девушка была трудолюбивой. Отдавали барышню замуж после того, как она освоит домашнее хозяйство. Взрослой женщине также поручали воспитать юного мужа.

Характер - в обычаях

Как уже ранее упоминалось, само слово, от которого произошло название народа, с большинства языков переводится как "миролюбивый", "спокойный", "скромный". Такое значение абсолютно соответствует характеру и ментальности этого народа. По их философии, все люди, как птицы, сидят по разным веткам большого дерева жизни, каждый другому - родственник. Поэтому их любовь друг к другу безгранична. Очень мирные и добрые люди чуваши. История народа не содержит информации об атаках невинных и произволе в отношении других групп.

Старшее поколение хранит традиции и живет по старой схеме, которую усвоили от родителей. Влюбленные до сих пор женятся и клянутся в верности друг другу перед родными. Часто устраивают массовые гуляния, на которых звонко и мелодично звучит чувашский язык. Люди надевают лучшие костюмы, вышитые по всем канонам. Варят традиционный бараний суп - шурпу, и пьют пиво собственного приготовления.

Будущее в прошлом

В современных условиях урбанизации традиции в деревнях исчезают. Вместе с этим мир теряет самостоятельную культуру, уникальные знания. Тем не менее правительство России нацелено ​​на то, чтобы максимально заинтересовать современников прошлым разных народов. Не исключение и чуваши. Внешность, особенности быта, колорит, обряды - все это очень интересно. Чтобы показать молодому поколению культуру народа, проводят импровизированные вечера студенты университетов республики. Говорят и поют молодые люди при этом на чувашском языке.

Проживают чуваши на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, поэтому успешно прорывается их культура в мир. Представители народа поддерживают друг друга.

Недавно на чувашский язык была переведена главная книга христиан - Библия. Процветает литература. Орнаменты и одежда этноса вдохновляют известных дизайнеров на создание новых стилей.

До сих пор есть села, где еще живут по законам племени чуваши. Внешность мужчины и женщины в таких поседениях традиционно народная. Великое прошлое сохраняется и почитается во многих семьях.

В России проживают представители 304 народов и этнических групп. Именно такая цифра вырисовывается из опубликованных итогов переписи населения России 2010 года: 194 народа есть в основном списке национальностей и еще 110 народов - в списке "Указавшие другие ответы о национальной принадлежности".
41 народ России, согласно переписи, насчитывает более 100 тысяч человек. После присоединения Крыма к России в марте 2014 года число крымских татар в России увеличилось с двух до 250 тысяч. Таким образом, в России сейчас 42 народа численностью свыше 100 тысяч.

Самым красивым (на мой взгляд или по итогам голосований на сайте) женщинам этих крупнейших народов России посвящен данный рейтинг. Женщинам российских народов численностью менее 100 тысяч человек посвящен .

Место рождения при определении принадлежности к России не учитывалось, учитывалось только гражданство / постоянное место жительства.

42 место по численности в России занимают (103,4 тыс.). Самая красивая киргизка России, по результатам на сайте, - модель из Москвы Бегимай (Майя) Абибова . Рост 175 см., вес 51 кг., параметры фигуры 86-61-88.

41 место - ногайцы (103,6 тыс.). Самая красивая ногайка России - Динара Эльгайтарова (род. 25 марта 1985, Актау, Казахстан) - модель, участница 3-го сезона реалити шоу "Топ-модель по-русски". Живет в Москве. Отец Динары - ногаец, мать - татарка. Рост 176 см., параметры фигуры 83-60-91. Страница ВК - https://vk.com/id2444532

40 место - турки (105 тыс.). На сайте есть , но российских турчанок там нет, т.к. я пока не знаю ни одной известной турчанки, живущей в России.

39 место - балкарцы (112,9 тыс.). Самая красивая балкарка - певица .

38 место - адыгейцы (124,8 тыс.). Самая красивая адыгейка - певица Фатима Дзибова (род. 18 сентября 1991, Адыгейск, Адыгея). Страница ВК - https://vk.com/fatimadzibova

37 место - табасараны (146, 3 тыс.). Самая красивая табасаранка - легкоатлетка (род. 3 июня 1982, Волгоград). Отец Елены по национальности - табасаранец, а мать - русская. Елена Исинбаева установила 28 мировых рекордов в прыжках с шестом, дважды стала Олимпийской чемпионкой (Афины-2004 и Пекин-2008), множество раз выигрывала чемпионаты мира и Европы, заслужив звание лучшей прыгуньи с шестом всех времен и народов. Исинбаева трижды (2004, 2005 и 2008 годы) признавалась лучшей спортсменкой по версии Международной ассоциации легкоатлетических федераций, а также дважды (2007, 2009 годы) побеждала в номинации "Лучшая спортсменка" на вручении престижной спортивной премии Laureus World Sports Awards.

36 место - корейцы (153,1 тыс.). Самая красивая кореянка России - телеведущая Марина Ким . Её отец - кореец, мать - русская.

35 место - молдаване (156,4 тыс.). Самая красивая молдаванка России - российская актриса Лянка Грыу (род. 22 ноября 1987, Москва).

34 место - евреи (156,8 тыс.). Самая красивая еврейка России - советская и российская актриса, народная артистка СССР . В 1999 году в опросе газеты "Комсомольская правда" Элина Быстрицкая была признана "самой красивой женщиной уходящего века". Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье.

33 место - грузины (157,8 тыс.). Самая красивая грузинка России - российская журналистка и телеведущая Тина (Тинатин) Канделаки (род. 10 ноября 1975, Тбилиси).

32 место - лакцы (178,6 тыс.). Самая красивая лачка России - певица Сабина Алиева .

31 место - калмыки (183,3 тыс.). Самая красивая калмычка - Ирина Туманова - представительница Калмыкии на конкурсе "Мисс Россия 2013", где она стала Второй вице-Мисс и победила в номинации "Народный выбор". Рост Ирины Тумановой 177 см, параметры фигуры 83-62-92. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id31671589

30 место - таджики (200,3 тыс.). Самая красивая таджичка - российская актриса Саёра Сафари (род. 21 марта 1991, Душанбе, Таджикистан). Её настоящая фамилия - Сафарова .

29 место - цыгане (204,9 тыс.). Самая красивая цыганка России - Ляля (Ольга) Жемчужная (род. 31 мая 1969) - российская актриса и певица, заслуженная артистка России. С 16 лет работает в московском цыганском театре "Ромэн" (там же работает её мать - Екатерина Жемчужная). Снимается в кино с 1982 года. Наиболее известная роль - цыганка Аза в одноименном фильме 1987 года.

28 место - карачаевцы (218,4 тыс.). Самая красивая карачаевка - певица (род. 18 декабря 1989, Черкесск, Карачаево-Черкесия). Официальный сайт - http://alikabogatyreva.ru/

27 место - коми (228,2 тыс.). Знаю очень мало известных женщин-коми, поэтому пока не определился с кандидатурой самой красивой представительницы этого народа.

25 место - тувинцы (263,9 тыс.). Самая красивая тувинка - Алдынай Ооржак - представительница Тывы на конкурсе "Miss Asia Moscow 2013" (заняла третье место).

23 место - немцы (394,1 тыс.). Самые красивые немки России - российские актрисы Татьяна и Ольга Арнтгольц (род. 18 марта 1982). Они сестры-близнецы и немки по отцу.

Татьяна Арнтгольц

Ольга Арнтгольц

22 место - ингуши (444,8 тыс.). Самая красивая ингушка - актриса и певица Тамара Яндиева (род. 23 июля 1955, Караганда, Казахстан). Народная артистка Ингушетии. Снялась в 17-ти советских фильмах. Больше всего зрителям актриса запомнилась по трилогии о Шахерезаде из сказок 1001 ночи. В первой картине "И еще одна ночь Шахерезады…" Тамара Яндиева появилась в образе Аноры, дочери купца Карабая. А в двух последующих ("Новые сказки Шахерезады" и "Последняя ночь Шахерезады") играла принцессу Эсмигюль. Официальный сайт Тамары Яндиевой - http://yandieva.ru/

Тамара Яндиева в роли принцессы Эсмигюль в фильме "Новые сказки Шахерезады"

21 место - буряты (461,3 тыс.). Самая красивая бурятка - модель Мария Шантанова . После окончания школы в Улан-Удэ уехала на учебу в Китай, где стала лицом "Nesсafe Gold" в Китае, Гонконге, Тайване и Макао. Исполнила главную роль в 6-й серии проекта "Говорим на бурятском". Рост 167 см, параметры фигуры 86-60-88. Страница ВК - https://vk.com/maria_shantanova

19 место - якуты (478 тыс.). Самая красивая якутка - - мисс Виртуальная Якутия 2006, самая успешная якутская модель, востребованная в России и за рубежом. Рост 178 см, параметры 89-58-90. Страничка на "Фейсбуке" - facebook.com/polina.protodyakonova

18 место - кумыки (503 тыс.). Самая красивая кумычка - Зоя Гасанова - автор и ведущая программы "Свадебный сезон" на дагестанском тв. Страница ВКонтакте - https://vk.com/zoya_gasanova

17 место - кабардинцы (516,8 тыс.). Самая красивая кабардинка России - певица Сати (Сатаней) Казанова (род. 2 октября 1982, Верхний Куркужин, Кабардино-Балкария).

16 место - белорусы (521,4 тыс.). Самая красивая белоруска России - российская актриса (род. 9 мая 1987, Минск). Страница "В Контакте" - http://vk.com/id7184782

15 место - осетины (528,5 тыс.). Самая красивая осетинка - модель . Страница на Инстаграме - http://instagram.com/aniaguri

14 место - марийцы (547,6 тыс.). Я пока не нашел известных красавиц среди мариек.

13 место - удмурты (552,3 тыс.). Самая красивая удмуртка - певица Светлана (Свети) Ручкина (род. 25 сентября 1988). Является вокалисткой удмуртоязычной рок-группы Silent Woo Goore.

12 место - даргинцы (589,3 тыс.). Самая красивая даргинка - певица Марина Мустафаева .

9 место - мордва (744,2 тыс.). Мордва - это русское собирательное название двух разных народов: мокша и эрзя.

Самая красивая мордовка-эрзянка России - Ольга Каниськина (род. 19 января 1985, Саранск) - легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России.

Самая красивая мордовка-мокшанка - Светлана Хоркина (род. 19 января 1979, Белгород) - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы.

8 место - аварцы (912 тыс.). Самая красивая аварка - российская писательница, литературный критик, журналистка (род. 23 сентября 1985, Москва). Книги Ганиевой переведены на многие языки, она получила несколько литературных премий. В 2015 году газета «The Guardian» включила Ганиеву в топ-30 самых талантливых москвичей моложе 30-ти лет. Страница Алисы ВКонтакте - https://vk.com/id1788012

6 место - чеченцы (1,431 млн.). Самая красивая чеченка - чеченская певица и танцовщица ансамбля "Ловзар" Макка Сагаипова (род. 14 февраля 1987, Грозный). Сагаипова выпустила два альбома "Я дочь твоя - Чечня" (2004) и "Безам / Любовь" (2005), однако после замужества из-за неодобрения родственников мужа вынуждена была на время прекратить творческую деятельность. В конце 2011 года Макка Сагаипова вновь вернулась к пению.

5 место - чуваши (1,435 млн.). Самая красивая чувашка - модель Роза (Розалия) Муравьева . Русскоязычные источники сообщают, что она выиграла конкурс Супермодель мира / Supermodel of the World в 1998 году, в то время как в англоязычных источниках указывается, что Муравьева заняла тогда второе место, а выиграла англичанка Абрамова . В 2008 году Алсу выпустила альбом песен на татарском языке: "Я горжусь, что татарка, и всегда помню свои корни. Первую песню на татарском языке я записала еще в 2000 г., но это - мой первый альбом, где исполняю все песни на родном языке. Я давно обещала осуществить этот проект, счастлива, что сдержала слово и рада представить альбом своим землякам - татарстанцам". Официальный сайт Алсу - alsou.ru

Крупнейший народ России - русские (111 млн.). Самая красивая русская - Ирина Алфёрова (род. 13 марта 1951, Новосибирск) - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. Известные роли в кино: Дарья (Хождение по мукам, 1977), Констанция (Д’Артаньян и три мушкетёра, 1979), Ксения (Василий Буслаев, 1982), Алёна (Ермак, 1996).

Ирина Алфёрова в роли царицы в фильме "Осенние колокола" (1978)

В этом утверждении есть доля правды. Любая смена этнонима связана с генетическим дрейфом народа. Сегодняшние чуваши это не только сувары, это и булгары – потомки гуннов (вунногуры и т.п.), это и очувашенные марийцы (вирьял) и обломки различных наций влившихся в сферу чувашской культуры. Генетики признали, что средненизовые чуваши близки генетически ранним тюркам, то есть гуннам. Но как быть с остальной массой чувашей? Сегодня антропологическая школа Чувашии уничтожена, но именно антропологи утверждали: «чуваши на 98% европеоиды; марийцы, мордва на 82%, а татары и башкиры на 60%». Если чуваши тюрки, то почему такая большая разница в показателях европеоидности по отношению к тюркам (татарам и башкирам)?
Просматривая фильм о чувашах-тюрках, возникают следующие мысли:
- в фильме постулируется мысль, что тюрки это не антропологическое, а культурное сообщество, этим объясняется разница в антропологии чувашей и других тюркских народов. Но в таком случае, чем объяснить мощную культурную разницу между чувашами и тюркскими народами: в религии, искусстве, укладе? Кроме того, исторически тюрки происходят от вполне конкретного предка - гуннского племени тюкюе (тюгю), значит, все-таки, антропология является ключевым показателем единства тюркского сообщества.
- В фильме показаны ритуалы вокруг абашевских курганов. С точки зрения археологии, абашевцы не являются предками чувашей. Правда с точки зрения отношения чувашей к курганам, как к «Улăп тапри», подобные съемки возможны, только обрядов возле таких мест чуваши не производили, разве что только в тех случаях, когда на холме находилась киреметь.
- Во время обрядов пиво в огонь не плескали. Пиво, как и приношения, оставлялись на культовом месте. В огонь приносят жертвы марийцы.
- В фильме рассказывается о развитом хмелеводстве в Чувашии, но все должны понимать, ни о каком промышленном земледелии в республике после правления бывшего Главы администрации Чувашии говорить уже не приходится. Стоило бы сказать, что при каждом деревенском подворье раньше была своя пивоварня. Все русские названия, связанные с пивоварением булгаро-чувашские: хмель, солод, сусло и т.п.
- Обряд "ниме" (взаимопомощь) обычно проводился при строительстве дома или при полевых работах и был связан с личным участием в работе. При прежнем Главе администрации Чувашии этот обряд был низведен до уровня «добровольно-принудительных» денежных поборов. Не понятна связь между обрядом «ниме» и осенними посиделками «кĕр сари».
- Исторически, дрожжи в пиво стали пускать в позднее время, в период спаивания нации.
- Предполагают что пиво общетюркский напиток. Судя по названию «сăра» у чувашей и алтайцев, так действительно может показаться, однако, кто же на кого повлиял? Известно, что пивоварение зародилось в Месопотамии в 5 тысячелетии до н.э., а не на Дальнем Востоке. Назовите хоть один тюркский народ, где так же широко было развито пивоварение?
- Если чуваши тюркоязычные, то почему основные слова народа не вписываются в тюркскую лексику: например: хевель ("солнце" чув.) – гелиос (греческий). Почему тюрки кочевники, а чуваши древнейшие земледельцы? (Д.Ф. Мадуров. Тип уклада чувашского народа и его роль в экосистеме Волжско-Камского края // Экологический вестник Чувашской республики. - Чебоксары: 2000. - вып. 20. Д.Ф. Мадуров. Выверка уклада чувашей на примере артефактов культуры // От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем: Приложение к вестнику Российского философского общества. Материалы научной конференции. М.: 2000. - ч.1) Почему все тюрки поклонялись Тенгрихану, а у чувашей нет следов этого культа. Чуваши поклоняются Тура. Это имя бога переднеазиатского происхождения. Подробнее об этом в статье (Д.Ф. Мадуров. Переднеазиатско-чувашские культурные параллели. С.360-382 // Научно-педагогическое наследство В.Ф. Каховского и проблемы истории и археологии. Материалы научно-практической конференции. 19-20 декабря 2006 г. Книга 2. – Чебоксары, ЧГИГН, 2009).
- Слушая чувашскую песню в фильме, невольно вспомнил украинскую «На моем пидвирье выросла береза, Дайте ж нам горилки хей хо, дайте ж нам горилки хей хо. На моем пидвирье выросла береза». Так кто же у кого эту песню списал?
- Жаль что в фильме мало представлены серебряные украшения чувашей. Ужасно выглядят вышивки с цветочками вышитыми анилиновыми нитками. Верх пошлости, эта традиция появилась в 50-е годы, в период культивирования отрицания национальной культуры и подражания русской. Женщина в девичьем головном уборе просто смотрится смешно, также нелепо выглядит сочетание очков и этнографического костюма.
- В фильме утверждается, что принявшие ислам чуваши стали называться татарами. В этой фразе проглядывает смысл о родстве тюркоязычных чувашей и татар. Следует отдавать себе отчет, что эти процессы происходили в период татарского господства в регионе и их максимального культурного влияния. Точно такие же процессы происходят и сегодня, и с этой точки зрения большая часть православного русскоязычного населения тоже может указать на свои чувашские (булгаро-суварские корни). В то же время и в чувашской среде присутствуют следы генетической подпитки со стороны соседствующих народов.
- С удивлением узнаю, что чувашский язык существует и будет существовать благодаря переводу на него Библии. Вообще-то священные писания на «гуннском языке» вышли в свет еще в 530 году, но это ни коим образом не сказалось на сохранности языка и самих переводах. Конечно, мы можем только поблагодарить Российский Институт перевода Библии за очередной крупный (по нашим меркам) финансовый вклад. Вспомним, что на грант Английского Библейского общества миссионер-просветитель И.Я. Яковлев построил Чувашскую Симбирскую школу. Только основной целью этой мисси было отнюдь не развитие национальной культуры чувашей, а чисто миссионерские задачи, не даром по воспоминаниям учащихся Симбирской школы, в ней запрещалось петь народные чувашские песни. А с точки зрения Православной (ортодоксальной) церкви даже народный костюм является «языческим», о чем в своих пропагандистских статьях уже писала газета «Чебоксарские новости». Так что, получается, что нам подсунули очередной «троян» («троянского коня»).
После просмотра фильма появляется ощущение, что этот фильм создавался, чтобы еще больше разделить наш народ, либо его создавали некомпетентные в этих вопросах люди.