Основные законы гигиены - стр.2. Санитарно-гигиенические исследования — большая медицинская энциклопедия

13.06.2019

Основные законы гигиены Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический». «Отрицательные» законы:

    Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.
«Положительные» законы:
    Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека
«Технологический» закон:
    Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей и в) восприимчивого организма.
      Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование
Гигиена, как наука, не мыслима без лабораторных исследований с использованием химии, физики, биологии, математики, общественных наук. Эти исследования проводятся регулярно на всех уровнях государственного контроля и делятся на две группы:
      методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды;
П) методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов. В первую группу включаются:
    Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований. Методы лабораторных исследований :
А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.; Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.; В) микробиологический метод: прямой – бактериологический : определение количества микробов и их вредность и вирусологический – тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки); Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство; Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества. Методы второй группы составляют: А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов; Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем; В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе; Г) социологические исследования и санитарно-статистические методы – смертность, рождаемость, брачность и т.д. – дают возможность проанализировать происходящие изменения в обществе; Д) анкетно-опросный метод – используются анкеты с различными вопросами, в т.ч. интимного характера, на которые часто получают ответы анонимно; ответы на них играют важную роль в разработке гигиенических рекомендаций. Если методы первой группы применяются в практических учреждениях для повседневных исследований, то методы второй группы используются в НИИ для научных обоснований и научно-практических выводов. Гигиеническое нормирование: В современных условиях проблема профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов на человека выдвигается на первое место, из них химическое воздействие на человека занимает ведущее место. Сейчас человек сталкивается с более 650 тысячью вредных химических веществ и лишь 1/5 часть из них детально изучены. Ежегодно появляется до 600 новых неизвестных химических соединений. Изучено действие лишь около 1000 соединений. Действие остальных, как правило, не известно, а для изучения действия только одного соединения требуется до 1 млн долларов и продолжительный срок (до 1-3 лет). Как же защитить человека от вредных воздействий? Существует три направления: А - убрать вредный фактор. Применяется на производствах путем замены технологии (например, непосредственное рентгенологическое обследование заменено на компьютерно-дистанционное). Б – уменьшить действие вредного фактора: 1) сократить время работы с ним (радиоактивные вещества) или 2) уменьшить концентрацию вредных веществ в рабочей зоне; когда невозможно, исходя из современных условий, прекратить полностью контакт с вредным фактором, то вводятся ограничения - гигиенические нормативы.. В – защитить здоровье человека: 1) профилактические мероприятия – медосмотр при приеме на работу; 2) диспансеризация – своевременно выявить начало болезни; 3) применение защитных средств – респираторов, перчаток и т.д.; 4) соблюдение требований охраны труда и производственной безопасности (использование перчаток при заборе крови для профилактики СПИДа). Гигиеническое нормирование осуществляется с помощью санитарно-гигиенических нормативов – это установленные в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды.Гигиенические нормативы – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе (40 час. в неделю) в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья. Впервые в мире в СССР с 20-х годов введено законодательство на предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, начато изучение их действия на организм. Сейчас санитарно-гигиенические нормативы существуют во всех промышленно развитых странах. С 1992 г введена обязательная государственная регистрация химических соединений, осуществляемая Российским Регистром потенциально опасных химических и биологических соединений. В основе гигиенического нормирования химических веществ лежат следующие принципы: 1) принцип безвредности – первостепенное значение имеет действие вещества на организм человека, а потом уже экономическая и технологическая выгода; 2) принцип опережения – обоснование разработки профилактических мероприятий защиты от вредного вещества должно предшествовать моменту его внедрения в производство; 3) принцип порогового действия – т.е. снижение его концентраций до таких, какие не вызывают неблагоприятных изменений (кроме пороговых мутагенных и канцерогенных, которые еще недостаточно изучены) и 4) принцип единства экспериментальных и натурных исследований, т.е. на животных и на людях. У нас в стране применяются три типа нормировочных показателей ПДК, ПДУ, ОБУВ и ОДУ. В основе гигиенического нормирования лежат научные исследования, обосновывающие безвредность определенной концентрации вещества или уровня физического воздействия на человека, а также уровень законодательного их утверждения для обязательного применения на практике. ПДК - предельно-допустимая концентрация - применяется для химических веществ, когда действие соединения изучено, а концентрация вещества на рабочем месте не влияет на здоровье или на потомство; законодательно утверждается постановлением Правительства, поэтому обязательно для исполнения всеми предприятиями. ПДУ - предельно допустимый уровень то же самое для физических факторов (например, уровня шума, света, концентрации пыли на коже человека и т.д.) Когда действие вещества недостаточно изучено и оно еще исследуется, вводятся временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ ), а для мало изученных и не исследуемых в настоящее время – ориентировочные допустимые уровни (ОДУ ). Обоснование временных нормативов проводится на основании ускоренных экспериментальных и расчетных методов (для ОБУВ) или по аналогии с уже известными веществами (для ОДУ). Временные нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом РФ и применяются не повсеместно, а на конкретных производствах. Все гигиенические нормативы после утверждения входят в состав государственных санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов. .
      Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением
Санитарное просвещение (СП) – неотъемлемая часть здравоохранения, это комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и санитарной активности населения. Оно включает гигиеническое воспитание и обучение. Задачи СП: - совершенствование гигиенического воспитания населения;
    пропаганда ЗОЖ, физкультуры и спорта; внедрение в повседневную жизнь рационального питания; искоренение вредных привычек (курения, пьянства, обжорства, необоснованных постов); ознакомление населения с причинами основных массовых заболеваний и травм, их
профилактикой. Принципы СП: государственный характер; участие всех медработников; общедоступность; целенаправленность; научность; оптимистичность (поднимать психоэмоциональный тонус); дифференцированность (с учетом различных возрастных групп, пола, возраста, профессии и т.д.). Методы СП:
    устный – лекция, беседа, советы, дискуссия, информационное сообщение, вечер
вопросов и ответов (а знаете ли вы, что…?), громкое чтение, викторина;
    печатный – памятка, листовка, статья в газете, санитарный бюллетень, стенгазета; наглядный – плакаты, диапозитивы, муляжи, фотографии смешанный - выступление по телевизору, выставка, уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные постановки.
Лекция – в ней излагается новый материал для большой аудитории – 20-30 чел.; продолжительность 30-45 мин. Беседа - предполагается активное участие слушателей, ведущий ее медицинский работник своими вопросами активно вовлекает слушателей в дискуссию; продолжительность 15-30 мин. Вечер вопросов и ответов – оповещается заранее население, собирают вопросы и отвечают на них. Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций Памятка – выдается пациенту на руки, рассчитана на конкретного человека, его болезнь или проблему (профилактика диабета). Санитарный бюллетень – стенная газета просветительского характера, должна быть злободневна, конкретна, наглядна, например: о пользе прививки от дифтерии. В отличие от памятки бюллетень должен иметь яркую картинку, которая привлечет внимание того контингента, на кого она рассчитана. Памятка и санбюллетень должны иметь три части: начинаться с информации о проблеме, затем уделяется внимание влиянию обсуждаемого фактора на здоровье и обязательно заканчиваться санитарно-гигиеническими рекомендациями. Просветительский характер агитации без рекомендаций не может решить задачи санитарного просвещения Плакаты - форма массового воздействия, носят агитационный характер, имеют яркий текст в виде лозунга.

Контрольные вопросы

    Общественное здоровье и здравоохранение – как наука и предмет преподавания. Методы социально – гигиенических исследований.

Общественное здоровье и здравоохранение медицинская наука, изучающая закономерности общественного здоровья, воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки стратегии и тактики здравоохранения, совершенствования медицинской помощи населению. Противоречия между научно-техническим прогрессом и состоянием здоровья общества в нашей стране возникают вследствие недооценки государством профилактических мер. Следовательно, одной из задач нашей науки является вскрытие таких противоречий и разработка рекомендаций по профилактике негативных явлений и факторов, которые отрицательно влияют на здоровье общества.

Понятие “здравоохранение” означает деятельность по сохранению, улучшению,

обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения.Вторая часть науки об общественном здоровье и здравоохранении включает в себя разработку научно-обоснованных, наиболее оптимальных методов управления здравоохранением, новых форм и методов работы различных медицинских учреждений, путей улучшения качества медицинской помощи, обосновывает оптимальные решения экономических и управленческих проблем в здравоохранении.

Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов - врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Общественное здоровье и здравоохранение имеют свои и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие. Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений. Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны. Экономический метод Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны - все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.

    Основные принципы охраны здоровья граждан РФ, их сравнительный анализ с принципами советского здравоохранения.

Основные принципы охраны здоровья граждан РФ - это совокупность мер политич правового и медицинского характера направленных на сохранение и укрепление физ и психического здоровья граждан РФ и предаставление помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья

Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения.

    Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и основные разделы их содержания.

Статья 41 РФ. Разделы- 1. общие положения

2. компетенция в области охраны здоровья граждан РФ.

3.организация охраны здоровья.

4. права граждан в области охраны здоровья

5. права отдельных групп 6. права граждан при оказании медико-соц помощи

6. мед деятельность по планированию семьи.

7. грантии осуществления помощи

8. мед экспертиза.

9 соц защита фармацевтич работников.

10.международное сотрудничество

11.ответственность за причинение вреда здоровью

    Здоровье человека, общественное здоровье и факторы влияющие на него.

здоровье

«Общественное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни».

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследуя демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения. Факторы определяющие общественное здоровье:

Социал-эконом

(усл труда,жилищные усл,материальное благосостояние)

Природно-климатические

(наличие фтора в воде, уровень солнечной радиации, среднегодовая температура)

Биологические

(возраст родителей,пол, конституция)

Медицинские

(уровень и организация мед.помощи)

Здоровье обусловлено:

На 50% - образ жизни

На 20% - наследственность

На 20% - экологией

На 8-12% - состоянием мед. помощи

Показатели характеризующие здоровье:

Медико-демографические

(Показатели рождаемости,показатели смертности,естественный прирост,средн. продолжительность жизни)

Показатели инвалидности

Показатели заболеваемости

Физическое развитие

    Здоровье населения,понятие виды

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье , как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье населения- третий уровень оценки здоровья населения-

З.Н- административно-террет единица.

Ресурсы- определяются нравственной позицией человека и они направдены на повышение уровня здоровья и обеспечение ЗОЖ.

Осн понятия- здоровье- отстутствиеболезней, норма, болезнь. Здоровье и норма понятия тождественные.

    Формирование здорового образа жизни, роль гигиенического воспитания в сохранении здоровья населения, в том числе стоматологического. Центр здоровья и его задачи.

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Образ жизни вообще - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.Отсюда здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты. К положительно влияющим на здоровье человека факторам относятся: - соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми,к отрицательным - курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

1.2. МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Гигиена, как отрасль медицинских знаний, имеет свою методологию, под которой понимают комплекс научно обоснованных методов, используемых для проведения санитарного надзора, разработки гигиенических регламентов, изучения состояния здоровья населения и др.

В гигиене различают четыре основных метода.

Эпидемиологический метод - это совокупность способов изучения здоровья населения с учетом факторов окружающей среды. Данный метод - один из ведущих в гигиене методов.

Различают четыре основных способа реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения:

а) с помощью санитарно-статистических материалов. По официальным данным учетных медицинских документов изучают смертность, рождаемость (данные ЗАГСа), заболеваемость населения за определенный отрезок времени. Материалы анализируются, обрабатываются, рассчитываются специальные показатели рождаемости, смертности;

б) посредством медицинского обследования отдельных групп населения. Специально организованная группа врачей различного профиля (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и т. д.) осматривает и обследует группу населения, которая подвержена воздействию определенного фактора;

в) данные медицинского обследования могут быть дополнены углубленными клиническими наблюдениями, когда отбирается группа людей, подвергшихся влиянию того или иного фактора (например, на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии), и обследуется дополнительно. Углубленное клиническое инструментально-лабораторное обследование и динамическое врачебное наблюдение в условиях стационара позволяют обнаружить изменения в состоянии здоровья, которые при однократном обследовании в амбулаторных условиях оценить невозможно;

г) натурный эксперимент. Комплексное изучение здоровья группы людей, подвергшихся острому или хроническому воздействию определенного химического или физического фактора окружающей среды. Комплексность заключается в одновременном использовании всех описанных способов реализации эпидемиологического метода.

Метод санитарного описания, или санитарной топографии. Последовательное описание объекта. Классическим примером могут служить работы Ф. Ф. Эрисмана (описание условий труда на ткацких фабриках). Однако даже самое тщательное описание не дает количественной оценки фактора. Поэтому сегодня гигиенисты широко используют физические, химические, биологические методы, инструментальную оценку того или иного явления, компьютерные и геоинформационные технологии.

ГИС - геоинформационные системы - являются инструментом для сбора, систематизации первичной информации, моделирования различных ситуаций, пространственного анализа распространения загрязнений.

Экспериментальный метод. Начиная со второй половины XIX в. в гигиену прочно вошел экспериментальный метод. Различают натурный эксперимент (Чернобыль, эпидемия холеры в Гамбурге и т. д.). Однако в натурных условиях имеют дело с комплексом факторов, что затрудняет их оценку.

Лабораторный эксперимент позволяет смоделировать действие отдельных факторов, уточнить дозы (концентрации), механизм действия фактора, обосновать безопасный уровень. Эксперимент чаще всего проводится на лабораторных животных, а затем экстраполируется на человека. В отдельных случаях - на добровольцах, при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ. Эксперимент проводится в специальных камерах, на стендах и т. д.

Метод санитарной экспертизы, или оценка воздействия, представляет комплексный подход к оценке влияния того или иного фактора или группы факторов на состояние окружающей среды и здоровье населения. При проведении санитарной экспертизы используются все гигиенические методы, начиная от санитарного описания объекта, количественной и качественной характеристики выбросов или отходов (воздушных, жидких или твердых), закономерностей их поступления в окружающую среду, механизмов их распространения в ОС, включая построение моделей прогноза и оценку влияния на состояние здоровья населения.

В последние годы появился новый метод (а точнее, новое направление) в гигиене: оценка риска.

Оценка риска - это вид экспертных работ, позволяющих определить число людей, которые будут реагировать отрицательно на действие того или иного фактора.

В медико-экологических исследованиях оценивают риск как вероятность загрязнения окружающей среды (потенциальный риск), а также риск как вероятность возникновения у человека отклонений в состоянии здоровья (реальный риск). Реальный риск характеризует ущерб общественному здоровью, обусловленный загрязнением окружающей среды. Выражается в количестве дополнительных случаев заболеваний, смертей среди населения.

Потенциальный риск характеризует вероятность возникновения неблагоприятного для человека эффекта при определенных условиях. Может выражаться в процентах, долях или случаях на 1000, 10 000 человек. Методология оценки риска используется для прогноза тех или иных ситуаций, числа дополнительных случаев заболеваний, смертей с учетом факторов. Ущерб общественному здоровью может быть оценен экономически. Оценка риска дает возможность принять обоснованные управленческие решения.

Таким образом, гигиена - это самостоятельная медицинская дисциплина, более того - это главная профилактическая медицинская дисциплина. Объектом гигиены является здоровый человек. Предметом - изучение влияния факторов окружающей среды, природной и социальной, на здоровье человека. Цель - устранение болезней путем создания благоприятной среды обитания.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - исследования, проводимые с целью изучения факторов производственной и окружающей среды и оценки пх влияния на здоровье человека. На основе анализа данных С.-г. и. разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение условий жизни, труда, быта и отдыха людей. При С.-г. и. применяют различные методы исследования: санитарно-описательные, органолептические, физические, химические, физико-химические, радиохимические, микроскопические, бактериологические, микологические, гельминтологические, статистические, биологические, физиологические, биохимические, патоморфологические, гистохимические и др.

Санитарно -описательные методы - наиболее простые, они дают общее представление об изучаемом объекте.

Органолептические методы - методы исследования объектов окружающей среды с помощью органов чувств (органолептика). При этом определяют внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенцию исследуемого объекта.

Физические методы применяют для определения температуры, влажности (см.), скорости движения и атмосферного давления воздуха, измерения уровней ионизирующих излучений, ультрафиолетового излучения (см.), ионизации атмосферы (см. Ионизация воздуха), теплопроводности тканей, одежды, строительных материалов, освещенности поверхности (см. Освещение), удельного веса жидкостей и плотных сред, калорийности пищевых продуктов (см. Калориметрия) и др. Для определения содержания металлов в объектах окружающей среды и биол. материалах используют эмиссионный спектральный анализ (см.). Исследование запыленности воздуха, идентификацию соединений, в состав к-рых входят металлы, производят с помощью фазового рентгеновского анализа (см. Рентгеноструктурный анализ). Метод меченых атомов (см. Меченые соединения) характеризуется достаточной чувствительностью и специфичностью и позволяет получать большой объем информации при сравнительно нетрудоемких исследованиях. Для изучения метаболических процессов in situ без нарушения целостности клеток удобна авторадиография (см.). Степень интенсивности биохим. процессов в клетках и их ультраструктуру оценивают в этом случае визуально. При исследовании объектов с помощью нейтронно-активационного анализа (см. Активационный анализ) можно анализировать до 4200 образцов в сутки с определением различных ингредиентов в воде, воздухе, почве, продуктах питания, а также в волосах и сыворотке крови человека и др. Универсальными достаточно широко применяемым методом анализа является масс-спектрометрический (см. Масс-спектрометрия). Благодаря разделению определяемых веществ в электрическом и магнитном поле становится возможной их идентификация по молекулярному весу. При контроле содержания токсических веществ в воде и воздухе эффективен хромато-массс-пектрометрический анализ сложных смесей веществ, осуществляемый с помощью прибора «Хромасс» (сочетание хроматографической колонки с масс-спектрометром) .

Xимические методы применяют для определения качественного и количественного состава исследуемых веществ, при С.-г. и. воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, а также материалов, применяемых в строительстве, пищевой промышленности, производстве детских игрушек и др. Уровни загрязнения объектов исследования искомыми веществами сравнивают с соответствующими гигиеническими нормативами (см. Нормативы гигиенические).

Физико-химические методы используют для выявления таких показателей исследуемого объекта, как вязкость, поверхностное натяжение, электропроводность, точки плавления, кипения, затвердевания. К ним относятся колориметрический, спектрометрический, спектрофотометрический, нефелометрический и поляриметрический методы исследования растворов (см. Колориметрия , Нефелометрия , Поляриметрия , Спектрофотометрия), атомно-абсорбционный спектральный анализ, люминесцентный, хроматографический, полярографический методы (см. Люминесценция , Хроматография , Полярография), а также анализ с помощью электролиза (см.) и потенциометрическое определение pH растворов (см. Потенциометрическое титрование).

Люминесцентный анализ является одним из наиболее чувствительных методов физ.-хим. исследований. С его помощью можно установить содержание в исследуемом образце вещества в концентрации до 0,01 нг/г (10 -11 г/г).

Газовый хроматографический анализ открывает широкие возможности для разделения многокомпонентных смесей веществ, содержащихся в объектах окружающей среды, позволяя проводить идентификацию веществ и количественное определение.

Полярографический анализ используют при определении микроконцентраций вредных веществ в воздухе рабочих помещений, атмосфере населенных мест, воде, почве, пищевых продуктах.

Радиохимические методы при С.-г. и. применяют для определения количественного состава радиоактивных веществ в окружающей среде.

Микроскопические методы используют при исследовании аэрозолей, гидропланктона, пищевых продуктов на наличие посторонних примесей, тканей одежды ж др. В качестве основного прибора применяют микроскоп (см.), а в отдельных случаях для выявления частиц пыли ультрамикроскопических размеров - электронный микроскоп (см. Электронная микроскопия). Вспомогательными приборами являются счетные камеры, сетчатые окулярные микрометры, окулярные и объективные микрометры (см. Морфометрия медицинская). Для зарисовки микроскопических объектов могут быть использованы специальные приборы, микрофотография (см.).

Микробиологические методы имеют первостепенное значение при С.-г. и. питьевой воды и пищевых продуктов. Их применяют также при исследовании воздуха, почвы, воды водоемов, предметов обихода, одежды и оборудования на предприятиях пищевой промышленности. Особое внимание обращают на санитарно-показательные микроорганизмы.

Микологические методы в С.-г. и. служат для обнаружения плесневых грибков в нек-рых пищевых продуктах (хлебе, мясных изделиях), домовых грибов в деревянных частях здания. Плесневые грибки определяют микроскопически, домовые грибы - макро- и микроскопически, а также (при необходимости) путем разведения чистых культур (см. Микология).

Гельминтологические методы используют при С.-г. и. мяса, овощей, воды, почвы и др. Особое значение они имеют при контроле мяса на трихинеллез и финноз (см. Гельминтологические методы исследования).

Статистические методы широко применяют в С.-г. и. при оценке влияния факторов производственной и окружающей среды на здоровье населения, анализе данных экспериментальных исследований (см. Статистика санитарная).

Биологические методы дают возможность установить, как влияют отдельные факторы окружающей среды на организм человека и животных. В С.-г. и. широко используют метод биопроб.

Физиологические методы. С помощью этих методов изучают влияние различных факторов окружающей среды на физиол. реакции организма человека и экспериментальных животных.

Биохимические методы успешно применяют в С.-г. и., особенно в практике гиг. нормирования. К ним относятся методы определения ферментного спектра и белков крови, порфиринового обмена, иммунол. статуса, нек-рых проф. ядов в выделениях человека и животных и др. Кроме того, биохим. методы находят применение при С.-г. и. биологической полноценности пищевых продуктов, готовых блюд, а также при определении в них витаминов. При исследовании нек-рых ферментов в пищевых продуктах можно получить дополнительные данные о свежести и доброкачественности этих продуктов. Так, определение редуктазы и каталазы молока является показателем его качества.

Патоморфологические методы, включающие и гистохимические, позволяют обнаружить наиболее тонкие изменения в структуре органов, тканей и отдельных клеток.

Библиография: Вороненко В. А. и Новиков Ю. В. Применение газовой хроматографии в гигиенических исследованиях, Гиг. и сан., №9, с. 81, 1971, библиогр.; Дмитриев М. Т., Ра-стянниковЕ. Г. и ВолковС. А. Контроль состава воды системой «газовый хроматограф-масс-спектрометр - компьютер», Водоснабжение и сан. техника, № 4, с. 5, 1981; М и н х А. А. Методы гигиенических исследований, М., 1971, библиогр.; Новиков Ю. В. Применение метода электронного парамагнитного резонанса в гигиенических исследованиях, Гиг. и сан., № 8, с. 79, 1973; он же, Физические методы исследования в гигиене, М., 1973, библиогр.; Новиков Ю. В., Ласточкина К. О. и Болдина Э. Н. Методы определения вредных веществ в воде водоемов, М., 1981; П у ш к и н а H. Н. Биохимические методы исследования, М., 1963, библиогр.

Ю. В. Новиков.