Создание профессионального театра в россии. Как возник русский профессиональный театр Основание первого русского профессионального театра

23.06.2020

ВОЛКОВ Фёдор Григорьевич (9(20) февраля 1728, Кострома — 4(15) апреля 1763, Москва) — выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра.

Волков был пасынком ярославского купца и промышленника Ф. Полушкина. Детство Волкова прошло в Костроме. С 1735 семья живет в Ярославле. В 40-х гг. Волков был послан Ф. Полушкиным в Москву, «в науки», для изучения основ коммерческого дела. В Москве происходит знакомство Волкова с итальянским оперно-балетным театром. Первый биограф Ф. Г. Волкова Н. И. Новиков указывает, что встреча Волкова с итальянским театром произошла в Петербурге в 1746, где Волков знакомится« с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при Императорском итальянском театре… Ходил он несколько раз на театр, чтобы обстоятельно рассмотреть оного архитектуру, махины и прочие украшения; и как острый его разум все понимать был способен, то сделал он всему чертежи, рисунки и модели…» Пребывание в столице, посещение Петербурга значительно расширило кругозор будущего организатора русского национального театра.

После смерти отчима Волков становится наследником его состояния, получив в полное владение его кожевенные и серно-купоросные заводы. Волков неохотно управлял заводами, все вдохновение и время он отдает театру, к созданию которого приходит, обладая талантом, энергией и необходимыми знаниями. С 1750 в Ярославле начинаются регулярные представления труппы« охочих комедиантов»(любителей), возглавляемой Волковым. В составе этой труппы были знаменитые в будущем актеры И. Дмитревский (Нарыков), Я. Шумский, А. Попов и другие. Первоначально театр помещался в т.н. «кожевенном амбаре»(помещении для хранения кож), оборудованном для театральных представлений. Спектакли пользовались большим успехом у ярославской публики. Однако небольшой театр стал тесен для умножающегося числа зрителей. Волков обращается к зрителям, к публике, дабы собрать средства для постройки нового театра. По словам Новикова, новое театральное здание, построенное под наблюдением Волкова, вмещало до тысячи зрителей.

Волков отличался завидной многогранностью: он был архитектором, живописцем, художником, машинистом сцены, а потом директором, режиссером и первым актером. В репертуаре театра Волкова ярославской поры духовные драматические сочинения Димитрия Ростовского , пьесы Сумарокова, Ломоносова, комедии Мольера. Обращение к русской драматургии было значительным явлением — профессиональный общедоступный театр, созданный в Ярославле, становился национальным театром.

В 1751 вести о ярославском театр доходят до Петербурга. Сенатский чиновник Игнатьев, находясь в Ярославле по казенным делам, посещает спектакли волковской труппы, а затем сообщает о ярославском театре в своем отчете о поездке. 5 января 1752 был издан высочайший указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, з братьями Гаврилом и Григорьем(которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…»

В конце января 1752 ярославцы прибыли в Царское Село. Подробный и достоверный рассказ о дебюте волковской труппы в Петербурге можно найти в работе П. И. Сумарокова «О российском театре от начала оного до конца царствования Екатерины II»: «Приказано было на другой день представить им «Хорева». Они дали еще в след за сим четыре представления: «Хорева» в другой раз, «Синава», «Артистоны» и «Гамлета».

Наиболее способные и талантливые актеры-ярославцы были отданы на обучение в Шляхетный корпус, где проходили общий курс вместе с кадетами, за исключением военных дисциплин. Через четыре года, когда время обучения подошло к концу, 30 августа 1756 от имени императрицы был дан Указ правительствующему Сенату: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр…» В отличие от типа придворного театра, театр Волкова являлся общедоступным и был рассчитан на широкие слои городской публики.

1756−62 — годы расцвета творческого дарования Волкова. Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию его таланта, славе первого актера Российского театра. Волков отстаивает национальную самобытность русского театра, ратует за развитие отечественной науки, литературы, искусства. Это время сближения и сотрудничества Волкова с Ломоносовым, Тредиаковским, Сумароковым, знакомство с будущим писателем и комедиографом Фонвизиным. Актерские работы Волкова отмечены тираноборческим пафосом, он равно владеет и лирической, и сатирической интонацией и жанровой формой. Театр Волкова отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства и гордости.

Волков был не только актером, но и театральным деятелем в самом широком смысле этого слова. Он принимал активное участие и в политической жизни страны. Волков явился одним из прямых участников заговора против императора Петра III, в результате которого свершился дворцовый переворот, царь был убит, а на трон вступила Екатерина II. Волков уверовал в утопическую легенду о монархине как великой просветительнице народа, в ее слова о театре: «Театр есть школа народная, а государыня в ней старшая учительница».

В начале 1763 Волкову была поручена важная государственная задача: на его плечи было возложено полное руководство работами по созданию грандиозного маскарада« Торжествующая Минерва» — празднество должно было проходить в Москве по случаю коронации Екатерины II. Маскарад должен был оправдать дворцовый переворот, объяснив его как победу справедливости и разума, прославить императрицу как« торжествующую Минерву», покровительницу искусств и просвещения. Но маскарад имел целью и осмеяние социальных язв, беззакония, произвола власть предержащих. Волков в резких контрастных масках сталкивал богатство и бедность, зло и добро, бессердечие и любовь, и не Торжество Минервы-императрицы становилось центром карнавала. В числе государственных пороков были представлены Невежество, Несогласие, Обман, Мздоимство, Спесь, Мотовство, Превратный Свет. В толпе карнавала шли Обираловы и Обдираловы, надменные Кривосуды, плутнеписатели и крючкотворцы, волокитчики и бюрократы XVIII в. Независимо от намерений Екатерины II, маскарад приобретал иной, более грандиозный смысл. Это массовое зрелище было и великой утопией, в которой выражалась народная мечта о «Золотом веке», времени без войн и раздоров, крови и оружия, о равенстве и свободе. Но Маскарад явился и великой сатировой драмой. Великолепная организация массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова, о его умении привлечь творческие силы народа к участию в маскараде.

Огромное напряжение сил, затраченных Волковым, привели к роковому концу. После сильной простуды началась горячка, болезнь оказалась смертельной. В апреле 1763 Волков скончался.

Фёдор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря(монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось. В начале 1960-х годов на кладбище Спасо-Андроникова монастыря установлено надгробие-кенотаф, т. к. до обнаружения Л. М. Стариковой документов о погребении Ф. Г. Волкова, считали, что он похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Именем Волкова названы ярославский театр(Российский государственный академический театр драмы им. Ф.Г. Волкова), центральная площадь и одна из улиц в Ярославле. В 1975 в связи с 225-летием театра в Ярославле, на площади Волкова воздвигнут памятник первому русскому актеру(скульптор

Русский актер и театральный деятель Федор Григорьевич Волков родился в 1729 году в Костроме. Рано потеряв отца, Волков, тем не менее, приобрел доброго и внимательного родителя в лице отчима - купца Полушкина. В Москве, куда мальчик был отправлен на обучение, Волков сильно и навсегда увлекся театром. Он буквально загорелся своим новым увлечением и в течение нескольких лет изучал искусства и сценическое дело. Возвратившись в 1748 году в Ярославль, где проживала семья, Волков организовал театральную труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 года, это была драма "Эсфирь". Уже через два года Волков и его товарищи по указу императрицы Елизаветы Петровны были вызваны в Петербург. А в 1756 году произошло главное событие театральной жизни России XVIII века - учреждение "Русского для представления трагедий и комедий театра", первого государственного действующего профессионального театра.

Фёдор Волков сразу же был назначен "первым русским актёром", а директором театра был поставлен Александр Сумароков, лишь после его смерти, в 1761 году, Волков стал директором "своего" театра. Ради этого Фёдор Григорьевич отказался от должности кабинет-министра. Всего Фёдор Волков написал около 15 пьес, ни одна из которых не сохранилась до нашего времени, он также был автором многих торжественных од и песен.

Сегодня Волковский театр - один из самых известных и крупных "нестоличных" российских театров. На его сцене ежегодно проходит ставший очень известным Международный Волковский фестиваль, лауреатам которого вручается Премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова. Провинциальные театры представляют здесь свои лучшие спектакли, поставленные по произведениям русской классики, проходят научные конференции искусствоведов. Русскому театру посвящены и научные конференции, и театральные представления и шоу. Фестиваль традиционно собирает огромное количество любителей театра, город в эти дни наполняется гостями, а гостиницы Ярославля гостеприимно распахивают двери современным служителям Мельпомены.

Жизнь Федора Григорьевича Волкова оборвалась на взлете. Во время маскарада под названием "Торжествующая Минерва" в 1763 году он простудился, и так и не сумел оправиться от своей простуды – 4 апреля 1763 года великий русский актер умер. Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Несмотря на то, что могила Волкова не уцелела, на кладбище установлена памятная доска. Но лучшей памятью актеру служит театр, названный его именем - Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле.

Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.

К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова. Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в 1750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле. Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова.

30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

1756–1762 – расцвет творчества Ф.Волкова. Актер принимал участие и в политической жизни России. Он был одним из инициаторов заговора с целью свержения Петра III. За многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Однако, от предложенной Екатериной II должности кабинет-министра и ордена святого Андрея Первозванного, отказался. Выдающийся общественный деятель второй половины 18 в. писатель Н.И.Новиков писал: «Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».

Современники называли Волкова великим актером, однако точных сведений об обширном репертуаре Волкова не имеется. Известно, что обладая колоссальным актерским темпераментом, великолепными внешними данными, Волков играл как комические, так и трагические роли. Для эстетики классицизма, которой в целом отвечало театральное творчество Волкова, такой универсализм был удивителен. Рамки амплуа и строгое разделение на жанры предполагали соблюдение правил при распределении ролей актерам. Нарушив этот незыблемый для классицистов канон, Волков положил начало своеобразию национального актерского искусства: почти все выдающиеся актеры 18 в. играли как трагические, так и в комические роли, что делало их исполнение более близким жизненным образцам.

В начале 1763 Волков выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада Торжествующая Минерва, организованного в Москве в честь коронации Екатерины II. Смысл этого пышного зрелища состоял в оправдании дворцового переворота и свержения Петра III, объясняя его, как победу справедливости и разума, а также прославление новой императрицы, как «торжествующей Минервы» (богини мудрости и правосудия, покровительницы искусства, науки и ремесел). Цель маскарада состояла и в осмеянии человеческих пороков, таких, как мздоимство судей, крючкотворство чиновников, беззаконие и произвол. «Торжествующая Минерва» обещала искоренить эти пороки, покровительствовать мирному труду, способствовать развитию наук и искусства. Волкова горячо увлекла возможность выразить в массовом зрелище, обращенном к народу, важнейшие для него мысли и чувства, мечты о золотом веке. Вместо мифологических фигур он вводит образы и приемы, заимствованные из народных представлений, игр и песен. Так, одна из частей маскарада, «Превратный свет», была построена на фольклорных мотивах. В другой сцене маскарада прославлялся Мир, сжигающий военные орудия. Тексты некоторых сатирических песен приписывались Волкову. В грандиозном зрелище участвовали все театральные силы Москвы, как любительские, так и профессиональные, труппы «охочих комедиантов», артисты иностранных театров. Великолепная организация сложного массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова.

Источники и литература:

Носов И. С. Летопись Русского театра от начала его основания до конца XVIII века. Публ. и предисл. Е. В. Барсова. Переизд. М., 1957.

Одесский М. П. Театр власти и власть театра («Бояре на сцене» в книге Я. Рейтенфельса«О Московии») // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 4. С. 1-12.

Всеволодский-Гернгорсс В. Русский театр от истоков до середины XVIII века., - М., 1957.

Семинар 10. Театр в России последней трети XVIIIвека.

Его называют «отцом русского театра».

Родился Фёдор Волков 9 (20) февраля 1729 года в Костроме. Его отец умер, когда Федор был еще маленьким. Мать в 1735 году вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль.

Грамоте мальчик обучался у пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль. Уже тогда у мальчика обнаружились разнообразные способности и таланты. Полушкин, видя это, прочил старшего пасынка в наследники и продолжатели своего дела.

Федора отправили сначала в Москву в Заиконоспасскую академию учиться Закону Божию, немецкому языку и математике. Немецкий язык Федор Волков выучил в совершенстве, говорил «как природный немец». В академии молодой Волков постоянно принимал участие в сценических представлениях. По свидетельству А. А. Шаховского, Волков «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Он выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями.

Из академии Полушкин отправил пасынка «для навыка в бухгалтерии и торговле» в одну из петербургских немецких контор. Кроме своих занятий, Волков бывал в придворном театре и посещал итальянскую оперу. Опера произвела на молодого человека глубокое впечатление, еще большее впечатление испытал он, проникнув за кулисы театра, устроенного воспитанниками Шляхетского корпуса, которые разыгрывали драмы А.П. Сумарокова. Там он снял планы и рисунки всего устройства сцены, машин и декораций.

Вернувшись в Ярославль, Федор Волков начал обучать своих братьев, а также знакомых, живописи, музыке, драматическому искусству. Наконец, в одном из амбаров своего отчима Федор Григорьевич устроил театр. Первое представление театра состоялось в день именин отчима 20 июня 1750 года. Первый русский театр начал привлекать зрителей, весть о нем дошла до Петербурга. Императрица Елизавета Петровна повелела «немедленно привезти труппу, на почтовых, ко двору».

Здесь они сыграли несколько пьес, затем наиболее понравившихся актеров она оставила в Петербурге, а остальных, наградив, отправила обратно в Ярославль.

30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». Первым директором театра стал А.П. Сумароков, а Федор Волков «был в оном Первым актером», а позднее заменил Сумарокова на посту директора. Репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

«Тогда Волков показал свои дарования в полном уже сиянии и тогда-то увидели в нем великого Актера и слава его подтверждена была и иностранцами», - пишет Н.И. Новиков. В игре Волкова были простота и страстность, она была основана на чувстве, а не на эффекте.

Его можно с полным правом назвать основателем российской актерской школы. Такие актеры, как Дмитревский, Щепкин, Шаляпин, Станиславский, считали себя его учениками.

В дни коронования императрицы Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарада, носившего название: "Торжествующая Минерва". Это гулянье стоило ему не только большого труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Федор

Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Следов от его могилы не осталось. На кладбище установлена памятная доска.

Главным делом недолгой, но яркой его жизни стал российский профессиональный театр, театр общедоступный. Вот слова из его дневника: «Общая польза от театра российского будет ощущаться, когда театр выйдет из рамок придворной затеи. Он должен быть публичным и общенародным, в нем просвещенные и важные господа должны являться желанными, но не единственными зрителями и ценителями. К такому театру должны быть привлечены все живые, все просвещенные силы страны и привлечены не насильно, не приказами или указами, а по доброму их желанию и сознанию пользы отечества Доброхотность и общая польза должны быть навечно положены в основание российского театра...»

Знаменитый современник Новиков характеризует Федора Волкова так: «Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного, здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и чтением наилучших книг. Театральное искусство знал он в высшей степени, при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант не многих инструментах, посредственный скульптор, и, одним словом, человек многих знаний в довольной степени. С первого взгляда казался он несколько суров и угрюм; но сие исчезало, когда находился с хорошими своими приятелями, с которыми умел он обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками. Жития был трезвого и строгой добродетели; друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любитель воспомоществования».

Фонвизин о Волкове отзывается так: «Волков был муж глубокого разума, исполненный достоинств, он имел большие знания и мог бы быть человеком государственным».

Родился Фёдор 9 февраля (20 февраля по новому стилю) 1729 года в Костроме - русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.

Биография

Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства. Мать в 1735 году вторично вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль. Отчим Волкова был человек состоятельный и добрый. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль.

В возрасте двенадцати лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, — по словам Новикова, — к познанию наук и художеств». Время учёбы совпало с восхождением на престол Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры.

В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату.

Обретя независимость, он собирает вокруг себя любителей театральных представлений из числа ярославской молодёжи. 29 июня (10 июля) 1750 года в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой товар, Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей, уже в следующем году в Ярославле специально для спектаклей Волкова был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это был первый общедоступный театр в России.

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного, поместий и крепостных.

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

До сих пор одним из самых неясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол. Сам по себе факт включения цивилиста Волкова в отряд гвардейцев, охранявших свергнутого императора Петра III в Ропше, является уникальным. Согласно исследователям немецкого историка Е. Пальмер, Волков конфликтовал с императором на почве музыкального театра. Петр Федорович в бытность свою Великим князем отверг услуги Волкова в качестве композитора и постановщика опер в театре Ораниенбаума. Волков в гневе оскорбил Великого князя, за что тот отдал его под арест. О ненависти Волкова к Петру Третьему было хорошо известно при дворе. Именно поэтому Волкову было поручено убийство императора. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада. На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели», который стал последним творением Волкова.

Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января, выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира». Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.