Фольклорные обряды в творчестве композиторов. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Подарки на крестины

22.10.2021

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»

Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.

Задачи:
образовательная: ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,баян, текст песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…».

Ход урока

I. Организационный момент
(слайд2)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", запишите.
(слайд 3)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...

II. Повторение пройденного материала.
(слайд 4)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(слайд 5)
Музыкальный фольклор?
- Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(слайд 6)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
- О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.

III. Изучение нового материала
(слайд 7)
Сегодня мы будем говорить об одном из самых красивейших обрядов – старинной русской свадьбе (в том числе включенной в оперный жанр).
Немного из истории свадебных обрядов на Руси.
В русских селениях свадьба была главным торжественным обрядом. Решение вступить в брак принималось не самими молодыми людьми, а их родителями. Мнение детей практически никогда не учитывалось. Отсюда и поговорка «Стерпится, слюбится».
(слайд 8,9)
Итак, старинная русская свадьба представляла собой сложную цепь торжественных церемоний.
«Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда несколько недель. Действующими лицами свадебной игры были сват, сваха, дружка жениха, подруги невесты. Центральным действующим лицом была невеста. Свадебная игра подразделялась на две части.
Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. В старину замужество означало конец вольной жизни девушки и переход ее в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами, причетами, причитаниями. С момента просватанья и до самого отъезда к венцу невеста должна была плакать и причитать. А плакала и причитала невеста для того, чтобы показать любовь и уважение к родителям, признательность за то, что они «вспоили, вскормили».Иначе они могли бы сетовать на неблагодарность дочери, без сожаления покидающей отчий дом.Так она прощалась со своей волей, родной семьи
(слайд 10,11)
Особую красоту народным свадебным песням придают сравнения, обращенные к природе: девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, с утушкой, ягодкой; парень, добрый молодец – с ясным соколом. Слушание русской народной песни«На море утушка купалася».
Как река течет – не колыбнется, так и девушка-невеста сидит – не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она вольно плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.
Смятение и тревога, переживаемые девушкой- невестой во время ожидания свадебного поезда, звучат в разных вариантах песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Которую мы сейчас прослушаем в исполнении Л.Зыкиной, а создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения великих русских художников.
(слайд 12)
- Какое впечатление произвела на вас песня?
-В песне мать и дочь как бы разговаривают
-Т.е. песня построена в форме диалога
- А что мы можем сказать о мелодическом рисунке?
- В теме матери слышно переживание, призыв к покорности, смирению с безысходной ситуацией
- В теме дочери звучит тревога, драма
-Что вы увидели на картинах?
-Какие эмоции переживают героини этих картин?
- Эти эмоции схожи с эмоциями героини песни «Матушка…»?
У каждого из вас на парте лежит текст песни. Давайте разучим ее (исполнение песни).
Молодцы! Продолжаем работать по теме.
(слайд 13)
Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях.
Композиторы часто обращались в своих операх к песням красочного свадебного обряда.
(слайд 14)
Свадебная игра и ее действующие лица ярко представлены в опере русского композитора, нашего земляка А.С.Даргомыжского «Русалка».
-Что мы знаем о композиторе?
- А.С.Даргомыжский родился в селе Троицкое Белевского уезда Тульской губернии.
- Очень увлекался изучением русского музыкального фольклора.
- А.С.Даргомыжский приглашал к себе в усадьбу крестьян и любил слушать и смотреть их песни, пляски, игры, хороводы.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил все значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Не удивительно, что русская народная песня занимает большое место во всем его творчестве.
В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Некоторые песни подлинно народные, некоторые написаны самим Даргомыжским.
Во втором действии оперы показана картина княжеской свадьбы. В ней большое место отведено хорам.
(слайд 15)
Действие начинается хором «Как во горнице, светлице». Содержанием его является прославление Князя и Княгини. В основе хора лежит оригинальная тема в стиле русской народной обрядовой и величальной песни. Свадебный хор является замечательным образцом празднично-торжественной русской музыки.Слушание.
(слайд 16)
Особенно выделяется трехголосный женский хор «Сватушка». В нем композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. По народному обычаю девушки окружают свата и требуют у него подарки. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Хор «Сватушка» носит шуточный характер.
Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;
По невесту ехали, в огород заехали,
Пива бочку пролили, всю капусту полили.Слушание. Анализ.
-Жанр произведения?
-Шуточная свадебная песня. Хор «Сватушка» близок к народным песням, т.к. здесь встречаются распевы.
Музыкальная форма?
-Форма произведения двухчастная куплетная, 2-я часть – это два куплета, между которыми есть проигрыш.
Аккомпанемент играет основную или вспомогательную роль?
-Вспомогательную. Он подчеркивает оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть свата.
В аккомпанемент включен изобразительный момент. В проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.
Что мы можем сказать о дикции?
-Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция.
Скажите,свадебные хоры из оперы, воссоздают народный обряд?
-Да.

IV. Подведение итогов урока.
(слайд 17)
О чем мы сегодня говорили?
Что означает фольклор?
Музыкальный фольклор?
Красивейший старинный русский обряд?
Назовите композитора и его оперу, где ярко представлена свадебная игра.
Чему отведено большое место в опере «Русалка»?
Что воссоздают хоры в опере?
Что для нас важно? Ведь мы русские люди!
(слайд 18)

Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.

Слайд 2

Расплетание косы и Благословение родителей Расплетание косы - образ прощания с девичьей статью. Теперь девушка уже не одна, а в паре, поэтому с поры свадьбы женщины традиционно носят только две косы, пряча их под платок.

Слайд 3

Откуда пришли к нам свадебные традиции? Из древнего Рима. Белый цвет платья означает радость и процветание. Белый цвет - это праздник. Фата - это также защита от злых духов. Цветок в петлице пиджака жениха (бутоньерка) - это символ любви к избраннице. И должен быть этот цветок таким же, как и цветы в букете невесты.

Слайд 4

Почему именно кольцами обмениваются жених и невеста?

А потому что у кольца нет ни конца ни начала. Кольцо - это символ стабильности, неизменной и вечной любви. У народов Востока (например, Египет) считается, что через средний палец левой руки к сердцу проходит вена. И поэтому кольца одевали на этот палец. Свадебные традиции у нас и в странах Европы - одевать обручальные кольца на безымянный палец правой руки. Именно этот палец руки с надетым на него кольцом по преданиям наших предков обладал могущественной и чудодейственной силой. Если в день свадьбы гости касаются жениха и невесты, то это приносит новобрачным счастье, божье благословление.

Слайд 5

Свадебные традиции на Руси

В славянской истории некоторое время существовало многоженство и многомужество. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста переселялась к жениху, а свадьбу праздновали после рождения ребенка. Если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе. Невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение.

Слайд 6

Молодых на Руси было принято женить в раннем возрасте, начиная с 12 лет. При этом в порядке вещей было то, что жених и невеста до своей свадьбы не знали друг друга достаточно хорошо, а зачастую вообще друг друга ни разу не видели. Решение за молодого человека принималось родителями

Слайд 7

Вообще свадьбы длились в среднем 3 дня. Иногда они продолжались и по неделе. Но любой свадьбе, конечно, предшествовали так называемые "сговор" и "сватовство".

Слайд 8

Национальные свадебные традиции народов мира

Брак по-австрийски Невеста украшает свою фату миртом, который является цветком жизни.

Слайд 9

Брак по-английски В английских деревнях невеста и ее гости вместе идут до церкви. Возглавляет процессию маленькая девочка, разбрасывающая цветы по дороге, чтобы жизнь невесты протекала счастливо и была наполнена цветами. Невесты на счастье пришивают к краю платья какой-либо амулет, например, маленькую серебряную подкову.

Слайд 10

Брак по-балийски Одна из самых странных свадеб. Во время торжеств молодым отпиливают часть зубов без всякого наркоза, символизируя то, что люди не принадлежат миру злых духов, носящих клыки. За свадебным столом сидят только женщины, т.к. мужчины, готовившие блюда для пира всю ночь, в это время отдыхают.

Культура русского народа богата традициями, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому сохранились древние традиции и обычаи. Русский народ в своем большинстве придерживается христианского вероисповедания его православной конфессии, ценности которой отражаются в народном творчестве. Вся жизнь русского народа подчиняется незыблемым традициям и обычаям своего народа.

Фольклор - это устное народное творчество, которое складывается их обрядов и обычаев любого народа В народном фольклоре переплетаются религиозные и обыденные, бытовые обычаи и поверья народа.


Крещение


Крещение - традиции

Это обязательный в православии обряд, по которому принято крестить, то есть принять в лоно церкви всех новорожденных детей. При обряде крещения должны кроме родителей присутствовать крестные мать и отец, в обязанность которых входило духовное наставление ребенка по мере его взросления. Мать ребенка загодя приготавливала крестильную рубашку и нательный крестик, а крестная мать дарила ребенку иконку с изображением святого покровителя. По православному обычаю ребенка при крещении нарекали именем святого, которое было в Святцах в день крещения ребенка.


Подарки на крестины

Приглашенные на крестины гости дарили ребенку памятные подарки, а родители готовили стол с богатым угощением. Мать ребенка хранила крестильную рубашку и бывало, что в этой крестильной рубашке крестили всех последующих в семье детей. Когда ребенку исполняется год крестная мать дарит ему серебряную или золотую ложечку «на зубок», которая хранилась в семье как семейная реликвия.


Совет

Если вы крещенный, то по всем вопросам по соблюдению обычаев и традиций обратитесь к своему духовнику.

Как соблюдать бытовые обрядовые традиции?

Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции. Просто обратитесь к первоисточникам.


Традиции русской свадьбы

Свадебные гулянья обычно происходили между постами, в основном осенью после окончания страды в полях или зимой в так называемый «свадебник» - время от Рождества до Масленицы. После того, как уже определилась пара из будущего жениха и невесты, по традиции проводился Сговор, на котором родители жениха и невесты оговаривали все условия для заключения брачного союза. Родители сговаривались, что они дадут молодым для обзаведения собственного хозяйства, где молодые будут жить. Обряд бракосочетания происходил только через венчание в церкви. Венчаться могли только крещеные и только одного вероисповедания. Если кто-то из будущих супругов исповедовал другую веру, то непременным условием был переход и крещение его в православие.


Важно!!!

Будущие супруги перед алтарем дают клятву самому Господу Богу, поэтому развод венчанных пар был практически невозможен.

Перед венчанием

Перед венчанием жених и невеста должны были поститься 7 дней, а в день венчания совершить таинство причащения. В венчальном обряде использовались иконы Спасителя и Богородицы Родители молодых для венчания должны были подготовить свечи, рушник и венчальные кольца. На венчании присутствовали со стороны жениха шафер, а со стороны невесты ее подружки.


После венчания

После венчания на пороге дома, уже молодых, родители встречали хлебом-солью и зорко следили кто из молодых отломит больший кусок от каравая. Считается, что тот, кто отломит больший кусок, будет главенствовать в семье.


Гуляние

Для приглашенных гостей готовится щедрое угощение, а гостей перед тем, как усадить за стол вели показывать приданное невесты, что являлось гордостью и символом богатой невесты. Чем больше белья, посуды в приданном, тем богаче считается невеста и тем благосклоннее принимается невестка в семью мужа. Гуляние на русских свадьбах может продолжаться от трех дней до недели.


Обычаи и обряды в русском фольклоре

Знание и следование национальным обычаям дают русскому человеку ощущение причастности к своим корням, что очень ценится в традиционной русской культуре. Особо чтимые русские фольклорные традиции ярче всего проявляются в праздничные дни: Масленицу, Пасху, Рождество, Святки, день Ивана Ку палы - это особо чтимые праздники, которые относятся к календарным праздникам. Крещение, свадьба и похороны относятся к бытовым обрядовым традициям.


Вывод:

Церковь наиболее прочно и традиционно соблюдает все обычаи и традиции, присущие православной конфессии. Современные молодые люди ищут и находят истоки народных обычаев и традиций. Даже люди, далекие от знания обычаев, при праздновании календарных или бытовых праздников, стараются соблюсти обрядовые традиции.


История русского фольклора

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная школа №660 г.Москвы

Конспект урока музыки для 6 класса

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

Композиторов»

подготовила

учитель музыки

Княжева Анастасия Владимировна

г. Москва

2012

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве

композиторов

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Задачи:

· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

    формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;

    развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;

хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

ХОД УРОКА

1: организационный момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).

— Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР ?

Фолькло́р (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание , песни , частушки , анекдоты , сказки , эпос ), народная музыка (песни , инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы , сатирические пьесы , театр кукол ), танец , архитектура , изобразительное и декоративно-прикладное искусство .

2: повторение пройденного материала

ФОЛЬКЛОР делится на две группы - обрядовый и необрядовый . К обрядовому фольклору относятся:

· календарный фольклор (колядки , масленичные песни, веснянки),

· семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные , свадебные песни, причитания ),

· окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю - например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ - сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII- XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

3: изучение нового материала

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится — слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

— Какое настроение создаёт эта песня?

— Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)

Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?

Тема дочери

Тема матери

взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения

Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств

Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)

Покорность, смирение с безвыходной ситуацией

Песня звучит напряжённо, в миноре

— Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).

— Что вы видите на этих картинах?

— Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

— Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.

Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

Матушка, что во поле пыльно?

Русская народная песня

— Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

— Дитятко милое, кони разыгралися.

— Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

— Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся…

— Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

— Дитятко милое, я тебя не выдам!

— Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

— Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка… Меня благословляют…

— Дитятко милое, господь с тобою!

Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.

Слушание: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

Слушание: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.

Итог: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.

4: домашнее задание

Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.

5: подведение итогов урока

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

— Существует интонационная общность этих произведений?

ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

СПИСОК Литературы:

    Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.

ИНТЕРНЕТ-ресурсы:

    И.И. Шангина «Русские традиционные праздники» http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm

    Ноты к песне «Матушка…» http://www.a-pesni.golosa.info/rus/matuchka.htm

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №21, г. Иваново.

Учитель музыки – Тарасова Надежда Николаевна.

Урок музыки в 6 классе.

Урок №7. «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов».

(УЧЕБНИК стр.30-37.)

Повторение:

    С какими образами, созданными великим певцом Ф.И.Шаляпиным мы познакомились на прошлом уроке? (Иван Сусанин, Фарлаф, Варяжский гость.)

Работа над новым материалом. Слайд №1.

Тема нашего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов». Запишите.

    Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР? Слайд №2.

Фолькло́р ( folklore - «народная мудрость») - народное творчество , чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые и бытующие в народных массах ( , , , , , ), ( , инструментальные и пьесы), ( , , ), , , и .

ФОЛЬКЛОР делится на две группы - обрядовый и не обрядовый . доп.щелчок.

К обрядовому фольклору относятся:

    календарный фольклор ( , масленичные песни, веснянки),

    семейный фольклор (семейные рассказы, , свадебные песни, ),

    окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю - например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времён года, начало и конец сельскохозяйственных работ - сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII- XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси. Слайд №3.

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, всё равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребёнка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Послушаем обработку русской народной песни Михаила Матвеева «Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж.Бичевской. Слайд №4.

Звучит песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

(текст на слайде). Запишите название.

    Какое настроение создаёт эта песня? (Очень волнительное, тревожное…)

    Эта песня построена в форме монолога невесты? (Нет, есть диалог девушки и матери.)

Рассмотрим мелодический рисунок в нотном тесте на стр.30.

    Что вы видите? (Ответы детей, анализируют нотную запись и указания.)

Первая строчка – обращение к матери – очень скоро, вопросительно, вторая и третья строчки – обращение к дочери – сдержанно, медленно.

Вот такая таблица с характеристикой у меня получилась. Посмотрите: Слайд №5.

    Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? (Не хочется без любви выходить замуж, расставаться с родителями…)

Запишите: песня построена на диалоге: тревожное обращение дочери, и успокаивающие ответы матери.

А сейчас мы послушаем русскую народную песню на эти же стихи. Нотный текст на стр.30 – 4-ый вариант.

    Что скажете после прослушивания в сравнении с композиторской песней? Слайд №6.

Звучит русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

(Песня звучит очень сдержанно, строго, довольно широко и распевно , нет такого драматизма, как в песне Матвеева…)

Запишите название песни. И характеристику.

    В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой драматический? (В песне композитора – драматический, народная песня имеет эпический характер.)

Слайд №7 . В песне поётся о тяжёлой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям (выгоден был либо богатый (знаменитый) жених, либо богатая невеста). Песня «Матушка…» рассказывает не только о переживаниях дочери – невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда её саму насильно выдавали замуж, и теперь, когда она выдаёт так же свою дочь. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.

Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.

Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их.

    Почему отец с радостью выдаёт дочь замуж?

    Почему дворянин женится на купеческой дочери?

    Как художник подчёркивает богатство и роскошь купеческого дома?

Рассмотрите и мелкие детали в картине.

    Какова их роль? Что они подчёркивают, детализируют?

    Как художник относится к происходящему?

(Жених – беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Тяжёлый, неподвижный взгляд, в котором читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие.

Невеста – мягкая женственность, изящество, очарование юности.

Горничная – сочувствует барышне, соболезнует, волнуется за её судьбу.

Отец – угодлив, с готовностью отдаёт дочь за старого майора-дворянина.

Кошка зазывает гостей. Вино и фужеры на стуле – не успели подготовиться к встречи гостя. Украшения невесты выставлены напоказ, чтобы похвалиться богатством. Стул – ножки стула выгнулись точь – в – точь, как ноги жениха, будто мебель передразнивает промотавшего своё состояние майора.

Художник иронизирует, подшучивает над героями).

Мы видим, что все фигуры расположены симметрично по отношению к центру. Найдите центр картины.

    Чья фигура выбивается из центра, из симметричного построения?

(Дочь, которая в порыве бежит к «спасительным» дверям, ведущим в глубину комнаты).

Все герои картины находятся в движении, и картина как бы оживает, благодаря закономерному чередованию элементов, которое называется в изобразительном искусстве - ритмом.

Слайд №8 . Картина «Неравный брак» - одна из самых распространённых и известных, которая тоже отражает те чувства, которые испытывает девушка, когда её выдают замуж не по любви.

На стр.31 учебника мы тоже видим две картины. Рассмотрите их. Слайды №9-10.

    Опишите картины.

    Какие эмоции переживают героини этих картин? (Смятение и тревогу на 2-ой картине, покорность – на первой картине).

    Попробуйте предположить и высказать свои мысли по поводу того, каков диалог героев, которых мы видим на картинах? (Ребята высказывают свои предположения.)

    Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? (Да, очень схожи настроения, особенно со 2-ой картиной.)

Может кто желает разыграть песню по ролям? Выступить в роли матушки и дочери.

(Желающие исполняют песню.)

А сейчас прочитаем текст учебника на стр.30-31. Чтение.

А тепер откройте стр.32-33. «Песня в свадебном обряде». Прочитаем текст на этих страницах.

Чтение.

Такие русские народные песни как «Ты река ль моя, реченька» или «На море утушка купалася» создали образ светлой грусти, печали, нежности, задушевности.

Послушайте фрагмент песни «Ты река ль моя, реченька». Слайд №11.

Звучит фрагмент песни. Запишите.

Откройте стр.34-35.

Свадебные хоры из опер также воссоздают народный обряд. Сейчас мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.

    Попробуйте определить, какой из хоров имеет лирический образ, а какой величальный.

    Как вы думаете, в каком хоре композитором использована русская народная песня?

Звучит хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского

Слайд №12. Запишите.

Звучит хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Слайд №13. Запишите.

(Ответы ребят).

Слайд №14.

Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу в тетради..

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

Итог урока:

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки и русской народной песне «Ты река ль моя, реченька».

Д/З – записи в тетради повторить.