Песнь о вещем Олеге. Описание картин Васнецова. "Могила" вещего Олега зарастает бурьяном Волхвы в период христианства

19.06.2019

"ЭКСПЕРТЫ" ОБНАРУЖИЛИ В КАРТИНЕ В. ВАСНЕЦОВА "НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ"
Кировская область: 2010-03-16 08:43:50

Стали известны подробности уголовного дела по 282 статье УК РФ против родновера Алексея Добровольского ("Доброслава").

"Эксперты" кафедры педагогики и психологии Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования вывели следующее абсурдное заключение, касающееся картины Виктора Михайловича ВАСНЕЦОВА "Встреча Олега с кудесником", 1899 г., изображенной на обложке работы "Доброслава" "Волхвы":

"Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображён старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определённой властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу".

Таким образом картина великого русского художника фактически была признана экстремистской. Работа "Волхвы" же была внесена в Федеральный список экстремистских материалов.

Между тем, соратники Доброслава обратились к родноверам, а также правозащитникам, представителям СМИ и просто людям с активной гражданской позицией с призывом к максимально широкому распространению информации о данном деле с целью создания общественного резонанса.Они указывают на асурдность обвинений и вероятность того, что показательный процесс над Доброславом станет началом нового витка репрессий.

А вот и сама "ЭКСТРЕМИСТСКАЯ КАРТИНА":

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам*,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

В. Васнецов "Встреча Олега с кудесником". Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

А вот что (не без злорадства!) пишут по этому поводу "наши" вахабитские бГатья:


emiratkavkaz 16.03.2010 00:05:52

Картина русского художника XIX века В. Васнецова признана Ленинским судом экстремистской
Как только сейчас стало известно, 16 февраля 2010 года вступило в законную силу решение Ленинского районного суда города Кирова от 24 декабря 2009 года о признании Васнецова Виктора Михайловича, русского, рожд. 1848 г, художником-экстремистом, на основании заказанную органами ФСБ экспертизы по его картине "Встреча Олега с кудесником", изготовленную им масляными красками по заказу неустановленного следственными органами лица в г. Москва в 1899 г. Данная картина в качестве иллюстрации была опубликована в брошюре одного из старейшин национал-социалистического движения в России Алексея Добровольского («Доброслава»), также признанной экстремистской.

По решению суда все литографии этой картины подлежат уничтожению вместе с брошюрами Алексея Добровольского. В заключении ГУ «Владимирская лаборатория судебной экспертизы» говорится: "К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки "Волхвы", на которой изображён старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует об их повелевании, обладании определённой власти над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу".

Решение суда после вступления в законную силу запрещает гражданам Российской Федерации смотреть на картину "Встреча Олега с кудесником", имеющую ярко выраженное экстремистское содержание, направленное на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Граждане других стран могут посмотреть на нее на американском сайте Викимедии по следующей ссылке.
Отдел мониторинга КЦ
(КЦ - сокращённо "кавказ-центр", сайт русофобов-сепаратистов выступающих за создание кавказского джамаата во главе с Ичкерией и для этого объявившие "газават" неверным Русским - прим. комбатант)

Так что ЗДЕСЬ - никакого разжигания, чистА "буква закона"...

Виктор Васнецов Встреча Олега с кудесником . 1899 Бумага , акварель Государственный Литературный музей , Москва

«Встреча Олега с кудесником» - акварель Виктора Васнецова . Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге » А.С.Пушкина .

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства ».

Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, картина была использована в оформлении обложки книги националиста -неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы» . 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами . При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги . Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира :

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу


«Встреча Олега с кудесником» - акварель Виктора Васнецова. Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства».

  • 1 Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, картина была использована в оформлении обложки книги националиста-неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы». 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами. При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги. Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира:

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу.

В приговоре суда отсутствует информация о признании картины Васнецова экстремистским материалом. конце апреля 2011 года Ленинским районным судом г. Кирова были даны опровержения о признании картины как экстремистской и художника - как экстремиста. По различным данным, психологи Кировского института заявили, что либо изображение на обложке не рассматривалось как экстремистское, либо они не проводили экспертизу по запросу прокуратуры.

Примечания

  1. 1 2 Екатерина Лушникова. Язычник в Европейском суде // Радио Свобода, 24.04.2011
  2. KM.ru. Синельников Михаил. Великий Васнецов осуждён по «русской статье». Посмертно
  3. 1 2 ProGorod. Алексей Носков. Кировские психологи оказались вовлечены в скандал
  4. 1 2 Ленинский районный суд г. Кирова. Дело № 1-71/2010 (80119)
  5. 1 2 Pravda.ru. Сергей Николаев. Любовь к Перуну приводит в Страсбург
  6. Rupo.ru. Русский художник Виктор Васнецов «осуждён» посмертно по ст. 282 УКРФ
  7. ВебПресса.ком. xtro. Forbes.ru «осудил художника Васнецова»
  8. Ленинский районный суд г. Кирова. Обращения граждан. Признание художника Васнецова экстремистом посмертно
  9. Город Киров. Алексей Ивакин. Скандал с картиной Васнецова: обвинения в экстремизме оказались подлогом

Литература

  • Пастон Э. Виктор Васнецов. - М.: Белый город, 2007.

Ссылки

  • Виктор Михайлович Васнецов. Иллюстрации к «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина
  • Васнецова причислили к экстремистам
  • Ознакомиться с делами: Афродита; Скажи мне, кудесник; Пиво // Эхо Москвы

Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге » А. С. Пушкина .

Виктор Васнецов
Встреча Олега с кудесником . 1899
Бумага , акварель
Государственный Литературный музей , Москва

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства ».

Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, акварель была использована в оформлении обложки книги националиста -неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы» . 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами . При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги . Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира :

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу

Ленинский районный суд в городе Кирове признал картину замечательного русского художника В.М. Васнецова «экстремистской»...



Наконец-то «длинные руки» правоохранительной системы дотянулись до главного. Вступило в законную силу решение Ленинского районного суда города Кирова о признании Васнецова Виктора Михайловича, русского, 1848 г. р., художником-экстремистом. Посмертно. Основание — выводы экспертизы по его картине «Встреча Олега с кудесником», изготовленной мастером по заказу неустановленным следственными органами лица в городе Москве в 1899 году.
Справедливости ради стоит отметить, что самый известный иллюстратор русских сказок вновь попал в историю случайно, очутившись не в то время и не на том месте. «Кудесника» поместил на обложку своей брошюры «Волхвы» писатель Алексей Добровольский, он же «Доброслав». Творческий союз писателя с художником (т. е. фактически банда), оказывается, занимался тем, что публично возбуждал «национальную, расовую или религиозную вражду», унижал «национальное достоинство», а также пропагандировал «исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности» (ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Существуют и доказательства вышеупомянутых бесчинств. Художника ведь может обидеть далеко не каждый. «Квалифицированные» и «переподготовленные» эксперты (все они — сотрудники кафедры педагогики и психологии Кировского института повышения КВАЛИФИКАЦИИ и ПЕРЕПОДГОТОВКИ работников образования) своим заключением вскрыли преступные замыслы «подсудимого» Виктора Васнецова.

Читаем внимательно: «Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает ее ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу».

Мнение экспертов подтверждает и пока еще свидетель (статус может быть переквалифицирован) Александр Пушкин. Ведь «старец в образе язычника» беседовал с его вещим Олегом:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам. (согласно УК РФ — «унижение по национальному признаку»)
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам. (ст. 353: «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»)

А вот как обращается старец с представителями государственной власти:

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Здесь явно прослеживается пренебрежение к князю Олегу (ст. 319: «Оскорбление представителя власти»), которое усугубляется предсказанием: «Примешь ты смерть от коня своего» (ст. 320: «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица»).

Старик действительно «повелевал» — заставил князя умертвить собственного коня («Жестокое обращение с животными», до кучи). Что, впрочем, не спасло «главнокомандующего» от укуса змеи (заранее обдуманное покушение?).

Так что прав был «ленинско-кировский» районный суд, прислушавшись к «экспертному мнению». Кстати, все материалы, признанные Фемидой «экстремистскими», подлежат уничтожению. И художник Васнецов здесь не исключение — в печку его!

Давно пора очистить при помощи наших гуманных судов Россию-матушку от «человеконенавистнической» макулатуры. Для «священного огня» пищи хватит. Тут и Достоевский, экстремистки пророчествовавший: «Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов… Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным…». И Гоголь, с его главным возбудителем национальной и религиозной вражды — Тарасом Бульбой. А уж сколько художников можно подвести под 282-ю статью, если правильно подобрать экспертов!

Покончим с классиками — доберемся и до современников. Вот Дмитрий Анатольевич Медведев в своей статье «Россия, вперед!» написал о «вековой коррупции, с незапамятных времен истощавшей Россию». Не унижает ли это национальное достоинство целого народа, а, граждане эксперты?