Богородице-рождественский анастасов монастырь. Богородицерождественский Анастасов муж. монастырь

29.09.2019

24 февраля в 17.40, во время пения «Ныне отпущаеши», на 103 году жизни скончался схиархимандрит Аверкий (Швецов-Загарский), один из старейших клириков Русской Православной Церкви, насельник Рождества Богородицы Анастасова монастыря Одоевского района, известный также как архимандрит Анастасий из Одоева.

Последние годы батюшка прожил в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре Одоевского района Тульской области, основанном в первой половине XVI века на высоком берегу реки Упы. Этот древний монастырь стал местом знакомства для многих верующих со старцем.

Схиархимандрит Анастасий, в миру - Борис Владимирович Швецов-Загарский, сын репрессированного в 1937 году протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Родился он в 1915 году в Вятской области, в селе Лебяжье, в многодетной семье.

После окончания школы Борис поступил в медицинское училище. Получив профессию, работал фельдшером. Сам отец Аверкий прошел Финскую и Великую Отечественную войны. Во время последней в Латвии попал в окружение и на два с половиной года оказался в немецком плену.

После освобождения из плена, по окончании войны, он вместе с другими военнопленными был интернирован на Запад. По распределению отца Аверкия направили в Аргентину, где он и прожил 10 лет.

Аргентина стала для него местом начала особого духовного пути, где он принимает решение последовать примеру отца - посвятить свою жизнь служению Богу. В Аргентине знакомится с Архиепископом Иоасафом (Скородумовым), которому помогал, келейничал, а позже принял от него монашеский постриг с именем Анастасий. Позже владыка рукоположил Анастасия в иеродиакона и иеромонаха. По воспоминаниям батюшки, после тяжелой болезни в 1955 году владыка Иоасаф умер у него на руках.

В середине 50-х батюшка переехал в США, где закончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле. Был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия (Грибановского).

В Америке батюшка был настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, хранителем чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Курская-Коренная, которая с конца 50-х была перенесена в ставропигиальный домовый храм Русской Православной Церкви Заграницей. Много ездил батюшка с чудотворной иконой, посещая дальние приходы зарубежья.

Десятилетия прослужил отец Анастасий в храмах Северной и Южной Америки, но всегда отзывался о них с особенной благодарностью и теплотой. Большой радостью было для него знакомство со свят. Иоанном Шанхайским, с которым он имел личное общение в Сан-Франциско, архиеп. Аверкием (Таушевым) и другими. Иконку свят. Иоанна всегда возил со собой и часто любил его вспоминать.

В 80 лет отец Анастасий ушел на покой и переехал в Нью-Йорк.

Будучи уроженцем Вятской земли, батюшка несколько раз приезжал в Россию, любил монастыри, храмы, богослужение в них. Мысль о возвращении домой его не оставляла.

Однажды одна из духовных дочерей батюшки рассказала о нем игумену Парфению (Сачкову), настоятелю Богородице-Рождественского Анастасового монастыря. Позже в Москве у них состоялась встреча, и отец Анастасий согласился переехать в Одоев.

Для братии и всех верующих это была большая радость. Приходили на исповедь, за молитвой, за благословением, утешением, советом - каждый со своим. Какое-то время батюшка был духовником епархии, но для столетнего человека - это очень тяжелое послушание.

Каждый приходящий находил в нем свидетельство Божией силы, радости и благодати. Как сказал владыка Серафим, епископ Белёвский и Алексинский в своем слове на отпевании - отец Анастасий был тем драгоценным камнем, через который сиял Божественный Свет утешения и любви, мудрости и понимания для каждого человека. Владыка Серафим был хорошо знаком с отцом Анастасием, несколько раз приезжал в монастырь, лично общался.

В апреле 2017 года архимандрит Анастасий принял схимнический постриг с именем в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Постриг совершил игумен монастыря в сослужении схимника и братии Оптиной пустыни.

В последнее время батюшка почти не принимал, ведь 7 апреля ему могло бы исполниться 103 года. Но несмотря на все физические трудности, осенью прошлого года батюшка съездил на святую гору Афон, где молился во многих монастырях.

В память для своего монастыря, батюшка привез Иверскую икону Богородицы, в канун памяти которой и праздника Торжества Православия схиархимандрит Аверкий и отошел ко Господу.

Отпевание схиархимандрита Аверкия состоялось 26 февраля в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре, которое совершил епископ Белёвский и Алексинский Серафим в сослужении братии и духовенства из разных обителей и храмов России. Похоронен батюшка на монастырском кладбище. Его имя внесли в заупокойные синодики для поминания во всех храмах и монастырях Белевской епархии.

Царство Небесное и вечный покой новопреставленному схиархимандриту Аверкию!

9-й день выпадает на 4 марта, а 40-й день на 4 апреля - Великую среду, всего несколько дней до его дня рождения - 7 апреля и Светлого Христова Воскресения.

Просим Ваших молитв о батюшке!

Подготовил свящ. Владимир Мандзюк-Ильницкий

По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского.

Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада - монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера - оба придела - Валаама Хутынского и Екатерины - и между ними проход к колокольне, с юга - двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.

За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево - миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо - вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.

Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий - в третьем проеме, считая от трапезной.

Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.

В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.

Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.

Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада - воздушнее и легче.

Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.

Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.

Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже - из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой - председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь (Одоевский район) начал восстанавливаться 12 лет назад. За это время здесь многое изменилось, но до окончательного завершения работ еще очень далеко.

Наши предки умели строить

— Тут трудов на целую жизнь хватит,- говорит настоятель монастыря отец Парфений.- Но это радостные труды…

У Анастасова монастыря - древняя история. Он был построен в 1550-х годах на средства князя Ивана Михайловича Воротынского и его супруги Анастасии (по одной из версий, монастырь был назван в ее честь, но большинство историков считают, что скорее в честь одного из первых игуменов Анастаса). Во владение обители дали четыре деревни - 244 крестьянских двора, но жили они «в скудности», содержать монастырь было не на что, и в результате к 1722 году здесь, кроме игумена, не осталось ни одного монаха.

В 1764 году обитель была упразднена и превращена в село Анастасово. Монастырские строения ветшали и разрушались. Уцелел лишь каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в 1669 году на месте старого, деревянного. Храм уникальной для наших мест архитектуры с характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: асимметрия, сложность организации пространства - и удивительная свобода. Здание прямоугольное, с пятью куполами и шатровой трехъярусной колокольней.

Храм расположен в живописнейшем месте: на холме, на берегу Упы, в ландшафт вписан безупречно. То, что он сохранился до наших дней,- настоящее чудо, особенно если учесть, что в 30-х годах прошлого века его закрыли и приспособили под овощной склад. Здание устояло благодаря очень толстым стенам: наши предки умели строить.

В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II обитель решили восстанавливать, а меня назначили ее настоятелем,- вспоминает игумен Парфений.- Мы сюда приехали вчетвером. Из всех монастырских построек тогда оставался только храм, но и он стоял в руинах: без окон, без дверей, без крыши, с проломанными сводами. Жить нам было негде - пришлось купить три дома в деревне Анастасово…

Отец Парфений родился в Москве. В 23 года пришел в Даниловский монастырь, в 26 - принял постриг. Большую часть жизни был насельником обители в Оптиной пустыни.

К слову, многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом - оптинские.

Сколько стоит дареный конь

Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм - и больше ничего. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей на 7 мест (только для приезжающего духовенства, паломников здесь пока принимать нет возможности), с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель.

Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием - храмом. Многие из приезжающих даже думают, что все это сохранилось с тех самых времен. Увы, не то что зданий, даже описаний, какими они были, не осталось. Только фундаменты.

Строительные работы ведет специальная бригада из пяти человек, насельники ей помогают - это лишь одно из послушаний. А их немало: в обители есть своя пекарня, просвирня, огород, куры и корова. Монахи все делают сами: готовят, стирают, убирают, летом собирают грибы и ягоды и делают заготовки на зиму. Выезжают в город за продуктами, которые невозможно вырастить самим: например, подсолнечным маслом и крупами. В общем, работы много.

Наш день начинается в 7 часов утра службой в храме. Затем работа: у каждого свое послушание,- продолжает игумен.- В полдень - обед, после него до 14.00 - келейное время (то есть свободное, мы в начале второго, например, наблюдали, как один из братьев направился к Упе с удочкой.- И. С.). Потом снова работа. День заканчивается в 19.30 ужином. Если у нас праздничная вечерняя служба, то позже. Каждый ложится спать, когда считает нужным…

Одна из важнейших обязанностей монахов - заготовка дров на зиму. Дело в том, что ни к монастырю, ни к домам в Анастасово до сих пор не подведен газ. Конечно, это создает много проблем и для обители, и для местных жителей - тем более что с началом восстановления монастыря жизнь в деревне заметно оживилась.

Отец Парфений показывает нам летний храм - восстановительные работы в нем планируют закончить к августу-сентябрю, после чего храм освятят. А пока службы идут в зимнем: небольшом, очень уютном, с великолепно, в древнерусском стиле расписанными стенами.

Летний храм обещает быть другим - более торжественным. Уже почти готов иконостас, декорированный тонким резным деревянным орнаментом: его по просьбе о. Парфения для Анастасова монастыря делали мастера из Оптиной пустыни. Впечатляет паникадило - кованая, с цветными вставками люстра, выполненная в эстетике XVII века - это работа кузнеца, уроженца Тулы, ныне живущего в Калуге. У стены расставлены деревянные кресла (стасидии) с откидными сиденьями, высокими спинками и подлокотниками. Они позволяют монахам выдержать долгие уставные службы.

Службы действительно у нас бывают очень длинные,- говорит игумен.- Все-таки наше главное послушание - это молитва…

Обращаем внимание на большое резное распятие на богато украшенном постаменте. Отец Парфений признается, что выменял его у резчика из Новомосковска на лошадь, которую пожертвовал обители один из благотворителей. Животное оказалось породистым и для поденной работы не предназначенным. Его пытались запрячь, да быстро поняли, что это плохая идея. «Дареного коня» обменяли на крест, который обошелся бы обители в 150 тыс. рублей.

О. Анастасий из Сан-Франциско

Игумен подчеркивает: монастырь живет и строится исключительно на пожертвования. Благотворителей немало: службы проходят здесь ежедневно, а в праздники собирается множество людей - верующие приезжают не только из Одоева и Тулы, но и из Москвы, иногда целыми автобусами. Кто-то дает деньги, кто-то помогает стройматериалами. Вот недавно монастырский парк пополнился стареньким «Рено». В обители, между прочим, есть не только легковушки, но и КамАЗ: в условиях бесконечной стройки это необходимость.

Из зимнего храма выходим на открытую галерею. Вид на Упу и Одоев - потрясающий. Отец Парфений показывает нам место, где когда-то располагалось большое монастырское кладбище. Сейчас от него почти ничего не осталось. А когда-то здесь стоял памятник гражданину Одоева Никите Колупаеву, который в 1612 году не присягнул на подданство Лжедмитрию, за что его и сбросили с башни Одоевской крепости. Памятник не сохранился, но монахи решили восстановить историческую справедливость и поставили в честь героя Смутного времени высокий деревянный крест.

Самому молодому из насельников Анастасова монастыря - 30 лет. Был, правда, двадцатилетний брат, но его перевели в другую обитель: так и не смог парень привыкнуть к неустроенному быту и каждодневному физическому труду. Отец Парфений сокрушается: нынешнему молодому поколению не хватает выносливости и крепости.

Монахи родом из самых разных мест, в том числе из Владивостока и Узбекистана. А самому старшему - отцу Анастасию, приехавшему в монастырь из США, в следующем году исполнится 100 лет.

У отца Анастасия - драматическая судьба. Он родился в 1915 году в Вятке в семье священника. Отца расстреляли в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны о. Анастасий попал в плен к немцам, потом жил в разных странах - Аргентине, Лихтенштейне, Италии. Наконец, осел в Америке: служил в Сан-Франциско в православном храме. В середине 70-х прошлого века собрался было умирать, даже купил место на местном кладбище. А потом передумал. Место на кладбище продал и стал мечтать о возвращении на родину. Узнав, что в России восстанавливается Анастасов монастырь, отец Анастасий понял, что его место - именно здесь…

По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские - это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.

Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаи­ла, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович - в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.

В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.

Когда поставлен монастырь? - Несомненно в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря - «Анастасов»?

Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно - в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.

Но особо выделяется Синодик М.П. Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.

За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис"пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».

Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», - «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».

Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка мо­настырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.

А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке - - видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

20.09.2016

Живет на приокской земле, в Белёвской епархии, 100-летний старец-монах, вернувшийся из эмиграции десять лет назад. Архимандрит Анастасий (Швецов-Загарский) приехал в соименную ему обитель – Анастасов Богородице-Рождественский монастырь Одоевского района Тульской области.

Родился он в Вятке в 1915 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что он был сыном священника, ему удалось поступить в медицинское училище. Фельдшером служил на Финской войне, в 1941 году попал в плен. Вспоминать о пребывании там не любит – тяжело очень. После войны возвращаться на родину не стал, побоялся. Пробыл два года в лагере для интернированных в Лихтенштейне. Потом с помощью русского духовенства перебрался в Аргентину. Сначала работал грузчиком, потом получил место в больнице и работал по специальности.

В 1950-х годах принял монашеский постриг, переехал в США, закончил Джорданвильскую семинарию, помогал митрополиту Нью-Йоркскому Анастасию (РПЦЗ). Полвека служил в храмах Северной и Южной Америки. Был хранителем святыни русского зарубежья Курской-Коренной иконы Божией Матери. В 80 лет ушел на покой, жил в Нью-Йорке, следил за новостями из России.


Отец Анастасий, а почему Вы приехали из благополучного места в Россию, оставили все и сюда прибыли? Почему Вы так решили в свои 90 лет?

– Почему я приехал? Сам не знаю. Бог управляет везде. Отец Парфений меня сюда пригласил. Он видел меня где-то по снимкам и пригласил, чтобы я сюда приехал. Я уже совсем уезжал, там был, потом думаю, тут ждут, надо ехать. Раз монах просит. Надо ехать. Вот я и приехал. Сейчас болею, сердце выходит из строя. Так что я в любой момент могу кончиться.

– Вы рады, что вы сейчас в России? – спрашивает иеромонах Арсений, который привез нас в Анастасово.

– Ну, что было, вы уже не вернете, не вернете.. Спасибо тебе, друг мой, что пришел сюда сегодня, - тепло глядя на собрата, взял в свои ладони его руку.

Батюшка, простите, что мы Вас беспокоим.

– Нет, нет, ничего. Я все равно хотел погулять на свежем воздухе. Раз пришли, почему я должен там сидеть, когда вас хочу повидать? – сказал отец Анастасий, с интересом разглядывая собеседников. Правда, заметна была усталость – в этот жаркий день старец попутешествовал по окрестностям, его возили в Одоев, наверное, к врачу.

За десять лет жития в этой обители старец Анастасий принял сотни людей, он любит говорить с каждым индивидуально и как-то признался, что эта востребованность для него очень важна.

Просим Ваших молитв!


Анастасов монастырь, красиво вписанный в высокий берег речки Упа, основан в XVI веке. До нашего времени дошел только один храм – самый первый каменный собор XVII века (в советское время здесь была сельская столовая), остальное с 2002 года воссоздавалось практически с нуля. Сейчас это один из самых ухоженных монастырей, с самой многочисленной братией из обителей Белёвской епархии – 25 человек.

– Храм старше Преображенского собора Белёвского монастыря на 20 лет. Строил его один и тот же человек, архимандрит Иов, почивший уже у нас в монастыре. Нынешний костяк – выходцы из Оптиной пустыни игумен Парфений, игумен Корнилий. Здесь вокруг них «наросла» братия. Основана обитель в 1525 году князем Иваном Михайловичем Воротынским, который является потомком святого благоверного князя Михаила Черниговского, умученного татарами в 1242-м, его потомки в 1380 году оказались здесь, в Одоеве. Монастырь был упразднен во времена Екатерины II и был простым храмом, – рассказывает инок Амвросий.


– Наш храм, как и храм на Куликовом поле, посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Как известно, Куликовская битва состоялась в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, – продолжает он. – И наш храм – в честь победы над агарянами. В 1517 году князь Иоанн Воротынский одержал победу над Мехмет-гиреем, который сюда вторгся. Здесь тогда земли принадлежали литовцам. К Москве удельные князья не торопились отходить, они здесь себя чувствовали свободно – Литва далеко.

Иоанн Воротынский одержал несколько побед над татарами. Он какие-то бонусы, как сейчас говорят, стяжал себе, но, тем не менее, по навету, по политическим каким-то мотивам Елена Глинская (мама Иоанна Грозного) лишила его жизни, обвинив, что князь с Курбскими связан и все такое.


Осели в здешних краях три рода потомков святого благоверного князя Михаила Черниговского – Воротынские, Одоевские и Белёвские. Воротынские пресеклись незадолго до Петра I, род по мужской линии угас. Одоевские – в XIX веке, одним из последних представителей был писатель Владимир Одоевский, написавший сказки «Черная курица», «Городок в табакерке». Белёвские, говорят, сейчас еще встречаются...

Елена ДОРОФЕЕВА

Фото Марии ТЕМНОВОЙ и Елены ДОРОФЕЕВОЙ

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»