Тициан. Аллегория Благоразумия. Удивительные аллегории тициановской живописи: Кто послужил прообразами для «странной картины» гениального итальянца Софонисба Агнисола.Портрет Тициана с женой Чечилией

27.09.2019

В 1508 ГОДУ В ВЕНЕЦИИ ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ХУДОЖНИК ДЖОРДЖОНЕ
ОКОНЧИЛ РОСПИСИ ФАСАДА НЕМЕЦКОГО ПОДВОРЬЯ, ПОРАЗИВШИЕ
СОВРЕМЕННИКОВ. НО ОСОБЕННО ЗНАТОКИ ХВАЛИЛИ ФРЕСКИ БОКОВОГО ФАСАДА, АВТОРОМ КОТОРЫХ БЫЛ НЕ САМ МАСТЕР, А ЕЩЕ СОВСЕМ ЮНЫЙ УЧЕНИК ДЖОРДЖОНЕ - ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИ ИЗ КАДОРЕ.
ТАК В ВЕНЕЦИИ ВПЕРВЫЕ ПРОЗВУЧАЛО ИМЯ, СТАВШЕЕ ВПОСЛЕДСТ$
ВИИ ЦЕЛОЙ ЭПОХОЙ В ИСКУССТВЕ ИТАЛИИ.

Творческая жизнь Тициана охватывает почти три четверти
бурного XVI столетия. Он пережил и годы наивысшего
подъема духовных сил Италии, и годы глубокого кризиса
всей культуры Возрождения.

Около 1505 года Леонардо да Винчи пишет знаменитую
«Джоконду», в 1508 году молодой Микеланджело начинает
роспись Сикстинской капеллы. А уже через несколько лет
современники ставят рядом с именами этих прославленных мастеров имя Тициана.

Созданное великим художником по своим масштабам
превосходит творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и
Микеланджело, вместе взятых. Но величайшие шедевры
Тициана рождаются во второй половине XVI века-в эпоху драматических потрясений, ознаменовавшую гибель
того прекрасного мира, который создали в своем воображении мастера Ренессанса. Глубокий старик, давно потерявший популярность в Венеции и почти не получающий
заказов, он пишет теперь картины для себя.

Одна из работ позднего Тициана-«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие». Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и внука Марко соединены
с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой
прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia
(«знание»), prudentia («опыт»).

Ключ к расшифровке аллегории картины заключается
в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» - «Опираясь на
прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не
навредить будущему».

«Аллегорию Благоразумия», как и все поздние работы
Тициана, отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и тончайшее эмоционально-психологическое толкование религиозных и мифологических тем. Поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски.

Один из учеников Тициана оставил подробное описание того, как мастер работал в последние годы:
«Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как
бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично
сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной
кистью либо в чистом красном тоне, который призван был
наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная
ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим
умением, при помощи всего лишь четырех цветов вызывал
он из небытия обещание прекрасной фигуры… Он покрывал затем эти остовы, представляющие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывая его посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что, казалось, ему не хватало только дыхания… Последние ретуши он наводил легкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам
и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место, либо же лессировал красным тоном, точно каплями
крови, для оживления живописной поверхности… К концу
он поистине писал больше пальцами, нежели кистью».

Поздний Тициан. Где посмотреть

Эскориал, монастырь Сан Лоренцо
Мученичество Святого Лаврентия. 1567
Рим, галерея Боргезе
Венера, завязывающая глаза Амуру. Ок. 1565
Санкт$Петербург, Эрмитаж
Кающаяся Мария Магдалина. Ок. 1565
Святой Себастьян. 1575
Мадрид, Прадо
Несение креста. 1570-1575
Испания приходит на помощь Религии. Ок. 1575
Вена, Музей истории искусства
Портрет Якопо Страда. 1567-1568
Пастух и нимфа. 1575-1576
Лондон, Национальная галерея
Мадонна с младенцем. 1565-1570

Мюнхен, Старая Пинакотека
Коронование терновым венцом. 1570-1575
Сент$Луис, Художественный музей
Поругание Христа. 1570-1575
Кембридж, Музей Фитцвильям
Тарквиний и Лукреция. 1571
Роттердам, Музей Бойманс ван Байнинген
Ребенок с собаками. 1575-1576
Кромержиж, Картинная галерея
Наказание Марсия. 1575-1576
Венеция, Галерея Академии
Оплакивание Христа. 1576

Год: 1565–1570.
Тип: Холст, масло.
Размеры: 76,2*68,6 см.

Аллегория благоразумия

«Аллегория благоразумия» была написана маслом в 1565–1570 года. Авторство приписывается итальянскому живописцу Тициану (возможно, ему помогали).

На работе изображены три головы животных, смотрящих в разные стороны (слева направо: волк, лев, собака), под тремя человеческими головами. При анализе картину интерпретируют на нескольких «уровнях».

Аллегория благоразумия

Три возраста человека

На этом уровне представлены человеческая юность, зрелость и старость. Возможно, головы символизируют более широкое понятие самого времени, изображают прошлое, настоящее и будущее. Эта тема повторяется и в головах зверей, которые, согласно некоторым традициям, связанны с соответствующими временными периодами.

Святой Себастьян. Тициан.

Опыт прошлого

Еще один уровень, благодаря которому картина приобрела свое нынешнее название, основана на едва заметной подписи (вверху картины), гласящий: «EX PRAETERITO | PRAESENS PRUDENTER AGIT | NE FUTURA ACTIONE DETURPET» («Из опыта прошлого, настоящие действия предусмотрительны, чтобы не испортить будущее»). Предполагает, что картина определенным образом связана с похождением молодости Тициана, и моменте, когда художник задумался о плате за необдуманные поступки.

Таким образом, картина действует как визуальный советник от трех поколений, призывающий действовать благоразумно и осмотрительно, передавая этот опыт своим потомкам.

О грехе и покаянии

Однако, совсем недавно, картину объяснили совершенно по-другому. Вместо «аллегории благоразумия» тематику работы определили как «грех и покаяние». С этой точки зрения Тициан показывает неспособность действовать в юности и зрелом возрасте предусмотрительно и благоразумно, что в старости приводит к сожалению и грусти.

В этой плоскости картина интерпретировалась как утверждение о благоразумии, которое приходит в старости, с опытом. Такая трактовка опровергает мнение о том, что пожилые люди представляют опасность для изобразительного искусства.

Существует версия, что на картине изображен Тициан и два его помощника (Орацио и Марко). Она не противоречит указанным выше интерпретациям.

Картина «Аллегория благоразумия» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

Аллегория времени, управляемого мудростью.

Тициан, судя по этой работе, где-то в Ватикане явно видел статую Сераписа, или посещал развалины его храма, которые, к слову, итальянцами сохранены и доcтояли до нашего времени. Их можно посмотреть. Но вот что пишут по поводу картины искусствоведы.

«Имеет глубокий философский смысл картина «Аллегория времени». В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром, а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу, старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Ну а чего… - поэтично. Хотя и очень спорно - очень часто именно немощные старцы правят миром. На самом деле картина называется «Аллегория благоразумия» и снабжена в верхней части буковками, из которых складываются слова «EX PRAETERITO/PRAESENS PRUDENTER AGIT/NE FUTURA ACTION DETURPET». Что означает подстрочно - прошлое/настоящее действует осмотрительно, чтобы не испортить будущие действия. Иными словами: Благоразумие - память о прошлом, организованном в настоящем, для того чтобы созерцать будущее.

Не правда ли, несколько иной смысл получается? Если еще учесть, что моделью художника послужил объединенный символ Осириса, Сета, Анубиса, Сераписа, Плутона и Энки. Богами, так или иначе, представляющими мир подземный.

Баккер, Якоб де - Три возраста. Аллегория.

Время - это проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений: «раньше», «одновременно», «позже». Время безразлично к тому, что именно изменяется,оно представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего. Время течет в будущее, а события уходят в прошлое. В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего, будущее не наполнено ими и открыто для созидания.

Встав однажды до рассвета, Понял я: пора! Ждет меня за далью где-то Черная гора. Много лет в краю том дальнем, Может, чуть дыша, На цепях в гробу хрустальном Спит моя душа. Мне пришлось ее лишиться В пору черных лет. Раньше, чем успел родиться Я на белый свет. Мне чего-то там твердили Про веретено, Но ее похоронили С верой заодно! Эту спящую царевну Много лет подряд Ни фанфары, ни сирены Не могли поднять. Ложь, напудренная густо, Охраняла гроб, А на сердце было пусто, Хоть кати шаром. Нет, любви к Отцу народов Не было уже, Но пришла к нам через годы Боль невинных жертв. Не страдали мы без меры, Мы из-за него - Поколение без веры, Только и всего! Муза выплюнула с кровью Многолетний кляп! Все же, что это такое - Пройденный этап? Злоба, зависть ли людская Убивала их, Самых лучших исключая Из числа живых! А потом все эти годы - Пустота и ложь! Вот она откуда родом - Эта молодежь! И, конечно, было нужно, Нужно все равно В час, когда смертельно душно, Распахнуть окно!

Меня давно привлекала эта философская картина Тициана,написанная уже взрелые годы.Предлагаю вам познакомиться с ней и обсудить.

АЛЛЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ,КОТОРЫМ УПРАВЛЯЕТ БЛАГОРАЗУМИЕ.1565-1570

Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» —

«ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ.».

Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и племянника Марко соединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»).

В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа.

Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром,

а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу,

старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Тициан.Автопортрет

Ястребиный профиль старика, олицетворяющего прошлое, это профиль самого Тициана.(Слева) Это то же лицо, которое мы видим на незабываемом автопортрете в Прадо,который датируется тем же самым периодом,что и "Аллегория",когда Тициану было уже за 90 .

В центре преданный сын Орацио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни.

Таким образом Орацио Вечелли, которому тогда было около сорока пяти, в 1569 официально был провозглашен «преемником»: в его лице «настоящее» наследовало тициановскому «прошлому».

Это, в свою очередь, подводит нас к предположению, что именно его лицо появляется в центре картины — это «воплощение силы и пыла», как, сравнивая настоящее с прошлым и будущим.

Если лицо самого Тициана обозначает прошлое, а лицо Орацио — настоящее, то вполне вероятно, что третье, молодое, обозначающее будущее, принадлежит племяннику художника.

Тициан взял в дом и заботливо наставлял в своем искусстве дальнего родственника, которого «особенно любил»: Марко Вечелли. родившегося в 1545, которому, следовательно, к тому времени, когда была создана «Аллегория Благоразумия»,исполнилось двадцать с небольшим.Он,как бы замыкает три поколения семьи Вечелли.

Как бы там ни было, внешность юноши, так же как и лицо старика, менее плотское, чем лицо зрелого мужчины в центре. Будущее, как и прошлое, менее «реальны», чем настоящее. Но в отличие от погруженного тень прошлого оно сияет избытком света.

Это официальные предположения и размышления искусствоведов.

Принимая во внимание тогдашние настроения Тициана, попробуем выразить основную мысль, заложенную в этой удивительной аллегории, прибегнув к наиболее распространенной в тициановские времена поэтической форме.

Три возраста, и в каждом есть услада.
Весной избыток сил и чувств броженье,
А ближе к осени успокоенье,
И даже в старости своя отрада.


У молодости смелость и бравада –
Ей часто так недостает терпенья.
С годами осеняет нас прозренье,
И старец обретает мудрость взгляда.

Без прошлого бы не было сегодня,
А с ним не за горами и грядущее.
Законы временные непреложны -
В них воля проявляется Господня,
И лишь Ему подвластно все живущее.
Потуги наши жизнь продлить ничтожны.

Софонисба Агнисола.Портрет Тициана с женой Чечилией.

Как вы относитесь к фразе Тициана:

«Из прошлого настоящим руководит Благоразумие, дабы не навредить деяниям будущего».?

Что можете сказать о самой картине и её содержании?

Понравилось ли вам стихотворение?Согласны ли вы с его автором?