Подводная лодка акула характеристики. Самая большая в мире подводная лодка — субмарина акула

23.09.2019

Подводные лодки входят в состав военно-морских сил многих государств. В их числе имеются такие небольшие, что в составе экипажа всего два человека, а есть просто огромные. Перечень последних и содержится в данной статье. Самые большие субмарины – подводные крейсеры водоизмещением до сорока восьми тысяч тонн и длиной в 172 метра.

10 место. Навага длиной 128 метров

Открывает рейтинг самых больших в мире подводных лодок советские субмарины под названием «Навага» проекта 667А. На них устанавливаются баллистические ракеты. В длину подлодка достигает 128 метров, при ширине – 11,7 м. Оснащается данный проект установками, несущими ракеты Р-27, которые способны поражать цели на расстоянии до 2400 км. В общем боевом комплекте субмарины также имеются двадцать две торпеды, в их числе две, несущие ядерный заряд. Начались работы по разработке подводных лодок этой серии начались в 1958 году.

9 место. Триумфан (Triomphant)– 138 метров

В числе самых больших подводных лодок мира субмарины французского производства типа Триумфан. Первую подводную лодку этого проекта начали строить в 1986 году. В связи с распадом Советского Союза, была произведена корректива и вместо запланированных шести единиц, было построено только четыре. Величина подводного водоизмещения равна 14 335 тоннам. Протяжённость корпуса составляет 138 метров, а ширина его равна 12,5 метра. На вооружении ракеты класса М45 в количестве шестнадцати штук.

8 место. Цзинь – 140 метров

Ошеломляющее впечатление остаётся и от размеров подводной лодки проекта 094 Цзинь из Китая. Эти субмарины сменили, бывшие на вооружении лодки класса 092 Ся. К строительству подводных гигантов приступили в 1999 году. Поскольку Китаем проводится политика, не позволяющая говорить об их разработках, то информации об этих лодках очень немного. Длина лодки равняется 140 метрам, при ширине, не превышающей тринадцати метров. Объём подводного водоизмещения оценивается в 11500 тонн. Вооружена субмарина двенадцатью баллистическими ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 12 000 км. Первую лодку серии Цзинь. Спустили на воду в 2004 году. Как следует из информации, озвучиваемой китайскими военными, сейчас в составе военно-морского флота этой страны шесть подводных кораблей. В 2014 году они должны были начать боевое патрулирование.

7 место. Вэнгард (Vanguard)– 150 метров

Британские подводные лодки типа Авангард также входят в число самых крупных субмарин в мире. Эти субмарины сменили на боевом посту лодки типа Resolution. К созданию новой лодки Англию подтолкнуло производство новых типов субмарин военной промышленностью Советского союза и Америки, с целью придания ей идентичных боевых характеристик. В стратегических планах было производство не менее семи подлодок, однако распад Советского Союза сделал такое решение вопроса неактуальным, и количество ракетоносцев снизили до четырёх, которые и поступили в военно-морские силы Англии. Первую лодку начали строить в 1986 году. Её подводное водоизмещение равнялось 15 900 тонам, длина корпуса равнялась 150 метрам, а ширина – 12,8 метра. Вэнгард несла на своём борту шестнадцать баллистических ракет системы Trident-2 D5.

6 место. Кальмар – 155 метров

Производимые на верфях России подводные лодки Кальмар, занимают шестую строчку рейтинга самых больших субмарин мира. Разработка проекта подводной лодки началась в 1972 году, в связи с возникшей необходимостью размещения баллистических ракет Р-29Р. При подводном водоизмещении равном 13 050 тоннам, её длина достигает 155 метров, при ширине равной 11,7 метрам. Вооружена она шестнадцатью межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р, радиус действия которых превышает шесть тысяч километров. Основная масса лодок этого типа была подвергнута утилизации, а оставшиеся продолжают нести службу в составе российского Тихоокеанского флота.

5 место. Мурена-М – 155 метров

Подлодкам проекта Мурена-М принадлежит пятая строчка рейтинга. Она является модернизированной версией лодки проекта Мурена. Главным отличием является увеличение количества ракет до шестнадцати, вместо двенадцати на предыдущем проекте. Чтобы это стало возможным, осуществили увеличение корпуса на шестнадцать метров, длина которого стала равна 155 метрам. Её подводное водоизмещение достигло 15 750 тонн. В ширину лодка достигла 11,7 метра. Шестнадцать ракет Р-29Д, размещённые на борту, способны поражать цели на расстоянии в 9 000 км.

4 место. Дельфин – 167 метров

Продолжением развития проекта Кальмар, стала подводная лодка Дельфин. Первую субмарину заложили в 1981 году. В конечном итоге было построено семь подводных лодок. В настоящее время они все несут службу в составе российского подводного флота. По своим физическим показателям Дельфин в числе самых больших в мире подводных лодок. При величине подводного водоизмещения равной 18 200 тоннам, её длина достигает 167 метров, при ширине 11,7 метра. Вооружена субмарина шестнадцатью баллистическими ракетами класса Р-29РМ.

3 место. Огайо (Ohio class SSBN/SSGN) – 170 метров

Эти американские подводные лодки относятся к третьему поколению. На борту они несут двадцать четыре баллистические ракеты класса Трайдент (Trident). Их особенностью является возможность разделения головки на несколько частей, способных наносить поражение по индивидуальной схеме. В настоящее время субмаринам типа Огайо принадлежит роль ядра ядерных сил Америки. Местом проведения их боевых дежурств являются воды Атлантического и Тихого океанов. Имея ширину 12,8 метра, в длину субмарина достигает 17,7 метра. В подводном положение водоизмещение лодки равно 18 750 тоннам. Она способна погрузиться на глубину равную 550 метрам. Ввод в строй первой представительницы этого класса был осуществлён в 1981 году. Известен такой интересный факт: в 2009 году экипажем субмарины USS Rhode Island, находившейся на боевом дежурстве, были спасены четыре мужчины и один мальчик, попавших в кораблекрушение и потерявших всякую надежду на своё спасение.

2 место. Борей – 170 метров

На втором месте рейтинга самых больших субмарин мира расположилась российская подводная лодка проекта Борей. На сегодняшний день закончены постройка и введение в строй трёх подводных крейсеров, а ещё три находятся на стапелях в процессе строительства. Закладка последней была осуществлена в 2015 году. В планах военных строительство до 2018 года восьми подлодок Борей. Начало разработки было обусловлено необходимостью замены субмарин, относящихся к классам Дельфин и Акула. Подводное водоизмещение лодок класса Борей равно 24 000 тоннам. Длина их корпуса составляет 170 метров, а ширина – 13,5 метра. В качестве вооружения используются шестнадцать ракет класса Булава.

1 место. Акула – 173 метра

Лидером ТОП 10 по праву является субмарина Акула. Человек ещё не строил больше подводного корабля чем этот. Сложно представить себе несущийся под водой девятиэтажный дом, растянувшийся в длину на два футбольных поля. Такие размеры конечно вызывают некоторые сомнения в боеспособности, но не восхищаться ею просто нельзя. Начали строительство подводной лодки 1976 году. Предполагалось, что она послужит ответным шагом на строительство американцами лодки класса Огайо. Флоту первый подводный ракетоносец был сдан в 1980 году. Его подводное водоизмещение составляет 48 000 тонн. В длину корпус вытянулся на 172,8 метра, а в ширину расположился на 23,3 метрах. На вооружении ракетного крейсера стоят двадцать трёхступенчатых баллистических ракет Р-39 Вариант. Для экипажа субмарины созданы отличные условия. Они могут воспользоваться небольшим бассейном, солярием, сауной, спортзалом и даже отдохнуть в живом уголке. А это значит, что Акула вполне в состоянии осуществлять боевое патрулирование в водах арктических широт. Всего сегодня службу в военно-морских силах России несут шесть подводных крейсеров класса Акула.

Статье требуется доработка наждачкой

Статье требуется доработка по причине: Карточка, вводный абзац, содержание, оформление .

История

Проект 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН). Разработаны в одном из ведущих советских предприятий в области проектирования подводных лодок, в конструкторском бюро «Рубин», в городе Санкт-Петрбург. Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире и до сих пор одни из самых мощных.
В декабре 1972 года, было выдано тактико-техническое задание, на проектирование, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

ТК-208 является первой построенной подлодкой данного типа. Она была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года. Ее выход на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском корабля на воду, в носовой части было нанесено изображение акулы. Потом нашивки с акулой начали появляться и на форме экипажа. Хоть проект и был начат позже, чем американский проект, крейсер все равно вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было построено и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был сделан.
Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система - «Тайфун» имеется и у нас». Брежнев не просто так назвал «Акулу» «Тайфуном», он сделал это, для того чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16000 тонн.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён одновременный пуск 20 ракет Р-39.

Главный конструктор проекта Сергей Никитич Ковалев

Серге́й Ники́тич Ковалев (15 августа 1919, Петроград - 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) - генеральный конструктор советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР - с 1981), доктор технических наук.

Биография

Сергей Никитич Ковалёв родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде.
В 1937-1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте. Из-за Великой Отечественной Войны закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте.
В 1943 году, после того как закончил институт, был распределен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (позже стало называться Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). В 1948 году был переведен в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора. C 1954 года становится главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617.
С 1958 года является Главным (впоследствии Генеральным) конструктором атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941. На «Севмаше» только по проектам Ковалева, было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по всем проектам Ковалева было построено 92 подводные лодки.
Сергей Никитич Ковалев умер в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни.

Награды

Почетные звания

Ордена и медали

Премии

Конструкция

Энергетическая установка подводных лодок была выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в двух разных, укрепленных корпусах. Реакторы были оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения, а также для контроля состояния реакторов, подлодка была оснащена импульсной аппаратурой. Также при проектировании в ТТЗ был включен пункт об обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально построен совершенно новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире. Корабли этого проекта обладают большим запасом плавучести - более 40 %. В полностью погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Условия экипажа

На «Акулах» членам экипажа обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок условия для проживания. За небывалый комфорт «Акул» прозвали «плавучей гостиницей», а моряки называют «Акулу» «плавучим Хилтоном». При проектировании подлодок проекта 941, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда размещена в обшитых пластиком под дерево 2-местных, 4-местных и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.
На «Акуле» имеется и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело–тренажерами и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Правда, кое-что из этого не работало уже с самого начала. Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.

Представители

Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Вступление в строй Текущий статус
ТК-208 «Дмитрий Донской» 711 17 июня 1976 23 сентября 1980 12 декабря 1981, 26 июля 2002 (после модернизации) Модернизирован по проекту 941УМ. Переоборудован под новую БРПЛ «Булава».
ТК-202 712 22 апреля 1978 (01 октября 1980) 23 сентября 1982 (24 июня 1982) 28 декабря 1983 В 2005 году разделан на металл при финансовой поддержке США.
ТК-12 «Симбирск» 713 19 апреля 1980 17 декабря 1983 26 декабря 1984, 15 января 1985(в состав СФ) В 1998 году исключён из состава ВМФ. 26 июля 2005 года доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы». Утилизирована
ТК-13 724 23 февраля 1982 (5 января 1984) 30 апреля 1985 26 декабря 1985 (30 декабря 1985) 15 июля 2007 американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация. В мае 2009 году разделан на металл. В августе 2009 года шестиотсечный блок с реакторами переведен из Северодвинска на Кольский полуостров в губу Сайда для долговременного хранения.
ТК-17 «Архангельск» 725 24 февраля 1985 август 1986 6 ноября 1987 Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации.
ТК-20 «Северсталь» 727 6 января 1987 июль 1988 4 сентября 1989 Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации.
ТК-210 728 - - - Не закладывался. Готовились корпусные конструкции. Разобраны в 1990 году.

ТК-208 «Дмитрий Донской»

ТК-208 «Дмитрий Донской» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула», вооруженный баллистическими ракетами, предназначен для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника. Модифицирован по проекту 941УМ. Оснащён ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. «Дмитрий Донской» - самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула»

История корабля

Дата Событие
16 марта 1976
25 июля 1977
29 декабря 1981
9 февраля 1982
Декабрь 1982 Переход из Северодвинска в Западную Лицу
1983-1984 Пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19 в состав которого входит Р-39 (советская твердотопливная баллистическая ракета подводных лодок)
3 декабря 1986 Занесена на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей Военно-Морского флота
18 января 1987 Занесена на Доску почета передовых частей и кораблей МО СССР
Август 1988 Испытание по программам «Грунт» и «Россыпь»
20 сентября 1989 Перешла в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У
1991 Сворачивание работ по проекту 941У
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1996 Возобновление работ по проекту 941УМ
1989-2002 Проведена модернизация по проекту 941УМ
7 октября 2002 Присвоено наименование «Дмитрий Донской»
26 июня 2002 Выход со стапелей
30 июня 2002 Начало швартовых испытаний
26 июля 2002 Повторно введена в состав Северного флота
2008 Проведен ремонт и модернизация на ОАО ПО «Севмаш»
Сентябрь 2013 Сообщалось о планах пусков МБР Р-39 «Булава» с «Дмитрия Донского» для подтверждения технических характеристик ракеты
9 июня 2014-19 июня 2014 Выход с территории ОАО ПО «Севмаш» в море
21 июля 2014 Вернулась на территорию Беломорской Военно-Морской базы после проведения государственных испытаний РПКСН 955 «Борей» и К-551 «Владимир Мономах»
30 Августа 2014 Вместе с ПЛАРК К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» и МПК-7 «Онега» проекта 1124М «Альбатрос» вышел в Белое море

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-208 «Дмитрий Донской»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
400 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 165 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка

2 турбины по 45000 л/с

Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

Основное вооружение

ТК-202

ТК-202 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Второй корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
02 февраля 1977 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
25 июля 1977 Отнесена к подклассу тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТРПКСН)
28 декабря 1983 Вступление в строй Военно-Морского флота СССР
18 января 1984 Включена в состав Северного флота
28 апреля 1986 Попадание в трал рыболовецкого судна
20 сентября 1989-1 октября 1994 Средний ремонт в городе Северодвинск на ФГУП «Звёздочка»
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
28 марта 1995 Выведена из боевого состава Военно-Морского флота и поставлен на отстой в губе Нерпичья, в городе Заозерск
2 августа 1999 Отбуксирована в город Северодвинск
1999-2003 Находилась в городе Северодвинске на ФГГП «Звездочка» в ожидании разделки на металл
2003-2005 Разделана на металл. Реакторные отсеки отбуксированы на отстой в губу Сайда

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-202
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 160 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 150 МВт

2 гребных вала по 50 тыс лс на валу
4 паротурбинных АТГ по 3,2МВ
Резервные:
2 дизельгенератора ДГ-750 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

Основное вооружение

ТК-12 «Симбирск»

ТК-12 «Симбирск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Третий корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
19 апреля 1980
21 мая 1981 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
17 декабря 1983 Спущена на воду
22-25 августа 1984 Первый выход в море в рамках заводских ходовых испытаний
13-22 ноября 1984 Государственные испытания с испытанием ракетного комплекса
27 декабря 1984 Вступление в строй Военно-Морского флота СССР
28-29 декабря 1984 Осуществила переход к месту постоянного базирования в губу Нерпичья (Западная Лица)
12-18 июня 1985 Перешла из губы Нерпичья в город Северодвинск на «Севмашпредприятие»
7 августа-3 сентября 1985
4-10 сентября 1985 Испытания отдельных функций навигационного комплекса в акватории Белого моря
21 сентября-9 октября 1985 Выполнена поход в высокоширотные районы
4-31 июля 1986 Проведен межпоходовый ремонт на «Севмашпредприятии»
1-18 августа 1986 Выполнила программу расширенных акустических испытаний
Август-сентябрь 1986 Первый из кораблей этого проекта совершил поход на Северный полюс
1987 Присвоено звание «Отличный корабль»
27 января 1990 Выведена в резерв 1-й категории для предстоящего ремонта
9 февраля 1990 Пришла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта
10 апреля 1990 Выведена в резерв 2-й категории из-за проведения операции по перегрузке активных зон реактора
Ноябрь 1991
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1996 Выведена в резерв. Поставлен на прикол в губе Непричья
2000 Исключена из состава Военно-Морского флота
Ноябрь 2001 Получила неофициальное название «Симбирск»
Июль 2005 Отбуксирована из пункта постоянного базирования в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы»
Июнь-апрель 2006 С борта корабля утилизировано отработавшее ядерное топливо
2006-2007 Разделана на металл. Реакторные отсеки были загерметизированы, спущен на воду и отбуксирован для длительного хранения в губу Сайда

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-12 «Симбирск»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
Предельная глубина погружения 380 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 168 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580

Основное вооружение

ТК-13

ТК-13 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Четвертый корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
23 февраля 1982 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
19 января 1983 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
30 апреля 1985 Спущена на воду
26 декабря 1985 Подписание приемного акта об вступлении подлодки в строй
15 февраля 1986 Включена в состав Северного флота с постоянным базированием в губе Непричья
Сентябрь 1987 Подлодку посетил Генеральный Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев
1989 Завоеван приз ГК Военно-Морского флота по ракетной подготовке
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1997 Выведена из боевого состава Военно-Морского флота
15 июня 2007 Подписан контракт на утилизацию

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-13
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
Предельная глубина погружения 400 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 165 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тыс. л.с.
2 гребных вала
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-850 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Основное вооружение

ТК-17 «Архангельск»

ТК-17 «Архангельск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Пятый корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
9 августа 1983 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
3 марта 1984 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
12 декабря 1986 Спущена на воду
12 декабря 1987 Прибыла в постоянное место базирование в губу Нерпичья (Западная Лица)
19 февраля 1988 Включена в состав Северного флота
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
17 июня 2001 Убыла в город Северодвинск для ремонта
18 ноября 2002 Присвоено наименование «Архангельск»
2002 Окончен ремонт на «Севмашпредприятии»
15-16 февраля 2004 На подлодке в море вышел В. В. Путин с сопровождающими его лицами
26 января 2005 Выведена из состава сил постоянной готовности
Май 2013

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-17 «Архангельск»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 180 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580
Свинцово-кислотная АБ изд. 440

Основное вооружение

ТК-20 «Северсталь»

ТК-20 «Северсталь» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Шестой корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
12 января 1985 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
27 августа 1985 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
11 апреля 1989 Спущена на воду
19 декабря 1989 Подписан приемный акт о вступлении в строй
28 февраля 1990 Включена в состав Северного флота
Июнь 1990 Приняла участие в учениях по определению демаскирующих факторов
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
11 октября 1994 Убыла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта
3-4 декабря 1997 Заняла первое место на СФ по ракетной подготовке
1998 Заняла первое место на СФ по борьбе за живучесть
20 июня 2000 Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом присвоено наименование «Северсталь»
2001 По итогам года была объявлена лучшей подлодкой Северного флота
29 апреля 2004 Выведена в резерв
2008 Находилась в резерве до принятия решения об утилизации или перевооружении
Май 2013 Принято решение об утилизации

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-20 «Северсталь»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 160 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 173,1 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580
Свинцово-кислотная АБ изд. 440

Основное вооружение

ТК-210

ТК-210 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Планировалась к закладке в 1986 году на Севмаше под заводским номером 728. Должна была стать седьмым кораблём в серии, однако из-за договора по ОСВ-1 строительство было отменено, а уже готовые корпусные конструкции были разобраны на металл в 1990 году.

Сравнительная оценка проекта 941 «Акула»

У Военно-Морского флота США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок, которые относятся к третьему поколению - «Огайо». Всего подлодок типа «Огайо» было построено 18, из них 4 были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». Первые атомные подводные лодки этой серии вступали в строй одновременно с советскими «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последующей модернизации, в том числе и с шахтами, запасом места и со сменными стаканами, на них используется один тип баллистических ракет - Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и их числу «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

«Огайо», в отличие от проекта 941 «Акула» предназначены для боевых дежурств в открытом океане в тёплых широтах, в том случае, когда «Акулы» часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников Военно-Морского флота США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

Предшественники «Акул» - подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США - в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодочный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.
В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные ракетные войска стратегического назначения.
После принятия в боевой состав Военно-Морского флота СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023-2026 годов.
3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта атомных подводных лодок «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около атомной подводной лодкой «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка Военно-Морского флота США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

К началу 70-х годов главные участники ядерной гонки СССР и США вполне обоснованно сделали ставку на развитие атомного подводного флота, оснащённого межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате этого противостояния на свет появилась самая большая в мире подводная лодка.

Противоборствующие стороны приступили к созданию атомных тяжёлых ракетных крейсеров. Американский проект – АПЛ типа «Огайо» предполагал размещение 24 межконтинентальных баллистических ракет. Нашим ответом стала подводная лодка проекта 941, условно названная «Акула», известная больше как «Тайфун».

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалёв

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалёв. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.


Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием - «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил её делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало её всесокрушающему потенциалу.

Компоновка и размеры

Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой лёгкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.

Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия её из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.

«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: её длина - почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда – около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».

И еще одно сравнение — средняя длина футбольного поля 105-110 метров. Теперь наглядно:

Характеристики

Подводная скорость у главных конкурентов была одинаковой – 25 узлов (чуть более 43 км/ч). Советская ядерная субмарина могла нести дежурство в автономном режиме в течение полугода, погружаясь на 400-м глубину и, имея в резерве дополнительно 100 метров.

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла бы обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню всё восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

В строю

Всего за 13 лет с 1976 по 1989 со стапелей «Севмаша» сошло 6 АПЛ «Тайфун». Сегодня службу продолжают 3 единицы - две в резерве и одна - «Дмитрий Донской» используется в качестве основного объекта для испытаний нового ракетного комплекса «Булава».

Тихие, почти беззвучные, они таятся в глубинах моря. Они могут проводить многие месяцы под водой. При этом они достаточно сильны, чтобы уничтожить немалую часть планеты. Вот самые большие подлодки в истории.

Подводные лодки класса «Акула», Советский Союз/Россия, 48 тысяч тонн

Самые большие подводные суда, когда-либо построенные человеком — это атомные подводные лодки класса «Акула» (Typhoon по классификации НАТО).

Их длина составляла 175 метров, а ширина была чрезвычайно большой. Подлодки этого класса весят вдвое больше следующих за ними по размеру.

Подводные лодки Typhoon известны как Проект 941 «Акула». Проект разрабатывался в Советском Союзе в 1970-1980-е годы.

Yle 21.10.2016

Военно-техническая сделка Дели и Москвы

The National Interest 21.10.2016

Подлодки класса «Ясень» угрожают США

El Confidencial 30.09.2016 Первая подлодка в серии из шести штук была спущена на воду в 1980 году и принята на вооружение спустя год.

Эти морские чудовища были не только огромными, но и намного более тихими по сравнению с предшественниками. Лодки приводились в движение двумя ядерными реакторами.

Они обладали способностью уничтожить большую часть мира. В арсенал каждой входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок.

Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд. В случае чрезвычайной ситуации, например, ядерной войны, этот период мог быть увеличен.

Когда Советский Союз распался в 1991 году, подводные лодки перешли во владение нового российского флота. В 1997 две огромных субмарины списали в утиль по финансовым причинам. Позже из эксплуатации вывели и остальные суда.

Подводные лодки класса «Борей», Россия, 24 тысячи тонн

Вторые по величине подводные лодки в мире тоже принадлежат России, и они намного современнее, чем суда класса «Акула», на замену которым они и пришли.

Эти атомные подлодки длиной 170 м оснащены баллистическими ракетами типа Р-30 «Булава».


© РИА Новости, Ильдус Гилязутдинов

Лодки класса «Борей» уже предшественников, их габариты меньше, и поэтому они дешевле в производстве. Однако первый экземпляр все равно обошелся в 770 миллиардов долларов.

Первая подлодка «Борей» вышла в море в 2009 году, а в январе 2013 года российский Тихоокеанский флот принял ее на вооружение.

Сейчас у России три подобных субмарины, но планируется закупка еще нескольких штук.

Подводный флот Путина продолжает расти.

Подводные лодки класса Ohio, США, 18750 тонн

Третий по габаритам класс подводных лодок производится в США.

В начале 1970-х американский подводный флот был признан устаревшим, и возникла необходимость в новых подводных лодках. При этом Советский Союз, заклятый враг американцев в холодной войне, улучшил средства поиска подводных судов и борьбы с ними.


© flickr.com, Submarine Group Ten

США ответили лодками класса Ohio, отличавшимися от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью.
В настоящее время у США 18 таких подводных лодок.

В одном лодки класса Ohio превосходят российские аналоги — они могут нести на борту больше ракет, чем как «Акулы», так и «Бореи».

Дизайн рассчитан на то, чтобы подлодки могли проводить в открытом море как можно более долгое время, патрулируя океаны со своим смертоносным грузом ракет. Был принят ряд мер, чтобы укоротить необходимое им время пребывания в порту, упростить ремонт и процесс пополнения запасов.

Подводные лодки класса «Мурена», Советский Союз/Россия, 18200 тонн

Класс «Мурена» (Delta по классификации НАТО) — четвертый по размеру тип подводных лодок в мире. Эти субмарины были созданы во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам, а также городам, в случае ядерной войны.

Класс Delta делится на четыре подкласса. Проект 667Б «Мурена» (Delta I) принят на вооружение в 1972 году. Всего было построено 18 таких подводных лодок, последняя выведена из эксплуатации в 1998 году. Проект 667БД «Мурена-М» (Delta II) стал модификацией «Мурены» с дополнительными ракетными отсеками. Проект 667БДР «Кальмар» (Delta III) — первые подводные лодки, способные выстреливать весь комплект баллистических ракет одним залпом, что для Советского Союза стало большим шагом вперед. Проект 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV) отличается от предшественников бесшумностью.

Подводные лодки класса Vanguard, Великобритания, 15900 тонн

Четыре атомные подводные лодки Vanguard Королевского военно-морского флота размещены на базе Клайд в Шотландии.

Если в мире — не дай бог — разразится ядерная война, эти суда сыграют огромную роль в судьбе Великобритании.

С 1998 года на их борту размещаются лишь стратегические баллистические ракеты, одна из которых с 128 боеголовками должна находиться в море в любой момент времени. При этом у страны совсем нет тактического и авиационного ядерного оружия.
Подлодки этого класса планируется вывести из эксплуатации не раньше 2028 года.