Истории лавкрафта. Лучшие произведения лавкрафта. Наиболее известные и значимые произведения

10.07.2019
Годы творчества: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru

Го́вард Фи́ллипс Лавкра́фт (англ. Howard Phillips Lovecraft , 20 августа , Провиденс , Род-Айленд , США - 15 марта , там же) - американский писатель и поэт , писавший в жанрах ужасов , мистики , совмещая их в оригинальном стиле. Родоначальник Мифов Ктулху . При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной нам массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр - так называемые Лавкрафтовские ужасы .

Биография

Лавкрафт в раннем детстве, 1892.

Лавкрафт в возрасте 9-10 лет.

Лавкрафт был воспитан матерью, двумя тётками и дедушкой (Уиппл Ван Бюрен Филлипс), который приютил семью будущего писателя. Говард был вундеркиндом - читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои . Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в штате , он познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи .

В возрасте 6-8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение - «Зверь в пещере ».

Ребёнком Лавкрафт часто болел, и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу.

Уиппл Ван Бурен Филлипс умер в 1904 году , после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году , он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.

Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере » (), «Алхимик» ()), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон », затем «Гробница». «Дагон » стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственнные рассказы» (Weird Tales ). В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард .

Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года . Она писала сыну до своих последних дней.

Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда . В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания . Говард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в Провиденсе (штат Род-Айленд, США).

Творчество

Предшественники

К писателям, чьё творчество оказало влияние на Лавкрафта, в первую очередь нужно отнести Эдгара Аллана По , Эдварда Дансейни , Артура Мейчена , Алджернона Блэквуда , Амброза Бирса , Лафкадио Хирна .

Последователи

Август Дерлет

Пожалуй, главным из последователей Лавкрафта как с точки зрения хронологии, так и с позиций преемственности, является Август Дерлет . Несмотря на то, что впоследствии многие авторы обращались к созданному Лавкрафтом пантеону космических богов, именно Дерлет стал создателем и руководителем издательства «Arkham House», в котором публиковались произведения самого Лавкрафта, Дерлета и всех, кто так или иначе соприкасался в своём творчестве с созданными Лавкрафтом мирами. Дерлет также был довольно успешен как писатель, хотя и не мог сравниться по силе воздействия со своим учителем. Однако он был гением издательского дела - книги издательства «Arkham House» того периода в настоящее время являются библиографическими редкостями. К тому же это был редкий случай, когда издательство создавалось под творчество конкретного человека.

Стивен Кинг

Творчество Лавкрафта, повлиявшее на массовую культуру Запада, оставило неизгладимый след на творчестве бесчисленного числа писателей, работавших и работающих в жанре мистики и ужасов. Одним из творческих наследников Лавкрафта является и знаменитый «Король Ужасов» Стивен Кинг . Наиболее ярким произведением, в котором Стивен Кинг не подражает манере повествования Говарда Лавкрафта, но отдаёт дань таланту последнего, является повесть «Крауч Энд», экранизированная кинокомпанией «TNT» в сборнике киноновелл «Кошмары и фантазии Стивена Кинга». В работах Кинга чётко просматриваются следы влияния творчества Лавкрафта. Так, Роман «Оно » непосредственно отсылает читателя к космическому ужасу, пришедшему из незапамятных времён. Следует однако отметить, что ужас Кинга может быть довольно чётко разграничен на три основные части: космический (Лавкрафт), загробный и научный (Мэри Шелли).

Помимо прочего, действие большинства книг Стивена Кинга происходит в небольших американских городках, что также характерно и для работ Лавкрафта, который считал, что самые страшные вещи творятся в тихих местах.

«Некрономикон» и другие произведения, упоминаемые Лавкрафтом

Обычно Лавкрафт ссылался на древние книги, содержащие секреты, которые не должен знать человек. Большей частью ссылки были вымышленными, но некоторые оккультные работы существовали в действительности. Сочетание выдуманных документов с реальными в одном контексте позволяло первым казаться настоящими. Лавкрафт давал только общие ссылки на такие книги (в основном для нагнетания атмосферы) и редко делал детальное описание. Наиболее известным из этих выдуманных манускриптов является его «Некрономикон », о котором писатель больше всего говорил. Его объяснения по поводу этого текста были так хорошо продуманы, что многие люди и по сей день верят в реальность этой книги, и это позволяет некоторым наживаться на неосведомлённости других.

The Book of Eibon, Livre d’Eibon, or Liber Ivonis

Придумана Кларком Эштоном Смитом . Лавкрафт лишь несколько раз ссылался на эту книгу в своих рассказах: «Сны в ведьмином доме», «Существо на пороге», и «Тень из безвременья». В последние два года жизни Лавкрафт давал ссылки на два «перевода» этой книги: «Livre d’Eibon» («Дневник Алонзо Тайпера») и «Liber Ivonis» («Обитающий во тьме»). В рассказе «Каменный человек» книга Эйбона служит в качестве основной книги семейной линии колдунов Ван Кауранов, тщательно скрываемой и передающейся по наследству.

Cultes des Goules by the Comte d’Erlette

Имя автора этой книги образовалось из имени Августа Дерлета , чьи предки перебрались из Франции и чья фамилия исторически правильно писалась как Д’Эрлетт. Как и во множестве подобных случаев, Лавкрафт ссылался на эту книгу всего несколько раз: в рассказах «Тень из безвременья», «Затаившийся у порога » и «Обитающий во тьме».

De Vermis Mysteriis by Ludvig Prinn

«Мистерии червя» (в некоторых переводах - «Таинственные Черви») и их автор Людвиг Принн были придуманы Робертом Блохом , а латинское название книги «De Vermis Mysteriis» придумал Лавкрафт. Он ссылался на неё в рассказах «Тень из безвременья», «Дневник Алонзо Тайпера», «Единственный наследник» и «Обитающий во тьме».

The Eltdown Shards

Этот труд есть создание воображения Ричарда Ф. Сирайта, одного из корреспондентов Лавкрафта. Лавркафт мельком упомянул его в своих произведениях: «Тень из безвременья» и «Дневник Алонзо Тайпера».

The Necronomicon or Al Azif of Abdul Alhazred

Пожалуй, самая известная из мистификаций Лавкрафта. Он давал ссылки на «Некрономикон», также известный как «Аль Азиф», в 18-ти своих рассказах. Настоящим арабским названием этого манускрипта было «Аль Азиф», что означало - «звук, производимый ночными насекомыми», который, как считали арабы, на самом деле издавали демоны. Абдул Альхазред , мифический автор этой книги, жил в Дамаске , где и был написан «Некрономикон». В 738 году н. э. он был прилюдно поглощён невидимым демоном. «Аль Азиф» был переведён на греческий Теодором Филетом из Константинополя, который и дал рукописи название «Некрономикон». Олаус Вормиус перевёл текст на латынь в 1228 году. В 1232 году, вскоре после перевода Вормиусом, папа Григорий IX запретил как греческую, так и латинскую версию книги. Вормиус отмечает, что оригинальный арабский текст к тому времени был уже утерян. Доктор Джон Ди перевёл его на английский, но только несколько фрагментов этого варианта сохранились до нашего времени. В настоящее время латинский перевод XV-го века находится в Британском Музее, редакции XVII-го века находятся в Национальной Библиотеке в Париже, Библиотеке Гарварда, Университете Буэнос-Ариеса, и Мискатоникском Университете Акхема. Естественно, все эти копии тщательно сохраняются.

Первый раз «Некрономикон» упоминается в рассказе «Пёс» (сентябрь 1922), хотя Абдул Альхазред, автор этого труда, упоминается раньше, в «Безымянном Городе» (январь 1921). Именно здесь известнейшее изречение из «Некрономикона» упоминается впервые:

That is not dead which can eternal lie,
And with strange aeons even death may die.

Пожалуй самая длинная выдержка из «Некрономикона» встречается в рассказе «Ужас в Данвиче»:

…не следует верить тому, что человек суть владыка мира единственный и последний. И его жизненная субстанция не единственная существующая на Земле. Древние были, Древние существуют, Древние будут всегда. Но не в известном нам мире, а между мирами. Изначальные, сильные и здоровые. Они невидимы для глаз наших. Один Йог-Сотот знает вход в этот мир. Йог-Сотот - и ключ, и страж этих врат. Прошлое, нынешнее и будущее едины в Йог-Сототе. Он ведает место, где Древние пробили дорогу себе в прошлые времена, ведает, где Они пройдут в будущее. Ведает их следы на Земле, которые они оставляют, невидимые. По одному только запаху люди узнают их присутствие, но образ их узнается в облике тех, кого они произвели среди смертных детей человеческих, от вида человека до формы без субстанции. Невидимыми Они кружат по Земле, ожидая нужных слов Ритуала. Их голос звучит в ветре, о Их присутствии шепчет трава. Они выкорчёвывают леса, уничтожают города, но никто не видит карающую Руку. В ледяных пустынях познал их Кадаф, а разве человек когда-либо познавал Кадаф? Льды на севере и затопленные острова в океанах скрывают камни, на которых начертаны Печати. Йог-Сотот откроет двери, пред которыми смыкаются сферы. Человек царит там, где когда-то властвовали Они. Но как после лета приходит зима, а зима сменяется весной, так и Они ждут своего Часа!!!

The People of the Monolith by Justin Geoffrey

Время шло, я увлёкся архитектурой и оставил свой замысел проиллюстрировать книгу демонических стихов Эдварда, впрочем, наша дружба оттого не пострадала и не стала слабее. Необычный гений молодого Дерби получил удивительное развитие, и на восемнадцатом году жизни он выпустил сборник макабрической лирики под заглавием «Азатот и прочие ужасы», произведший сенсацию. Он состоял в оживлённой переписке с печально известным поэтом-бодлеристом Джастином Джеффри, тем самым, кто написал «Людей монолита» и в 1926 году умер, крича накрик, в сумасшедшем доме, незадолго до того посетив какую-то зловещую и пользующуюся дурной славой деревушку в Венгрии.

Узнать о Джастине Джеффри можно в рассказе Роберта Говарда «Чёрный Камень» (1931).

The Pnakotic Manuscripts (or Fragments)

Ещё одна мистификация Лавкрафта. Его «Пнакотические манускрипты» или «Фрагменты» (ссылки в 11-ти произведениях) уступают по частоте обращения лишь «Некрономикону». Никаких деталей о происхождении или содержании этих текстов Лавкрафт не указывает. Скорее всего, эти тексты были написаны в дочеловеческий период.

Seven Cryptical Books of Hsan

Лавкрафт лишь упоминал о книгах Хсана в «Иных Богах» и «Сомнамбулическом поиске Кадафа Неведомого» оба раза вместе с «Пнакотическими манускриптами».

Unaussprechlichen Kulten, Black Book, or Nameless Cults by Friedrich von Junzt

Роберт Говард впервые представил «Неименуемые культы» в своём рассказе «Дети ночи» (1931). В следующем году Лавкрафт придумал немецкое название для этих трудов, так как фон Юнтц писал оригинал на немецком. Это название, «Ungenennte Heidenthume», не удовлетворило некоторых из корреспондентов Лавкрафта. Август Дерлет изменил его на «Unaussprechlichen Kulten», которое и утвердилось (хотя в переводе это означало - «Непроизносимые культы», то есть культы, название которых невозможно произнести. «Die Unaussprechlichen Kulten» или «Unaussprechliche Kulten» было бы правильнее).

Хотя Лавкрафт не ссылался на эту книгу чаще чем на другие, он дает её историю издания в рассказе «Вне времён»:

В сущности, любой читатель страшных «Безымянных Культов» фон Юнтца мог бы с первого взгляда установить бесспорную связь между ними и таинственными письменами на плёнке. Но в те времена мало кто знал эту кощунственную работу: первое её издание было уничтожено в Дюссельдорфе в 1839 году, в 1845-м появился перевод Бредуэла, а в 1909-м был опубликован сильно сокращённый вариант.

«Чёрная Книга» фон Юнтца встречается в нескольких рассказах Роберта Говарда: «Дети ночи» (1931), «Чёрный Камень» (1931), «Тварь на крыше» (1932). В последнем рассказе представлена история написания и публикации этой книги.

R’lyeh Text

Данный текст упоминается у Лавкрафта в рассказе «

Имя Говарда Лавкрафта стало известно в России в начале 90-х годов. Именно тогда в России появились первые переводы его рассказов. Популярность произведений этого автора растет с каждым годом. Интересно, что при жизни работы Говарда Лавкрафта не были оценены, а интерес к его необычным рассказам появился только после смерти автора.

Большинство читателей привыкли считать Королем ужасов , но рассказы Лавкрафта намного страшнее и иногда вызывают животный ужас. Первые рассказы Говард Лавкрафт начал писать ещё в 6-летнем возрасте. Уже с первых рассказов автора можно понять, что даже самым простым вещам он может придать нотку настоящего ужаса.

За все время Лавкрафт написал 115 рассказов, 44 из которых написаны в соавторстве. К сожалению, большинство ранних произведений были утрачены. В этой подборке мы расскажем о лучших книгах Говарда Лавкрафта. Благодаря работам автора в литературной среде появился новый жанрлавкрафстовские ужасы , то есть боязнь строится не на физическом страхе, а на психологическом ужасе неизведанного. Именно это и делает его книги такими жуткими.

Все творчество Говарда Лафкрафта условно разделяют на три цикла – Мифы Ктулху, Смертельные истории и цикл Снов. Истории не связаны между собой ничем, кроме общей тематики. А в серию Мифы Ктулху входят произведения многих авторов, в том числе и Стивена Кинга.

«Склеп» (1917)

«Склеп» – рассказ, написанный Лавкрафтом в 27 лет. Относится к циклу Смертельных историй.

Это история о Джервисе Дадли, который мечтал попасть в склеп старого семейства. Сначала ему это не удалось, и он решил, что будет ждать подходящего случая. Уснув у склепа, ему сквозь сон показалось, что от гробницы исходит свет. Он бежит в дом и находит заветный ключ от двери. В склепе он находит свой гроб. И с этого момента Джервис сильно изменился. Теперь он ночует в склепе. А днем за ним следят. Но что на самом деле происходит с ним? Какие тайны скрывает старая гробница? Или герой просто сошел с ума?

«Дагон» (1917)

«Дагон» – фантастический рассказ, в котором проявляется главный лейтмотив творчества Лавкрафта – осознание ничтожности человека мире, где есть неведомые и могущественные силы.

Рассказ ведется от имени человека, который видел древнее морское божество Дагона. Но это не просто его история, а предсмертная записка, где он поведает, что на самом деле случилось. Это случилось во время Первой мировой войны. Рассказчик плавал на пакетботе, когда его взяли в плен немецкие солдаты. Ему удалось сбежать на шлюпке, только вот этот побег обернулся кошмаром.

«Кошки Ултара» (1920)

«Кошки Ултара» – рассказ, относящийся к циклу Снов.

Собития разворачиваются в городе Ултар, где жила старая пара, ненавидящая кошек. Они убивали этих животных, а местные жители ничего не могли сделать. Однажды в город приехал караван. В этом караване был мальчик и его единственный друг – черный котенок. Котенок пропал, а когда ребенку рассказали, кто в этом виноват, мальчик попросил божеств отомстить тем, кто виновен. С тех пор в городе Ултар запрещено убивать кошек.

«Музыка Эриха Цанна» (1921)

«Музыка Эриха Цанна» – мистический рассказ, который оставляет больше загадок, чем ответов. Относится к циклу Смертельных историй.

Рассказчик живет в Париже, в одном доме с немым музыкантом. Эрих Цанн живет замкнуто, но не может существовать без своей музыки. Эта музыка завораживает. Она способна бороться с неведомым. Рассказчик знакомится с гением музыки, но очень быстро прекращает общение, продолжая слушать завораживающую музыку.

«Герберт Уэст – Реаниматор» (1921-1922)

«Герберт Уэст – Реаниматор» — рассказ в жанре ужасов, состоит из шести мини-рассказов, расположенных в хронологическом порядке. На основе этого рассказа в 1985 году вышел фильм, а позже стала публиковаться серия хоррор-комиксов. Именно в этой книге впервые упоминаются зомби, как восставшие мертвецы.

Главный герой – Герберт Уэст. Он студент-медик, который пытается не просто понять смерть, а найти способ победить её. Жуткую историю о борьбе со смертью рассказывает друг Герберта, которому пришлось ассистировать при странных экспериментах.

«Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» (1926-1927)

«Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» считается основным произведением в цикле Снов. Эта серия самая немногочисленная и насчитывает всего 9 рассказов: «Память», «Белый корабль», «Селефаис», «Кошки Ултара», «Карающий Рок на Сарнатом», «Иные Боги», «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата», «Искания Иранона» и «Гипнос».

«Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» – история Рэндольфа Картера, который каждую ночь путешествует по миру снов. И в одном из снов он видит прекрасный город, которой завладел его мыслями. Он просит своих Богов открыть ему путь в этот город, но Боги не только глухи, они больше не показывают ему это чудо. Тогда он сам решает его найти. А на помощь ему приходят те самые существа, которые днем внушают ужас.

У этого рассказа есть продолжение «Врата серебряного ключа» и «Серебряный ключ». В этих историях уже знакомый герой, но атмосфера совершенно другая. Именно поэтому продолжение романа «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» не относят к циклу Снов.

«Цвет из иных миров» (1927)

«Цвет из иных миров» – рассказ в жанре ужасов с элементами научной фантастики. Входит в цикл Смертельных историй. Сам автор называл это произведение своей лучшей работой.

На территорию фермы обычного американского семейства упал метеорит. Сначала ничего не происходило. Все было нормально, но со временем от метеорита стал идти странный свет, который раньше не видели люди. А дальше описываются события, которые поражают своим ужасом и потусторонней реальностью.

«Зов Ктулху» (1926)

«Зов Ктулху» – первый рассказ, в котором появляется Ктулху – древнее божество и воплощение зла.

«Зов Ктулху» состоит из трех частей:

  1. Ужас, воплощенный в глине. Образ Ктулху появляется на глиняном барельефе. Простое изображение приводит к ряду событий, которые приведут полицию к религиозной секте.
  2. Рассказ полицейского инспектора Леграсса. Герой этой части рассказывает о секте, которая покланялась Ктулху. Участники секты верят, что Ктулху скоро придет в этот мир.
  3. Безумие, вышедшее из моря. В этой части не только откроется тайна древнего божества, но и он сам. Простые моряки совершенно случайно нашли древний морской город Р’льех, где обитает чистое зло.

После этого рассказа в других работах Говарда Лавкрафта можно найти различные упоминания не только Ктулху, но и других древних божеств, которые воплощают зло и ужас.

В книжном магазине можно найти большой сборник под названием «Ктулху», куда вошли множество рассказов, как из цикла «Мифы Ктулху», так и из других серий.

«Случай Чарльза Декстера Варда» (1927)

«Случай Чальза Декстера Варда» – одно из самых объемных произведений Лавкрафта. В повести есть все, о чем может только мечтать любитель мистики и ужасов.

Действие повести закольцовано. Начало и конец происходят в психиатрической больнице. Чарльз попал туда из-за своего стремления узнать прошлое своей семьи. Так он узнает, что похож на своего предка, который был колдуном. Вот только к чему приведет раскрытие все правды? Чарльз в буквальном смысле воскресит прошлое, чтобы самому уйти в небытие.

«Шепчущий во тьме» (1930)

«Шепчущий во тьме» – повесть, которая имеет общие черты с «Цветом иных миров» и параллели с циклом «Мифы Ктулху». При этом, данная повесть не относится к циклам. Но некоторые издательства непременно включают это произведение в сборники рассказов, где фигурирует Ктулху.

После наводнения до профессора Уилмарта доходят слухи о странных существах, которые появляются вокруг Вермонта. В это время ему пишет Генри Экли, которой говорит, что у него есть доказательства существования внеземной расы. После бурной переписки профессор соглашается приехать в Вермонт, чтобы самому узнать истину. Но ему придется сбежать из дома Экли, чтобы рассказать миру правду.

«Хребты безумия» (1931)

«Хребты безумия» – полноценный роман ужасов с элементами фантастики. Эта книга является одной из главных в цикле «Мифы Ктулху». Именно в этой истории появляется упоминание о потомстве Ктулху.

Сюжет закручен вокруг полярной экспедиции, которая находит древний город. Но вместо научного открытия, членов экспедиции ожидает кошмар наяву. Никто не сможет забить встречу с древним злом, которое принимает разные облики. Мир богов не любит, когда нарушают их покой. Кроме этого, в повествовании появляются и прищельцы, которые еще больше усугубят ситуации.

Конечно это малая часть из того, что написал Говард Лавкрафт, но именно эти книги наиболее полно познакомят читателя со стилем автора и его талантом.

P.S.

Готовя этот топ, мы столкнулись с очень интересным запросом. Многие ищут книгу под названием «Некрономикон».

«Некрономикон» часто упоминается в работах Лавкрафта. В рассказе «Ведьмин Лог» говорится, что «Некрономикон» содержит в себе все магические ритуалы и полную историю Древних Богов. В реальности этой книги не существует. Её придумал автор, чтобы придать повествованию более реальный смысл. Критики сошлись во мнении, что у «Некрономикона» есть реальные прототипы.

При этом в 2011 году одно небольшое издание выпустило сборник рассказав Лавкрафта под названием «Некрономикон». Это просто сборник рассказов, при том не самый лучший. Перевод делала некая Нина Бавина, которая привнесла очень многое от себя, что практически полностью уничтожило стиль самого писателя. Так что не стоит даже брать во внимание эту книгу, если собираетесь познакомиться с творчеством великого автора.

Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в городе Провиденс штата Род-Айленд. Его родители, мать - Сара Сюзан Филлипс Лавкрафт и отец - Винфилд Скотт Лавкрафт, тогда жили в доме 454 (тогда еще 194) по Энджелл Стрит.

Когда Говарду было три года, его отец перенес нервный срыв, находясь в отеле в Чикаго (он работал коммивояжером) и после этого был помещен в лечебницу, где и провел пять лет, вплоть до своей смерти 19 июля 1898 года.

После смерти отца, мальчика растила мать, две тетки и, особенно, дед - Виппл Ван Бьюрен Филлипс. У деда была самая общирная библиотека в городе (а может и во всем штате) и это сыграло не последнюю роль в формировании читательских пристрастий Говарда. Он рано начал читать и писать сам (еще раньше он начал просто сочинять устные стихи). И одно из первых произведений, которые он отмечал, как самое любимое и впечатлившее его, были "Сказки 1001 ночи" (Arabian Nights), прочитанные впервые им в пятилетнем возрасте. Именно оттуда родился Абдул Альхазред, ставший впоследствии псевдонимом самого автора, а еще позднее - персонажем его рассказов, автором Некрономикона. И именно этой книге, Лавкрафт обязан восточным мотивам в его последущем творчестве. Также автором были с детства любимы греческие мифы, Илиада и Одиссея, отражения которых мы также можем встретить позднее в его поэзии и прозе.

С раннего детства, Лавкрафт отличался слабым здоровьем. Практически не имея друзей, большинство своего времени он проводил у деда в библиотеке. Но его интересы не ограничивались литературой, как профессией. Он серьезно занимался химией, астрономией, историей (в особенности, историей родного штата и Новой Англии). Еще в школьном возрасте самостоятельно начал издавать газеты и журналы, посвященные своим научным интересам и исследованиям (The Scientific Gazette (1899-1907) и The Rhode Island Journal of Astronomy (1903-07)). Распространялись они в основном среди однокласников и последующих друзей и соратников.

В школе (Hope Street High School) его интересы и исследования одобряются учителями, которые заменяют Говарду друзей среди сверстников. И в 1906 году его статью по астрономии впервые публикует The Providence Sunday Journal. Позднее, он становится постоянным ведущим колонки в The Pawtuxet Valley Gleaner, посвященной астрономии. А еще позднее и в таких изданиях, как The Providence Tribune (1906-08), The Providence Evening News (1914-18) и The Asheville (N.C.) Gazette-News (1915).

В 1904 году умирает дед Говарда. Они с матерью испытывая финансовые затруднения вынуждены покинуть особняк, в котором жили и переехать в тесную квартиру в доме 598 по Энджелл Стирт. Говард очень сильно переживал потерю своего дома, в котором родился и который был его родным. В 1908 году у самого Говарда случается нервный срыв, что вынуждает его покинуть школу, так ее и не окончив. Попытка поступить в Университет Брауна (Brown University) заканчивается неудачей, что приводит к еще более затворническому образу жизни Лавкрафта.

С 1908 по 1913 Лавкрафт практически не выходит из дома, продолжая заниматься астрономией и поэзией. Выход из затворничества произошел очень оригинально. Читая по много старых "дешевых" журналов, среди которых был The Argosy, он наткнулся на любовные истории некоего Фреда Джексона. Это и побудило его написать гневное письмо в журнал. Оно было опубликовано в 1913 году и вызвало бурю протеста от почитателей Джексона. Это привело к целой переписке на страницах журнала, в которую были вовлечены многие люди и авторы. Среди них был и Edward F. Daas, президент United Amateur Press Association (UAPA). Это была организация, включавшая молодых авторов со всей страны, которые писали и издавали свои собственные журналы. Он и предлагает Лавкрафту стать членом UAPA. И в 1914 году его предложение принимается.

Лавкрафт начинает издавать свой собственный журнал The Conservative (1915-23), в котором публикует свою поэзию, а также статьи и эссе, написанные как специально для этого издания, так и те, что были им посланы в другие журналы. Всего выходит 13 выпусков The Conservative. Позднее Necronomicon Press переиздадут эти выпуски среди прочих трудов Лавкрафта. В дальнейшем Лавкрафт становится Президентом и Главным Редактором UAPA.

Уже имея опыт написания художественной литературы ранее ("The Beast in the Cave" (1905) и "The Alchemist" (1908)) и теперь окунувшись в мир любительской прозы, Лавкрафт снова берется за перо, как писатель-фантаст. Впервые с 1908 года. В 1917 успешно издаются "The Tomb" и "Dagon". Теперь основным занятием и увлечением автора становится именно проза, поэзия и журналистика.

В 1919 годе нервный приступ случается уже с матерью Лавкрафта. И, также, как и его отца, ее помещают в клинику, откуда она не выходит до самой смерти. Она умирает 24 мая 1921 года. Лавкрафт сильно переживает смерть матери, но через несколько недель в его жизни происходит серьезная перемена - на конференции журналистов-любителей в Бостоне 4 июля 1921 года он встречает женщину, которая впоследствии станет его женой. Это была Соня Хафт Грин, еврейка российского происхождения, семью годами старже самого Говарда. С первой встречи они находят очень много общего друг в друге и Лавкрафт часто посещает ее в Бруклине в 1922 году. Их отношения не били секретом и поэтому сообщение о свадьбе 3 марта 1924 года не явилось неожиданностью для их друзей. Зато это было полной неожиданностью для его теток, которых он оповестил только в письменном виде и то, после того, как бракосочетание уже имело место быть.

Лавкрафт переезжает к жене в Бруклин и дела в их семье идут не сказать, чтобы плохо - он тогда уже зарабатывает как профессиональный писатель, публикуя свои ранние работы в Weird Tales, а Соня содержит вполне процветающий шляпный магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке.

Но позднее магазин разоряется, а Лавкрафт лишается работы редактора в Weird Tales. К тому же, Сонино здоровье ухудшается и ее кладут в лечебницу Нью Джерси. Первого января 1925 года Соня уезжает в Кливленд, чтобы начать дело там, а Лавкрафт переселяется в однокомнатную квартиру в одном из районов Бруклина, под названием Ред Хук (Red Hook). Имея много знакомых в городе, он не чувствует себя совсем чужим и покинутым. В это время из под его пера выходят такие вещи, как "The Shunned House" (1924), "The Horror at Red Hook" и "He" (оба также 1924).

В начале 1926 Лавкрафт задумывает вернуться в Провиденс, по которому скучает все это время. В этот же моммент его брак дает трещину и позднее (в 1929) распадается окончательно.

Вернувшись 17 апреля 1926 года в Провиденс, Лавкрафт не ведет отшельнический образ жизни, как это было в период с 1908 по 1913. Наоборот, он много путешествует по старинным местам (Quebec, New England, Philadelphia, Charleston, St. Augustine) и плодотворно работает. В это время он пишет одни из самых лучших своих вещей, среди которых "The Call of Cthulhu" (1926), "At the Mountains of Madness" (1931), "The Shadow out of Time" (1934-35). В то же время он ведет обширную переписку как со соими старыми друзьями, так и со многими молодыми авторами, которые своей карьерой на этом поприще обязаны во многом Лавкрафту (August Derleth, Donald Wandrei, Robert Bloch, Fritz Leiber). В это время им написано множество статей по политике и экономике, а также по всем тем предметам, которые его продолжали инересовать - от философии и литературы до истории и архитектуры.

Особенно тяжелыми приходятся последние два-три года жизни автора. В 1932 умирает одна из его теток, Мисс Кларк и Лавкрафт в 1933 переезжает в комнату в доме 66 по Колледж Стрит вместе со своей второй теткой, Мисс Ганвелл. После самоубийства Роберта Говарда, одного из самых близких его друзей по переписке, Лавкрафт впадает в депрессию. В это же время прогрессирует заболевание, которое потом явится причиной его смерти - рак кишечника.

Зимой 1936-1937 болезнь настолько прогрессирует, что Лавкрафта помещают в больницу (Jane Brown Memorial Hospital) 10 марта 1937. Где он и умирает пять дней спустя.

Похоронен Лавкрафт 18 марта 1937 года на фамильном участке на клладбище Свон Поинт (Swan Point Cemetery). На простом надгробии помимо имени, дат рождения и смерти, всего одна надпись - "I AM PROVIDENCE"...

В своем доме в Р’льех мертвый Ктулху ждет и видит сны…

Имя Говарда Филлипса Лавкрафта прогремело на весь мир, как эталон жанра ужаса. Одаренный искусством изящной словесности, он писал о страшных тенях в углу и о том, что недоступно обычным смертным, а лишь избранным.

Его современники и сегодняшние герои жанра хоррор отдают свою дань рассказам Лавкрафта. Как, например, Стивен Кинг в своем рассказе (который был даже неплохо экранизирован) Крауч Энд.

Многие из героев Лавкрафта «имели честь» стать мейнстримом, как всем известный Ктулху и чуть менее известный араб, живший в незапамятные времена и создавший Некрономикон.
Здесь я решил собрать всю классику Лавкрафта: те произведения ужасов, которые сделали его тем самым великим и могучим повелителем жанра.

10. Дагон

Введение в Лавкрафта

Очень короткая, но сводящая с ума сказка, являющаяся прекрасным введением в стиль и мифологию Лавкрафта. История разворачивается вокруг человека, который оказался один посреди Тихого океана, и которому «посчастливилось» встретиться с древним богом Дагоном. Дагон, хоть напрямую и не связан к мифами о Ктулху, но является прекрасной частью темы морского ужаса.

9. Изгой

На уровень глубже в сознание Лавкрафта

Несчастный тот, кому воспоминания детства приносят лишь страх и печаль…
Другая вступительная новелла, которая ставит своего героя в старый ужасный особняк, в котором он ощущает дискомфорт и пребывает в меланхолии. В конце концов, дабы избежать своего одиночества, он начинает исследовать верхние этажи своего жилища…

8. Данвичский ужас

С чего всё началось

Большинство рассказов Лавкрафта имеют повторяющиеся элементы, такие как Некрономикон (ужасная книга злых чар), Аркхем (вымышленный город в штате Массачусетс; а если Вы являетесь поклонником Бэтмена, то название Вам покажется знакомым еще по одной причине 🙂), и Мискатоникский университет, вымышленный местный колледж. Лавкрафт создал все эти элементы на страницах Данвичского ужаса. Всё началось с него.

7. Цвет из иных миров

Вершина творчества

Эта история охватывает точки зрения Лавкрафта на многие вещи. События ее происходят неподалеку от уже известного нам Аркхема, где наш безымянный герой решил поведать историю о семействе Гарднер, которой не повезло принять у себя в качестве гостя метеорит, оказавший роковое влияние на судьбу скромного фермера.

6. Затаившийся страх

Один из самых ранних

Затаившийся страх это первый опыт Лавкрафта в жанре хоррор. Главный герой, опять же безымянный, возглавляет группу людей, которая решилась расследовать слух о горе Темпест. Несмотря на то, что самыми страшными моментами здесь являются раскаты грома и молнии, а так же исчезновения и убийства людей, следует помнить, что это ранний рассказ Лавкрафта, которым сам он очень дорожил.

5. Хребты Безумия

Собирать чемоданы…это хорошо

Этот рассказ полностью погружает нас в мир мифологии Ктулху. Профессор Мискатоникского университета, Уильям Дайер, вернувшись из ужасающей экспедиции в Антарктиду, сделал своей главной целью — не допустить, чтобы люди снова попали в эту гавань ужаса. Хребты Безумия ярко описывают темные и ужасающие артефакты исчезнувшей цивилизации, которая правила на Земле задолго до появления человека. Индиана Джонс нервно курит в сторонке.

4. Тень из безвременья

Концепция альтер-эго

Рассказ об инопланетной расе и ее способности захватывать сознание землян. Среди биографов Лавкрафта бытует мнение, что идея эта пришла к нему после просмотра фильма Беркли-сквер. Так или иначе, главный герой на грани безумия, которое он связывает с Мискатоникским университетом, Ньярлатхотепом, и даже профессором Уильямом Дайером.

3. Тень над Иннсмутом

Учебник по Ктулху для начинающих

Действие происходит в деревне Иннсмут, штат Массачусетс, куда попал главный герой, профессор генеалогии. Здесь он сталкивается со странными жителями, которые внушают в него страх. Позже он узнает много ужасных слухов о них от единственного нормального человека — городского пьяницы.

2. Шепчущий в темноте

Игры с мозгом

Конечно, есть множество других произведений, более известных и более, скажем, «лавкрафтовских», но здесь впервые рассказывается про инопланетную расу Ми-го, а так же здесь нас встретит целый сборник терминов из мифологии Ктулху.

1. Зов Ктулху

Квинтэссенция рассказов Лавкрафта

Это не смерть, которой присуща вечная ложь, а в такой вечности даже смерть может умереть.
Зов Ктулху

Каждый поклоник творчества Лавкрафта отдает дань этому рассказу, что делает его номером один в списке лучших рассказов Лавкрафта. Основными «доказательствами» подлинности существования древнего монстра являются рукописи и барельеф с его изображением. Возможно, Вы заметите некоторое сходство между окончанием этого рассказа и рассказа Дагон. Как ни странно, сначала Зов Ктулху не хотели публиковать, но вскоре он получил заслуженное уважение и навсегда останется эталоном творчества Лавкрафта.

Abel Foster

0 0 0

Герой рассказа «Две черные бутылки», пономарь.

Еще не все жители Даалбергена забыли историю пастора Вандерхоофа и старого церковного пономаря Абеля Фостера. Местные старожилы полушепотом утверждают, что именно благодаря действиям этих двух старых колдунов, нечистый едва не проник в дом Господа...

Abel Harrop

0 0 0

Племянник протагониста из рассказа Дерлета «Козодои в Распадке», владевший там домом. Его исчезновение и бездействие шерифа побудило его брата начать самостоятельное расследование.

Abigail Paper

0 0 0

Сестра Амоса Пейпера, которая обращается к психоаналитику Натаниелю Кори, чтобы помочь брату избавиться от галлюцинаций.

0 0 0

Принадлежит к числу Иных богов, является прародителем всего сущего, отцом и матерью одновременно. Именуется Источником Нечестивости, обитает в пещере Й"Кваа под горой Вурмисадрет, где постоянно размножается.Выглядит он как темно-серая протоплазменная масса, исторгающая мерзкие формы. Монстры постоянно формируются в серой массе Абота и уползают от своего родителя.

Абот разумен и циничен, и может общаться с окружающими с помощью телепатии. Упоминается Кларком Эштоном Смитом в рассказе «Семь испытаний».

Ada Marsh

0 0 0

Одна из последних представителей рода Марш, героиня рассказа Дерлета «Печать Р’Лайха». В замужестве - миссис Филлипс.

Adam Harrison

0 0 0

Персонаж из рассказа «Тень в мансарде».

Двоюродный внук Урии Гаррисона, который был опасным и жестоким человеком. С теми, кто вставал у него на пути происходили различные беды. Но однажды он умер и завещал Адаму свой большой дом и участок земли. Для того, чтобы получить наследство, Адам должен прожить в доме три месяца.

0 0 0

Верховное божество пантеона мифов Ктулху. Имеет множество имен, например, «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос».

Algernon Reginald Jones

0 0 0

Кавалер Жердяка, один из ухажеров Эрменгард Стабс из повести «Прелестная Эрменгарда».

За руку и сердце Эрменгард Стабс готовы побороться два джентльмена: Кавалер Жердяка и Джек Мужик. Один исключительно по финансовым соображениям, связанным с наличием золота на ферме ее родителей, а другой - под действием юношеских чувств. К сожалению или же к счастью, мало кто помнит, что блондинкой она была не всегда.

Alonzo Hasbrouck Typer

0 0 0

Уроженец города Кингстон, штат Нью-Йорк, Алонсо Хазбрух Тайпер, последний представитель графского рода Ульстеров. Автор дневника в рассказе «Дневник Алонсо Тайпера».

Alsophocus

0 0 0

Упоминается в рассказе «Черная книга Алсофокуса», написанном в соавторстве с Мартином С. Уорнсом.

The Alchemist

0 0 0

Герой одноименного рассказа Г.Ф. Лавкрафта.

Молодой граф в поисках избавления от проклятья, наложенного на его предка много лет назад, натыкается в полуразрушенном замке на «неприметную крышку люка с кольцом» .

Alfred Clarendon

0 0 0

Альфред Кларендон, гениальный бактериолог, занимавший должность руководителя тюремной больницы в Сан-Квентине.

Ambrose Bishop

0 0 0

Персонаж рассказа «Тайна среднего пролёта».

Получает в наследство от деда старинный дом и перебирается в окрестности печально известного селения Данвич. Довольно скоро он выясняет, что старый Септимус Бишоп популярностью у этих невежественных людей не пользовался, да и ему самому предлагают убираться из этих мест подобру-поздорову.

И буквально через пару дней ему предстоит узнать, что злоба сельчан вполне оправдана.

Ambrose Dewart

0 0 0

Мужчина средних лет, получивший в наследство имение, с которым были связаны загадочные события. Имел приятный характер. Персонаж повести Августа Дерлета и Говарда Лавкрафта «Затаившийся у порога».

Ambrose Sandwin

0 0 0

Персонаж рассказа Дерлета «Сделка Сандвина». Первый из рода Сандвинов отказавшийся заключать за своих потомков договор с тайными силами - вероятно, Древними.

Amos Paper

0 0 0

Персонаж рассказа «Пришелец из космоса» Говарда Лавкрафта и Августа Дерлета.

Провинциальный врач Натаниель Кори ломает голову над тем, как излечить Пейпера от болезненных и реалистичных галлюцинаций.

Брат Абигайль Пейпер.

Amos Tuttle

0 0 0

Владелец особняка в Аркаме на Эйлзбери-Роуд, неподалеку от поворота на Иннсмут, оставивший завещание, требовавшее после его смерти уничтожить особняк и коллекцию книг. Фигурирует в рассказе «Возвращение Хастура».

0 0 0

Персонаж повести «Сокровищница зверя-чародея», колдун.

У правителя Зета гифата Ялдена случилась недостача - казначей Кишан бежал вместе с казной. И вот, чтобы восполнить свою казну, по совету великого пророка Оорна, он решил восполнить свою казну за счёт сокровищ чародея Анатаса.

Antoine de Russy

0 0 0

Хозяин поместья «Берег реки», куда однажды стучится герой рассказа «Локон Медузы».

Пожилой джентльмен рассказывает о судьбе своего сына, женившегося на очень странной женщине.

Harlow Morehouse

0 0 0

Герой рассказа «Слепоглухонемой», врач.

Однажды решил навестить своего давнего пациента, инвалида, на войне потерявшего слух, зрение и способность говорить, но приобретшего чудесный поэтический дар Ричарда Блэйка. На подступах к дому доктор и его спутники слышат прозаический стрекот пишущей машинки поэта. Каковы же были их удивление и страх, когда они обнаружили Блэйка умершим более часа назад, причем очень странной смертью.

Arthur Jermyn

0 0 0

Артур Джермин, последний из своего рода, начинает изучать своё генеалогическое древо. В результате своих изысканий ему предстоит столкнуться с тайной, которая лишит его рассудка. Протагонист одноименного рассказа Лавкрафта.

Arthur Munro

0 0 0

Репортер, отправившийся в поселение скваттеров вместе с протагонистом рассказа «Притаившийся ужас».

Arthur Wheeler

0 0 0

Персонаж рассказа Хезел Хелд и Говарда Лавкрафта «Каменный человек».

Известный скульптор, после пропажи которого его друзья Бен Хэйден и Джек пускаются на поиски. Бен и Джек находят только окаменевшее тело Артура в пещере и расследуют убийство.

Arthur Phillips

0 0 0

Герой рассказа «Ночное братство» Лавкрафта и Дерлета.

На одной из ночных прогулок Артур Филлипс знакомится с загадочным мистером Алленом, а потом и с шестью его братьями-близнецами, которые открывают Филлипсу тайну существования внеземной жизни. Оказывается, что планета пришельцев погибает, а земле, похоже, грозит завоевание.

Asenath Waite

0 0 0

Персонаж рассказа «Тварь у порога».

Жена Эдварда Дерби, дочь колдуна Эфраима Уэйта.

Эфраим после смерти вселяется в тело дочери, запирая ее душу в своем прежнем мертвом теле, погребенном под землей.

0 0 0

Герой рассказа «Другие боги», священник.

Житель Ултара, который сопровождал Барзаи Мудрого.

Aphoom-Zhah

0 0 0

Один из Древних, пришедших с Фомальгаута. Являясь порождением огненного Ктугха, он противоположен этому Древнему и носит титулы Ледяного Пламени и Бога Полюса. Пойманный в ловушку подобно Итакве, Афум-Зах заперт на северном полярном круге.

Ahab Hopkins

0 0 0

Адвокат, семейный поверенный в рассказе Лавкрафта и Дерлета «Наследство Пибоди».

Bud Perkins

0 0 0

Сосед Джефферсона Бейтса в рассказе «Дом в долине».

Barzai the wise

0 0 0

Герой рассказа «Другие боги».

Житель Ултара, который хотел увидеть богов земли. Но те ушли на вершину горы Хатег-Кла, где время от времени исполняли свои танцы. И Барзаи отправился на вершину горы в ту ночь, когда, как ему было известно, боги соберутся там. Сопровождал старика молодой священник Аталь.

The Narrator

0 0 0

Каноничный главный герой произведения, от лица которого идёт повествование, не упоминавший своего имени.

Ben Heyden

0 0 0

Спутник Джeка в рассказе «Каменный человек», уговоривший его отправится в горы Адирондак.

Binthwort Moore

0 0 0

Персонаж рассказа Лавкрафта и Хелд «Вне времени».

Таксидермист. Участвовал в исследовании таинственной мумии в музее Кэбота. Пропал без вести.

0 0 0

Битис Змеебородый, также известный, как Биатис - бог забвения, сын Иига, прибыл с Великими Древними со звезд. Он может быть вызван через свой образ, принесенный Глубоководными на Землю - если живое существо прикоснется к нему. Взгляд Битиса погружает разум во мрак и жертва сама идет в его пасть.

Two-Gun Bob

0 0 0

Герой рассказа «Бой, завершивший столетие».

В рассказе описывается поединок, что произошел накануне 2001 года. На ринг вышли Боб-с-двумя-пистолетами, Ужас Плэйнса, и Нокаут Берни, Дикий Волк Западного Шокана.

0 0 0

Брат Голгоротха, Старшие Боги замуровали его в глубоких пещерах Луны, где он отвратительно и неуклюже плавает средь Чёрного Озера Убботх в жуткой и тёмной бездне Наг-йаа и дремлет с древности, скреплённый Старшим Знаком.

Brown Jenkin

0 0 0

Тварь, обитающая в доме ведьмы в повести Говарда Лавкрафта «Сны в Ведьмином доме», написанной им в 1932 году. Относится к разряду уникальных существ бестиария, внешне представляет собой гибрид крысы и человека, способен прогрызать ход в теле человека и выедать его сердце, пока тот спит.

Принадлежал ведьме Кеции Мэйсон.