Аникушин, михаил константинович. Выставка скульптора М.К.Аникушина в Приказных палатах Псковского кремля

19.04.2019

Память о скульпторе в его работах, в школе его учеников, в последователях и ценителях таланта мастера. Но в России нередок парадокс: памятник любят, а вот его создателя не помнят. И случай Михаила Аникушина именно такой. Сегодня рассказ о посещении выставки работ Аникушина и встреча со скульптором, автором памятника уже самому Михаилу Аникушину.

Имя Михаила Константиновича Аникушина в Ленинграде было известно широко, и не только в цеховых кругах скульпторов и студентов искусственников. Главное в том, что люди полюбили его скульптуры. Его Пушкин в центре сквера на площади Искусств (напротив Русского музея) буквально сразу оброс вниманием публики, у молодоженов появилась счастливая примета – приезжая к памятнику, всем свадебным кортежем обхаживать поэта и после возлагать цветы к его постаменту.

Долгое время в центре внимания питерцев была и скульптурная группа "Героическим защитникам Ленинграда", установленная на площади Победы (при вьезде в город из Пулково). И так со многими произведениями Аникушина, география которых, не считая памятников и бюстов в СССР, распространилась от Кубы до Японии.

Но это тогда. А сегодня даже в скверике имени Михаила Аникушина (на Каменноостровском пр., 56) и установленную в нем скульптуру "Дружба" жители близлежащих домов называют не иначе как "танцующие девочки" неизвестного автора.

02. В феврале в Балтийском медиа-центре прошла выставка скульптурных работ Михаила Аникушина. На экспозиции были представлены бронзовые бюсты А.Пушкина, А.Чехова, Р.Глиэра, Г.Свиридова. Целью этой выставки было желание привлечь внимание жителей и властей города к уходящей памяти людей, сделавшими славу нынешнего Петербурга.

03. На открытии выставки присутствовала дочь мастера, Нина Михайловна Аникушина

04. Собравшиеся на открытии родственники, друзья и коллеги Михаила Константиновича много вспоминали о нем. И вместе с тем удивлялись той патине человеческого забвения, так стремительно покрывшей творческое наследие именитого некогда скульптора, сделавшего так много для Ленинграда и школы монументальной скульптуры в сегодняшней России.

05. Вместе с работами скульптора на выставке было много фотографий, на которых Аникушин со своими современниками

06. Посетители выставки оставляли свои признания в книге отзывов, перемежая благодарность с долгими пассажами воспоминаний

08. В финале открытия выставки состоялось представление Николая Краюхина и макета его памятника самому Михаилу Аникушину

09. Николай Краюхин ныне работает в мастерской самого Аникушина. Я договорился зайти в гости и сделать репортаж.

10. Многие пассажиры питерского метро, бывавшие на станции "Пушкинская", помнят эту скульптуру - автор М. Аникушин. Культурно-стратегическое фото, снято еще до запрета питерскими думцами-дуболомами съемок в метро.

Мастерская Аникушина (расположенная в парке сразу за Академией художеств на Васильевском острове) на момент съемки для этого рассказа находилась в печально-унылом состоянии. Тем приятнее оказались новости от 9 апреля в "Вечернем Петербурге", известившими на первой полосе о том, что мастерскую Аникушина отремонтируют. Комитет по культуре изыскал для этого средства в размере 49,7 млн. рублей.

11. Оказавшись в мемориальной "мастерской скульптора Аникушина", ныне раздробленной на мастерские клети для нескольких скульпторов, в закутке Николая Краюхина мне предстал макет будущего памятника в натуральную величину. Николай охотно рассказал историю замысла и воплощения этой скульптуры.

12. На протяжении многих лет, работая в мастерской самого Аникушина, общаясь с его учениками, коллегами, родственниками и друзьями, у Николая появилось виденье образа для памятника. Тем более, что в Петербурге, городе, щедро увековечивающем имена своих знаменитых жителей, до сих пор отчего-то не нашлось желающих отдать дань памяти скульптору, сделавшему достойный вклад в славу этого города.

13. В мастерской Николая много эскизов и копий работ самого Аникушина. По словам Николая их присутствие в мастерской необходимо и... неизбежно, как и множество других предметов, помнящих самого Михаила Константиновича.

14. Здесь, на графичном плане Академического парка перед мастерскими, можно увидеть место для установления будущего памятника.

15. Панорама Академического парка (февраль, 2012), где будет установлен памятник Аникушину. Он станет симетричным ответом скульптуре Клодта, установленной на другой стороне парка. - тяните за ползунок вправо

16. В тот день в мастерской у Николая собрались Григорий Ястребенецкий и Вячеслав Бухаев, люди близко знавшие Михаила Константиновича, работавшие вместе с ним. Их рассказы о бывшем значении скульптуры в жизни города и страны, вместе с рассуждениями о нынешнем положении дел в искусстве и скульптуре в частности, способствуют однозначному умозаключению: искусство нужно не человечеству, а тем единицам, кто осмелился чувствовать, воспринимать и отображать жизнь в ее многогранном разнообразии. Сегодня государство в целом и управленцы Петербурга в частности мало интересуются вопросами культуры, и еще меньше чиновников интересует тема значения и развитие современной скульптуры. А те конкурсы, которые все же иногда проводятся, в большем заслуга частных инициатив.

В очередной раз подтверждается правило: искусства расцветают при тоталитарном режиме и хиреют при демократиях. Прошли времена, когда на памятник Пушкину (установленный в скверике на одноименной улице поэта) жители Петербурга собирали средства. Сегодня такое неосуществимо. И тем не менее, все-таки появляются новые памятники, воздвигаются мемориалы событиям минувшего, устанавливаются бюсты современникам. Проект создания и установки памятника Михаилу Аникушину – одно из доказательств тому.

17. Осуществление замыслов Николая и отливка самого памятника пройдет при поддержке Зураба Церетели. Московский мэтр радушно отнесся к этой идее и вызвался оказать содействие.

18. За годы работы над образом к скульптуре Аникушина у Николая Краюхина собралось немало эскизных образцов. Некоторые из находившихся в мастерской он (по моей просьбе) собрал вместе с копией уже завершенного воплощения будущего памятника.

19. Образы Аникушина присутствуют в мастерской Николая буквально повсюду – в бюстах, рисунках...

20. В работе над этим памятником Николаю пригодились не только воспоминания коллег Аникушина. Родственники Михаила Константиновича открыли Николаю личный архив мастера, предоставив возможность для более глубокого знакомства с документальными материалами, фотографиями и даже личными предметами скульптора. Так, своеобразным ритуалом и частью приемственности стал стек Аникушина, который и сегодня служит Николаю в работе.

21. Среди предметов Аникушинского наследия в мастерской Николая можно встретить немало инструментов самого мэтра, а так же его рабочую куртку или любимую Михаилом Константиновичем студийную скамейку-приступку, при помощи которой в последние годы своей жизни он здесь работал.

22. Одним из значимых сторон творчества являются записные книжки или блокнот с набросками.

23. Николай поделился своими зарисовками мыслей и впечатлений.

24. Заканчивая разговор, я сделал еще несколько снимков обстановки мастерской Николая, прежде – Аникушинской

25. Этот снимок как-то по-особенному запомнился мне, все в нем очень близко к передаче общего впечатления здешней атмосферы

26. А выйдя из мастерской на улицу, меня встречал пейзаж с не менее драматичным содержанием на тему культуры и положения сегодняшнего искусства в современном Петербурге.

27. Завершением рассказа о скульптурных делах будет памятник Петру Клодту, установленный в парке Академии, рядом с мастерскими

28. Многие зодчие и прекрасные скульпторы потрудились для создания всемирной славы Санкт-Петербурга. У каждого времени свои имена, у каждого имени своя история. Сегодняшняя история о связи и приемственности в творчестве, об уважении таланта и заслуг создателей прошлого и о благодарной памяти за оставленное нам их искусство.

Бюст в Санкт Петербурге
Надгробный памятник (вид 1)
Надгробный памятник (вид 2)
Мемориальная доска


А никушин Михаил Константинович – советский российский скульптор, один из наиболее авторитетных представителей традиционализма в отечественной школе ваяния, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник СССР.

Родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве в многодетной семье рабочего-паркетчика. Подростком, в 1931 году, он начал заниматься в скульптурной студии в Москве под руководством Г.А.Козлова, который познакомил будущего скульптора с традициями русской реалистической школы XIX века. В 1935 году Аникушин приехал в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) и поступил на подготовительные курсы в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (ЛИНЖАС) к В.С.Богатырёву.

В 1937 году он стал студентом первого курса скульптурного факультета, где учился у В.А.Синайского и А.Т.Матвеева. А.Т.Матвеев стремился научить своих студентов творчески интерпретировать натуру, ставил задачу живого пластического поиска. Стиль выдающегося мастера наложил отпечаток на раннее творчество Аникушина, однако не стал определяющим: в своём искусстве молодой скульптор не порывал связи с материальной видимостью внешнего мира, в то время как представители так называемой матвеевской школы стремились к предельному пластическому обобщению, преобразующему натуру в отвлечённую художественную форму. Но Аникушин перенял у учителя главное: уже в его студенческих работах «Девочка с козлёнком», «Пионерка с венком» (обе – 1937) сказывается умение цельно видеть натуру и воплощать своё видение в ярком пластическом образе.

Учёбу в институте прервала Великая Отечественная война. С первых её дней художник ушёл в ополчение, а с ноября 1941 года воевал в рядах Красной Армии. Только после победы Аникушин возвратился в Ленинград. Отныне вся жизнь и творчество его будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 году Аникушин защитил дипломную работу «Воин-Победитель». Лишенная внешней экспрессии, скульптура выполнена в лаконичной манере, определяющей творчество художника 1940-1960-х годов. Внутренняя энергия потенциального движения скрывается за внешней статичностью, отсутствие детализации компенсируется философским обобщением и глубоким психологизмом. Эти черты проявились и в портретной скульптуре Аникушина: «Портрет матери», «Портрет П.А.Куприянова» (обе – 1948), «Египтянин», «Юноша из Судана» (обе – 1957), «Портрет О.Е.Усовой» (1961), «Портрет академика А.Ф.Иоффе» (1964). Напряжённо-сдержанный почерк мастера узнается в его монументальной скульптуре этого времени: памятники А.И.Воейкову (1957), В.М.Бехтереву (1960), Ю.М.Юрьеву (1961), П.А.Куприянову (1968). Следует отметить и работы в области мемориальной пластики: надгробия Е.П.Корчагиной-Александровской (1958) и Р.М.Глиэру (1960).

В 1957 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1963 году – звание «Народный художник СССР».

Поисками нового, нетрадиционного решения отмечена работа Аникушина над образом В.И.Ленина (портреты, эскизы памятников). Уходя от привычных стандартов, скульптор старается показать вождя в действии, в активном движении. Завершением этой темы стал памятник на Московской площади в Ленинграде (1970).

В 1962 году был избран действительным членом (академиком) Российской академии художеств.

Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни – памятником А.С.Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (1957). К пушкинской теме Аникушин обратился в 1940-е годы, после того как состоялись первые, не увенчавшиеся успехом туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника поэту. В 1949 году скульптор представил свой эскиз на IV открытом туре конкурса, в котором стал победителем. Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов А.С.Пушкина, а также фигурные композиции для Московского государственного университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена «Пушкинская» (1955). В итоге скульптор остановился на варианте, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади. Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем – ведётся работа над памятником поэту для Ташкента (1974), над статуей для станции метро «Чёрная речка» в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинёва (1970), Пятигорска (1982).

В творчестве Аникушина 1970-1980-х годов доминирует экспрессивная манера: художник теперь предпочитает изображать не сложное состояние перехода от углублённого самосозерцания к действию, а само движение, страстный порыв. В портретах наблюдается подчеркнутая индивидуализация характера. Эта тенденция отчетливо выразилась в монументальном барельефе «Победа» для Большого концертного зала «Октябрьский» в Ленинграде (1967), в надгробии Н.К.Черкасову (1974), в «Портрете Г.С.Улановой» (1981) и особенно остро – в работе над памятником «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», установленным на площади Победы (1975).

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1977 года в связи с шестидесятилетием со дня рождения Аникушину Михаилу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Ещё в начале 1960-х годов мастер приступил к работе над сложной композицией, состоявшей из нескольких скульптурных групп. Экспрессивный характер пластики Аникушина виден уже в многочисленных эскизах к памятнику, в котором проявилась главная направленность творчества художника-выражение типических черт эпохи через раскрытие характеров отдельных персонажей. В этом цикле во всю мощь прозвучал гуманистический пафос искусства Аникушина.

Иное воплощение нашли эти устремления художника в работе над образом А.П.Чехова для памятника в Москве. Итогом многолетних поисков стала галерея рисунков, портретов А.П.Чехова и И.И.Левитана, – первоначально мастер задумывал памятник как парную композицию (эскиз «А.П.Чехов и И.И.Левитан», 1961). Сдержанный, но выразительный по пластике образ А.П.Чехова отличается внутренним трагизмом. Работа над памятником А.П.Чехову явилась своеобразным продолжением пушкинского цикла, его драматическим развитием. Оба великих русских писателя волновали творческое воображение мастера до последних дней его жизни.

С 1947 года преподавал в ЛИНЖАС. Секретарь правления Союза художников РСФСР (с 1960) и СССР (с 1962). Председатель правления Ленинградского отделения Союза художников (1962-1972, 1986-1990).

Творчество Аникушина, мастера станковой и монументальной скульптуры, явилось одной из вершин отечественного искусства второй половины XX века. Его художническая натура отличалась противоречивостью: отмеченный высокими званиями и наградами государства, он выделялся среди своих коллег подлинной демократичностью, тяготея к монументальному искусству, он вместе с тем проявлял острый интерес к тонкостям человеческого характера и психологии. Сложность личности художника отразилась равно и на его творчестве и на его напряжённой общественной работе и имела своим следствием полярную противоположность в оценках его произведений.

Жил и работал в Санкт-Петербурге. Скончался 18 мая 1997 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1967, 30.09.1977), орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (1.10.1987), российским орденом Дружбы народов (28.09.1992), медалями.

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (14.05.1997).

Его именем в Санкт-Петербурге названы Аникушинская аллея (1999) и Аникушинский сквер (2001, оба – между Каменноостровским проспектом и Вяземским переулком). На доме (Песочная набережная, 16), где он жил, установлена мемориальная доска. На Аллее Славы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов установлен бронзовый бюст.

Супруга М.К.Аникушина – Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003), известный скульптор, заслуженный художник РСФСР (1969), народный художник РФ (1997), член-корреспондент Российской академии художеств (1995).

Михаила Константиновича можно было застать дома только в субботу и воскресенье, когда он говорил: «Наконец у меня появилось свободное время, когда можно спокойно посидеть и поработать». Все остальные дни у него занимали Академия художеств (он был заведующим кафедрой скульптуры), Союз художников и фонд «Петербургское наследие и перспектива». Прежде всего он был добрым и открытым человеком. Если во время работы ему кто-то звонил или заходил в гости, он всегда сразу организовывал чай. Была у него заведена традиция - в кругу друзей и близких пить чай с пирожными и кексиками, обязательно за столом с красивой скатертью. От него никогда не звучало: «Извините, я занят». Я это впитал, и это та самая фраза, которая определяет для меня человека. Своим детям прививаю правило избегать выражения «Извините, я занят» в своей речи. Я часто сидел с Михаилом Константиновичем в мастерской и лепил рядом с ним. Отпечатки моих ладошек есть на скульптурах мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» и на памятнике Чехову, который стоит в Камергерском переулке в Москве, недалеко от МХТ. В блокадной композиции на площади Победы первоначально присутствовал мальчик - я был прототипом для него. В то время как солдаты вырывались из кольца блокады наружу, этот ребенок должен был сбегать вниз по лестнице, внутрь, как олицетворение жизни, возвращающейся в город. Но мальчика отменили, он не вошел в проект. Вместо него посередине поставили гигантскую палку, сказали, что маленькую фигуру с самолета незаметно. Ведь главное, чтобы было внушительно, чтобы видно: деньги потрачены не зря.

Михаил Константинович был не только гениальным скульптором, художником и учителем, но и талантливым политиком. Безусловно, важно уметь грамотно организовать свое профессиональное движение. У меня вот отсутствует карьерная звезда, поэтому моя жизнь тускла. А в общем, талантливый человек - это тот, кто идет по жизни в правильном направлении. Если он не на своем пути, то таланты его со временем меркнут и личность не реализуется. Яблоко от яблони само падает вниз, а если мы будем его ловить и перетаскивать в другое место, то не факт, что вырастет хорошее дерево. Конечно, энергия светил долго сияет в поколениях. Младший правнук Михаила Константиновича, мой сын Миша, рисует, увлекается живописью, уже в десять лет в нем виден большой талант. Старшему, Арону, тринадцать лет, он очень сообразительный, тяготеет к математике, занимается анализом дизайна компьютерных игр. Арон теряет ботинки, документы, портфели, надевает рубашки наизнанку - лопух лопухом растет, весь в меня. Родители в свое время запихали меня в художественную среду. И мне нравится рисовать, но это скорее развлечение, нежели мое предназначение. Только в тридцать лет я понял, что должен был стать хирургом. В этом деле присутствует уверенность в том, что ты действительно приносишь пользу. Хирургию и изобразительное искусство не сопоставить - у них миссии разные. Искусство должно дарить радость, ублажать хорошо себя чувствующих людей, а врач, хирург в частности, спасает жизнь, чтобы дать человеку возможность в какой-томомент восхищаться искусством.


Михаил Константинович Аникушин (1917–1997) - один из крупнейших советских скульпторов, удостоенный всех мыслимых почестей: действительный член Академии художеств, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, почетный гражданин Санкт-Петербурга. Наиболее известные его работы: памятники Пушкину на площади Искусств и на станциях метро «Черная речка» и «Пушкинская», монумент Ленину на Московской площади, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», памятники Чехову в Камергерском переулке в Москве и в городе Чехове. Именем скульптора в 1999 году названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, ведущая от сквера к Вяземскому переулку, где размещается его мастерская-музей.

Текст: Наталья Наговицына

Аникушин Михаил Константинович - русский скульптор. Если долго смотреть на памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который стоит на площади Искусств в Санкт-Петербурге на фоне Государственного Русского музея, в какое-то мгновение начинает казаться, что Поэт будто растворяется в ритме, музыке рождающихся стихов. Жестом, взглядом, еле уловимым движением губ он доносит до нас тайный, сокровенный смысл своих строк. Скульптор, который жил на более чем столетие позже, смог передать живую, пульсирующую пушкинскую мысль, окрыляющее его чувство, саму душу великого русского поэта. Как вспоминал сам Аникушин, во время работы над образом Пушкина он часто перечитывал воспоминания И. А. Гончарова и, в частности, вот эти строки: "С первого взгляда наружность его (Пушкина) казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в глазах, которые потом не забудешь".

"Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем",- говорил Аникушин.

И эти радость и солнце действительно есть в большинстве созданных замечательным русским художником скульптурных портретов Пушкина. И в памятнике, что стоит у Русского музея в Санкт-Петербурге, и в тех, которые он готовил для Москвы, Ташкента, Гурзуфа. Пушкин то задумчив, то серьезен, то будто весь превращается в слух... Но его задумчивость и даже его серьезность светлы и вдохновенны.

Работая над памятником Пушкину у Русского музея, Аникушин перечитывал произведения великого поэта, изучал автопортреты, не раз ездил по пушкинским местам, пристально всматривался в картину П. Кончаловского "Пушкин за работой", где как раз и запечатлен момент поэтического озарения. Кстати, Кончаловский делал наброски лица с внучки Пушкина Анны Александровны, которая была, как многие утверждали, очень похожа на своего деда. Аникушин стремился найти такое пластическое решение образа, которое передавало бы максимальную гамму чувств.

В мастерской у Аникушина, когда он работал над двухметровой статуей Пушкина, находилась маленькая пластилиновая статуэтка и огромная гипсовая статуя натурщика, который стоял в позе памятника. Именно обнаженная натура помогала скульптору, говоря словами великого Родена, "передать внутреннее чувство игрою мускулов". Аникушин одновременно работал над двумя проектами памятников, сделал несколько вариантов гипсовых и пластилиновых голов..

Памятник должен был иметь высоту пять метров. Работая над ним, Аникушин одновременно сделал еще мраморную статую для Московского государственного университета и другие скульптуры, совершил путешествие в Италию, где тщательно изучал гениальные творения Донателло, Микеланджело и других. Он начал работать над памятником Пушкину в начале 50-х годов, и только 18 июня 1957 года памятник был открыт. "Монументальность - не в гигантских размерах,- говорил Аникушин,- а в четкости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений". Эти слова стали для Аникушина творческим кредо.

Родился Михаил Константинович Аникушин 2 октября 1917 года в Москве. Его отец был рабочим-паркетчиком, воевал. Детство будущего скульптора прошло в селе Яковлево под Серпуховом. В 1926 году Михаил переехал в Москву и начал заниматься в студии скульптуры, которой руководил Григорий Козлов.

После окончания школы Аникушин послал документы во Всероссийскую академию художеств. Но когда приехал в Ленинград, выяснилось, что документы пропали, и его не допустили к экзаменам. Тогда Григорий Козлов написал письмо директору академии Бродскому и послал в приемную комиссию телеграмму: "Необходимо предупредить величайшую ошибку... Калечить жизнь из-за утраты документов недопустимо... Лишить возможности Аникушина держать экзамен в Академию - не только удар для него. Это значит потерять ему год учебы, а может, и вообще потерять Аникушина..."

Именно заступничество учителя, который пять лет растил своего ученика в кружке лепки при Доме пионеров, сыграло огромную роль в жизни будущего скульптора, который в конце концов был зачислен в подготовительные классы Академии.

В 1937 году Аникушин поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии художеств в класс А. Матвеева и В. Синайского.

Матвеев научил Аникушина глубоко понимать и интерпретировать натуру. Во время практики сначала на Ленинградском фарфором заводе имени М. В. Ломоносова, а потом на Каслинском чугунолитейном Аникушин создал целую серию очень интересных фигурок детей. Кстати, впервые над образом Пушкина Аникушин начал работать еще в 1937 году.

Как только началась Великая Отечественная война, Аникушин вступил в народное ополчение, а потом был направлен в противотанковый полк.

А свою дипломную работу он начал делать только в 1946 году. Композиция "Воин-победитель", можно считать, положила начало целой серии произведений на военную тему, среди которых и проекты памятников, и отдельные скульптурные портреты. В конце 1949-х - начале 1950-х годов Аникушин приступил к работе над памятником Пушкину для Ленинграда.

Много работал Аникушин и над образом еще одного любимого своего писателя - А. Чехова, в произведениях которого его всегда привлекала объемность выраженных в них переживаний. Интересен двойной скульптурный портрет А. Чехова и его друга художника И. Левитана, который, по воспоминаниям современников, всегда восторгался живописностью прозы Чехова. Работая над проектами памятников Чехову для Москвы, Аникушин искал в образе великого русского писателя не только волю и целеустремленность, но и деликатность, сердечность, одухотворенность. Одухотворены и созданные Аникушиным скульптурные образы композитора-романтика В. Глиэра, актера Ю. Юрьева, академика В. Бехтерева и других выдающихся людей земли русской.

В 50-е годы Аникушин создал серию портретов рабочих, в 1967-м - портрет известного белорусского поэта В. Дубовки, а затем долгое время работал над памятниками Ленину в Ленинграде и других городах. В 70-е годы он сделал проект монумента героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, который увиделся ему состоящим из отдельных групп-новелл - "Летчики и моряки", "На окопах", "Блокада", "Снайперы" и других. Все обобщенные монументальные формы здесь динамичны и выразительны. И потому памятник производит очень сильное впечатление.

Михаил Аникушин был очень талантливым педагогом, он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств СССР.

Еще в самом начале своего творческого пути, задавшись целью передать в скульптурном образе великого русского поэта Пушкина самое неуловимое из переживаемых человеком чувств - вдохновение, Аникушин искал и воплощал это вдохновение практически во всех своих работах.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Его детство прошло в селе Яковлево Заокского района Тульской области. Отец будущего скульптора пришел в Москву из деревни и почти до последних дней жизни работал мастером-паркетчиком. Михаил был четвертым ребенком в семье. В 1917-м – в год его рождения, отца призвали в армию, поскольку продолжалась Первая мировая война. Едва оправившись после родов, мать переехала вместе со всеми детьми в Яковлево, к родителям мужа. И уже там, в раннем детстве, проявились уникальные способности мальчика: Аникушин говорил, что, сколько себя помнит – он лепил и рисовал.

Обучаясь в скульптурной студии в Москве под руководством Г.А. Козлова, Михаил Константинович познакомился с традициями русской реалистической школы XIX века. После окончания школы Аникушин послал документы во Всероссийскую Академию художеств. Но когда приехал в Ленинград, выяснилось, что документы пропали, и его не допустили к экзаменам. Тогда Григорий Козлов написал письмо директору Академии Бродскому и послал в приёмную комиссию телеграмму: «Необходимо предупредить величайшую ошибку... Калечить жизнь из-за утраты документов недопустимо... Лишить возможности Аникушина держать экзамен в Академию – не только удар для него. Это значит потерять ему год учёбы, а может, и вообще потерять Аникушина...».

Именно заступничество учителя сыграло огромную роль в жизни будущего скульптора, который в конце концов был зачислен в подготовительные классы Академии. В 1937 году он уже студент первого курса скульптурного факультета, где учится у В.А. Синайского и А.Т. Матвеева. Учёбу в институте прервала война. С первых её дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 года становится в ряды Красной Армии.

Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся его жизнь и творчество будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 году Аникушин защищает дипломную работу «Воин-Победитель». В начале 50-х годов он начал работать над памятником Пушкину, и только 18 июня 1957 года памятник был открыт. «Монументальность – не в гигантских размерах, – утверждал Аникушин, – а в чёткости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений». Эти слова стали для Аникушина творческим кредо: «Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем», – говорил Аникушин. И эта светлая радость действительно есть в большинстве созданных замечательным русским художником скульптурных портретов Пушкина. И в памятнике, что стоит у Русского музея в Санкт-Петербурге, и в тех, которые он готовил для Москвы, Ташкента, Гурзуфа. Даже в бюсте, который был установлен в сквере напротив гимназии в подмосковном Дзержинске, есть луч этой радости.

Много работал Аникушин и над образом ещё одного любимого своего писателя – А. Чехова, в произведениях которого его всегда привлекала достоверность и человечность выраженных в них переживаний. В 70-е годы он сделал проект грандиозного монумента героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, который увиделся ему состоящим из отдельных групп-новелл – «Лётчики и моряки», «На окопах», «Блокада», «Снайперы» и других.

Михаил Константинович Аникушин был талантливым педагогом. Народный художник СССР, Герой соцтруда преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств. Ещё в самом начале своего творческого пути, задавшись целью передать в скульптурном образе великого русского поэта Пушкина самое неуловимое из переживаемых человеком чувств – вдохновение, Аникушин уловил и запечатлел в неподатливом материале этот порыв.

Куда сегодня утекло это духоподъёмное состояние, почему истинное искусство вытесняется откровенным шарлатанством? – вот невольные вопросы, которые всплывают, когда обращаешься к твор-честву мастера станковой и монументальной скульптуры, явившемуся одной из вершин отечественного искусства второй половины XX века.

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ