Виды контроля в образовательной организации. Контроль как функция внутришкольного управления

26.09.2019

В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:

-направление , которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);

-объект контроля;

-цель контроля;

-вид контроля;

-ответственный;

-результат контроля .

По периодичности в нашей школе ВШК бывает:

эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;

и периодический (ежедневный, еженедельный).

Во ВШК можно выделить такие формы контроля: -административный (инициатор и организатор –администрация);

-взаимоконтроль (инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);

-самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).

Эти формы подразделяются на:

-классно-обобщающий (в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе). Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения, проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.

-фронтальный контроль или предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.

Тематический контроль самый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся.

-персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.

Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:

Наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей, а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация системы внутришкольного контроля в МБОУ СОШ №5

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества. Каждый руководитель и его заместитель должны иметь чёткое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного ВШК.

Однозначного толкования сущности и назначения ВШК ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский считает, что ВШК выполняет важнейшую управленческую функцию, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания.

П.И. Третьяков рассматривает ВШК как совместный вид деятельности руководителей школы с педагогическим коллективом и представителями общественных организаций по продвижению в развитии учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе. В нашей школе ВШК мы рассматриваем как сознательную, целенаправленную деятельность администрации школы, направленную на получение обьективной информации о состоянии педагогического процесса в школе, установления соответствия и коррекцию.

ВШК осуществляется в определённой последовательности:

Обоснование проверки;

Постановка цели;

Разработка алгоритма предстоящей проверки;

Сбор и обработка информации по результатам проверки в справку;

Обсуждение итогов проверки;

Принятие соответствующего решения;

Проверка выполнения решения, если необходимо, то коррекция.

В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:

Направление , которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);

- объект контроля;

Цель контроля;

Вид контроля;

Ответственный;

Результат контроля .

Например, апрель: направление-контроль ЗУН учащихся,

объект- тренировочные экз.работы в форме ЕГЭ для 11 класса и в новой форме для 9 класса,

цель-анализ результативности обученности учащихся,

Вид- предварительный,

Ответственный- зам.директора по УВР, рук-ль ШМО;

результативность-справка, совещание при директоре.

По периодичности в нашей школе ВШК бывает:

эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;

и периодический (ежедневный, еженедельный) Например, посещаемость учащихся.

Во ВШК можно выделить такие формы контроля: - административный (инициатор и организатор –администрация);

Взаимоконтроль (инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);

Самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).

Эти формы подразделяются на:

- классно-обобщающий .в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе. Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения, проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.

Фронтальный контроль или предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.

Тематический контроль самый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся.

- персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.

Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:

Наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей, а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.

Я считаю, что надо не только спрашивать с учителя, но и доверять ему в вопросах диагностики и анализа. Участие во ВШК только администрации снижает его результативность.

Планирование ВШК- один из самых больших разделов годового плана и представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение оптимального уровня функционирования и развития школы. Мы планируем ВШК, исходя из выявленных проблем. В этом большую помощь оказывает мониторинг, который я провожу.

Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учётом человеческого фактора, отношений между участниками образовательного процесса, развитием профессионализма учителей.

ВШК осуществляется только при полной гласности, информированности всех участников. Поэтому в учительской размещается план ВШК, но не на весь год, а на четверть, т.к нет места для размещения полностью на весь год. План находится в кабинете зам.директора и любой педагог может ознакомиться. В течении учебного года план постоянно корректируется, т.к. причины бывают разные. Мне при организации контроля хорошо помогает практическое пособие «Управление современной школой» авторы: В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль.

Кроме этого есть очень много книг в любой школе, а также журнал «Завуч», №4-2004, №4, 6 -2003, «Практика административной работы». Можно воспользоваться и возможностями Интернета.

И в заключении я бы хотела посоветовать: при планировании ВШК устанавливать осмысленные, достижимые стандарты. Избегать чрезмерного контроля и вознаграждать за достижения.


БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ -

Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины"

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Специальный факультет по переподготовке кадров

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся

Дипломная работа

Исполнитель: слушатель группы М - 2

специальности

"Менеджмент учреждений дошкольного,

общего среднего образования,

внешкольного воспитания и обучения"

КИРПИЧёВА Т.Г.

Научный руководитель: к.п.н., доцент Миняйлова Е.Л.

Рецензент к.п.н, доцент АДАРЧЕНКО Е.Л.

Гомель 2009

Задание по дипломной работе (проекту) Слушателю Кирпич ё вой Татьяне Геннадьевне 1. Тема дипломной работы Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся . 2. Срок сдачи слушателем работы "____"_______________ 2009_г.3. Исходные данные к дипломной работеТеоретическая база: работы Л.И. Вагиной, Л.К. Гребенкиной, И.В. Гуревич, Т.Г. Ульяновой, статьи и Интернет-источники, раскрывающие основы планирования и осуществления внутришкольного контроля, нормативно-правовая база, определяющая государственную политику.Объект: процесс управления качеством обучения учащихся.Предмет: внутришкольный контроль как инструмент управления качеством обучения.4. Перечень подлежащих разработке вопросов1) Внутришкольный контроль, его виды и формы2) Теоретические основы планирования и осуществления внутришкольного контроля3) Особенности внутришкольного контроля в современных условиях4) Традиционные и новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы.5) Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования.5 Календарный план-график работы с указанием сроков выполнения отдельных этапов.

Содержание

  • Задание по дипломной работе (проекту)
    • Введение
    • 1. Теоретические основы внутришкольного контроля
    • 1.1 Внутришкольный контроль, его виды и формы
    • 1.2 Роль и место контроля в системе внутришкольного управления
    • 1.3 Требования к контролю
    • 1.3.1 Недостатки в организации внутришкольного контроля
    • 1.4 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
    • 1.5 Новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы
    • 2. Основные направления организации внутришкольного контроля
    • 2.1 Планирование и осуществление внутришкольного контроля
    • 2.2 Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования
    • 2.3 Методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля
    • Заключение
    • Список использованных источников
    • Приложение А
    • Приложение Б
    • Приложение В
    • Приложение Г
Введение Внутришкольный контроль - проблема актуальная, так как он является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания.Внутришкольный контроль - это всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координирования всей работы в соответствии с поставленными задачами. Эффективность же управления учебным и воспитательным процессом во многом зависит от того, какой мере руководителем известно реальное состояние учебного процесса. Деятельность как педагогического, так и ученического коллективов в школе руководит директор совместно со своими заместителями. Следовательно, директор школы должен управлять учебно-воспитательным процессом в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Поэтому и контроль должен быть направлен, прежде всего, на обеспечение высокого качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Функции контроля - это проверка и учет исполнения руководящих указаний, результативности их исполнения, выявления причин недостатков. На основе данных контроля осуществляется координирование работы в соответствии с поставленными задачами. Таким образом, контроль включает анализ достигнутых результатов и является исходным пунктом нового цикла управления, предполагает выявление новых задач, которые вытекают из анализа состояния работы школы.Внутришкольный контроль - это сложный и многосторонний процесс, и он, как всякое целое, обладает некоторой закономерной упорядоченностью, организацией взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции. Контроль за внеклассной работой и контроль за выполнением учебных программ и по форме организации, и по методам контроля будет разным. То же самое можно сказать и о контроле за состоянием преподавания учебных предметов, и о контроле за качеством знаний, умении и навыков учащихся.Целью дипломной работы является выявление основных характеристик осуществления внутришкольного контроля как инструмента управления качеством обучения учащихся. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:Определить и обосновать виды и формы внутришкольного контроля, требования к внутришкольного контроля.Выявить условия эффективности внутришкольного контроля.Разработать методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля как инструмента управления качеством обучения учащихся.1. Теоретические основы внутришкольного контроля 1.1 Внутришкольный контроль, его виды и формы Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль. Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л.И. Вагина, - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта .Внутришкольный контроль включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Анализируются все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся.В современной теории внутришкольного управления выделяют следующие принципы эффективного внутришкольного контроля: стратегической направленности контроля; соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации); нормативов; контроля по критическим точкам; существенных отклонений; действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации); своевременности, простоты и экономичности контроля (рисунок 1).Рисунок 1 - Принципы внутришкольного контроля.В основу внутришкольного контроля школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. В качестве целей внутришкольного контроля выдвигают:а) достижение соответствия функционирования и развития, педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования;б) дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая, индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.Из целей вытекают следующие задачи внутришкольного контроля:периодическая проверка выполнения требований государственных стандартов по различным предметам;формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;поэтапный контроль за процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний;оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства;изучение опыта работы учителей;постоянная проверка выполнения всех планов работы школы и принимаемых управленческих решений;обеспечение связи урочной и внеурочной деятельности школы;диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества;выработка наиболее эффективных технологий преподавания предметов;повышение ответственности учителей, осуществление внедрения новых методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов.совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.Функции внутришкольного контроля:Функция обратной связи. Без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения.Диагностическая функция. Имеется в виду аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Связана, прежде всего, с переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания.Стимулирующая функция. Предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.Задача контроля - получение информации и оказание помощи педагогу .Современный уровень управления образованием связан с модернизацией системы образования. Модернизация предполагает изменение организационно правовых аспектов управления. Это, в свою очередь, связано с процедурами регламентации и оценки деятельности образовательного учреждения. Аттестация и лицензирование учебного учреждения позволяют потребителям образовательных услуг получать объективно достоверную информацию о соответствии условий и результатов обучения и воспитания в конкретном учреждении государственным нормам. Само учреждение образования в этом случае также должно контролировать соответствие собственной деятельности государственным нормам - осуществлять внутришкольный контроль - первый и наиболее важный момент, с которого начинается управленческая деятельность .Внутришкольный контроль, как справедливо отмечает И.В. Гуревич, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум он называет базовым компонентом внутришкольного контроля. Он является той инвариантной внутришкольного контроля, которая дает возможность руководству школы готовить ее к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам школы. В то же время учреждение образования имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого учреждение может расширить план внутришкольного контроля за счет вариантной части.Базовый компонент внутришкольного контроля (инварианта) будет обеспечивать Госстандарт образования, а инновационный (вариативный) компонент позволяет организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением. Базовый компонент внутришкольного контроля обслуживает стабильные структуры управленческой системы учреждения образования, в то время как инновационный компонент направлен на обслуживание мобильных структур. Стабильные структуры, позволят учреждению образования удерживать необходимое качество образования (осуществлять функционирование), а мобильные структуры дадут возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы модернизации системы образования в условиях недостаточной нормативно-правовой базы, определения индивидуального лица учреждения, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, то есть, заниматься развитием школы . На схеме это выглядит следующим образом (рисунок 2).Рисунок 2 - Структура внутришкольного контроляПродумывая организацию контроля, некоторые руководители стремятся установить очередность в изучении состояния преподавания учебных дисциплин. В этой связи в первой четверти они проверяют одни предметы, во второй - другие и т.д. У других контроль строится без учета каких-либо принципов и представляет собой систему разрозненных мероприятий. Третьи стремятся к ежедневным и равномерным посещениям уроков. На первый взгляд это, кажется неплохо, но здесь есть недостатки. Руководитель школы на протяжении месяца каждый день посещает уроки разных учителей и ни одному из них не уделяет столько времени, сколько требуется для всестороннего изучения работы учителя. Отмеченные подходы к организации внутришкольного контроля не отвечают требованиям сегодняшнего времени. Учитывая современный уровень учебно-воспитательного процесса, руководители школ должны стремиться к преемственности в научном и методическом росте всего педагогического коллектива, новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива .Соблюдение преемственности должно стать принципом руководства администрации педагогическим коллективом и служить основой для отбора средств управления. К системе средств управления относится сочетание различных направлений и форм контроля, которые помогают руководителям получить всестороннюю информацию о состоянии дел в школе. Направления и формы контроля - важная сторона в организации руководства учебно-воспитательным процессом (рисунок 3). Каждое направление и форма контроля, прежде всего, должны иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок в деятельности учителя на разных этапах учебной работы. В содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления: учебно-воспитательный процесс, педагогические кадры, учебно-материальная база.В учебно-воспитательном процессе внутришкольный контроль обычно осуществляется за выполнением всеобуча, состоянием преподавания учебных предметов, уровнем знаний умений и навыков учащихся, внеклассной воспитательной работой, организацией внешкольной воспитательной работы.Внутришкольный контроль в работе с педагогическими кадрами осуществляется за выполнением нормативных документов, выполнением решений педсоветов и рекомендации научно - практических конференций, производственных совещаний, за работой методических объединений, за повышением квалификации учителей и их самообразованием.Учебно-материальная база подвергается внутришкольному контролю по таким параметрам как хранение и использование учебно-наглядных пособий и ТСО, развитие кабинетной системы, ведение школьной документации и школьного делопроизводства, деятельностью учебно-воспитательного персонала и др. .Для характеристики внутришкольного контроля важное значение имеет осмысление его видов, форм и методов. Проблема их классификации в настоящее время остается дискуссионной, что служит подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающегося поиска ее оптимального решения. Над этой проблемой работают такие ученые, как М.Л. Портнова, Н.А. Шубин, Т.И. Шамова и другие. Так в классификации Т.И. Шамовой выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, отмечает Т.И. Шамова, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта .Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы - учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и другое. С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении. К сожалению, не исключены случаи, когда результаты такого контроля и последующего анализа свидетельствуют о профессионально-педагогической некомпетентности педагога, об отсутствии роста, а иногда и о профессиональной непригодности .Рисунок 3 - Формы внутришкольного контроля.Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др. .Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как администрация, так и представители методических объединений школы.Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и других.Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.В.М. Муравьев отмечает, что в названии форм контроля повторяется термин “обобщающая". Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения .В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы внутришкольного контроля взаимно дополняют друг друга, и если администрация хочет знать реальное положение дел, то должна по возможности использовать различные методы контроля.При проведении контроля эффективным является использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков. Даже сам факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности .В школьной практике широко используются также социологические методы сбора информации; анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок. Они позволяют проверяющему быстро получить интересующую его информацию, причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.Выделяют следующие объекты внутришкольного контроля. Сошлемся в этом плане на те объекты внутришкольного контроля, которые выделял в своей работе “Азбука школьного управления” М.П. Портнов .Учебный процесс:выполнение учебных программ;уровень знаний и навыков учащихся;продуктивность работы учителя;индивидуальная работа с одаренными детьми;качество внеурочной предметной деятельности;навыки методов самостоятельного познания у учащихся.Воспитательный процесс:уровень воспитанности учащихся;уровень общественной активности учащихся;качество работы классных руководителей;участие родителей в воспитательном процессе;качество общешкольных традиционных мероприятий;уровень здоровья и физической подготовки учащихся;качество профилактической работы с педагогически запущенными детьми.Методическая работа:научно-методический уровень каждого учителя;методический уровень каждого классного руководителя;механизм распространения педагогического опыта;повышение квалификации педагогов.Научная и экспериментальная деятельность:соответствие этой деятельности концепции развития школы;степень научной обоснованности нововведений;результативность нововведений;уровень научной образованности педагогов;научно-исследовательская деятельности учащихся.Психологическое состояние учащихся и учителей:степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей;психологическая подготовленность коллектива к введению новой структуры и т.д.Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями:охрана труда;санитарно-гигиеническое состояние;обеспеченность учебной и методической литературой;обеспеченность учебно-техническим оборудованием.1.2 Роль и место контроля в системе внутришкольного управления Для достижения современного качества образования большое значение имеет организация внутришкольного контроля.Контроль - один из самых сложных видов деятельности руководителя образовательного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения разнообразными технологиями (рисунок 4).Контроль - составная часть внутришкольного управления, начало управленческой деятельности.Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательного учреждения - внутришкольный (внутриучрежденческий) контроль осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Именно контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам. Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля в случае :планового изучения результатов текущей, промежуточной аттестации обучающихся;необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения;подготовки к аттестации образовательного учреждения;подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;обращения родителей обучающихся.Перед началом проверки необходимо, в том числе изучить нормативные документы по теме инспектирования:определить показатели и критерии оценивания деятельности проверяемого;ознакомиться с той частью образовательной программы, которая изучается в процессе проведения проверки;ознакомится с существующим методическим обеспечением образовательной программы;проанализировать состояние текущего контроля знаний обучающихся.Контроль:это проверка, а также наблюдение с целью проверки;процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей (установка критериев, измерение достигнутых результатов и проведение корректировок при присутствующих отличиях).Проверка может быть ограничена анализом проведенной письменной проверочной работы по тексту, предложенному руководителем учреждения. В этом случае желательно сравнить полученные результаты с результатами текущего контроля, который проводил учитель.После каждого посещения учебного занятия руководителю желательно провести краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования.Завершающим этапом в должностном контроле является подведение итогов, формирование выводов и предложений по совершенствованию работы педагогического работника или определение мер по устранению выявленных нарушений.Примерные темы контроля:Состояние преподавания учебного предмета.Выполнение образовательных программ: выполнение тематического планирования (теоретическая и практическая части образовательных программ) по классным журналам; система домашних заданий (тренировочные упражнения, домашние творческие и индивидуальные работы, их объем).Работа по исполнению законодательства о защите прав детства.Ведение педагогическими работниками установленной школьной документации.Подготовка к экзаменам в выпускных классах.Организация работы педагогов над типичными ошибками обучающихся и ликвидациипробелов в освоении учебного материала.Состояние работы в группах продленного дня.Состояние работы педагогов с детьми, обучающимися на дому (по болезни).Результаты деятельности педагогов по соблюдению охраны труда и созданию безопасных условий при организации учебных занятий.Организация образовательной деятельности молодого (вновь назначенного) педагога.Результаты инновационной или экспериментальной работы педагогического работника.Совместная деятельность педагогических работников в классе, классного руководителя, родителей и обучающихся по профилактике безнадзорности и правонарушений.Состояние работы педагогических работников по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся (осознанное отношение к учебной деятельности, пропуск учебных занятий и т.п.).Рисунок 4 - Роль и место контроля в механизме внутришкольного управления.Контроль - инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда сотрудников.Контроль - условие уверенной и безопасной работы.Контроль - стимулятор твоего прогресса.Контроль рассматривается как очередной этап управления качеством образовательного процесса, эффективность которого в существенной мере обусловливает адекватность принимаемых управленческих решений. Такое системное представление контроля как элемента единого процесса управления позволяет сформулировать его цели, функции и задачи, требования к планированию, организации и проведению, конкретное содержание и формы контроля, исходя из целей обеспечения высокого качества образовательного процесса. По результатам контроля цели и планы управления качеством образовательного процесса могут уточняться и корректироваться .Внутришкольный контроль обеспечивает качественную работу школы, если будет ежегодно проводиться комплексная диагностика педколлектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей.Диагностика - основа качественного управления образовательным учреждением. Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации. Диагностика коллектива - важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.1.3 Требования к контролю В условиях демократизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но и становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива . Требования к внутришкольному контролю изложены в "Положении о внутришкольном контроле" (Приложение А).Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе элементы демократичности при выполнении следующих условий:1. Высокая компетентность школьного руководства, достаточный уровень его мировоззренческой, научно-теоретической подготовки, творческая работа руководителя школы как учителя-предметника, основательное знание педагогики, дидактики, частных методик, возрастной и педагогической психологии, психологии учителя, теории и методики воспитания, способность верно оценивать работу педагогов.2. Общественный характер контроля: привлечение к проверкам лучших учителей школы, руководителей методических объединений и творческих групп.3. Гласность и объективность контроля - непременные условия для обеспечения информацией педагогического коллектива и контролируемых лиц; одновременно гласность становится обязательным условием регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса.4. Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителя и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса.Совершенствуя внутришкольный контроль, необходимо иметь в виду:* нацеленность контроля на качество конечных результатов и рациональных путей их достижения;* повышение самостоятельности всех звеньев работы школы через их автономизацию (передача полномочий кафедрам, методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов; стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей на самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы;* создание в каждой школе системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме;* разработка и постоянное накопление научно обоснованных программ сбора информации, где бы четко были сформулированы цель проверки, теоретические подходы, параметры оценки, программа наблюдения и методика обработки результатов.1.3.1 Недостатки в организации внутришкольного контроля Внутришкольный контроль обеспечивает качественную работу школы, если отсутствуют следующие недостатки :Далеко не всегда контроль нацеливается на конечный результат. Бывает так, что в школе вроде бы и много проверок проведено: и уроки посещались, проводились и контрольные работы, и беседы с учителями и детьми, а в действительности контроля нет, потому что проверки прошли мимо цели.В организации внутришкольного контроля не просматривается системы: выбор объектов контроля случаен и не обнаруживает умения администрации вычленить главные, приоритетные направления деятельности коллектива и сосредоточиться на них. При такой организации контроля характерно посещение значительного количества уроков, но у разных учителей, что не позволяет составить системного представления о работе.Недостаточно продуманное планирование внутришкольного контроля (не все направления взяты на контроль или проверяются бессистемно).Отдельные руководители излишне регламентируют деятельность учителей, без достаточных оснований дают непродуманные рекомендации, относящиеся к формам и методам работы учителей, не учитывая при этом их творческий потенциал и педагогический почерк, стремятся показать, что "мы тоже не лыком шиты". Так навязывается учителям единое тематическое планирование (на "мое" усмотрение), заставляют переписывать его из методических журналов (когда требуется только коррекция).Недостаточно изучается уровень знаний, умений и навыков, не анализируются результаты, которые фиксируются как набор отметок, не устанавливаются причины пробелов в знаниях учащихся.Учитель воспринимается не как субъект, а как объект контроля, поэтому при анализе используется монологический тип общения.Часто отсутствует анализ, нет выводов. Если анализ запаздывает, то визитной тетрадью невозможно воспользоваться, так как урок (его ход и содержание) не восстановить по тем записям, которые там ведутся. А вот если есть программа наблюдения урока (лист учета/анализа), где выводы сделаны на основе реализации целей и результатов урока, тогда можно помочь учителю в его работе .1.4 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля Контроль играет большую роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса в любой педагогической системе. Там, где дело касается контроля, мелочей быть не может. Контроль за работой людей весьма тонкое дело: контролируя, можно повысить инициативу тружеников, но можно и приглушить ее. Умелый, эффективный контроль - целая наука. Эффективное определение способов внутришкольного контроля возможно лишь на основе уточнения степени влияния ранее предпринятых и предпринимаемых действий, на основе внедрения достижений из области психолого-педагогической теории и практики. И еще на основе объективности. “Чтобы избежать субъективизма в оценке труда педагога, - отмечает в своей работе Г.В. Ельников, - надо опираться не только на достаточное количество фактов, но и учитывать условия, в которых он работает, а также его возможности. Объективные оценки исключают предвзятое или снисходительное отношение к отдельным работникам” .Для обеспечения психолого-педагогических условий эффективности внутришкольный контроль необходимо проводить поэтапно. Кратко охарактеризуем эти этапы.Мобилизационный этап, включает в себя четкое определение цели и объектов контроля. Педагогический коллектив своевременно знакомится с задачами контроля, способами его осуществления и своими обязанностями, что требуется для достижения цели, какими параметрами важно руководствоваться в процессе ее решения.Экспериментальный этап. Предполагает включение учителей в различные виды творческой работы по заданной программе.Итоговый уточняющий этап. Происходит прием предварительно полученной информации, ее анализ, уточняется степень сформированности конкретных умений учащихся.Этап прогнозирования деятельности требует включения дополнительной информации в экспериментальную программу, нацеленности педагогов на ее осмысление, а так же обеспечения взаимосвязи руководства, взаимоконтроля и самоконтроля в процессе прогнозирования поиска. Учителя осмысливают новые приемы воздействия на учащихся с целью более успешного их обучения и воспитания.Такой подход к организации и осуществлению внутришкольного контроля правомерно рассматривать как динамический процесс, в котором творчески работающий учитель включается в постоянный поиск наиболее эффективных средств воздействия на учащихся. Важно, как отмечает В.И. Затвязинский и то, что итоговый уточняющий этап в системе контроля помогает осуществлять постоянную коррекцию деятельности учителей, а прогнозирующий - нацеливает их на постоянный творческий поиск .Эффективность контроля - это, прежде всего, повышение качества учебно-воспитательной работы учителя и качества знаний, умений и навыков учащихся. Контроль за уроком - не самоцель, а педагогическая необходимость, выдвигаемая самой сутью учебного процесса, состоянием дел, его результатами в той или ином классе, у того или иного учителя.Учителя не любят проверок и проверяющих. Это происходит в том случае, когда проверка не приносит учителю сколько-нибудь ощутимой пользы, а сами проверяющие не готовы ни к проверке, ни к анализу и квалифицированным рекомендациям учителю. Главная, принципиально важная сущность психолого-педагогической эффективности внутришкольного контроля - дать глубокий анализ причин успехов или неудач, проверить, чтобы помочь учителю. Чтобы добиться лучших результатов в обучении и воспитании, нужно глубоко знать все сильные и слабые стороны в ведении уроков каждым учителем школы с тем, чтобы активно вмешиваться в процесс обучения и воспитания.В основе эффективной проверки за состоянием учебно-воспитательного процесса на долю за качеством преподавания уроков приходится 80-90 процентов всего времени, затрачиваемого администрацией школы на внутришкольный контроль. С урока начинается школа, с урока начинается учитель, воспитывающий ученика как не просто носителя определенной суммы знаний, но и как гражданина. В течение учебного года заместитель директора обязан посетить 180-200 уроков.Из множества задач эффективного внутришкольного контроля в первую очередь необходимо выделить самые главные, самые существенные, наиболее активно влияющие в положительном или отрицательном смысле на качество знаний, умений и навыков учащихся, на развитие их воспитанности, на качество уроков и выполнение требований государственных программ. В каждой школе сложилась своя специфика, свои особенности и, следовательно, цели контроля. Однако есть и такие аспекты организации и методики урока, которые присущи в большей или меньшей степени любому педагогическому коллективу, например, изучение работы системы уроков учителя, добившегося высоких показателей в труде, чтобы раскрыть секреты его успехов и распространить их в коллективе, сделав успех одного достоянием всех. Но объектом изучения могут стать и уроки учителя, которому не удается пока высокая результативность, хотя он и затрачивает не меньше усилий. Система работы такого учителя изучается с другой целью: найти совокупность причин, мешающих добиться высоких результатов, и определить пути их устранения.Перед тем, как идти на урок заместитель директора должен изучить объяснительные записки к программе, познакомиться по классному журналу с материалом, пройденным на предыдущем уроке, и домашним заданием, изучить или просмотреть разработки уроков по данной теме. Если учитель и заместитель директора психологически и методически готовы к разбору урока после его окончания, то это наиболее оптимальный вариант. Если имеются сдерживающие факторы (возбужден учитель, заместителю директора необходимо посоветоваться со специалистами, недостаточно времени), то можно перенести разговор на 2-3 дня. Но обязательно надо дать учителю краткий, оценочный анализ урока .При всех разновидностях форм и методов изучения деятельности учителя особое значение надо придавать предупреждению недочетов в работе учителя, так называемому предупредительному контролю. Пусть учитель покажет, на что он способен, каковы его потенциальные возможности. Пусть уроки учителя становятся лучше, эффективнее, а знания учащихся прочнее и глубже. В этом и заключается эффективность внутришкольного контроля. Учитель должен психологически подготовиться, мобилизовать себя для работы в присутствии постороннего.Заместитель директора осуществляет также контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся. Эту проверку он проводит непосредственно на уроках. Главное внимание уделяет тому, как ученики усвоили материал, чему их научили учителя. Личная проверка знаний и умений учащихся заместителем директора - важнейшее звено эффективности внутришкольного контроля, ибо только в этом случае можно получить достоверную информацию о реальных результатах учебного процесса. Уровень знаний, их осознанность, точность и действенность - главный критерий в оценке работы учителей.Планируя проверку знаний учащихся, заместитель директора должен четко определить цель, содержание и методы проверки, наметить сроки, продумать план и содержание проверки, также ознакомить учителей со сроками проверки, должен оценить объективность знаний учителем и соответствие их установленным программным нормам оценок, оценка знания учащимися отдельных тем, разделов программы, наличие объективности данных для выставления ученикам итоговых четвертных отметок. Далее следует выяснить, каковы система проверки и оценки знаний учащихся, методы и приемы учителя, используемые при проверке качества знаний, причины низкого качества знаний у отдельных учащихся, установить, как работает учитель на уроке со слабоуспевающими по предупреждению и устранению пробелов в знаниях, как организованы дополнительные занятия, взаимопомощь в учебе. По справедливому замечанию А.Е. Капто, “эффективный, целенаправленный внутришкольный контроль положительно сказывается на улучшении знаний, умений и навыков учащихся, а также на усилении ответственности учителя за производительность своего труда" .Важным психолого-педагогическим условием организации внутришкольного контроля является умелая диагностическая работа заместителя директора школы. Диагностика должна стать связующим звеном между содержанием и результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Во внутришкольном контроле диагностика // выполняет // следующие // функции.Аналитическая. Это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной лишь на выяснение недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе, между результатами и условиями обучения.Собственно-диагностическая. Это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя.Оценочная. Это качественная и количественная оценка деятельности¶администрации школы, каждого учителя и ученика.Коррекционная. Это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития (следует помнить и учитывать, что вся система позитивных ценностей лежит не вне учителя, а в нем самом).Ориентационная. Это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач школы, на устранение тех "болевых точек", которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных учителей.Информационная. Это постоянная информация всех участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики .Диагностическая работа с педагогическим коллективом позволяет прогнозировать перспективы профессионального роста учителя, видеть сильные и слабые стороны в работе учителя с целью создания системы коррекции, формировать педагогическую культуру и мастерство педагога, способствовать росту и совершенствованию методической культуры учителя, стимулировать качество работы методических объединений учебного заведения. Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.Для того чтобы диагностические исследования в работе с учителями были эффективны, заместителю директора совместно с психологической службой необходимо определить пакет диагностических методик имеющих долгосрочную перспективу. Структуру диагностики внутришкольного контроля // составляют // три // основных // компонента.Постановление диагностических целей и задач. В каждый момент педагогической деятельности заместитель директора имеет дело с иерархией целей и задач, диапазон которых охватывает как общие цели (цели школы, системы образования, общества), так и оперативные задачи.Педагогические способы и средства решения задач с помощью диагностических методик. При выборе средств и способов педагогических воздействий заместитель директора должен быть в первую очередь ориентирован на учителя, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития. При этом ключевой является идея развития активности и самостоятельности педагогического коллектива. Организуя деятельность учителей, заместитель директора должен строить управление не как прямое воздействие, а как передачу тех оснований, из которых учитель мог бы самостоятельно выводить свои решения. Основными принципами самореализации заместителя директора являются эмоциональная и личная раскрытость, психологический настрой на оптимальную работу с данным педагогическим коллективом с целью достижения максимальной убедительности и выразительности, выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учителями, облегчающих процесс обучения, положительного эмоционально-психологического климата в коллективе .Анализ и оценка педагогических действий учителя. Каждый учитель должен стремиться правильно оценить и скорректировать свою работу. Поэтому он осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает свой опыт, составляет и реализует план своего профессионального развития. Полученные в результате диагностики данные заместитель директора может использовать для коррекции плана внутришкольного контроля, для планирования обучающих и проблемных семинаров по преодолению педагогами трудностей в организации уроков и внеклассных мероприятий .Посещая уроки педагогов, заместитель директора должен уделить большое внимание вопросу отношения учащихся к учебной деятельности каждого учителя. Материалы диагностических исследований должны стать основой планирования и прогнозирования внутришкольного контроля и хорошим подспорьем в организации годового планирования работы школы.Руководство и контроль за организацией учебного процесса невозможны без правильно организованных анализа и оценки важнейшей формы учебного процесса - урока. Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, акт учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований. Анализ и оценка работы учителя должны быть основаны на изучении всей системы уроков по теме (системный анализ). Практически бывает очень трудно провести такой системный анализ, который охватил бы все стороны урока и требования к нему. Поэтому часто применяется частичный (аспектный, тематический) анализ, который выделяет и рассматривает в уроке качества, имеющие наибольшее значение для данных целей. Для анализа и коррекции показателей уровня обученности учащихся необходимо наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, исследование фактов, влияющих на результативность обучения.Данная диагностика призвана обеспечить правильное определение результатов образования и сведение к минимуму ошибок при переводе учащихся из класса в класс. С помощью диагностики руководитель образовательного учреждения определяет проблемы образования, планирует этапы образовательного процесса. Результаты посещения уроков у одного или нескольких педагогов могут служить основанием для выводов о деятельности педагогов общеобразовательного учреждения по формированию общенаучных умений работы, как с педагогическим коллективом, так и с каждым педагогом. Педагоги в свою очередь, организуют работу по формированию умений учащихся через тематическое планирование и выработку собственного инструментария по отслеживанию результатов обучения.Руководителю школы необходимо иметь надежную информацию о результативности труда педагогов. Посещая уроки, руководитель школы может анализировать работу педагогов с точки зрения использования ими основных категорий учебных целей (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Результаты анализа могут служить основанием для вывода о работе педагогов (репродуктивный, алгоритмический, эвристический, исследовательский) .1.5 Новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы В настоящее время наблюдается стремление школ дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности школы .Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются:для контроля за образовательной подсистемой:разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.;диагностика состояния образовательной подсистемы школы;оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;принятие решений о направлениях коррекции образовательной подсистемы школы или о необходимости уточнения стандартов контроля;

В целом управление многими такое же, как и управление несколькими.

Этот вопрос организации

Сунь-Цзы

Единой классификации видов внутришкольного контроля нет. В практике работы общеобразовательных учебных заведений наиболее распространенными являются следующие виды контроля:

По времени, осуществления:

1. Предварительный контроль - направлен на предупреждение возможных ошибок учителя в подготовке и проведении урока, воспитательного мероприятия, занятий кружка, изучении отдельных тем, разделов учебной программы.

Эта форма контроля используется в работе с молодыми и малоопытными учителями. Например, отдельным учителям трудно правильно спланировать урок (целесообразно выбрать тип урока, формы и методы работы с учениками, средства обучения и т.д.). Директор заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы проводят с такими учителями беседу, во время которой дают рекомендации по планированию урока.

Перед изучением сложной темы руководитель учебного заведения рекомендует молодым учителям или учителям, которые впервые выкладывают данную тему, предварительно поурочной разработать ее, подготовить работы контрольного характера и обсудить их с руководителем методического объединения. Это поможет избежать ошибок в работе учителей, положительно повлияет на результативность обучения.

2. Текущий, (оперативный) контроль - осуществляется непосредственно в процессе деятельности для предотвращения отклонений от установленных планов, нормативов, положений, программ, оперативного устранения недостатков. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, межличностные отношения, сложившиеся в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится через определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги проделанной работы.

3. Заключительный контроль - осуществляется для обратной связи после окончания работы, например, в конце года. Объектом заключительного контроля результаты проделанной работы, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы предотвратить в будущем возможные ошибки.

По широте охвата объектов проверки:

1. Тематический контроль - это контроль за решением отдельных педагогических проблем. Он может преследовать разные цели: контроль за состоянием преподавания отдельных учебных предметов, за формированием национального сознания учащихся, развитием познавательной самостоятельности школьников, по организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке, осуществлением дифференцированного подхода к учащимся на уроках, за организацией проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, формирование у них интереса к учебе, за организацией учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня, за использованием межпредметных связей в процессе изучения учебных дисциплин и тому подобное.

Это могут быть такие, например, темы: "Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на уроке", "Выполнение требований единого языкового режима", "Организация индивидуальной работы с учащимися», «Использование средств обучения и учебной техники в процессе изучения учебных дисциплин", " состояние преподавания информатики в школе "," О работе со способными и одаренными учащимися "," Организация кружковой работы в школе, работы факультативов, студий, секций "," Обеспечение преемственности в обучении и воспитании при переходе учащихся из начальной в неполную общеобразовательную школу "и др.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года и предусмотрен в годовом плане работы школы. Результаты этого контроля обсуждаются на педагогическом совете учреждения или обобщаются в приказах директора.

2. Фронтальный контроль используется для проверки в полном объеме всей системы работы учителя, группы учителей. Он включает проверку таких вопросов, как планирование учебного материала (календарное и поурочное), воспитательной работы с классом, работы кружка, проведение уроков, внеклассных мероприятий, участие в работе методического объединения учителей, в других формах методической работы, ведения школьной документации (классных журналов, личных дел учащихся, журналов работы групп продленного дня, кружка), организацию работы с родителями учащихся, оборудование класса кабинета.

Этот вид контроля проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, методическое объединение, службы). Так, например, если методическое объединение ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.) такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Продолжительность фронтального контроля - 2-3 недели. Анализ его результатов может проводиться в виде беседы с учителем, рассматриваться на заседании предметного методического объединения учителей.

3. Смотровая контроль предусматривает ознакомление за короткий период с состоянием дел в учебном заведении (с профессиональным уровнем учителей, с работой над общеобразовательной проблемой и др.) Он используется в начале и в конце учебного года. Задача смотровой контроля состоит в выявлении нового, передового в практике работы учителей, а также тех трудностей, с которыми сталкиваются отдельные педагоги, и выработка мер по оказанию им практической помощи. Предметом проверки является состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, состояние учебного оборудования.

По объектам контроля:

1. Персональный контроль применяется для оказания помощи отдельным педагогам, в частности молодым и малоопытным учителям, а также учителям, которые получили рекомендации по результатам аттестации.

Такой вид контроля позволяет выявить недостатки в работе учителя (например, в активизации познавательной деятельности учащихся, в организации индивидуальных занятий, воспитательной работы с учащимися, в соблюдении требований единого языкового режима, в использовании средств обучения и т.д.) и оказать ему необходимую методическую помощь.

Персональный контроль - это не одноразовое действие (проверил - оказал помощь). Руководитель учреждения указывает срок для исправления недостатков, осуществляет повторную проверку работы учителя.

2. Классно-обобщающий контроль предполагает изучение влияния различных учителей на учащихся одного класса. Руководитель учебного заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы в течение нескольких дней посещает все уроки в одном классе. Такой контроль, как правило, осуществляется в слабых классах. Цель его - изучить причины отставания учащихся в обучении, их низкой дисциплины. Такими причинами могут быть отсутствие единых требований со стороны учителей, преподающих учебные предметы в данном классе, перегрузки учащихся домашними заданиями, разрыв между теоретическими знаниями и формированием умений и навыков и др.

3. Предметно-обобщающий контроль применяется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллельных классах, или в целом по школе.

4. Тематически-обобщающий контроль используется для изучения работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Например: формирование основ экологической культуры на уроках естественнонаучного цикла; развитие познавательных интересов учащихся; использование технических средств обучения в процессе обучения и другие.

5. Комплексно-обобщающий контроль предусматривает получение информации об организации изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Эта форма контроля в основном является компонентом фронтального контроля.

Правильное использование руководством учебного заведения рассмотренных видов контроля позволяет получить разностороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса и на этой основе квалифицированно управлять педагогическим коллективом.

Формы внутришкольного контроля:

1. Коллективная. К контролю привлекают все степени управления: администрацию, руководителей кафедр, опытных учителей, учеников, родителей.

2. Взаимоконтроль. К контролю привлекают руководителей кафедр, опытных учителей и классных руководителей через наставничество, взаимопосещения учебных занятий и воспитательных мероприятий.

3. Самоконтроль. Делегируется опытным учителям и классным руководителям с обязательным периодическим отчетностью предложенным схемам.

4. Административный плановый контроль. Осуществляют директор, его заместители, руководители кафедр в соответствии с планом внутришкольного контроля.

5. Административный регулировочный (внеплановый) контроль. Осуществляют директор и его заместители в случае возникновения непредвиденных планом проблем.

Методы внутришкольного контроля:

I. Методы контроля результатов. Разнообразие методов оценки результатов обусловлена разнообразием процессов в учебном заведении, каждый из которых имеет свои результаты и методы измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга.

Результаты многих процессов прежде всего сложно обнаружить и измерить. Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности, а именно полноты, прочности, обобщенности, системности, знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задачи, в том числе и тестовые. Значительно сложнее с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база пока отработана еще слабо.

Для оценки уровня интеллектуального развития используют тест умственного развития. Используют также экспертные оценки определения сформированности мотива обучения, уровня развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и тому подобное.

II. Методы контроля состояния процессов. Основными из них являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и т.п.), хронометраж, изучение документации. Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты или выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, нужно установить их причины. Здесь может быть использована и беседа с педагогом, и проверка документации и тетрадей учеников и классного журнала, и наблюдение за работой педагога на уроке.

1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и одновременное его анализ. Особенности непосредственного наблюдения состоит в том, что контролирующий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи по его коррекции перед самым педагогом. Методы наблюдения учебных и воспитательных занятий позволяет выявить состояние преподавания учителем учебного материала, правильность выбора типа урока, форм и методов работы на уроке, способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и т.д., умение организовать и провести воспитательные мероприятия, а также увидеть их влияние на формирование взглядов и убеждений учащихся.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычное наблюдение и анализ осуществляются главными результатами, фиксируются педагогом в качестве основной цели. Необходимыми результатами выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом учебного заведения, а также цели устранения недостатков, выявленных в процессе осуществления предварительного контроля.

Однако метод наблюдения не универсальный, далеко не все можно увидеть и услышать. В связи с этим он используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросам, изучением документации и хронометруванням процесса наблюдения.

2. Устная проверка. Это самый распространенный метод проверки знаний учащихся. В ходе ее является возможность выявить не только знания учеников по тому или иному предмету, темы, но и самостоятельность мышления, логику изложения материала, сформированность связной речи, особенности памяти и т.

Устная проверка знаний учащихся дает возможность сразу же увидеть качество усвоения учащимися учебного материала. Вместе с тем, она имеет и свои недостатки: 1) не способствует выявлению умений и навыков учащихся; 2) во время устного индивидуального опроса нет возможности выявить знания всех учащихся класса, а только отдельных (5-6 учеников). Поэтому устную проверку нужно сочетать с другими методами.

3. Метод письменного проверки дает возможность за один урок или часть урока проверить качество знаний, умений и навыков всех учеников класса. Этот метод более объективен по сравнению с устной проверкой, поскольку дает возможность видеть каждую неточность. Однако, письменная проверка имеет и свои недостатки: отсутствие живого контакта с учеником в процессе проверки, проверяя не могут проследить за развитием связной речи ученика, логикой рассуждения.

4. Метод изучения документации и планов. Это могут быть планы работы учебного заведения, его структурных подразделений, органов управления учреждением (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические и поурочные планы и тому подобное.

Реализация образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся; в отчетах педагогов, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и в личных делах учащихся, протоколах, решениях органов управления учебного заведения, в тетради замены больных педагогов и другой документации. Для фиксации других процессов также используются специальные документы: планы самообразования педагогов, тетради заявок и учета работы рабочих по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечного обслуживания учащихся, медицинские карты учащихся и т.

Метод изучения документации, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью в короткие сроки можно проверить значительный объем работы учебного заведения. Однако этот метод не позволяет установить, насколько зафиксированы в документах факты соответствуют действительности и установить возможные погрешности.

5. Социологические методы (интервью, беседа, анкетирование). Интервью состоит в том, что в этом разговоре присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного. Беседа в отличие от интервью предполагает, что две лица, принимающие в ней участие, находятся примерно в одинаковом положении - как тот, кто задает вопросы, так и тот, кто на них отвечает. Анкетирование - это письменный вид опроса, характеризуется удобством и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мыслей широкого круга респондентов, однако не дает основательной и детальной информации.

6. Тестирование - это метод психологической диагностики, основанный на использование тестов - системы стандартизированных задач, направленных на измерение уровня развития определенной психологической характеристики личности. К достоинствам тестирования отнесено возможность получения сопоставленных данных в больших массивах изучаемого материала. К недостаткам - невозможность выявить, как и за счет чего был достигнут полученных в процессе тестирования результатов.

Правильные люди на правильном месте важнее, чем правильная стратегия

Джек Уэлч

Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

Сущность, принципы и функции внутришкольного контроля

Каким бы высоким ни был ваш пост, вы отвечаете за то, что происходит на самом низу

Б. Г. Джеймс

В руководстве школой важно внутришкольный контроль.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Как функция управления контроль включает выявление степени соответствия процесса плановым показателям и естественному движению.

Важными элементами контроля является учет и анализ деятельности.

Учет деятельности позволяет получить полную информацию о состоянии дел в школе. Учет - это получение, обработка и систематизация сведений, выраженных, как правило, в количественной форме, о задачах, подлежащих выполнению, об имеющихся ресурсах, результаты выполнения планов и управленческих решений. Учет производится путем измерения, регистрации и группировки по определенным правилам данных, характеризующих объект управления.

Анализ деятельности заключается в комплексном изучении отчетной информации для объективной оценки деятельности. Анализ деятельности дает возможность:

Объективно оценить результаты работы школы за определенный период;

Выявить причины сложившегося положения дел в школе и динамики ее развития;

Выявить сложные взаимосвязи текущего состояния школы с различными факторами;

Получить количественную оценку эффективности деятельности школы;

Выявить проблемы в деятельности школы;

Найти приемлемые пути улучшения состояния дел.

Таким образом, анализ деятельности позволяет решить такую важную задачу, как определение степени живучести школы - способность противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям.

Управленческий (служебный) контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полном объеме все другие функции. Контроль обеспечивает правильную оценку реальной ситуации и тем самым создает условия для внесения

корректив в запланированные показатели.

Внутришкольный контроль - это глубокое, всесторонне изучение и анализ учебно-воспитательного процесса общеобразовательном учебном заведении и координация на основе этого всех отношений в коллективе. Его цель - добиться оптимального соответствия деятельности школы государственным стандартам.

Основные принципы внутришкольного контроля:

Стратегическое направление. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты учебного заведения и поддерживать их.

Плановость и систематичность контроля означает создание в учебном заведении системы контроля, которая позволит управлять ходом педагогического процесса. Поэтому внутренне школьный контроль заблаговременно планируют. В плане контроля конкретно определяют объект контроля (кто и что будет проверяться), субъект (кто будет контролировать), технологию контроля (каким образом), сроки контроля и место, где будут подведены итоги. План контроля доводят до сведения всех участников учебно-воспитательного процесса.

Научность предусматривает основательные научные основы контролируемой деятельности, полноту выводов и рекомендаций, высокий уровень компетентности того, кто проверяет.

Объективность по оценке и доброжелательность в отношении к субъектам проверки. Этот принцип предусматривает проведение проверки деятельности учителя, классного руководителя, всего педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основании произведенных и согласованных критериев.

Экономичность контроля означает, что все расходы на осуществление контроля не должны превышать достигнутых с его помощью результатов. Расходы на осуществление контроля должны приближать учебное заведение к намеченным целям. То есть если суммарные затраты на систему контроля преувеличивают созданные ею преимущества, то лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль.

Сочетание контроля с самоконтролем создает условия для самосовершенствования, самокоррекции, самообучения.

Гласность позволяет демократизировать процедуру контроля и снять излишнее напряжение из субъектов контроля. Гласность контроля обеспечивается тем, что результаты контроля, причины отклонений, приняты меры доводятся до всех участников рабочего процесса.

Ориентация на результат. Конечная цель контроля -

способствовать решению задач, стоящих перед школой.

Своевременность контроля заключается в установлении и обеспечении оптимального временного интервала между измерениями или оценками, которые осуществляются. Значение наиболее оптимального интервала контроля определяют с учетом временных рамок основного плана, скорости измерения, затрат на проведение измерения и распространение полученных результатов. Система эффективного контроля - это система, вовремя подает нужную информацию нужным лицам.

Непрерывность контроля состоит в том, контрольные мероприятия осуществляются постоянно, вне зависимости от сложности, важности и срочности выполняемых работ.

Точность контроля означает, что система контроля представляет достоверную информацию, реальные данные. Если система контроля генерирует недостоверную информацию, то возникают управленческие ошибки, потери сил и средств на решение проблем, которых не существует.

Обоснованность критериев контроля: стандарты системы контроля должны быть взвешенными и обоснованными, так как завышенные стандарты снижают мотивацию работников. Стандарты и нормативы должны подтягивать работников к высоким показателям деятельности, быть напряженными, но посильными.

Понятность контроля. Система контроля, которую трудно понять, может вызвать ошибки работников и даже игнорирование ими самого контроля.

Всесторонность контроля: контролируются все аспекты деятельности, даже, на первый взгляд, самые незначительные.

Гибкость контроля заключается в том, что формы, методы контроля должны максимально учитывать особенности и условия работы контролируемых сотрудников.

Простота контроля обеспечивает меньшие усилия и меньшие затраты на его осуществление. Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простые методы контроля требуют меньших затрат, они экономичны. Чрезмерная сложность ведет также к потере контроля над ситуацией. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

Гуманизация контроля направлена на установление между субъектом и объектом контроля отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества. Это достигается:

Отказом во время контроля от навязывания учителю вариантов деятельности, от мелочной опеки и регламентации, предоставления ему права свободного выбора технологии обучения и воспитания;

Созданием при контроле стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации педагогического процесса;

Создание условий для постоянного самосовершенствования учителя, предоставление ему возможностей для экспериментальной, исследовательской работы;

Объективной оценкой деятельности педагога, выявлением динамики роста его личности, общим определением программ дальнейшего самосовершенствования.

Индивидуализация контроля означает обязательное учета своеобразия каждой личности (темперамента, уровня познавательных интересов, эмоционально-нравственной чувствительности, типа мышления и памяти, волевых качеств и т.д.) при выборе форм и методов контроля, определение характера методических рекомендаций. Игнорирование руководителем индивидуальных особенностей педагога или незнание их может привести отсутствие взаимопонимания, нарушение единства педагогических позиций и даже противодействие.

Дифференциация предполагает взаимозависимость контроля и результатов работы всего педагогического коллектива или отдельных его групп. В условиях демократизации управления учебным заведением реализация этого принципа должно способствовать переходу педагогов, которые достигают стабильно высоких результатов, к высшей форме внутришкольного контроля - самоконтроля, то есть к работе в режиме полного доверия с использованием только итогового контроля.

В функции внутришкольного контроля относятся:

1. Диагностическая функция: контроль диагностирует педагогический процесс по определенным критериям, обнаруживает как успехи, так и недостатки работы всех его участников.

2. Информационная функция: контроль является источником получения информации, необходимой для анализа результатов деятельности при соотнесения их с запланированными результатами, осуществления корректировки работы администрации, педагогического и ученического коллективов, определения дальнейшей тактики действий в соответствии с выбранной стратегией.

3. стимулирующие-мотивационная функция: контроль стимулирует учеников к улучшению результатов своей учебы, учителей - к совершенствованию форм и методов осуществления учебно-воспитательного процесса; контроль мотивирует общее стремление учителей и учеников к получению лучших показателей в учебе.

4. Коммуникативная функция: контроль является одной из коммуникативных звеньев во взаимоотношениях (учеников и учителей; учителей и директора школы; учеников, учителей и руководителя) систематизированный контроль обеспечивает непрерывный процесс взаимодействия всех участников педагогического процесса.

5. Интегративная функция: контроль объединяет усилия всех участников педагогического процесса при устранении недостатков работы с целью достижения общей цели.

Как итог обобщим понятие «контроль»: по сути - это получение обратной связи о ходе и результатах выполнения должностных обязанностей (учебно познавательной деятельности учащихся и учебно-воспитательной работы педагогов и т.д.); по форме - это самостоятельная управленческая функция, направленная на проверку состояния объекта (образовательного процесса, учебно-познавательной деятельности учащихся и т.д.) по назначению - это основа для принятия управленческих решений на основе анализа полученной информации.