Площадь навона. Площадь Навона (Piazza Navona)

29.09.2019
Площадь Навона (piazza Navona) является центральной и одной из самых просторных и красивых площадей Рима . Она разбита на месте античного стадиона Доминициана и имеет форму вытянутого овала, длиной 270 м и шириной 55 м. Стадион был построен в 86 году, он мог вместить 33 тысячи зрителей, которые приходили поглазеть на соревнования атлетов.

Название «Навона» вошло в обиход в конце эпохи Возрождения, оно означает «большая лодка» (от итальянского слова «nave» – «корабль» ), потому что форма площади напоминает морское судно.
По другой версии, название площади пошло от фразы «in agone» , т.е. «на арене» , которое потом изменилось до Навоны.

В полуподвальном помещении дома, расположенного на северной стороне площади, сохранился древний вход на стадион.


Самое большое впечатление производят фонтаны, установленные на piazza Navona .
В центре возвышается знаменитый фонтан «Четырех Рек» работы Джанлоренцо Бернини (1652 г.). Огромный обелиск задает вертикальную ось фонтана. Он не был привезен из Египта, а изготовлен в Рим в начале IV века. Его высота составляет 16,53 м. Вокруг размещаются аллегорические фигуры рек Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, которые символизируют четыре континента – Европу, Азию, Африку и Америку.


Фонтан "Четырех Рек"


Обелиск

За фонтаном находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) . Авторства проекта приписывают Франческо Борромини, вечному сопернику Бернини. На самом деле работу вела мастерская Джироламо Райнальди, в ней трудился и Борромини, но покинул за год до этого. Заканчивал строительство Карло Райнальди.
Церковь называют жемчужиной римского барокко.
Она посвящена мученицы Агнессе, которая считается одной из самых почитаемых святых Рима.
Существует легенда, согласно которой, христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников на стадионе Домициана, но у нее мгновенно отрасли волосы и скрыли наготу.
Девушку закололи кинжалом, ее похоронили в некрополе, расположенном на via Nomentana .
Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне богато украшена. Под главным алтарем похоронен папа Иннокентий X (Джованни Баттиста Памфилий). Рядом с площадью находится палаццо, где жила семья Памфилий, сейчас в нем размешается посольство Бразилии.

С правой стороны от церкви Сант-Аньезе находится палаццо Де Купис , возведенный в XVII веке. В 1730 году семья Де Купис породнилась с Орнани, и на первом этаже здания открыли театр Орнани, который вскоре стал известным благодаря кукольным спектаклям. В 1840 году театр поменял хозяев и имя, став театром Эмильяни. А палаццо приобрела семья Туччимей, которая пережила в 1870 году и жестокую борьбу за наследство. В результате дворец разделили на две части. Сейчас здесь размещается отель.

Фонтан Мавра работы Бернини (1654 г) расположен с южной стороны площади.


Фонтан Мавра

Фонтан Нептуна находится в северной части. Его строили в течение века, так как стремились, чтобы он соответствовал стилистики площади. В проекте участвовали такие мастера, как Делла Порта, Бернини и Бита, создавший статую Нептуна в 1878 г.


Фонтан Нептуна

До 1869 года на площади Навона по выходным дня разворачивался рынок, который потом перенесли на площадь Campo de" Fiori.

Шарля де Брос в «Интимных письмах об Италии» Шарля де Брос писал: «Площадь Навона, некогда цирк императора Александра Севера, могла бы считаться прекрасным местом, если бы не была такой грязной, но, поскольку здесь располагался овощной рынок, то выглядит она хуже, чем площадь Мобер. Тем не менее, надо признать, что фонтаны тут несколько лучше, чем на площади Мобер».

Сейчас на площади Навона проводиться Ярмарка Бефаны, которая до этого разворачивалась на piazza Sant"Eustachio . Ярмарка проходит с 8 декабря по 6 января. В этот период площадь заполняется игрушечными Бефанами, летящими на метле, разноцветными шарами, елочными украшениями и рождественскими сувенирами.


С южной стороны площади Навона находится знаменитая говорящая «говорящая статуя» Пасквино .
Народная молва рассказывает о портном или башмачнике Пасквино, который жил за дворцом Браски, он не боялся критических замечаний и вольнодумных речей в адрес властей, свои речи он облачал в стихотворную форму и развешивал на античном торсе. Так началась традиция писать «пасквили» - сатирические стихи.
Статуя датируется III веков до н.э. Она была найдена в 1501 году во время раскопок дворца Орсини (сейчас дворец Браски).


«Говорящая статуя» Пасквино

Отсюда начинается via del Governo Vecchio , на которой расположены многочисленные старинные дома.
Мы пройдем по via di S.Pantaleo , пересечем оживленный проспект corso Vittorio Emanuele II , на который выходит белый палаццо Канчеллерия (Cancelleria) , его фасад смотрит на узкую и длинную площадь.
Строительство дворца закончилось в 1495 году, над ним работал не слишком известный архитектор Антонио да Монтекавалло. Владельцем палаццо был кардинал Рафаэль Риарио, правнук папы Секста IV. Через 20 лет здание конфисковали, так как Риарио участвовал в заговоре против папы Льва X. Таким образом, в палаццо стала заседать папская канцелярия. Во время наполеоновской оккупации здесь размещался королевский двор, в 1848 году римский парламент и ассамблея Римской республики в 1849 году. Сейчас здесь находится Апостольская канцелярия, Высший церковный суд и Римская папская Академия археологии. Палаццо известен своим просторным залом «Ста дней», который оформлял Джорджио Вазари в XVI веке. Фрески изображают эпизоды жизни папы Павла III. Огромное здание поглотило также церковь Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, основанную в IV веке.

Пройдем вдоль палаццо Канчеллерия и окажемся на площади Campo de" Fiori , которая является одной из самых известных и характерных римских площадей, привлекающей множество туристов.


Рынок на Campo de" Fiori.

Ее название переводится как «поле цветов» и отсылает к тем временам, когда здесь буйствовали ромашки, маки и прочие душистые разноцветы.
Площадь разбили в 1456 году.
В 1478 году сюда с Капитолия переехал рынок, и жизнь забурлила, стали открываться остерии, траттории и гостиницы. Среди них самым известным заведением была "Locanda della Vacca" , которая находилась рядом с переулком vicolo del Gallo .
Им управляла Ванноцца деи Каттанеи, официальная любовница папы Александра VI Борджиа, которая была матерью Лукреции, Чезаре, Хуана и Джоффре. Они все родились в дворце, на котором до сих пор сохранился герб рода. Он делится на четыре зоны: слева сверху помещен бык, справа внизу – шесть светлых и темных повязок, справа сверху и слева снизу – лев на задних лапах и лев уходящий.

О происхождении Ванноццы мало что неизвестно. Их отношения с папой продлились 15 лет. Общие дети были официально признаны Александром VI.
Ванноцца умерла в возрасте 76 лет, последние годы она провела в раскаянии и благотворительности.

Посередине площади Campo de" Fiori возвышается статуя философа Джордано Бруно, которого заживо сожгли на этом месте 17 февраля 1600 г. Бронзовый монумент, полный зловещей скорби, выполнил талантливый скульптор Этторе Феррари в 1889 году, по кругу расположены восемь медальонов с известными еретиками, а также панели со сценами жизни Бруно.
Раньше в центре площади находился фонтан в виде белой мраморной чаши, украшенной бронзовыми дельфинами. Но его в 1924 году перенесли к Новой церкви, чтобы освободить место для торговых рядов, а похожий фонтан установили чуть дальше.
Campo de" Fiori является единственной римской площадью, на которую не выходит ни одна церковь. Все пространство поглощает живописный рынок, несмотря на то, что цены здесь высокие, покупатели всегда найдутся. К тому же в рыночных рядах можно найти редкие гастрономические вещички, которые не встречаются в других местах Рима и Италии. Например, всевозможные специи, которых насчитывается более ста разновидностей.


Специи на рынке Campo de" Fiori

С северной стороны площади отходят две узкие улицы: via dei Cappellari и via del Pellegrino . В самом начале via del Pellegrino с левой стороны открывается арка с маленьким и очень красивым двориком, который называется .


Дальше можно продолжить прогулку по Риму по маршруту «От площади Навона до Тибра» , во время которого вы увидите палаццо Фарнезе, живописную via Giulia, перспективу Борромини в палаццо Спада, а также церковь Сан Джованни Флорентийцев, где похоронен Франческо Борромини.

Или пройти к Пантеону, чтобы познакомиться с районом Пинья , т.е. «Шишка», увидеть «храм всех святых», барочную церковь Святого Игнация-ди-Лойола с оптической иллюзией, «говорящие статуи», а также площадь Венеции.

Между площадью Навона и Пантеоном лежит район Сант-Эустакьо , не пропустите его, чтобы увидеть работы Караваджо и многое другое.

Последние изменения: Февраль 15, 2019

Знаменитая площадь, находящаяся в историческом центре Вечного города, издавна пользуется особой любовью его жителей и является популярнейшим туристическим местом итальянской столицы. Пьяцца Навона восхищает великолепием средневековых фонтанов, барочной архитектурой расположенных здесь зданий и уникальной оживленной атмосферой, которую создают выступающие перед зеваками актеры и музыканты, уличные художники, торговцы и многочисленные туристы.

Важная информация

Стадион Домициана является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и был открыт для туристов в 2014 году. Археологический комплекс можно посетить ежедневно с 10:00 до 19:00. Предъявляемый на смартфоне входной билет стоимостью 8 евро, включает пользование аудиогидом на 6 языках, в том числе и на русском. Купить билет можно


Как и многие прочие древние постройки античного Рима, постепенно разрушавшийся и частично погребенный под песком и илом разливавшегося Тибра, стадион Домициана был разобран, а его части послужили в качестве строительных материалов для возведения новых городских сооружений.

Начиная с 1400-х годов, огромное пространство стало использоваться как торговая площадь, на которой также устраивались городские празднества, фестивали и шествия. Испанская община христианских верующих, центром которой стала построенная здесь в 1450г. церковь Sant Giacomo degli Spagnoli, вымостила ее булыжником и частично упорядочила, однако весь видимый сегодня архитектурный ансамбль Пьяцца Навона был создан благодаря стараниям Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini, 1591-1657), более известной как Донна Олимпия.

Донна Олимпия, создавшая Пьяцца Навона

Донна Олимпия, уроженка римской провинции Витербо из аристократической семьи кондотьера Сфорца Майдалькини, была волевой, амбициозной и целеустремленной женщиной.

После своего первого раннего брака с одним из богатейших людей провинции Паоло Нини, оставившего ее вдовой после трех лет брака, она вышла замуж за Памфилио Памфили (Pamphilio Pamphili,1564-1639), который был старше на целых 27 лет. Он приходился родным братом кардиналу Джованни Баттиста Памфили (1574-1655), занявшего впоследствии папский престол под именем Иннокентия X. Злые языки поговаривали, что Донна Олимпия была более привязана к своему деверю, чем к мужу, и имела с ним любовную связь. Властолюбивая женщина потребовала от своего высокопоставленного родственника строительство дворца, который бы соответствовал новому положению семьи Памфили в обществе.

Любопытные факты

Жители Вечного города до сих пор помнят те времена, когда великолепная римская площадь ненадолго превращалась в озеро и, ради забавы, на ней даже устраивались сражения по образу навмахий – древнеримских баталий на воде. На протяжении двухсот лет в жаркие летние дни, по выходным, стоки трех фонтанов на Пьяцца Навона перекрывались, а площадь затапливалась к превеликому удовольствию всех жителей столицы.


Согласно исторических свидетельств, впервые подобное событие произошло 23 июня 1652 года, когда пожелавшая развлечься невестка понтифика Донна Олимпия Майдалькини уговорила его залить вогнутую поверхность площади водой. Наводнение продолжалось до позднего утра следующего дня и с тех пор подобное действо ежегодно повторялось, вплоть до самой смерти Иннокентия X. Вскоре, из санитарных соображений, развлечение запретили, и лишь через 27 лет папа Климент XI (1649-1721) вновь разрешил водные празднества на римской площади. Окончательно запретил устраивать Lago di Piazza Navona (Озеро на Пьяцца Навона) папа Пий IX в 1866 году, а после провозглашения Рима столицей Королевства Италия, поверхность площади выровняли, вымостив sampietrini – черным базальтом, что окончательно сделало невозможным устройства на ней всевозможных водных игрищ.

Призраки Площади

Как уже было сказано выше, городское население Рима ненавидело Майдалькини, оказывавшую огромное влияние на Папу и безмерно обогатившуюся при его понтификате. После кончины Иннокентия X она долго пряталась, понтифик несколько дней лежал не погребенный, а Донна Олимпия бежала из Рима, не выделив на похороны ни одного скудо. Она прихватила с собой столько драгоценностей, сколько смогла увезти. Последний раз ее карету, набитую золотом, видели перевернувшейся на мосту Понте Систо. Новый римский папа Александр VII запретил ей покидать анклав Сан Мартино аль Чимино, который был дарован ей вместе с княжеским титулом Иннокентием X, и где она скончалась через два года от чумы. Говорят, что с тех пор ее призрак, едущий в карете, ежегодно появляется на этом мосту 7 января, в день смерти Папы.

Сегодня Пьяцца Навона – исключительная достопримечательность Рима, куда устремляются тысячи приезжающих туристов со всего мира. Она является любимым местом встреч жителей Вечного города, где можно прекрасно провести время, наблюдая за неспешно изливающимися струями воды из великолепных фонтанов, дарующих прохладу в жаркие летние дни. Зимой историческая римская площадь превращается в Рождественский рынок, ежегодно открывающейся 8 декабря – в день празднования Торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Новогоднее веселье кипит здесь почти целый месяц, возвращая в прошлые времена и напоминая о старомодном итальянском Рождестве. Но в любое время года, побывав хотя бы один раз на Пьяцца Навона, каждый навсегда оставит в своем сердце этот незабываемо теплый уголок Вечного города.

Где находится и как добраться

Многие туристы обычно не задаются подобным вопросом, так как эта римская площадь находится в историческом центре Вечного города, исследуя который, рано или поздно там оказывается каждый приезжающий в Рим.

Ну а для тех, кто целенаправленно наметил посещение Пьяцца Навона, стоит заметить, что она находится довольно далеко от станций метрополитена, поэтому добираться сюда лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта – Senato и Rinascimento, где останавливаются автобусные маршруты № 70, 81, 87, 492, 628, а также N6 и N7, курсирующие только в ночные часы.

История

В 80 году н.э. в Риме был построен стадион Домициана (Stadio di Domiziano). Эта постройка являлась подарком императора Тита Флавия (лат. Titus Flavius Domitianus) жителям столицы. Чаще всего она использовалась для проведения спортивных мероприятий.

Макет стадиона на месте современной площади Навона

Второе название стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» - «состязание»). Именно этому термину площадь Навона и обязана своим названием. В первые века нашей эры стадион назывался «campus agonis», ближе к Средним векам этот термин трансформировался в «n’agone». В конечном итоге название упростилось до «navona». Античный стадион имел внушительные размеры: 275 на 106 метров, число зрителей - 15 тысяч! Постройка была богато украшена изнутри и снаружи. В арках вокруг стадиона располагалась лоточная торговля и развлекательные заведения. Примечателен тот факт, что один из публичных домов у стадиона в последствие превратился в церковь.

Я опускаю подробности Раннехристианского периода Рима, когда на северной стороне пьяцца Навона в XII столетии на руинах стадиона Домициана была возведена церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, посвященная Деве Марии.

Коротко пробежим по эпохе барокко. Без этого нельзя, так как Площадь Навона – это самый выдающийся образец барокко, который только можно найти в Риме. Эпоха барокко в этот уголок столицы пришла благодаря семейству Памфили (Pamphilj) в конце XV века. Один из представителей этой семьи принимает впоследствии сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X. Папа решил выстроить семейный дворец в южной части пьяцца Навона. Внутренним убранством дворца занимался Франческо Борромини (Francesco Borromini). Палаццо Памфили может похвастаться 23 залами и прекрасной галереей, проходящей через весь первый этаж особняка. В 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы (об этой церкви я расскажу чуть позже), в которой был погребен папа Иннокентий X. На сегодняшний день в здании дворца размещается посольство Бразилии. Как нам рассказывала гид, за аренду дворца Бразилия платит Италии 1 Евро в день. В такую же цену обходится посольство Италии в Бразилии.

Южная часть площади Навона. Слева Палаццо Памфили с бразильским флагом.

А теперь о главном. Для меня площадь Навона ассоциируется прежде всего с фонтанами.

Фонтаны

Пьяцца Навона в Риме украшена тремя барочными фонтанами, главный из них, конечно, Фонтан Четырех Рек.

Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi)

Прежде, чем рассказать и показать сам фонтан, несколько слов об Обелиске в центре фонтана

Обелиск (16 метров в высоту) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. После строительства цирка Максенция на Аппиевой дороге, он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, пока папа Иннокентий X не приказал его перенести на площадь. Античный постамент обелиска так и не был найден. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой - гербовой знак семьи Памфили. Таким образом, семья Памфили пыталась придать больше значимости своим владениям. Затем, талантливый архитектор Джанлоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) нашел способ, как выигрышно обыграть 16 метровый каменный столб. Изящный барочный фонтан в 1648-51 гг.. украсили статуи речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.

Таким образом в центре площади Навона оказался Фонтан Четырех Рек, в котором плещутся воды древнего римского акведука.

Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno)

На севере площади Навона красуется Фонтан Нептуна. Его в 1574 году построил Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta). Первоначальное воплощение фонтана было скромным и не содержало никаких украшений. Лишь в конце XIX века простой каменный бассейн, наполненный водой, был декорирован. Мощная фигура морского бога, разящего своим трезубцем осьминога, добавила характера городскому водоему. Авторство скульптурной группы фонтана Нептуна принадлежит зодчему Антонио делла Бита (Antonio della Bitta).

У фонтана Нептуна всегда многолюдно

Фонтан Мавра (Fontana del Moro)

В южной части площади находится Фонтан Мавра (Fontana del Moro). Данный рукотворный водоем появился в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта. Изначально в водах фонтана было установлено четыре каменных тритона. Однако в 1654 году фонтан Мавра подвергся переработке мастером Бернини.

По заказу Олимпии Майдалькини (особняк которой Палаццо Памфили находился как раз, напротив, и виден на фото с правой стороны) фонтан приобрел больше светского лоска. По центру фонтана выросла фигура мавра, состязающегося с дельфином.

Я выше упомянул, что в 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы.

Так выглядит церковь святой Агнессы с северной стороны, и она соединяется с дворцом Палаццо Памфили.

Храм Святой Агнессы, искусно декорированный барочной вязью, является подлинным украшением площади. Базилика была построена по архитектурному проекту Франческо Борромни (Francesco Borromini). Напротив фасада церкви находится наиболее впечатляющий из трех источников – Фонтан Четрых Рек. Одно время Борромини и Бернини работали совместно, пока борьба за влиятельных заказчиков не расстроила их сотрудничество. Среди римских гидов популярна легенда (которую и нам рассказывали) о том, что конкуренты сумели воплотить свою неприязнь в декоре столичных достопримечательностей. Скульптуры мужей, воплощающих четыре реки, якобы демонстративно отворачиваются от фасада церкви. А статуя святой Агнессы осуждающе взирает со своей высоты на скульптурную группу знаменитого фонтана. На самом же деле, фонтан был построен на 21 год раньше, чем церковь. Поэтому, злой умысел со стороны Бернини – явная выдумка. Как, впрочем, и чрезмерная строгость лика Агнессы Римской. Хотя, стоит признать, легенда вышла весьма занимательная.

Легенда об Агнессе Римской

Существует любопытная история о жизни римской девушки по имени Агнесса (лат. Agness). Прекрасная дева жила в Риме в III веке н.э., она приняла христианскую веру и готовилась полностью посвятить себя церкви. На беду, в нее был влюблен римский префект, который и слышать не хотел об отказе. Разозлившись на благочестивую Агнессу, чиновник велел раздеть ее и отправить в таком виде в публичный дом, что процветал у стадиона Домициана. Заступники не оставили Агнессу в трудный час, ее распущенные волосы помогли укрыться от горящих глаз толпы. Ангелы принесли белоснежное одеяние, в которое облачилась верующая христианка. В борделе девушка также оказалась под защитой веры, все римляне с позором покидали комнату пленницы. В январе 304 года несломленная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат. В середине XVII века на том самом месте, где располагался древний дом терпимости, в честь Агнессы Римской был выстроен храм. Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) – изящная белоснежная базилика, выполненная в барочном стиле. Фасад церкви смотрит на пьяцца Навона, приглашая путешественников заглянуть вовнутрь. Голова святой Агнессы хранится в церкви в качестве почитаемой реликвии.

Фрагмент храма Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) с фигурой Агнессы – изящная белоснежная базилика, выполненная в барочном стиле. Фасад церкви смотрит на пьяцца Навона, приглашая путешественников заглянуть вовнутрь. Голова святой Агнессы хранится в церкви в качестве почитаемой реликвии.

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей

Сотни туристов ежедневно посещают площадь Пьяцца Навона в Риме, даже не догадываясь о том, что на заре истории здесь ежедневно проходили состязания или кровопролитные бои, и тысячи зрителей скандировали имена победителей.

Экскурс в историю

«Пьяцца» в переводе с итальянского и есть площадь. А что касается названия, то одни историки пришли к выводу – название «навона» трансформировалось из первоначального «агона» – в переводе с греческого означает «состязания» . Другие же уверяют – название произошло от древнеримского «in agone» – «на арене», которое позже переделали в «навона».

Своим появлением Пьяцца Навона обязана любителю зрелищ Цезарю. На месте нынешней площади в Риме располагался стадион Цезаря, построенный еще в 46 году до н.э. Стадион этот был временным сооружением, где атлеты демонстрировали свою мощь и преимущество перед соперниками – кулачные бои, соревнования по бегу, метание диска .

Вскоре, учитывая популярность состязаний, стадион из временного стал постоянным, был расширен и украшен статуями и барельефами . Иногда арену специально затапливали водой и разыгрывали морские сражения – они пользовались не меньшей популярностью среди любителей «зрелищ».

В дни гонений на христиан эта арена превращалась в место для показательной казни и бойни: на верующих выпускали зверей, и тысячи зрителей с упоением наблюдали за смертельной схваткой.

Позже, в 86 году нашей эры император Домициан , который был большим любителем различных спортивных состязаний, велел расширить стадион (теперь его ширина была 105 метров, длина – 275 метров, а вместимость составила 15 тысяч человек), а также обустроить в нем торговые лавки и увеселительные заведения (в том числе и бордели).

К XV веку вместо стадиона площадь превратилась в огромную торговую площадку – множились торговые лавки, развивалась торговля между городами и странами. Часть стадиона (где находились трибуны) была застроена домами. Появляются дворцы, храмы, фонтаны, был проведен акведук Девы. Площадь постепенно набирала популярность среди римлян, став со временем местом народных праздников и гуляний.

Основные достопримечательности вокруг

Эту площадь многие римляне называют великим противостоянием двух архитекторов – Бернини и Борромини. Два мастера соревновались за звание лучшего, пытаясь превзойти соперника, и результатом этого противостояния стали скульптуры и фонтаны на площади Навона.

  • Фонтан Четырех рек в Риме. Олицетворяет собой 4 великие реки - Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата – и соответственно, 4 континента (Африка, Азия, Европа и Америка).

    Построен архитектором Джиованни Лоренцо (Джанлоренцо) Бернини по заказу папы Римского. В центре фонтана находится покрытый иероглифами древнеегипетский обелиск, высота которого составляет почти 16,5 метров.

  • Храм Святой Агнессы . Строение в барочном стиле выполнено архитектором Франческо Борромини. С этой церковью связана своя легенда – выстроена она была в честь святой великомученицы Агнессы. Юную 13-летнюю Агнессу, принявшую христианскую веру, сослали в бордель за то, что отказала известному римскому префекту.

    Девушку хотели отдать на растерзание солдатам, но Ангел, явившийся ей, не позволил надругаться над девушкой : как только с нее была сорвана одежда, у Агнессы вдруг отросли волосы и закрыли ее от нескромных взглядов. Позже девушка приняла мученическую смерть, и церковь объявила ее святой.

    Церковь ее имени была освящена в 1123 году, о чем гласит памятная табличка, а само строительство велось в 1652 году.

  • Знаменитый фонтан Нептуна в Риме, построенный в 1574 году архитектором Джакомо делла Порта, изначально не имел никаких украшений – простая форма и строгость линий отличали этот фонтан.

    Лишь в самом конце XIX века скульптор Антонио делла Битта придал фонтану законченный вид, создав скульптурную группу – фигура грозного морского бога, который поражает своим трезубцем гигантского осьминога.

  • Фонтан Мавра также принадлежит авторству делла Порта. Изначальный проект содержал лишь 4 фигуры тритонов, и только почти век спустя (1654 год) фонтан подвергся реконструкции мастером Бернини, который добавил несколько скульптур в общую композицию – центральное место отведено фигуре мавра, борющегося с дельфином, а также добавлены фигурные изображения рыб.
  • Палаццо Браски был построен в 1792 году для близкого родственника Папы Римского Пия VI. Автором проекта стал архитектор Козимо Морелли. Но в строительство вмешались военные действия, а именно – вторжение Наполеона.

    Строительство пришлось заморозить вплоть до 1811 года. Позже правительство Италии никак не могло найти применение для столь роскошного здания : в послевоенное время дворец служил убежищем для нескольких сотен итальянских семей, а в 1952 году стал музеем.

    Есть у дворца собственная достопримечательность – скульптура, датируемая эллинистическим периодом, найденная при раскопках на месте нынешнего дворца.

На эту фигуру башмачник Пасквини, живший неподалеку, развешивал сатирические стихи (пасквили), обличающие власть. Вслед за ним и другие жители Рима вывешивали свои пасквили на этой статуе.

А вы знаете, чем примечательны ? Узнайте все интересные факты о каждом из семи!

При путешествии по Риму вам обязательно пригодится знание схемы метро города. Полезную информацию по теме вы найдете

Пьяцца Навона (Piazza Navona) затеряна в узких квартальчиках центрального Рима, как и почти все известные его достопримечательности. Здесь всегда очень многолюдно. Потоки туристов стекаются сюда со всех сторон. Кто сам по себе, а кто в составе крупных экскурсионных групп, ведомых гидами, на разных языках повторяющих одни и те же истории и легенды об этой площади.



Пьяцца Навона представляет собой вытянутый с севера на юг прямоугольник, по форме напоминающий спортивную арену. И это не случайно. В античные времена на этом месте на самом деле была арена, на которой проводились состязания атлетов. Первоначальный стадион был построен как временный при Юлии Цезаре. Затем в 85 году при императоре Домициане стадион был расширен и смог вмещать в себя до 15 тысяч зрителей. Обновленный стадион получил имя Домициана, а основным его предназначением было проведение спортивных состязаний.

В средние века стадион начали реконструировать. Аркады, окружающие стадион с внешней стороны, в которых располагались лавки торговцев и ремесленников и бордели, сносились. Оставшиеся фундаменты служили основой для возведения средневековых домов. Арена же стадиона превратилась в площадь, ставшая местом проведения праздников и ярмарок.

2.

Первая церковь на площади Навона была построена в честь Святой мученицы Агнессы. Агнесса родилась в семье одних из первых римских христиан. По легенде девушка привлекла внимание сына римского перфекта Семпрония, но отвергла его ухаживания, поскольку дала обет безбрачия, решив посвятить себя благодетельной христианской жизни. Перфект был разгневан ее дерзостью, а когда выяснилось, что девушка христианка, которые в те времена подвергались гонениям, то Агнессу поставили перед выбором: либо она приносит жертву римским богам, либо с позором будет брошена в публичный дом. Верная своей вере, Агнесса отказалась почтить языческих богов. Перфект распорядился, что бы ее отвели в бордель нагую, но когда с Агнессы сорвали одежду, произошло чудо. Волосы девушки мгновенно отросли так сильно, что она смогла ими укрыться. А позже к брошенной в публичном доме девушке явился ангел и принес ей покрывало. На этом чудеса не закончились. Все мужчины, пытавшиеся овладеть Агнессой, теряли мужскую силу и со стыдом уходили. Девушку посетил и незадачливый жених, но, не успев приблизится к ней, внезапно умер. Агнесса воскресила его своими молитвами, после чего ее как ведьму приговорили к сожжению на костре. Но приготовленный костер не разгорался и Агнессу убили ударом меча.

Церковь, получившая название Сант-Аньезе-ин-Агоне (S. Agnese in Agone) была заложена в аркадах, где находился тот самый бордель. В 1652 году церковь решено было перестроить. Работы возглавил Джироламо Райнальди, а через год его сменил Борромини, кардинально переделавший первоначальный план, изменив замещение фасада и создав центральную часть с массивным куполом. От средневековой постройки осталось лишь место мученичества Святой Агнессы.

3.

Еще одна интересная история связана с построенным прямо у входа в базилику Святой Агнессы великолепным фонтаном «Четырех рек». В 1644 году Папа Иннокентий Х решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект. Из-за происков врагов, Бернини оказался единственным, кого не допустили к участию в этом конкурсе. Но у Бернини был покровитель принц Людовизи, который по счастливой случайности был женат на племяннице Папы. По совету друзей Бернини изготовил макет задуманного им фонтана, который без предупреждения принесли в дом Папы и поставили в гостиной перед завтраком. Позавтракав, Папа Иннокентий увидел творение Бернини и был просто в восторге. Вопрос о выборе проекта решился сам собой.

Готовый фонтан Бернини в торжественной обстановке представил вначале только для самого Папы. Папа больше часа с удовольствием рассматривал изысканный монумент. Уходя, он поинтересовался, когда же пустят воду, но Бернини слукавил, уйдя от ответа. Но когда Папа повернулся, чтобы уйти, Бернини подал знак и фонтан ожил! Папа был восхищен! После этого фонтан показали жителям Рима.

4.

5.

Скульптурная композиция фонтана символизирует четыре континента мира в виде фигур, олицетворяющих представляющих их реки: Дунай представляет Европу, Ганг - Индию и азиатский континент, Нил - Африку, Ла Плата - Америку. В центре ансамбля возвышается тот самый обелиск, из-за которого был весь сыр-бор.

6.

7.

Кстати, есть история, которую любят рассказывать экскурсоводы. Если присмотреться, то все фигуры, выполненные на фонтане, смотрят в строну, противоположную Церкви Святой Агнессы. А мавр Ла Плата словно в ужасе отпрянул от чего-то.

8.

По слухам, таким образом Бернини тонко отомстил своим недоброжелателям, а именно создателю Базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне Борромини, с которым у Бернини был разлад. Известно что, Боромини считал оформление церкви Святой Агнессы безвкусным. Хотя конечно, эта история всего лишь досужие домыслы. Фонтан был открыт немного раньше базилики.

9.

Помимо фонтана «Четырех рек» на площади Навона разбиты еще два фонтана: фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Именно им площадь обязана народному названию «Площадь трех фонтанов». Оба эти фонтана куда скромнее фонтана четырех рек. Между тем, они прекрасно дополняют фонтанный ансамбль площади.

Фонтан Мавра, расположенный в южной части площади Навона, изначально был совсем без скульптур. Центральной фигурой мавра фонтан украсил все тот же Бернини. Остальные фигуры появились уже в 19 веке.

10.

11.

12.

Фонтан Нептуна, расположенный на противоположной части площади, также был без скульптур и обзавелся ими тоже только к 19 веку.

Сегодня площадь Навона одна из главных зон притяжения туристов в Риме. Свободное пространство в северной части площади густо занято торговцами сувениров и уличными художниками, а по периметру расположились множество колоритных ресторанчиков.

13.

14.

Оставайтесь на связи!