Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 9.
Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович
№
типы
характеристики
Массовые партии
Ориентированы на ближайшие выборы, формируются вокруг нескольких лидеров, строгое постоянное членство и статус индивидуального участия, как правило, отсутствуют
Ответ:
№ 1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
типы
характеристики
Массовые партии
Централизованы, имеют чёткую иерархическую структуру, местные и молодёжные отделения, ведут систематическую работу с избирателями
Ориентированы на ближайшие выборы, формируются вокруг нескольких лидеров, строгое постоянное членство и статус индивидуального участия, как правило,отсутствуют
Типы политических партий по способу организации.
Ответ: кадровые.
№ 2.
Ответ:
№ 2.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Этнос; профессиональная группа; малая группа; большая группа; социальная группа.
Ответ: социальная группа.
№ 3.
Ответ:
№ 3.
Ниже приведён перечень действий. Все они, за исключением двух, относятся к правам налогоплательщика в РФ.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми он указаны.
Ответ: 1 2.
№ 4.
Ответ
№ 4.
Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1 3 4.
№ 5.
Проявления
Ответ: АБ В Г Д
№ 5.
Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Проявления
А) насаждение единого стандарта потребления
Б) сближение народов и государств
В) навязывание определённого образа жизни
Г) стимулирование экономического развития
Д) возникновение социокультурного единства человечества
Оценки последствий глобализации
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 1 2 1 1
№ 6.
Ответ:
№ 6.
Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:1 2 3.
№ 7.
Ответ:
№ 7.
Выберите верные суждения о финансовых институтах РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:1 4 5.
№ 8.
Примеры
Д) переобучение работников
Факторы экономического роста
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 8.
Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А) строительств новых предприятий
Б) замена устаревшей техники более современной
В) увеличение численности обслуживающего персонала
Д) переобучение работников
Г) расширение посевных площадей
Факторы экономического роста
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 1 2 1 2
№ 9.
Ответ:
№ 9.
В городке Z поставку предметов бытовой химии в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и малые предприятия. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1 2 6.
№ 10.
4) уменьшение цен на энергоносители
Ответ:
№ 10.
На графике отражено изменение предложения бананов на рынке. Р-цена товара, Q-количество товара. Какие из факторов могут вызвать такое изменение?
4)уменьшение цен на энергоносители
5) неурожай бананов в странах-производителях
Ответ: 2 5.
№ 11.
Ответ:
№ 11.
Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 2 3 4.
№
№ 12. В ходе опроса граждан страны Z задавали вопросы: «Где Вы, как правило покупаете одежду и обувь?»
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
№ 13.
Ответ:
№ 13.
Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1 3 4.
№ 14.
Вопросы
Б) денежная эмиссия
В) амнистия и помилование
Субъекты власти РФ
Ответ: А Б В Г Д
№ 14.
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Вопросы
А) обеспечение общественной безопасности
Б) денежная эмиссия
В) амнистия и помилование
Г) федеральная государственная собственность и управление ею
Д) общие вопросы воспитания, образования, науки
Субъекты власти РФ
Ответ: А Б В Г Д
2 1 1 1 2
№ 15.
Ответ:
№ 15.
А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Что из перечисленного ниже характеризует тип политического лидерства, описанный в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.
Ответ: 2 5.
№ 16.
Ответ:
№ 16.
Найдите в приведённом списке конституционные обязанности гражданина РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1 3.
№ 17.
Ответ:
№ 17.
Выберите верные суждения о семейном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 2 3 5.
№ 18.
Функции
Государственные органы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 18.
Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А) борьба с уличной преступностью
Б) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни
В) вынесение решения или приговора
Г) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Д) разрешение правовых споров между фирмами
Государственные органы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
3 2 1 2 1
№ 19.
Ответ:
№ 19.
Организационно-правовая форма фирмы, оказывающей услуги по ремонту обуви и сумок,- производственный кооператив. Найдите в приведённом ниже перечне черты, отличающие производственный кооператив от акционерного общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1 6.
№ 20.
Список слов:
Ответ: А Б В Г Д Е
№ 20.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Глобализация является предметом исследования всех общественных наук: философии,___(А), политологии, культурологии, правоведения и др. К факторам глобализации можно отнести развитие транснациональных компаний и______(Б). Огромное влияние на современные глобализационные процессы оказывает рыночная конкуренция- не только на___(В), но и в мировом масштабе. Главные средства конкуренции- снижение издержек, повышение качества и _____(Г)товаров и услуг- становятся «мотором» глобализации. На_______(Д)глобализация проявляется в усилении взаимозависимости национальных экономик, интенсификации международных экономических отношений. На__(Е)глобализация обуславливает изменение стратегии деятельности фирм».
Список слов:
Ответ: А Б В Г Д Е
5 9 8 6 1 3
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Попытаемся теперь определить, что же достигнуто в результате действия механизма предложения и спроса. Ограниченное количество имеющихся в обществе товаров распределено между возможными их потребителями. Кто осуществил это распределение? Какое-либо управление? Комитет? Нет, это распределение осуществлено механизмом конкурентной цены, действующим подобно аукционисту. Это было «распределением по кошельку».
Часть 2.
Вопрос: для кого предназначены товары?- уже частично выяснен, ибо товары достались тем, кто был готов платить за них. Если у вас их не было, то вы остались без пшеницы. Если же у вас были денежные голоса, но вы предпочли не расходовать их на пшеницу, то это значит, что вы обошлись без неё. Самая неотложная потребность в товарах была удовлетворена, если она подкреплялась наличными деньгами.
Часть 2.
В то же время частичный ответ был дан и на вопрос: что должно быть произведено? Повышение рыночной цены послужило сигналом, который побудил производителей увеличить предложение пшеницы. Одновременно это был также сигнал для людских и других ограниченных ресурсов к переливу из других сфер в отрасль, производящую пшеницу.
Попутно был дан частичный ответ даже и на вопрос: как производить? Ибо при высокой цене на пшеницу фермеры в состоянии покупать дорогостоящие тракторы и удобрения и использовать менее плодородные участки земли.
Часть 2.
Почему мы всюду употребляем здесь слово «частично»? Потому что охарактеризованный выше рынок пшеницы является лишь одним из множества рынков. Нужно принимать в расчёт и то, что происходит на рынках кукурузы и ржи; ещё большее значение, несомненно, имеет то, что происходит на рынке удобрений, труда и тракторов. Проблема ценообразования включает в себя взаимозависимые рынки, а не просто «частичное равновесие» на единичном рынке.
Часть 2.
Внимательному читателю не нужно напоминать лишний раз, что конкурентный рынок представляет товары тем, у кого имеются денежные голоса, и что делает он это весьма эффективно. Но распределение денежных голосов зависит от того, за какую цену в условиях конкуренции или несовершенной конкуренции вы продадите свой труд и имущество на рынке факторов производства; кроме того, оно в значительной мере находится в зависимости от того, во-первых, насколько вам повезло, во-вторых, насколько удачливыми были ваши родители и родители жены,и, в-третьих, каковы преимущества и недостатки…приобретённой квалификации.
(П.Самуэльсон)
№ 21.
Как механизм предложения и спроса дал ответ на основные вопросы экономики? Используя текст, приведите вопросы и кратко сформулируйте соответствующие ответы.
№ 21.
Ответ:
№ 22.
Какие две функции конкуренции рассмотрены в тексте? Привлекая обществоведческие знания, укажите одну другую не рассмотренную в тексте, функцию конкуренции.
№ 22.
Ответ:
-регулирование деятельности субъектов экономики;
-эффективное использование имеющихся экономических ресурсов;
2)другая, не упомянутая в тексте функция: санирующая.
№ 23.
Какая причина различий в оплате труда приведена в тексте? Укажите любые две другие причины и, привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждую из них.
№ 23.
Ответ:
Ответственность работника за конечный результат (например, рядовой сотрудник организации получает за свой труд меньше, чем руководитель крупного проекта или топ-менеджер организации);
Продолжительность рабочего дня (например, труд сотрудника с неполным рабочим днём оплачивается ниже, чем труд аналогичного специалиста в условиях полной занятости).
№ 24.
Автор утверждает, что проблема ценообразования включает в себя взаимосвязанные рынки, а не просто ситуацию на единичном рынке. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения этого утверждения.
№ 24.
Ответ:
№ 25.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.
№ 25.
Ответ:
№ 26.
Приведите три примера, иллюстрирующие реализацию гражданами политических прав и свобод. Сначала назовите право (свободу), а затем приведите пример его (её) реализации.
№ 26.
Ответ:
№ 27.
Во время летних каникул 17-летний школьник Павел решил устроиться ночным сторожем в детский сад. Но работодатель отказался принять Павла на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет.
№ 27.
Ответ:
-принимается на работу без испытательного срока;
Подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу должен представить справку о состоянии здоровья;
-не может работать в ночное время;
Не может переносить и перемещать тяжести, превышающие установленные для подростков предельные нормы(для юношей – 20 кг, для девушек- 7 кг);
-имеет право на сокращённую рабочую неделю.
№ 28.
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
№ 28.
Ответ:
а) стремление к объективности;
б) Специальный язык, включающий особые термины, строго определённые понятия, символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
4. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
5. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование и др.
6. Система наук.
Использованная литература.
Культурная глобализация - это сближение деловой и потребительской
культуры между разными странами мира и рост международного общения. С
одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов
национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные
международные культурные явления могут вытеснять национальные или
превращать их в интернациональные.
4. Влияние глобализации на современную российскую культуру.
Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Основные причины глобализации:
– Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям
– Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения
– Переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбор
– Переход от централизации экономики к ее децентрализации
– Переход от национальной экономики к мировой
Основные направления глобализации
Деятельность транснациональных корпораций
Глобализация финансовых рынков
Глобализация миграционных процессов
Мгновенное перемещение информации
Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов
Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
Последствия процесса глобализации
Позитивные
1. Стимулирующее влияние на экономику:
Появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;
Возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
Снижение издержек производства;
Появление возможностей для дальнейшего развития производства;
Рост прибыли;
Концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;
Плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования.
2. Сближение государств
3. Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике
4. Возникновение социокультурного единства человечества
Негативные:
– Насаждение единого стандарта потребления
– Создание препятствий для развития отечественного производства
– Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран
– Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества
– Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах
– Утрата каких-то специфических черт национальных культур
5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.
6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:
затрагивают все человечество;
проявляются как объективный фактор развития общесмтва;
настоятельно требуют решения;
предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.
7. Причины глобальных проблем:
активный преобразующий характер деятельности человечества;
противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.
Главные (приоритетные) глобальные проблемы
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
Демографическая
Преодоление отсталости развивающихся стран
Продовольственная
Сырьевая
Энергетическая
Экологическая
Использования Мирового океана
Мирового освоения космоса
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
Основные направления разрешения глобальных проблем
– Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
– Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
– Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
– Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
– Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
Четкая международная система прогнозирования.
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.
Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.
Результаты исследования World Values Survey, в котором были проанализированы 65 стран и 75 % мирового населения, показали, что основные культурные ценности сохраняются, несмотря на глобализацию. Более того, традиционные ценности, изменённые под влиянием глобализации и модернизации, могут восстанавливаться.
Американизация
Глобализация нередко отождествляется с американизацией, что связано с усилившимся во второй половине XX века влиянием США в мире. Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Apple, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. McDonald’s из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, журналом The Economist анализируется покупательная способность разных валют (индекс Биг-Мака).
Несмотря на то, что McDonald’s часто символизирует глобализацию, при ближайшем рассмотрении меню этих закусочных учитывает местные обычаи и очень часто включает множество самых разных местных блюд. Например, в Гонконге это Сёгунбургер (терияки из свинины с салатом на булочке с кунжутом), в Индии - Макалу Тиккибургер, вегетарианский бургер с картофелем, горохом и специями, МакШаверма в Израиле, МакАрабиа в Саудовской Аравии и так далее. Таким же образом поступают и многие другие международные корпорации, например, Coca-Cola.
Однако в глобализацию вносят свой вклад и другие страны. Например, один из символов глобализации – IKEA – появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.