Краткий самоучитель игры на гитаре. Способы игры на гитаре

24.04.2019

Урок 1. Итак, вы решили заниматься на гитаре. Решили стать частью необъятного музыкального мира. Во-первых, решите для себя основные вопросы: «Чего вы хотите от своей игры на гитаре?», «С какой целью вы сели за гитару?». Во-вторых, вдумайтесь в слово «ИГРА на гитаре». Да-да, это именно ИГРА. Многие считают, что секреты успехов известнейших групп лежат именно в их «Убойных рифах» и «крутых сверхскоростных соляках». Ничего подобного. Процентов на 30% - это истина, но на остальные 70%, их секрет в исполнении. Мы не говорим о секрете с раскруткой продюсером или другими средствами, мы говорим только о том, что слышим у них. Весь напор и драйв идёт от исполнения. Так зачем же вы гитару взяли в руки? Задайтесь себе этим вопросом. Я вот перечислю, какие причины мы рассмотрим. Многие гитаристы иногда сами не могут ответить, зачем, но поверьте, главное, если вы действительно в рассматриваемых причинах добиться успехов, то ЗДЕСЬ ВАЖНА СТРАСТЬ. Стоит различать. Классические произведения написаны для исполнения другими музыкантами и если мы хотим передать чувства и мысли автора, то мы должны исполнять их произведения, как задумал автор, если вы, конечно, хотите показать, как вы умеете работать с произведением. Так, перечислим рассматриваемые причины заняться на гитаре:

1) Вы хотите стать известным музыкантом, гастролировать, записывать альбомы, иметь поклонников, деньги и т.п..

У меня, честно говоря, в мои молодые годы та же цель. ЗАПОМНИТЕ, зачем бы вы не взяли гитару в руки, даже если бренчите во дворах «Гражданскую оборону», то НИКОГДА не помешало бы техничное исполнение. Заблуждение то, что если играете во дворах, то вам не обязательно играть хорошо. Это не так. Наверняка, придёт какой-нибудь Ингви Мальмстин или Брайан Мэй из соседнего дома =) и своей страстной игрой (возможно, в отличие от вашей игры) всех ваших девчонок влюбит в себя =). Вот, надо всегда учится всему и быстрые соляки играть и заморачиваться с легато и прочими вещами. Поверьте, тогда вы так хорошо будете «играть аккордами», что действительно будете завораживать своей игрой своих слушателей. Изначально у меня была цель бренчать во дворах, влюблять девчонок в себя. На начальном этапе это получалось. Тогда мне было 11. Сейчас 16, у меня действительно цель приобрести поклонников, гастролировать и записывать альбомы. Это вполне нормальная цель, но от этого не стоит задирать нос. Пока что, вы – никто, если уже не гастролируете и не выступаете перед поклонниками. Вы только гитарист. Кстати, формулировка слова гитарист – человек, увлекающийся гитарами. Но есть МУЗЫКАНТЫ, играющие на гитаре. Запомните, главное – страсть

2) Вы хотите играть во дворах для своих знакомых, друзей и родственников.

Я понимаю. Вы не хотите далеко зайти, вы просто хотите выделиться в компании. У меня брат такой же. Старше меня на 10 лет, просит, чтобы я его научил играть на гитаре, я ему отказываю, я не педагог ему =). Вот, я уже в предыдущем пункте изъяснил. Нужна страсть в исполнении и не значит, что если вы играете во дворах для своего круга, то не обязательно играть хорошо. Лучше научитесь играть действительно качественно, станьте музыкантом и тогда девушки будут ваши =), иначе вы просто будете таким социальным явлением как «гитарист», о вас не будут говорить, как о хорошем гитаристе. Я сам не дворовый гитарист, но дам пару рекомендации в начале: изучайте всякие сборники «30 лучших песен» и пр. и слушайте их, чтобы вы могли в оригинале их исполнить, а не как попало. Композиции должны сразу узнаваться, вы должны точно играть и не хуже тех(не хуже, значит также без грязи, если её нет =) и в таком же ритмическом рисунке, т.е. правильное исполнение), кого вы копируете. НО также лучше, чтобы выделиться среди серой массы дворовых гитаристов, изучать более сложные сольные произведения. Большим успехом пользуется во дворах Оскар Лопец "Classical Soul”. Вот такого типа вещи, но Оскар Лопец очень техничная вещь, но зато пользуется успехом во дворах.=)

3) Вы не знаете зачем взялись.

Это болезнь в том плане, что у вас нет определённых пристрастей в музыке. Обычно в России таких гитаристов 70%. Вас будет волновать, какая у вас гитара, примочка ламповая или транзисторная, комбик Ерасов или Маршалл, цифра или аналог – это всё легенды, поверьте мне. Ничто не заменит хорошего гитариста, который и на дешёвой акустике и на Zoom 505 будет звучать. А как по вашему играли гитаристы 40-ых? Отлично. Тогда не было такой аппаратуры как сейчас, тем не менее оттуда вышли рок-н-рольщики – отцы рок-н-ролла и такие гитаристы как Лес Пол, создатель гитары высочайшего класса – Gibson Les Paul. Вот поэтому, если что-то не можете сыграть, нечего тешить себя любимого, мол это всё гитара левая. Просто, во-первых, это означает, что вы ничего поделать с ней не можете. Если вы кого-то копируете, то это возможно и правда, что виновата аппаратура, потому что действительно определённые инструменты дают своё звучание. Об инструментах поговорим в следующем уроке. Сейчас подумайте, зачем вы взяли в руки гитару. Главный вывод – бренчать ли во дворах или становится «мировой звездой», техника никогда не помешает. Скорость не входит в понятие техники. Скорость – это только показатель того, как вы работали над техникой. Не заморачивайтесь на «сверхскоростных крутых соляках», лучше сыграйте «Кузнечика» так, чтобы по вам стонали девушки и плакали старушки, но определённые произведения имеют свою репутацию и возможности раскрыться в плане чувств, о которых на начальном этапе вам рано говорить. Подумайте, как надумаете, переходите к следующему уроку.

Если воспринимать эту фразу буквально, то, с одной стороны, ответ на этот вопрос — простейший, а с другой — риторический, поскольку сам вопрос очень некорректный. Действительно, как играть на гитаре, наверное, все прекрасно знают: одна рука зажимает лады на грифе, другая — извлекает звук со стороны барабана гитары. И вот тут уже возникает множество новых вопросов, самые популярные из которых я попытаюсь осветить в данной статье.

Чтобы создать более понятную атмосферу, я буду описывать элементы гитарной игры поэтапно. Давайте предположим, что у вас в руках сейчас находится гитара, и вы очень хотите что-нибудь сыграть, но не имеете ни теоретических знаний, ни практических навыков. Это можно исправить, если понять и отработать основные принципы игры.

Итак, вы взяли гитару, левую руку (если человек правша, для левшей — правую) положили на гриф, правую — на струны.

Барабан гитары упирается вам в бедро. С положением разобрались. Теперь нужно понять, как работает каждая из рук. Начнем с левой. Пальцы левой руки зажимают определенные струны на определенных ладах, в зависимости от произведения, которое исполняется музыкантом.

К примеру, если играется какая-нибудь дворовая песня, то чаще всего на грифе зажимаются аккорды, т.е. стандартные позиции пальцев для каждого аккорда (для наилучшего понимания советую посмотреть на тему аккордов).

Если играется классическое произведение, то пальцы выбирают всегда разные положения на ладах, в зависимости от нужной ноты. Также пальцы левой руки могут придавать красочность игры за счет добавления ими разных эффектов звучания.

Теперь перейдем к функциям правой руки (для левшей — левой). Эта рука извлекает звук различными способами. Давайте рассмотрим основные из них:

  • Бой. Этот вид игры заключается в ударе по струнам вниз и вверх, соблюдая определенный алгоритм действий. Бой может быть стандартный, или же лично придуманный. Бой может содержать различные дополнительные элементы, такие как пауза, приглушка, веер (элемент из испанских боев) и многие другие. Для примера разберем самый популярный гитарный бой — эстрадный, в народе же его именуют «шестеркой», в данной ситуации с приглушкой.Итак, схема игры такая: удар по струнам вниз два раза (после второго удара глушим струны), два раза вверх, потом снова вниз с приглушкой и завершаем ударом вверх. Получается шесть ударов по струнам за один цикл. Чаще всего этот бой обозначают двумя способами: «вн-вн*-вв-вв-вн*-вв» или «VV*^^V*^» , где * — приглушка. Этим боем играются многие дворовые, армейский и эстрадные песни. Видеоурок на тему боя можно посмотреть вот по .
  • Перебор. Перебором называется последовательное перебирание струн в зависимости от вида перебора. Существуют разные виды переборов: простой, сложносокращенный, сложный и так далее. Наиболее сложный способ перебирать струны — соло, где последовательность извлечения звука совершенно нестандартна.Рассмотрим пример одного из самых популярных переборов, именуемый «сложным» перебором или перебором «восьмерка». Последовательность струн следующая: начинает каждый цикл басовая струна (4-я, 5-я или 6-я), затем по очереди идут третья, вторая, третья, первая, третья, вторая, и снова третья. В народе этот перебор изображается так: «Б-3−2−3−1−3−2−3» .Что касается басовой струны, то здесь учитывается непосредственно аккорд. Например, для аккорда Am басовая струна — 5-я, для Dm — 4-я, для акорда E — 6-ая. На рисунке 1 изображены басовые струны основных аккордов, а по мере изучения, думаю, вы без труда найдете и остальные. Видео о том, как играть перебор на гитаре, можно посмотреть .

Рис 1. Басовые струны основных аккордов

  • Щипок. Этот элемент игры является чем-то средним между боем и перебором. Суть его заключается в одновременно извлечении звука сразу из трех струн: 1-й, 2−1 и 3-й, т.е. эти струны дергаются одновременно указательным, средним и безымянным пальцем — соответственно. Существует два самых распространенных видов щипка: вальсовый и, так называемый, «блатной».Дабы не делать выбор в данной ситуации, разберем оба этих вида. Разница между ними заключается в том, что при вальсовом щипке после баса три первых струны дергаются два раза, при блатном — один. Изобразим оба варианта так, как их принято указывать в народе: «Б-321−321» и «Б-321» — соответственно. По можно посмотреть видеоурок на тему этого способа извлечения звука.

Это были основные приемы. Также встречаются случаи, когда эти способы комбинируются.

Извлечь звук при помощи вышеописанных методов (за исключением щипка) можно либо пальцами, либо медиатором (пластмассовый прибор округлой треугольной формы). Стоит отметить, что играть пальцами гораздо проще, поскольку навык игры медиатором нужно еще приобрести в ходе обучения. Преимущества медиатора в том, что звук становится громче и чище (естественно при правильном его использовании).

Я специально расписал все действия максимально детально, чтобы ни у кого не возникло вопросов по технике и принципам игры на гитаре. Теперь вы, зная минимальную теоретическую базу, можете без труда начать обучаться игре на гитаре самостоятельно, а в этом вам помогут видеокурсы игры на и гитарах на сайте .

Переходя от теоретической подготовки начинающих гитаристов, хотелось бы обратить особое внимание на не менее важную деталь в обучении, которую будем называть барьером игры на гитаре. Во избежание сложных понятий и непонятных описаний, я выделю два основных барьера: физический и психологический. Думаю, необходимо подробно остановиться на каждом из них.

Под физическим барьером, препятствующим игре на гитаре, понимаются различного вида неудобства и болевые ощущения (звучит странно, но это факт) в период привыкания к инструменту. Естественно, по мере адаптации и, естественно, с набором необходимой практики, данный барьер будет стремительно идти к уменьшению, пока вовсе не исчезнет. А пока что эта проблема очень актуальна, поэтому разобьем вышеуказанное препятствие для новичков на несколько тематических блоков:

Неудобство

Для многих людей само положение гитары на бедре является источником дискомфорта. Барабан гитары начинает давить на бедро, что может вызвать неприятность в процессе игры. Решением такой проблемы может послужить возврат к истокам обучения, а конкретно, к посадке гитариста. Скорее всего, ваша ошибка именно в ней, поскольку барабан гитары идеально адаптирован для игры на ней.

Усталость

В отличие от первой проблемы, данная ситуация имеет место быть гораздо чаще. Касается это, прежде всего, правой руки (для правшей). При любом варианте игры рука в районе запястья начинает уставать и это отрицательно сказывается не только на качестве звукоизвлечения, но и искажает сам ритмический рисунок игры. Решением такой проблемы могут послужить только тренировки. Не нужно прибегать к посторонним способам (работа над выносливостью рук вне гитарного искусства). Как говорится, клин клином вышибают, поэтому, чем чаще вы будете позволять руке уставать, тем быстрее эта усталость сойдет на «нет».

Боль

Это самый важный и сложный компонент физического барьера. С ним, скорее всего, сталкиваются абсолютно все гитаристы в период изучения гитарного ремесла. Причем для каждой из рук имеется «своя боль». Начну с наименее болезненной руки — правой.

Основным эпицентром болевых ощущений правой руки являются струны, которые могут повредить ногти и пальцы. Первые струны гитары довольно тонкие, поэтому получить порез кожи или ногтя — дело пустяковое. Например, играя быстрый ритм, можно наделать заусенцев на ногтях, или, играя перебором, порезать пальцы. Во избежание этих неприятных ситуация дам пару советов: подстригайте ногти вовремя, не допуская их чрезмерного вырастания (это касается не только правой руки. Большие ногти также являются помехой при зажатии струн левой рукой) ; не торопитесь дергать струны в желаемом темпе, лучше отработайте нужную тактику медленно, а после просто наращивайте темп; следите за состоянием струн на своем инструменте, поскольку к травмам приводят не только ошибки начинающих гитаристов, но и дефекты гитарных составляющих.

В дополнение к информации о ногтях хочу отметить, что многие гитаристы подстригают все ногти, кроме одного — ногтя на большом пальце правой руки (опять же для правшей). Длинный ноготь нужен им для получения звука из басовых струн, выполняя некий «эффект медиатора».

Что касается левой руки, то тут ситуация серьезнее. Начну, наверное, с мозолей на подушечках пальцев. У начинающих гитаристов пальцы не адаптированы к струнам, поэтому с каждым зажатие кожа на пальцах будет разбухать, создавая неприятные болевые ощущения. Так может продолжаться разное количество времени: от недели до нескольких месяцев, в зависимости от природной регенерации кожи. В итоге подушечки пальцев огрубеют и станут жесткими. Признаться честно, гитариста без труда можно узнать по пальцам.

Приведу пример из жизни: во время прохождения медицинского обследования кровь я сдавал из безымянного пальца не привычной левой руки, а правой. Медсестра, увидев пальцы левой руки, сразу догадалась о моем музыкальном увлечении и сказала, что такую кожу очень тяжело пробить, а забрать кровь — тем более. Поэтому в медицинских учреждениях в кабинете забора крови люди делятся на тех, кто сдает кровь из правой руки и гитаристов. Это, конечно, все лирика, а вот к мозолям на пальцах нужно отнестись серьезно, поскольку это неотъемлемая часть становления гитариста. Помимо мозолей, существуют боли в запястье левой руки при зажатии закрытых аккордов (баррэ).

Дело в том, что баррэ-аккорды представляют собой частое использование сразу всем пальцев на одну позицию, причем большую нагрузку получает большой палец, прижимающий остальные пальцы к грифу. Отсюда и вытекают болевые ощущения, ведь не у всех суставы сразу могут выдержать такую нагрузку. Признаюсь, за четыре года игры у меня до сих пор иногда бывают такие ощущения при долгой игре на баррэ. Проблема, конечно, кроется в поврежденном в ходе спортивных тренировок запястье, но это не отменяется тот факт, что у здорового человека не может быть такой проблемы. Лучшее лечение таких болей — опять же тренировки и забота о своей руке, ибо руки для гитариста — предмет творения

Описанные выше физические барьеры являются своего рода испытанием в период приобретения гитарных навыков, преодолеть которые должны все, кто хочет развивать свое мастерство.

Что касается психологических барьеров, то тут я хотел бы выделить две основных проблемы: «путаница» и сдержанность.

Путаница

Она возникает на начальных этапах, когда приемы игры еще не отработаны до автоматизма, и очень часто происходят сбои ритмических рисунков или неправильные постановки аккордов. Данная проблема не является дефектом отдельного человека, повторюсь, это связь между началом игры и ее идеалом. Путаница не является поводом к негативным представлениям о своей игре или музыкальном инструменте, это всего лишь временной период, который нужно преодолеть.

Сдержанность

Это важнейший элемент не только в плане игры на гитаре, но и в любом деле. Просто, изучая что-то наступают моменты, когда в голове возникают мысли типа «это не мое», «я не смогу», «это нереально» и т.д. Для разбавления этих пафосных идей опишу пример из жизни. Для меня было проблемой взять баррэ. Дело заключалось не в отсутствии практики, не в болевых ощущениях, а просто — не получалось. Месяц я убил на то, чтобы каждый день понимать, что баррэ я так и не взял, пока в один прекрасный день у меня это не получилось. Сейчас для меня зажать баррэ не составляет никакого труда, однако что бы я не разучивал, по сложности, именно психологической, еще ничего не смогло сравниться с тем месяцем. Именно сдержанность помогла мне умножить свои практические знания игры на гитаре, поэтому не стоит забывать о том, что терпение обязательно поспособствуем выполнению поставленной задачи.

Итак, подведу итог вышенаписанного. В данной статье я рассказал вам о функциях обеих рук в отношении гитары, подробно описал способы извлечения звука и поведал об основных препятствиях перед начинающими гитаристами. Надеюсь, вам понравилась эта статья, и вы сделали для себя необходимый вывод. Мне остается только пожелать всем вам удачи в постижении гитарной науки..

ID в контакте: http://vk.com/id17968709

Вконтакте

Наведите мышкой на какую-нибудь часть изображения для того, чтобы появилось название.

Строение гитары. Наведите мышкой на рисунок.

  • Верхняя и нижняя деки - параллельные пластины из дерева или ламината, образующие корпус гитары.
  • Гриф - вытянутая деревянная часть, к которой при игре прижимаются струны, на грифе располагаются лады.
  • Розетка - круглое отверстие в верхней деке, из которого „выходит“ звук.
  • Подставка - прикрепленная к деке пластина для крепления струн.
  • Лады - поперечные металлические полоски на грифе, служащие для изменения тона звучащей струны или, как обычно подразумевают, пространства между двумя соседними полосками.
  • Верхний и нижний порóжки - пластинки (обычно пластмассовые), между которыми находится рабочая часть струны, нижний порожек расположен на подставке, верхний - на грифе.
  • Колки - механические зажимы для регулировки натяжения струн.

Посадка гитариста.

В классической школе это принято делать так: садимся на край стула, левую ногу ставим на подставку высотой примерно 15 сантиметров, гитару кладем на нее выемкой. Правая нога отводится в сторону и придерживает инструмент. Головка грифа на уровне плеча, верхняя дека в вертикальной плоскости.

Соблюдать это все в точности вовсе не обязательно, однако, я посоветовал бы Вам класть гитару на левую ногу - просто так легче играть сольные произведения, которые пойдут дальше.

Расположение нот на грифе.

Каждый звук, извлеченный с помощью открытой (не зажатой) струны гитары или зажатой на каком-нибудь ладу - это нота. Существует семь основных нот: До , Ре , Ми , Фа , Соль , Ля , Си (целая октава). Открытые струны настроенной гитары играют: 1-я струна - ноту Ми , 2-я - Си , 3-я - Соль , 4-я - Ре , 5-я - Ля , 6-я опять Ми (струны считаются снизу вверх).


Расположение нот на грифе гитары. Для удобства гитара
перевернута так, что первая струна оказывается сверху.

Как видно из рисунка между нотами Ми и Фа , а также Си и До расстояние в один лад (в нотном ряде этот интервал называется полутоном). Между всеми остальными - два лада (один тон). Для того, чтобы обозначить ноту находящуюся, например, между Фа и Соль пишут так: Фа (читается Фа диез) или, что то же самое, Соль (Соль бемоль). Таким образом весь нотный ряд с полутонами можно записать: … - До - До (Ре ) - Ре - Ре (Ми ) - Ми - Фа - Фа (Соль ) - Соль - Соль (Ля ) - Ля - Ля (Си ) - Си - До - … Обратите внимание, что ноты повторяются, зная какую-нибудь ноту на струне, можем достроить на ней все остальные.

Настройка гитары.

Для настройки делаем следующее: берем камертон за короткий стержень (здесь говорится о вилочном камертоне), вилкой бьем по плотному предмету, например, столу, подносим к уху и слышим эталонное звучание ноты Ля , в это же время левая рука зажимает первую струну на V ладу (лады обозначаются римскими цифрами и считаются от верхнего порожка) и свободным пальцем играет ее. Подтягиваем или ослабляем струну до тех пор, пока не добиваемся ее звучания в унисон с камертоном (должен отсутствовать диссонанс, а звучания полностью совпадать). Теперь зажимаем 2-ю струну на V ладу и настраиваем ее по 1-ой: 2-я, зажатая на V ладу, должна звучать так же, как открытая 1-я. Далее, аналогично, снизу вверх настраиваем все остальные струны: 3-я струна, зажатая на IV ладу, звучит в унисон с открытой 2-й; 4-я, зажатая на V ладу, - в унисон с открытой 3-й; 5-я, зажатая на V ладу, - в унисон с открытой 4-й; и 6-я, зажатая опять же на V ладу, - в унисон с открытой 5-й.

Для настройки гитары можно использовать специальные компьютерные программы - тюнеры, например, Tunit v.3.40 . Для этого подключаем микрофон к компьютеру, запускаем программу, дергаем струны и на мониторе видим отклонение от эталона (ноты также обозначаются латинскими буквами: Ми - E , Си - B , Соль - G , Ре - D , Ля - A ). Хочется сказать, что штука эта довольно вредная и лучше использовать ее только вначале. Научиться настраивать гитару самим просто, но нужно делать это, не будем делать - не научимся.

Для гармоничного звучания не обязательно подводить гитару под камертон, достаточно просто подстроить по произвольно натянутой первой струне все остальные, как описано выше, хотя, я считаю, лучше избегать такой настройки - слух должен привыкать к эталонному звучанию.

Что касается самих струн, то они бывают металлические и нейлоновые, на последних играть сольные произведения проще и они не режут пальцы, как металлические, для игры на них лучше на правой руке иметь ногти длиной в несколько миллиметров.

Сколько уже говорено-переговорено о том, как можно играть на гитаре! Всевозможные самоучители (от профессионально-нудных до примитивно-дилетантских), многочисленные интернет-статьи (и толковых, и бестолковых), онлайн-уроки – все уже пересмотрено и перечитано по нескольку раз.

Вы спрашиваете: «Зачем же мне тратить свое время на изучение этой статьи, если кругом информации хоть отбавляй?» А затем, что довольно сложно найти описание всех способов игры на гитаре в одном месте. Прочитав же этот текст, вы убедитесь – есть еще места в Интернете, где сжато и точно подается информация и о гитаре и способах игры на ней.

Что такое «способ звукоизвлечения», в чем его отличие от «приема игры»?

На первый взгляд эти два понятия идентичны. На самом же деле отличие между ними существенное. Натянутая гитарная струна – это источник звука и то, как мы заставим ее колебаться и собственно звучать, называется «способ звукоизвлечения» . Способ извлечения звука является базой техники игры. А вот «прием игры» – это в некотором роде украшение или дополнение к извлечению звука.

Приведем конкретный пример. Бряцните по всем струнам правой рукой – этот способ извлечения звука называется удар (чередование ударов – бой ). А теперь ударьте большим пальцем правой руки по струнам в районе подставки (удар должен быть выполнен в виде резкого поворота или замаха кисти в сторону большого пальца) – этот прием игры называется тамбурин . Два приема похожи друг на друга, однако первый является способом извлечения звука, он используется довольно часто; а вот второй – это в некотором роде вид «удара», и поэтому является приемом игры на гитаре.

Более подробно о приемах читайте , а в этой статье мы остановимся на описании способов звукоизвлечения.

Все способы гитарного звукоизвлечения

Удар, бой и расгеадо

Удар и бой чаще всего используются как аккомпанемент пению. Овладеть ими совсем просто. Самое главное – это соблюдать ритм и направления движений руки.

Одной из разновидностей удара является расгеадо – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить расгеадо на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое.

Тирандо и апояндо

Следующий прием – тирандо или игра щипком. Суть приема – поочередное дергание струн. Этим способом звукоизвлечения играют стандартные переборы. Если вы решили овладеть тирандо, то особое внимание обращайте на руку – при игре она не должна быть зажата в кисти.

Прием апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) очень характерен для музыки Фламенко. Этот способ игры выполнять проще, нежели тирандо – при щипке струны палец повисает не в воздухе, а опирается на соседнюю струну. Звук в этом случае более яркий и насыщенный.

Имейте в виду, что тирандо позволяет играть в быстром темпе, а вот игра с опорой существенно тормозит гитариста в темпе исполнения.

В следующем ролике представлены все вышерассмотренные способы звукоизвлечения: расгеадо, тирандо и апояндо. Причем апояндо играет преимущественно большой палец – это и есть «фишка» фламенко, одноголосная мелодия или мелодия в басу всегда играется на опоре большим пальцем. При ускорении темпа исполнитель переходит на щипок.

Слэп – коронный «прием» бас-гитаристов

Слэп можно еще назвать преувеличенным щипком, то есть исполнитель дергает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щелкающий звук. Как способ звукоизвлечения на классической или акустической гитаре используется редко, здесь он более популярен в виде «эффекта неожиданности», имитирует выстрел или хлест кнута.

Прием слэп знают все бас-гитарсты: кроме подцепки струн указательным и средним пальцем они еще ударяют большим пальцем по толстым верхним струнам басухи.

Отличный пример техники исполнения слэпа можно увидеть в следующем видео.

Тэппинг или фортепианная техника

Самый юный способ звукоизвлечения (ему не больше 50 лет) носит название теппинг . Папой теппинга можно смело называть флажолет – он усовершенствовался с появлением сверхчувствительных гитар.

Теппинг может быть одно- и двухголосным. В первом случае рука (правая или левая) ударяет по струнам на грифе гитары. А вот двухголосный теппинг похож на игру пианистов – каждая рука играет свою независимую партию на грифе гитары путем ударов и стягиваний струн. Из-за некоторой схожести с игрой на фортепиано, этот способ звукоизвлечения и получил второе название – фортепианная техника.

Отличный пример применения теппинга можно посмотреть не в безызвестном фильме «Август Раш». Руки в ролики – это не руки Фрейди Хаймора, играющего роль мальчика-гения. На самом деле – это руки Каки Кинг, известной гитаристки.

Каждый выбирает для себя ту технику исполнения, которая ему более близка. Те, кто предпочитает петь песни под гитару – осваивают технику боя, реже перебор. Те, кто желает играть пьесы – изучают тирандо. Более сложные техники слеп и теппинг – нужны тем, кто собирается связывать свою жизнь с музыкой если не с профессиональной стороны, то с серьезно-любительской.

Приемы игры, в отличие от способов звукоизвлечения, не требуют особых усилий в освоении, так что обязательно изучите технику их выполнения в статье.

Электрогитара, начавшая свое триумфальное шествие по всему миру во второй половине 20 века и сегодня в начале века 21 остается одним из самых культовых музыкальных инструментов. Давайте подробнее поговорим о ней.

Если вы самостоятельно обучались, не брали уроки игры на электрогитаре в Подольске или другом городе, то обучившись основам и приобретя технические навыки, можете попробовать играть известные композиции. И вот тут ждет большое разочарование, в вашем исполнении прекрасная музыка не имеет ничего общего с записями мастеров гитаристов. Почему это происходит, попробуем разобраться и понять чему я буду вас учить в моей школе игры на электрогитаре .

Уроки игры на электрогитаре от Арса.

Так почему же ваша игра на гитаре так отличается от игры известных гитаристов? Казалось бы не чувствуется фальши, вы честно используете изученные приемы гитарного искусства, а результат очень далек от эталонного исполнения.

Все дело в неправильной работе рук, важна их изначальная точная постановка. Существуют 10 принципов совершенной игры на гитаре:

  • импульсивность;
  • ритмичность;
  • чистота;
  • динамичность;
  • оптимальность;
  • синхронизация;
  • скорость;
  • мелодичность;
  • драйв;
  • креатив.

Из этих вышеперечисленных принципов 8 напрямую зависят от правильной постановки рук. Без этого выполнение правил не возможно. Кратко пройдем по этому списку, чтобы уяснить смысл принципов.

Что такое импульсивность. Если вспомнить уроки физики, то импульс — результат умножения массы на скорость физического тела. Заменим физическое тело кистью нашей руки:

  • правой – извлечение звука медиатором;
  • пальцы левой – легато.

Если гитарист при работе медиатором действует только пальцами рук, а не всей кистью, то теряется масса и в результате получаем довольно малый импульс. Это довольно часто встречающаяся ошибка, она происходит опять же из-за неправильной постановки правой руки.

С другой стороны, низкая скорость действия на струну, так же снижает импульс.

Чтобы этого не происходило, надо отработать удар медиатором хлестким и резким движением руки, будто наносите удар врагу. И таким же образом пальцы левой руки должны сильно стучать по накладке грифа, будто дробь выбиваете.

Хорошей тренировкой будет следующее упражнение: положить левую руку на стол и бить по столешнице пальцами в определенной последовательности. Эта цепочка цифр легко запоминается: 4-3-2-1-2-3. Весь смысл упражнения, добиться равномерного и сильного топота, не отрывая при этом запястье от поверхности. Точно такая же слаженная работа фалангами пальцев нужна на грифе гитары.

Чем импульсивнее воздействие на струну, тем сильнее она колеблется и тем больше и продолжительнее резонируют гриф и корпус инструмента. Итог – насыщенный объёмный звук.

Следующий важный принцип игры чистота звуко извлечения. Основное правило: прижатыми к ладам или открытыми бывают только игровые струны, а лишние в этот момент заглушены. Процесс глушения осуществляют первым пальцем левой руки и ребром ладони правой. Опять мы видим четкое распределение работы правой и левой руки.

Не забываем о роли пауз в чистом звучании гитары. Вот тут еще более ярко видна слаженность работы рук: пауза выполняется одновременно двумя руками. Пальцы левой руки отжимают струны от грифа, или наоборот касаются их, не прижимая к ладам. В тот же момент ребро ладони правой руки ставим в область демпфирования.

Основные принципы правильной игры на электрогитаре

Факт, что только небольшое количество начинающих обучение гитаристов уделяет должное внимание ритму. Поэтому так важен учитель, который обратить на это ваше внимание. Если все ноты и паузы кратны заданному темпу, то слушателя буквально начинает качать в такт ритму. У всех выдающихся исполнителей на электрогитаре идеальный ритм, иначе они бы не стали мастерами.

Проведем эксперимент: возьмем метроном как источник сигналов, повторяющихся через равный промежуток звуков, назовем их клики. Нам нужно извлекать из струны мертвую ноту, одновременно со звучанием клика метронома. Если два звука точно совпадут, то метроном не будет слышен, а получится цельный звук – струны и метронома. Но конечно достичь этого задача не из простых, можете попробовать. Однако подобная тренировка дает очень многое для совершенства игры на гитаре.

Посмотрите на руки известных гитаристов, когда они исполняют насыщенную гитарную партию, вы удивитесь, увидев, как мало движений они выполняют. Звучит буквально шквал из разнообразных нот, а руки мастера спокойно и ровно двигаются по инструменту. Вывод только один – любое движение ценно и осмысленно. Это и есть оптимальность, которая вырабатывается упорными тренировками.

Динамичность – это постоянное движение звука, достигаемое применением отточенной техники движений: импульсивность действия на струны, угол наклона гитарного медиатора, амплитуда и траектория его движения, положение ребра ладони правой руки в области демпфирования. Этим достигается расстановка акцентов на ноты и создается динамика звучания.

Синхронизация оказывает большое влияние на ритмичность и скорость игры. Противоположность этой характеристики – рас синхронизация, когда из-за несогласованности и не одновременности движения правой и левой руки появляется сдвоенная нота. В идеальной синхронизации эти движения практически совпадают.

Последней, при овладении новым музыкальным материалом отрабатывается скорость. Все музыканты, не зависимо от опыта и уровня мастерства, играют новое произведение медленно, обращая в это время внимание на любой нюанс: ритмичность, постановку рук, импульсивность и динамичность и так далее. Только услышав и вникнув во все тонкости музыкального произведения, переходим к наращиванию скорости исполнения.

Прибавляем не больше 5 ударов в минуту, это оптимально для привыкания мозга и мышц. На любой скорости добиваться качества исполнения, лишь потом переходить дальше. Это работает для всех гитаристов, только мастер преодолеет путь быстрее.

Каждый гитарист желает научиться играть так, чтобы гитара в его руках пела. А эффект пения можно достичь только грамотным применением мелизмов. Мелизмы – это украшение мелодий, они есть у певцов, у музыкантов. В случае игры на гитаре украшениями служат бенды, вибрато, слайды и работа рычагом.

Теперь мы добрались до драйва и креатива. Под драйвом понимают культуру игры на инструментах, когда ритмичность звучания объединяется с эмоциональностью исполнения в неповторимый узор музыки.

Креативность везде означает новизну и оригинальность, а играя на электрогитаре, уметь грамотно применять технику исполнения и богатство запаса музыкальных фраз, значит неизмеримо повысить красоту и интерес звучания.

Школа игры на электрогитаре

Чтобы в достаточной степени овладеть правильными техническими навыками, освоить все 10 принципов игры на гитаре, надо обязательно пройти обучение у хорошего преподавателя. Ничто не заменит внимательное и профессиональное руководство. Обращайтесь в мою школу игры на электрогитаре в Подольске , и я постараюсь, научить вас тому, что умею сам. В соответствующем разделе моего сайта выложено видео, где вы сами можете посмотреть и услышать, как играют мои ученики. Если вы талантливы, целеустремлены и полны желания, научится мастерски играть на электрогитаре я готов вам в этом помочь.