Музыкальный ритм и его воспитание в классе сольфеджио. Разработка урока по предмету сольфеджио; Ритмическая группа четыре шестнадцатых

15.04.2019

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

1.Названия звуков .

до, ре, ми, фа, соль, ля, си

Названия белых клавиш фортепиано

Белая клавиша между двумя черными - ре

Две белые клавиши справа от ре - ми,фа.

Две белые клавиши справа от фа (между трех черных) -соль, ля

Две белые клавиши справа от ля (после трех черных) - си, до.

Названия октав

Октавой называется группа звуков от до до каждого следующего до .

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой .

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

Размещение нот на нотоносце.

Ноты - это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ - это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

до - на первой дополнительной линии, ре - под первой линией, ми - на первой линии, фа - между первой и второй линиями, соль - на второй линии, ля - между второй и третьей линиями, си - на третьей линии.

Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки - целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой - половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой - четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком - восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная - на 2 четверти, четверть - на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии - вниз.

6.Размер 2/4 - это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая - слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте .

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые, четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

Запись песни со словами и без слов.

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

Мажор и минор. Тоника.

Мажор и минор - наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Гамма До мажор.

Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Ступени гаммы До мажор: до-I, ре-II, ми-III, фа-IV, соль-V, ля-VI, си-VII,до-снова I

Тоническое трезвучие.

Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие в До мажоре: до-I, ми-III, соль-V.

12. Вводные звуки - звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).

Вводные звуки в До мажоре: си - ре.

Восходящий вводный звук в До мажоре - си.

Нисходящий вводный звук в До мажоре - ре.

Переход восходящего вводного звука в тонику: си переходит в до.

Переход нисходящего вводного звука в тонику: ре переходит в до.

Полутон и тон.

Полутон - это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

до-ре - тон, ре-ми - тон, ми-фа - полутон, фа-соль - тон, соль-ля - тон, ля-си - тон, си-до - полутон.

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио в До мажоре.

Диез, бемоль, бекар.

Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Диез - знак повышения звука на полтона: #

Бемоль - знак понижения звука на полтона: b

Бекар - знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Названия черных клавиш фортепиано

Черная клавиша между до и ре - до-диез или ре-бемоль

Черная клавиша между ре и ми - ре-диез или ми-бемоль

Черная клавиша между фа и соль - фа-диез или соль-бемоль

Черная клавиша между соль и ля - соль-диез или ля-бемоль

Черная клавиша между ля и си - ля-диез или си-бемоль

Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

Тональность Соль мажор

Соль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит Соль мажор: соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, (соль).

Ключевой знак в тональности соль мажор: фа-диез.

Гамма Соль мажор и ее ступени: соль-I, ля - II, си - III, до - IV, ре - V, ми - VI, фа-диез - VII, (соль) - I.

Тоническое трезвучие в Соль мажоре: соль-I, си - III, ре - V

Вводные звуки в Соль мажоре: фа-диез - VII,ля - II

Тональность Фа мажор

Фа мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит Фа мажор: фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми, (фа).

Ключевой знак в тональности Фа мажор: си-бемоль.

Гамма Фа мажор и ее ступени: фа-I, соль- II, ля - III, си-бемоль - IV, до- V, ре - VI, ми - VII, (фа) - I.

Тоническое трезвучие в Фа мажоре: фа-I, ля - III, до - V

Вводные звуки в Фа мажоре: ми - VII, соль - II

Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую. При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

Пауза.

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

Музыкальная фраза.

Фразы - это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии - точная или с некоторыми изменениями - создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком "галка" или "запятая".

Реприза.

Репризой называется знак повторения, это две точки - выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ - это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты фа на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота до большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота до малой октавы - между второй и третьей линией.

Тональность ля минор.

Ля минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Это лад, параллельный До мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ля минор и ее ступени:

ля-I, си - II, до - III, ре - IV, ми - V, фа - VI, соль - VII, (ля) - I.

Тоническое трезвучие в ля миноре: ля - I, до - III, ми - V

Тональность ми минор

Ми минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "ми" (лад, параллельный Соль мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит ми минор: ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре, ми.

Ключевой знак в тональности ми минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма ми минор и ее ступени вверх: ми - I, фа-диез - II, соль - III, ля - IV, си - V,

до - VI, ре -VII , ми - I.

Гамма ми минор и ее ступени вниз: ми -I, ре -VII, до - VI, си - V, ля - IV,соль - III,

фа-диез - II, ми - I

Тоническое трезвучие в ми миноре: ми -I, соль - III, си - V.

Тональность ре минор

Ре минор- минорныйлад, в котором тоникой является звук "ре" (лад, параллельный Фа мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ре минор: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Ключевой знак в тональности ре минор: си-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма ре минор и ее ступени вверх: ре - I, ми - II, фа - III, соль - IV, ля - V,

си-бемоль - VI, до -VII , ре - I.

Гамма ре минор и ее ступени вниз: ре -I, до -VII, си-бемоль - VI, ля - V,

соль - IV,фа - III,ми - II, ре - I

Тоническое трезвучие в ре миноре: ре -I, фа - III, ля - V.

Размер 3/4

Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4:вниз - в сторону - вверх.

Размер 3/8

Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8:вниз - в сторону - вверх.

Затакт.

Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.

Тональность Ре мажор

Ре мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре.

Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез.

Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I , ми - II, фа-диез - III, соль - IV, ля - V, си- VI, до-диез - VII, (ре) - I.

Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез - III, ля - V

Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез - VII,ми - II

Лига.

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

Фермата

Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима - первая, обозначается цифрой 1

Секунда - вторая, обозначается цифрой 2

Терция - третья, обозначается цифрой 3

Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4

Квинта - пятая, обозначается цифрой 5

Секста - шестая, обозначается цифрой 6

Септима - седьмая, обозначается цифрой 7

Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука до вверх:

до-до (прима), до-ре (секунда), до-ми (терция), до-фа (кварта), до-соль (квинта), до-ля (секста), до-си (септима), до-до (октава)

Мелодические интервалы от звука до вниз:

до-до (прима), до-си (секунда), до-ля (терция), до-соль(кварта), до-фа (квинта), до-ми (секста), до-ре (септима), до-до (октава)

Гармонические интервалы от звука до те же, только их ноты звучат одновременно

Размер 4/4

Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4: 4/4 или С

Сильные и слабые доли в такте на 4/4: первая - сильная, вторая - слабая, третья - относительно сильная, четвертая - слабая.

Схема дирижирования на 4/4: вниз - к себе - в сторону - вверх.

Три вида минорного лада.

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ля минор натуральная: ля - си - до - ре - ми - фа - соль -ля.

Гамма ля минор гармоническая - ля - си - до - ре - ми - фа - соль-диез - ля.

Гамма ля минор мелодическая: ля - си - до - ре - ми - фа-диез - соль-диез -ля.

Тональность си минор.

Си минор- минорныйлад, в котором тоникой является звук "си" (лад, параллельный Ре мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит ре минор: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си.

Ключевые знаки в тональности си минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана и до-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма си минор натуральная: си - I, до-диез - II, ре - III, ми - IV, фа-диез - V,

соль - VI, ля -VII , си - I.

Гамма си минор гармоническая: си - I, до-диез - II, ре - III, ми - IV, фа-диез - V,

соль - VI, ля-диез -VII , си - I.

Гамма си минор мелодическая: си - I, до-диез - II, ре - III, ми - IV, фа-диез - V,

соль-диез - VI, ля-диез -VII , си - I.

Тоническое трезвучие в си миноре: си -I, ре - III, фа-диез - V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом си миноре:

ля-диез - в си, до-диез - в си, до-диез - в ре, ми - в ре, соль - в фа-диез.

Большая и малая секунды.

Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она составляет целый тон. Секунда называется малой, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Большая секунда от звука до вверх - до-ре. Малая секунда от звука до вверх - до-ре-бемоль.

Большая секунда от звука до вниз - до-си-бемоль. Малая секунда от звука до вниз - до-си.

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 3 класса сольфеджио - в си миноре

Секунды в мажорном ладу.

В мажорном ладу образуются следующие секунды: малые секунды на III и VII ступенях; большие секунды на I, II, IV, V, VI ступенях.

Большие секунды в тональности До мажор: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си. Малые секунды в тональности До мажор: ми-фа, си-до.

Большая и малая терции.

Терция - интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она составляет два тона. Терция называется малой, если она составляет полтора тона. Большая терция обозначается б.3, малая терция обозначается м.3.

Большая терция вверх от звука до: до-ми, малая терция вверх от звука до: до-ми-бемоль.

Большая терция вниз от звука до: до-ля-бемоль, малая терция вниз от звука до: до-ля.

Терции в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие терции:

большие терции - на I , IV, V ступенях;

малые терции - на II, III, VI, VII ступенях.

Большие терции в тональности До мажор: до-ми (на I), фа-ля(на IV), соль-си(на V)

Малые терции в тональности До мажор: ре-фа (на II), ми-соль(на III), ля-до(на VI), си-ре(на VII)

А. Однотерцовые тональности

Однотерцовыми называются пары (мажорная и минорная) тональностей, имеющих одинаковые III ступени (терцовые тоны), например, Ре мажор и ре-диез минор (у них один терцовый тон - фа-диез).

114. МЕЛИЗМЫ
Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие отдельные звуки мелодии.

Короткий форшлаг (маленькая зачеркнутая нота перед основной) исполняется перед основной нотой, не меняя ее ритма, не сдвигая ее с места, либо сдвигая на четверть длительности основной ноты. Пример - си(бемоль)-ля.

Долгий форшлаг (маленькая незачеркнутая нота перед основной)- исполняется за счет основной ноты, форшлаг ставится на место основной ноты, эта основная нота сдвигается со своего места и становится за счет форшлага короче. Пример - си(бемоль)-ля.

Мордент (похож на лежащий зигзаг) - исполняется за счет основной ноты. Бывает простой -ля-си(бемоль)-ля, перечеркнутый -ля -соль(диез)-ля и двойной - ля-си(бемоль)-ля-си(бемоль)-ля. Перечеркнутый обозначает движение вниз - ля -соль(диез)-ля, ля -соль(диез)-ля -соль(диез)-ля. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к вспомогательному звуку.

Группетто (лежащая перевернутая s). Группетто бывает простым-ля-си(бемоль)-ля-соль(диез)-ля, си(бемоль)-ля-соль(диез)-ля и перечеркнутым- ля-соль(диез)-ля -си(бемоль)-ля, соль(диез)-ля -си(бемоль)-ля. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к первому вспомогательному звуку.

Трель - обозначается tr с волнистой линией. Состоит из мелких длительностей (например,32-х). Пример - ре-ми-ре-ми, ре-ми-ре-ми,ре-ми-ре-ми, ре-ми-ре-ми-ре- последняя группа может содержать не 4, а 5 нот (записывается как квинтоль).

Аччакатура - пример - аккорд соль-си-до-ми, где нота си обрывается сразу после взятия аккорда, а ноты соль-до-ми продолжают звучать.

Шлейфер - пример - мелодия -ми-ре-до, где первая нота (ми) остается звучать во время прохождения нот ре-до.
115. ОБОЗНАЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ
Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки или нюансы.
Динамическими оттенками называются изменения громкости звучания при исполнении музыкального произведения.
Таблица основных динамических оттенков

Полное обозначение Сокращенное обозначение Произношение Значение
piano р пьяно тихо
mezzo piano mp меццо-пьяно не слишком тихо
pianissimo pp пьяниссимо очень тихо
forte f форте громко
mezzo forte mf меццо-форте не очень громко
fortissimo ff фортиссимо очень громко
crescendo < крещендо усиливая
poco a poco crescendo поко-а-поко крещендо постепенно усиливая
diminuendo > диминуендо ослабляя
poco a poco diminuendo поко-а-поко диминуендо постепенно ослабляя
morendo морендо замирая
sforzando sf сфорцандо внезапное усиление (отдельного звука - или аккорда)

116. ИТАЛЬЯНСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕМПОВ И ХАРАКТЕРА ИСПОЛНЕНИЯ

Темпом называется скорость исполнения музыки.
Темп связан с характером произведения. Темп всегда указывается в начале произведения. Обозначение темпа часто дается на итальянском языке.

Очень медленные темпы
Largo (ларго)-широко Lento (ленто) - медленно Adagio (адажио) - медленно Grave (граве) -тяжеловесно, важно

Медленные темпы
Larghetto (ларгетто) -несколько скорее, чем Largo Andante (анданте) -не торопясь, спокойно Sostenuto (состенуто) - сдержанно

Умеренные темпы
Moderate (модерато) - умеренно
Andantino (андантино) -несколько скорее, чем Andante.
Allegretto (аллегретто) -несколько медленнее, чем Allegro.

Быстрые темпы
Allegro (аллегро)-скоро Vivo (виво) - живо Vivace (виваче) - живо Presto (престо) - очень скоро

Дополнительные слова к обозначениям темпов
piu mosso (пиу моссо) -более подвижно, meno mosso (мено моссо) -менее подвижно, non troppo (нон троппо) -не слишком, molto (мольто)-очень, assai (ассаи) -весьма, очень, con moto (кон мото) - с подвижностью, accelerando (аччелерандо)-ускоряя, ritenuto (ритенуто) -сдерживая, ritardando (ритардандо)-запаздывая, rallentando (раллентандо)-замедляя

термины характеризующие музыкальную эмоциональность:

* abbandono (аббандоно) – непринуждённость
* abbandonamente (аббандонаменте) - непринуждённо
* accarezzevole (аккарэццеволэ) - ласково
* affettuoso (аффеттуозо) - сердечно
* agitato (ажитато) – возбужденно, взволнованно
* amabile (амабилэ) - приятно
* alla (алля) – в роде, в духе
* alla marcia (алля марчьа) – в духе марша
* alla polacca (алля полякка) – в духе польского
* amoroso (аморозо) - любовно
* animato (анимато) – воодушевленно, оживленно
* appassionato (аппассионато) - страстно
* ardente (ардентэ) – с жаром
* brillante (брилльянтэ) - блестяще
* buffo (буффо) - комически
* burlesco (бурлеско) - комически
* cantabile (кантабиле) - певуче
* capriccioso (каприччиозо) - капризно
* con amore (кон аморе) – с любовью
* con anima (кон анима) – с воодушевлением, с оживлением
* con bravura (кон бравура) - блестяще
* con brio (кон брио) – с жаром
* con calore (кон калоре) – с жаром
* con dolcezza (кон дольчецца) – нежно, мягко
* con dolore (кон долоре) – с грустью
* con espressione (кон эспрессионе) – с выражением
* con forza (кон форца) – с силой
* con fuoco (кон фуоко) – с огнём
* con grazia (кон грация) – с грацией
* con malinconia (кон малинкониа) - меланхолично
* con moto (кон мотто) - подвижно
* con passione (кон пассьёне) – со страстью
* con spirito (кон спирито) – с воодушевлением
* con tenerezza (кон тэнэрецца) – с нежностью
* con vigore (кон вигоре) - мужественно
* deciso (дэчизо) - решительно
* dolce (дольче) - нежно
* dolcissimo (дольчиссимо) – очень нежно
* dolente (долентэ) – грустно, жалобно
* doloroso (долорозо) – грустно, печально
* elegante (элегантэ) – изящно, красиво
* elegaco (эледжъяко) – жалобно, грустно
* energico (энерджико) - энергично
* eroico (эроико) - героически
* espressivo (эспрессиво) - выразительно
* flebile (флебиле) - жалобно
* feroce (фэроче) - дико
* festivo (фэстиво) - празднично
* fiero (фиеро) - дико
* fresco (фрэско) - свежо
* funebre (фунэбре) - похоронно
* furioso (фурьёзо) - бешено
* giocoso (джъёкозо) – шутливо, игриво
* gioioso (джьойозо) радостно, весело
* grandioso (грандиозо) – пышно, великолепно
* grazioso (грациозо) - грациозно
* guerriero (гуэрьэро) - воинственно
* imperioso (империозо) - повелительно
* impetuoso (импетуозо) – стремительно, бурно
* innocente (инночентэ) – невинно, просто
* lagrimoso (лагримозо) - плачевно
* languido (лангуидо) – с изнеможением, бессильно
* lamentabile (ламентабиле) - жалобно
* leggiero (деджьэро) - легко
* leggierissimo (леджьериссимо) очень легко
* lugubre (люгубре) - мрачно
* lusingando (люзингандо) - льстиво
* maestoso (маэстозо) – торжественно, величаво
* malinconico (малинконико) - меланхолично
* marcato (маркато) - подчёркивая
* marciale (марчиале) - маршеобразно
* marziale (марцьяле) воинственно
* mesto (мэсто) - печально
* misterioso (мистериозо) - таинственно
* parlando (парляндо) - речитативно
* pastorale (пасторале) - пастушески
* patetico (патетико) - страстно
* pesante (пезанте) – грузно, тяжеловесно
* piangendo (пьянджендо) – плачевно
* pomposo (помпозо) – великолепно, с блеском
* quieto (киэто) - спокойно
* recitando (речитандо) - рассказывая
* religioso (релиджьозо) - благоговейно
* rigoroso (ригорозо) – строго, точно
* risoluto (ризолюто) - решительно
* rustico (рустико) – в деревенском стиле
* scherzando (скерцандо) - шутливо
* scherzoso (скерцозо) - шутливо
* semplice (сэмпличе) - просто
* sensibile (сэнсибиле) - чувствительно
* serioso (серьозо) - серьезно
* soave (соаве) - приветливо
* soavemente (соавементе) - приветливо
* sonore (соноре) - звучно
* spianato (спьянато) – с простотой
* spirituoso (спиритуозо) - одухотворённо
* strepitoso (стрепитозо) – шумно, бурно
* teneramente (тэнераменте) - нежно
* tranquillo (транкуильлё) - спокойно
* vigoroso (вигорозо) – сильно, бодро

Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:

* a capella (а капэлла) – хором, без инструментального сопроводждения
* a due (или a 2) (а дуэ) – вдвоем исполнять одну и ту же партию
* ad libitum (ад либитум) – по желанию: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
* arco (арко) – буквально «смычок»: указание coll arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато
* attacca (аттакка) – переход к следующей части без перерыва
* a tempo (а темпо) – возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
* basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации
* basso ostinato (бассо остинато) – буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
* ben (бэн) - хорошо
* blue note (англ.) – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза)
* coda (кода) заключение
* col (коль) - с
* come (комэ) -как
* con (кон) - с
* da capo (да капо) – «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
* dal segno (даль сеньо) – «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака; сокращенно D.S.
* diminuendo (диминуэндо) – динамическое указание, аналогичное decrescendo
* divisi (дивизии) – разделение (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии)
* e, ed (э, эд) - и
* fine (фине) – конец (традиционное обозначение в партитуре)
* forte (форте) – обозначение выразительности: громко; сокращенно
* ma (ма) - но
* mezza voce (мецца воче) – вполголоса
* mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко
* molto (мольто) – очень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно
* non (нон) - не
* non troppo (нон троппо) – не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро
* obligato (облигато) – 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира
* opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора
* ostinato (остинато) – многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах)
* poi (пои) - потом
* perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца
* pianissimo (пианиссимо) – очень тихо; сокращенно: pp
* piano (пиано) – тихо; сокращенно: p
* piu (пиу) – больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее
* pizzicato (пиццикато) – щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами
* portamento (портаменто) – скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных
* portato (портато) – способ звукоизвлечения, между legato и staccato
* quasi (куази) – как бы
* rallentando (раллентандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя
* recitative (cокращенно recit.) (речитативо) - речитативно
* ripieno (рипиено) – в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti
* ritardando (ритардандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя
* ritenuto (ритенуто) – обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando
* rubato (рубато) – гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности
* scherzando (скэрцандо) – игриво
* segue (сегуэ) – одинаково с предыдущим
* senza (сэнца) - без
* simile (симиле) - одинаково с предыдущим
* solo (соло) - один
* soli (соли) – множественное число от соло, т.е. больше чем один солист
* sostenuto (состэнуто) – обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу
* sotto voce (сотто вочэ) – обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно
* staccato (стаккато) – отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой
* stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) – оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста
* sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf
* segue (сэгуэ) – продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre)
* semibreve (сэмибреве) – целая нота
* tace (таче) - молчи
* tacet (тачет) - молчит
* tutti (тутти) – все (например весь оркестр)
* tenuto (тэнуто) – выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности
* unisono (унисоно) – в унисон
* voce (воче) - голос
* voci (вочи) – голоса

. Общеупотребительные тональности (24):

До мажор - ля минор
Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:
Соль мажор - ми минор
Ре мажор - си минор
Ля мажор - фа-диез минор
Ми мажор - до-диез минор
Си мажор- соль-диез минор
Фа-диез мажор - ре-диез минор
До-диез мажор - ля-диез минор

Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:
Фа мажор - ре минор
Си-бемоль мажор - соль минор
Ми-бемоль мажор - до минор
Ля-бемоль мажор - фа минор
Ре-бемоль мажор - си-бемоль минор
Соль-бемоль мажор - ми-бемоль минор
До-бемоль мажор - ля-бемоль минор

Почему считают, что тональностей 24, а не 30? Из-за энгармонического равенства (совпадения на клавиатуре):
Энгармонически равные мажорные тональности:
Си мажор и До-бемоль мажор
Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор
До-диез мажор и Ре -бемоль мажор

Энгармонически равные минорные тональности:
соль-диез-минор и ля-бемоль минор
ре-диез минор и ми-бемоль минор
ля-диез минор и си-бемоль минор
30- 6=24.

1. Порядок появления диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си.
2. Порядок появления бемолей: си-ми-ля-ре-соль-до-фа.
3.В диезных мажорах новый знак появляется на VII ступени (например, в Соль мажоре фа-диез на VII ступени, В Ре мажоре до-диез на VII ступени).
4. В бемольных мажорах новый знак появляется на IV ступени (например, в Фа мажоре си-бемоль на IV ступени, В Си-бемоль мажоре ми-бемоль на IV ступени).
5. В диезных минорах новый знак появляется II ступени (на три ступени ниже, чем в диезных мажорах).
6. В бемольных минорах новый знак появляется на VI ступени (на три ступени выше, чем в бемольных минорах).

7. Лады . В натуральном мажоре высокие III, VI и VII ступени.до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до
8. В натуральном миноре низкие III, VI и VII ступени. до-ре-ми-бемоль-фа-соль-ля-бемоль-си-бемоль-до
9. В гармоническом мажоре (в отличие от натурального) пониженная VI ступень. до-ре-ми-фа-соль-ля-бемоль-си-до
10. В гармоническом миноре (в отличие от натурального) повышенная VII ступень. до-ре-ми-бемоль-фа-соль-ля-бемоль-си-бекар-до
11. В мелодическом мажоре (в отличие от натурального) пониженные VI и VII ступени. до-ре-ми-фа-соль-ля-бемоль-си-бемоль-до
12. В мелодическом миноре (в отличие от натурального) повышенные VI и VII ступени. до-ре-ми-бемоль-фа-соль-ля-бекар-си-бекар-до.

13. Интервалы. ч.1 . Чистых прим на белых клавишах 7. (до-до, ре-ре и т.д.). Во всех случаях вторая нота будет повторять первую (ми-диез-ми-диез, ми-бемоль-ми-бемоль).
м.2 . Малых секунд на белых клавишах всего 2 (ми-фа, си-до).
14. Малая секунда от ми-диез: ми-диез-фа-диез.
15. Малая секунда от си-диез: си-диез-до-диез
16. Малая секунда от ми-бемоль: ми-бемоль-фа-бемоль
17. Малая секунда от си-бемоль: си-бемоль-до-бемоль
18. Малые секунды во всех остальных случаях
а) если строить от ноты без знака, то вторая будет со знаком (вверх - с бемолем: соль-ля-бемоль, вниз - с диезом: си-ля-диез)
б) если строить от ноты со знаком, то вторая будет без знака (фа-диез-соль, ре-бемоль-до), либо с двойным знаком (соль-диез-фа-дубль-диез, ре-бемоль-ми-дубль-бемоль).

19.Интервалы. б.2 . Больших секунд на белых клавишах всего 5: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.
20. Если строить от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: до-диез-ре-диез, вниз: си-бемоль-ля-бемоль.
21. Все другие случаи больших секунд: ми-фа-диез, си-до-диез, ми-бемоль-фа, си-бемоль-до, ми-диез-фа-дубль-диез, си-диез-до-дубль-диез,

фа-бемоль-ми-дубль-бемоль, до-бемоль-си-дубль-бемоль.

22.Интервалы. ч.4 . Чистых кварт на белых клавишах 6: до-фа, ре-соль, ми-ля, соль-до, ля-ре,си-ми.
Интервалы. ч.5 . Чистых квинт на белых клавишах 6: до-соль, ре-ля, ми-си, фа-до, соль-ре, ля-ми.
23.Чистые кварты и чистые квинты (правило как в больших секундах): Если строить от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: ч.4

до-диез-фа-диез, вниз ч.5 си-бемоль-ми-бемоль.
24. Все другие случаи ч.4: фа-си-бемоль, фа-диез-си, фа-бемоль-си-дубль-бемоль.
Все другие случаи ч.5: си-фа-диез, си-бемоль-фа, си-диез-фа-дубль-диез.

25. Интервалы. м.7. Малых септим на белых клавишах 5 (как и б.2) : ре-до, ми-ре, соль-фа, ля-соль, си-ля. м.7 является обращением б.2. Это можно использовать, если требуется построить м.7. Например, построить м.7 вниз от ре: строим вверх б.2 - ре-ми, переносим ми вниз на октаву и получаем м.7.
Если строить м.7 от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: ре-диез-до-диез, вниз: ля-бемоль-си-бемоль.(правило как в б.2)
Другие случаи малых септим: до-си-бемоль, до-диез-си, фа-ми-бемоль, фа-диез-ми.

26. Интервалы. б.7 . Больших септим на белых клавишах 2 (как и м.2): до-си, фа-ми. б.7 является обращением м.2. Это можно использовать, если требуется построить б.7. Например, построить б.7 вверх от соль: строим вниз м.2 - соль-фа-диез, переносим фа-диез на октаву вверх и получаем б.7.
б.7 во всех остальных случаях
а) если строить от ноты без знака, то вторая будет со знаком (вверх - с диезом: ля-соль-диез, вниз - с бемолем: ре-ми-бемоль)
б) если строить от ноты со знаком, то вторая будет без знака (вверх: ля-бемоль-соль, вниз: ре-диез-ми), либо с двойным знаком (вверх: соль-диез-фа-дубль-диез, ре-бемоль-ми-дубль-бемоль).
27. Интервалы. ч.8. Чистых октав на белых клавишах 7 (как и чистых прим). до1-до2 и т.д.). Во всех случаях вторая нота будет повторять первую через октаву (ми-диез-ми-диез, ми-бемоль-ми-бемоль).

Краснодарский край, Красноармейский район

«РАБОТА НАД РИТМОМ

НА УРКАХ СОЛЬФЕДЖИО В

МЛАДШИХ КЛАССАХ»

Методическая работа преподавателя

Теоретического отделения

Просоловой Валентины Викторовны

«… Ритм – это жизнь … без ритма мелодии не существует, она представляет собой бессодержательные звуки».

Н.А. Римский – Корсаков

Значение ритма в музыке огромно. Усвоению его должно уделяться особое внимание на всех этапах обучения в детской музыкальной школе, как в классах музыкального инструмента, так и на уроках сольфеджио.

Первыми помощниками в изучении ритма являются слух и музыкальная память, физическое ощущение движения появляется уже в младенческом возрасте, не осознавая этого дети, невольно знакомятся с ритмом. Мы веселим ребенка агуканьем, играем с ним в «ладушки», под ритмичное покачивание ребенок засыпает в колыбели. В дальнейшем – раскачивание детских качелей, равномерное нажатие педалей велосипеда – все это помогает ребенку ощущать пульс четкого, разбитого на ритмические доли, времени.

Еще в донотном периоде обучения ребенок должен почувствовать и воспринять ритм предложенных ему музыкальных примеров. Большую помощь при этом могут оказать удачно подобранные к исполняемой мелодии и совпадающие с ее ритмом стишки. Представление о сильных и слабых долях дети легко получают от произношения соответствующих слов: Са – ша, ба – ра – бан…

В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности ритмического строения мелодии (длительности, ритмические рисунки, чередование сильных и слабых долей). После такого предварительного этапа удобно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

Ритмическое воспитание охватывает развитие чувства темпа, размера и четкого восприятия соотношения длительностей такта. В течении занятий учащиеся постепенно охватывают все новые в ритмическом отношении музыкальные материалы. Например, движение чередующимися четвертными, восьмыми, половинными нотами, такты различных размеров, закаты, пунктирный ритм, синкопированный ритмический рисунок и т.п. Тем самым расширяются понятия, связанные с ритмической структурой музыкального произведения. Этой работе должно быть отведено значительное время в учебном плане. На ритмичность исполнения следует обращать с самого начала большое внимание, не допускается в этом отношении никаких упущений. Ученик должен играть, петь, хлопать в ритмическом отношении, точно уметь «считать». Приступая к изучению новой пьесы, упражнения по сольфеджио, необходимо уделить особое внимание работе над трудными в ритмическом отношении местами.

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

1.) ощущение равномерности движения в разных темпах;

2.) ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и безударных долей

3.) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритмического рисунка.

Природа чувства метра требует его закрепления в тех или других двигательных процессах. При игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная с самых первых уроков, используем знание «Хлопок в такт». Вместе с детьми пробуем уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Репертуар: детские песни, инструментальная музыка, стихи Агнии Барто. Затем можно предложить детям похлопать или пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Подобные занятия прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию.

В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки, дирижирование и т.д.

«Встанем в круг»

А) Учитель произносит текст ритмично, дети повторяют:

Встанем в круг, поскорей будем весе лить ся

Песни петь танце вать весело кру жить ся

Б) Учитель произнесет текст беззвучно, с четкой артикуляцией, дети повторяют. Произнесение сопровождается легкими хлопками в ладоши.

В) Использовать ритмический оркестр:

Г) Аккомпанемент и пение песни.

Д) Петь песню с движением, с приставными шагами сначала вправо, затем влево.

При желании все формы работы можно совмещать.

Хорошим методом является использование различных примеров ритмического «эха». Например, похлопайте ритм или сыграйте мелодию, воспроизведите ритмический рисунок.

Попросите повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Развивает ритмическую память игра «Отгадай песенку». Нужно воспроизвести ритм знакомой песенки и попросить детей отгадать ее.

В репертуар могут входить любые детские песенки: «Два кота», «Петушок», «Маленькой елочке», «Андрей-воробей» и другие.

Для облегчения изучения длительностей и ритмоформул можно использовать вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между словесной речью и музыкальной, показывая детям, как можно ритмизовать имена. Например:

О - ля, О - лень - ка, Та - ня, Та - неч - ка.

Можно попросить ученика придумать слова к простейшим ритмическим рисункам:

Тра – ва, са - мо - лет, сол - ныш - ко, ма - ши - на.

Метризация двух – и трехсложных слов должна сопровождаться выявлением и показом акцентированных слогов, так как основой ритмического чувства является ощущение пульсации и акцентуации.

Хорошей подготовкой к написанию ритмического диктанта является метризация стихотворений или детских песен:

ма - лень – кой ё - лоч - ке хо - лод - но зи - мой

По - бе - жа - ли, По - бе - жа - ли, шаг, шаг, стой!

Жук, жук, по – жуж - жи, где ты пря – чешь - ся, ска - жи.

Такая работа дает возможность отработать различные ритмические формулы, соблюдая педагогический принцип от простого к сложному. Причем работа начинается с того момента, когда ученик еще не знаком с нотным станом.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название:

Половинная нота - та - а

Четвертная нота - та

Восьмые ноты - ти – ти

Шестнадцатые ноты - ти – ки – та - ки

Система ритмослогов помогает включить на первом году обучения длительности с точкой или синкопу:

Ти та ти та – ти – ти тай - ти

Введению этой системы поможет песенка «Часы», изображающая ход больших и маленьких часов, в речевом ритмизированном двухголосии. Для этого детей нужно разделить на две группы.

Перечисленные формы работы можно дополнить следующим:

1) чтение ритмической строчки ритмослогами;

2) исполнение ритмического рисунка, глядя в нотный текст, синхронно с использованием педагога;

3) свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом;

4) ритмическая партитура;

5) ритмический канон;

6) свободная ритмическая импровизация;

7) игра в детском ударном оркестре.

Приходить признать, что в традиционном курсе сольфеджио все еще недооценивается роль и значение воспитания чувства ритма у музыкантов маленьких и больших. И на своих уроках мы должны не только помочь учащимся освоить различные ритмические формулы, но и способствовать налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.

Кроме того, конечная цель заключается в возможности воспроизвести ритмическую линию разной степени сложности в любом темпе. Выстраивать ритмически свободный диалог с партнерами, находить смысловые варианты исполнения.

И хотелось бы закончить свою работу словами Н.А. Римского – Корсакова: «… Ритм – это жизнь… без ритма мелодии не существует, а представляет собой бессодержательные звуки».

Закрепление ритмических групп

Открытый урок по сольфеджио, 1 класс


Цель: Свободно ориентироваться и владеть пройденными ритмическими группами.
Задачи:
1. Научится свободно воспроизводить пройденные ритмические группы.
2. Уметь записать ритмический рисунок стихотворения и мелодии на слух.
3. Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.
План урока:

2. Ритмические загадки. Прохлопать ритм. Угадать, какая мелодия спряталась в нотном тексте: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».

Я купила кошке
К празднику сапожки.

5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 43.


8. Домашнее задание. Придумай песенку на стихотворение, используя движение по гамме, трезвучию или опевание:
Выпал снег на поля,
Побелела вся земля.

Ход урока:

1. Распевка: пение гаммы, опевание, Т5/3, Т6, Т6/4.
Учитель: Ребята, давайте с вами распоемся на уже знакомых нам элементах мелодии:
Пение гаммы с аккомпанементом.
Учитель: Кто выйдет к инструменту и будет сегодня нашим учителем?
Пение гаммы, опевания, Т5/3, Т6, Т6/4, с игрой на инструменте. Дети, сидящие за партами играют на немой клавиатуре.
2. Ритмические загадки.
Угадать, какая мелодия спряталась: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
Учитель: Вначале самостоятельно попробуйте прохлопать ритм и угадать мелодию. Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками.
Если не получается: вместе прохлопать и постараться угадать.
3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Учитель: Для начала выучим стихотворение и прохлопаем ритм.
Хорошо. Теперь постараемся отличить длинные и короткие хлопки.
Давайте запишем.
Теперь давайте оформим ритмическую запись в размере 2/4:

Молодцы. А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме, трезвучию, опевание.
Например:


Дети предлагают свои варианты.
Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем.
А теперь споем получившуюся песенку.
4. Работа с ритмической тетрадью.
Учитель: Ребята, теперь давайте все встанем и заведем пульс: будем раскачиваться вправо и влево – раз-два. Молодцы, продолжаем держать пульс. Мы как часы, которые не спешат и не отстают, все движемся ровно, одновременно.
Теперь все смотрим на ритмическую тетрадь. Я буду менять ритм, а вы должны будете одновременно реагировать.
Используются варианты группировки четвертей, восьмых, половинной в размере 2/4.
Молодцы, спокойно садимся.
5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 44.
Учитель: № 42. Все внимательно посмотрели в нотную запись и постарались самостоятельно проговорить нотки с дирижированием.
Давайте посмотрим, какой размер у этой мелодии.
Дети: 2/4.
Молодцы. Посмотрите внимательно, какие длительности здесь встретились?
Дети: четверти, восьмые, половинная.
Учитель: Давайте вспомним, как мы дирижируем эти длительности.
Четверти у нас идут одновременно с движением рук – вниз или вверх. Две восьмые попадают на один взмах, а половинная захватывает полностью движение рук вниз и вверх.
Теперь проговорим нотки вместе с дирижированием.
Хорошо. Теперь рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?
Споем настроечку на звуках мелодии и начнем петь.
Молодцы.
Работа с №44 на примере предыдущего.
6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам листочки. Посмотрите, чего в них не хватает?
Дети: Ритма, тактовых черточек.
Учитель: Правильно. Сейчас я вам сыграю мелодию и мы вместе постараемся записать ритм.
(Проигрываю два раза).
Теперь давайте прохлопаем ритм этой мелодии и постараемся отличить длинные звуки от коротких.
(Прохлопывают).
Теперь скажите, ритм в мелодии где-нибудь повторяется?
Если да, то где?
Давайте запишем начало и сразу расставим тактовые черточки.
(Учитель пишет на доске).
Хорошо, теперь мы видим, что первые два такта повторяются. Дальше продолжите сами.
(Записывают до конца).
Что у кого получилось? Говорите, что мне писать.
(Учитель записывает до конца на доске).
Теперь давайте проверим. (Пропевают мелодию и хлопают).
Теперь споем мелодию с дирижированием.
7. Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует» // Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
Группа делится на две команды.
Первая команда стучит:


Вторая:


Ритм с каждой группой отрабатывается отдельно: вначале без музыки, затем с музыкой. После учитель просит, чтобы обе группы проиграли свои партии вместе, без сопровождения. Заключительный этап – играют все вместе с музыкальным сопровождением.
8. Оценки за урок. Домашнее задание.


Данная методическая разработка является обобщением многолетнего опыта работы на уроках сольфеджио в младших и старших классах ДМШ № 15 и ДМХШ «Жаворонок».

Автором разработаны семь ритмических таблиц с разными размерами и ритмическими группами, изучаемыми в курсе сольфеджио. Таблицы раздаются каждому учащемуся как пособия на весь курс обучения. Работа с ними ведётся каждый урок в течение пяти или десяти минут. Иногда, чтобы закрепить изучаемый материал - ритмическую группу, размер, отработать группировку, даётся ритмический диктант.

Начинается работа в подготовительном классе с таблиц I степени 2/4 и II степени 3/4 после знакомства с длительностями, ритмическим пульсом и ритмическим рисунком. Несколько уроков посвящены работе с ритмо-слогами, чтобы ребята почувствовали интонацию ритма, а затем происходит переход к исполнению со счётом и внутридолевой пульсацией. Формы исполнения ритмических упражнений могут быть разнообразными (см. Рекомендации, пункты 1–8).

Помимо ритмических таблиц в младших классах целесообразно использовать ритмические блоки - двусторонние карточки с однотактовым ритмическим рисунком на 2/4 и 3/4 . Ритмические блоки помогают отработать переменные размеры в игровой форме. Устные ритмические диктанты-загадки и ритмические кубики используются используются для сложения и вычитания длительностей (см.задания Г. Калининой в рабочих тетрадях).

Далее, во 2-м и 3-м классах добавляются ритмические таблицы V степени сложности размер 6/8. Здесь идёт знакомство с новой пульсацией, размером, группировкой и счётом. Добавляется исполнение ритмических упражнений разными движениями руками и ногами, включается ритмическое остинато и ритмический канон (2-х и 3-х-голосие).

Начиная с 4-го, и в старших классах даются ритмические таблицы III и IV степеней сложности. Прорабатываются новые ритмические группы: пунктирный ритм, синкопа, триоль и межтактовая синкопа. Рекомендуются упражнения с ускорением и замедлением темпа, упражнения с метрономом, исполнение двумя руками и задания по группировке с использованием ритмического рисунка любого номера. Все номера можно исполнять со счётом вслух, прохлопывая или простукивая, разными движениями, с шумовыми инструментами. Паузы отмечают, разводя руки в стороны, продолжая считать. Счёт должен быть обязательно с внутридолевой пульсацией.

Ритмические пособия помогают сделать урок более живым, интересным, разнообразным. Часто дети импровизируют, предлагая свои формы работы по таблицам. Ребята занимаются с увлечением и практически не устают на уроке, что ведёт к успешному усвоению материала и даёт хороший конечный результат.

Подготовительный кл., 1 кл. (Ритмические таблицы I-II ст. 2/4, II ст. 3/4)

1. Исполнение ритмических упражнений ритмо-слогами и со счетом.

2. Прохлопать ритмические упражнения со счетом в среднем темпе без остановок (далее с динамическими оттенками и кульминацией).

3. Включение в ритмические упражнения пауз

4. Исполнение ритмических упражнений на разных инструментах (ложки, барабан, треугольник, свистульки). Ритмический оркестр.

6. Чтение ритма с музыкальным сопровождением педагога.

7. Исполнение ритмических упражнений с творческими заданиями (Характер исполнения: весело, грустно, шутливо, нежно, бодро и т.д. по фразам).

8. Сочинение мелодий на данный ритмический рисунок. Изменение ритмического рисунка в любом такте.

П-Ш класс (ритмические таблицы V ст. 6/8,1 ст. 2/4, II ст. 3/4 )

1. Использование предыдущих приемов. Совершенствование качества исполнения.

2. Исполнение ритмических упражнений разными движениями.

3. Включение ритмического остинато, ритмического канона (2-х - 3-х голосно).

IV, V, VI, VII класс (ритм.табл. III ст. 2/4, 3/4, V ст. 6/8, IV ст. 2/4, 3/4 )

К предыдущим формам работы добавляются:

1. Ритмические упражнения с внутри и междутактовыми синкопами.

2. Исполнение ритмических упражнений с ускорением и замедлением.

3. Выполнение группировки, используя ритмический рисунок любого номера.

4. Ритмические упражнения с метрономом.

5. Игра-импровизация:

переменный размер (включая ритмические блоки);

двумя группами учащихся, используя разные ритм, таблицы (2/4 и 3/4).

II. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА


2. 1. Ритм в образных картинках

Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности - прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.
Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».

2. 2. Чтение слов в ритме

Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам - де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка).
Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.
На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)
Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если в начале дети будут подбирать самые разнообразные картинки, то в последствии можно предлагать игру, в которой картинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям.
Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с животными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями в ритме четверть и две восьмых и т.д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь.
Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следует, ориентируясь на величину записи букв - слоги, записанные большими буквами следует читать четвертными длительностями, маленькими буквами записаны слоги в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом) давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько читать, сколько запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно наглядно по ритмическим формулам, методически соединяется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках.
Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопровождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы). После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели.

2. 3. Ритмические слоги

Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст пока еще не носит достаточного понимания.
«Эме Пари - известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха - привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».
Т. Енько. Формирование относительной системы воспитания музыкального слуха. М. ГМПИ им. Гнесиных, 1985, стр. 18.

Часто ритмические слоги подменяют счетом - «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните - «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна!

«Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невыносимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные?.. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и-и, и-и, и-и, от которого все в доме, даже дворник, хватались за голову с безнадежным возгласом: «Ну, завела!».
М. Цветаева. Мать и музыка. Стр. 83. Сочинения в двух томах. Том 2. Минск, «Народная асвета», 1989.

«Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т.д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соответствующей счетной единицы… При этом предполагается, сто ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно укладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать арифметическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма применение этого приема (особенно в первый период музыкального обучения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития».
Б. Теплов. Стр. 224. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961»

Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты - «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее (А. Журавлев. Звук и смысл. Стр. 18). Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» докажет вам эту разницу.

«А не попытаться ли как-то оценивать отдельные звуки? Попробовали. Маленьким детям показывают две матрешки – во всем одинаковые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: «Вот две сестрички. Одну зовут А, другую - И. Отгадай, которую зовут И? И представьте себе - большинство детей показывает на маленькую матрешку.
Одну девочку спросили:
- А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут И?
Та отвечает:
- А потому что она маленькая.
Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением».

А. Журавлев. Звук и смысл. Стр. 10. М. «Просвещение», 1991».

Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением.
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
- любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции - это всегда радость и удовольствие для детей.