Что я понял, прочитав повесть Солженицына «Раковый корпус. Тема болезни в произведении солженицына "раковый корпус" в контексте русской прозы хх века Раковый корпус решение социальных проблем в романе

04.11.2019

«Верно найденное название книги, даже рассказа – никак не случайно, оно есть – часть души и сути, оно сроднено, и сменить название – уже значит ранить вещь». Так говорил Солженицын («Бодался телёнок с дубом »), отстаивая необходимость сохранить название своей повести – «Раковый корпус».

С первых же страниц становится ясным, что заглавие ее – некий символ, что перед нами «художественное произведение, вскрывающее раковую опухоль нашего общества». Для такой трактовки есть все основания.

Александр Солженицын. Раковый корпус. Часть 1. Аудиокнига

Одновременно с созданием «Ракового корпуса» (1963-1966) Солженицын работал над «Архипелагом ГУЛагом » – собирал материал, писал первые части. И, как уже отмечалось выше, на страницах этого монументального труда встречается аналогичный символ («Уже начал свою злокачественную жизнь Архипелаг ГУЛаг и скоро разошлет метастазы по всему телу страны»; «...соловецкий рак стал расползаться» и т. п.).

В публицистических выступлениях Солженицын также не раз возвращается к тому же символу, видимо, прочно укоренившемуся в его сознании. Так, он сказал о коммунизме: «...либо он прорастет человечество как рак и убьет его; либо человечество должно от него избавиться и то еще потом с долгим лечением метастазов».

В образной системе писателя рак символизирует и коммунизм как целое, как глобальное зло, и порожденную им систему тюрем и лагерей. Говоря о «Раковом корпусе», автор отмечает: «А что действительно нависает над повестью – так это система лагерей. Да! Не может быть здоровой та страна, которая носит в себе такую опухоль!».

Многие персонажи «Ракового корпуса» так или иначе связаны с миром Архипелага. И Костоглотов, и его уш-терекские друзья Кадмины, и санитарка Елизавета Анатольевна, и спецпереселенцы – старшая сестра Мита, больные Федерау и Сибгатов – подвергались репрессиям различного рода. Главный хирург Лев Леонидович был лагерным врачом; больной Ахмаджан оказался вертухаем; другой больной, Поддуев, работал десятником на лагерной стройке; Русанов – один из тех, кто способствовал пополнению контингента зэков.

Конечно, среди персонажей повести есть и «вольняшки», чья неосведомленность чудовищна, слепота безгранична. Но это делает картину отравленной раком страны еще более трагической. Если народ слеп и глух, если он обманут, не вылечиться ему от смертельной болезни!

Александр Солженицын. Раковый корпус. Часть 2. Аудиокнига

Отвечая критикам, которые рассматривали «Раковый корпус» как произведение сугубо политическое, Солженицын так сформулировал свое эстетическое кредо: «...задачи писателя не сводятся к защите или критике /... / той или иной формы государственного устройства. Задачи писателя касаются вопросов более общих и более вечных. Они касаются тайн человеческого сердца и совести, столкновения жизни и смерти, преодоления душевного горя и тех законов протяженного человечества, которые зародились в незапамятной глубине тысячелетий и прекратятся лишь тогда, когда погаснет солнце» («Бодался телёнок с дубом»).

Итак, заглавие повести, выражающее ее «душу и суть» – некий многозначительный символ. Но писатель подчеркивает, что «добыть» этот символ можно было «лишь пройдя самому через рак и умирание. Слишком густой замес – для символа слишком много медицинских подробностей /... / Это именно рак, рак как таковой, каким его избегают в увеселительной литературе, но каким его каждый день узнают больные...».

Вряд ли кто-нибудь из читателей усомнится в справедливости этих слов. Перед нами отнюдь не отвлеченная аллегория. История болезни каждого из персонажей – его физическое состояние, симптомы и развитие рака, методы и результаты лечения – все это воспроизводится с такой точностью и впечатляющей силой, что читатель сам начинает испытывать боль, удушье, слабость, жгучий страх смерти. Действительно, для символа «слишком густой замес».

Зачем же понадобилось Солженицыну подчас едва ли не натуралистическое описание страшной болезни? Литературные чистоплюи устами писателя Кербабаева, говорившего о себе: «Я всегда стараюсь писать только о радостном», – так определили свое отношение к «Раковому корпусу»: «Просто тошнит, когда читаешь!».

Между тем, этот чисто физиологический аспект – часть души всего произведения, столь же органическая, как в «Одном дне Ивана Денисовича» или в «Архипелаге ГУЛаге» изображение физических страданий заключенных.

Здесь сказывается та особенность творчества Солженицына, о которой уже говорилось: способность заражать нас ощущениями, мыслями, переживаниями самого писателя и его героев.

Многие из читателей, никогда не стоявшие на пороге смерти, поддавшись этому заражению , заглянули в ее пустые глазницы и, оставаясь вполне здоровыми, сидя спокойно у домашнего очага, пережили едва ли не такую же духовную эволюцию, как и страдальцы из ракового корпуса. В этом – сила искусства, неизмеримо расширяющего наш ограниченный жизненный опыт. Автор заставляет и нас задуматься, пока не поздно, над вечными вопросами бытия. От чисто физиологического сопереживания поднимаемся мы к глубоким философским размышлениям.

«...Повесть – не только о больнице, – говорит Солженицын, – потому что при художественном подходе всякое частное явление становится, если пользоваться математическим сравнением, "связкой плоскостей": множество жизненных плоскостей неожиданно пересекаются в избранной точке...».

Какова же избранная автором точка? В пространстве – это больничная палата. В сфере духовной – душа человека, завершающего свой жизненный путь. «Душевное противостояние смерти» (по определению самого Солженицына) и составляет главный нерв всего произведения.

Но возникает и такой вопрос: чем определяется выбор точки, в которой пересекаются разные плоскости? Писатель отвечает: «Эту точку выбираешь по пристрастию, по биографии, по лучшему знанию и т.д. Мне подсказала эту точку – раковую палату – моя болезнь».

Отрывок из книги М. Шнеерсон «Александр Солженицын. Очерки творчества».

ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «РАКОВЫЙ КОРПУС»

К творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, че­ловека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я не могу не написать о его повести «Раковый корпус» - произведении, которому он отдал пусть и небольшую, но часть своей жизни, кото-


рой его старались лишить долгие годы. Но он цеплялся за жизнь и вынес все тяготы концентрационных лагерей, весь их ужас; он вос­питал в себе свои собственные взгляды на происходящее вокруг, не заимствованные ни у кого; эти взгляды он изложил в своей повес­ти.

Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, не­образованный; какую бы должность он ни занимал, когда его по­стигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопос­тавленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в рако­вом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обре­ченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назна­чения литературы.

Солженицын сталкивает в одной из палат людей разных нацио­нальностей, профессий, приверженных различным идеям. Одним из таких пациентов был Олег Костоглотов - ссыльный, бывший зек, а другим - Русанов, полная противоположность Костоглото­ву: партийный деятель, «ценный работник, заслуженный человек», преданный партии. Показав события повести вначале глазами Ру­санова, а затем через восприятие Костоглотова, Солженицын дал понять, что постепенно сменится власть, что перестанут существо­вать Русановы с их «анкетным хозяйством», с их приемами раз­личного предупреждения и будут жить Костоглотовы, которые не принимают такие понятия, как «остатки буржуазного сознания» и «соцпроисхождения». Солженицын писал повесть, пытаясь пока­зать разные взгляды на жизнь: и с точки зрения Беги, и с точки зрения Аси, Демы, Вадима и многих других. В чем-то их взгляды схожи, в чем-то расходятся. Но в основном Солженицын хочет по­казать неправоту тех, кто размышляет, как дочь Русанова, сам Ру­санов. Они привыкли искать народ где-то обязательно внизу; ду­мать только о себе, не задумываясь о других. Костоглотов - выра­зитель идей Солженицына; через споры Олега с палатой, через его разговоры в лагерях он раскрывает парадоксальность жизни, а точ­нее, то, что не было никакого смысла в такой жизни, так же как и нет смысла в той литературе, которую превозносит Авиета. По ее понятиям искренность в литературе вредна. «Литература - чтобы развлечь нас, когда у нас настроение плохое», - говорит Авиета, не понимая, что литература действительно учитель жизни. И если надо писать о том, что должно быть, то, значит, никогда не будет правды, так как никто не может точно сказать, что именно будет. А увидеть и описать то, что есть, может далеко не каждый, и вряд ли Авиета сможет представить хотя бы сотую долю того ужаса, когда женщина перестает быть женщиной, а становится рабочей лошадью, которая впоследствии не может иметь детей. Зоя раскры­вает Костоглотову весь ужас гормонотерапии; и то, что его лишают права продолжать себя, ужасает его: «Сперва меня лишили моей


собственной жизни. Теперь лишают и права... продолжить себя. Кому и зачем я теперь буду?.. Худший из уродов! На милость?.. На милостыню?..» И сколько бы ни спорили о смысле жизни Ефрем, Вадим, Русанов, сколько бы о нем ни рассуждали, для всех он оста­нется одним и тем же - оставить после себя кого-нибудь.Косто-глотов прошел через все, и это наложило свой отпечаток на его сис­тему ценностей, на его понятие жизни.

То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже по­влияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произ­ведение только выигрывает, так как человеку становится доступ­ным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу и сам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-ни­будь из нас сможет до конца понять Костоглотова, который везде видит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный под­ход, даже в зоопарке. Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает, что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назад ему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выбро­шены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто не касался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоять стена непонимания, подобно тому как не понимала Костоглотова Людмила Афанасьевна.

Мы скорбим о том, что эти люди, которых искалечила жизнь,изуродовал режим, которые проявили такую неуемную жажду жизни, пережили страшные страдания, теперь вынуждены терпеть отторжение общества. Им приходится отказаться от той жизни, ккоторой они так долго стремились, которую они заслужили.

Самый главный вопрос, который задается героям на протяжении всего романа, это вопрос, заданный Ефремом Поддуевым: «Чем люди живы?» Маленькую синенькую книжку с золотой росписью дал Ефрему Костоглотов, он бы не стал и читать ее, если бы не его болезнь, и маленький рассказ с названием «Чем люди живы» заинтересовал Ефрема. Само название такое было, как будто он сам его сочинил. Задав это вопрос своим соседям по палате, Ефрем получил целый ряд ответов, но ни один человек не назвал того, чему поучал этот рассказ. Продуктовым и вещевым довольствием - ответил Ахмаджан, зарплатой - добавил медбрат Тургун. Воздухом, водой и едой - сказал Демка. Квалификацией - ответил Прошка. Павел Николаевич сказал, что идейностью и общественным благом. Удивляет, что все их ответы, в какой то мере слишком материальны, никто не задумывается о доброте, любви, дружбе. Ведь сам вопрос как будто наталкивает на ответ. Эти люди лежат в больнице, они больны одной из самых страшных болезней, некоторые смертельно, и им даже в голову не приходит, что человек может думать о чем-то высоком и духовном. Ведь именно перед смертью многие люди начинают понимать высшее значение жизни, но почему-то их эти мысли не коснулись, и, даже лежа на больничной койке, они заботятся только о материальном. Солженицын неспроста подчеркивает перед ответом Ахмаджана, что он выздоравливает, человек, который почти излечился от страшной болезни, даже не задумался о том, какой подарок этим ему преподнесла жизнь, для него её смысл все еще в вещевом довольствии. Также поражает, что все их ответы связаны исключительно с заботой о себе, ни слова о своих близких и других людях, даже о своих детях. Надежду дарит только ответ Сибгатова: Родиной. Но он имеет в виду не высокое понятие Родина, а то, что в родных местах болезнь не привяжется. Сам Ефрем удивляется ответам своих соседей и понимает, что раньше ответил бы так же, что человек жив воздухом, водой, едой и еще спиртом, и всю жизнь он думал так. Но маленький рассказик Льва Толстого заставил задуматься Ефрема, полностью переоценить свой взгляд на жизнь. Ему было даже как-то странно сказать всем, вслух не выговаривалось, неприлично было, но в то же время правильно, что люди живы любовью к другим. Этот ответ вызвал волну негодования у Русанова, тот стал требовать фамилию того автора, который может такую глупость написать. Другие герои ничего не ответили, наверно, им тоже не понять, как это люди могут быть живы любовью, так еще и ни к себе, а к другим. Помимо этого разговора Ефрем также обращается с этим вопросом к новому больному - Вадиму Зацырко. Он отвечает, что творчеством, это действительно «человеческий» ответ на вопрос. Также Демка задает этот вопрос девочке Асе, она в свою очередь отвечает, что любовью, кажется, вот он - единственный человек, который правильно ответил на этот вопрос, ведь именно так говорилось в книге - любовью. Но Ася подразумевает под словом любовь совсем не то, что говорилось в книге, не любовь к другим людям, а любовь между мужчиной и женщиной и любовь даже не духовную, а физическую. Ведь когда Ася понимает, что ей сделают операцию, она спрашивает: зачем жить, кому я теперь буду нужна. Ей кажется диким то, что Демка пытается ей объяснить: люди любят за характер. О какой любви она тогда говорила?

Кажется, что вопрос, чем люди живы, повлиял только на одного Ефрема. Он был всегда сильным мужчиной, работал, радовался жизни и никогда не болел. Заболел только один раз и сразу раком. «Всей своей жизнью он был подготовлен к жизни»,- пишет Солженицын. Но уже после первых операций перестали нравиться ему работа и веселье. Он всегда считал, что от человека требуется хорошая специальность или хватка, от всего от этого были деньги, но когда оказываешься больным чем-нибудь смертельным, не нужна никакая ни хватка, ни специальность, выходит, что ты слабак и что-то важное в жизни упустил. Синенькая книжица заставила пересмотреть многие принципы Ефрема. Он анализировал свое прошлое, свои поступки и поступки других людей, но как-то неправильно все поступали, не по книге. Когда в палате все рассуждают о самопроизвольном исцелении, Ефрем говорит, что для этого нужна чистая совесть, что он сам «разорил» много женщин, бросал их с детьми, заставлял плакать, и поэтому опухоль у него не рассосется. Перед смертью Ефрем полностью раскаялся в своих грехах, он понял, что жил неправильно и что все то, что он до этого считал полноценной жизнью, вовсе не жизнь. Что жизнь-то она, оказывается, заключается в другом - в любви к ближним. Ефрем не прощает себя за былые ошибки, зато его прощает автор и читатели. Но его так до конца и мучает совесть, и он понимает, что уже ничего не успеет исправить, скоро его ждет смерть... Ефрему не осталось ничего другого, как убеждать и пугать других, что никуда отсюда не деться и никогда никому из этого ракового корпуса не выйти, и это предсказание полностью сбылось: как только Ефрема выписали, он умер на вокзале.

Больше всего, услышав ответ, что люди живы любовью, возмущается Русанов. «Нет, это не наша мораль!» - отвечает он Ефрему. По мнению Русанова, люди живы идейностью и общественным благом. Павел Николаевич Русанов работает в сфере анкетного хозяйства. Он считает свою низкую и подлую работу - подвергать людей страху, доводить их до суда и даже отправлять в тюрьму - «ажурной тонкой работой», которая требует много усилий, ведь про любого человека, если хорошо поискать, можно найти что-нибудь подозрительное, каждый человек в чем-то виноват, что-то скрывает. И с помощью своих отличных анкет Русанов узнает, что скрывает этот человек. Он считает, что люди уважают его за работу, что его положение обособленное, загадочное и полупотустороннее. Все это, по его мнению, он делает на благо общества, чтобы все лгуны, смелые и заумные, исчезли, а люди принципиальные, устойчивые, такие как Русанов, ходили бы с гордо поднятой головой. У Русанова есть даже три этапа запугивания людей: какой он применит, зависит от степени виновности человека. С помощью своих хитроумных способов он заставляет людей нервничать и переживать, а уж его анкеты раскроют, что в голове у человека. Он гордится, что с помощью своих анкет ему удалось добиться разводов нескольких женщин, которые пытались помочь своим мужьям в ссылке. Также перед его кабинетом есть «тамбур», предохранительный ящик метром в глубину, и входящий в него кабинет человек на несколько секунд попадает в заключение, он чувствует свое ничтожество, в тамбуре человек «расстается» со своими дерзостью и своемудрием. И конечно, в его кабинет люди заходят только по-одному. Русанов считает, что его работа дает ему возможность знать истинные процессы жизни . Другие люди видят жизнь как производство, совещания, столовая, клуб и т. д. Но истинное же направление жизни решалось в «тихих кабинетах между двумя-тремя понимающими друг друга людьми или телефонным ласковым звонком. Еще струилась истинная жизнь в тайных бумагах, в глуби портфелей Русанова и его сотрудников». Русанов - доносчик, он «стучит» на людей, и не только для общественного блага, но и для своих личных целей, но вся его семья и он сам относятся к его работе с почтенным трепетом и считают её очень важной и благородной. Так, он ради квартиры, которую они с женой делили с семьей своего давнего друга, подал на него материал о том, что Родичев собирается создать группу вредителей. Вместе с Родичевым в ссылку послали и секретаря заводского парткома Гузуна, который сопротивлялся исключению Родичева из партии. И теперь, когда жена Русанова, Капитолина Матвеевна, сообщила ему, что ее брат видел Родичева, Русанова одолевает жуткий страх за то, что все те люди, которые пострадали из-за него, вернутся и от них пострадает уже сам он. Он думает, что лучше умереть, чем ждать каждого возврата со страхом, и считает, что их не надо возвращать, потому что они уже привыкли к той ссыльной жизни, а здесь они взбаламутят жизнь других людей. Из-за своего эгоизма и желания, чтобы все хорошо было только у него, Русанов даже не задумывается, что сломал многим людям жизнь и что для них возвращение из ссылки - это начало новой жизни, счастье. Для него главное в жизни - это спокойствие его самого и его семьи, а на тех, кто может этому помешать, у Русанова всегда найдется компромат.

Смена верховного суда - вот то, что по-настоящему потрясло Русанова, ведь это почти означает, что он остался без защиты. После прочтения об этом в газете Русанову снится кошмар. В нем он видит сначала девушку, на мать которой он донес, после чего девушка отравилась. Потом ему кажется, что он потерял какую-то важную бумажку. После женщина, которую из-за него посадили, и она поручила ему свою дочь, которую он отдал в детприемник. И теперь мать хочет узнать, где же её дочь, но Русанов не может ей этого сказать, потому что он сам не знает. И завершается все тем, что его зовут в верховный суд, и Русанов жутко боится, потому что теперь там у него нет защиты. На сайте Саратовского государственного университета я нашла статью О.В. Гаркавенко «Тот верный, естественный звук…» Христианские мотивы в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус». В ней значение сна Русанова толкуется следующим образом:

«В спутанном сознании бюрократа-доносчика переплетаются служебная повседневность с ее телефонными звонками «снизу» и «сверху», прочитанная днем газетная статья и события далекого прошлого. Однако глубинный смысл этого сна раскрывается лишь в контексте христианской символики. Сон Русанова - модель его посмертного существования, предупреждение о том, что ожидает его в ином мире. «Он полз. Он полз какой-то бетонной трубой, не трубой, а тоннелем, что ли, где из боков торчала незаделанная арматура, и за неё он цеплялся иногда и как раз правой стороной шеи, больной. Он полз на груди и больше всего ощущал тяжесть тела, прижимающего его к земле. Эта тяжесть была гораздо больше, чем вес его тела, он не привык к такой тяжести, его просто плющило. Он думал сперва, что это бетон сверху придавливает - нет, это такое тяжёлое было его тело. Он ощущал его и тащил его как мешок железного лома. Он подумал, что с такой тяжестью и на ноги, пожалуй не встанет, но главное бы - выползти из этого прохода, хоть вздохнуть, хоть на свет посмотреть. А проход не кончался, не кончался, не кончался» Русанов, в христианской терминологии человек сугубо плотский, обречен и посмертно влачить эту плотскую тяжесть, что заставляет вспомнить слова апостола Павла: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление». Далее Павел Николаевич слышит, «как чей-то голос - но без голоса, а передавая одни мысли, скомандовал ему ползти вбок. Как же я туда поползу, если там стена? - подумал он. Но с той же тяжестью, с какой плющилось его тело, ему была и неотвратимая команда ползти влево. Он закряхтел и пополз - и правда, так же и полз, как и раньше прямо». В Священном Писании сказано, что на Страшном Суде одни окажутся по правую сторону от Спасителя, другие - по левую. «И пойдут сии в муку вечную». Учитывая христианскую символику правой и левой стороны, небезынтересно отметить, что опухоль у Русанова - справа. Ползя через тоннель, он цепляется за незаделанную арматуру, «и как раз правой стороной шеи, больной». Эта деталь настойчиво повторяется. Так, услышав голос Ельчанской, одной из многочисленных жертв своих доносов, Русанов почувствовал, «как сильно кольнуло в шее, в правой стороне». Но вдруг, ползя по тоннелю, Павел Николаевич вслед за первым приказом слышит новый, странный для него: «Только он приноровился сюда - тот же внятный голос велел ему заворачивать вправо, да побыстрей. Он заработал локтями и ступнями, и хотя справа была непроницаемая стена - а полз, и как будто получалось». Что это? Быть может, последний акт Божественного милосердия, последний призыв к покаянию, напоминание о том, что этот путь не закрыт ни для какого человека до последнего часа его земной жизни? Но «непроницаемая стена» из тяжкого груза нераскаянных грехов загораживает для Русанова этот спасительный путь. «Всё время он цеплялся шеей, а в голову отдавалось. Так тяжело он ещё никогда не попадал в жизни, и обидней всего будет, если он так и умрет тут, не доползя. Но вдруг полегчали его ноги - стали лёгкие, как будто их воздухом надули, и стали ноги подниматься <…>. Он прислушался - команды ему никакой не было. <…> он стал пятиться и, выжимаясь на руках, - откуда сила взялась? - стал лезть вслед за ногами назад, через дыру. <…> И оказался на трубе, среди какого-то строительства, только безлюдного, очевидно рабочий день кончился. Вокруг была грязная топкая земля». Ползя по тоннелю, Павел Николаевич страстно желал «хоть на свет посмотреть», «но ни света, ни конца не проглядывало». Нет света и на заброшенной стройке: «Всё вокруг было неопределённое, не было ничего видно вдаль. Это позволяет предположить, что речь идет об адском пространстве: «Ад <…> по словопроизводству с греческого, значит место, лишенное света». (Примечательно и то обстоятельство, что девушку-самоубийцу Русанов здесь встречает, а Ельчанскую - нет. Он только ощущает прикосновение руки и слышит ее голос, но не видит ее саму на безлюдном строительстве). Именно сюда ползет Русанов через положившую конец его своеволию смертельную болезнь, через последние месяцы или недели земного существования. Но он так и не осознает, в какой именно «Новый Верховный Суд» вызывает его голос «сверху» из телефонной трубки. Показанные Павлу Николаевичу жертвы его доносов пробуждают в нем не раскаяние, а только животный страх разоблачения. Ужас усугубляется встречей с загадочным «парнем в брезентовой куртке сварщика, с крылышками на плечах», знающим самые сокровенные его дела и мысли. Библейские аллюзии слышатся и в вопросе, который задает Русанову Ельчанская: «Друг мой! <..> Скажите, где моя дочь?». На это вопрошание он, некогда погубивший и супругов Ельчанских, и их ребенка, отправленного в детдом, не может дать внятного ответа. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?». Несколько ранее, едва освободившись из трубы, Русанов задает похожий вопрос (по инерции своего земного бытия - еще с судейской интонацией) девушке-самоубийце, дочери прессовщицы Груши: «Девушка, где твоя мать? <...> - А я у вас хочу спросить, - взглянула девушка». Именно после этого диалога Павел Николаевич начинает испытывать мучительную жажду, которую ему так и не удается утолить: до корыта с дождевой водой он не добрался, а графины на столах все оказались пустыми. Материалистическое обоснование этой обжигающей горло жажды - воздействие эмбихина. Но в Священном Писании жажда нередко метафорически выражает состояние удаленности от Бога. И в свете библейской символики данная деталь - знак окончательной духовной гибели Русанова. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой» .

В своем сне Русанов вспоминает безвинных людей, которых он посадил, но он не испытывает за это угрызений совести. Русанову, как и Свидригайлову из «Преступления и наказания», снятся люди, которые из-за него покончили жизнь самоубийством. Свидригайлову снится девочка, которая повесилась из-за того, что он её оскорбил, и его жена постоянно видится ему как приведение. Свидригайлов совершает преступления, для того чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, создавая для себя морально-этические нормы. Русанов же творит зло ради собственного благополучия и ничуть не раскаивается.

Так, даже рак и страх смерти никак не смогли заставить Русанова понять, что он живет неправильно. Для него смысл жизни по-прежнему остается в общественном благе и в его «благородной работе».

Дочь Русанова, Авиетта, во многом похожа на своего отца. Она умная и сильная. Авиетта - начинающая поэтесса, по ней сразу видно, что она добьется всего в жизни, и добьется она всего этого такими же способами, низкими и подлыми, как и её отец. Авиетта во многом копия своего папы, она думает только себе, о том, как бы пробиться в люди, ездит в Москву, чтобы показать себя и посмотреть на то, какая там в Москве мебель, мебель ей важнее даже собственного творчества. Она уверяет Демку, что искренность вредна в литературе и совсем не нужна, Авиетта считает, что лучше говорить людям неправду, чем рассказывать о том, как есть на самом деле.

Полной противоположностью отца является его сын Юра. Он рассказывает отцу историю о том, что один человек вез продукты, и посреди дороги началась буря, и ему пришлось оставить машину и идти в ближайший населенный пункт. Наутро оказалось, что пропала одна коробка, во всем обвинили шофера и посадили в тюрьму. Отец полностью согласен с приговором и говорит, что даже если взял и не он, то как так можно бросить государственное имущество??? Его очень огорчает, что сын против и даже написал протест. По мнению Юры, человеку не оставалось ничего другого, иначе бы он умер. Это мучает Русанова, мучает, что он не смог привить своему сыну свою точку зрения.

Вся семья Русановых считает себя выше других людей, они все думают, что у отца честная работа и что он делает только хорошие вещи, что он распознает преступников. Также Солженицын пишет о семье Русановых на первый взгляд совершенно абсурдную фразу, но в которой выражается вся их сущность: «Русановы любили народ - свой великий народ, и служили этому народу, и готовы были жизнь отдать за народ. Но с годами они все больше не могли терпеть - население. Этого строптивого, вечно уклоняющегося, упирающегося да еще чего-то требующего населения» Хочется задать вопрос: а население - это не народ??? Вот она - маска семьи Русановых: они говорят, что любят всех, что они честные и добрые люди, а на самом-то деле они любят только себя, а других презирают.

Библиотекарь Шулубин появляется в палате незаметно и ни с кем не желает общаться. За глаза его назвали «филином», он обычно очень долго смотрел на кого-нибудь круглыми глазами. Его опухоль находится в самом унизительном месте, и поэтому Шулубин переживает, что после операции никто и рядом с ним не сядет, да и сейчас он не хочет ни с кем разговаривать, потому что о такой болезни и говорить не принято. Раньше он читал лекции по нескольким специальностям, но стали «замятать» профессоров. И с этого момента Шулубин гнул спину и молчал: «Надо было признать ошибки? Я их признал! Надо было отречься? Я отрекся! … Надо было оставить лекции? Я оставил! …Уничтожались учебники великих ученых, менялись программы - хорошо, я согласен!» Так он дошел до обычного библиотекаря, но и там его заставляли уничтожать книги по генетике, и он послушно сувал их в печку. И все это он делал ради своей жены и своих детей, даже не для себя. Но жена умерла, дети выросли и бросили отца. Получается, все, что он делал, бессмысленно! Он жил для детей, а они его бросили, наплевали в душу. И получается, что жизнь прожита зря. Он молчал всю жизнь, гнулся и думал о том, что он мукой своей и предательством обеспечил жизнь другим людям, а сам не заслужил даже немного мысли. И вот уже в конце жизни он понимает, что во всем был не прав, что жил неправильно, что избрал смыслом жизни совсем не то, что надо, а теперь уже поздно что-либо менять.

В раковом корпусе лежит шестнадцатилетний мальчик Демка, он молод, только начинает жить и уже сталкивается с такой ужасной болезнью, как рак. Отец Демки умер, когда ему было два года, после был отчим, который вскоре бросил мать. С тех пор она водила в дом мужчин в единственную с Демой комнату, все это вызывает у него отвращение к тому, о чем его сверстники думали «с задрогом». Из-за поведения матери Демка не верит в любовь и сторонится женщин. Он ушел от матери жить к школьному сторожу, после переехал в заводской поселок и жил в общежитии. У Демки трудная жизнь, он был всегда не сыт, недоедал всю жизнь. Прилежно работал, не пил, не гулял, а только учился. Демка все время читает, он даже был допущен к шкафу с книгами у старшей лаборантки, для него литература - учитель жизни. Он хотел заняться общественной жизнью, поступить в университет, но одна игра в футбол, в который он изредка позволял себе играть с друзьями, перевернула все, заставила его очутиться здесь, в раковом корпусе. Кто-то нечаянно мячом стукнул Демку по голени. Хочется задать вопрос, почему так несправедливо? Этот вопрос Демка и задает тете Стефе, с которой познакомился в раковом корпусе. На что она ему отвечает, что Богу все видно, надо покориться. Но Дема категорически не согласен с этим, для него религия - дурман. По его мнению, почему, если Богу все видно, у одних жизнь гладкая, без проблем, а у других все перекромсано. И когда Ефрем задает Демке вопрос «Чем люди живы», Демка отвечает, что воздухом, водой и едой. С одной стороны, Демка не признает ни одну духовную ценность, главное для него - это работа и учеба, но, с другой стороны, он все время пытается познать что-то новое, интересуется всем, о чем говорят в палате, ведет со всеми умные беседы, задает всем нескончаемые интересующие его вопросы, и мы понимаем, что когда Демка вырастет, то наверняка поймет, что смысл жизни вовсе не в воздухе и еде. Но пока Демка не признает даже любовь, ни духовную, ни физическую. Пока он не встречает Асю. Ася показалась ему красивой, как из кинофильма, такие девушки для него были недостижимы. Он никогда бы не решился с ней познакомиться, но он видел её - и в груди екало. Так он ждал, пока Ася сама с ним не познакомилась. Ася такая легкая, непринужденная… ее веселье как будто перехлестывалось и к Демке. Когда Демка говорит ей, что ему хотят отрезать ногу, она в ужасе восклицает, что лучше умереть, чем жить без ноги. - «Жизнь дана для счастья!». И Демке хочется во всем с ней соглашаться, какая ведь жизнь с костылем??? Жизнь - для счастья! Она отвечает на вопрос, для чего живет человек - «Для любви, конечно!» Говорит, что в жизни нет ничего, кроме любви. «Это - наше всегда!...Любовь!! - и все!!». Демке чуждо слово любовь, он возражает, что любовь это не вся жизнь, что это лишь определенный период, на что Ася утверждает, что в их возрасте вся и сладость. Ася с ним открыта, их разговор настолько легкий, как будто они знают друг друга уже очень давно. И та любовь, которая раньше вызывала у него отвращение, представилась ему чем-то невинным и неиспачканным. И даже больная нога с вечно грызущей болью на время забылась… И когда Ася врывается к нему в палату с ужасной новостью, что ей будут делать операцию, и плачет, что она теперь никому не будет нужна, Демка говорит, что ему она нужна и что он даже женится на ней охотно. Так, благодаря встрече с Асей, Демка понимает и познает любовь. Демка страшно боится потерять ногу: «А как бы не отняли. Как бы не отрезали. Как бы не пришлось отдать». Для него потерять ногу в шестнадцать лет равносильно смерти, что за жизнь без нее будет??? Поэтому Демка охотно соглашается на рентгенотерапию, потому что думает, что это вместо операции. Но время и нестерпимая боль сделали свое дело. Больная нога стала уже казаться Демке не драгоценной для жизни, а обузой, от которой хочется поскорей избавиться. Операция теперь представлялась ему спасением, а не концом жизни. И Демка, посоветовавшись со всеми, решился на операцию. После нее он не оставил своих желаний, Демка по-прежнему хочет поступить в университет. Но остается у него еще одна мечта - сходить в зоопарк. Он мечтает о том, что выпишут его, и будет он ходить весь день по зоопарку, знакомиться с разными зверями. А после вернется к себе домой и всего себя посвятит учебе, ведь теперь не нужно будет ходить ни на танцплощадку, ни играть с друзьями. Все время будет только на учебу.

Судьба украинского парня Прошки трагична тем, что ему даже не говорят, что его ждет, просто отпускают… как кажется, на волю, а на самом-то деле…. Он единственный из больных, кто ни на что не жаловался и не имел никакого наружного поражения. Смуглый, молодой парень. Он тоже очень боится операции, и вдруг во время осмотра врач говорит ему, что его выписывают. Прошка несказанно рад, выписывают и без операции! Устинова говорит ему, что нельзя ему работать и поднимать тяжелого, что ему выдадут инвалидность и он будет на нее жить. Но Прошка отказывается от этого, для него жизнь - работа: «Я ще молодый, я робыть хочу». И на вопрос «Чем люди живы» Прошка тоже отвечает, что квалификацией. В справке у Прошки написана странная надпись - Tumor cordis, casus inoperabilis. Он подходит к Костоглотову за помощью, чтобы он перевел ему это. Олег, когда-то бравший уроки латинского языка, переводит эту надпись. Опухоль сердца, случай, не поддающийся операции - гласит она. Олег не говорит Прошке об этом, и счастливый парень выходит из больницы, кажется, в новую жизнь, а на самом деле идет к смерти…

Вадим Зацырко, уже приехав в раковый корпус, знает, что у него самый опасный вид опухоли - меланобластома. А это означает, что ему осталось жить лишь восемь месяцев. Вадим занимается геологией, он всего себя посвятил своей работе, также у него очень дружная семья - мама и еще два брата. Болезнь застала его в самую нужную минуту, когда он стоял на пороге открытия нового поиска месторождений руд по радиоактивным водам. Он родился с большим пигментным пятном на ноге, и его мама, волнуясь за сына, решила сделать операцию, из-за которой, скорее всего, у него и появился рак. У Вадима с самого детства было предчувствие, что ему не хватит времени. Его всегда раздражали пустые разговоры, водянистые книги и фильмы, бесполезные радиопередачи и т. п. Как будто с самого детства чувствовал, что умрет так рано, в 27 лет. Всю жизнь он как будто мчался наперегонки со своей еще невидимой опухолью. И она наконец настигла его. Но Вадим принял смерть, для него теперь самое главное - это то, что он успеет сделать за тот маленький срок, который ему дан. Он мечтает о том, чтобы ему дали хотя бы три года, не больше, он бы все успел! Но у него остались лишь считаные месяцы, и то он проведет их на больничной койке. Единственная еще оставшаяся надежда - это то, что мать сможет найти коллоидное золото, которое хоть как-то приостановит распространение метастаз. На вопрос «чем люди живы», который задает ему Ефрем, Вадим отвечает, что творчеством. И еще упоминает, что для него смысл жизни - только в движении. Для Вадима его работа - самое важное в жизни. Он всеми силами стремился помочь науке, оставить людям после себя новый метод поиска руд. Он сравнивает себя с молодым Лермонтовым, который оставил след в литературе, и оставил его навсегда, а Вадим не сможет оставит след после себя, ему не хватит времени… Он бы мог так много успеть, столько нового открыть, повидать… Если сначала у Вадима была еще маленькая надежда на то, что он вырвется, выскочит, то вскоре, после месяца, проведенного в диспансере, целый месяц, за который на свободе он бы мог еще хоть что-то сделать, он потерял её, ему уже не хотелось даже читать книги. «Носить в себе талант, еще не прогремевший, распирающий тебя - мука и долг, умирать же с ним - еще не вспыхнувшим, не разрядившимся - гораздо трагичней». Когда ему наконец-то сообщают, что скоро должны привести коллоидное золото, Вадим буквально оживает, он думает о том, что золото оградит все его тело, а ногой можно и пожертвовать ради жизни. Он не спит ночью, все думает о золоте, но и не подозревает, что врачи нарочно осматривают ему все тело, скрывая то, что на самом деле метастазы уже передались в печень, и золото здесь вряд ли поможет. Еще до новости о золоте Вадиму начинает казаться, что все, чему он посвятил свою жизнь, вовсе не имеет никакого смысла. Что вот он всю жизнь спешил, чтобы доказать свой опыт, а что теперь? Он скоро умрет…. и зачем тогда это все делалось? Чтобы вот так и осталось неоткрытым и недоказанным? Получается, что он всю жизнь прожил зря, спешил для чего-то…старался… И весь его былой смысл жизни, заключенный в работе, не значит ничего… Но, однако, как только он узнает о том, что золото все-таки привезут, он вновь мечтает о работе, о том, что снова начнется гонка за жизнь. Наверно, только перед новой угрозой смерти Вадим задумается об истинном смысле жизни, который заключается вовсе не работе.

В один день в палате вдруг появляется новый больной, который дарит угнетенным людям заряд бодрости и своего невероятного оптимизма - это Вадим Чалый. Он врывается в палату, как поток освежающего ветра, расшевеливая больных. На его лице играет уверенная улыбка, лицо простодушное и располагающее. Кажется, что он совсем не болен, он так просто говорит о своей операции на желудок, как будто это как лекарства принять: «Желудочек оттяпают. Вырежут три четверти». Он успокаивают Русанова, говорит, чтобы не загнуться, надо меньше расстраиваться. «Жизнь всегда побеждает!» - вот его девиз. И после всех этих оптимистичных слов Русанов действительно задумывается, зачем же жить с мрачными мыслями? Можно сказать, что приезд Чалого, как луч света и пример людям, угнетенным, уже смирившимся со своей болезнью, как нужно относиться к ней! Всегда с улыбкой! Но очень интересно, что из всех больных Чалый больше всего сошелся именно с Русановым. Это можно объяснить лишь тем, что он, так же как и Русанов, ради своего удовольствия готов преодолеть все препятствия на своем пути. Чалый вовсе не такой добрый и хороший, как кажется, его смысл жизни заключается только в том, чтобы вдоволь есть, наслаждаться женщинами и деньгами, он, как и Русанов, думает только о себе. Его мечты материальны и низки, совсем как у Павла Николаевича.

Очень сложна судьба врачей в раковом корпусе. Одна из проблем, которая гложет их всех, это то, что они не в силах вылечить своих больных, то, что они бессильны. Людмила Афанасьевна Донцова заведует отделением рентгенотерапии. Она постоянно думает о Сибгатове, о том, что когда-то она вылечила его, вылечила рентгеном, но от него же все остальные ткани были почти на грани новой опухоли, и от простого ушиба у него возникла новая опухоль, и уже никаким рентгеном победить её нельзя было. Бессилие перед больными, обреченными на смерть, как крест, ложится на душу врачам. А еще сверху требуют усилить оборачиваемость коек, то есть выписывать обреченных, чтобы они умирали за пределами диспансера, а некоторым, как Прошке, даже и не говорить, что он смертельно болен. Все это угнетает Донцову, она думает о своей работе и о рентгене, через который проходит каждый больной корпуса, облучая себя тысячами «эр», убивая больные клетки и поражая здоровые, как замкнутый круг… Люди, вылечившиеся в молодости от рака рентгеном, возвращались потом с новым раком, но уже в других неожиданных местах. Такие случаи вызывали у Донцовой потрясение и неискупимое чувство вины... И, думая о тех многих, кого она вылечила, она понимает, что все равно никогда не забудет о тех нескольких, которых не смогла спасти. Донцова думает о праве врачей лечить, ведь правда то, о чем говорит Олег: «Почему вы вообще берете на себя право решать за другого человека? Ведь это - страшное право, оно редко ведет к добру. Бойтесь его! Оно не дано и врачу!» Но Донцова возражает ему, что дано оно в первую очередь врачу, но сама понимает, что это нечестно - не говорить людям о том, чем они болеют и как их лечат, что врачи не в праве решать, надо это лечение человеку или нет, ведь только человек решает, что ему выбрать. Донцова двадцать лет работает здесь, каждый день дышит воздухом, пропитанным рентгеновским излучением, и уже давно чувствует давящую иногда резкую боль в области желудка. Но никому не хочется верит, что у него рак . Донцова едет к своему старому другу Дормидонту Тихоновичу с просьбой обследовать её желудок. Она говорит, что ей легче не знать своего диагноза, чтобы не мучаться и не подозревать того, что с ней будет, рассуждает, почему именно её, онколога, постигла онкологическая болезнь, что за несправедливость? Но Орещенков возражает, что это и есть справедливость. Он сам не работает ни в одной из клиник, он ведет частную практику и много старался, чтобы ему это разрешили. Орещенков любит свою работу, любит помогать людям, но в последние годы его жизни его главное времяпровождение - углубление в себя, в свои мысли. Для него весь смысл существования представляется не в деятельности людей, которой они занимались постоянно, а в том, «насколько им удавалось сохранить неомутненным, непродрогнувшим, неискаженным - изображение вечности, зароненное каждому». Из-за болезни за несколько дней в Донцовой перевернулось буквально все. То, что было раньше так известно, теперь стало совсем чужим, незнакомым. Мысль о том, что она больна, была невыносима. Вдруг оказалось, что жизнь так прекрасна и так невозможно с ней расстаться! Она понимала, что у нее за опухоль, на входе желудка, а это один из самых трудных случаев. На её последнем обходе она не могла не отойти ни от одного больного, так хотела помочь. И снова вспоминался Сибгатов, сколько было вложено в него, и ничего не помогло. Но в то же время выписывался здоровый Ахмаджан, и Вадиму должны скоро привезти золото, и Русанов должен выписаться… Но все это все равно ничто, по сравнению с теми, кого Донцова все-таки не смогла спасти.

Также мучает совесть хирурга Евгению Устинову. Она считает, что самые лучшие операции - это те, которых удалось избежать. Главный хирург Лев Леонидович мучается тем, что постоянно приходится обманывать больных, не говорить им правды об их болезнях. Говорить безобидные названия, как язва, гастрит, воспаление, полипы, вместо рака или саркомы. Так люди совсем не догадываются о том, что их ждет, им дарят ненужную надежду на то, что у них все хорошо. И это вранье также тяжелым грузом лежит на душе у врачей.

Зоя - молодая девушка, она одновременно учится на врача и работает в раковом корпусе, потому что бабушкиной пенсии им не хватает. Она молода, полна сил, все время занята, недаром Олег называет её Пчелкой. Зоя считает, что от жизни надо спешить брать, как можно раньше и как можно полней. В романе очень мало написано о внутреннем мире Зое, о её чувствах и эмоциях. Я считаю, что это потому, что Зое еще только предстоит понять смысл своей жизни.

Главный герой повести - Олег Костоглотов. Ему 34 года; когда Олег был студентом, его и друзей «загребли». Они были обычными студентами: веселились, учились, ухаживали за девушками, но разговаривали о политике, и кое-что их там не устраивало, и перед экзаменами их всех забрали, даже девчонок. И сослали навечно. Навечно…страшное слово…теперь никогда не вернуться на Родину, даже мертвым, даже когда солнце потухнет… Его сослали в Уш-Терек. Олег вроде должен ненавидеть место ссылки, но он, наоборот, только и мечтает о том, чтобы снова вернуться в милый Уш-Терек. Олег думает о том, чтобы погулять по ночному Уш-Тереку, посмотреть кино и посидеть в чайной. Такое восприятие места ссылки сложилось из-за семьи Кадминых. Чтобы ни случилось в ссылке, они всегда повторяют: «Как хорошо! Насколько это лучше, чем было! Как нам повезло, что мы попали в это прелестное место!» Всякие мелочи, вроде буханки хлеба, хорошего фильма, Кадмины воспринимали как невероятную радость. И Олег полностью согласен с их позицией, ведь не уровень благополучия делает людей счастливыми, а их точка зрения на свою жизнь. И хочется ему всего лишь выскочить из клещей ракового корпуса, ехать в Уш-Терек жениться!

Олег сам говорит, что жизнь его была слишком бедна удачами. Он привык не доверять всем, подозревать, спорить. Олег не может смириться с тем, что его лечат, но не объясняют. Он просит у медсестры Зои книгу о лечении рака, чтобы понять, что именно с ним делают. Он хочет узнать, в чем состоит метод лечения, какие перспективы и осложнения. Пытается выяснить у всех врачей, как же действует этот рентген. Он мечтает о том, чтобы остановить лечение, не хочет, чтобы его перелечили. Пытается уговорить врачей побыстрее выписать его, но получает отпор. Олег приехал в раковый корпус почти неживым, теперь он поправился, по крайней мере внешне, отлично себя чувствует и хочет пожить в этом прекрасном состоянии хоть годик, чем дальше мучить себя рентгеном. Костоглотов отрицательно относится к переливанию крови, он не хочет чужой… Олег вообще никому не доверяет, даже чужой крови...

Вскоре после пяти недель лечения Олега не узнать, лечение убило в нем былую жизнь, теперь, как он сам говорит, началось вредное леченье. В письме Кадминым он пишет, что не просит долгую жизнь, что не хочет ни Ленинграда, ни Рио-де-Жанейро, ему хочется лишь в скромный Уш-Терек. Он рассуждает о том, сколько же можно платить за жизнь, а сколько нельзя, какова верхняя цена жизни? И он понимает, что за сохранение своей жизни он платит самым дорогим, платит тем, что придает жизни краски. Он превращается в ходячую схему, он получает жизнь с пищеварением, дыханием, мускульной и мозговой деятельностью, а для чего ему это??? У него и так вся жизнь потеряна, и судьба ничего хорошего не предвещает, а в нем еще и убивают последние чувства, прелести жизни, искусственно убивают, прикрываясь тем, что спасают ему жизнь, а зачем такую жизнь спасать?

И вот его выписывают, долгожданная свобода, вот-вот он вернется в Уш-Терек, но пока еще много дел: надо посетить зоопарк, по совету Демки, погулять по городу, увидеть цветущий урюк, а еще Вега и Зоя дали ему свои адреса! «Это было утро творения! Мир сотворялся снова для одного того, чтобы вернуться Олегу: иди! Живи!» Теперь, неуверенно, но вышел из клиники новый Костоглотов, он ощущал, что это новая жизнь, и так хотелось, чтобы она не была похожа на старую. В свои 34 года Олег первый раз в жизни увидел цветущий урюк, сквозистое розовое чудо, и попробовал шашлык, и вся прожитая жизнь не могла сравниться с этим чудесным днем! Неожиданные открытия преследовали Олега на каждом шагу: фототелеграф, то, о чем недавно писали в фантастических книгах теперь реальность, и центральный универмаг, он просто не мог туда не зайти! Фотоаппараты, тарелки, вещи - все это недавно еще было недоступно, а сейчас лежит на прилавках и манит. Но все это слишком дорого для Олега, слишком, и мужчина, подошедший к дорогим шелковым рубашкам, спрашивающий у продавщицы определенный номер воротничка, поражает Олега. Номер воротничка… людям нечего есть, и тем более одевать, а этот гладко выбритый и напомаженный даже воротничок себе определенный покупает, все это дико для Олега, он не понимает, зачем такая изощренная жизнь??? Он видит себя в зеркале… до этого он летел по улице, чувствовал себя новым, обновленным, а теперь видит себя в зеркале, оборванного, в старой одежде и сапогах, как нищий… И все - уверенность пропадает, а ему ведь надо идти к Веге, и как??? В таком виде??? Олег понимает, что совершенно не может влиться в эту жизнь, он слишком много пропустил, он здесь чужой… он даже подарок Веге не может купить, ведь вдруг это уже немодно, а что вообще дарить женщине??? Олег боится, и все из-за этого универмага, все из-за того, что понял, что не создан для этой жизни, жизни больших универмагов, фототелеграфов и номеров воротничков. Он пришел к ней, но опоздал, и теперь даже милый Уш-Терек не кажется таким манящим, теперь только хочется вернуться к Веге. «Но это было запретнее, чем нельзя».

Заключение

Проблема смысла жизни главная в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус». По отношению к этой главной проблеме героев можно условно разделить на четыре группы. К первой группе я бы отнесла тех, кого вопрос о смысле жизни не волнует, так как ответ на него для них ясен. Так или иначе, их взгляды сводятся к гедонизму, утилитаризму и материализму. Русанов, Авиетта, Чалый живут для собсовенного удовольствия, хотя считают, что приносят другим пользу; никакого высшего смысла жизни они не видят и не верят в него. Разница между ними лишь в том, через какие нравственные границы они готовы переступить, чтобы жить так, как они хотят.

Вторая группа - это герои, которые под влиянием болезни и приближающейся смерти разочаровались в прежнем смысле жизни (Вадим Зацырко), кто строго судит себя за неправильно прожитую жизнь (Ефрем Поддуев, Шулубин) и смутно догадывается о существовании какого-то иного, нематериального смысла жизни.

7) Философский словарь/ И. Т. Фролова - М. 1991г. - 843с.

8) Философский словарь/ П. С. Гуревич - М. 1997г. - 994с.

9) Чем жив человек// Литературное обозрение №7/ Е. М. Шкловский - М. 1990г. - 30с.

10) Шухов и др.: модели поведения человека в лагерном мире/ К. Г. Краснов - Л. 1984г. - 48с.

К творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, человека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я не могу не написать о его повести «Раковый корпус» – произведении, которому он отдал пусть и небольшую, но часть своей жизни, которой его старались лишить долгие годы. Но он цеплялся за жизнь и вынес все тяготы концентрационных лагерей, весь их ужас; он воспитал в себе свои собственные взгляды на происходящее вокруг, не заимствованные ни у кого; эти взгляды он изложил в своей повести.

Одна из ее тем –

Это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

Солженицын сталкивает в одной из палат людей разных национальностей, профессий, приверженных различным идеям. Одним из таких пациентов был Олег Костоглотов – ссыльный, бывший зек, а другим – Русанов, полная противоположность Костоглотову: партийный деятель, «ценный работник, заслуженный человек», преданный партии. Показав события повести вначале глазами Русанова, а затем через восприятие Костоглотова, Солженицын дал понять, что постепенно сменится власть, что перестанут существовать Русановы с их «анкетным хозяйством», с их приемами различного предупреждения и будут жить Костоглотовы, которые не принимают такие понятия, как «остатки буржуазного сознания» и «соцпроисхождения». Солженицын писал повесть, пытаясь показать разные взгляды на жизнь: и с точки зрения Беги, и с точки зрения Аси, Демы, Вадима и многих других. В чем-то их взгляды схожи, в чем-то расходятся. Но в основном Солженицын хочет показать неправоту тех, кто размышляет, как дочь Русанова, сам Русанов. Они привыкли искать народ где-то обязательно внизу; думать только о себе, не задумываясь о других. Костоглотов – выразитель идей Солженицына; через споры Олега с палатой, через его разговоры в лагерях он раскрывает парадоксальность жизни, а точнее, то, что не было никакого смысла в такой жизни, так же как и нет смысла в той литературе, которую превозносит Авиета. По ее понятиям искренность в литературе вредна. «Литература – чтобы развлечь нас, когда у нас настроение плохое», – говорит Авиета, не понимая, что литература действительно учитель жизни. И если надо писать о том, что должно быть, то, значит, никогда не будет правды, так как никто не может точно сказать, что именно будет. А увидеть и описать то, что есть, может далеко не каждый, и вряд ли Авиета сможет представить хотя бы сотую долю того ужаса, когда женщина перестает быть женщиной, а становится рабочей лошадью, которая впоследствии не может иметь детей. Зоя раскрывает Костоглотову весь ужас гормонотерапии; и то, что его лишают права продолжать себя, ужасает его: «Сперва меня лишили моей собственной жизни. Теперь лишают и права… продолжить себя. Кому и зачем я теперь буду?.. Худший из уродов! На милость?.. На милостыню?..» И сколько бы ни спорили о смысле жизни Ефрем, Вадим, Русанов, сколько бы о нем ни рассуждали, для всех он останется одним и тем же – оставить после себя кого-нибудь. Костоглотов прошел через все, и это наложило свой отпечаток на его систему ценностей, на его понятие жизни.

То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже повлияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произведение только выигрывает, так как человеку становится доступным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу и сам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-нибудь из нас сможет до конца понять Костоглотова, который везде видит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный подход, даже в зоопарке. Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает, что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назад ему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выброшены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто не касался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоять стена непонимания, подобно тому как не понимала Костоглотова Людмила Афанасьевна.

Мы скорбим о том, что эти люди, которых искалечила жизнь, изуродовал режим, которые проявили такую неуемную жажду жизни, пережили страшные страдания, теперь вынуждены терпеть отторжение общества. Им приходится отказаться от той жизни, к которой они так долго стремились, которую они заслужили.

Урок по творчеству А.И.Солженицына по теме« «Раковый корпус»: история создания, проблематика, герои» проводится в 10 классе после изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Для обучающихся 10 класса важно не только сюжетное прочтение книги, но и внимание к деталям. Повесть А.И.Солженицына рассматривается и в идеологическом, и политическом разрезе. Также обращается внимание на удивительный язык произведений писателя: точный, поэтичный, ироничный, глубинно русский. Итогом становится письменная работа «В чём, по-вашему, смысл жизни человека?», предлагающая задуматься над этим вопросом вместе с Л.Н.Толстым и А.И.Солженицыным.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова»

Урок в 10 классе по теме:

«Повесть А.И.Солженицына «Раковый корпус»: история создания, проблематика, герои».

Подготовила учитель русского языка и литературы Белова Ирина Фёдоровна

Рязань, 2016 г.

Тема: «Повесть А. И. Солженицына «Раковый корпус»: история создания, проблематика, герои».

Оформление урока : портрет А.И.Солженицына, отзывы о писателе, выставка книг, газетные публикации.

Цели урока : вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына; рассказать об истории создания повести «Раковый корпус»; познакомить с проблематикой произведения и его героями.

Ход урока

    Слово учителя об истории создания произведения.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын?

В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Один из таких людей - Александр Исаевич Солженицын, выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель.

Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых, после публикации в журнале “Новый мир” рассказа “Один день Ивана Денисовича”.

Специального литературного образования А. И. Солженицын не получил, но последние два предвоенных года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А. И. Солженицына обвиняют по политической статье, арестовывают, а дальше - тюрьма и лагерь.
Лагерный срок закончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. Это был страшный момент в жизни писателя. В близости смерти, в ожидании своей участи А. И. Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования. Прежде всего - о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А. И. Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что “возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель”.

В 1955 году, в день выписки из ракового корпуса, в Ташкенте Солженицын задумывает повесть «Раковый корпус». «Однако замысел лежал без всякого движения до января 1963-го, когда повесть начата, но и тут оттеснена началом работы над «Красным колесом». В 1964-м автором предпринята поездка в Ташкентский онкодиспансер для встречи со своими бывшими лечащими врачами и для уточнения некоторых медицинских обстоятельств. С осени 1965-го, после ареста авторского архива, когда материалы «Архипелага» дорабатывались в Укрывище, в местах открытой жизни только и можно было продолжать эту повесть.

Хочется отметить, что «Раковый корпус» - одно из важнейших произведений А.И. Солженицына рязанского периода. Рязанский этап жизни и творчества А.И. Солженицына называют «Болдинской осенью». Здесь он пишет или начинает писать «Один день Ивана Денисовича» (1959), «Матренин двор» (1959), «Раковый корпус» (1966), «В круге первом» (1958), «Для пользы дела» (1963), «Архипелаг ГУЛАГ» (1968), «Красное колесо («Август четырнадцатого»)» (1969). Именно в Рязани к Солженицыну придет слава после опубликованного в 1962 году «Одного дня Ивана Денисовича». Атмосфера древнего города, его люди, мещёрские пейзажи повлияли на

каждое написанное здесь произведение. Как и говорилось ранее, замысел «Ракового корпуса» возник у Солженицына еще в 1955 году, после выписки из ташкентской больницы. Возвращается он к нему 3 февраля 1963-го. «Александр Исаевич вдруг почувствовал непреодолимое желание написать рассказ из своего «онкологического прошлого». Вечером, когда мы кружили на лыжах по скверу, он был уже в своем «раковом корпусе», - пишет Н.А. Решетовская, первая жена писателя. Происходит это в невозможный для всей предыдущей жизни Солженицына момент, когда он находится на вершине славы, признания и удачи.

В конце весны 1963 года А.И. Солженицын уезжает в Солотчу готовиться к написанию повести из своего «онкологического прошлого». Готовясь и настраиваясь, он читает Л.Н. Толстого - тот самый десятый том, который потом будут обсуждать его герои.

Весной 1966-го закончена 1-я часть, предложена «Новому миру», отвергнута им и пущена автором в «Самиздат». В течение 1966-го закончена и 2-я часть, с такой же судьбой.

Осенью того года состоялось обсуждение 1-й части в секции прозы московского отделения Союза писателей, и это был верхний предел достигнутой легальности. Осенью 1967-го «Новый мир» легализовал принятие повести к печатанию, но дальше сделать ничего не мог. Первые издания повести вышли в1968 году в Париже и Франкфурте.

    Краткий пересказ повести «Раковый корпус», проблематика произведения. (Сообщение обучающегося).

В повести «Раковый корпус» отразились впечатления А.И.Солженицына от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления.

Солженицын написал повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия- стенами больницы. Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

    Герои и их прототипы. (Слово учителя)

Итак, действие романа в основном происходит в тринадцатом («раковом») корпусе грязной и переполненной больницы при клинике . Солженицын показывает споры, столкновения в вопросах идеологии, борьбу с болезнью, со смертью, внутренний мир обитателей палаты: главного героя ленинградца Олега Костоглотова - фронтовика, бывшего зека, приговорённого к вечной в ; руководителя отдела кадров Павла Русанова - , доносчика; школьника, сироту Дёмку, мечтающего получить высшее образование; молодого учёного-геолога Вадима Зацырко, на пороге смерти работающего над методом определения наличия руд по радиоактивным водам; библиотекаря сельхозтехникума Алексея Шулубина, бывшего научного деятеля отечественной биологии; строителя Ефрема Поддуева, на пороге смерти прочитавшего книгу и задумавшегося о собственной нравственности.

Некоторые персонажи повести имеют реальные прототипы:

Людмила Афанасьевна Донцова («мама») - заведующая лучевым отделением Лидия Александровна Дунаева;

Вера Корнильевна Гангарт - лечащий доктор Ирина Емельяновна Мейке;

Кременцов - старик Кременцов, борода академика Павлова (глава 17);

Елизавета Анатольевна (глава 34) - Елизавета Денисовна Воронянская.

    Проверка знания текста повести .

Узнайте героя повести «Раковый корпус»:

    «Не обрадуешься такому соседству: морда у него была бандитская. Так он выглядел, наверно, от шрама (начинался шрам близ угла рта и переходил по низу левой щеки почти на шею); а может быть от непричёсанных дыбливых чёрных волос, торчавших и вверх и вбок; а может вообще от грубого жёсткого выражения». (Костоглотов глазами Русанова)

    «Он явно прислушивался к своему голосу и при каждом жесте и повороте очевидно видел себя со стороны – какой он солидный, авторитетный, образованный и умный человек. В его родном ауле о нем творили легенды, известен он был и в городе, и даже в газете о нем упоминали иногда». (Низамутдин Бахрамович, главврач)

    «Он и был вполне здоров – в палате ни на что не жаловался, не имел никакого наружного поражения, щеки были налиты здоровою смуглостью, а по лбу – выложен гладкий чубчик. Парень он был хоть куда, хоть на танцы» . (Прошка)

    «Неукладистый, с недочесанной угольной головой, большие руки почти не влезали в боковые маленькие карманчики больничной куртки» . (Костоглотов)

    « Был он крепок в плечах, тверд в ногах и здрав умом. Он не то, что был двужильный, но двухребетный, и после восьми часов мог еще восемь отработать как первую смену». (Ефрем Поддуев)

    «Невысока и очень стройна – казалось очень стройной оттого, что у нее подчеркнуто узко сходилось в поясном перехвате. Волосы ее, немодно положенные узлом на затылок, были светлее черных, но и темней темно-русых – те, при которых нам предлагают невразумительное слово «шатенка», а сказать бы: чернорусые – между черными и русыми». (Доктор Гангарт)

5. Беседа по тексту.

Каков центральный вопрос, ответ на который ищут все герои произведения?

(Он сформулирован названием повести Льва Толстого, случайно попавшей в руки одного из больных, Ефрема Поддуева: «Чем жив человек?»).

О чём спорят центральные герои повести - Олег Костоглотов и Павел Русанов? К каким выводам приводит читателя А.И.Солженицын?

(Показав события повести вначале глазами Русанова, а затем через восприятие Костоглотова, Солженицын дал понять, что постепенно сменится власть, что перестанут существовать Русановы с их «анкетным хозяйством», с их приемами различного предупреждения и будут жить Костоглотовы, которые не принимают такие понятия, как «остатки буржуазного сознания» и «соцпроисхождения»).

Кто в повести является выразителем идей А.И.Солженицына? (Олег Костоглотов).

Солженицын старался показать разные взгляды своих героев на жизнь. Каковы их жизненные принципы?

(На вопрос «Чем жив человек?» каждый герой повести отвечает согласно своим убеждениям, принципам, воспитанию, жизненному опыту. Например, советский номенклатурный работник и доносчик Русанов уверен, что «люди живут: идейностью и общественным благом». Но эту расхожую формулировку он усвоил давно, и мало задумывается даже над ее смыслом. А геолог Вадим Зацырко утверждает, что человек жив творчеством. Ему хотелось бы многое успеть в жизни, завершить свое большое и значимое исследование, осуществлять все новые и новые проекты).

В чем только ни видят смысла жизни герои: в любви, в зарплате, в квалификации, в родных местах и в Боге. На этот вопрос отвечают не только пациенты ракового корпуса, но и врачи-онкологи, борющиеся за жизнь больных, каждый день сталкивающиеся со смертью. Приведите примеры.

(О Гангарт Вере: « Она так хотела, чтоб ее тоже теперь убили! Она сразу же, бросив институт, хотела идти на фронт. Её не взяли... И приходилось жить. Это только и стало у нее: лечить, больные. В этом было спасение».

В последней трети повести появляется герой, заслуживающий особого внимания - Шулубин. Беседа с Шулубиным заставляет Олега Костоглотова задуматься. С предателями, подхалимами, приспособленцами, доносчиками и тому подобными людьми все очевидно и не нуждается ни в каких объяснениях. А вот жизненная правда Шулубина показывает Косоглотову другую позицию. Какова эта позиция?

(Шулубин никогда ни на кого не доносил, не подличал, не пресмыкался перед властью, но однако же никогда и не пытался себя ей противопоставить. Позиция Шулубина на самом деле - всегда позиция большинства. Страх за себя, за свою семью, наконец, страх остаться одному, «вне коллектива» заставлял молчать миллионы).

Ребята, а как вы думаете, чем жив человек?

6. Обобщение.

Повесть «Раковый корпус» является одним из важнейших произведений А.И. Солженицына рязанского периода. Автор ставит в нем вечные проблемы смысла жизни, любви и смерти, нравственности существующего строя, вскрывает источники материальной и духовной скудости послесталинского общества, выявляет, возможно ли исправление и какою ценою оно добывается. В диалогах-спорах автор видит потенциальную возможность излечения раковой опухоли советского социума.

6. Домашнее задание:

Напишите сочинение на тему «В чём, по-вашему, смысл жизни человека?»