Сегодня нет ни одного человека, кому бы была в диковинку перчаточная кукла. В современных по такому принципу делают практически всех персонажей постановки: медведей и обезьян, коровок и людей. Однако описание куклы-петрушки часто бывает размытым и неполным.
Главной отличительной чертой этого вида театральных персонажей является тот факт, что игрушку надевают на руку, подобно перчатке. Роль шеи выполняет одной руки либо лапы - большой. Среднему пальцу выпадает задача изображать вторую руку или лапу, а безымянный и мизинец попросту прижимаются к ладони.
Однако описание куклы-петрушки в некоторых постановках бывает изменено. Некоторые кукольники предпочитают вариант, когда у его персонажа «работают» все четыре конечности.
Существуют постановки, где участвуют крупные персонажи. Здесь не подойдёт тривиальное описание куклы-петрушки, ведь их уже не наденешь на руку. Для того чтобы привести в движение такого персонажа, требуется не один, а несколько человек. Кто-то надевает на руку голову куклы, а кому-то достаётся роль рук. И даже иногда кто-то третий занимается ногами персонажа. Действительно, это уже не всем известная традиционная перчаточная кукла-петрушка.
Хотя, если представить себе гигантского человека с громадными ручищами… И пальцы его должны быть размером с руку обычного человека! А ведь в сказках бывает всякое. Может быть, поэтому их тоже называют петрушками? Или потому, что всё-таки корни происхождения их также восходят к перчаточным куклам? Прочитав данное описание куклы-петрушки, которой управляют несколько человек, можно также сделать вывод: изготавливаются они по тем же методикам, что и традиционные «перчаточные» артисты. Вот только выкройки для них нужно во много раз увеличить.
Куклы, надевающиеся на руку, появились в России позднее, чем в других странах. И «первопроходцем» стал балаганный персонаж в колпаке с кисточкой, одетый в красную рубаху и широкие холщовые штаны. Потешник, остряк и шут сразу же полюбился представителям народа. И русский люд решил, что Петрушка - самый настоящий мужичок из их же племени-роду.
Но историки-искусствоведы считают, что первыми появились француз Полишинель, неаполитанец Пульчинелла, англичанин Панч, турок Карагёз, немцы Касперле и Гансвуст, испанец Дон Кристобаль и некоторые другие. Правда, все эти персонажи похожи на нашего Петрушку только лицом, нарядом да повадками. Ведь управлялись они с помощью нитей. Наш же Петрушка изначально не был марионеткой.
А вот появившийся в Лионе в начале девятнадцатого века Гиньоль был более всех близок к нему. По технологии изготовления и управления только он и подходил в «братья» нашему Петрушке. Но русский народ упорно считает этого персонажа выходцем из среды нашего народа, не желая делить это право ни с кем иным.
На сегодняшний день всех кукол, которых надевают на руку, называют петрушками или перчаточными. Дети любят смотреть спектакли с их участием. Да и дома поиграть с такой игрушкой, которая умеет обниматься и на ощупь такая живая и тёплая, тоже очень приятно.
Для мастера очень важно получить не только теорию, но и практические советы. Поэтому здесь публикуется материал для того, кому интересно знать, как сделать петрушку - куклу, надевающуюся на руку.
Этапом будет изготовление головы. Существует несколько способов:
2. Вторым этапом следует сшить или связать из пряжи наряд для куклы. Перед началом работы нужно сделать выкройку изделия. Для этого на ткань кладут ладонь с растопыренными пальцами и ставят метки около первой фаланги среднего (точки А и Б), указательного (В и Г) и большого (Д и Е) пальцев с обеих сторон. Буквы возле точек расставляются по часовой стрелке.
Затем вогнутыми дугами соединяют точки Б и В, Г и Д. От точек А и Е проводят линии вниз, иногда с расширением - для наряда фасона «клёш». Симметричные точки около фаланг соединяют прямыми. Этот вариант предполагает наличие «кистей» персонажа, которые кроят в виде миниатюрных рукавичек, набивают наполнителем и пришивают к крайним раструбам, предназначенным для рук куклы.
Если же кроится одеяние для животного, то вместо прямых используют выгнутые дуги.
Наряд сшивают, сложив детали лицевой стороной внутрь, затем выворачивают. Голову крепят к среднему раструбу.
Готовую куклу-петрушку можно задействовать для игры в театральной постановке, а можно просто использовать как игрушку для детей.
Кукла «Петрушка» на основе современной бытовой формы.
Кукла для перчаточного театра своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
История рождения Петрушки, его устами говорил сам народ!
Считается, что родиной современного кукольного театра является Индия и Древний Китай. Позже этот вид демократичного искусства был занесен бродячими артистами, возможно, цыганами, в Древнюю Грецию, а оттуда распространился по всей Европе. Когда кукольники появились у нас в стране, доподлинно неизвестно, однако русский народный театр Петрушки около трех веков пользовался огромной популярностью у людей всех возрастов и сословий.
Исследователи считают, что в России существовало 3 вида :
Последний вариант был популярен только в южных районах страны и в Сибири, а вплоть до конца 19 века марионетки, из-за сложности исполнения фигурок, использовались довольно редко. Таким образом, говоря о русских дореволюционных кукольных представлениях, чаще всего имеют в Петрушки. Он получил свое название по имени главного героя веселых спектаклей, разыгрываемых прямо на улице.
Такое прозвище получила перчаточная кукла, которая обычно была наряжена в красную рубаху, холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой. До сих пор не совсем ясно, почему ее физиономии традиционно придавали «нерусские» черты. В частности, у него чрезмерно большие голова и руки, смуглое лицо, огромные миндалевидные глаза и Скорее всего, внешность Петрушки связана с тем, что его создавали по образу и подобию итальянского Пульчинеллы.
Что касается характера персонажа, то и мошенник, которому не писаны никакие законы.
В России перчаточная кукла со странными чертами лица и по имени Иван Ратютю появилась в 17 веке. Однако наибольшее распространение и свое окончательное название она получила только 200 лет спустя. Кстати, сам Петрушка представлялся как Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.
В 17 веке представления разыгрывались без ширмы. Точнее, традиционный театр Петрушки предполагал участие только одного актера, который подвязывал к поясу юбку. К ее подолу был пришит обруч, поднимая который, кукольник оказывался скрытым от посторонних глаз. Он мог свободно двигать руками и представлять сценки при участии двух персонажей. При этом комедиант почти всегда работал в паре с медвежьим вожаком и выполнял также функции паяца.
С 1840-х годов стала использоваться ширма. Она состояла из трех рам, которые были скреплены скобами и затянуты ситцем. Ее ставили прямо на землю, и она скрывала кукольника. Обязательным атрибутом, без которого нельзя было представить театр Петрушки, являлась шарманка. Ее звуки зазывали зрителей, а за ширмой комедиант общался с публикой через специальный свисток. Во время спектакля он мог выбежать к зрителям в с длинным носом и в красном колпаке. При этом шарманщик становился его партнером, и они вместе разыгрывали комические сценки.
Театр Петрушки, история которого до конца не изучена, считался сугубо мужским. Чтобы голос кукловода был более писклявым и громким, использовался специальный свисток-пищик, который вставляли в гортань. Кроме того, кукловод старался говорить очень быстро и противно смеяться каждой своей шутке.
Пьесы театра (Петрушка являлся их главным, но не единственным героем) были довольно однообразны. Основные сюжеты: лечение и обучение солдатской службе, свидание с невестой, покупка и испытание лошади. Сценки следовали одна за другой в определенном порядке. При этом длительность спектакля зависела от того, как долго зрители удостаивали своим вниманием это уличное представление.
Действие происходило в следующей последовательности:
Иногда, обычно во время Масленицы и других народных гуляний, спектакль по пожеланию публики мог продолжаться еще дольше. Тогда разыгрывали сценку «Свадьба Петрушки». Ее сюжет был грубым и фривольным. Петрушке приводили невесту, которую он осматривал так, как если бы это была лошадь. После того как он соглашался жениться, начинались долгие уговоры невесты «пожертвовать собой» до свадьбы. С этого момента спектакля зрительницы уходили, уводя детей. Оставшиеся мужчины с восторгом слушали сальные шутки Петрушки.
Существовала также сценка с попом или дьяком. Однако из-за цензурных соображений она не вошла ни в один из сборников, где были записаны тексты представлений с Петрушкой.
Среди персонажей театра Петрушки был и один самый зловещий, который побеждал главного героя. Это была Смерть, которая после словесной перепалки забирала Петрушку с собой. Однако вскоре герой воскресал в другом месте. Это обстоятельство стало поводом для того, что некоторые исследователи стали находить связь между Петрушкой и языческими божествами, которые бесконечно умирали и возрождались то там, то здесь.
До Октябрьской революции таких постоянно действовавших культурных учреждений не существовало, и спектакли устраивались артистами-одиночками на улицах или в балаганах, либо их приглашали в частные дома с тем чтобы они развлекли гостей. Первые настоящие кукольные театры Москвы появились в начале 1930-х годов. Самый известный из них со временем стал крупнейшим в мире. Это театр им. С. Образцова. Он расположен по адресу: ул. Садовая-Самотечная, д. 3. Кроме него, примерно в это же время в столице появился Московский театр кукол, созданный изначально для популяризации детской литературы. Он гастролировал по стране и знакомил зрителей с новыми произведениями советских авторов, написанными специально для подрастающего поколения.
Позже появились и другие кукольные театры Москвы: «Альбатрос», «Жар-птица», «Сказочный», «Камерный» и другие. В них можно посмотреть не только детские спектакли, но и постановки, специально созданные для взрослых.
Чтобы сохранить традиции русских уличных представлений для детей и взрослых, Андрей Шавель и художник Валентина Смирнова организовали новый творческий коллектив. Он получил название русский народный театр «Петрушка» и дебютировал в 1989 году в городе Фрезино.
Театр устраивает представления длительностью 30 минут прямо на улице и старается не отходить от традиционных сценариев балаганных представлений.
Возникновение театра «Петрушка» связано с желанием его создателей сохранить то лучшее, что было в уличном массовом искусстве прошлых веков.
Спектакли разыгрываются и в помещениях. В таких случаях зрителей знакомят также с историей Петрушки и русского балаганного театра. В своей работе актеры используют реквизит, являющийся точной копией ширм и кукол, которые были у их предшественников, развлекавших публику на улицах российских городов 150-200 лет назад.
Теперь вы знаете, как возник кукольный русский народный театр. Петрушка и сегодня вызывает интерес у детей, поэтому обязательно сводите их на какой-нибудь спектакль в балаганном стиле.
Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, - достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками.
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки - улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира).
Типичное заблуждение - почитать Петрушку в качестве крайне древнего и исконно русского героя, основывается на его архетипических чертах характера, который зародился в глубине человеческих представлений о себе. Петрушка является младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы , французского Полишинеля , английского Панча , турецкого Карагёза , немецких Гансвурста и Касперле , испанского Дона Кристобаля и других, - при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль , появившаяся в Лионе в начале XIX века.
Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «…была создана фигура … известная всем народам….. Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чорта и смерть, сам-же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов - именно он преодолеет всё и всех».
Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.
В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань . Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.
До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй » (что выдаёт французские корни куклы). Существует версия о происхождении прозвища Петрушки от украинского слова «порятуй» (спаси). Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его бытовых сценок миниатюры «Петрушка и городовой », в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!»
Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что Петрушку называли Петром Ивановичем Уксусовым. Известный российский кукольник Сергей Образцов, называл Петрушку Петром Петровичем Уксусовым (рассказ «Четыре Братца») или Ванькой Рататуем.
Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке .
По распространённой, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили еще в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов . Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.).
Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решает купить лошадь, музыкант зовёт цыгана-барышника. Петрушка долго осматривает лошадь и долго торгуется с цыганом. Потом Петрушке надоедает торг, и вместо денег он долго бьёт цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеётся. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходит доктор и расспрашивает Петрушку о его болезнях. Выясняется, что у того всё болит. Между Доктором и Петрушкой происходит драка, в конце которой Петрушка сильно бьёт врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появляется квартальный. - «Ты зачем убил доктора?» Он отвечает: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьёт дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегает рычащая собака. Петрушка безуспешно просит помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить её кошачьим мясом. Собака хватает его за нос и уволакивает, а Петрушка кричит: - «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкает, что означает конец представления.
Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, её убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.
Петрушка побеждал всех противников, кроме одного - Смерти . В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.
Вот что вспоминает о Петрушке Александр Бенуа:
«На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.
Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы еще жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова - всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пёстрые ширмы, „музыкант“ кладёт свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад... И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами...
Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник - это бравый усатый городовой, и Акулина видимо даёт ему предпочтение. Петрушка в ярости бьёт блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал ещё вертлявее, ещё подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: „это барашек“. Петрушка в восторге, гладит „ученого, моченого“ барашка и садится на него верхом. „Барашек“ покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чорт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чорт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает „жуткая“ тишина…»
Жизнь Художника. Воспоминания. Том 2. Александр Бенуа
В начале XX века «Комедия о Петрушке» начинает разрушаться. Петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках, текст сцен менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Он размахивал дубинкой и разгонял своих врагов. Разговаривал он вежливо, а «свадьба» видоизменялась, превратившись в танец с невестой. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад .
Весёлые человечки | |
---|---|
Клуб весёлых человечков | Карандаш Самоделкин Буратино Чиполлино Петрушка Гурвинек Незнайка Дюймовочка |
Произведения в которых встречаются отдельные весёлые человечки | |
Буратино | |
Гурвинек | |
Дюймовочка | |
Карандаш | |
Незнайка | |
Петрушка | |
Самоделкин | |
Чиполлино | |
Произведения в которых встречаются несколько весёлых человечков | |
Карандаш и Самоделкин | |
Все весёлые человечки, кроме Дюймовочки |
|
Все весёлые человечки |
Весёлый, задиристый, бесшабашный, смекалистый… Этого кукольного персонажа сложно не узнать: на протяжении несколько веков Петрушка вызывает практически всенародную любовь. Он стал негласным, но узнаваемым символом русского кукольного театра, и его имя по сей день используется как нарицательное, а ещё - в качестве термина, описывающего целую группу театральных кукол.
Петрушка - ведущий персонаж народного кукольного театра, массовик-затейник и балаганный герой. Характер задористый, смелый и задирчивый ко всем персонажам на сцене, зачастую Петрушка бросает смелый вызов представителям власти, например, жандарму (полицейскому в царской России), а также высмеивает персонажей, как из простых, так и из верхних сословий. В конце красноречивых разговорных действий способен применить свою дубинку, частый атрибут его представлений. Своей смелостью и напористостью персонаж очень полюбился простому народу, пришедшему на праздничные ярмарки и заодно посмотреть представление балаганного театра.
Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. Пусть его сравнивают с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, раскладывая по полочкам все схожие признаки характеров - узнаваемости Петрушки и народной любви к нему это не помеха.
(сцена свадьбы Петрушки )
Серьёзных исторических исследований родословной Петрушки, конечно же, не проводилось. Первое официальное описание этой куклы дал известный немецкий учёный-исследователь Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по загадочной Московии.
Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи - бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Скоморошная субкультура существовала на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам, которые продолжали хранить традиции скоморошества, а потом передали их кукольным театрам.
И как раз XVI век оказался для скоморохов самым сложным: они подвергались жесточайшим гонениям со стороны государственных и церковных властей. За этот период высочайшие указы, категорически запрещавшие скоморошество, издавались дважды. В ответ на давление сверху живых актёров в уличных представлениях заменили куклы, самой яркой из которых был именно Петрушка. Кстати, все его иностранные «коллеги» появились примерно в то же самое время.
(Образы Петрушки на современной сцене: 1) приезжий рабочий 2) полицейский )
В образе Петрушки гармонично переплелись особенности национального характера. По сути он является квинтэссенцией русского менталитета. Находчивый, острый на язык, бесстрашный, помогающий восторжествовать справедливости, несущий добро и побеждающий зло - именно так можно охарактеризовать образ этого кукольного персонажа.
(Сцены: 3) русская жена 4) африканская невеста )
Внешность Петрушки за долгие десятилетия неоднократно претерпевала изменения. Однако некоторые свои особенности он пронес через века практически в неизменном виде. Так, например, Петрушка остался верховой куклой, а не марионеткой - его кукловод находится ниже разворачивающегося на сцене действия. Длинный крючковатый нос, ехидная улыбочка, высокий голос, яркий шутовской наряд - эти атрибуты тоже прошли через века.
Со временем характер персонажа стал меняться, и уже в современном кукольном театре из поборника справедливости, удачливого борца против зла и бесшабашно весёлого балагура, Петрушка превращается в яркого и харизматичного ведущего затейника детских кукольных представлений.