Какие есть латиноамериканские танцы. Латиноамериканские танцы: любовь и страсть

01.04.2019

Описание танца

Зажигательный и горячий танец latina известен своими движениями, которые он заимствовал у самых известных латиноамериканских танцев. Этот танец представляет собой страсть, которая реализуется через движение. Латина - это смесь клубной вечеринки и школы традиционных латиноамериканских танцев: мумбы, ча-ча-ча, румбы, бачаты, самбы, сальсы, посодобля, а также в танец включились элементы R&B.

Виды танца

Может быть сольной, клубной и парной.

  • Сольная - вариант для выступления одного человека, он сложнее технически, чем парный танец. В сольную входят танцы: бразильская самба, джайв, ча-ча-ча, меренге, румба, реггетон, сальса. Этот танец популярен среди женщин всех возрастов, во время обучения одиночному исполнению танца, тело приобретает навык выполнять танцевальные волны (бедрами и всем корпусом);
  • Клубная - это бальный танец, который преобразовался в модное танцевальное течение. Чтобы научиться танцевать, нужно знать движения из различных латинских танцев, которые приспособлены для сольного выступления;
  • Парная - танец исполняется вместе с партнером противоположного пола, для его исполнения нужно научиться доверять партнеру. Координация и пластика в данном направлении являются важными элементами. В паре танцуются все известные латиноамериканские танцы.

Одежда для выступлений

  • Сольная - для женского пола рекомендуется иметь босоножки или туфли на каблуке 3-5 см, подошва у обуви должна быть пластиковая или кожаная, которая будет способствовать свободному вращению и быстроте движений. На тело можно одеть футболку, облегающий топ, джинсы, брюки и легкую юбку не ниже колена.
  • Парная - для начала женщинам можно начать со спортивных штанов, футболок и топов с закрытой спиной. Обувь подбирается на каблуке высотой 3-5 см. Мужчины на первых занятиях могут быть в футболке или рубашке, брюках или джинсах. Обувью должны служить ботинки или легкие туфли, на пластиковой или кожаной подошве с наличием небольшого каблука.

История возникновения танца

Латиноамериканские танцы - это очень больная группа танцев, которые зародились в колониальной Америке, в 19-ом веке, когда происходил синтез индийских, испанско-португальских и африканских танцев. К примеру, у пасодобля родина Испания, а джайв - это североамериканский танец.

Остальные виды танцев Латинской Америки существуют в клубах и танцевальных школах.

Видео с сольными и парными выступлениями, а также клубной латиной, вы можете найти у нас.


Латинский танец имеет долгую и сложную историю, но в ее течение постоянно повторялись одни и те же элементы - самовыражение и ритм. В то время как некоторые латиноамериканские танцы почти полностью происходят от местных традиций, на подавляющее большинство латиноамериканских танцев оказали влияние три различные танцевальные традиции: местная, европейская и африканская. Первые упоминания об этих танцах восходят, по крайней мере 15-му веку, когда местные коренные танцы были впервые документированы европейскими исследователями. Именно этот момент принято считать точкой рождения латинских танцев, хотя на самом они намного древнее.


Происхождение латиноамериканских танцев

Задолго до того, как мужчины и женщины начали танцевать румбу или сальсу, коренные народы Южной и Центральной Америки изобрели то, что стало сегодня стало известно, как латинские танцы. Тем не менее, развитие этих ранних ритуальных танцев впоследствии очень сильно зависело от многих различных европейских и африканских стилей, как в плане движений, так и в музыке.

Ритуальные корни

На рубеже 16-го века морские исследователи, такие как Америго Веспуччи, вернулись в Португалию и Испанию с рассказами о коренных народах (ацтеки и инки), у которых были приняты сложные танцы. Как долго эти танцевальные традиции уже существовали на тот момент, неизвестно, но, когда эти танцы были замечены европейскими исследователями, они были уже полностью сформировавшимися и ритуализованными. Эти коренные танцы часто сосредоточены вокруг обыденных понятий, таких как охота или сельское хозяйство.


В начале 16 - го века европейские поселенцы и конкистадоры, подобные Эрнану Кортесу, начали колонизировать регионы Южной Америки и переняли местные танцевальные традиции, в итоге трансформируя их в новую версию местной культуры. Во время этой ассимиляции католические поселенцы объединили местные культурные традиции со своими собственными, сохранив изначальные движения индейцев, но добавив в них католических святых и библейские рассказы. Особо сильное впечатление на поселенцев произвели ацтекские танцы, поскольку они были хорошо структурированы и включали в себя большое количество танцоров, идеально точно одновременно исполняющих движения.


На протяжении веков европейские народные танцы и танцы африканских племен смешивались с этими коренными традициями, в итоге создав современный латинский танец.

Европейское влияние

Поскольку европейские народные танцы, которые появились в Америке вместе с поселенцами, запрещали прикосновения мужчин и женщин друг к другу во время парного танца, более близкий контакт исполнителей был для европейцев в новинку. При этом, в то время как местные коренные танцы были в основном групповыми, европейские танцы, которые были завезены в Америку, исполнялись в паре мужчиной и женщиной. В итоге, подобные европейские танцы в были интегрированы в развивающийся латиноамериканский жанр танца. Большая часть повествовательного элемента исчезла, а фокус был смещен на ритм и шаги.


С точки зрения движений, европейское влияние принесло определенную изысканность коренным танцам Латинской Америки, потому что шаги были меньше, а движения не такие резкие и размашистые. Объединение этих нюансов в совокупности с неотразимым ритмом африканских барабанов является одной из определяющих черт латинских танцев.

Твердо решив расширить спектр своих умений при помощи пламенных , многие энтузиасты начинают просто изучать объявления о наборе соответственных групп по интересам. А там уже начинаются первые проблемы, ведь не все так просто, и категория этих самых танцев включает в себя с дюжину отличающихся видов. А потому стоит сперва определиться с основными названиями и тем, что же отличает, к примеру, Пасодобль от Румбы.

Какие они бывают?

Прежде всего, нужно перечислить все виды латиноамериканских танцев, пользующихся неизменной популярностью сегодня, к ним относятся:

  • Мамбо;
И если первая пятерка тяготеет к числу классических или бальных танцев, то остальные – это уже клубная территория.

Испытать терпение быка

Занятно, что Пасодобль – не что иное, как испанский танец героичного тореро перед разъяренным быком, и пресловутую красную тряпку в данном случае олицетворяет партнерша. Хотя убийственного животного здесь нет, необходимо стойко держать грудь высоко, плечи – низко, а голову – фиксированной. Джайв, в свою очередь, наиболее энергичный и быстрый из бальной кагорты. Он возник на южно-восточной территории США, имеет определенную связь с классическим рок-н-роллом, откуда в свое время даже взял ряд движений. Во время латиноамериканских танцевальных состязаний Джайв, как правило, идет последним, будучи традиционной кульминацией программы.

Популярные танцы в стиле Латина.

Сальса – по-испански означает «соус» - это смесь разных музыкальных жанров и танцевальных традиций разных стран Центральной и Латинской Америки. Поэтому ее ритмы и фигуры объединяют в себе весь колорит Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Пуэрто-Рико и Кубы, которая считается колыбелью Сальсы. Именно там в начале ХХ века и зародились эти мелодии. Сальса –медленнее и элегантней схожей с ней Румбы, при которой танцоры почти не соприкасаются – была в прежние времена в почете у местной белой буржуазии. Но все изменилось в 40-е годы ХХ века в Нью-Йорке. Латиноамериканская община захватила запад Манхэттена, она и смешала Сальсу с ритмами джаза и блюза. Новый жанр назвали «Сальса метрополитен», в 70-е годы он был «вывезен» из Нью-Йорка и с неверояным успехом распространился по планете, став самым популярным танцем латиноамериканского происхождения. Сальса содержит интересные комбинации, раскрепощенные и страстные движения, веселье и флирт, заигрывание друг с другом. Это танец любви и свободы.


Меренге появился на острове Испаньола, открытом Колумбом в Х1V веке. Этот остров стал точку распространения всей испано-американской империи, которая распространилась на большей части Центральной и Латинской Америки. Позднее к индейским племенам и испанским колонистам присоединились мощные потоки африканских рабов. Это смешение этнических групп, традиций и культур способствовало появлению разнообразных танцев и музыки, среди которых меренга, вне всякого сомнения, одна из самых древних танцевальных форм.


Есть мнение, что происхождение характерных для Меренге па идет от движений, производимых рабами на плантациях сахарного тростника. Их ноги были скованы цепями в щиколотках, и, когда они танцевали, чтобы хоть на мгновение забыться, то в основном могли только двигать бедрами, перенося вес тела с одной ноги на другую. Существуют и другие версии, но, как бы то ни было, в начале Х1Х века Меренге уже танцевали на Гаити и в Доминиканской Республике.


Успех Меренге объясняется тем, что партнеры двигаются обнявшись, придавая танцу особую интимность, дающую возможность для более откровенных ухаживаний. Музыка меренге очень разнообразна, ритм немного ускоряется в последней части танца. Меренге легко учиться, поэтому его рекомендуют начинающим. Этот восхитительный, очень красочный и пластичный танец включает уникальное движение, подражающее легкой хромоте.


Мамбо , как и Румба, Сальса, Ча-ча-ча, появился на Кубе. Слово «мамбо» произошло, вероятно, от имени бога войны, которому на Кубе в далеком прошлом был посвящен обрядовый танец. Нынешняя форма Мамбо родилась в 40-е годы ХХ века в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза. Чувственный и заводной Мамбо очаровал мир простотой исполнения и тем, что его можно танцевать в одиночку, в паре и целой группой. Широкую известность Мамбо обрела благодаря кино. Среди известных фильмов следует назвать несколько, в которых этот танец используется как средство обольщения: «Мамбо» (1954), «Короли мамбо» с Антонио Бандерасом и Арманом Ассанте и, известные всем, «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи в главной роли. После выхода на экраны этого фильма популярность Мамбо в танцевальных школах стала расти в геометрической прогрессии.


Румба – «это апофеоз танго», - поется в песне Паоло Конте. Это верно, поскольку и Танго, и Румба произошли от хабанеры. Этот кубинский танец с испанскими корнями произвел на свет двух очень разных сестер, одну со светлой кожей, другую – с темной. В Аргентине она чудесным образом переродилась в чувственное Танго. На Кубе же хабанера преисполнилась чувственной и полной жизненности хореографией – и родилась Румба, более африканский по своей сути танец. Румба стал классикой всех латиноамериканских танцев. Это медленный и чувственный танец является интерпретацией отношений между мужчиной и женщиной, он имеет характерные движения бедрами и очаровывающий ритм. В начале Х1Х века существовали три варианта Румбы, но наиболее известен гуагуанчо – танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и пытается сдержать страсть своего партнера. Возможно, из-за этого за Румбой и закрепилось название - «танец любви». Коренную эволюцию Румбы претерпела, после внедрения в США. Наравне с экспансивной и эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант Румбы и разошелся по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры.


Ча-ча-ча . Захватывающий латиноамериканский танец ча-ча-ча несет в себе счастливую и слегка беззаботную атмосферу, название его происходит от особого повторяющегося основного ритма. Рождение Ча-ча-ча отмечает в Х1Х веке, когда на Кубе зарождались данзон, сон, румба и мамбо. Вся кубинская музыка находилась под влиянием музыки чернокожих переселенцев, прибывших в Америку в эпоху колонизации. Соответственно, Ча-ча-ча наряду со другими своими родственниками имеет африканские корни. В наше время Ча-ча-ча, как и другие танцы, снова в моде. Элегантный Ча-ча-ча со своим характерным ритмом, который, представляется специально созданым для того, чтобы женщина с особой выразительностью смогла продемонстрировать свою красоту и женственность. Про ча-ча-ча говорят, что это - танец кокеток, ведь он очень нравится женщинам, которым свойственно провоцирующее поведение или легкий флирт. Ча-ча-ча – настоящий образец танца соблазнения. В самом деле, движения Ча-ча-ча позволяют женщине откровенно демонстрировать свой шарм и достоинства фигуры, поскольку сам танец характеризуется, прежде всего, выразительными движениями бедер. Женщина гордо прохаживается перед кавалером, будто стараясь покорить не только его, но и стать желанной для всей мужской аудитории.


Посадобль . Если в ча-ча-ча и румбе главенствует партнёрша, то посадобль - типичный мужской танец. Партнёр – это тореадор, партнерша, следуя за ним, олицетворяет его плащ или быка. Посадобль – броский и выразительно эмоциональный танец.


Самбу часто называют "южноамериканским вальсом", ее ритмы очень популярны и легко могут видоизменяться, образуя новые танцы.


Джайв весьма сильно отличается по характеру и технике от других латиноамериканских танцев, он очень быстрый, требующий много энергии.

Зажигательный темперамент латиноамериканских танцев покорил уже множество людей, превратив их в верных поклонников этого стиля. Нельзя остаться равнодушным, наблюдая за страстными и энергичными движениями профессиональных танцоров, мысленно примеряя на себя эту роль. Большая популярность направления привела к активному открытию все новых школ, зазывающих на свои уроки и яркие клубные вечеринки будущих учеников.

Однако латиноамериканские танцы включает в себя огромное разнообразие видов, среди которого легко можно запутаться. Одна студия зазывает на уроки чувственной румбы, другая предлагает интересные скидки на бачату или меренге. Что выбрать и чем один танец отличается от другого?

Основные разновидности латиноамериканских танцев

Все танцы этого направления можно поделить на две группы: классические и клубные танцы. К первой группе относится пасодобль, ча-ча-ча, самба, джайв и румба. Их предлагают освоить школы бальных танцев, позволяя в дальнейшем демонстрировать свои навыки на всевозможных соревнованиях. Количество танцев во второй группе гораздо больше, к ним относится мамбо, сальса, бачата, меренге и другие. Знание любого из этих танцев легко сделает танцора звездой любой латино-вечеринки.

Бальные латиноамериканские танцы

  • Самба – название описывает танцы бразильского происхождения, в том числе исполняемые на знаменитых карнавалах. Однако последние не очень похожи на традиционную бальную самбу, делающую акцент на техничности. Ритмичная и яркая самба родилась как результат слияния португальских, испанских и африканских танцев.
  • Ча-ча-ча – невероятно игривый и кокетливый танец, зародившийся пару веков назад на Кубе и имеющий африканские корни. Он имеет весьма своеобразный ритм – медленно, медленно, быстро, быстро, медленно – что выглядит весьма элегантно и необычно на танцполе.
  • Румба – знаменитый на весь мир любовный танец, дальний родственник танго. В нем партнер следует за партнершей в стремлении соприкоснуться с ней бедрами, в то время как дама старается этого не допустить. Таким образом, латиноамериканский танец превращается в захватывающую и страстную игру между парой.
  • Джайв – этот танец можно смело назвать самым быстрым и энергичным танцев среди всей латиноамериканской программы. К основным фигурам современного джайва относится быстрое синкопированное шоссе, дополненное движениями из рок-н-ролла.
  • Пасодобль – испанский танец, имитирующий традиционный для страны бой с быком. В нем партнер выступает в роли тореро, а его партнерша изображает ярко-красную накидку. К характерным особенностям танца относится положение корпуса с опущенными плечами и поднятой грудью при жесткой фиксации головы.

Клубные латиноамериканские танцы

  • Сальса – традиционно считается королевой клубных латиноамериканских танцев. Ее можно встретить практически в каждой танцевальной студии, в которой предложены уроки латины. К основным особенностям танца относится характерный шаг, исполняемый под четыре ударных ритма.
  • Меренге – энергичный и яркий танец, использующий огромное количество украшений и фигур, в том числе вращение корпусом, круговые движения бедрами и движения плечами в быстром темпе. Танец исполняется обнявшимися партнерами, что придает ему особую сексуальность.
  • Мамбо – танец кубинского происхождения, ставший популярным в середине прошлого века. Его танцуют сольно, парами и даже целыми группами.
  • Бачата – один из наиболее романтичных танцев клубной латины, включающий в себя элементы североамериканских и европейских танцевальных стилей.