ЛЕКЦИЯ № 6
Серебряный век русской культуры
Понятие Серебряного века.
Переломный период в жизни России в конце XIX - начале XX в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.
Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен получил название Серебряный век русской культуры (Золотым веком считается первая треть XIX в.). Для Серебряного века характерны величайшие достижения в культуре, но сама культура стала более сложной, а результаты творческой деятельности - более противоречивыми.
Наука и техника.
В начале XX в. главным штабом отечественной науки оставалась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров и развитии науки играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.
Большие успехи были достигнуты в механике и математике, что позволило развить новые области науки - воздухоплавание и электротехнику . Важное значение для этого имели исследования, создателя гидро - и аэродинамики, автора работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.
В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были построены первые отечественные самолеты «Русский витязь * к «Илья Муромец* конструкции. В 1911 г. создал первый в мире ранцевый парашют.
Учитель из Циолковский в 1903 г. опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет. Это заложило основу будущих космических полетов.
Труды стали импульсом для развития биохимии, биогеохимии и радиогеологии. Ученого отличала широта интересов, он поднимал глубокие проблемы и предвидел открытия в самых разных областях.
Великий русский физиолог создал учение об условных рефлексах, в котором дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных.
В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения - первому из русских ученых - была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился за работы в области иммунологии и инфекционных заболеваний.
«Вехи».
Вскоре после революции 1905 -1907 гг. несколько известных либеральных философов и публицистов (,) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1908).
Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после принятия Манифеста 17 октября , в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенцию обвиняли в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и никогда не будет понимать.
Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их статьи печатала популярная газета «Новое время».
Водкин придал национальным традициям живописи особую форму. Его «Купание красного коня» напоминает изображение Георгия Победоносца, а в «Девушках на Волге» отчетливо прослеживается связь с реалистической живописью
XIX столетия.
Музыка.
Крупнейшими русскими композиторами начала XX в. были и, творчество которых, взволнованное, напряженное по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период ожидания революции 1гг. Скрябин эволюционировал от романтизма к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен, в нем чувствуется связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое Серебряный век русской культуры?
2. Расскажите о развитии науки и техники в начале XX в.
4. Какие направления в литературе существовали в начале XX в.?
5. Что нового появилось в живописи и музыке в начале XX в.?
Понятие Серебряного века.
Переломный период жизни России в конце XIX - начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.
Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX - начала ХХ в. получил название Серебряного века русской культуры. Для него также характерны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоречивыми.
Наука и техника.
В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.
Значительных успехов достигли исследования в области механики и математики, что позволило развить новые области науки воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского , создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.
В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ранцевый парашют.
Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохимии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.
Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павлову - первому из русских ученых - была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.
«Вехи».
Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько известных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции».
Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет понимать.
Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная газета «Новое время».
Литература.
В русскую литературу вошло немало имен, снискавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький . Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).
Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чудра») Горький выступил как романтик.
Новые направления в литературе и искусстве.
Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIXначала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем которого был поэт и философ В. С. Соловьев . Научному познанию мира
символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme - цветущая сила). Признанным главой направления был Н. С. Гумилев . Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам . По мысли Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.
Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образовали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами улицы - их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Живопись.
В конце XIX - начале ХХ в. продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецовы, И. Е. Репин.
В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.
Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства» , возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискусников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.
Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.
Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.
Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кандинский - к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.
Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но придавшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.
Музыка.
Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скрябин от романтических традиций эволюционировал к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.
Серебряный век русской культуры считается одной из самых утонченных эпох. По словам Н. Бердяева, после периода упадка это был этап подъема философии и поэзии. Духовная жизнь серебряного века воспринималась как исключительное явление, отражавшее завершение исторического цикла и знаменующее начало абсолютно новой эпохи.
В девяностые годы Х I Х века, после депрессии и безвременья, начался прилив энергии в творчестве. Поэтами-восьмидесятниками была подготовлена почва для декадентов девяностых. В конце Х I Х столетия о себе начали заявлять новые течения, определялись новые механизмы их развития. Одним из новых направлений стал авангард. Авангардистам сопутствовала некая невостребованность, «неосуществленность». Это усиливало их драматизм, исходную дисгармонию с окружающим миром, которую они несли в себе.
Серебряный век русской культуры характеризовался неким синтезом всех искусств. Д. Мережковский называл три основных элемента, характерных для рубежа веков. К ним он относил символы, мистическое содержание и развитие художественной впечатлительности. Серебряный век в литературе выразился в переходе от реализма к символизму.
В первом десятилетии ХХ столетия в стране появилось столько поэтов, что прошедший Х I Х век в сравнении с этим периодом кажется безлюдным. Серебряный век русской культуры считается временем сложным и бурным. характеризовалась сосуществованием различных направлений и течений. Многие из них были преходящими, эфемерными.
Второе десятилетие ХХ века началось с вхождения в литературу крупнейших поэтов и прозаиков: Б. Пастернака, В. Маяковского, А. Ахматовой, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Толстого. Символизм сменяется другими течениями, однако его черты видны в таких направлениях, как акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.
Серебряный век русской культуры отмечается и появлением новых стилей новорусского стиля, модерна. Для зодчих того времени архитектурная идея состояла в органической связи между формой, конструкцией и материалом. Вместе с этим проявляется стремление к Так, в архитектуре заметны компоненты скульптуры, живописи.
Несмотря на то, что авангард в России, как, впрочем, и на Западе, стремился к абсолютизации «я» в творчестве, асоциальности, русская социальная культурная почва оказала существенное воздействие на творчество авангардистов. Перед авангардом стояла задача выразить духовные «абсолюты» в соответствующих глубине психики формах.
История культуры в этот период представляет собой результат достаточно сложного пути. Большая часть сформировавшихся направлений, кружков, течений оказалась нестойкой. Это, по мнению ряда авторов, подтверждало начинавшийся распад культуры, ее конец.
Потребность в принципиально новом художественном и научном истолковании реальности утвердилась в общественном сознании. Свое влияние оказали и религиозные, и философские искания, становление либеральной государственной традиции ориентирования на реформы и развитие, формирование культурной сферы нового типа.
Серебряный век в России стал эпохой выдающихся поэтов, писателей, живописцев, философов, актеров, композиторов. В ни одна национальная культура, кроме русской, не испытала такого стремительного взлета. Начало ХХ столетия характеризуется как сплав полета фантазии и науки, мечтаний и действительности, должного и сущего, настоящего и прошлого. Это своеобразный период. Это время по-разному воспринято различными деятелями культуры. По мнению ряда авторов, именно эта эпоха представляет собой время формирования нового менталитета, рождения религиозного философского Ренессанса, освобождения мышления от социальности и политики.
На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности о поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.
Он воистину сопоставим с «золотым веком» — веком Пушкина.
Границы Серебряного века
Границы этого периода тоже определяют по-разному.
Так чем же замечательно и интересно это время?
Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.
Философия Серебряного века
Театр Серебряного века
Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.
Живопись и скульптура Серебряного века
Новые направления характерны и для живописи и скульптуры ( , «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).
Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики ( ).
Музыка Серебряного века
Черты символизма
Основные черты этого литературного течения:
Общеизвестны имена В.Брюсова, А.Блока, А.Белого и др.
(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.
Черты акмеизма
Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.
В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:
В.Хлебников, Д.Бурлюк, И. Северянин и др.
Наша презентация:
Специфика этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:
Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьЦель: Ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. Оборудование: Учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы - на доске).
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. Тип урока: Урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный Этап
II. Актуализация Опорных Знаний
Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого
ЗатЕСаВШЕЕСЯ СтОлЕтьЕ
Не машинами - моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми - а тогда чудесны были.
Авиатором пилота, самолёт - аэропланом, даже светописью - фото звали в том столетье странном,
Что случайно затесалось
Меж двадцатым с девятнадцатым,
Девятьсотым начиналось
И окончилось семнадцатым.
♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт ? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?
♦ Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век - блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)
III . Постановка Цели И Задач Урока .
Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. литература - это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве…
Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много - и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.
И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.
IV . Работа Над Темой Урока
1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)
(Учащиеся составляют тезисы.)
Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «»
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья победили,
Но я любим за то.
Кто ровен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь, я буду петь о солнце
В предсмертный час!
Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром - Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.
Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: , акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.
Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).
Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют
Исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.
Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в россии. Начало теоретическому самоопределению русского было положено Д. С. мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького - самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти ( «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»).
Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В. Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры,
Стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.