Истинный и ложный патриотизм в романе "война и мир". Народный патриотизм и лжепатриоты из дворянства в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

01.05.2019

«Война и мир» назван эпопеей, потому что охватывает исторические события, происходившие с 1805 по 1821 год. Таким образом, действие романа занимает продолжительный отрезок времени. Более того, в нем участвуют более 200 персонажей, в том числе и всемирно известные полководцы. Автор изображает и Наполеона , и Кутузова , и Багратиона, и Раевского, и даже царя Александра I на фоне Отечественной войны 1812 года. Здесь же задействованы любые социальные слои России: крестьяне, дворяне, приближенные царя, провинциалы, купцы. Неудивительно, что этот роман произвел неизгладимое впечатление на мировую общественность.

Главной темой эпического произведения Толстого стала тема героизма русского народа в период войны с Наполеоном. Независимо от социального положения, люди становились на защиту своей страны и сплоченно воевали против вражеского нашествия. Одним из самых достойных полководцев, которого автор показывает во всей красе, был, конечно же, Кутузов. Но что же обычные люди? Как они повели себя в трудные для всей нации времена? В романе «Война и мир» мы видим, что социальное разделение происходит не по классовому признаку, а по уровню гуманности и нравственности.

Тема патриотизма глубоко волновала Толстого. В своем произведении он постарался раскрыть данную тему по максимуму. Ложный и истинный патриотизм в романе «Война и мир» противопоставлены друг другу. Лжепатриоты, преследующие корыстные цели, действующие в угоду собственных интересов и настоящие защитники Отечества, для которых долг, честь и совесть превыше всего. Война сорвала с лиц людей маски, обнажив их сущность и вывернув наизнанку душу каждого.

Истинный патриотизм

Истинный патриотизм - это настоящие поступки, когда, прежде всего, думаешь о народе, его судьбе. Когда, не задумываясь жизнь отдашь ради Родины. Толстой был убежден, что русский народ глубоко патриотичен. Он способен непобедимой стеной встать, защищая своих. Война коснулась каждого, кто оказался в то время и в том месте. Она не выбирала, кто перед ней богатый или бедный. Разные слои населения попали под ее жернова. Каждый как мог в силу своих возможностей пытался внести свою лепту в общую победу над врагом.

Когда французы заняли Смоленск, крестьяне сжигали сено, лишь бы оно не досталось врагам. Купец Ферапонтов решил по-своему проявить патриотичность. Он собственноручно спалил свою торговую лавку, чтобы она не попала в руки французов. Жители Москвы тоже не остались в стороне. Народ не желал оставаться под гнетом самозванцев. Они покидали свои дома, уходя из родного города.

С любовью и гордостью Толстой описывает русских солдат. Бои под Смоленском, Шенграбеном, Аустерлицем, Бородинское сражение пример достойный уважения. Именно в бою проявились их лучшие качества: сила духа, железный характер, готовность самопожертвования, мужество. Каждый осознавал, что очередной бой может унести жизнь любого из них, но никто не собирался отступать или сдаваться. Они не стремились выглядеть героями, не бравировали своими победами. Они действовали искренне. В каждом шаге чувствовалась любовь к Родине и Отечеству.

Примером настоящего патриотизма стал полководец Кутузов. Против его назначения командующим был сам царь, но Кутузову удалось оправдать возложенное на него доверие. Кутузов чувствовал и понимал солдат. Жил их интересами, заботился о каждом, как о собственном сыне. Для него все были родными и любимыми.

Самым сложным решением в жизни Кутузова во время войны был приказ отступить. Далеко не каждый рискнул бы взять на себя такую ответственность. Трудный был выбор. С одной стороны Москва, с другой вся Россия. Отступая из Москвы, он сумел сохранить армию, количество солдат которой значительно уступало наполеоновской. Другое проявление патриотизма Кутузова в его отказе воевать за пределами России. Он был убежден, что народ выполнил гражданский долг перед Родиной и рисковать жизнью лишний раз нет необходимости.

Толстой не обошел вниманием партизан, сравнивая партизанские отряды с крепкой дубиной «поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…гвоздившей французов…пока не погибло все нашествие».

Ложный патриотизм

Ложный патриотизм весь пропитан фальшью. Поступки этих людей показные, патриотические слова, слетающие с уст пусты. Все, что они делают, только себе во благо, в угоду собственных интересов. В то время, когда настоящие патриоты сражались за Родину, лжепатриоты посещали светские мероприятия, ходили в салоны, разговаривали на вражеском языке.

Не только светское общество вызывает гнев Толстого. Он критикует офицерский состав, предпочитающий просиживать пятую точку в штабах, увиливая от боевых сражений, где льется кровь и гибнут люди. Карьеристы, желающие за чужой счет подняться вверх и получить очередной орден нахаляву.

Автор стремился подчеркнуть, что настоящий патриотизм, искренние чувства к Родине способен лучше всего проявить простой народ. В минуты общего горя люди сближаются. В них просыпается неведомая сила, способная стереть в пух и прах любого врага. Донести свою теорию до народа, Толстой попытался через Пьера Безухова, осознавшего, что настоящее счастье состоит в единстве со своим народом. Только когда мы едины, мы непобедимы.

Патриотическая тема в романе Л. Толстого «Война и мир»

«Война и мир» - заглавие вечной книги, великого романа-эпопеи Л. Н. Толстого. Война... Это слово ужа­сает любого человека, потому что война - «страшное дело». Участие в этом деле может быть чудовищным преступлением, а может быть вынужденной самоза­щитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным.

Во время войны 1812 года, описанию которой посвя­щены многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независи­мо от сословной принадлежности, пола, возраста, по­тому что Россия оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и высокопарных лозунгах, а в по­истине героических поступках, каждый из которых по-своему приближал победу. Это нравственное чувст­во, безусловно, давно жило в душе каждого русского человека, таилось где-то в глубине его души, но настал момент - тяжелая для родины пора - и оно вырва­лось наружу, достигло наивысшего своего проявле­ния. Русский народ благодаря ему предстал в войне 1812 года настоящим героем-богатырем.

«Когда «силы двунадесяти языков Европы ворва­лись в Россию»»,- отмечает исследователь К. Лому-нов,- наш народ поднялся на священную освободи­тельную войну». Сам Толстой говорил, что «цель на­рода была одна: очистить свою землю от нашествия». Эта цель была ясна всем: от полководца до простого солдата, крестьянина, партизана.

Осознавая весь ужас положения, в котором оказа­лась родина, люди шли на смерть, проявляли истин­ный героизм, до конца выполняли свой долг. Именно в России Наполеон столкнулся с необыкновенной ду­ховной стойкостью, мужеством, непоколебимостью и любовью к отечеству.

Рисуя эпизоды различных сражений, Толстой по­казывает, что не численное превосходство, не военное мастерство и стратегические планы мудрых полко­водцев, а воодушевление воюющих влияет на ход боя, обеспечивая победу. Воодушевившись сам, заражает этим чувством своих подчиненных Тимохин, человек, которого никто не считает героем и который сам абсо­лютно не думает о собственном героизме. «Что себя жалеть теперь!» - восклицает он.

Мужественно сражается и решает исход сражения и Тушин со своей батареей, про которую все забыли. Он не говорит громких слов, он молча делает великое дело. Тушин показал себя настоящим храбрецом. Внешне этот человек ничем не примечателен, но сила духа его и внутренний стержень очевидны.

Центральная, вершинная часть романа - Боро­динская битва. Именно здесь с наибольшей силой и яркостью проявились народный патриотизм и геро­изм, потому что именно здесь каждый осознал и по­нял весь смысл и все значение этой войны как священ­ной, освободительной войны. У русских участников Бородино не было сомнения в исходе сражения. Для каждого из них он мог быть только один: победа лю­бой ценой. Русский народ вел бой за свою землю, за родину. Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба отечества. «...Считаю,- говорит Андрей Бол­конский,- что от нас действительно будет зависеть завтрашний день... От того чувства, которое есть во мне, в нем,- он указал на Тимохина,- в каждом сол­дате». Воины надевали перед сражением чистое белье торжественно, как к важнейшему в жизни делу, гото­вясь к исполнению своего долга - умереть, но не до­пустить победы врага.

Внутренний огонь все сильнее разгорался во всех, кто сражался: в людях батареи Раевского, в Пьере Безухове, Андрее Болконском, героически пожертво­вавшем собой, и в других. Благодаря этому огню, рус­ская армия одержала величайшую победу над своими противниками.

В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине «народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу. Эта война велась без знания правил военного искусства. Восхищают своим подвигом партизанские отряды Денисова и Долохова, которые благословляет сам Кутузов. Удивляет старостиха Василиса, «побив­шая сотни французов», и безымянный дьячок, «взяв­ший в месяц несколько сот пленных». Партизанские отряды, вооруженные всего лишь топорами и вилами, по частям уничтожали великую наполеоновскую ар­мию. Эти отряды были хорошим подспорьем в делах действующей армии. Их сила состояла в ярости, во внезапности, в непредсказуемости, с которой они на­падали на врага, и в неуловимости. Наполеон «не пе­реставал жаловаться Кутузову и императору Алек­сандру на то, что война велась противно всем правилам...».

Л. Н. Толстой, рисуя образы партизан и солдат та­ких, например, как Тихон Щербатый и Платон Кара­таев, сосредоточил в них основные качества русского народа. Щербатый - яркий образ народного мстите­ля. Он активен, бесстрашен, жесток. Он оказался «са­мым нужным человеком» в отряде Денисова. В нем сочетаются находчивость и удаль русского крестьян­ства. Тихон, так же как и многие другие, восстает про­тив врага не потому, что его кто-то принуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.

Переполнено патриотизмом и сердце Платона Ка­ратаева, хотя в романе он противопоставлен Щербато­му. «...Червь капусту гложет,- замечает Платон,- а сам прежде того пропадает». «Москва, она всем горо­дам мать»,- также справедливо говорит Каратаев. Он олицетворяет собой мудрость, долготерпение и доброту русского человека. Попав в плен и познако­мившись там с Пьером Безуховым, Каратаев учит его терпеливости и всепрощению.

Общенародное единство выразилось и в отношении к собственному имуществу, тому, что наживалось многолетним трудом, было по-настоящему дорого, в умении пожертвовать им. Смоленский купец Фера­понтов, проникшись стихийным патриотическим чувством, призывает солдат грабить его же лавку, хотя поначалу в его душе заговорил хозяин. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» - все-таки про­кричал он, и в итоге сам поджег свой двор. Семья Рос­товых по настоянию Наташи, которой владело гуман­ное и патриотическое чувство, оставляет в Москве все имущество и отдает подводы раненым.

Смоленские сцены романа, по словам К. Ломунова, замечательны тем, что «в них наглядно показано, как в русском народе родились чувства оскорбления и не­годования, вызванные вражескими действиями, пе­решедшие вскоре в прямую ненависть к захватчи­кам».

Народному патриотизму писатель противопоста­вил лжепатриотизм отдельных представителей свет­ской знати, проявившийся только лишь в высокопар­ных фразах о любви к родине и ничтожных деяниях. К таким персонажам относятся князь Василий Курагин и его дети Ипполит, Элен, Анатоль; гости салона Анны Павловны Шерер; Борис Друбецкой, главная цель которого не постоять за родную землю, а сделать собственную карьеру; Долохов, ищущий наград и чи­нов; Жюли Курагина, введшая штраф за разговор на французском языке; Берг, старающийся извлечь из войны как можно больше выгод для себя. К счастью, подобных им все же было немного.

Толстой рисует величие подвига русского народа и вместе с тем бичует войну, приносящую тяготы, бед­ствия, муки. Многие разорены. В огне пожарищ гиб­нут города и села. Русская армия терпит огромные по­тери. Но все это писатель называет «страшной необхо­димостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя ос­вобождения родной земли. Он вкладывает в уста Ку­тузова справедливые, замечательные слова о русском народе: «Чудесный, бесподобный народ!»

Тема патриотизма в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой мастерски раскрывает тему «Патриотизма в русских рядах». Война 1812 года была никому не нужна, но так сложились обстоятельства, и она имело свое место в мировой истории. Русский патриотизм очень ярко раскрывается на Бородинском поле. Бородинское сражение состоялось 26 августа 1812 года. Это война – Отечественная, все население страны встало на защиту Родины, своего края, села, и наконец каждого сантиметра Русской земли. По приказу Александра 1 по всей стране собиралось ополчение. А входили туда, обычные крестьяне, простой народ. На Бородинском поле очень явственно ощущается патриотический дух русских людей. Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма - истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело, не говоря громких слов. Многие из высших чинов понимали, что именно от простого народа, от солдат зависит жизнь и процветание всей страны. Но так же в этих же самых высших чинах присутствует героизм. Кутузов – русский главнокомандующий, один из выдающихся генералов России. В душе он волновался за Родину, но не мог показывать этого волнения на людях, так как он был «лицом армии» его расположение духа передавалось всему личному составу. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он с честью выносит свою тяжкую ношу, и дух русских солдат не был сломлен. А так же одним из важных эпизодов является совет в Филях, где Кутузов решается оставить Москву. Это решение очень волевого человека. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России. Раевский, Багратион – это тоже патриоты Родины. «Батарея Раевского», «БАгратионовские флеши» - самые горячие места в Бородинском сражение, именно ими командовали истинные патриоты – Раевский и Багратион. А так же Толстой показывает не патриотов, это иноземные генералы, Берг, Курагин – это те люди, которые служат лишь для получения наград, продвижения по службе и громкого имени. В Отечественную войну появляется такой термин, как «партизанское движение» Это было новшеством в ведении войны. Сам Толстой восхищался партизанами: «Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и обычными мужиками». Основоположником партизанского движения можно считать Дениса Давыдова, именно он первый предложил создать партизанский отряд. Партизанское движение было стихийным и массовым. Партизанские отряды жгли продовольствие, уничтожали боеприпасы и оружие неприятеля. И наконец сами боролись с немногочисленными французскими отрядами. Одним из таких примеров выступает отряд под руководством Денисова, который смог атаковать и захватить отряд французов превышающий их по численности в несколько раз. Незаменимым бойцом в отряде является Тихон Щербатый – олицетворение народной дубины, которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все их нашествие. Толстой приписывает ему поистине богатырские качества, серьезность не сходит с его лица. Таким образом, перед лицом смертельной опасности, угрожавшей России, большинство русских людей проявляло истинный героизм и патриотизм, оставив всякие соображения личной выгоды, корысти, жертвуя своим имуществом и жизнью, они совершали героические деяния, надолго оставшиеся в истории нашего государства.

- 200.73 Кб

МОУ Ловецкая средняя общеобразовательная школа

Реферат

по литературе.

Тема: « Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Выполнила: ученица 11 класса Давыдова Анна.

Руководитель: Симакова Л.Г.

Рецензент: Кротова Е.Н.

2007г.

План:

1.Введение.

2.Истинный и ложный патриотизм в романе.

3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.

4.Подлинные герои 1812 года.

5.Заключение.

Введение.

Роман « Война и мир » создавался с 1863 по 1869 гг. В нем более 600 действующих лиц. Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны.

Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого. Исторические события громадного значения, самые глубокие основы национальной жизни России, её природа, судьба лучших её людей, народная масса, приведённая в движение ходом истории, богатство нашего прекрасного языка - всё это воплотилось на страницах великой эпопеи. Сам Толстой говорил: « Без ложной скромности, это - как «Илиада», т. е. сравнивал свою книгу с величайшим созданием древнегреческого эпоса.

« Война и мир » - это один из самых увлекательных и захватывающих романов мировой литературы. Действие его совершается то в зареве московского пожара, заливающего трагическим светом неисчислимые толпы народа, то при восковых свечах в великосветских салонах, в гостиных и кабинетах Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных, то при свете лучины в крестьянской избе, то при отблесках партизанского костра в зимнем лесу, то при свете солнца, освещающего деревенские избы и барские особняки, поля сражений и поля посевов, города, леса, деревни, дороги России.

Необозрим горизонт огромной книги, где мир и жизнь преодолевают смерть и войну, где с такой глубиной, с такой проницательностью прослежена история души человеческой - той « загадочной русской души » с её страстями и заблуждениями, с неистовой жаждой справедливости и терпеливой верой в добро, о которой столько писали во всём мире и до Толстого и после него, но после - уже со ссылками на него, с цитатами из книги. « Война и мир » - книга предельно эмоциональная, горячая, полная насмешки, полемики и любви. Она создана « умом сердца » , который так высоко ценил Толстой в людях и в искусстве. В этом плане « Война и мир » принципиально отлична от « объективной » исторической прозы и представляет явление небывалое в жанре исторического романа.

Это великая книга жизни, где рассказ об отдельных людях, о самых глубоких, скрытых от внешнего взгляда движениях их души соединяется, « сопрягается» с повествованием и размышлением о судьбах поколений, народов, всего мира. Толстой стремился к целостному отображению истории и жизни, для себя единственною целью считал правду, ибо « одна низкая истина дороже для нас тьмы возвышающих обманов» . Шолохов сказал как-то, что писать правду нелегко, но этим не ограничивается писательское предназначение, - сложнее писать истину. Истина же - в глубинном постижении народного характера.

Толстой писал войну без приукрас, и так же, в свойственной ему манере, он описывал народный патриотизм. Именно любовь к Родине, способность пожертвовать ради неё всем самым ценным, в том числе и жизнью, так ярко раскрыл автор в своём романе. В «Войне и мире» мы можем увидеть настоящих героев, истинных защитников земли Русской.

Многих героев романа «Война и мир» можно назвать образцами для подражания, и это особенно важно именно сейчас, когда подрастающему поколению просто необходимы новые нравственные идеалы. В свое время советская идеология с её духовными ценностями была сломлена, а новая, к сожалению, так и не создалась.

Лишённая нравственных ориентиров, молодёжь пошла по иному пути развития и сейчас у неё другие ценности, как то: деньги, влияние, престиж. О патриотизме сейчас многие даже не задумываются. Если раньше служение Отечеству было священным долгом каждого гражданина, то сегодня ребята идут в армию только если не удастся «откосить».

Да, взгляды на патриотизм у нынешних подростков коренным образом отличаются от тех, что были в советские времена. Но это можно и нужно изменить! И нет лучшего помощника в этом деле, чем классическая русская литература. Во все времена литературные произведения оказывали большое влияние на умы молодёжи, и я считаю, что это самый действенный способ «достучаться» до подростков. Именно проверенные временем книги помогают нам сформировать свою систему ценностей, привносят первые представления о добре и зле, прививают нравственно-духовные идеалы.

Роман «Война и мир» идеально подходит для этих целей. На фоне нынешней безнравственности и бездуховности эта книга остаётся настоящим памятником народного патриотизма.

Истинный и ложный патриотизм в романе.

Отечественная война 1812 года со стороны России была освободительной, Россия отстаивала свою независимость, русские люди защищали свое Отечество. Естественно, поэтому автор затрагивает в своем романе проблему патриотизма, но рассматривает ее неоднозначно.

Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный. Настоящий патриотизм - это прежде всего священный долг, подвиг во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа.

Ложный патриотизм - это чувство, отталкивающее своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. В « Войне и мире » великолепно показано, насколько пуста и ничтожна и умственная, и нравственная жизнь Курагиных и Карагиных. Очень наигранно ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне « все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов ».

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах; «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по - старому! ; и из - за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения » . Действительно, вышеупомянутые персонажи были далеки от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды своего народа.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые « афишки » , призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: « Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху » .

Таким лжепатриотом является в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета « с аглицким секретом » . Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает « устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».

Накануне Бородинской битвы Пьер заметил на лицах офицеров оживление. Он понимал, что «причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. »

Все они - лжепатриоты. В то время, как простые солдаты отдавали свои жизни, защищая Россию, московская элита ела вместо французских блюд русские щи и перестала употреблять в разговоре французские слова. Можно ли сопоставить эти «жертвы» с жертвами солдат? Думаю, ответ очевиден.

С. П. Бычков писал: "По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы".

Значение Кутузова как предводителя русской армии.

Кутузов в « Войне и мире » явился настоящим историческим и художественным открытием Толстого. Именно он, а не Александр I, сыграл важную роль в победе над французами. Российский император представлен в романе слабым, тщеславным человеком, который верил австрийцам больше, чем Кутузову, и своими распоряжениями немало мешал ему.

Рисуя образ Кутузова, Толстой не побоялся показать его старческую слабость. « В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице » - таков был Кутузов перед Бородином. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости ». Эта многократно подчёркнутая Толстым физическая немощность главнокомандующего только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. «Сегодня, перед сражением, он преклоняет колени перед иконой - так же, как люди, которых он завтра пошлёт в бой. » Эта немаловажная деталь также указывает на близость Кутузова к народу, одухотворённость его тем самым « народным чувством » , которое так ценил Толстой.

Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "Рыцари Лебедя". Он не хотел казаться великим человеком -- он был им.

Кутузов возвеличивается в нашем сознании как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов « не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему ». В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: «Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, -- это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ». Кутузов знал, что « решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ». Сплоченность с народом, единение с простыми людьми делают Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Кутузов в романе -- выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. О себе он не думает. Поэтому на совете в Филях для него существует один вопрос: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? » И даже зная, что его будут обвинять во всех смертных грехах, Кутузов принял решение об отступлении. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки » Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

С. П. Бычков писал: "Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел главные черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату". Содержание

1.Введение.
2.Истинный и ложный патриотизм в романе.
3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.
4.Подлинные герои 1812 года.
5.Заключение.