Ирина архипова интересные факты. Ирина Архипова: “Музыка жизни продолжает звучать…”. Музыка с пеленок - начало биографии Ирины Архиповой

03.11.2019

Царица русской оперы Ирина Архипова незадолго до смерти потеряла сына. Здоровье русской певицы, потеря которой стала трагедией для мировой музыкальной культуры, подкосило семейное горе.
На шестидесятом году жизни скончался единственный сын Ирины Константиновны Андрей.

Точный диагноз сказать трудно, но он болел очень долго, хотя и была надежда, что кончится все хорошо, - призналась Life News исполнительный директор фонда Архиповой Надежда Хачатурова. - Это была большая потеря для Ирины Константиновны как матери.

Архипова всегда была закрытым человеком и никогда не афишировала, что происходит в ее жизни. Нам только было известно, что у нее не так давно умер сын Андрей, - сообщил бывший пресс-секретарь Большого театра Павел Токарев.

Кроме того, в январе 2010 года скончалась ее свекровь, 94-летняя Нина Кирилловна. Мамы супруга легендарной артистки не стало совсем недавно, и Ирина Константиновна тяжело переживала происходящее, уже находясь в больнице.

Владислав Иванович (муж Архиповой. - Прим.) сейчас находится в больнице, - рассказывает Надежда Хачатурова. - Он просто не в состоянии разговаривать - не прошло еще и сорока дней со дня похорон его мамы. Владислав Иванович просто в шоке от случившегося.

Сердце народной артистки СССР Ирины Архиповой остановилось сегодня рано утром.

Ночью сердце Ирины Константиновны останавливалось дважды, - сообщили Life News в Боткинской больнице. - Первый раз ее удалось спасти. Вторая остановка произошла около пяти утра, и, к сожалению, сделать что-то было уже невозможно.

Оперную певицу перевели в сосудистую реанимацию несколько дней назад из отделения ортопедии. 85-летняя Ирина Константиновна в клинику поступила с очень серьезными нарушениями работы сердца. У нее ишемическая болезнь сердца, стенокардия, аритмия. На фоне всего этого у нее возникли проблемы с суставами.

Врачи делали все возможное, чтобы помочь великой артистке. Несмотря на преклонный возраст, интенсивный курс лечения дал определенные результаты и оперной певице стало лучше.

Однако улучшение, как оказалось, было временным. Состояние певицы, исполнившей знаменитую Кармен (ее назвали лучшей в мире Кармен), резко ухудшилось. Ее повторно перевели в реанимацию. К сожалению, организм Архиповой не справился с тяжелым недугом, сердце остановилось.

Трагическую весть из реанимации сразу же сообщили мужу Архиповой Владиславу Пьявко.

Владислав Иванович сейчас находится в больнице, - рассказывает исполнительный директор фонда Архиповой Надежда Хачатурова. - Он просто не в состоянии разговаривать - не прошло еще и сорока дней со дня похорон его мамы. Владислав Иванович просто в шоке от случившегося.

В четверг в два часа дня агент Пьявко приходил в больницу, где оформил необходимые документы, связанные со смертью певицы. По словам сотрудников клиники, он провел в больнице около получаса. После его визита стало известно, что прощание с Ириной Архиповой состоится в Большом зале Консерватории в субботу в полдень, а после ее похоронят на Новодевичьем кладбище столицы.

Это огромная потеря для всего музыкального сообщества, не только российского, но и мирового, - говорит Иосиф Кобзон. - Ирина Константиновна давала возможность молодым исполнителям проявить себя, эта утрата не просто печальна, она очень горька. Я ее знал еще с юных лет, когда она выступала на сцене Большого театра, был ее большим поклонником, ее голоса. Последний раз мы виделись два года назад на фестивале в Твери, который устраивал ее фонд.

Ирина Архипова была одной из самых громких певиц мира, - вспоминает Николай Басков. - Под ее патронажем начинали свою карьеру многие известные российские артисты, например Дмитрий Хворостовский. Для всех, в том числе для нас, для молодежи, это огромная утрата. Она была очень чутким, ценным педагогом. Я знал ее с ранних лет, был еще совсем мальчиком. И знал очень хорошо - Ирина Константиновна была родственницей наших близких друзей. Конечно, она была великой женщиной! Настоящая царица! Архипова была очень властной: в ее присутствии очень многие терялись, смущались. Перед ней преклонялись!.. Огромная потеря для страны, очень, очень жаль.

Уже известно, что прощание состоится в большом зале консерватории в субботу или в воскресенье. По словам работников фонда Архиповой, вопрос о том, где будет похоронена великая певица, сейчас решается на самом высоком уровне.

Ирина Архипова- оперная певица, обладательница чудесного меццо-сопрано, народная артистка Советского союза, педагог, публицист, общественный деятель. Ее по праву можно считать народным достоянием России, потому как гениальный певческий дар Архиповой и мировой масштаб ее личности безграничны.

Главные события, которые пережила в своей жизни Архипова Ирина Константиновна, мужья певицы, ее достижения в музыке и в общественной деятельности - сегодня наш рассказ об этой выдающейся женщине. По каким внутренним принципам жила оперная королева Советского союза, и из-за чего она поссорилась с великой Галиной Вишневской? Ответы на все эти вопросы читатель найдет в нашей статье.

Детские воспоминания

Ирина Архипова - певица, биография которой началась в Москве. Девочка родилась в январе 1925 года в семье интеллигентных и очень музыкальных людей. Ее отец - инженер Константин Ветошкин - был невероятно творческим человеком, он играл на четырех музыкальных инструментах - рояле, балалайке, гитаре, мандолине. Эта приверженность музыке тянулась еще с давних времен рода Ветошкиных. Когда-то в семье родителей Константина Ивановича существовал целый семейный оркестр. Мама Архиповой - Евдокия Ефимовна Галда - пела в Большом театре. Ирина Константиновна вспоминает: «У мамы был очень красивый голос с мягким тембром, папа всегда восхищался ее талантом. Родители любили посещать концерты, оперные спектакли, балет». Живая музыка постоянно звучала в родительском доме, Ирина слышала ее с детства.

Родители старались привить разностороннее образование и, конечно, любовь к музыке дочери. Надо сказать, что Ирина была одаренным ребенком во многих вещах - она проявляла способности к рисованию, неплохо пела. Ее решили отдать на обучение в музыкальную школу при консерватории в Москве по классу фортепиано. Однако образование пришлось прервать - девочка внезапно заболела и не смогла посещать занятия. Позже Ирина вновь сделала попытку приблизиться к миру музыки - она поступила в школу имени сестер Гнесиных и стала заниматься у Ольги Фабиановны Гнесиной. Одновременно с занятиями игры на фортепиано Ирина Константиновна пела в школьном хоре.

Выбор профессии

Родители, конечно, понимали, что их дочь обладает музыкальным талантом, однако придерживались мнения, что пение не самое лучшее занятие, позволяющее хорошо устроиться в жизни. То ли дело к которой у Архиповой были не дюжие способности. Кроме того, Ирина Константиновна всегда восхищалась работами известных женщин-скульпторов А.С. Голубкиной, В.И. Мухиной и всерьез подумывала о том, чтобы связать свою жизнь именно с архитектурой.

Война сделала выбор за Ирину Константиновну. Семью Ветошкиных эвакуировали в Ташкент. Там будущая оперная дива поступила в Архитектурный институт, который по большому совпадению оказался также в Ташкенте, в эвакуации. Параллельно учебе в вузе, Архипова Ирина Константиновна занималась в вокальной студии при институте. Ее педагогом стала Надежда Малышева, которая открыла студентке музыкальный мир, познакомила с оперным искусством. По словам самой Ирины Архиповой, именно Надежда Матвеевна изначально подвела студентку к правильной трактовке музыкальных произведений, научила чувствовать форму и содержание, познакомила с романсовой и оперной литературой.

В стенах Архитектурного института прошло первое выступление Ирины Архиповой перед публикой. Надо сказать, что музыка и театр пользовались большим уважением как среди педагогов, так и среди студентов вуза и подобные концерты были важной частью жизни студентов.

В 1948 году Ирина Архипова защитила на «отлично» дипломный проект и распределилась в архитектурную мастерскую, которая занималась московскими проектами. При участии Ирины Архиповой были созданы жилые дома на Ярославском шоссе. По ее проекту был построен Московский финансовый институт.

Певческая карьера. Начало

В 1948 году в Московской консерватории стало доступным вечернее обучение, и Ирина, не оставляя работу архитектора, поступила на первый курс учебного заведения в класс артиста РСФСР Леонида Савранского. В 1951 году певица дебютировала на радио. В 1954 году Ирина Архипова перешла на дневную форму обучения, для чего взяла отпуск за свой счет. Она искренне полагала, что по окончании учебы обязательно вернется к архитектурному делу, однако этого не произошло. Ирина Константиновна блестяще защитила дипломную работу, с отличием сдала государственные экзамены и поступила в аспирантуру. К сожалению, пробы в труппу Большого театра она не прошла.

В 1954 году Ирина Архипова уехала в Свердловск, где в течение года проработала в оперном театре. Первая популярность пришла к певице, когда она выиграла Международный конкурс вокала. Взяв Гран-при в музыкальном состязании, решила не останавливаться на достигнутом Ирина Архипова. Биография ее творческого становления продолжилась концертной деятельностью по городам России. Два года спустя будущая оперная дива оказалась в Ленинграде. Она весьма успешно выступила на сцене Малого театра, после чего ей предложили остаться в культурной столице. Однако неожиданно для всех по приказу Министерства культуры Архипову перевели в Москву. С марта 1956 Ирина Константиновна официально числилась в труппе Большого театра.

Работа в Большом театре

Первого апреля этого же года состоялся дебют Ирины Архиповой на сцене Большого театра - она с огромным успехом выступила в опере Жоржа Бизе «Кармен». Ее партнером по сцене стал болгарский драматический тенор Любомир Бодуров. Конечно, в карьере молодой и начинающей артистки это был крутой поворот. Ирина Архипова, биография творчества которой началась несколько лет назад, не успела отработать в Большом театре и года. И вот она уже получила главную партию в великой опере.

Как вспоминала сама Ирина Архипова о том периоде времени: «Все мои мысли были заняты только одним - подготовиться и отлично выступить в спектакле. По своей молодости и незнанию жизни я и не предполагала, что бояться стоит совсем не первого выхода на сцену. Остерегаться следовало дебютного появления на ней именно в качестве солистки постановки «Кармен». Мне тогда казалось, что это простая закономерность - первый раз в Большом и сразу в главной роли. Я и подумать не могла, что это исключительный случай».

В мае 1959 года в карьере Ирины Архиповой произошло еще одно важное событие - она исполнила одну из самых любимых своих ролей в спектакле «Хованщина» Мусоргского - партию Марфы.

Мировое признание

В июне 1959 года в СССР были организованы гастроли тенора из Италии Марио Дель Монако. Оперный певец принял участие в спектакле «Кармен», став партнером Ирины Архиповой по сцене. Его приезд в Советский союз был невероятным событием, имевшим общественный резонанс. Дуэт с мировой звездой явился кульминационным событием в творческой карьере Ирины Архиповой, открывшим перед ней двери к мировой популярности. Теле- и радиотрансляции спектакля в странах Европы поспособствовали мгновенному признанию таланта российской королевы оперы. Архипова Ирина Константиновна, фото которой теперь не сходило с обложек советских журналов, не успевала принимать многочисленные предложения о работе из-за рубежа.

Ей предстояли совместные выступления с Марио Дель Монако по городам Италии. К слову, это было первое выступление русской певицы на итальянских подмостках в истории всего советского оперного искусства. Ирина Архипова выступила первопроходцем в продвижении отечественной оперной школы на Западе. Вскоре стала возможной первая стажировка молодых советских певцов в Италии - Милашкиной, Ведерникова, Никитиной и др.

Знакомство с Вустманом и Кабалье

Летом 1963 года Ирина Архипова отправилась в Японию, где дала 14 концертов во многих городах страны. В 1964 году певица выступила на сцене «Ла Скала» в спектаклях: «Борис Годунов» (партия Марины Мнишек), «Война и мир» (партия Элен Безуховой), «Пиковая дама» (Полина). Также Ирине Архиповой удалось побывать за океаном - она провела несколько выступлений в США. В Нью-Йорке певица познакомилась Джоном Вустманом - известным пианистом, с которым они записали пластинку с и Мусоргского на фирме «Мелодия». Совместная работа была удостоена Гран-при «Золотой Орфей» во Франции. К слову, Джон Вустман стал для Архиповой творческим другом на долгие годы.

Благодаря фестивалю, проводимому на юге Франции, Ирина Константиновна познакомилась с Монсеррат Кабалье и была несказанно удивлена, с каким достоинством ведет себя мировая звезда. «Во время нашей работы в спектакле «Трубадур» Монсеррат никогда не позволяла себе «царских» капризов. Она всегда была внимательна к коллегам по сцене, не подавляя ни одного из них своей славой. Ее поведение подтверждает непреложную истину - великому артисту ни к чему кичиться - за него говорит искусство, собственный талант и великая трудоспособность».

Личная жизнь

Активная творческая деятельность не стала преградой и к личному счастью певицы. Оперная дива несколько раз пыталась создать семью. Мужья Ирины Архиповой принадлежали к разным профессиональным кругам. Первым мужем Ирины Константиновны был которому в 1947 году она родила сына Андрея. Однако брак вскоре распался. Вторым мужем певицы стал ее коллега по цеху. Ирина Архипова и Пьявко Владислав - оперный тенор - познакомились в стенах Большого театра. Когда-то этим отношениям прочили несчастливый финал, однако злопыхатели ошиблись в своих прогнозах.

Как утверждают близкие советской оперной дивы, она была счастлива в браке. Жизнь Ирины Константиновны кроме творчества была наполнена еще и женским счастьем. и Ирина Архипова прожили вместе более сорока лет. Хотя отношения двух талантливых людей начались с громкого скандала, о котором узнали не только в Советском союзе, но и далеко за его пределами. Конфликт Ирины Архиповой и Галины Вишневской - еще одной примы Большого театра - разгорелся как раз из-за молодого и подающего большие надежды оперного певца - Владислава Пьявко. Подробности этой скандальной истории стали известны общественности благодаря опубликованному Ириной Константиновной рассказу в книге супруга (Владислава Пьявко) «Тенор: из хроники прожитых жизней...».

А случилось все примерно так. Когда начинающий певец только появился на пороге Большого театра, он сразу же стал ухаживать за Галиной Вишневской, но, скорее, не как мужчина, а как поклонник ее великого таланта. Друг Владислава присылал ему из Риги огромное количество гвоздик, которые тенор преподносил Галине Павловне в знак преклонения и безграничного уважения. Когда в театр пришла Ирина Архипова, Пьявко неожиданно «переключился» на нее. Певица дала понять мужчине, что у него ничего не получится, хотя бы даже потому, что он много младше Ирины. Однако это нисколько не оттолкнуло поклонника, а только еще больше его раззадорило.

Официальной версией ссоры двух оперных див стал их спор по поводу участия в одном и том же спектакле, однако истинная причина конфликта была далеко не рабочей, а личной. Между женщинами произошел жесткий разговор, во время которого Архипова высказалась, не стесняясь в своих выражениях. Дошло до того, что Галина Вишневская написала на Архипову заявление в партком. Женщину вызвали на партсобрание с требованием извиниться. Архипова предложила извиниться только за форму, отказавшись принести извинения за содержание. Этим заседанием партийного комитета все и закончилось.

Вскоре о романе примы Большого театра и Владислава Пьявко стало известно окружающим. Под натиском сибирского упрямства мужчины Ирина Архипова спасовала. Да и судьба наверняка сыграла здесь не последнюю роль.

Владислав Пьявко и Ирина Архипова имели значительную разницу в возрасте, которая составила шестнадцать лет. В браке у певцов не родилось общих детей, однако Владислав уже был отцом четверых. У Ирины Архиповой был единственный сын Андрей. Спустя время у оперной дивы родился внук Андрюша, который впоследствии окончил консерваторию и стал артистом Большого театра. У Андрея в свое время родилась дочь Ирина, названная в честь своей знаменитой бабушки. К сожалению, великая Ирина Архипова пережила своего сына на четыре года.

Общественная деятельность

Карьера Ирины Архиповой как общественного деятеля началась с ее участия в качестве члена жюри в Конкурсе имени Чайковского в 1966 году. Дальше было председательство в конкурсе имени Глинки, участие во многих мировых форумах, например, «Вердиевских голосах», в Конкурсе королевы Елизаветы в Бельгии, вокального соревнования в Париже и Мюнхене, в Конкурсах имени Марии Каллас и Франсиско Виньяса в Греции и Испании соответственно.

С 1986 года Архипова является главой Всесоюзного музыкального общества, позже переименованного в Международный Союз музыкальных деятелей. В 90-е годы Ирина Архипова стала председателем комиссии в Конкурсе имени Бюль-Бюля, приуроченного к 100-летию со Дня рождения этого певца из Азербайджана. В 1993 году в Москве был создан специальный Фонд имени Ирины Архиповой, который всячески поддерживает начинающих музыкантов. Однако масштабная деятельность Архиповой не ограничивается только музыкальной сферой. Ирина Константиновна участвует в различных конгрессах и симпозиумах международного масштаба, которые занимаются вопросам глобальных проблем человечества.

Своих высот в жизни Ирина Архипова добилась благодаря титаническому труду, упорству, и любви к профессии. Эта женщина - уникальное явление. Помимо всех вышеперечисленных направлений в деятельности, она - великий труженик.

Архипова - Герой Социалистического Труда, России за просветительство, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства. Ее деятельность отмечена Международной премией Фонда святого Андрея Первозванного. В копилке регалий Ирины Константиновны три Трудового Красного Знамени, орден «За заслуги перед Отечеством». Певица награждена Крестом святого Михаила Тверского, знаком отличия «За милосердие и благотворительность», медалью имени Пушкина. Кроме этого, Ирина Архипова является народной артисткой сразу нескольких государств - Кыргызстана, Башкортостана и Удмуртии. Также Ирина Константиновна владеет несколькими почетными званиями - «Человек года», «Человек столетия», «Богиня искусств».

Архипова. Кто она?

В год своего восьмидесятипятилетия Ирина Архипова дала интервью журналистам izvestia.ru, в котором поделилась своими воспоминаниями и жизненными ориентирами. Певица рассказала о том, что в своей головокружительной музыкальной карьере она многое пережила. Архипова не всегда пела то, что хотела. Часто ей приходилось исполнять камерные программы для того, чтобы быть чем-то занятой. Архипова Ирина Константиновна, биография творчества которой насчитывает огромное количество фактов и событий, кое о чем все же сожалеет. Ей так и не пришлось спеть со сцены «Орлеанскую деву».

К слову сказать, у Архиповой не было могущественных покровителей, она не была никогда чьей-либо фавориткой. Люди ее любили за ее талант, и этого было вполне достаточно. Ирину Архипову часто выдвигали в депутаты без ее ведома, заочно. Она не сопротивлялась и старалась помогать своим избирателям, чем могла. В основном приходилось решать жилищный вопрос. Кстати, по признанию самой певицы, в Верховном Совете ей часто встречались порядочные люди. Ирина Архипова организовала строительство церкви на Прохоровском поле, куда вложила крупные денежные средства.

Немного о себе

Женщина с уверенностью заявляет, что она вытянула в жизни счастливый билет. У нее были прекрасные родители, друзья, близкие. Она всегда занималась тем, что ей нравилось; объездила очень много стран; встречалась с выдающимися людьми своей современности; чувствовала любовь поклонников своего творчества.

И всю жизнь ощущала себя нужной. Архипова всегда старалась жить по принципу: «Каким бы ни был век, в котором ты живешь - другого времени для тебя не будет. Поэтому сейчас важно сделать нечто, что оставит след в сердцах людей на долгие годы в будущем». Кроме того, ощущала себя и просто счастливой женщиной Ирина Архипова. Личная жизнь ее сложилась и была долгой и наполненной. Она благодарна своим партнерам за все. У каждого из них женщина чему-то научилась. Ирина Архипова и ее мужья всегда были больше, чем просто сожители. Они были друзьями.

В свое время женщина посодействовала тому, чтобы ее внук Андрей Архипов попал в труппу Большого театра. Но не просто потому, что это ее родственник. Певица действительно видела в своем Андрюше огромный музыкальный талант.

О себе она говорила, что характер у нее сложный, и он не всем нравился - у Архиповой всегда была привычка говорить людям правду в лицо. От этого ее часто считали суровой. А она была не суровая, а просто вспыльчивая. Могла сорваться и совершить необдуманный поступок, о котором потом сожалела. Скончалась Ирина Архипова в феврале 2010 года в возрасте 85 лет. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Когда «царица русской оперы» праздновала 75-летие, некое зарубежное издание преподнесло, пожалуй, самый дорогой подарок. Оно назвало Ирину Архипову одной из главных меццо-сопрано XX века и заслуженно поставило в один ряд с великими исполнительницами Надеждой Обуховой и .

Детство и юность

Будущая титулованная оперная певица родилась во второй день января 1925 года в центре Москвы, трепетное отношение к которой сохранила в течение жизни.

«Мой родной город – Москва. Это город моего детства, юности. И хотя я объездила множество стран, видела немало прекрасных городов, Москва для меня – город всей жизни», – не скрывала она своих восторженных чувств.
Певица Ирина Архипова

Детство Ирины прошло в коммунальной квартире дома №3 в Романовском переулке. Любовь к музыке в семье, кажется, передавалась с молоком матери. Отец Константин Иванович, хоть и преуспел в профессиональном инженерном плане, виртуозно владел балалайкой, роялем, гитарой и мандолиной. Его жена Евдокия Ефимовна была солисткой хора Большого театра. Впрочем, существует версия, что женщина только прошла отбор, а муж воспротивился дальнейшей карьере любимой супруги в этом заведении.

Так или иначе, первоначальное знакомство с «песенным» искусством у девочки произошло благодаря родителям, постоянно водившим ребенка на концерты и оперы. Путь оказался предопределен: музыкальная школа. Выбранный класс фортепиано пришлось оставить из-за болезни и выбрать новое место учебы – саму «Гнесинку» у одной из ее создательниц Ольги Гнесиной.


Что касается высшего образования, то навыки рисования, война, мнение друзей-строителей отца и эвакуация в Ташкент внесли свои коррективы. Первым вузом стал архитектурный институт, который по возвращении девушка окончила уже в столице России, представив дипломную работу о проекте памятника погибшим в Великой Отечественной войне, и была зачислена в Чайковскую консерваторию, где позднее преподавала.

Уже на 2-м курсе Ирина исполняла арии в Оперной студии и выступала на радио. В течение 2 лет служила солисткой театра оперы и балета в Свердловске, не попав в Большой театр. Он случился позднее – всерьез и надолго.

Музыка

Роль, с которой Архипова дебютировала на свердловских театральных подмостках, – любовница боярина Грязного, Любаша, в опере «Царская невеста». В 1955-м покорился престижный международный конкурс, где выступление Ирины Константиновны было настолько убедительным, что «сверху» возмутились – якобы почему это она не в Большом.

Ирина Архипова исполняет арию из оперы «Кармен»

Досадное недоразумение исправили мгновенно. И здесь ее «Кармен» сразу же произвела настоящий фурор. Рукоплескавшая публика, очарованная тембром голоса и мастерством перевоплощения артистки, не догадывалась, что первоапрельская премьера далась той с трудом:

«По своей тогдашней неопытности я не знала, что бояться надо было не просто первого выхода на сцену Большого, а первого появления на ней именно в партии . Я не думала тогда, что это исключительный случай: впервые в Большом и сразу в главной роли! Мои мысли тогда были заняты одним – хорошо спеть спектакль».

Обольстительница Хозе, красавица-цыганка, открыла двери на мировые сцены. К ее ногам пали Милан, Рим, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Неаполь и прочие города плюс вся Япония. Уже позднее, в 1972-м, ей посчастливилось посотрудничать с «сеньорой Сопрано» , что произвело на Архипову огромное впечатление.

«Эта прославленная певица во все времена нашей совместной работы над «Трубадуром» вела себя очень достойно - без каких-либо «примадонских всплесков». Более того, она была очень внимательна к своим партнерам, спокойна, доброжелательна», – вспоминала Ирина Константиновна.

Кстати, после встреч с великими деятелями искусства артистка просила их расписаться на память на специальной скатерти.

Ирина Архипова исполняет арию «Аве Мария»

В репертуаре по большей части присутствовали произведения родных русских авторов, укрепивших ее популярность: «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Война и мир», «Евгений Онегин», «Садко», «Хованщина» и многие другие. Вскоре в творческой биографии значился и новый раздел – романсы и духовная музыка.

Выпущенная в 1987-м «Аве Мария» Архиповой заняла свое место в списке известных записей этого «хита».

Помимо основной деятельности, активно участвовала и в общественной – член жюри престижных советских и российских, а также мировых музыкальных конкурсов, автор 3 книг, вице-президент Академии творчества и Академии наук, создатель именного фонда помощи начинающим дарованиям.

Личная жизнь

Счастья в личной жизни титулованная певица, по сообщениям некоторых СМИ, искала трижды. Впервые узами брака она связала себя еще в молодости, во времена студенчества, с Евгением Архиповым, которому подарила единственного сына Андрея (1947). Других детей у артистки не было. Зато позднее появился внук Андрей, продолживший оперное дело знаменитой бабушки, и внучка Ирина, названная в ее честь.


Вторым избранником стал Юрий Волков, по профессии – переводчик. Третьего мужа Ирина сама себе «притянула». Бытует мнение, что, увидев ее «Кармен», тогдашний курсант, будущий тенор Владислав Пьявко вдохновился настолько, что после демобилизации решил поступать в ГИТИС.

Придя в театр, сначала ухаживал за , а потом влюбился в Ирину, которую взял натиском и упорством. Несмотря на солидную разницу в возрасте, рука об руку пара прошла более 40 счастливых лет. Их совместные фото – как рабочие, так и личные – тронут даже скептика.

Смерть

В праздник православного Крещения в 2010 году Ирину Константиновну госпитализировали в Боткинскую больницу, где спустя 23 дня она скончалась.

Причина смерти: патология сердца, нестабильная стенокардия. Прощание состоялось 13 февраля, на котором присутствовали видные российские деятели, например, и . «Голос вечной России» замолчал, что явилось заметной утратой для всего культурного мира.

Могила великого меццо-сопрано расположена на Новодевичьем кладбище. 9 июня 2018-го здесь открылся мемориал скульптора Степана Мокроусова-Гульельми.

Партии

  • «Царская невеста» (Любаша)
  • «Кармен» (Кармен)
  • «Аида» (Амнерис)
  • «Борис Годунов» (Марина Мнишек)
  • «Чародейка» (Княгиня)
  • «Хованщина» (Марфа)
  • «Пиковая дама» (Полина)
  • «Война и мир» (Элен)
  • «Снегурочка» (Весна)
  • «Мазепа» (Любовь)
  • «Трубадур» (Азучена)
  • «Садко» (Любава)
  • «Пиковая дама» (Графиня)
  • «Ифигения в Авлиде» (Клитемнестра)
  • «Бал-маскарад» (Ульрика)

1955 г. - I премия V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве.
1959 г. - звание «Заслуженная артистка РСФСР».
1961 г. - звание «Народная артиста РСФСР».
1966 г. - звание «Народная артистка СССР».
1971 г. - орден Ленина.
1978 г. - Ленинская премия «за исполнение партий в операх „Трубадур“ и „Садко“, концертные программы последних лет».
1976 г. - орден Ленина.
1980 г. - орден Трудового Красного знамени.
1984 г. - звание «Герой социалистического труда».
1985 г. - орден Ленина.
1997 г. - Государственная премия России за цикл музыкальных фестивалей «Ирина Архипова представляет...»
1999 г. - Российская премия «Каста Дива» «за благородное служение опере».
2000 г. - орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства «за выдающийся вклад в художественную культуру Москвы и России», международная премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, орден Русской Православной Церкви Святой равноапостольной княгини Ольги II степени, орден Республики Молдова, орденские знаки «Крест Святого Михаила Тверского», «За милосердие и благотворительность».
2005 г. - орден Святого Андрея Первозванного.

Обладательница премии и медали имени С. Рахманинова, орденских знаков Святого Луки «за поддержку культуры Ярославской области» и «За заслуги перед культурой Польши», памятного знака «Золотой Аполлон» «за долголетнее подвижническое служение российскому музыкальному искусству», медали имени А. Пушкина, почетного звания"Мастер искусств/Maestru în artă" (Молдова), титулов «Человек столетия» (Международный биографический центр Кэмбриджа), «Богиня искусств» и многих других наград.

Имя Ирины Архиповой носит малая планета № 4424 (1995 г.).

Биография

«Архипова наделена глубокой и волнующей музыкальностью, она обладает бузепречной интонацией, чистой дикцией и очень хорошим итальянским произношением, для иностранки просто завидным. Голос удивительно свеж, подвижен, с широким диапазоном. Исполнительница покоряет живым, тонким и страстным темпераментом, проявляющимся и в звучании голоса, и в игре».
Из итальянской прессы

Родилась 2 января 1925 г. в Москве.
В 1948 г. окончила Московский архитектурный институт. В 1953 г. - Московскую государственную консерваторию (класс Леонида Савранского).
В 1954-56 гг. - солистка Свердловского театра оперы и балета.

В 1956-88 гг. - солистка Большого театра.

Репертуар

1956
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Амнерис («Аида» Дж. Верди)

1957
Шарлотта («Вертер» Ж. Массне)
Ниловна («Мать» Т. Хренникова)

1958
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Княгиня («Чародейка» П. Чайковского)
Дьячиха («Ее падчерица» Л. Яначека)

1959
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Хаят («Джалиль» Н. Жиганова)
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
Элен («Война и мир» С. Прокофьева)

1960
Клавдия («Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева) - первая исполнительница

1962
Варвара Васильевна («Не только любовь» Р. Щедрина)
Мэг Педж («Фальстаф» Дж. Верди) -

1963
Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)

1965
Весна («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)

1967
Любовь («Мазепа» П. Чайковского)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова) - первая исполнительница в Большом театре

1974
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)

1976
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)

1977
Графиня («Октябрь» В. Мурадели)

1979
Фрикка («Золото Рейна» Р. Вагнера)

1983
Клитемнестра («Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка) - первая исполнительница в Большом театре

Уже после официального ухода из труппы Большого исполнила на его сцене еще две партии - Ульрики («Бал-маскарад» Дж. Верди, 1989 г.) и Графини (
«Пиковая дама», 1990 г. ).

Много гастролировала за рубежом: в Австрии, Польше, ГДР, Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, США, Японии, Франции, Канаде. Выступала на ведущих сценах мира: в Ла Скала, Королевской опере Ковент-Гарден, Метрополитен-опере, театре Колон и других.

В 1960-61 гг. по приглашению Марио дель Монако пела Кармен в Неаполе и Риме, где также выступила с концертом.
В 1963 г. гастролировала с сольными концертами в Японии.
В 1964 г. участвовала в гастролях Большого театра в Ла Скала (исполнила партии Марины Мнишек, Полины и Элен Безуховой), где позже приняла участие в постановках «Хованщины» и «Бориса Годунова».
В 1964 и 1969 гг. гастролировала в США, где выступила в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
В 1970 г. получила приглашение спеть Амнерис в Опере Сан-Франциско, участвовала в гастролях Большого театра в Канаде (исполнила партии Марины Мнишек и Полины), затем спела Азучену в Риге и Нанси.
Участвовала в постановке оперы Г. Доницетти «Фаворитка» в Болонье. Спела Амнерис в Руане и Бордо, Азучену на Международном оперном фестивале в Оранже.

Совместно с пианистом Джоном Вустманом гастролировала в США и Европе, а также записала пластинку из произведений С. Рахманинова и цикла М. Мусоргского Песни и пляски смерти (пластинка получила Гран-при «Золотой Орфей» в Париже).

Преподавала в Московской консерватории.
Входила в состав жюри конкурсов имени Чайковского, имени Глинки, имени Марио дель Монако в Италии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, конкурса Королевы Елизаветы в Бельгии, «Вердиевские голоса» в Италии, а также конкурсов в Париже и Мюнхене.
Была председателем жюри конкурсов имени Чайковского, имени Глинки и имени Бюль-Бюля.

В 1986 г. стала Президентом Всесоюзного музыкального общества (ныне - Международный союз музыкальных деятелей).
Являлась действительным членом и вице-президентом Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук.
Почетный доктор Национальной академии музыки Республики Молдова.
Автор книг: «Музы мои» (1992 г.), «Музыка жизни» (1997 г.), «Бренд по имени «Я» (2005 г.).

В 1993 г. был организован Фонд Ирины Архиповой, который занимается поддержской молодых исполнителей, организацией фестивалей (среди которых фестиваль «Ирина Архипова представляет...» в Челябинске, фестиваль в Якутске, фестиваль «Музыкальное лето Селигера» в г. Осташков Тверской области), конкурсов, выставок, мастер-классов, оперных постановок и концертных программ: «Российские певцы в мировой опере», «По страницам шедевров мировой оперы», «Русская камерная вокальная лирика - от Глинки до Свиридова», «Опера-новое поколение», «Владислав Пьявко и компания. Парад теноров».

Распечатать