Как нарисовать народный костюм. Русский народный узор. Как нарисовать русский узор

23.04.2019

Цели:

  1. Познакомить с историей и традициями русских народных праздников.
  2. Воспитывать уважение, развивать интерес к народному искусству.
  3. Закрепить понятие “орнамент”, его виды.
  4. Совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью.

Наглядность: изображения русских народных костюмов, орнаменты, панно с изображением сельской площади, аудиозапись “Звон колоколов”, шаблоны человеческих фигурок, пословицы на доске:

  1. Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.
  2. У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи.
  3. Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока

а) Беседа

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки.

Праздник – это не только песни и пляски.

Чем еще отличается этот день от простых будней?/наряды/

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд <рисунок 1>.

Какое разнообразие праздничных нарядов!

А что у них общего? (узоры)

Как можно назвать по-другому? (орнамент)

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.

Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете?

/растительный и геометрический/

Внимание на доску. Перед вами узоры (они могут быть просто изображены на доске цветным мелом.) Какие из них не будут являться орнаментами? Почему? /в орнаменте элементы изображены в определенном порядке, ритмично./

Игра “Сочини мелодию к орнаменту”.

б) РАССКАЗ о русских народных костюмах.

Давайте познакомимся с нарядами поближе.

Основу любого русского костюма составляла рубаха <рисунок 1и 2>. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком <рисунок 2>.

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:

  • нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
  • наплечные – охраняли руки,
  • наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан <рисунок 3>.

Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.

В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики <рисунок 4>.

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс <рисунок 5>.

Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.

Передник щедро украшался вышивкой <рисунок 6>.

Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Навершник – это верхняя одежда, которую носили осенью или весной. Навершник не подпоясывали <рисунок 7>.

И, наконец, головные уборы.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

Кокошники, ленты, венки /девичьи/.

Коруна, сорока, кичка /женские/.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. Помните сказки: лебедушка, лебедь белая, точно пава.

в) Работа с пословицами.

III. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне”.

Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент .

2 группа: “Одеть” бумажную фигурку, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской площади с собором и крестьянскими домами. /Аудиозапись “Звон колоколов” - народ собирается на соборной площади./

IV. Итог.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, нарядная одежда, подарки, песни и пляски, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти традиции составляют необычайность и особенность. О них нужно помнить и знать.

А вы запомнили?

Вот мы это сейчас и проверим.

Детям выдаются карточки-стрелки со словами- названиями русской народной одежды:

- рубаха - епанечка - кокошник
- кушак - коротена - коруна
- косоворотка - понева - сорока
- онучи - передник - кичка.
- сарафан - навершник

Необходимо соединить карточки-стрелки с предметами одежды на картинках так, чтобы они соответствовали названиям.

V. Оценивание работ.

    Русский народный костюм наполнен мелким рисунками и множеством деталей, именно поэтому его изображение потребует от вас скрупулзности и усердия.

    Предлагаю несколько вариантов подобных рисунков, которые можно распечатать, в дневное время приложить к окну,а поверх наложить чистый лист бумаги и просто срисовать изображение.

    Начнем рисунок с головы русской красавицы и русского национального головного убора - кокошника.

    следующий шаг набросок уложенных волос и серег

    прорисовываем глаза и губы в скромной улыбке

    перейдем к рисованию кокошника

    теперь перейдем к национальному сарафану

    четко прорисовывая рубашку и бретели сарафана

    дорисовываем рукава рубашки

    и платочек в руке

    прорисовываем мелкие детали сарафана и кокошника

    разукрашиваем красавицу

    Для того чтобы нарисовать женщину в русском народном костюме сначала необходимо нарисовать силуэт женщины. А затем нарисовать на ней русский народный костюм. Для этого необходимо знать как выглядит русский народный костюм.

    Прежде всего костюм состоит из сарафана, рубаки и головного убора кокошника.

    Идеи можно почерпнуть здесь:

    Женщине повезло в те давние времена,потому что е русский народный костюм отличался определенной праздничностью ,чего стоят только одни кокошники увенчанные различными вышивками и драгоценными переливающимися на свете камнями.

    Чтобы нарисовать именно костюм,а точнее если быть то платье или традиционный русский сарафан длинный у женщины,то можно посмотреть наглядный мастер класс,как его нарисовать вот здесь.

    Так же полезно будет посмотреть для рисования:

    Как нарисовать женщину карандашом поэтапно?

    Русскую женщину можно нарисовать карандашом поэтапно в такой последовательности:

    для начала нарисуем силуэт будущего длинного одеяния, прорисуем линии так:

    Затем вторым этапом идет прорисовка деталей:

    Третий этап - это раскрашивание костюма:

    Действительно очень тяжело прорисовать костюм национальный русский, а тем более женский. С мужским намного легче. Но есть очень много зарисовок и ответов выше, а я дам ролик, где четко показано как нарисовать поэтапно данный костюм.

    Женский русский национальный костюм выглядит намного богаче и ярче, нежели мужской.

    Нарисовать женский народный костюм может тот, кто его когда-нибудь видел и запомнил то разнообразие вышивок на длинной рубахе.

    Легче всего нарисовать женский русский народный костюм, глядя на пример рисования, как мы видим ниже:

    Самое сложное в этом рисунке лицо женщины и мелкие рисунки на национальном русском костюме.

    Делаем набросок основных частей костюма.

    Затем надо нарисовать формы.

В подготовительной группе дошкольникам в рамках занятий рисованием предлагается такая интересная, хотя и сложная тема, как изображение куклы в национальном костюме. Помимо развития художественных навыков, такая работа имеет большое познавательное и воспитательное значение - приобщает ребят к культуре и быту русского народа и тем самым пробуждает в них патриотические чувства.

Аспекты рисования по теме «Кукла в русском народном костюме» в старшей группе ДОУ

Дошкольники пробуют изображать антропоморфные предметы с раннего возраста. Сначала это примитивные работы по принципу «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!». Однако чтобы развитие пошло дальше, необходима планомерная работа воспитателя в этом направлении. Обучение искусству рисования портрета неразрывно связано с развитием восприятия и воображения. Педагог должен находить приемы, которые пробудят интерес детей к изображению человека.

Конечно, дошкольников пугает задание нарисовать человека, потому что они боятся, что у них это не получится. Задача воспитателя - преодолеть этот страх и заменить его на приятный процесс творчества. Идеально начать изображение не с человеческой фигуры, а с чего-то похожего на нее. Так, в среднем звене ребята с удовольствием рисуют матрешку, снеговика. Они хорошо знают, из каких частей состоят эти предметы, и учатся изображать лицо. Далее предлагается рисование Снегурочки в широкой шубке и руками.

В старшей группе происходит детальное знакомство с портретом, дети усваивают пропорции лица, способы передачи характера и настроения человека. Они рисуют себя, родителей, друзей, сказочных героев.

В подготовительной же группе ребята совершенствуют умение изображать антропоморфные существа с натуры и по памяти. Дети 6–7 лет уже хорошо подмечают характерные особенности объектов и предметов и передают их в художественных образах. В этом возрасте на занятии рисованием дошкольникам предлагается такая сложная, но интересная тема, как «Кукла в национальном костюме». Как правило, это рисование с натуры либо с опорой на иллюстрации. Заметим, что ребята изображают не человека, а именно куклу. Это немного облегчает работу, поскольку пропорции строения тела и лица здесь будут не такими строгими: например, голова может быть большой, равно как глаза, рот, ладони.

При проведении данного занятия педагог должен уделить основное внимание рассматриванию куклы в соответствующей одежде. Подробно обсуждается форма сарафана (если это русский национальный костюм), рубашки, головного убора, обуви. Также воспитатель делает акцент на расположении рук, ног, форме головы. Кукольная голова на рисунке может иметь овальную либо круглую форму. Чтобы изобразить лицо, дети должны зрительно (или простым карандашом) разделить его на три части: лоб, глаза и нос, губы с подбородком. Педагог может напомнить ребятам, как рисуются глаза (изобразить их на доске), напомнить, что нос можно обозначить лишь его кончиком (ноздри либо короткая черточка).

Иногда детям предлагается схематичное рисование куклы: с помощью кружка (голова) и нескольких линий (части тела). Затем эта схема обрисовывается недостающими элементами, в том числе одеждой. Еще один вариант - рисование овалами или дугами.

Поэтапное изображение

В подготовительной группе особо важно давать детям возможность проявлять творческую инициативу, творческую фантазию, поощрять самостоятельный выбор цветового решения рисунков. Так, например, ребята самостоятельно выбирают цвет и характер узора сарафана русской красавицы, а также ее кокошника. Отметим, что в данном возрасте дошкольники уже знают очень много оттенков, таких как лимонный, песочный, салатовый и пр.

Важным моментом занятия в подготовительной группе является анализ готовых работ. Рассматривая свои рисунки, дети учатся видеть их сильные стороны и недостатки. Вместе с педагогом ребята обсуждают, что можно сделать лучше, чем дополнить композицию.

Используемые материалы и основа

В подготовительной группе расширяется набор материалов, с которыми дети могут работать в процессе изобразительной деятельности. Их соединение в одном рисунке способствует созданию выразительного образа. Поскольку изображение куклы в национальном костюме требует детальной прорисовки, то целесообразно при основной работе красками (акварель или гуашь) или цветными карандашами дополнительно использовать фломастеры или гелевые ручки. С помощью этих инструментов можно обозначить черты лица или затейливые узоры на сарафане и кокошнике.

Такой предмет изображения, как кукла, требует предварительного наброска простым карандашом. Это особенно актуально при работе с красками. Что касается ластика, который иногда предлагают дошкольникам в подготовительной группе, то лучше его не давать, так как часто дети используют его нерационально и портят рисунок.

В качестве основы для рисования куклы в национальном костюме воспитатель предлагает ребятам листы бумаги стандартного размера. При рисовании красками они заранее тонируются в пастельные тона. Работая с цветными карандашами, дети могут завершить композицию подходящим фоном.

Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе

В подготовительной группе еще более совершенствуется техника изображения. Движения руки становятся более свободными и точными, плавными и ритмичными.

Набросок простым карандашом делается довольно быстрыми движениями руки, легкой неразрывной линией (чтобы было легко исправить неточности). Кстати, будет полезно, если ребенок выполнит несколько пробных набросков на черновике.

При рисовании карандашом ребята упражняются в плавном повороте кисти руки - это нужно для изображения округлых линий. Дошкольники учатся проводить без отрыва длинные линий, так же изображать крупные формы. Мелкие детали (черты лица, орнамент на сарафане) прорисовываются при помощи коротких линий и штрихов.

Аналогично совершенствуются разные способы работы с кистью (всем ворсом и кончиком) при рисовании гуашью или акварелью. Дошкольники развивают технические навыки - учатся смешивать краски для получения интересных оттенков.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе, уместность индивидуального подхода

В подготовительной группе уже четко просматриваются особенности развития детей, у некоторых дошкольников ярко выражены способности и интерес к изобразительной деятельности. Таких детей, без сомнения, нужно поощрять, еще больше стимулировать их стремление к художественному творчеству. Один из способов - предложить им разнообразить композицию дополнительными аппликативными или пластилиновыми элементами.

Например, сарафан или кокошник русской красавицы можно украсить пластилиновыми элементами (тонкими витиеватыми жгутиками или маленькими шариками) или приклеить блестящие пайетки.

Рисование можно сочетать с аппликацией, особенно если речь идет о коллективной композиции: нарисованные фигурки барышень раскрашиваются, вырезаются, дополняются аппликативными деталями и наклеиваются на общий фон.

Рисование с элементами аппликации

Конкретные варианты композиций в рамках темы «Кукла в национальном костюме» в подготовительной группе

Рисование на тему традиционно предлагается воспитанникам подготовительной группы в самом начале учебного года (сентябрь). Эту тему можно несколько интерпретировать: дети могут изобразить красавиц из русских народных сказок, например, Аленушку, Василису, Марьюшку (они также будут одеты в русский народный костюм).

Если ребята проживают в местности, где существуют свои особенности национального костюма, то их можно отразить в рисунке, например, «Чувашский костюм», «Мордовский наряд».

Кстати, незадолго до занятия «Кукла в национальном костюме» ребята могут отдельно изобразить национальные головные уборы либо раскрасить предложенные шаблоны: так они потренируются в составлении узоров, смешении цветов. Точно так же можно потренироваться в рисовании русской народной обуви - лапти.

Интересная идея - предложить ребятам после рисования русского национального костюма изобразить традиционный наряд еще какого-нибудь страны (например, Украина, Китай, Индия и др.). Отметим, что такое занятие требует подробной познавательной беседы. Изображая кукол разных национальностей, дети должны использовать такие средства выразительности, как передача цвета кожи и волос, разреза глаз. Воспитатель обязательно должен продемонстрировать дошкольникам куклу в соответствующем костюме либо ее изображение.

При желании тему «Кукла в национальном костюме» можно оформить как коллективную композицию, например, «Хоровод». Дети рисуют барышень в русском народном костюме, затем вырезают их и приклеивают на основу (воспитатель заранее продумывает подходящий фон (луг с зеленой травкой, цветочкам и пр.). Как упрощенный вариант ребятам можно раздать шаблоны, которые они должны раскрасить.

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворения и пр.

Даже в подготовительной группе ведущим видом детской деятельности остается игра. И педагог не должен забывать об этом при построении занятия. Игровая мотивация играет очень важную роль.

Например, воспитатель сообщает ребятам, что к ним в гости пришли куклы, но они одеты как-то странно. Оказывается, они прибыли из прошлого. Ведь именно так одевались люди, которые давным-давно жили на Руси. Наши бабушки носили сарафаны в пол, а дедушки - рубаху-косоворотку с поясом. Мотивацией для ребят станет просьба кукол сфотографировать их, ведь в далеком прошлом не было фотоаппаратов.

Куклы в мужском и женском русском национальном костюме

Кукла в русском народном костюме

Другой вариант - куклы (например, Арина и Данила) собрались поехать на ярмарку и хотят получше нарядиться. Ведь, на ярмарках люди веселились, танцевали. Дети нарисуют их в красивой одежде, акцент при этом ставится на ее украшение (рукав, подол сарафана, воротник мужской рубашки).

В гости к дошкольникам может прийти - это может быть Аленушка, Василиса прекрасная или Марьюшка (кукла или картинка). Воспитатель подчёркивает, какая она стройная, изящная, румяная, с длинной русой косой. Педагог сообщает детям, что раньше таких красавиц называли «лебёдушкой», «павой», «березонькой», «ягодкой» (идет пополнение словарного запаса дошкольников). Героиня рассказывает детям печальную историю: Баба Яга или злая ведьма украла и сожгла ее самый красивый сарафан. Дети всегда живо отзываются на чужую беду и стремятся помочь - они с радостью нарисуют красавице новый наряд еще красивее прежнего.

Героиня русской народной сказки

Героиня русской народной сказки

Занятие рисованием можно начать с познавательной беседы о русской национальной одежде. Детям будет интересно узнать, что вышивка и узоры, которыми она украшалась, в старину имели особое значение. Люди верили, что вышивка не просто украшала, но и защищала от злых сил - была оберегом. Это были волнистые линии, кружочки, крестики. Также мастерицы вышивали деревья, птиц, животных. Мотивацией после такого рассказа будет предложение детям нарисовать любимую куклу в наряде, который будет ее защищать от всякого зла.

Традиционный элемент узора одежды Традиционный элемент узора одежды Традиционный элемент узора одежды Традиционная русская вышивка

Кроме того, ребятам можно рассказать о том, что красный цвет в русском национальном костюме присутствовал в огромном разнообразии оттенков. А в сочетании с зеленым красный казался еще более сочным и праздничным. Красный цвет символизировал огонь, а огонь может дарить как радость (тепло), так и скорбь (пожар). Также это цвет любви.

Иллюстрация, которую можно использовать на занятии

Исконно русская обувь крестьян

Если дети рисуют национальный костюм не России, а какой-либо другой страны, то обязательно нужно продемонстрировать им соответствующие картинки, а еще лучше куклу в такой одежде.

Кукла в национальном костюме

Тематические картинки Плакат Бумажные игрушки Куклы

Мотивацию к рисованию нарядной куклы, конечно же, можно почерпнуть из художественной литературы. К ребятам в гости может прийти бабушка-сказочница (переодетый воспитатель) и поведать им сказку про купца Садко. У него было три дочери-красавицы. Когда Садко собрался в дальние страны за товарами, дочери заказали ему привезти золотой венец, красивую рубашку и сарафан, расшитый узорами и лентами. В заморской стране купец долго искал эти подарки, наконец, нашел и купил. Но дочки, когда увидели обновки, стали завидовать друг другу: каждая хотела, чтобы у нее был и сарафан, и рубашка, и венец. И вот он попросил сказочницу обратиться к детям - пусть они помогут ему и нарисуют для дочек красивые наряды.

Порекомендуем также современную сказку Ларисы Сергеевой По сюжету произведения в одном конце деревни жил Сарафан-господин, а в другом - Рубаха-простуха. Сарафан устал лежать в сундуке в ожидании того, когда же хозяйка его достанет да наденет, и решил зайти в гости к Рубахе. Она очень обрадовалась гостю, поставила самовар. Они сели пить чай, и Сарафан спросил Рубаху, отчего она такая добрая и пригожая. Та ответила, что хозяин надевает е на тело и согревает своей душой. Рубашка же, в свою очередь, защищает человека от нечисти с помощью ворот (это воротничок и манжеты). А чтобы внутрь не попадал холод, помогает поясок. Сарафан подумал-подумал и стал дружить с рубахой - и теперь они ходят всегда вместе.

После прочтения этой коротенькой сказки детям будет еще интереснее изобразить исконно русские предметы одежды.

Иллюстрация к сказке

Начать занятие можно также со стихотворения. Например, интересны следующие строки:

Пригоцкая Светлана

Развернись, сарафан златокрылый,
Во всю ширь, во всю стать, во всю прыть.
И в суровые годы России
Пряли бабы суровую нить.
Вот в таком домотканом наряде
В церковь шла многодетная мать.
Сарафан-широта та, что надо -
Можно поле холстиной устлать!
Ой, ты, милый, кудрявый, желанный,
На гармошке играй веселей!
Плыли девы в цветных сарафанах
Среди радуг, лугов и полей.
Все румяные, словно матрёшки,
Хороводы вели без конца…
Не одна ликовала гармошка -
Выбирай по душе молодца!
А какие частушки певали!
И платочки взлетали из рук!
Наша бабушка старою стала,
Сарафан свой сложила в сундук.
Мать моя сарафан примеряла,
Говорила:ах мне бы сплясать!
Заросли деревеньки бурьяном,
И гармошки давно не слыхать.
Не услышишь весёлой частушки,
Молодые теперь в городах…
В деревеньке расскажет старушка
О былых хороводных годах!

http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/11499-stixi-pro-sarafan

Л.А. Круглова

Куклы, барышни, матрёшки

Рядом с нами все живут.

Удивляют, восхищают

И покоя не дают.

Шьём мы куклам всем наряды

Изучая старину.

Познаём с какого края

Мы во сне иль на яву.

Вместе с кочевым народом

Ставим юрту, ждём гостей.

Пьём мы чай из самовара

А кочевник пьёт кумыс.

В дом идём мы отдохнуть,

А кочевник лёг в куйзи

Ну попробуй загляни.

Люди разные живут…

Все по - своему поют,

Носят разную одежду

Верят в бога как и прежде…

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/18/kukly-v-natsionalnykh-kostyumakh

Частушки про лапти:

Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы копали
Танцевать сюда попали.»

«Гуляй Матвей
Не жалей лаптей.
До субботы доживешь
Новы лапти наживешь.

Отметим, что накануне рисования куклы в народном костюме хорошо предложить дошкольникам дидактические игры по данной тематике. Например, в ходе игры «Одень куклу в национальный костюм» дети запоминают особенности традиционной одежды разных народов.

Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»

Поскольку перед продуктивной деятельностью обязательным является проведение физкультминуток либо пальчиковой гимнастики, то приведем следующий замечательный вариант:

Мы портные, мастерицы поочередное поглаживание рук снизу вверх
Вам костюм сошьем сейчас провести руками по телу сверху вниз и присесть
Сложностей не побоимся повороты головы в стороны сидя
Нарядим, украсим враз! подпрыгнуть, показать большие пальцы
Для начала мы замерим, руки вперед - в стороны
Сколько нужно ткани нам, -
Раскроим и вновь проверим,
- Не мало ли будет вам.
наклоны в стороны, руки на пояс
Вырежем из ткани ровно руки вперед «ножницы»
- И сошьем все по краям, имитировать движения иголкой
А теперь украсим пёстро руки в стороны, пальцы врозь
Перья, бусы, ленты там. хлопки справа, слева, над головой
Вот теперь-то можно точно
- Нарядиться - и на бал!
руки на пояс, поворот вокруг себя
Полюбуемся - всё прочно
- И красиво сшито вам.
руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Клюй А. «Кукла в национальном костюме»
Образовательные задачи : познакомить детей с русским народным нарядом, а также костюмами других стран; закреплять умение изображать фигуру человека.
Развивающие задачи : закреплять умение рисовать акварелью, предварительно обозначая контур простым карандашом.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к национальной одежде России и других стран.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: бумажные куклы в национальных костюмах, кукла в традиционном русском сарафане и кокошнике.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки.
Ход занятия:
В начале занятия воспитатель сообщает детям, что они живут в самой большое стране. Но кроме нее, в мире есть и много других стран. И каждая имеет свою культуру, традиции и национальную одежду.
Педагог демонстрирует бумажных кукол в национальных костюмах и рассказывает о каждом из них.
В гости к ребятам приходит кукла Катя, одетая в русский народный костюм - нарядный шелковый сарафан, подпоясанный узким пояском, и кокошник. Сарафан расшит узорами, а кокошник украшен золотой вышивкой, жемчугом и бисером. Волосы куколки заплетены в косу и украшены ленточкой.
Педагог предлагает ребятам нарисовать куклу Катю в ее прекрасном наряде.
Южакова О.Н. «Как носила девица красный сарафан»

Занятие начинается с того, что педагог вместе с детьми рассматривают выставку, посвященную русскому народному костюму.
Под тихую музыку дети слушают рассказ воспитателя об истории русского наряда. Демонстрируются картинки с изображением рубахи, поневы (юбки), передника, шушуна (верхняя одежда на холодный период), венка, повязки, украшений из бисера, янтаря, жемчуга.
Более подробно педагог останавливается на таком предмете одежды, как русский сарафан. Сначала его носили только богатые дамы, а затем царица Екатерина II разрешила надевать его всем сословиям - он стал популярен среди крестьянок и купеческих жен и дочерей. Сверху сарафана обычно надевался передник, а на плечи душегрея.
На ногах крестьяне носили лапти, которые плели из лыка либо бересты. Кстати, помимо них, народ еще надевал кожаные башмаки, а зимой валенки.
Также воспитатель кратко рассказывает о русской народной одежде мужчин.
Организуется хороводная игра «Венок» (под русскую народную композицию).
Детям предлагается игровое задание - сплести венок из ленточек.
Продуктивная деятельность - ребята рисуют кукол Маню и Ваню, одетых в русский костюм.

Никитина Л. «Кукла в русском национальном костюме»

Вначале занятия воспитатель проговаривает строки М. Шаханова:

  • Должны быть обязательно кроме родителей, четыре коня, как четыре матери:
  • Родная земля,
  • Родной язык,
  • Родная культура,
  • Родная история.

Звучит песня «Вижу чудное приволье». Беседа по ее содержанию: о чем поется в песне, как называется наша родная страна, какая она по величине.

Педагог спрашивает у детей, кто такие наши предки, из каких источников можно узнать об их жизни. Детям предлагается побывать в музее - они приглашаются в зал Сказок - подходят к стенду с иллюстрациями к русским народным сказкам. Педагог обращает внимание на то, как одеты женщины на картинках, где одежда повседневная, а где праздничная.
Проводится физкультминутка «Лапти мои» (под музыкальную композицию).

  • Лапти, да лапти, да лапти мои,
  • Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
  • Эх, лапти мои, лапти липовые!
  • Вы не бойтесь ходите,
  • Тятька новые сошьёт.
  • Эх, ну! Тьфу! Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку
  • Хлопок в ладоши, наклон вниз
  • Шаг вправо, притом, шаг влево, притоп
  • Руки вверх, хлопок над головой. На слово «тьфу» резко отпускаем руки вниз.

Из волшебного сундучка педагог достает силуэты кукол в русском костюме. Они собрались на праздник, и задача ребят - украсить сарафаны и кокошники с помощью геометрических узоров.
Дети рисуют под русскую народную музыку.

Бублик Л. «Кукла в национальном костюме» (китаянка)

На занятии дети знакомятся с дружественной страной Китай, узнает про ее географическое положение (большая площадь, омывается несколькими морями), культуру, рассматривают женский национальный костюм.

В гости к ребятам приходит кукла-китаянка, приветствует их на китайском языке. Ее зовут Джия, что в переводе с китайского «красивая». Дошкольники рассматривают ее национальный костюм: брюки из шелковой ткани, поверх которых надето длинное платье с запахом и широкими рукавами (также из шелка). Китайский наряд вышит цветными узорами: это цветы и бабочки, которые имеют символическое значение.
Проводится пальчиковая гимнастика «Дружба»:

  • Дружат пчёлка и цветок, (соединить большие пальцы)
  • Дружат лист и мотылёк, (указательные пальцы)
  • Дружат солнце и леса, (средние)
  • Дружат рыбка и волна, (безымянные)
  • Дружат в море корабли, (мизинцы)
  • Дружат дети всей земли. (ладошки обнимают друг друга)
  • Друг другом нужно дорожить,
  • Без дружбы нам нельзя прожить. (грозят указательным пальцем)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей - под китайскую музыку они рисуют куклу-китаянку в ее национальном костюме, придумывают свой узор для ткани.

Примеры готовых работ воспитанников подготовительной группы по теме «Кукла в национальном костюме» с комментариями по выполнению работы

Рисунки «Русская красавица», «Русский народный костюм», «Иван да Марья» (все они выполнены акварелью) демонстрируют нам национальную одежду нашей Родины. Работа «Русская красавица» пронизана позитивным настроением: дополнена ярким ми нежно-голубым небом. Мы видим привычный русский атрибут - стройную березку на переднем фоне. Кукла на рисунке изображена в традиционо ярко-красном сарафане, развевается ее длинная белокурая коса.

В разделе

Разные бывают задания. Вот сидишь иной раз и думаешь Как нарисовать русский народный костюм? Причем — ребенку?

Пошаговые инструкции по ИЗО

Русский народный женский костюм с сарафаном. Пошаговая инструкция, как самому нарисовать русский народный костюм карандашом.

Русский народный девичий костюм — рубаха с поясом. Пошаговая инструкция, как самой поэтапно нарисовать женский русский народный костюм карандашом. Вначале рисуем вертикальную линию — это наша ось симметрии, затем намечаем три горизонтальные линии — линии плеч, бедер и талии. В зависимости от того, какой костюм мы рисуем: северорусский с обязательным сарафаном или южнорусский -с фартуком и поневой, линии талии располагается располагается по-разному. В северных вариантах — она завышена, в южных — находится на месте. Затем от линии талии намечается юбка, а от линии плеч — будущие рукава. Для простоты линию рукава можно рисовать параллельно линии юбки. На уровне бедер рукав заканчиваем. Таким образом у нас готов псевдо-макет, на базе которого мы и будем рисовать костюм.

1.Рисуем русский костюм на основе сарафана.

Девочка Аленушка в русском народном костюме. Разбивка по отдельным этапам, как самой нарисовать костюм.

Издревле на Руси на каждом предмете утвари, на каждой одежке, а также домах изображали различные элементы, символы, которые складывались в узоры. Каждая деталь имела свое значения и место. Так формировался русский народный узор.

Исторические сведения о русском народном узоре

Следует понимать, что существует два термина - узор и орнамент. И это изначально было не одно и то же. Даже сейчас орнаментом можно назвать не каждый узор. К примеру, если это постоянно повторяющийся рисунок (раппорт).

На Руси считалось, что узор гораздо глубже, он больше значит. Слово же орнамент является заимствованным с латыни, да и появилось оно гораздо позже и обозначает украшение. На Руси ему был аналог - “украсы”. Считалось, что он предназначен для оформления декоративной стилизации. Однако в дальнейшем эти два понятия переплелись и стали дополнять друг друга.

Русский народный узор - это совокупность различных линий, символов, других элементов, которые могут как повторяться, так и быть в единственном варианте. В разных местностях рисунки могут отличаться. Так, в восточных областях на Руси в узоре можно встретить такой элемент, как “индийский огурец”, который и на сегодняшний день является популярным.

Также каждая местность имела и свою цветовую гамму узоров и орнаментов.

Знаки и символы в русском узоре

Если рассматривать русский народный узор с точки зрения символики, то можно сказать, что ни один элемент там не изображен просто так. Каждый имеет свое значение и находится на своем месте.

Самыми популярными символами в узоре являются:

  • Звезда Алатырь, или, как ее еще называют, крест Сварога. Она имеет восемь лепестков и символизирует Вселенную, ее циклы сворачивания и разворачивания.
  • Также очень популярным является символ Берегини (Рожаницы). Это схематическое изображение женщины, которая оберегает.
  • Очень значимым символом является которое иногда еще называют Мировым деревом. Он объединяет в себе мировую ось, мироздание и род.
  • Всем известен Во времена Гитлера свастика стала символом войны и фашизма, однако изначально это было вовсе не так.
  • Также популярен символ Орепей, который представляет собой гребенчатый ромб. Этот символ приносит счастье, равновесие и душевное спокойствие.
  • К тому же, используют в узоре и орнаменте цветы, звезды, спирали и другие символы, каждый из которых несет определенное значение, усиливая положительную и защитную энергию человека.

Помимо вышеперечисленных элементов существует и множество других. К тому же, почти все узоры схемы имеют достаточно разнообразные. Один и тот же символ можно изобразить по-разному, сохраняя, впрочем, общие черты и линии. Так возникают целые обережные фразы, а также небольшие рассказы или заговоры.

Сакральный смысл узора

Следует знать, что один и тот же символ, но изображенный в разных частях одежды, мог иметь разное значение. К примеру, знак Орепей, изображенный в зоне локтя на женской одежде, обозначал предка. Если его изображали на подоле, то он был входом в потусторонний мир.

Также символически изображали и древних богов, которые перемещались на колесницах. В них запряжены были различные животные, которые олицетворяли конкретное божество.

Некоторые русские узоры (фото представлено ниже) в своей числовой повторяемости несли определенный код. Так, важными были следующие числа:

  • три (Абсолют, Троица, время, пространство);
  • четыре (стороны света, времени года);
  • семь (символ гармонии);
  • двенадцать.

В подобных узорах и орнаментах проявляется и отношение к матушке-природе наших предков. Они своими изображениями как бы просили у нее защиты и покровительства от различного зла, бед и напастей.

Где используют русские народные узоры?

Использование узоров довольно разнообразно. Их применяют в полотенцах, салфетках, для росписи предметов утвари, домов, при резьбе по дереву, металлу. В старину ни один предмет не был оставлен без рисунка.

Русские узоры (фото их есть в нашем обзоре) - это не только красота предмета, но и защита, оберег его владельца. Известно, что даже до возникновения письменности, люди уже изображали на предметах утвари различные символы (ромбы, линии, точки).

Различие узоров в разных регионах

Каждый регион России имеет свою историю росписи, вышивки, узоров и орнаментов. Рассмотрим русский народный узор (картинки некоторых будут представлены ниже) по некоторым видам и местностям:

  • гжельская роспись - характерна синяя и белая цветовая гамма в рисунках, которые делаются на керамических, фарфоровых изделиях;
  • роспись, которой славна деревня Жостово, на металлических подносах;
  • очень интересна хохломская роспись различными узорами, для нее характерен золотистый цвет (также есть красный, желтый и оранжевый);
  • помимо этого, во многих регионах изготавливали свои, особые игрушки (дымковская, каргопольская, старооскольская), каждая из которых имела свой, неповторимый узор в росписи;
  • также очень известны павловопосадские шали, которые выполняются в красных и черных цветах, с цветочными узорами.

И это даже не все известные промыслы, где применяется русский народный узор.

Самые древние узоры

К наиболее древним узорам можно отнести совокупность различных знаков, которые в старину имели особое значение и просто так не наносились ни на одно изделие. Каждая семья имела свой набор вышивок, росписей, которые передавались из поколения в поколение. Они даже обладать особым смыслом для семьи, быть ее собственным символом. Конечно, со временем знания были утрачены.

Старинные русские узоры дышат на нас таинственностью, силой оберегов, значением каждой завитушки или знака.

Сейчас очень многие собирают в свою копилку подобные изображения, которые имеют смысл.

Как начать рисовать русские народные узоры

Сейчас люди все чаще обращаются к нашему наследию предков, желая возродить утраченные традиции. К примеру, очень многие задаются вопросом о том, как нарисовать русский узор. С чего же начать?

Сперва следует понять, что на Руси существует множество техник росписи, вышивки, которые имеют свои особенности. Для начинающих узоры нужно брать не очень сложные, имеющие повторяющийся рисунок. Так будет легче уловить саму его суть.

Перед самим рисованием нужно потренироваться с простыми его составляющими: точками, линиями, штрихами, капельками, петельками и др. По сути, самый трудный узор и состоит из вышеперечисленных деталей. Из этих простых форм после некоторого времени тренировок можно будет создавать более сложные.

Для того чтобы понять, как нарисовать русский узор, не следует торопиться. Некоторые формы могут действительно показаться сложными, однако нужно помнить, что все они состоят из простых. Раскладывайте сначала повторяющийся рисунок на детали, изображать его начинайте с самых легких и основных, к примеру, точки. Вокруг нее постепенно дорисовывайте другие формы, и так в самом конце можно получить свой законченный узор. Взгляните на расположенное ниже фото, на котором представлены все этапы рисования. И убедитесь, что процесс этот не такой уж и сложный.

Таким образом, можно научиться, как самому создавать орнаменты и узоры. В принципе, можно брать и уже готовые схемы, а после переносить их на поверхность.

Использование узоров на предметах домашней утвари

Также узоры и орнаменты в древности выполнялись и на предметах обихода, домашней утвари. К примеру, на Руси на солонках изображали шестилепестковую розетку. Это имело символическое значение. Эта розетка обозначала солнце, а соль считали связанной с ним. Также ее изображение часто находили на прялках, как символ бесконечного времени.

Помимо символической росписи утвари, также существовала и просто украшающая изделие. Конечно, она появилась не сразу, а техника вырабатывалась годами.

Следует отметить, что некоторые узоры, схемы которых достаточно сложны, изготавливаются и до сих пор мастерами. Это, к примеру, хохломская роспись, которая очень красиво и богато выглядит. Однако ее изготовление достаточно сложное и многоэтапное.

Использование узоров в вышивке

Русская вышивка на Руси традиционно не просто украшает одежды, рушники, покрывала и другие изделия из полотна, но и является оберегом. Переплетение узоров носит отнюдь не случайный характер. Все символы находятся на своем месте.

Помимо этого, имеет значение в вышивке и цвет нити, которая используется. Рассмотрим некоторые моменты:

  • для защиты малыша подойдет вышитый петух или конь в красных или черных цветах;
  • для успешной деятельности вышивку следует выполнить в голубых или золотисто-зеленых тонах;
  • шерстяная вышивка подойдет в том случае, если уже есть какие-то энергетические дыры, ее делают в области чакр человека;
  • лен используют для умиротворения, им вышивают деревья, птиц, звезды или солнце;
  • для женщин в вышивке нужно использовать черный цвет, чтобы уберечься от бесплодия;
  • для мужчин - зеленый (защищает от ран), синий (оберегает от стихий).

Помимо этого, в вышивке используют и символы - крест (преграда и защита от зла), звезда (небесный огонь), круг (обозначает плодородие, изобилие и материнство) и другие.

Таким образом, русская вышивка - это целый набор знаний, который применяли наши предки в древности, защищая себя, родных и свой род.

Использование узоров на одежде в старину

Наверное, самым известным применением узора и орнамента является Даже самый несведущий в этом деле человек узнает эту вышивку. Правда, цвета и узоры опять же разнятся по регионам.

К примеру, чем южнее местность, тем ярче одежда была у людей. Это было обусловлено тем, что раньше краска была натурального происхождения, и чем теплее было, тем большее существовало разнообразие в возможностях ее произвести.

Если говорить про мужскую и женскую одежду, то первая почти не имела отличий в регионах, разве что предпочтения по цвету и узору. А вот женская одежда была довольно разнообразна и значительно отличалась.

А также вышивка разнообразных фигурок животных была очень популярна в северной части России. А вот южные имели более цветную вышивку (часто красную).

Применение русского народного узора в современной одежде

Русский народный узор на одежде периодически возвращается в моду. Известные модельеры выпускают коллекции с народными мотивами (к примеру, в 1976 году Russian Collection от Ив Сен Лорана).

В наше же время русские узоры давно в приоритете у истинных ценителей. Помимо колоритных традиционных, используют яркие цветочные (или другие народные) принты. Вспоминаются старинные узоры, которые мастерицы вышивают на одежде для своей семьи и друзей. Также наверняка можно при желании заказать подобную одежду и для себя.

Также остаются популярны изделия, которые давно заслужили признание как по качеству, так и по стилю (к примеру, павловопосадские платки).

Таким образом, русский узор просто не может уйти в небытие. Его влияние на народ неоспоримо, это его наследие, и когда-то он по праву займет полагающееся ему место в сердцах людей. Ведь старинные русские узоры поистине несут в себе гармонию и красоту, которая была известна нашим предкам. Также это и наша история, которую негоже забывать.