Все знают, что джазовый вокал отличается от эстрадного и оперного в принципе. С помощью джаза можно показать феерию эмоций и чувств не только словами.
Чтобы петь джаз, сначала, нужно просто научиться петь. Просто изучение джазовых приемов не даст особого результата. Важно освоить базовые навыки пения. А именно: постановка дыхания, артикуляция, научиться пользоваться резонаторами, отработать вокальные приемы субтон, рык, хрип, мелизмы, сип, заглубление и подъезды. Если диапазон Вашего голоса небольшой, можно еще поработать над расширением диапазона.
Джазовый вокал определяется индивидуальными особенностями джаз вокалиста
Когда Вы научились все это делать, а ваш голос будет звучать правильно и профессионально - самое время приступать с джазу.
Джазовый вокал определяется индивидуальными особенностями джаз вокалиста. К таким особенностям можно отнести следующее: манера джазового исполнения, определенные вокальные тембры, уникальные тональные качества голоса.
Чтобы петь джаз нужно понимать из-за чего конкретный исполнитель спел именно так. Основыне приемы и способы интонирования, которые легли в основу джазового пения:
Первый раз скэт прозвучал в исполнении Луи Армстронга. Это случилось, когда во время записи он забыл слова и начал петь бессмысленную звуковую импровизацию на слоги. Но Луи Армсторнг использовал этот прием довольно редко. Гораздо больших высот в этом направлении достигли популярные исполнительницы стиля би-боп в 40х годах.
Элла Фицжеральд и Сара Вон достигли небывалых высот в этом направлении.
Они изобрели так называемый скэт-язык, который стал общим для всех джазовых певиц. Их голос по звучанию не уступал саксофонистам и трубачам.
Как видите, чтобы освоить джазовый вокал нужно научиться петь профессионально и освоить джазовые вокальные приёмы. Это базовые элементы с которых нужно стартовать. После этого конечно же стоит подумать про харизму и образ, ведь в джазе без этого никак.
Стоимость занятий начинается от 600 рублей за 60 минут. На стоимость влияют опыт репетитора, необходимость выезда к ученику и нужный вам уровень знаний.
Некоторые репетиторы проводят бесплатное ознакомительное занятие, дают скидку, если вы заплатите вперед за несколько занятий или готовы заниматься в мини‑группе.
600 ₽
2200 ₽
средняя цена
за час занятий
3700+ ₽
Плюсы: Не хочется писать о Татьяне Васильевне формальных слов:"пунктуальная","опытная"и "доброжелательная".Они мало что могут рассказать о ней.Татьяна Васильевна приходила заниматься с дочерью 9 лет классическим вокалом.Приятно,что она хотела научить,а не культурно просидеть время занятий.Дело в том,что музыкальная школа особых знаний не дает.И дочка так и не умела дирижировать,читать с листа и петь по нотам.Татьяна Васильевна выявила ее слабые стороны и стала работать над ними.Учила...
дирижировать,правильно открывать рот,петь по нотам и слушать себя.Разбирала ошибки и показывала правильный вариант пения.Не жалела своего певческого таланта и много раз показывала,как должна звучать нота.На занятии они многое успевали отработать.Педагог сама подбирала учебный материал:Вокализ,Песню,а не работала со стандартным сборником упражнений. Минусы: Нет Описание: Возможно,ЭТОТ ОТЗЫВ ПОМОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ В ВЫБОРЕ УЧИТЕЛЯ.
Оценка 5Наталья , Красногорск
Услуги заказа: Вокал. Академический вокал.
1250 ₽
Педагог понравилась мне своим отношением, характером и профессионализмом. Мы больше занимались джазовым вокалом, скорее даже смесь с поп-музыкой. Елена Анатольевна была всегда пунктуальна, с ней не возникало никаких проблем. Мы занимались различными упражнениями на дыхание. Безусловно, у меня есть улучшение в голосе.
Оценка 5Юлия , м. Алтуфьево, Чистые пруды
Услуги заказа: Вокал. Академический вокал. Джазовый вокал.
1000 ₽
Так случилось, что отзыв о Марине Владимировне я пишу, спустя 8 месяцев от начала занятий. Вокалом занимаюсь более 5-ти лет, пришлось сменить 6 педагогов. То, что я занимаюсь сейчас именно у Марины Владимировны – Большая Удача для меня. Это педагог, который с первого занятия дает установку на Успех, на Развитие. Это очень требовательный, высококлассный, профессиональный суперпедагог. И очень красивая женщина, и прекрасный человек!!! По приходу к Марине Владимировне я имела...
целью: раскрыть свои голосовые данные, не бояться петь на людях, научиться правильному дыханию, да и просто петь, наслаждаясь своим голосом, доставляя радость себе и другим людям. В первые же месяцы занятий стали видны (вернее, слышны))) результаты. Марина Владимировна кропотливо, с терпением, любовью и верой в меня ведет в те тонкости вокального мастерства, о которых я даже и мечтать боялась!!! Голос крепнет, разрабатываются мышцы, отвечающие за правильную постановку голоса, исчезают страхи, внутренние блоки и зажимы, мешающие раскрыться голосу. Я начинаю понимать и чувствовать, как работает мое тело при пении. Деление урока на 3 части: распевка, работа с вокализом, работа над репертуаром, - даёт ощутимые результаты. Каждое занятие открывается и разрабатывается что-то новое в вокальном мастерстве. Марина Владимировна с великим терпением показывает и объясняет, как надо правильно выполнить то, что не получилось. Она подбирает такую ассоциацию, которая поможет верно взять нужную ноту, букву. Огромное значение уделяется правильному дыханию: как дышать, чем дышать, куда дышать; учимся петь так, чтобы все тело работало и чувствовало весь процесс пения. Занятия проходят очень плодотворно, радостно, насыщенно. У меня огромный стимул научиться всему, что я смогу впитать в себя! Я очень рекомендую всем, кто хочет раскрыть свой голос, свои вокальные способности; всем, кто хочет профессионально развиваться, как певец, вокалист, - обратиться за помощью именно к Ефановой Марине Владимировне. Она точно знает, как Вам помочь!!!
Оценка 5+Тесно переплетаются в творчестве многих исполнителей, успешно дополняя и раскрывая друг друга. Джаз-вокалисты выделяются на фоне своих коллег сильным голосом с большим рабочим диапазоном, имеют отлично развитый гармонический и мелодический слух. Кроме того, исполнители, избравшие такую вокальную специализацию, владеют искусством вокальной импровизации на профессиональном уровне и умеют применять на практике специфические приемы звукоизвлечения, свойственные джазу. В школе сайт вы сможете начать изучать любой желаемый певческий стиль.
Нетрудно догадаться, что эстрадно-джазовый вокал вырос на стыке двух направлений, нашедших отражение в его названии. Остановимся подробнее на каждом из них и их вкладе в образовавшийся певческий стиль.
Эстрадное пение
Сочетает все многообразие певческих приемов и возможностей. Прежде всего, указывает на певцов, работающих на эстраде. В представлении большинства слушателей эстрадная музыка состоит из легких и простых для восприятия музыкальных композиций. В отличие от академической манеры исполнения пение получается более естественным и открытым, однако оно также требует отточенных вокальных навыков, правильной позиции и опоры звука. В эстрадных песнях могут прослеживаться народные и джазовые мотивы.
Джаз
В первую очередь выделяется идеальным ритмом и гармоничностью. Певцы обладают высокой подвижностью голоса и развитыми навыками музыкальной импровизации. Работать в данном стиле невозможно без умения прочувствовать форму произведения. Вокалист должен преподнести слушателю собственное понимание исполняемой композиции. Музыкальную тему можно видоизменять в соответствии с личным восприятием смысла песни, но при этом необходимо сохранить изначальную гармоничность и красоту. Не менее важно и умение чувствовать музыкальных партнеров.
Учиться петь можно на курсах в музыкальных школах. Так, посещая занятия в студии сайт, вы:
Всем привет! Обучаюсь в школе игре на саксофоне! Никите удалось создать очень комфортную обстановку как в помещении, так и в процессе обучения! Все, кто в детстве ненавидел музыкальную школу с злыми тетками педагогами - обязательно стоит приехать и сравнить))
Хожу на занятия в школу Sing&Play к , учусь играть на гитаре. Огромное спасибо за то, что он смог разработать такой нестандартный подход к обучению музыке:). Я новичок от слова "совсем", дополнительно к этому еще и занятость огромная, нет возможности в достаточном количестве практиковаться дома. Тем не менее, прогресс явно есть! :). В школе уютно, каждый занимается в отдельной, звукоизолированной комнате, во всех комнатах есть кондиционер, музыкальное оборудование, все необходимые вещи для занятий. Более того, администратор всегда идет навстречу ученикам, если необходимо перенести занятие или решить какие-то организационные вопросы. Отдельно про Сашу - мало того, что он крутецкий музыкант и солист моей любимой группы, так еще и учитель просто великолепный. Занятия проходят в непринужденной обстановке, он не давит, очень терпелив, не "грузит" теорией, но каким-то образом все же доносит знания о сложной структуре нот и музыки. После занятий всегда ощущение полета и радости:)). Я искренне благодарна, буду ходить к вам и дальше!!
Занимаюсь недавно в школе у Руфины Ахметшиной, в 36 лет загорелось освоить скрипку:) Огромное спасибо за терпенние, нестандартный подход и принятие проблем "взрослого, работающего " ученика. Обучение по своему желанию во взрослом возрасте приносит совершенно другие ощущения и мотивацию) Буду с удовольствием продолжать! Спасибо за лёгкий, нестандартный подход к обучению и всегда позитивый настрой.
Занимаюсь вокалом где-то 4 месяца. Очень нравится, что преподаватели уделяют внимание моим вкусам и устремлениям, помогают подтягивать мои слабые навыки. Отдельно для меня стало большим крутым сюрпризом организация мероприятий, где я могу выступить и получить много эмоций, развить навыки живого выступления. Нравится, что школа развивается, есть новые идеи, формируются свои коллективы, есть возможность познакомится с талантливыми людьми! Спасибо большое Никите, Ксении и Екатерине ❤
Давно мечтала и наконец решилась освоить саксофон с нуля. Уже не помню почему, но выбор пал на школу Sing & Play. Ни разу не пожалела! Преподаватель Никита Наймушин действительно стал для меня гуру и проводником в мир музыки! Душевная атмосфера и профессионализм вам гарантированы! А моему преподавателю низкий поклон за терпение и позитив:)
Давно хотел научиться играть на электрогитаре. Нашёл школу Sing&Play и ни разу не пожалел. Занимался 4 месяца у преподавателя Андрея Данилова. Занятия проходили крайне насыщено, но в то же время спокойно. Времени хватало на всё: не только на теорию, непосредственно игру, но и на постановку техники и доработку навыков игры. Пока не было своей гитары, школа любезно предоставила всё необходимое оборудование! Очень доволен обучением, огромное спасибо моему преподавателю Андрею и основателю школы Никите Наймушину, буду рад заниматься у вас ещё!!!
Специфика джазового вокала в сравнении с академическим пением проявляется в различных требованиях к голосу, технике и эстетике исполнения.
В академическом пении выдвигаются определенные, достаточно жесткие требования к характеристикам голоса певца. Прежде всего, певец должен обладать диапазоном не менее двух октав (на начальном этапе развития). Академические голоса классифицируют по тембрально-тесситурным характеристикам: сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Каждый голос должен соответствовать определенным требования к диапазону, соответственно которым композиторы пишут вокальные произведения. Профессиональный голос должен также обладать тембральной красотой, красочностью, достаточной силой.
В джазовом вокале разделений голосов по тембрально-тесситурным характеристикам нет (различают высокий/низкий, мужской/женский), также как и жёстких требований к диапазону. Наличие широкого диапазона приветствуется (Элла Фитцджеральд - более двух октав), но не обязательно (Билли Холидэй - октава). В джазе говорят о наличии у певца специфического «джазового тембра», однако отсутствие такового не является признаком непригодности певца к джазовому пению. Более приемлемыми, например, считаются низкие женские голоса, но певицы со светлыми высокими голосами также добиваются в джазе признания (Барбара Стрэйзанд, вокалистки «Real Group»). Тембр голоса, не подходящий для академического пения, может найти применение в джазе: здесь свои законы красоты. Сила голоса для джазовых вокалистов также не является непременным критерием (благодаря микрофонному пению).
Требования к технике исполнения и технические приемы. Академическое пение прикрытое, требует округления звука. Голос на всех участках диапазона должен звучать ровно как тембрально, так и динамически. Академические певцы пользуются головным и грудным резонаторами, их смешением в среднем участке диапазона. Таким образом, регистры сглаживаются и переход между ними не слышен. Недопустимо горловое и носовое пение. Важнейшее профессиональное качество - наличие кантилены - связного звучания, когда звуки «перетекают» из одного в другой. Выступления с большим симфоническим оркестром в концертных залах требуют создания в голосовом аппарате условий, способствующих большей звучности. Все академические певцы поют практически в одной манере, так как имеют единые и достаточно определенные критерии звучания голоса . Существует две группы технических приемов, используемых в академическом вокальном искусстве: 1) применяемые по желанию композитора (глиссандо, трели, форшлаги и т. д.); 2) применяемые по усмотрению вокалиста-интерпретатора (как, например, портаменто (portamento) - плавный скользящий переход от одного звука к другому). Мужчины в качестве дополнительной краски пользуются фальцетным пением, что для женщин является неприемлемым. Для исполнения речитативов в операх используется такой прием, как декламация - пение в разговорной манере.
Джазовое пение изначально более открытое и свободное, чем академическое. Открытость звучания объясняется, скорее всего, открытым звучанием родной для джаза английской речи и особенностями голосового аппарата певцов-афроамериканцев. Джазовый вокал не культивирует сглаженности регистров, напротив, контрастность звучания голоса в разных регистрах является дополнительной краской. Пение в низкой тесситуре сопровождается усиленным подчеркиванием грудного тембра, несколько глухого и грубого. В звучании среднего и верхнего регистров допускаются горловые призвуки, фальцет. Основная сложность пения в джазовой манере заключается в необходимости часто (иногда в пределах одной фразы) менять технику звукообразования. Для академических певцов напротив важно применять одинаковую технику звукообразования в пределах всего произведения. Каждый джазовый певец старается выработать индивидуальную манеру пения, несхожую с манерой других певцов, для чего в полной мере использует особенности собственного голоса. Джазисты не только не устраняют, но порой преувеличивают те голосовые черты, которые с точки зрения академического пения считаются недостатками: хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, несглаженность регистров, горловое и носовое звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация.
Палитра технических приемов джазового вокала обширна. Глиссандо и портаменто применяются очень широко и зависят только от певца. Фальцетное пение, вызывающее ощущение неопёртого, воздушного звучания, распространяется на все регистры голоса, применяется как мужчинами так и женщинами. Часто фальцет комбинируется с «придавленным» гортанным звучанием, что придает пению динамическую и тембровую контрастность. Носовые призвуки также не отвергаются джазистами: нарочито гнусавое звучание часто применяется в качестве имитации некоторых инструментов. Наряду с шепотом и говорком, применяется смех, плач, стоны и так называемые «шаутс» и «холлерс» эффекты - омузыкаленные выкрики, характерные для негритянской манеры пения, абсолютно свободные в мелодико-интонационном отношении . Особенности исполнительского воплощения. Вокалисты, как джазовые, так и академические, интерпретируя тот или иной музыкальный материал и подчиняясь законам исполняемой музыки, преследуют различные цели. Вокальное академическое искусство в известной мере консервативно. Однако нельзя сказать, что академической музыке чуждо развитие. Взгляды на эстетику пения были различными в разные эпохи.
Например, в XIX веке практиковалось пение несглаженными регистрами. Разнились в отношении вокала и национальные школы. Были периоды, а на сегодняшний день существуют стили и жанры, для которых характерна «инструментальная» трактовка голоса, когда от певца требуется развитая, почти инструментальная техника исполнения, приглушаются собственно певческие черты. Неизменным является следующее:
1) академический вокалист обязан наиболее точно воплотить замысел композитора, зафиксированный в нотном тексте. Элементы импровизации присутствовали лишь в ариях da capo XVII-XVIII вв. и отчасти операх XIX в.;
2) важными приоритетами академического пения являются его эстетическая красота, техническое совершенство (отсюда и жёсткие требования к голосу, технике, необходимость постановки голоса);
3) словесно-поэтическая сторона академического вокального произведения также важна, как и музыкальная.
Особенности джазовой вокальной интерпретации заключаются в следующем:
1) джазовые вокалисты - это, прежде всего, импровизаторы и интерпретаторы. Свобода вокалиста не ограничена нотным текстом и указаниями композитора (в определенном смысле сам певец является автором);
2) в джазовом вокале мало значения придают красоте звучания голоса, но стремятся добиться интересной джазовой фразировки, особой интонации, ритмики, свинга, т. е. как можно ярче в своем пении передать специфику джаза;
3) джазовый вокал более «инструментален», чем академический. Вокалисты чаще идут не путем противопоставления голоса и инструмента, а, наоборот, путем подражания инструментальным приемам и звучанию;
4) Инструментальность пения стала причиной формального отношения к поэтическому тексту либо отказа от него. Существует немало примеров исполнения целых композиций посредством одного лишь скэта, т. е. без текста.
Академическое пение |
Джазовое пение |
|
диапазон не менее двух октав |
диапазон значения не имеет; желательно наличие оригинального, узнаваемого тембра |
|
Требования к технике исполнения |
манера звучания «прикрытая», купольная, округлая регистровый механизм предполагает смешанное прикрытое звучание с плавным переходом от грудного резонирования к головному. Регистровая смена на переходных нотах незаметна, используется единый тембр и механизм. Хорошо выражено головное резонирование, полетность. обязательно наличие кантилены фальцет допустим только у мужчин Недопустимо горловые и носовые призвуки требуется создания в голосовом аппарате условий, способствующих большей звучности. практически единая манера пения у различных (ввиду наличия достаточно определённых критериев звучания голоса) |
манера пения «открытая», свободная; не культивируется сглаженность регистров, напротив, контрастность звучания голоса в разных регистрах является дополнительной краской. Сложность джазового пения заключается в необходимости часто (иногда в пределах одной фразы) менять технику звукообразования; допустимы хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, горловое и носовое звучание, преувеличенное вибрато или его отсутствие, применение фальцетной техники у мужчин и женщин; стремление к выработке индивидуальной манеры пения |
Технические приемы |
применяемые по предписанию композитора (глиссандо, трели, форшлаги и т. д.); применяемые по усмотрению вокалиста-интерпретатора (portamento, фальцет) Декламация - пение в разговорной манере. |
Glissando, portamento, фальцетное пение, резкая смена регистров, «шаутс» и «холлерс» эффекты, горловое звучание, носовые призвуки, шепот, говорок, смех, плач, стоны. |
Особенности исполнительского воплощения |
академический вокалист обязан наиболее точно воплотить замысел композитора; среди приоритетов - эстетическая красота пения, техническое совершенство (отсюда и жесткие требования к голосу, технике, необходимость постановки голоса); поэтическая сторона вокального произведения также важна, как и музыкальная. |
свобода интерпретации джазового вокалиста не ограничена нотным текстом и указаниями композитора; джазовый вокал более «инструментален», чем академический. Вокалисты чаще идут не путём противопоставления голоса и инструмента, а, наоборот, путем подражания инструментальным приемам и звучанию (скэт) инструментальность пения стала причиной формального отношения к поэтическому тексту. |
Специфические черты джазового вокала, формировавшиеся в процессе его исторического развития, укрепились и еще более углубились с приходом бибопа. Изначально инструментальное направление, бибоп внес свои коррективы и в развитие не только инструментального, но и вокального джаза.