Музыкальные произведения про зиму названия. "Поэты и композиторы о зиме". Ричард Клайдерман Love Song in Winter «Зимняя песня о любви»

20.06.2019

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Цель:

Создать условия для пробуждения чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного, музыкального языка произведений.

Задачи:

  1. Формирование эстетического вкуса, эмоциального отклика через различные виды искусств.
  2. Побудить детей к творческой деятельности.
  3. Помочь детям воспринимать музыку сердцем.
  4. Помочь выразить свои чувства через художественное исполнение.

Оборудование:

  1. словарь эстетических эмоций,
  2. Портреты композиторов
  3. Картины художников
  4. Альбомы, краски, кисти.

Оформление доски.

  • Тема урока.
  • Словарь эстетических эмоций.
  • Эпиграф:
    Чему бы жизнь нас не учила,
    Но сердце верит в чудеса.
Стихотворение Темп Динамика Характер

Ход урока

Дети входят в класс и поют музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, дети, я рада вас видеть!

Дети: Здравствуй, учитель, и мы рады вам.

Учитель: Ребята, какая у нас сегодня тема урока, что, вы нового узнаете на уроке? (Ответы детей.)

– Ребята, положите руку на сердце и послушайте его. Как у вас стучит сердце? (Спокойно.)

– Но, слушая разную музыку, сердце воспринимает ее по-разному. Послушайте, необычную музыку, какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку.

(Звучит музыка Альфреда Шнитке из кинофильма “Сказка странствий”.)

– Какую весть нам принесла эта музыка? (Ответы детей.)

– А вы хотите побывать в сказке? Давайте снова обратимся к своему сердцу. (Дети кладут руку на сердце.)

– На чем мы отправимся с вами в путешествие? (На тройке лошадей.)

– А у какого композитора есть такое произведение – “Тройка”? (У П.И. Чайковского.)

– Сели свободно, положили руки на колени. И так, поедем в лес! Не забывайте любоваться природой!

(Дети смотрят видеофильм “Времена года. Ноябрь “Тройка”.)

– Что вы увидели, посмотрев этот фильм? (Беседа о музыке.)

– Глядя на эту красоту, что наша душа просит? (Ответы детей.)

Вот север, тучи нагоняя
Вздохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница зима.

(Домашнее задание – дети читают зимние стихи, четверостишие.)

– А вы хотели бы сами стать поэтами? Сейчас мы будем сочинять стихи. Перед вами рифмы, выберите те, которые подойдут к нашей теме.

– Молодцы! Правильно, но почему вы выбрали эти рифмы? (Ответы детей.)

Учитель вместе с детьми сочиняет четверостишие, и записывает его на доске, составляя партитуру.

–А теперь вы хотели бы стать композиторами? (дети сочиняют музыку на эти стихи).

Итак, увидев зимнюю картину, мы не смогли не откликнуться на нее и не сочинить стихи, музыку, но многие композиторы не остались равнодушными к природе, и они написали много песен о зиме.

Положите руку на сердце. Какая звучит песня? (Зимняя сказка. Исполнение песни.)

– Многие художники не оставались равнодушными к красоте русской природы и создали много полотен о русской зиме. Назовите, каких вы знаете художников, и их картины?

(На доске картины: Грабарь “Февральская лазурь”, Пластов “Первый снег” и др.)

– Соответствуют ли эти картины вашему представлению о зиме? (Беседа о картинах.)

– Я хочу, чтобы вы сегодня стали еще и художниками. Попробуем открыть тайну новой музыки, послушав ее, вам надо будет свои чувства, свое настроение передать в красках.

(Звучит танец снежинок из балета “Щелкунчик” П И Чайковского. Дети рисуют, анализ рисунков, защита рисунков,показ некоторых на доске.)

– В Марьинском театре прошла необычная постановка этого балета, режиссера Михаила Шемякина,он много внес нового, необычного и в костюмы, в оформление сцены удачно подобрал действующих лиц, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из этого балета.

(Дети смотрят видеофильм “Танец снежинок”.)

– Ребята, пора возвращаться домой.

(Звучит “Тройка” П.И.Чайковского.)

– С каким настроением вы возвращаетесь домой? (Ответы ребят.)

– Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Обратите внимание на эпиграф урока, почему я взяла именно этот:

“Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса”.

(Ответы детей.)

– Мне бы хотелось, чтобы на протяжении всей вашей жизни вы верили в сказку, в чудеса, потому что в сказке добро побеждает зло и тот, кто верит в сказку, жить им становиться легче, интересней

Итог урока, рефлексия.

Домашнее задание; составить рифмы о зиме и сочинить свое четверостишие

"Зима в музыке"

Цель: Подвести учащихся к осознанию того, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло".

Задачи: Раскрытие изобразительных возможностей музыкального искусства и понимания того, что музыка умеет изображать картины природы.

Развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей.

Воспитание бережного отношения и любви к природе, умения наслаждаться и любоваться ею.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")

А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")

Е. Поплянова. "Снежный ком"

Н. Перунов. "Дед Мороз" (попевка)

Оборудование:

Фортепиано,

Музыкальный центр

Портреты композиторов (Чайковский, Вивальди)

Репродукция картины И. Шишкина "Зима"

Методы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, сравнение

Тип урока: углубление в тему

Ход урока

Музыкальное приветствие

У.: (читаю отрывок из стихотворения И.З.Сурикова "Зима")

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно:

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот пришли морозцы-

И зима настала.(:)

У.: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д.: О зиме

У.: Как описывает зиму русский поэт? (Ответы детей)

У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите? А что слышите?

Д.: Треск сучьев, скрип снега и т.д.

У.: Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)

У.: Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?

(Учитель играет звуки в разных регистрах, а дети выбирают их. Можно предложить нескольким ученикам самостоятельно найти на инструменте эти звуки). изобразительный музыка искусство мышление

У.: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор, с музыкой которого мы с вами знакомились на прошлом уроке (Чайковский) написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Для каждой из них подобраны несколько строк из стихотворений русских поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. Послушайте первую пьесу альбома - "Укамелька" (Январь).

Слушание. П.Чайковский "Укамелька"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы? (Ответы детей)

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина?

У.:В исполнении, какого инструмента звучит пьеса?

Д.: Фортепиано

У.: Правильно. Молодцы!

У.: Такое же название дал своему произведению Антонио Вивальди-итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. (Показываю портрет). В его произведении 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину "Зима".

Слушание. А. Вивальди. "Зима"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы?

Д.: Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина? (Ответы детей)

У.: В исполнении, какого инструмента звучит произведение?

Д.: Скрипка.

У.: (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

У.: Вот так русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы? (Ответы детей)

У.: А теперь представим себе - вокруг нас белый снег. (Вместе с детьми читаем):

Белый пух,

Снежный пух -

Все-все-все в пуху вокруг.

Пух на шапках,

Пух на шубах,

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно, ух!

Кто щекочет?

  • - Пух! (Н. Перунов)
  • - Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!

Исполнение попевки "Дед Мороз" с движениями (хлопки, притопы), можно исполнить, импровизируя и инсценируя по тексту.

У.: Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке.: "Снежный ком".

У.: Итак, исполняем песню легко, весело, задорно, не забываем о правилах пения.

Исполнение. "Снежный ком"

У.: Молодцы! Весело исполняли песню.

У.: Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала?

Д.: Холодную, снежную, морозную зиму и т.д.

У.: С произведениями, каких композиторов мы познакомились?

Д.: С произведениями П.Чайковского и А. Вивальди

У.: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.

Домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.

Дидактический материал, состоящий из 7 масок-ободочков нот, 7 цветных ламинированных нот на липучках, плакат с нотным станом и нарисованными цветными нотами на нем, плащ и маска-ободочек для «скрипичного ключа», 7 карточек с изображениями нот в картинках, штук 20 средних скрипичных ключиков для поощрения и поднятия самооценки работы ребенка на уроке.

Музыкальный материал, включающий фонограмму песни «Чтоб выучиться пению» З. Петровой, ноты этой песни для собственного исполнения, аккомпанемент нотной попевки «До-воробышка гнездо…».

Звучит фонограмма песни «Чтоб выучиться пению» 3. Петровой и А. Островского. Дети под маршево - бодрую музыку заходят в класс и садятся на места. Внезапно музыка прекращается…

Я: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли! Когда вы заходили в класс - музыка звучала?

Дети: Марш! Веселый такой и радостный!

Я: Да, вы правы, но что-то случилось с нашей музыкой - она больше не звучит…. Дело в том, что музыкальные нотки отправились на прогулку, а когда вернулись - забыли, где они живут! Как же быть, ребята, как же петь? Что же нам делать?

Дети: Надо найти нотки! Показать им их домик!

Выбрать 7 малышей, одеть им обручи с одинаковыми черными нотками со словами: «Ребята, представьте, что вы - потерявшиеся нотки, очень грустные…». Открыть створки доски.

Я: Нотки! А вот и ваш домик!! Он называется НОТНЫЙ СТАН! Только он пустой какой….. Я знаю, кто нам поможет!

Зову Скрипичный ключ - ребенка, облаченного в накидку и обруч ключа. Он открывает кружочки на черных нотках обручей, и нам является названия наших нот. Скрипичный ключ показывает на первую ноту стана «ДО» и ребенок с маской «ДО», встает первым и «представляет» нам свою ноту, называя несколько слов с её участием (дом, дорога, подол и т.д.); за ним следуют остальные «ноты».

Итак, ноты нашли свои места и мы все вместе радуясь этому событию, исполним попевочку:

ДО - воробушка гнездо.

РЕ - деревья во дворе.

МИ - котенка покорми.

ФА - в лесу кричит сова.

СОЛЬ - играет детвора.

ЛЯ - запела вся земля.

СИ - поем мы для того,

Чтобы вновь вернуться в ДО

Во время песенки, каждая «нотка» делает шаг вперед и кланяется. При последней фразе, «нотки» из своего ряда делают круг и при повторном исполнении, ведут хоровод, после чего все дети возвращаются на места.

Ребята, как мы с вами уютно расположили нотки! Приглашаю вас в гости!

Смотрим презентацию «Нотные ступеньки», в которой представлен звукоряд в виде ступеней. Поем звукоряд подряд и вразнобой. Затем, играем в игру - «Назови нотку». Я бегло указываю на ноту, а ребята должны назвать и спеть её без ошибки, учитывая звуковысотность ноты относительно друг друга.

Я: Какие молодцы, ребята - не запутаешь их! А ну-ка назовите-ка мне нотку над «фа»? А под «си»? А кто выше - «ми» или «ре»? А как седьмую ноту зовут?

Я: Молодцы! Всех отгадали!

Для тех ребят, которые не успевали себя проявить или видно, что не очень разобрались в теме, рекомендую провести следующее блиц-задание: раздать разноцветные 7 нот каждому и попросить прикрепить их на соответствующую ноту на вышеупомянутом стане на доске.

Я: Ну что, ребята, всех ноток мы вернули на место по домам. И за сегодняшний урок, я надеюсь, они очень хорошо с вашей помощью запомнили свои места! Споем же для них песню «Чтоб выучиться пению».

Ребята встают за своими стульчиками, и начинается вокальная работа по фразам. Припев, где исполняется чистый звукоряд, можно петь acapella по таблице с нотным станом.

Прощание с ребятами и обещание друг другу твердо помнить место каждой ноты, чтобы при случае снова помочь ей его обрести

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель Попова Надежда Александровна.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа:
- беседы о характерных признаках и приметах зимы;
- подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
- знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;
- слушание произведений П.И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;
- беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского;
- работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.)
Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Муз. рук. Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Муз. рук. Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.
А исполнит его наш воспитатель Валентина Викторовна.
Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.


Муз. рук. Мы благодарим Валентину Викторовну.


Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Муз. рук. Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд – иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)


Дети читают отрывки о зиме из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд – зимняя природа)
Муз. рук. Ребята мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Муз. рук. Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Муз. рук. Совершенно верно. Заботливая. Вот как об этом пишет поэт А. Коринфский в своём стихотворении «Одеяльце».


Стихотворении «Одеяльце» исполнят Настя со своей мамой:
Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?
Мама – Из него природа одеяльце ткет!
Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно?!
Мама – Без него в земле бы стало холодно!
Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать?!
Мама - Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.
Муз. рук. Ребята, мы знаем зиму шаловливой и игривой. Дима, расскажи об этом.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Муз. рук. Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд – летящие снежинки)

Муз. рук. Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение о снежинке в исполнении Кати.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Муз. рук. Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Муз. рук. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок.


Танец-этюд на музыку П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук. Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Муз. рук. Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Муз. рук. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Муз. рук. Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.
Я думаю, сюда подошли бы и стихи, которые прочтёт Артемий.
И. Никитин «Зашумела, разгулялась…» …
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждет краса-подруга.
Муз. рук. После бури всегда наступает затишье.
Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь
П. Чайковского

(слайд – тройка лошадей)


Муз. рук. Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Муз. рук. Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.
Давайте послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

(Дети подготовительной группы выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму.)
Муз. рук. Спасибо, ребята. Предлагаю вам исполнить знакомую песню «Саночки», аккомпанируя себе на бубенцах.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

Муз. рук. У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»

Цель: Создать условия для воспитания чувства любви к природе, поэзии, музыке.

Задачи:

Образовательные. Грамотно и эмоционально разбирать музыкальное произведение, уметь слушать музыку и исполнять её. Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку. Развивать творческое начало в детях.

Развивающие. Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

Возрастная аудитория: учащиеся 9-10 лет

Техническое оснащение: Музыкальный центр, видеопроектор, синтезатор, экран.

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, скрипка, гитара

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция - концерт

"Музыка Зимы"

Цель: Создать условия для воспитания чувства любви к природе, поэзии, музыке.

Задачи:

Образовательные. Грамотно и эмоционально разбирать музыкальное произведение, уметь слушать музыку и исполнять её. Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку. Развивать творческое начало в детях.

Развивающие. Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

Возрастная аудитория: учащиеся 9-10 лет

Техническое оснащение: Музыкальный центр, видеопроектор, синтезатор, экран.

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, скрипка, гитара

План

I. 1. Стихи о зиме.

2. Беседа о зиме (вопросы).

3. Слушание музыки А. Вивальди и П.Чайковского, выступление учащихся ДМШ.

4.Вопросы.

II. Исполнение песни.

III. Итог.

Сопровождающий материал:

Презентация с картинами Левитана, Шишкина, Моне. Портреты композиторов с фамилиями композиторов А. Вивальди, П.Чайковского.

Ход лекции – концерта

Дети входят в класс под музыку (Звучит «Метель» Г.Свиридова.)

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Стихи о зиме.

Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака

А по двору метелица ковром шелковым стелится, но больно холодна.

(С.Есенин)

Догадались, о чем сегодня наш урок? (Слайд 2)

Тема: «Музыка Зимы»

Какой вы представляли, себе зиму, слушая стихи?

Какие звуки можно услышать зимой? (Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги)

Какими красками можно нарисовать зиму? (Сверкающими, солнечными, серыми, мягкими)

Поднимите руку те, кто любит зиму?

А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму.

(Показ слайдов с изображением зимы. Слайды 3,4,5,6)

Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками. Деревья одеты в шубы и шапки.

Художники мастерски изобразили переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели. Маленькие домики, покосившиеся заборчики - все это на фоне зимних красок, зимы.

Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.

Какими выразительными средствами пользовались художники?

На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. Но ведь нет, то мороз трескучий ударит, то оттепель.…

А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то серенький, мягкий, тихий.

Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. У нас в гостях ребята из музыкальной школы.

1. Я предлагаю послушать пьесу Чайковского «Старинная французская песенка» в исполнении Кондратович Насти. (Слайд 7)

Какое настроение музыки?

Какую картину нарисовал нам композитор? (Ответы детей)

Какие краски использовал?

2. А теперь послушаем ещё одно произведение, которое называется «Колыбельная зимы» её исполнит Раковская Арина. (Слайд 8)

3. Каждый слышит зиму по – разному. Вот как, посредством музыки нарисовал это время года Антонио Вивальди. Композитор написал эпиграф к своему произведению:

Морозной гладью стелется дорога,
И человек, иззябшими ногами.

Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.

Звучит I часть концерта А.Вивальди из цикла «Времена года» «Зима». (Слайд 9)

Понравилось?

Какая зима в концерте Вивальди? (Ответы детей)

Какой темп? (Быстрый)

Динамика? (Громко, усиливается и затихает)

С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения?

(Слайд 10)

Кто исполняет музыку? (Струнные инструменты и клавесин)

Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, виолончель, альт, контрабас)

(Слайд 11)

Скажите, а с каким праздником приходит к нам зима? (Новый год)

Сколько время на часах, когда он наступает?

4. Послушайте пьесу «Часики» в исполнении Цокурова Ильи.

(Слайд 12)

Ну а Новый год, это конечно – же песни, танцы и веселье.

Был такой старинный танец, называется «Мазурка».

5. Послушайте пьесу для скрипки и фортепиано «Мазурка» в исполнении Семириковой Тани.

(Слайд 13)

Бурре – тоже старинный танец, послушайте его в исполнении дуэта гитаристов.

6. Ансамбль гитаристов «Бурре»

Ну и, конечно же, главный герой на зимнем празднике это кто? (Дед Мороз)

Какой характер Деда Мороза?

(Слайд 14)

6. Послушайте, как изобразил его Роберт Шуман.

(Слайд 15)

Звучит пьеса «Дед Мороз» в исполнении Свеженцевой Е.С.

Какой здесь характер музыки? (Ответы)

А теперь сравните эту пьесу с песней «Бубенчики» (Слайд 16)

7. Выступает вокальный дуэт Семирикова Т., Важенина А.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года. Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.

Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка»

Давайте вместе с вами вспомним песню о зиме и постараемся выразить свое отношение к ней. Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка».

(Слайды 17,18)

III.

Итог урока, обобщение.

Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

Какими средствами выразительности пользовались поэты, художники, композиторы? Назовите общие.

Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?

Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.

Наш урок, посвященный прекрасному времени года закончился. На прогулке посмотрите на природу глазами Есенина, Вивальди, Чайковского, Шишкина, Левитана. Спасибо за урок!