Татарский государственный академический театр г камала. Камал галиаскар

15.06.2019

Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Галиаскара Камала - известного татарского писателя и общественного деятеля.

Знакомство

Галиаскар Камал по праву считается одним из основоположников татарского театра и драматургии. Он появился на свет в январе 1879 года в Казани. Детские годы мальчика прошли в родной деревне его матери - Масре (Арский район). Когда он немного подрос, мать отдала его в казанский медресе «Госмания», а после - в медресе «Мухаммадия».

Работа

Начиная с 1901 года, Галиаскар Камал занимался издательством газеты «Прогресс». Немного позже, поднабравшись опыта, создал издательский дом «Просвещение». Начиная с 1906 года, печатался в ряде газет («Свободный народ», «Свобода»), где пропагандировались марксистские идеи. Вскоре после этого Галиаскар Камал стал главой сатирического журнала под названием «Молния», печатался в газете «Звезда».

Молодой человек занимался переводами разных произведений русских писателей («Ревизор», «На дне» и «Гроза»). Критики писателя считают, что важнейшими его произведениями являются такие: комедии «Тайна нашего города», «Любовница», «Банкрот» и «Из-за подарка», драма «Несчастный юноша». Комедии Галиаскара в резкой форме высмеивали всё буржуазное общество, его стереотипы и пороки. После окончания Октябрьской революции мужчина всё чаще писал сатирические стихотворения. В это время он сотрудничал с такими газетами, как «Красное знамя» и «Труд».

Театр Галиаскара Камала (Казань): история

Зимой 1906 года творческие молодые люди Казани представили жителям свой спектакль, который был сыгран полностью на татарском языке. Если конкретнее, то были показаны две постановки: «Беда из-за любви» и «Жалкое дитя». 22 декабря 1906 года считается настоящей датой рождения этого театра. Первую труппу основал Ильяс Кудашев-Ашказарский - обычный, но талантливый преподаватель из города Оренбурга. Вскоре членом труппы стал режиссер и артист Габдулла Кариев, который быстро стал её главой. Этого человека называли «отцом татарского театра» ещё в расцвете его карьеры. Новосозданная труппа «Сайяр» быстро становится островком культуры, просвещения и демократических движений. В 1912 году из труппы уходят несколько артистов, которые формируют театральное образование под своим началом. В «Сайяр» вступают новые молодые артисты. Труппа показывала не только классику, но и современные постановки. Большой популярностью пользовался спектакль, написанный Галиаскаром Камалом, под названием «Банкрот».

В 1922 году названную труппу соединяют с ещё двумя другими и создают «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного октября». Его главой становится актер, режиссер и педагог Карим Тинчурин.

Театр имени Галиаскара Камала: присуждение имени

В 1926 году празднуется 20-летний юбилей. Многих артистов награждают почетными званиями, а театр становится академическим. Во времена сталинских репрессий театр теряет много ценных кадров: некоторые из них покидают страну, спасаясь бегством, а некоторые становятся заключёнными. Многие из тех, кто остался на свободе, решили не возвращаться к своей деятельности. В 1940-х годах на сцене всё ещё показывают переводные зарубежные пьесы и русскую классику. В 1939 году празднуется 60-летие героя нашей статьи. В честь этого театру присуждают имя Галиаскара Камала.

Когда начинается война, многие артисты уходят на фронт. В театр поступают новые свежие силы из студии ГИТИСа. В 1956 году власть реабилитирует многих значительных деятелей татарского народа. В 1957 году в Москве театр Галиаскара Камала награждают высшей из возможных наград - орденом Ленина.

Современное положение

1980-1990 годы известны сменой режиссерских поколений. От этого театр только выигрывает. Благодаря таланту и профессионализму своих артистов, он занимает призовые места на множестве фестивалей. В 1996 году актеры театра впервые выступают за границей (Германия») на Международном фестивале. В начале 2001 года главный режиссёр Марсель Салимжанов становится лауреатом премии «Золотая маска». После его смерти в следующем году на эту должность приходит Фарид Бикчантаев - близкий друг и ученик Марселя.

Начиная с 2000-х годов, труппа активно гастролирует по всей России, собирая огромные залы зрителей. Получив такую славу, театр Галиаскара Камала (Казань) выходит на новый уровень и начинает проводить гастроли в странах дальнего и ближнего зарубежья. В особый восторг от талантливых артистов приходят зрители Испании, Венгрии, Колумбии, Эстонии, Германии, Литвы, Казахстана и Финляндии.

Память

Советский народ любит и помнит своих героев, поэтому чтит их память. В 1978 году появился маркированный художественный конверт с изображением Камала. В честь писателя названы улицы в Елабуге, Набережных Челнах. Дом писателя в Казани признан памятником истории. Поскольку он был построен в 1902 году, то нуждался в серьёзной реставрации, которая была произведена в 2012 году.

Галиаскар Камал был выдающимся человеком, который внёс огромный вклад в развитие татарского искусства. В честь этого деятеля назвали уже известный нам театр, который по сей день радует зрителей не только России, но и зарубежных стран.

Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала

Театр имени Камала
Основан 22 декабря
Награды
Руководство
Директор Якупов, Ильфир Ильшатович
Главный режиссёр Бикчантаев, Фарид Рафкатович
Сайт kamalteatr.ru

Интерьер театра им. Г.Камала

История

Уже в начале ХХ века появились первые татарские любительские театральные группы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси ( -). Возникновение профессионального татарского театра связано с Татарским Академическим театром имени Галиасгара Камала. Днём рождения ТГАТ имени Камала считается дата 22 декабря 1906 года , так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Первой профессиональной татарской группой, ставшей зародышем ТГАТ, была «Сайяр» («передвижник», «путешественник»). Название для группы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай . В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашказарский , Сулейман Валеев-Сульва , выдающиеся татарские драматурги Галиасгар Камал , Карим Тинчурин , актёр и режиссёр Зайни Султанов , актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская , артисты Ашраф Синяева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская , Касым Шамиль, Мухтар Мутин , актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского, писателя Фатиха Амирхана .

Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев , настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в группе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.

Необходимо отметить также Галиасгара Камала, или «татарского Островского», как называл его Тукай. Его первая драма «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша») написана в , издана в 1899 году . До революции он написал такие произведения, как «Беренче театр » («Первое представление»), «Бүләк өчен» («Ради подарка»), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города»), «Банкрот ». Перевёл пьесы «Жалкое дитя» Намика Кемаля, «Женитьбу», «Ревизора» Н. В. Гоголя , «Грозу» А. Н. Островского , «На дне» А. М. Горького и другие пьесы русских и зарубежных авторов.

Основоположниками татарской музыкальной драмы стали драматург Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев . Это легендарная «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»), «Алар өчәү иде» («Их было трое»). За 100 лет существования татарского профессионального театра музыку к спектаклям писали десятки композиторов , среди них - Сара Садыкова , Джаудат Файзи , Александр Ключарёв , Хуснулла Валиуллин , Фасиль Ахметов , Масгут Имашев, Назиб Жиганов , Алмаз Монасыпов, Энвер Бакиров , Луиза Батыр-Булгари, Бату Мулюков .

Во второй половине XX столетия в театре работали режиссёры Ширьяздан Сарымсаков, Празат Исанбет, Абдулла Юсупов, Хусаин Уразиков, Гумер Девишев, Валерий Бебутов, Александр Михайлов, Рафкат Бикчантаев, Марсель Салимжанов . В 1991 году режиссёром-постановщиком театра становится Фарид Бикчантаев. Сейчас он - главный режиссёр театра имени Г. Камала.

В 1961 году в труппу театра влились выпускники Московского театрального училища им. Щепкина и , которые стали известными артистами. Это Шамиль Бариев , Ренат Тазетдинов , Азгар Шакиров , Наиль Дунаев , Нажиба Ихсанова, Гульсум Исангулова, Фирдаус Ахтямова , Равиль Шарафеев , а также известный драматург Туфан Миннуллин - автор более полусотни пьес. Многие из них были поставлены на театральных сценах не только Татарстана , но и других регионов России. Это «Без китәбез, сез каласыз» («Мы уходим, вы остаётесь»), «Ай булмаса, йолдыз бар» («Без луны звезда нам светит»), «Авыл эте Акбай» («Деревенский пес Акбай»), «Моңлы бер жыр» («У совести вариантов нет»), «Миләүшәнең туган көне» («День рождения Миляуши»), «Үзебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами») «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш»), «Әниләр һәм бәбиләр» («Дочки-матери»), «Хушыгыз» («Прощайте»), «Канкай угылы Бәхтияр» (пьеса о сподвижнике Емельяна Пугачёва Бахтияре Канкаеве «Бахтияр Канкаев»), «Шулай булды шул» («Вот так случилось»), «Җанкисәккәем» («Свет моих очей»), «Гөргөри кияүләре» («Зятья Гэргэри»), «Эзләдем, бәгърем, сине» («Искал тебя, любимая»), «Галиябану, сылуым-иркәм» («Галиябану, ненаглядная моя»), «Шәҗәрә» («Родословная»), «Алты кызга бер кияү» («Шесть невест и один жених»), «Диләфрүзгә дүрт кияү» («Четыре жениха Диляфруз»), «Илгизәр+Вера» («Ильгизар+Вера»).

В 1972 году по проекту по проекту группы архитекторов, состоящей из Г. Горлышкова, Ю.А. Корнеева, Ф.М. Евсеева, М.Г. Евсеевой, Г. Хаджина, Н. Шебалиной, началось строительство нового здания театра. В 1986 году оно было завершено, а в январе 1987 года состоялось открытие сцены.

В 1995 году молодые актёры театра на Международном фестивале театральных школ в Москве получили главную премию за спектакль «Чайка» Антона Чехова. Режиссёр - Ф. Бикчантаев.

В 2001 году главный режиссёр театра имени Камала Марсель Салимжанов был удостоен высшей российской награды - национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

Оформлением спектаклей в разные годы занимались художники С. Яхшибаев, Г. Камал, П. Беньков, Э. Гельмс, П. Сперанский, М. Сутюшев, А. Тумашев, Р. Газиев, А. Кноблок, А. Закиров и С. Скоморохов.

В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, профессор Фарид Бикчантаев, с 2011 года возглавляющий Союз театральных деятелей Республики Татарстан.Театр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему Зарубежью и завоевывает большой успех у зрителей Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании, Колумбии, Испании, Китая, Венгрии и др.

В июне 1923 года одному из основоположников татарской драматургии и татарского театра Галиаскару Камалу (Камалетдинову) присвоено почетное звание «Герой труда», чуть позже его наградили званием народного драматурга ТАССР.

Биография

Родился в семье кустаря в Казани. Детство проводит в родной деревне матери Т?б?н Масра (нынешний Арский район).

Учился в казанском медресе «Госмания», 1889-1897 годах в медресе «Мухаммадия».

В 1901 выпускал газету «Тэраккый» («Прогресс»), организовал издательство «Мэгариф» («Просвещение»). С 1906 года работал в газете «Азад» («Свобода»), затем - «Азад халык» («Свободный народ»), где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма.

Был издателем и редактором сатирического журнала «Яшен» («Молния», 1908-09), работал в газете «Юлдуз» («Звезда», 1907-17).

Печатался с 1900 года. Важнейшие произведения - драма «Несчастный юноша» (1907, 2-й вариант), комедии «Из-за подарка» (1908), «Любовница» (1911), «Тайны нашего города» (1911), «Банкрот» (1912, рус. пер. 1944) - резко бичевали пороки буржуазного общества. После Октябрьской революции Камал писал сатирические стихи, сотрудничал в газете «Эш» («Труд»), «Кызыл байрак» («Красное знамя»).

Перевёл на татарский язык «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозу» А. Н. Островского и «На дне» М. Горького.

22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы "Жалкое дитя" и "Беда из-за любви". Эта дата считается днем рождения татарского театра, хотя еще в конце XIX столетия были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних театров.

Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский (1884-1942). Позднее в труппу был принят артист, режиссер Габдулла Кариев (1886-1920), ставший ее руководителем и еще при жизни названный "отцом татарского театра". В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (1885-1974) – первая в мире женщина-мусульманка, взошедшая на сценические подмостки.

Труппа "Сайяр", т.е. "Передвижник" (так назвал труппу народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с первых же шагов стала очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений среди народа.

Начиная с 1911 года “Сайяр” работает в помещении Восточного клуба в городе Казани (ныне – здание Музея Татарского театрального искусства по улице Татарстан,д.8). В 1912 году из труппы “Сайяр” уходит С.Гиззатуллина-Волжская и создает в Уфе труппу «Нур» («Луч»); до революции возникает еще несколько татарских трупп.

В труппу “Сайяр” приходят новые силы: Гульсум Болгарская, Карим Тинчурин, Нагима Таждарова, Ашраф Синяева,. В афише наряду с шедеврами национальной классики (“Банкрот” Галиасгара Камала, “Первые цветы” Карима Тинчурина, “Галиябану” Мирхайдара Файзи, “Зулейха” Гаяза Исхаки и др.) произведения русской и зарубежной классики, Новой драмы. С театром сотрудничают композитор Султан Габяши, художник Сабит Яхшибаев, критик и переводчик Габдрахман Карам.

Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября и татарский театральный техникум

В 1922 году решением Наркомпроса из трупп “Сайяр”, “Нур”, «Ширкат» и фронтовых бригад формируется “Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября”. Правительство Татарской республики приглашает возглавить театр ученика Габдуллы Кариева, драматурга, актера, театрального педагога и режиссера Карима Тинчурина (1887-1938).

В 1923 году в г. Казани открывается театральный техникум, педагогами которого становятся ведущие мастера татарской сцены. В 1926 году труппа пополняется первыми выпускниками техникума (Галия Булатова, Галия Нигматуллина, Галия Кайбицкая, Хаким Салимжанов и др.).

Академический театр имени Галиасгара Камала и сталинские репрессии

В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей театра. Многие актеры удостаиваются званий заслуженных артистов республики, героев труда, а сам театр получает статус академического.

В 1930 году театр участвует в Первой Олимпиаде театров народов СССР в Москве. Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов проходят под знаком режиссерских поисков.

В конце 1930-х годов, в период сталинских репрессий, театр несет огромные потери. Погибают в застенках НКВД драматурги Фатых Сайфи-Казанлы, Фатхи Бурнаш, Ахмет-Тажетдин Рахманкулов, Карим Тинчурин, выдающийся актер и режиссер Мухтар Мутин, подвергаются репрессиям режиссер Гали Ильясов, драматург Мирсай Амир; режиссер Гумер Исмагилов, спасаясь от ареста, навсегда покидает Казань. Многие драматурги отходят от писательской деятельностиНа татарской сцене на рубеже 1930-40-х годов начинают преобладать переводные пьесы зарубежной и русской классики.

В 1939 году в честь 60–летия классика и родоначальника татарской драматургии и театра Галиасгара Камала театру присуждается его имя.

Военные и послевоенные годы

С началом войны театр активно обслуживает бойцов казанских госпиталей, актерские бригады выезжают в прифронтовую полосу. Многие актеры уходят на фронт. В годы войны в Казань в эвакуацию прибывает замечательный режиссер, ученик Вс.Мейерхольда В.Бебутов. В Камаловском театре он ставит этапные спектакли по русской и зарубежной классике (“Гроза”, “Собака на сене”, “Король Лир”).

Из спектаклей военного времени, созданных по произведениям татарских драматургов, выделяются “Хужа Насретдин”, “Марьям” Н.Исанбета и “Минникамал” М.Амира и др.

В 1949 году в Казань приезжает группа талантливых выпускников татарской студии ГИТИСа (Шахсенем Асфандиярова, Асия Галеева, Гаухар Камалова, Рафкат Бикчантаев, Празат Исанбет, Дэллюс Ильясов и др.). Вскоре наиболее одаренные актеры этой плеяды П.Исанбет и Р.Бикчантаев обращаются к режиссерской практике.

В 1956 году после ХХ съезда КПСС были реабилитированы славные имена К.Тинчурина и Ф.Бурнаша.

Это обстоятельство помогло театру обрести “второе дыхание” и с честью выйти из кризиса. Актеры старшего поколения с воодушевлением принимаются за восстановление “Голубой шали” в режиссерском рисунке самого К.Тинчурина. С этого года и по сей день эта легендарная пьеса не сходит со сцены театра. В драматургию приходят новые силы: Хай Вахит, Шариф Хусаинов, Аяз Гилязов, Ильдар Юзеев и др.

В 1957 году в Москве проходит Декада татарской литературы и искусства, по результатам которой театр награждается высшей наградой СССР – орденом Ленина, а Халиль Абжалилов первым из татарских актеров получает звание народного артиста СССР.

В 1958 году спектакль “Без ветрил” К.Тинчурина в режиссуре Ш.Сарымсакова становится первым художественным произведением, удостоенным только что учрежденной Государственной премии имени Габдуллы Тукая.

Эпоха Марселя Салимжанова

В 1961 году в театр возвращаются выпускники татарской студии училища имени М.Щепкина, ныне корифеи театра. Начинают писать для сцены их однокурсники, драматурги Туфан Миннуллин (1935-2012) и Рабит Батулла (р.1937).

В 1966 году на должность главного режиссера приходит Марсель Салимжанов (1934-2002). С его именем связана славная пора зрелого театрального искусства Татарстана. С первых постановок становится ясно, что в театр пришел лидер, творец, утверждающий диктатуру режиссуры, умирающей в актерском искусстве. Спектакли 1960-80-х годов: “Миркай и Айсылу”, “Беглецы” Н.Исанбета,

“Американец”, “Угасшие звезды”, “Казанское полотенце” К.Тинчурина, “День рождения Миляуши”, “Старик из деревни Альдермеш” Т.Миннуллина, “Приехала мама” Ш.Хусаинова, “Нашествие” Л.Леонова, “Бесприданница” А.Островского, “Три аршина земли” А.Гилязова и др. прочно входят в золотой фонд многонациональной театральной культуры России.

В 1970-1980-е годы труппа театра пополняется актерами–выпускниками Казанского театрального училища, Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Высшего театрального училища имени М.С.Щепкина.

В 1975 году народным артистом СССР становится Фуат Халитов, в 1977 – Шаукат Биктемиров, в 1980 – Габдулла Шамуков, в 1984 – Марсель Салимжанов. В 1979 году драматург Туфан Миннуллин, актер Шаукат Биктемиров и режиссер Марсель Салимжанов за спектакль «Старик из деревни Альдермеш» удостоены Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского. В 1985 году актер Ринат Тазетдинов удостаивается Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии России становится в 1991 году актриса Алсу Гайнуллина. Спектакли “Свои люди – сочтемся”, “Бесприданница”, “Минникамал”, “Три аршина земли”, “Как звезды в небе”, “Здесь родились, здесь возмужали” и другие становятся лауреатами и дипломантами Всесоюзных фестивалей и конкурсов. Вплоть до своей смерти великий реформатор татарской сцены М.Салимжанов продолжает ставить талантливые спектакли, масштабные полотна народной жизниярким примером является его последняя постановка “Баскетболист”.

Смена режиссерских генераций и современный этап

На рубеже 1980-90-х годов в театре происходит смена режиссерских поколений. В 1987 году режиссер Дамир Сиразиев ставит эпохальный спектакль “Плаха”, в котором находят отражение перестроечные думы и чаяния. В 1991 году в театр после учебы в ГИТИСе возвращается Фарид Бикчантаев, постановщик таких этапных спектаклей, как “Ромео и Джульетта”, “Домовой”, “Учитель танцев”, “Рыжий насмешник и его черноволосая красавица”, “Чайка”, “Три сестры”, “Черная бурка” и др.

В 1995 году в Казанской государственной академии культуры и искусств состоялся первый актерский выпуск под руководством М.Салимжанова и Ф.Бикчантаева.

Высокий уровень исполнительского искусства и постановочной культуры спектаклей позволил театру добиться успехов на многих театральных смотрах и фестивалях. В 1996 году театр впервые выступил за рубежом на Международном фестивале молодежных театров в г.Аугсбурге в Германии.

В 2001 году выдающийся режиссер М.Х.Салимжанов стал лауреатом премии “Золотая маска” в номинации “За честь и достоинство”. В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, профессор Фарид Бикчантаев, с 2011 года возглавляющий Союз театральных деятелей Республики Татарстан.

Театр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему Зарубежью и завоевывает большой успех у зрителей Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании, Колумбии, Испании, Китая, Венгрии и др.

В 2014 году спектакль «Однажды летним днем» Йона Фоссе в постановке Ф.Бикчантаева номинируется на премию «Золотая маска».

С 1998 года театр проводит Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», с 2010 года – Международный театрально-образовательный форум «Науруз», с 2009 года –

Всероссийский фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло».

Учредителем театра является Республика Татарстан. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Татарстан осуществляются Министерством культуры Республики Татарстан.