Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры? Необходимость и основные аспекты. Зачем нужны памятники Для чего нужны памятники людям

14.06.2019

Усеинова Земфира

ПОЧЕМУ СТАВЯТ ПАМЯТНИКИ

¨Памятник – что означает это слово?! В нём главная часть – память, то есть это фигура, плитка, которая помогает нам запомнить человека, животное или событие в будущем.

¨ Памятники придумали в Древнем Риме, чтобы не забыть человека после смерти, сохранить память о нем на «года», на «века».

¨ Памятники бывают разные, например памятники средневековой архитектуры, садово-паркового искусства, памятники природы, культурного наследия, людям, которые отличились чем-то хорошим, совершили подвиг.; памятники писателям, художникам, композиторам, полководцам, государственным деятелям; первому паровозу, трамваю, светофору, водопроводу, воробью, кинозвездам, киногероям. Есть технические памятники – это танки, пушки, пулемёты, самолёты…

¨ Я думаю, самые значительные памятники поставлены людям, которые спасали наших предков: бабушек, дедушек, мам и пап во время войны, благодаря которым мы можем свободно дышать, ходить, учиться – просто жить и расти…

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работу подготовила: ученица БОШ №2 3-А класса Усеинова Земфира научный руководитель: Османова Г.Р.

подготовить информационный материал и презентацию по теме «Почему ставят памятники», которую можно будет использовать на уроках истории, так и на классных часах. Для чего ставят памятники Памятник – что означает это слово?! В нём главная часть – память, то есть это фигура, плитка, которая помогает нам запомнить человека, животное или событие в будущем. Памятники придумали в Древнем Риме, чтобы не забыть человека после смерти, сохранить память о нем на «года», на «века». Памятники бывают разные, например памятники средневековой архитектуры, садово-паркового искусства, памятники природы, культурного наследия, людям, которые отличились чем-то хорошим, совершили подвиг.; памятники писателям, художникам, композиторам, полководцам, государственным деятелям; первому паровозу, трамваю, светофору, водопроводу, воробью, кинозвездам, киногероям. Есть технические памятники – это танки, пушки, пулемёты, самолёты… Я думаю, самые значительные памятники поставлены людям, которые спасали наших предков: бабушек, дедушек, мам и пап во время войны, благодаря которым мы можем свободно дышать, ходить, учиться – просто жить и расти… Чтобы сохранить память о людях – героях, важных событиях в жизни страны, народа, знать его историю, мы должны беречь памятники: возлагать цветы к ним, а самое главное – сами должны помнить и быть достойны их. Чтобы сохранить память о людях – героях, важных событиях в жизни страны, народа, знать его историю, мы должны беречь памятники: возлагать цветы к ним, а самое главное – сами должны помнить и быть достойны их.

В Алупке на одной из аллей парка стоит памятник дважды Герою Советского Союза Аметхан Султану, лётчику -истребителю, испытателю крылатых ракет. У подножия памятника растут цветы. Поток людей здесь не кончается: многие чтят память незаурядного человека. На вид он, Аметхан, ничем не отличается от других, но о нём при жизни слагали легенды, он был необычно одарен от природы, летал как Бог. Говорят, чувствовал самолёт, был очень смел и храбр. В честь этого летчика-аса названа даже планета. Таким людям, как Аметхан Султан, мы обязаны жизнью, миром. Этот памятник вселяет в нас какую-то силу, уверенность в том, что всё будет хорошо, если мы вырастим хоть чуть-чуть похожими на тех, кто отстоял наше мирное чистое голубое небо. Город-герой Севастополь – он сам как памятник всем погибшим при обороне его. Здесь каждая пядь земли полита кровью его защитников. Бригу «Меркурий» В городе множество памятников. Например бригу «Меркурий», прославляющему подвиг во имя Отечества Памятник Нахимову Адмиралу Нахимову, адмиралу Ушакову Памятники 1-ому – 4 бастионам, пароходу «Веста», Суворову – великому русскому полководцу, Мемориал героической обороны города Севастополя Мемориал героической обороны города 1941-1942 годах. Эти памятники рассказывают нам о людях, которые насмерть стояли, не пропуская врага на родную землю.

Память о людях, ушедших из жизни, должна найти уголок в сердце каждого из нас, мы,внуки и правнуки, обязаны знать о тех,кто уже не придёт никогда…Моя бабушка часто рассказывает об отце моего дедушки, Реджепове Усеине, он мой прадедушка, участник Великой Отечественной войны, был призван на фронт из Симферополя, участвовал в обороне города-героя Севастополя. Он, рядовой солдат под вражеским огнём подвозил снаряды на оборонительные бастионы. Никто не думал о героизме на войне, каждый чувствовал сердцем, что умрёт, но врагу не сдастся, будет стоять до конца, телом прикроет путь врагу. Таким был мой прадедушка, в бою был ранен, полз и тащил ящик со снарядами. Тяжело раненный, долго был на излечении в лазаретах, был признан непригодным к военной службе. Мой прадедушка так и не оправился от ран, был награждён Орденом Славы 3 степени, Юбилейными медалями Победы. Наша семья помнит сержанта Великой Отечественной войны Реджепова Усеина, это мой прадедушка, мы гордимся им, память о нём будет передаваться из поколения в новое поколение. «Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!...». потому что «…Это нужно не мёртвым Это надо- живым!»

В Крыму много церквей, соборов, храмов – это всё памятники, дошедшие до нас из глубины веков, мы же должны беречь их, чтобы следующие поколения могли бы любоваться их красотой, изучать их историю.

Мне интересны памятники культурного наследия крымских татар. В каждом городу, деревне можно познакомиться с ними – это Генуэзская крепость в Судаке, Ласточкино гнездо, Ливадийский дворец, крепость Чембала в Балаклаве и, конечно же, исторические достопримечательности моего родного города Бахчисарая, который наводнён выдающимися памятниками древности. Ханский дворец Нельзя пройти мимо прекрасного, утопающего в зелени Ханского дворца. Он полон тайн и загадок. Здесь, в стенах дворца, в его дворе мы можем узнать об истории жизни крымских ханов Гиреев. Зынджирлы Медрессе А рядом с усыпальницей крымских ханов была построена 5 веков тому назад мусульманская школа «Зынджырлы медресе». Каждый входящий наклонялся под цепью, висящей над дверью, – он, как бы преклонял колени перед наукой и знанием, оказывал почтение и уважение этому храму знаний. В этот университет принимались юноши, окончившие школу. Они изучали математику, арабский и турецкий языки, учились слагать стихотворения, изучали Коран. В медресе готовили священников, учителей, государственных деятелей. Этот памятник старины может рассказать нам, как из деревень дети тянулись к знаниям, и, конечно, же он, памятник, как укор, упрек тем, кому знания не нужны.

Еще на заре цивилизации. Ученые до сих пор находят древнейшие каменные изваяния, созданные первобытными скульптурами и до сих пор вызывающие вопросы и споры, что или кого они . Одно не вызывает полемики – все изображения выдуманных или реальных существ имели культовое значение. Первые памятники создавались как предметы поклонения, им приписывались магические сверхъестественные силы.Позже магической силой стали наделяться умершие вожди и уважаемые члены племен и древних сообществ. Люди стали создавать памятники для увековечивания и возвеличивания . Эта функция сохраняется и . Статуи, изображающие полководцев, правителей государств или великих писателей можно увидеть в любой стране. Благодарные отдают дань талантам или героизму своих великих соотечественников. Но в истории человечества памятники возводились не только умершим, но и живым людям. Культ живого человека и его обожествление особенно ярко проявлялись в Древнем Египте. Фараоны строили для себя гробницы и воздвигали свои рядом со статуями своих многочисленных . Эту традицию позже подхватили императоры в Древнем мире. Памятники им ставили еще при жизни, и императоры могли наслаждаться божескими почестями и прославлениями своих заслуг еще до неизбежного ухода в мир иной.Впрочем, страсть к возвеличиванию собственной персоны у великих мира сего можно наблюдать и сегодня. Прижизненные монументы устанавливались Ким Сер Ину, Сталину, Туркменбаши Ниязову, Мао и полный список этими именами не ограничивается. Как правило, инициатива сооружения памятников прославляемому лицу исходила от самого этого лица или его верных соратников. Наличие памятников здравствующим людям многие социологи рассматривают как одно из доказательств нездорового общества и тоталитарного строя в стране.С развитием общества, памятники становились все разнообразнее. Не только люди, но и животные стали удостаиваться чести быть увековеченными в бронзе и мраморе. Есть памятники животным-спасателям, погибшим на службе. Например, в Париже стоит памятник сенбернару Барри, спасавшему жизни людей, попавших под лавину. В Японии можно увидеть памятник собачей верности. Он воздвигнут в честь пса Хатико, который несколько лет ежедневно приходил на и ждал приезда своего умершего хозяина. Во многих европейских городах в последнее время появилась тенденция устанавливать необычные и забавные памятники. В Вашингтоне есть памятник людям, стоящим в очереди, в Братиславе можно увидеть памятник сантехнику, высовывающему голову из канализационного люка, а в Париже сфотографироваться рядом с памятником пальцу. Такие сооружения не несут какую-то важную социальную функцию, они сделаны для настроения, украшения города и привлечения к нему внимания туристов.Человеческая память коротка, жизнь идет своим чередом и постоянно появляются новые . Памятники не дают человечеству забыть о самых важных вехах в своей истории, о людях и событиях, которых хотелось бы помнить всегда.

По всей нашей стране, ввиду ее героического прошлого, разбросаны памятники военной старины. Достаточно назвать Триумфальную арку на площади Победы и конный монумент М.И. Кутузова у музея-панорамы "Бородинская битва", Памятник-часовню гренадерам – героям Плевны как напоминание об одной из русско-турецких войн позапрошлого века. А о Великой Отечественной войне и говорить нечего. В любом населенном пункте можно обнаружить каменные свидетельства той жестокой поры. Возьмем хотя бы Волгоград, один из тех городов, которые больше всех пострадали во Второй мировой. Благодарность страны за стойкость Сталинграда воплотилась в известном всему миру монументе Родины-Матери и скульптурного ансамбля "Мамаев Курган", которые с тех неспокойных времен и стали символом города.

Как бы то ни было, но от любого памятника веет чем-то могильным и фатальным. Причем это относится не только к военным монументам, обелискам и надгробиям, но и к скульптурам, установленным для увековечивания благих дел культурных и политических деятелей. Памятники, за редким исключением, устанавливаются в память уже умерших людей. И не важно, когда ушел в вечность человек: неделю, месяц, 10 лет или 200 лет назад, – все равно его каменное или бронзовое изваяние дышит прошлым.

Никто не говорит о том, что нужно предать забвению подвиги предков и снести все монументы до основания. Ни в коем случае: это наша история, наша культура. Речь идет о том, чтобы просто придать общечеловеческое и вневременное культурным ценностям.

В Волгограде, например, первые шаги к этому сделаны. В 2005 году в кратчайшие сроки были установлены сразу 3 новых памятника: бронзовая скульптура Ангела-Хранителя, памятник Влюбленным и памятник "Медикам Царицына – Сталинграда – Волгограда". От всех иных монументов и изваяний города-героя они отличаются неперсонифицированностью, устремленностью к будущему и к духовным ценностям. В частности, скульптура Ангела-Хранителя призвана охранять горожан от бед.

На постаменте высечены слова "Святой ангеле, моли Бога о нас". И сама скульптура представляет собой бронзового ангела с раскрытыми крыльями, стоящего на гранитной полусфере. Одухотворенное и доброе лицо его обращено к Волге, руки сложены в величественной молитве за всех горожан.

Но, как и у любого культурного явления, нашлись у него и сторонники, и противники. Некоторые усмотрели в Ангеле сходство с демоном, более лояльные критики просто подчеркнули чуждость памятника русскому сознанию ввиду того, что скульптурное изображение ангела не свойственно Православию.

В основание статуи была заложена капсула с сокровенными желаниями и мечтами волгоградцев. После возведения памятника родилась примета, что если загадать желание и дотронуться до крыла Ангела, то оно непременно сбудется. Так это или нет, история пока умалчивает. А жителям города все равно приятно. Ведь широко известно, как быстро любые культурные точки обрастают мифами и легендами и как приятно людям в них верить. Даже законченные скептики трут до блеска в Москве нос собаке и дуло ружья на площади Революции в метрополитене, а в городе-герое, протянувшемся на многие десятки километров вдоль Волги вопреки кольцевым законам формирования городов, теперь натирают крылья Ангелу.

Памятник "Медикам Царицына – Сталинграда – Волгограда" установлен перед центральным входом в Волгоградский государственный медицинский университет. Открытие изваяния было приурочено к празднованию 70-летия университета. Сам памятник воздвигнут в честь всех медицинских работников, самоотверженно борющихся за жизнь и здоровье своих пациентов. Скульптурная композиция представляет собой пару рук, вырубленных в граните и соединенных в виде сердца, из которого пробивается на фоне кардиограммы "росток жизни". Автором этой композиции, как и скульптуры Ангела-Хранителя Волгограда, является заслуженный архитектор России Сергей Щербаков.

Спешащие по своим делам жители города то и дело с недоумением вглядываются в это "творение" рук человеческих. В данной абстрактной скульптуре некоторых удручает ее чрезмерная замысловатость. Мол, если бы не надпись на граните, догадаться о том, кому посвящен этот монумент, было бы невозможно. Но надпись имеется, местоположение памятника говорит само за себя, гранитная плита, скрещенные руки и кардиограмма символизируют жизненно важный орган – сердце, а следовательно, и саму жизнь.

Еще менее восторженные отзывы горожан относятся к памятнику Влюбленным, автором которого является уже не русский архитектор, а флорентийский скульптор Сильвио Белуччи. Впрочем, предпочтения волгоградцев определяются вовсе не чувством патриотизма, а эстетическими взглядами. Памятник Влюбленным, или фонтан любви, представляет собой две бронзовые обнаженные фигуры мужчины и женщины, почему-то повернутые друг к другу спиной (в народе говорят еще проще – см. фото). Ничего пошлого и вульгарного в этой скульптуре нет, но чего-то все равно не хватает. Влюбленные, которые во все времена обожают назначать свидания в "культовых" местах, данное сомнительное место сразу же занесли в список "must date", однако романтики их встречам это вряд ли добавит. Впрочем, о вкусах не спорят.

Вот такие вот новые памятники нового времени… А что до домыслов, касающихся связи стремительного "насаждения" памятников со сменой руководства города, а также сомнительных эстетических достоинств вышеперечисленной "тройки", так они пусть домыслами и остаются. Несмотря на все кажущиеся и реальные недостатки, приписываемые суровыми критиками и рядовыми горожанами новым волгоградским памятникам, сама идея возведения на пьедестал общечеловеческого и духовного не может быть предана осуждению.

Памятники культурного наследия играют в нашей жизни не последнюю роль. Именно посредством них мы можем более глубоко ознакомиться с историей, которую изучаем. Также у нас есть возможность оставить такое наследие нашим потомкам, что поможет им лучше вообразить наше время, культуры и нравы. Но немаловажно знать, какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры.

Классификация памятников

Духовная сфера нашего общества включает в себя много граней. Стоит упомянуть некоторые виды:

  • постройки (церкви, замки, усадьбы, монастыри, скульптуры, памятники, особняки);
  • предметы ;
  • (фрески, иконы, различные изделия из металлов, ткани, дерева).

Критерии памятника культурного наследия

Признаки для отнесения какого-либо предмета или объекта к памятникам культуры обычно определяются следующими моментами:

  1. Датой создания предмета. Это может быть год постройки или приблизительное определение временного промежутка с помощью специальных инструментов.
  2. Тем, кто автор объекта.
  3. Наличием связи с историческим событием.
  4. Экологической важностью.
  5. Наличием связи с каким-либо общественным деятелем.

Такой деятельностью, как оценка объекта и присуждение ему статуса, занимается общество охраны памятников культуры. И знать, какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры, необходимо каждому.

Важность сохранения культурного наследия

Стоит детально рассмотреть, почему необходимо защищать памятники культуры от разрушений как естественного (имеется в виду воздействие внешних и внутренних природных факторов, что не зависят от человека), так и искусственного характера (механические повреждения, связанные с человеческой деятельностью). Небрежность или намеренное разрушение памятников привело к потере многих О них было узнано только из книг, официальных документов и мифов, которые описывают реальные события, но слегка приукрашенные.

Охрана памятников культуры должна производиться повсеместно и в регулярном режиме. Но часто можно наблюдать, как какие-либо важные памятники канули в забвение, и лишь через несколько столетий специалисты признали, что утраченные предметы были величайшими достижениями того времени.

Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры?

Охрана культурного наследия стала популярна лишь в восемнадцатом веке. издал специальный указ, и только тогда начали оберегать значимые культурные памятники. Но в связи с подражанием европейской культуре многие старинные вещи не ценились, то же самое можно сказать и о церквях. Их сносили в большом количестве, например, для расширения города и постройки новых домов. Лишь при Николае I было запрещено разрушение зданий.

После были организованы специальные организации, которые оценивали и охраняли памятники культурного наследия. Но в период гражданской войны и во время атеистических настроений в политике много было уничтожено важных объектов. Некоторые усадьбы и церкви спасло только то, что в них были созданы различные музеи.

Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры сейчас? В данный момент количество таких организаций просто поражает воображение. Существует много реставрационных мастерских, институтов культурологии, научно-исследовательских институтов реставрации, разнообразные музеи и т.п.

Все эти организации в первую очередь сохраняют, реставрируют и оберегают то, что уже имеется на данный момент. Также такие учреждения постоянно ищут новые, точнее, хорошо забытые или потерянные памятники культурного наследия. В этом им помогают рукописи, официальные документы, фотографии, как личного характера, так и из архивов музеев, личные переписки, рассказы, книги, картины.

Уже в глубокой древности властители прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим.

Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. В любом населенном пункте нашей страны можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя.

Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы. В архитектурном плане памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного пространства.

Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. Отношение к ним определяется позицией общества к своему прошлому и может проявляться незнанием, заботой и осознанным уничтожением. Это зависит от многих факторов - от уровня образованности и культуры населения, господствующей идеологии, позиции государства к своему культурному наследию, политического устройства, экономического состояния страны. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.