Тест 15. Приведены не характерные для разговорного стиля речи морфологические формы в ряду
Тест 14. Лексика не только литературного языка представлена в стиле речи
Тест 13. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее полно представлена в
Тест 12. Язык художественной литературы оказывает влияние на развитие
Тест 11. Экстралингвистические факторы оказывают большое влияние на стиль
Тест 9. Не характерна для разговорно-обиходного стиля лексика
Тест 7. Не относится к особенностям разговорного стиля такая черта, как
Тест 6. Основной языковой функцией разговорного стиля является
Тест 3. Не относится к книжным стиль речи
a) официально-деловой;
b) научный;
c) разговорно-обиходный;
d) публицистический.
a) научного;
b) художественного;
c) публицистического;
d) официально-делового.
Тест 5. Такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения характерны для стиля
a) официально-делового;
b) научного;
c) разговорно-обиходного;
d) публицистического.
a) аккумулятивная;
b) когнитивная;
c) коммуникативная;
d) эстетическая.
a) неофициальность и непринужденность речи;
b) спонтанность и автоматизм;
c) точность и логичность речи;
d) обыденность содержания.
Тест 8. Неверным является утверждение:
a) На разговорный стиль большое внимание оказывает ситуация речи.
b) Это позволяет предельно сокращать высказывание.
c) Сжатие, упрощение – необходимое условие для существования разговорного стиля.
d) Основной формой существования разговорного стиля является монологическая форма.
a) научная терминология;
c) общеупотребительные слова;
d) просторечные слова.
Тест 10. В практическом применении часто происходит смешение стилей, которое начинает взаимодействовать между собой. Этот процесс называют:
a) смысловым потоком;
b) письменным потоком;
c) речевым потоком;
d) устным потоком.
a) публицистический;
b) официально-деловой стиль;
c) научный;
d) разговорно-обиходный.
a) просторечия;
b) диалектов;
c) жаргона;
d) литературного языка.
a) разговорно-обиходной речи;
b) официально-деловой речи;
c) научной речи;
d) техническом стиле.
a) научном;
b) официально-деловом;
c) публицистическом;
d) художественном.
a) шестьдесят граммов, с пятьюдесятью процентами;
b) шофера, в отпуску;
c) покороче, помягче;
d) пять килограмм апельсин.
Тест 16. Слова лапочка, заинька, работяга относятся к
a) неологизмам;
b) оценочной лексике;
c) архаизмам;
d) историзмам.
a) абстрактность и точность;
b) образность и эстетическая значимость;
c) стандартность и объективность;
d) оценочность и призывность.
Цель – корректировка умений и навыков владения различными функциональными стилями речи в их письменной (в основном) и устной форме.
Вопросы : 1. Понятие о функциональных стилях речи, доминанты стилей. 2. Устная и письменная формы речи. 3. Научная письменная речь. 4. Официально-деловая письменная речь.
Литература :
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002.
2. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для студентов вузов /Максимов В.И., Казаринова Н.В., Барабанова Н.Р. и др. / под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.
3. Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
4. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебн. пособие. – М.: «Флинта" , 1997.
5. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2000.
Если вы подумали над коммуникативным кодексом, то, несомненно, пришли к выводу, что язык реально существует только в речи. Речь бывает устная и письменная, хорошая, плохая, яркая, образная, богатая, бедная… Или деловая, научная, разговорная, публицистическая, художественная. Необходимость деловой, научной и т. д. речи обусловливается сферой общения (скажем, научная конференция), т.е. таким качеством речи, как её уместность в данной ситуации общения (включая характеристики партнера по общению, содержание речи, цель, тип мышления). Уместность же создается, в частности, правильным выбором функционального стиля речи: делового, научного, разговорного, публицистического, художественного.
Литературный язык используется во всех сферах общения, это основа, база любого функционального стиля. Однако в каждом стиле есть своя доминанта. Ей подчинено всё: отбор лексики (слов), типы предложений, падежные формы, временные формы глаголов, использование частей речи, построение текста.
Ознакомьтесь с доминантами функциональных стилей*
Доминанта делового стиля – предельная точность, которая не допускает инотолкований. Поэтому для делового стиля характерны громоздкость, длинные предложения с уточняющими оборотами (а вдруг не так поймут, знаки препинания тоже должны уточнять, выделять, подчеркивать), использование специальных терминов и стандартизованного построения речи – вплоть до употребления специальных бланков, подлежащих заполнению (а вот их надо научиться читать), цифровая разметка, запрет местоименных замен, фактическая невозможность устной формы речи. Различают деловой стиль и деловое общение. Деловое общение может быть письменным (переписка) и устным (переговоры). Деловые переговоры могут проходить в разной обстановке - как в официальной (близость к деловому стилю), так и в неофициальной (близость к разговорной речи).
Доминанта научного стиля – понятийная точность. В каждой отрасли научного знания существует своя терминология, которая системно организована. Термин имеет определенное значение именно в данной терминосистеме. Другая черта научного стиля – подчеркнутая логичность речи, поэтому здесь широко употребительны текстовые скрепы типа: из этого следует, это приводит к.., следовательно, таким образом и др. Если точность делового стиля связана прежде всего с соответствием конкретной действительности, то точность научной речи – это понятийная точность (т.е. связана с точностью функционирования понятий).
Доминанта публицистического стиля – социальная оценочность. Она проявляется в газетных «ярлыках» (фашист, демократ, псевдодемократ), в словах с добавочной коннотацией (созначением) : ср.: вожак и главарь, съезд, конгресс и сборище), в самом отборе фактов, степени внимания к ним, в использовании экспрессивного синтаксиса (построения предложения).
Доминанта художественного стиля – образная и эстетическая значимость каждого его элемента (вплоть до звука).
Доминанта разговорного стиля - особенность разговорной речи (устная форма неофициального персонального общения) – минимум заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность и т.д. Система разговорной речи опирается на внеязыковые факторы, облегчающие понимание и пригодна только в персонально адресованном неофициальном общении.
Стиль (греч. стило - палочка, ручка) - это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Он называется функциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определенную функцию.
Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности (например, в сфере науки, делового общения, бытового общения и т.д.) и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т. п. Каждый функциональный тип речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.
В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют функциональные стили :
· научный,
· официально-деловой,
· газетно-публицистический,
· художественный (выделяется не всеми лингвистами),
· разговорно-обиходный.
Все функциональные стили проявляются и в устной, и в письменной формах и, кроме разговорно-обиходного, относятся к книжным.
В практическом применении часто происходит смешение стилей, которые начинают взаимодействовать между собой. Этот процесс называют «речевым потоком». Чтобы понять стилевую принадлежность текста, надо выделить главное стилевое направление.
Стилевое богатство делает русский язык гибким и сильным, эмоционально- выразительным и строгим.
Особое место занимает литературно-художественный стиль. Главной отличительной особенностью языка художественной литературы является его предназначенность: вся организация языковых средств подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами, созданию художественного образа, отражающего мир и человека в нем. С этой целью в художественном произведении могут быть использованы и диалекты, и просторечие, и жаргоны. Это язык чувств, эмоциональных переживаний, философских логических выводов, он передает рождение процесса мысли, «поток сознания» человека. Русская литература всегда была носителем духовных начал русского народа и тесно связана с его языком.
Язык художественной литературы оказывает влияние на развитие литературного языка. Именно писатели формируют в своих произведениях нормы литературного языка. Произведения художественной литературы используют все возможности национального языка, поэтому язык художественной литературы исключительно богат и гибок. «А погода великолепная! Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом», - так удивительно просто, точно, поэтично писал А.П. Чехов.
Разговорно-бытовой стиль используется не только в быту, но и в профессиональной сфере. В быту он имеет устную и письменную формы, в профессиональной сфере – только устную.
Разговорная речь отличается тем, что ее особенности не фиксируются. Разговорная речь – некодифицированная речь. Ее признаки – неподготовленность, неофициальность, участие коммуникантов. Также этот стиль не требует строгой логики, последовательности изложения. Но ему присущи эмоциональность выражений, оценочный характер, некоторая фамильярность.
Например, в сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов»: «Да нет, - говорила библиотекарша, - я думаю, это пшено. Он же козел... Пойдем лучше потопчемся, так? Потом пойдем к Владику... Я знаю, что он баран. Но у него «Грюндик» - посидим... Да, я знаю, что они все козлы, но надо же как-то расстрелять время!.. Ничего не понимаю, - тихо сказал некто... не то Онегин, не то Чацкий - своему соседу, ...похоже Обломову. Обломов улыбнулся. - В зоопарк собираются».
Разговорная речь использует нейтральную лексику, эмоционально окрашенные слова, экспрессивную лексику. В ней много обращений, уменьшительно-ласкательных слов, порядок слов свободный. Предложения более простые по конструкции, иногда неполные, незаконченные. (- Пойдешь на зачет? - Ну...) В них часто содержатся подтекст, ирония, юмор говорящего. Разговорная речь исключительно богата и содержит в себе много фразеологических оборотов, сравнений, пословиц и поговорок. Она тяготеет к постоянному обновлению и переосмыслению языковых средств. Большую роль играет знание речевого этикета, внеязыковые факторы: мимика, жесты, интонация, окружающая обстановка.
В речевой практике может иметь место взаимодействие стилей , проникновение лексических средств, закрепленных за той или иной сферой общественной деятельности в несвойственные им сферы общения. В том случае, если употребление стилистически окрашенного слова в несвойственном ему контексте мотивировано определенной коммуникативной целью (например, создание положительной оценочности высказывания, эффекта наглядности - разумная ценовая политика, гибкая система скидок (официально-деловая речь), оно является оправданным, усиливает воздействующую силу высказывания. Если же стилистически окрашенное слово используется в чуждой для него сфере общения без определенной коммуникативной цели, такое употребление квалифицируется как стилистическая ошибка (например; областной форум тружеников животноводческих ферм; задействовать человеческий фактор (официально-деловая речь).
Как отмечают специалисты, всякое употребление может быть правильным, если оно обусловлено характером сферы общения, традицией отбора речевых средств разными категориями носителей языка (физиками, журналистами, поэтами, моряками, шахтерами, дипломатами и т. п.). Именно поэтому даже то, что противоречит нормам общелитературной речи, может находить функционально оправданное применение и выступать как показатель своеобразия формы общения. Например, стилистически значимы и допустимы в профессиональной речи словосочетания, находящиеся за пределами общелитературных норм: компас, отдать концы, торта, эфиры, цементы и др.
Итак, стили литературного языка обслуживают определенные сферы человеческой деятельности, являются социально обусловленными. Они взаимодействуют друг с другом и выступают как формы существования языка.
Использованная литература
Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 54 – 57).
ВОПРОСЫ для самопроверки
По какому признаку литературный язык делится на функциональные стили?
В чем особенность литературно-художественного стиля?
Являются ли понятия «разговорный стиль» и «разговорный язык» синонимичными?
Какой признак является определяющим для каждого из функциональных стилей?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Напишите небольшой текст (из 7-10 предложений) и представьте его в разных стилях.
ТЕСТЫ
Тест 1. Какое утверждение не соответствует действительности?
Тест 2. Отметьте ошибочное утверждение: Выделяют следующие книжные стили.
Тест 3. Какой из перечисленных стилей не относится к книжным?
Тест 4. Выделение какого книжного стиля нельзя считать общепризнанным?
Тест 5. Какому стилю речи характерны такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения?
Тест 6. Какую языковую функцию выполняет разговорный стиль?
Тест 7. Какая из перечисленных черт не относится к особенностям разговорного стиля?
Тест 8. Отметьте неверное утверждение.
Тест 9. Какая лексика не характерна для разговорного стиля?
Тест 10. В каком стиле речи канцеляризмы не являются недостатком?
Тест 11. В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?
Тест 12. В каком стиле речи представлена не только лексика литературного языка?
Тест 13. Найдите ряд, в котором приведены не характерные для разговорного стиля речи морфологические формы.
Тест 14. К какой лексике относятся слова лапочка, заинька, работяга?
Тест 15. Какая стилевая черта характерна для научного стиля речи?
Тест 16. Социальная оценочность является доминантой стиля?
Тест 17. Для какого стиля доминантой является понятийная точность и абстрактность?
Тест 18. На какой стиль большое влияние оказывают экстралингвистические факторы?
Тест 19. Доминантой художественного стиля является?
Тест 20. К какому стилю вы отнесете текст, в котором содержатся графики, схемы, диаграммы?
Лекция №89 Система стилей
Рассматривается система функциональных стилей современного русского языка, а также понятие стилевой доминанты.
Рассматривается система функциональных стилей современного русского языка, а также понятие стилевой доминанты.
План лекции
Термин стилистика , появившийся в XIX веке до сих пор не имеет единого понимания. Это объясняется тем, что стилистика как лингвистическая дисциплина развивалась в различных направлениях. В последнее время значительно расширился объект исследования этой науки. В самом широком смысле стилистику определяют как науку об употреблении языка.
Выделяются три ведущих направления этой дисциплины:
1) стилистика ресурсов , изучающая стилистические средства языка (стилистически окрашенную лексику, фразеологию, средства морфологии и синтаксиса);
2) функциональная стилистика , которая изучает функциональные стили языка;
3) стилистика художественной речи , изучающая средства художественной выразительности.
Предмет исследования стилистики охарактеризовал Г. О. Винокур: «Стилистика обладает тем свойством, что изучает язык по всему разрезу его структуры сразу, но с особой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики в чужом материале ее собственный предмет».
Итак, предметом исследования стилистики являются:
1) выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски;
2) закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения.
Основная задача стилистики - способствовать повышению лингвистической культуры общества, научить правильно и целесообразно пользоваться средствами языка в зависимости от конкретной обстановки общения, целей говорящего и других внеязыковых факторов.
Наша речь при официальном общении (выступлениях по радио и ТВ, на научных конференциях и т.п.) отличается от той, которая используется в быту. Применение языка в различных социальных сферах приводит к появлению в языке разновидностей, которые называют функциональными стилями.
Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, связанная с определенной сферой человеческой деятельности и имеющая свои нормы отбора и сочетания языковых средств.
Каждый стиль отличается от других следующими признаками:
1) сферой использования (сферой общения);
2) целью общения;
3) речевыми жанрами;
4) набором языковых средств.
Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей.
Для книжных стилей характерна установка на монологическую речь. Типичной формой разговорного стиля является диалогическая речь.
Вопрос о классификации стилей современного русского литературного языка по разному решается учеными.
Например, не все лингвисты признают существование художественного стиля по следующим причинам:
1) язык художественной литературы выходит за пределы литературного языка (может включать просторечные, диалектные слова и т.п.);
2) язык художественной литературы многостилен, незамкнут, вбирает в себя черты различных языковых стилей;
3) он не имеет особых языковых примет.
Другие ученые включают художественный стиль в систему стилей русского языка, так как он обслуживает отдельную сферу человеческой деятельности (искусство) и выполняет особую функцию - эстетическую.
Дискуссионным остается вопрос о выделении разговорного стиля: существует мнение, что все функциональные стили обнаруживают противопоставление кодифицированного литературного и разговорного языка.
В последнее время встал вопрос о выделении особого религиозно-культового стиля.
Между стилями не существует четких границ, поэтому можно выделить своеобразные «гибридные» стилевые формы. Например, научно-популярная литература соединяет в себе черты научного и публицистического стилей (некоторые ученые говорят о выделении отдельного научно-популярного стиля). Таким образом, между стилями существуют переходные зоны.
Существует тесная связь между использованием конкретного стиля и ситуацией общения, типа мышления (логико-понятийный, информационно-эмоциональный, образный), содержанием речи и ее целью (сообщение информации, воздействие, фиксация знания). Эта связь не допускает свободного выбора стиля в конкретной речевой ситуации. Несоответствие стиля ситуации, типу мышления или содержанию речи часто используется в пародиях
Подбор языковых средств внутри каждого стиля и принципы построения речи определяются стилевой доминантой.
Доминанта - это основной признак функционального стиля, определяющий его языковые черты.
Доминанта научного стиля - понятийная точность , которая обусловливает использование системно организованной терминологии, подчеркнутую логичность речи. Так, в текстах научного стиля широко представлены специальные логические связки из этого следует, это приводит к, следовательно, таким образом. Точность в научном стиле является абстрактной, обобщенной.
Доминанта официально-делового стиля - точность, не допускающая двоякого толкования . Отсюда синтаксическая громоздкость, запрет местоименных замен, длинные предложения с массой уточняющих оборотов, цифровая разметка текста, стандартизованное построение речи, исключительно письменная форма речи.
Доминанта публицистического стиля - социальная оценочность , которая проявляется в газетных «ярлыках»: фашист, демократ, партократ, в словах с оценочным значением: вожак - главарь, зачинатель - зачинщик, съезд - сборище. Установка на оценку определяет сам отбор фактов, использование фразеологизмов и экспрессивного синтаксиса.
Доминанта художественного стиля - образность и эстетическая значимость каждого элемента текста. Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, использование выразительных средств речи, ритма, рифмы.
Доминанта разговорного стиля - минимальная забота о форме выражения мыслей . Это объясняет фонетическую неточность, синтаксическую небрежность, широкое использование местоимений.
Практически все стили используются как в письменной, так и в устной форме, однако доминанта делового стиля противоречит ограниченным возможностям устной формы: невозможно добиться необходимой точности, если предварительное продумывание фразы невозможно.
Ярче всего различия между стилями выявляются на уровне лексики, поскольку существуют слова, закрепленные за определенным функциональным стилем: термины в научном стиле, канцеляризмы (нижеследующий, именуемый и т.п ) в официально-деловом, оценочная лексика (чаяния, свершения, консолидация и т.п. ) в газетно-публицистическом. И все же основу каждого стиля составляет межстилевая, неокрашенная лексика.
Стиль |
Научный |
Официально-деловой |
Публицистический |
Художественный |
Разговорный |
Сфера общения |
Наука, техника, образование |
Законодательство, делопроизводство. |
СМИ, публичные выступления. |
Искусство |
Повседневное общение |
Основная цель речи |
Сообщение, фиксация знаний |
Сообщение, констатация факта |
Сообщение и воздействие |
Воздействие через образное моделирование мира |
|
Доминанта |
Понятийная точность |
Предельная точность, не допускающая инотолкований |
Социальная оценочность |
Образность и эстетическая значимость |
Минимальная забота о форме изложения мысли |
Дата: 2010-05-22 11:08:00 | Просмотров: 7006 |
4. Понятие о функциональных стилях; классификация стилей и их разновидностей, принципы разграничения функциональных стилей. Книжные стили и разговорный стиль.
При описании функциональных стилей языка мы опираемся на следующие положения:
Стилевая дифференциация литературного языка – явление исторически изменчивое;
Дифференциация литературного языка на стили вызывается функциональной целесообразностью: осознаваемые коллективом говорящих как целесообразные отбор, комбинирование, внутренне обусловленное объединение средств в стилевую систему зависят прежде всего от того, в какой сфере общественной деятельности происходит общение;
Стилевая система обладает относительной замкнутостью.
Исходя из этих положений, можно дать следующее определение функциональных стилей: это исторически сложившиеся в данное время в данном языковом коллективе разновидности единого литературного языка, представляющие собой относительно замкнутые системы языковых средств, регулярно функционирующие в различных сферах общественной деятельности.
Литературный язык отличается от других проявлений национального языка своим стилистическим богатством, позволяющим использовать его в официальном и неофициальном общении, в сфере науки, делопроизводства и законотворчества, в средствах массовой информации, в искусстве и повседневной жизни. Соответственно, разнообразное применение литературного языка приводит к появлению в нем функционально-стилевой дифференциации.
Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа. Сам термин «стиль» имеет несколько толкований.
Наиболее раннее, традиционное и вместе с тем самое широкое понимание стиля связано с различиями книжно-письменной и устно-разговорной речи. Понятия «письменный» и «устный» относятся к явлениям формы языкового общения, «книжный» и«разговорный» – к явлениям стиля. Вместе с тем единицы языка, преимущественно используемые в книжно-письменной сфере и образующиеся в ней, несут обычно для говорящих на этом языке стилевую окраску, которая именуется книжной; тот же параллелизм наблюдается между средствами устной речи и разговорной. В связи с этим нередко говорят о книжном стиле и разговорном.
Функциональный стиль – подсистема литературного языка, которая определяется условиями и целями общения в какой-либо сфере общественной деятельности и обладает определенной совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
В качестве ведущих функциональных стилей обычно выделяются:
Научный;
Официально-деловой;
Публицистический;
Разговорный;
Литературно-художественный.
Основания выделения функциональных стилей имеют двоякий характер: собственно лингвистический и экстралингвистический. Природа языка двуедина, поскольку язык – явление общественное, поскольку он, будучи средством общения, в то же время и средство формирования и выражения мысли, поскольку он функционирующая система. В процессе функционирования языковые единицы, постоянно используемые в той или иной сфере общения, приобретают определенные стилевые окраски. С другой стороны, отбор в данной сфере общения именно тех, а не иных единиц подчинен принципу коммуникативной целесообразности: из системы языка отбираются те языковые единицы, которые способны по своей природе наилучшим образом обслужить общение в данной конкретной сфере.
Большинство лингвистов полагают, что основой классификации функциональных стилей следует считать экстралингвистический принцип .
Функциональные стили представляют собой основные, наиболее крупные речевые разновидности. Каждый стиль подразделяется на подстили. Это определяется разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, т.е. целями общения.
Так, научный стиль подразделяется на собственно научный и научно-технический подстили; официально-деловой – на собственно законодательный и канцелярский подстили; публицистический – на политико-агитационный, собственно публицистический, газетный, ораторскую речь и т.д.
Каждый функциональный стиль представлен рядом жанровых разновидностей .
В то же время в каждом стиле все его конкретные речевые характеристики (распределение частей речи, падежных форм существительных, временных форм глагола, типов предложения, их объема и т.п.), лексика (использование терминов, профессионализмов, канцеляризмов, сниженных слов, абстрактной и конкретной лексики), принципы построения текста подчиняются организующей речь в данном стиле доминанте .
Доминанта делового стиля – предельная точность, однозначность . Это влечет за собой его громоздкость, запрет замещения имен местоимениями, длинные предложения с массой уточняющих оборотов, использование специальных терминов и стандартизированного построения речи, вплоть до употребления бланков, подлежащих заполнению.
Доминантой научного стиля является понятийная точность (поскольку используется системно организованная в каждой области научного знания терминология), подчеркнутая логичность речи. Точность научного стиля меньше связана с точным соответствием конкретной действительности; она более абстрактна, чем точность делового стиля.
Доминанта публицистического стиля – социальная оценочность . Это и отбор фактов, и использование слов с оценочной коннотацией, и газетные «ярлыки», и экспрессивный синтаксис.
Доминанта разговорного стиля , особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей . Отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, широкое использование местоимений, эллиптические синтаксические конструкции и др.
Дискуссионность правомерности выделения художественного стиля среди других функциональных стилей. Мотивировка: язык художественной литературы вбирает в себя прочие функциональные стили, не имеет специфических языковых примет, выполняет особую, эстетическую функцию. Однако несмотря на кажущуюся многостильность, художественная речь использует лишь отдельные черты и элементы других стилей, которые к тому же используются в эстетической функции, а не в той, какую они выполняют в стилях, откуда заимствуются. Художественная речь, обслуживающая особую, эстетическую, сферу общения, представляет собой функциональный стиль.
Д оминанта художественного стиля – образность и эстетическая значимость каждого его элемента . Отсюда – большое количество тропов, стремление к «свежести» образа, использование специальных, только для этого стиля характерных выразительных средств речи – ритма, рифмы,гармонической организации речи.
Стили языка должны быть приняты во внимание при изучении речевой культуры, так как они оказывают воздействие на коммуникативные качества речи . Речевое общение осуществляется, в сущности, не на языке в целом, а на том или ином из его функциональных стилей.
Отдельное высказывание или целое значительное произведение может представлять функциональный стиль не обязательно в его чистом, целостном виде, но как своего рода многослойное стилистическое явление, как результат взаимодействия стилей.
При описании ведущих функциональных стилей в систему каждого из них включаются языковые средства, которые могут быть использованы в произведениях, представляющих тот или иной функциональный стиль.
Тема 2. Нормы современного русского литературного языка.
Понятия «норма» и «вариант». Подвижность и консервативность языковой нормы в русском языке. Общенациональный и литературный язык. Жаргон, диалекты, просторечие, профессиональные языки.
Языковая норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка. «Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С. И. Ожегов). Таким образом, в основе нормы (не только языковой) всегда лежит выбор одного из нескольких вариантов. Норма – это результат социально-исторического отбора языковых и речевых единиц. В толковых словарях «норма» – это узаконенное установление. Обычный общепринятый, обязательный порядок, состояние чего-либо. Образец. Правило.
Норма – это не только социально одобряемое правило, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей.
Норма нужна для того чтобы :
Люди понимали друг друга правильно (социальная и коммуникативная функции);
Отличить образованного человека от необразованного (социальная и культурная);
Образованная часть людей с наиболее развитым языковым вкусом влияла на его воспитание и развитие у остальных (социальная и эстетическая);
Сохранять языковые традиции (социальная и культурная).
Единство и стабильность языка поддерживаются разветвленной системой норм – правил и предписаний, которые регулируют основные случаи употребления тех или иных языковых единиц или их форм. Это нормы произнесения слов (орфоэпия), написания слов (орфография), расстановки знаков препинания (пунктуация) и др.
Норма может быть императивной (т. е. строго обязательной) и диспозитивной (т. е. не строго обязательной). Императивная норма не допускает вариантности в выражении языковой единицы, регламентируя только один способ ее выражения. Нарушение этой нормы расценивается как слабое владение языком (например, ошибки в склонении или спряжении, определении родовой принадлежности слова и др.). Диспозитивная норма допускает вариантность, регламентируя несколько способов выражения языковой единицы (например, чашка чая и чашка чаю, творог и творог и т. д.). Вариантность в употреблении одной и той же языковой единицы часто является отражением переходной ступени от устаревшей нормы к новой. Варианты, видоизменения или разновидности данной языковой единицы могут сосуществовать с ее основным видом.
Возможны три основные степени соотношения «норма – вариант»:
1) норма обязательна, а вариант (прежде всего – разговорный) запрещен;
2) норма обязательна, а вариант допустим, хотя и не желателен;
3) норма и вариант равноправны.
В последнем случае может быть дальнейшее вытеснение старой нормы и, возможно, даже рождение новой нормы.
Будучи достаточно устойчивой и стабильной, норма как категория историческая подвержена изменениям, что обусловлено самой природой языка, находящегося в постоянном развитии. Возникающая в этом случае вариантность не разрушает нормы, а делает ее более тонким инструментом отбора языковых средств.
Языковая норма имеет следующие особенности:
1) устойчивость и стабильность , обеспечивающие равновесие системы языка на протяжении длительного времени;
2) общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил (регламентации) как взаимодополняющие моменты «управления» стихией речи;
4) культурно-эстетическое восприятие (оценка) языка и его фактов; в норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении человечества;
5) динамический характер (изменяемость), обусловленный развитием всей системы языка, реализующейся в живой речи;
6) возможность языкового «плюрализма» (сосуществование нескольких вариантов, признающихся нормативными) как следствие взаимодействия традиций и новаций, стабильности и мобильности, субъективного (автор) и объективного (язык), литературного и нелитературного (просторечие, диалекты).
В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм:
орфоэпические (произносительные), связанные со звуковой стороной литературной речи, ее произношением;
акцентологические, связанные с нормой ударения;
морфологические , связанные с правилами образования грамматических форм слова;
синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций;
лексические, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц.
стилистические, связанные с правилами использования средств языка в различных функциональных стилях, в различных ситуациях общения, обусловленные их эмоционально-экспрессивной и функциональной окраской и закрепленные в практике речевого общения.
Так как культура общения и культура речи призваны облегчить процесс общения и понимания речи, то очевидно, что несоблюдение языковых норм идет вразрез с основами культуры. Особенно явно это тогда, когда несоблюдение норм, ошибки не только портят впечатление от речи, но и создают основу для непонимания или неправильного понимания.
Литературный язык. Высшей, письменно закрепленной формой национального языка является литературный язык. Литературный язык – это основная форма языка, которая характеризуется обработанностью, многофункциональностью, отражает стилистические особенности той или иной сферы общения и, что нужно отметить особо, обладает нормированностью. Этим литературный язык отличается от всех остальных разновидностей языка.
При этом литературный язык охватывает все основные сферы общения : повседневную (бытовую), научную, официально-деловую, публичную и сферу искусства слова. И во всех этих сферах литературный язык не только обеспечивает взаимопонимание, но и повышает общий уровень культуры, помогает достичь большей эффективности речи путем использования как общелитературных, так и специфических для данной сферы языковых средств. Это находит отражение в разветвленной системе функциональных стилей русского языка, соответствующих основным сферам общения.
Национальный язык как единая развитая система знаков отражает уровень развития народа, передает особенности его культуры (как материальной, так и духовной), но одновременно с этим – и многообразие различных сфер, в которых он функционирует. В нем выделяются такие разновидности, как литературный язык, территориальные (местные) и социальные (профессиональные, арго и пр.) диалекты, просторечие.
Основные группы говоров и их признаки. Причины возникновения социальных диалектов и их основные характеристики. Особенности городского просторечия.
Язык носит ярко выраженный социальный характер и по всем своим функциям, и по свойствам, и по внутренней организации, и по тем законам, по которым он существует и развивается. Язык – это не только система языковых средств, которые выступают своеобразными ресурсами смысловыражения, но это и система правил по использованию этих средств. И во всех этих отношениях язык есть явление культуры.
Противопоставление «Литературный язык – просторечие». Краткая характеристика просторечия.
Языковая ситуация последних десятилетий: резкое снижение общего уровня владения литературным языком, «нашествие» жаргонных элементов и их широкое использование во всех книжных стилях.
Влияние территориальных диалектов на литературный язык, обогащение лексического фонда языка, этимологические диалектизмы в современном литературном языке.