Историческая архитектура Британии и ее влияние на современное домостроение: готика, неоготика и тюдорский стиль. Неоготика - архитектурные стили - дизайн и архитектура растут здесь - артишок Готика в загородном домостроении

24.06.2019

В рамках обзора исторической британской архитектуры и ее влияния на современное домостроение, мы уже рассмотрели . Следующим историческим стилем стала готика и она обосновалась на территории Европы ни на один век.

Ее идеологическими предпосылками был отказ от массивных форм романского стиля и религиозные мотивы. В те времена архитектура развивалась в первую очередь в рамках храмовых построек, и зодчие на пару со священнослужителями решили, что узкие, устремленные вверх формы готики будут олицетворять стремление к лучшему - к Богу, то есть.

Основные особенности готического стиля

    Вытянутые, устремленные ввысь формы. Пожалуй, это самая главная особенность готики - каким бы ни был ее подвид, эпоха или страна, она всегда будет стремится вверх и чем-то напоминать упорядоченное насаждение узких каменных образований.

    Множество острых элементов. Эта особенность связана с предыдущей. Готике свойственно быть "колючей", иметь угловатые и острые как общие формы, так и декор.

    Разнообразный декор. Основным отличием готики от романского стиля стало то, что готика активно использует декор. В основном он реализуется в виде статуй, изящных узоров и редких барельефов.

Конечно, помимо этих, у готики множество иных особенностей, вроде стрельчатых окон, обилия повторяющихся элементов, каркасной системы и так далее. Но так как нам интересен этот стиль в основном с точки зрения влияния на современность, рассматривать стоит общие тенденции.

Виды готики

Как мы упомянули, готический стиль просуществовал на территории Европы вообще и Англии в частности, ни один век и, естественно, со временем он видоизменялся. И помимо классической ранней готики имеет смысл выделить два подвида:


Готика в современном строительстве

В современном мире готическая архитектура в чистом виде практически не используется. Могут быть задействованы какие-то элементы, более-менее уместная стилизация встречается в разного рода развлекательных заведениях, типа пабов и баров. Но там, как понятно, обязывает атмосфера.

Готика в загородном домостроении

Готика - стиль храмов, замков, крепостей. И реализовать его при полноценно просто невозможно. Да и не нужно - от дачного коттеджа ждут уюта, удобства, домашней атмосферы, а не гневно нависающей статуи горгульи, которая напоминает о прегрешениях. Потому загородное домостроение берет от готики только элементы: вертикальную направленность, форму окон, аккуратные башенки. Зато добавляет много своего: дерево, светлые и приятные тона, элементы . Вот несколько домов, которые на загородный лад преобразовывают готические каноны, но при этом удерживаются в их рамках:

Заключение

Несмотря на всю суровость готического стиля, многие находят в нем определенное очарование, особенно если правильно подойти к вопросу интеграции. В нашем профессиональные дизайнеры и архитекторы знают толк в таких вопросах - и могут сделать для вас архитектурный проект стильного, уютного и удобного загородного дома с элементами готического стиля. А там недалеко и до непосредственной реализации , которое вы также можете заказать у нас.

Неоготика в архитектуреЕсли вначале XVIII века по всей территории Великобритании модные архитектурные тенденции базировались на классической эстетике палладианства, то ближе к концу столетия интерес англичан дал крен в сторону готических мотивов. Поначалу строения были похожи на средневековые храмы лишь внешне, но позднее стиль неоготика укрепился настолько, что дал начало возведению многих объектов по всей площади империи.

Типичным примером английского здания викторианской эпохи стал Вестминстерский дворец. Его облик до сих пор является одним из национальных символов Лондона и страны в целом. Однако популярность неоготики затронула и инженерные сооружения, доказательством чему выступает величественный Тауэрский мост.

Из великого прошлого к прогрессу

Строительство Тауэрского моста было инициировано в 1886 году в связи с острой необходимостью устройства дополнительной к Лондонскому мосту переправы через Темзу. Закончено его возведение было за 8 лет: в 1894 году мост предстал на суд общественности. Ключевыми фигурами в его истории стали:

  • Х. Джонс – идеолог сооружения, архитектор многих построек Лондона;
  • Д. Барри – инженер, работавший также и над другими мостами через Темзу;
  • Д. Стивенсон – увлеченный викторианской темой архитектор, назначенный руководителем проекта после кончины Х. Джонса.

Характерный неоготический облик конструкции придают два пилона – начинающие и замыкающие проход высокие башни с острыми шпилями и стилизованной под Средние века скульптурой. Сам факт их наличия уже указывает на родство с конструктивными особенностями мостов феодальных времен. Если тогда мостовые башни сооружали для обеспечения контроля и охраны проезда, то теперь пилоны поддерживают тротуары на высоком от реки уровне.

Обладая каркасной системой устройства, эти элементы Тауэрского моста имеют довольно тонкие стены с крупными оконными проемами. Такая специфика однозначно доказывает, что готика и неоготика – родственные друг другу жанры. Хорошо связь эпох показывает и наличие изысканно-возвышенного декора на стенах, выполненных в облицовке портлендского известняка и корнуоллского гранита – материалах, традиционных для отделки средневековых замков Англии.

Интересно, что свою внешность мост получил не только за счет модных тенденций, но и благодаря своей близости к одной из старейших крепостей в Британии — Тауэру. На фоне того, что уже тогда ее стены и башни обладали для англичан сакральным значением, вполне очевидным становится стремление властей и горожан новые объекты возводить в сходной стилистике.

Нет бочки меда без примеси дегтя: по своим габаритам Тауэрский мост ощутимо превосходит не только сам Тауэр, но и более современные, хотя и старинные постройки. Такие его особенности способствовали возникновению мнения, что сооружение портит исторический облик Лондона. Однако если бы мост был меньше, то он вряд ли бы эффективно справлялся со своими задачами.

Передовые инженерные решения

По принципу своей работы Тауэрский мост представляет собой разводную конструкцию огромной для конца XIX века мощности: его пролеты общей массой свыше 11 000 тонн способны подниматься на 86 градусов. За процесс раскрытия элементов изначально отвечали гидравлические механизмы. Усилие для них генерировалось четырьмя высокопроизводительными паровыми двигателями, работающими на угле.

В 1982 году система разведения была модернизирована и оснащена электрогидравлическим приводом на зубчатой передаче, а в 2000 году еще и автоматизирована. Устаревшее оборудование доступно для удовлетворения туристического интереса. Музейные площадки разбиты в интерьерах башен и бывших пешеходных галереях на высоте.

Большая несущая способность пролетов создается за счет применения стержневой системы, где опорные элементы выполнялись из углеродистой стали. Многотонная металлическая конструкция установлена на крупные пирсы, для изготовления которых потребовалось свыше 70 000 тонн бетона.

Для пешего прохода предусмотрены тротуары, расположенные вдоль проезжей части. Однако основное преимущество Тауэрского моста для пешеходов в наличии специальных галерей, удаленных от водной глади реки на расстояние 44 метров. Помимо утилитарной функции, эти элементы несли и декоративное назначение.

Практически на всем протяжении XX столетия галереи становились пристанищем преступных элементов, что вынудило закрыть их для пользования. Открылись они только в 1982 году: из-за оборудования стеклянной кровли их облик приблизился к стилю хай-тек, но это не портит вида величественного архитектурного ансамбля.

Современное состояние моста

Архитектурные изыски отделки, гениальная конструкция и продуманная система организации движения делают Тауэрский мост в Великобритании одним из самых удивительных сооружений в мире. Как и прежде, его высота позволяет свободное прохождение различных видов суден по Темзе. Однако в связи с частичной утратой значимости речного сообщения, а отчасти по причине желания сохранить конструкцию его теперь разводят не более 5 раз за одну неделю.

Тауэрский мост сегодня помогает горожанам решать транспортный вопрос: свыше 40 000 человек на разном виде транспорта и пешим ходом ежедневно пересекают реку по нему. Учитывая высокую нагрузку, правлением City of London Corporation введены ограничения по скорости движения и массе автомобилей — не более 32 км/ч и не тяжелее 18 тонн. Такие меры предназначены для сохранения первоначального вида достопримечательности столицы.

Тауэрский мост впечатляет своей архитектурой и восхищает принципами работы. Имитируя средневековое зодчество, постройка выступает образцом применения прогрессивных технологий.


После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течении которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия. На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции, вылившееся в романский архитектурный стиль, сформировавшийся примерно в X веке и преобразившийся через три сотни лет в готику.

Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.

Стоит заметить, что церковь настолько владела умами людей в те времена, что агенты ее без особого труда подняли огромные людские массы на авантюру, названную позже Первым крестовым походом, в результате которого был захвачен Иерусалим и основаны христианские государства в Малой Азии. Это, в свою очередь, способствовало развитию паломничества, а уже паломники приносили немалый доход самой Церкви, представители которой обогащались также на продаже индульгенций, демонстрации поддельных реликвий и просто пожертвованиях. Но, несмотря на столь сомнительные методы, ограничил которые Литеранский собор 1215 года, сначала во Франции, а после и в других европейских странах, возводятся прекрасные соборы, знаменуя своим появлением новый рассвет европейской культуры и готики, как архитектурного направления.

Буржский собор


Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.

Использование венца капелл было обусловлено бурно развивавшимся в то время культом мощей, о чем упоминалось немного ранее. В 1220 году базилика была расширена — с запада достроили трехнефтное помещение, благодаря чему базилика стала одним из крупнейших католических храмов того времени. Третья базилика Клюни, возведенная на основе двух первых, стала прообразом подавляющего большинства масштабных французских соборов в стиле готики. Но увы — до наших дней дошли лишь ее чертежи, а само здание снесли в 1807 году.

Третья базилика Клюни (реконструкция)


Для развития готики в архитектуре приложил немало усилий аббат Сугерий, под чьим руководством в первой половине XII века была перестроена базилика аббатства Сен-Дени. Именно это событие принято считать отправной точной истории европейской готики.

По замыслу Сугерия, свет, заливающий храм, выступает символом безбрежного божественного света, исходящего от самого Творца. Более светлому помещению готических храмов, по сравнению с романскими, способствовал революционный отказ от колонн в пользу готического каркаса. Кроме того, что внутренне пространство храма было отныне единым, данная технология позволила существенно экономить строительные ресурсы и возводить более высокие сооружения. Еще одной отличительной чертой готики можно назвать строгую симметрию, благодаря которой интерьер готических соборов выглядит очень гармонично.

Среди наиболее знаменитых представителей готического архитектурного стиля во Франции можно назвать собор Парижской Богоматери, а также Шартрский, Реймский, Ланский, Буржский и Амьенский соборы.

Готика в архитектуре Англии стала проявляться в конце XII века. Стоит заметить, что если во Франции происходило активное развитие городов, английские города развивались достаточно медленно и готические храмы были преимущественно монастырского типа. Чистейшим образцом раннего периода английской готики принято считать собор в Солсбери, а основным готическим собором Англии считается Кентерберийский.

Более всего общих черт с французской готикой несет в себе здание лондонского собора Вестминстерского аббатства — именно тут короновали и хоронили норманнских правителей Англии, начиная с Вильгельма Завоевателя. Среди прочих значимых английских образцов готической архитектуры можно вспомнить соборы в Дареме, Йорке, Винчестере, Иле и Линкольне.

Кентерберийский собор


В Германию готика пришла из Франции, но, с течением времени, приобрела собственные уникальные черты. Часть сооружений, строительство которых было начато существенно раньше, были достроены с применением характерных готических элементов декора и конструкции, став основой своеобразного романско-готического стиля, к которому относятся Михаэльскирхе, часовня Санкт-Бартоломеус, собор Санкт-Килиан и другие.

Одним из первых строений, с исключительно готическими чертами, специалисты называют церковь Богоматери в Трире, форма которой представляет собой равноконечный крест, вытянутый только в алтарной части. Новинкой, не встречающейся во Франции, было расположение в каждом углу креста двух часовен. Германская готика имеет и другие отличия от французской: более геометрически строгие формы, вход с бокового фасада, одна или четыре башенки (во Франции традиционно две), более строгий внешний декор зданий и т. д. Единственным исключением является собор в Кельне, созданный в характерном для французской готики стиле.

В северной части Европы, в силу дефицита песчаника и мрамора, традиционно использовавшихся для строительства готических соборов, возникла т. н. кирпичная готика. Строители использовали фигурный кирпич, который позволял создавать готические узоры не хуже, чем из обтесанного камня.

Готика активно развивалась в Испании, Нидерландах, Чехии, Италии — этот стиль везде претерпевал определенные изменения, сохраняя общие черты. Развитие готики прервала «черная смерть», выкосившая в XIV веке почти треть населения Европы. Впоследствии готика получила некое возрождение под названием «пылающая готика» — в ней уже прослеживались черты маньеризма.

Дуомо, кафедральный собор в Милане, пламенеющая готика


Готика в архитектуре окончательно сошла на нет в начале XV века, сменившись архитектурой эпохи Возрождения, мастера которого черпали вдохновение в духовной и материальной культуре античности.

Неоготика в архитектуре вспыхнула ярким пламенем 50-хх годах XVIII века с подачи британской аристократии, вслед за которыми к готике обратились и на континентальной Европе. Этому способствовала идеализация эпохи средневековья и отказ от приоритетов античности. Неоготика превратилась в национальный стиль викторианской Британии. В этот период по всей Европе достраивались и реставрировались заброшенные и недостроенные соборы, ярким примером чего может служить упомянутый уже собор в Кельне.

На территории России в период рассвета европейской готики были более насущные проблемы, нежели возведение соборов, тем более, что готические формы, характерные для католицизма, не очень вписывались в православную традицию. Но в XVIII веке, вместе с рассветом неоготики в Европе, в Российской империи все-таки возникла своя, уникальная, русская псевдоготика, вместившая в себя традиционные готические черты, элементы

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение - романтизм?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому - то повезет, а кому - то нет

Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства.Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному" жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия.

Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Характерные черты стиля романтизм

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX - начала XX в.

Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу.

Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

Главные представители романтизма в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Строительные особенности романтизма

Развитие классицизма и романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции.

Вначале их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой области. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали.

Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Несмотря на то что романтизм вызвал широкий интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре стала готика.

При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Одновременно появляются ростки сознательного движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию.

Типы сооружений стиля романтизма

Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую длину (30,62 м), однако уже в конце века начинают строить чугунные мосты длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793 - 1796).

С конца XVIII в. чугун начинают применять при строительстве зданий. Особый интерес для того времени представлял проект складского здания в Манчестере (1801), которое решалось в виде восьмиэтажного чугунного каркаса, а также доки в Ливерпуле и Лондоне. В Англии появились чугунные конструкции соборов уже в 80 - х годах XVIII в., например в Ливерпуле.

Неоготика или псевдоготика (от итал. gotiko - "варварский", neos - " новый") - направление в архитектуре XVIII-XIX вв., возрождающее формы и конструктивные особенности средневековой готики. Неоготический стиль развился в эпоху интенсивного развития капиталистических отношений, зарождения империализма и колонизации континентов европейцами.

Неоготика зародилась в 40-х гг. XVIII в. в Великобритании, где традиции готического искусства были наиболее сильны, наряду с расцветом садово-паркового искусства и "поэтизацией" средневековой эпохи. Наибольшее распространение неоготический стиль получил в Священной Римской империи, Франции, Италии, Испании, а также в колониальных владениях Великобритании, которая воздвигала в метрополиях множество общественных зданий.

Неоготика была признана за образцовый стиль для строительства католических и протестантских церквей, а также для крупных общественных сооружений, загородных домов. В это время интенсивно достраиваются и реставрируются памятники средневековой архитектуры. Для европейской неоготики ХIХ в. характерно cтремление к возрождению характерной для готического искусства целостности художественного мышления, осознание эстетической ценности каркасной конструкции наряду с широким применением чугунных конструкций. Закат неоготического стиля в Европе пришелся на начало в., когда на смену избыточного готического декора пришли строгие формы романского стиля.

В отличие от Европы все неоготические храмы Беларуси построены на рубеже XIX и ХХ вв., что связано с действием запрета на строительство костелов, который русский император Николай II отменил только в 1905 г. знаменитым Манифестом. После этого католические храмы в неоготическом стиле начали строиться повсеместно на территории Беларуси. В стиле неоготики построены три из самых высоких культовых сооружения в Беларуси: Троицкий костел в Гервятах, костел Св. Петра и Павла в Жупранах, костел Св. Владислава в Суботниках.

Неоклассицизм

(Neoclassicism) - эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17

века - нач. 18 века. Во Франции в рамках неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии - стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

В середине XVIII столетия в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме побывали все крупнейшие представители английского неоклассицизма. Они ехали туда, чтобы увидеть руины древних сооружений и воспринять подлинный дух античности. Многие английские архитекторы отправлялись также в Грецию, где они изучали древнегреческие постройки, в то время практически неизвестные.

Наиболее ярко неоклассицизм проявился, видимо, в архитектуре, что подтверждается работами братьев Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, Леду во Франции и Андреяна Захарова в России.

Среди пионеров неоклассицизма следует назвать Жака Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754 г., а его Малый Трианон в Версале считался самым совершенным примером "аттики" во французской архитектуре. Конечно, нельзя не упомянуть Суфло, который внёс элементы новой эстетики в планы реконструкции Парижа.

Если во Франции неоклассицизм нашёл своё выражение главным образом в проектах общественных зданий, то в Англии архитекторы строили в этом стиле частные усадьбы и городские дома. Сама их манера отличалась от французской. Во Франции неоклассицизм приобрёл суровые, подчас тяжеловесные формы, в Англии же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными. Особенно знамениты английские неоклассицистические интерьеры: всегда яркие и декоративные, они словно желали понравиться владельцам домов и их гостям.

Важнейшую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыграли два мастера - Уильям Чемберс (1723-1796) и Роберт Адам (1728- 1792).

Неоклассицизм

«стилем Адама» в честь его творца. В 1754-1756 гг. Роберт Адам совершил путешествие в Италию и вернулся оттуда страстным поклонником античности.

В его творчестве чувствовалось также влияние английского палладианства. Вместе с тем его стиль был очень своеобразным и легко узнаваемым.

Неоклассика" - термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различной по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19-20 вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства.

нередко называют просто

архитектуры эклектизма и стиля модерн

В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "

модерном",

В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин. И. В. Жолтовский. В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского модерна (Ф. О. Шехтепь, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьев и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг. развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью.

В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно-монументальных, подчеркнуто огрубленных формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и др.) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии.

Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры 2-й половины 30-х-начала 50-х гг, а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национальной архитектуры.

С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом

строительстве -

Линкольн-центр в Нью-Йорке (1960-е гг., арх. Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.

Дворец "Малый Трианон" в Версале

Направо от Большого Версальского канала расположился комплекс Трианон, состоящий из Большого и Малого дворцов с их собственным садовым окружением. Малый дворец, или Малый Трианон (Petit Trianon) – подлинный шедевр французского неоклассицизма XVIII века.

В 1761 году мадам де Помпадур подсказывает Людовику XV идею о строительстве дворца во Французском саду. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Проект поручается Габриелю Жак Анжу (1698-1782). В 1763 году начинается строительство, а уже в 1768 году торжественно открывают Малый Трианон. Но не суждено было мадам де Помпадур воспользоваться замком – она не дожила 4 года до завершения строительства.

Этот шедевр неоклассической архитектуры является, без сомнения самым совершенным творением Габриеля. Расположенное на квадратной площадке здание опирается на цоколь, над ним высится этаж и аттик, который завершается балюстрадой, скрывающей крышу на итальянский манер. Из-за неровностей рельефа, цокольный уровень виден только со стороны фасада, выходящего в Парадный двор, а также со стороны Храма Амура. Фасады украшены пилястрами и мощными коринфскими колоннами.

Фасады квадратного в плане здания выполнены по одинаковой композиционной схеме. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле

Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мировой архитектуры воплощает идею интимного уюта, достижимого лишь в единении с природой. Мостики через кажущиеся заросшими протоки, павильоны, устроенные на как будто диких островках, деревья, растущие в точно рассчитанном беспорядке, придают ансамблю очарование подлинной романтики.

Позже в королевской деревне появились мельница, птичник и молочная ферма (1783-1786). Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии Антуанетты.

Из этих чашек королева в "своей молочной" любила угощать гостей молоком от своих коров. Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь.

Королева Мария Антуанетта находилась под сильным влиянием идеи Жан-Жака Руссо о необходимости возврата к

«нетронутой природе».

Она изо всех сил старалась научиться собственным трудом обеспечивать хотя бы свою семью сельскохозяйственной продукции ей: ухаживала за коровами, доила и кормила их с королевского стола. Однако революционный народ почему-то расценил ее труды как утонченное издевательство над голодающим Парижем.

Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" зстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического, содержания.

В архитектуре неоклассицизма выделяются 3 периода: первый (около 1910- середина 1920 гг.), второй (в основном 1930-е гг.) и третий (начавшийся в конце 1950-х гг.). В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности

НЕОГОТИКА - псевдоготика, ложная готика.

1) Ретроспективное течение в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах XVIII - первой половины XIX веков; с середины XIX века один из исторических стилей.

По-сле то-го как в XVI веке за-вер-ши-лось раз-ви-тие го-ти-ки как са-мо-сто-ятельного сти-ля, её ру-ди-мен-ты со-хра-ня-лись в ев-ропеском ар-хи-тек-ту-ре до середины XVIII века (яв-ле-ние, по-лу-чив-шее в анг-лоя-зыч-ных стра-нах название Gothic Survival - «пе-ре-жит-ки го-ти-ки»). В этот пе-ри-од го-тические фор-мы ими-ти-ро-ва-ли при рес-тав-ра-ции и до-ст-рой-ке средневековых со-ору-же-ний (Вест-мин-стер-ское аб-бат-ст-во, ар-хи-тек-то-ры К. Рен, 1698-1722 годы, и Н. Хок-смур, 1734-1745 годы; со-бор Сент-Круа в Ор-леа-не, начало XVII века - 1793 год, до-ст-раи-вал-ся до 1904 года).

Ста-нов-ле-ние неоготики бы-ло тес-ней-шим об-ра-зом свя-за-но с «от-кры-ти-ем» и пе-ре-оцен-кой пе-рио-да сред-них ве-ков в ев-ропейской куль-ту-ре XVIII-XIX веков. Пер-вые вспле-ски ин-те-ре-са к го-ти-ке про-ис-хо-ди-ли в кон-тек-сте сти-ля ро-ко-ко, ко-то-рый в сво-ём стрем-ле-нии ко все-му при-чуд-ли-во-му и не-ре-гуляр-но-му от-крыл-ся на-встре-чу но-вым фор-маль-ным сис-те-мам (в этом от-но-ше-нии ис-поль-зо-ва-ние го-тических форм не от-ли-ча-лось по сво-ему ха-рак-те-ру от экс-пе-ри-мен-тов с ши-ну-аз-ри и т. н. тюр-ке-ри). Этот ин-те-рес в даль-ней-шем был под-хва-чен ев-ропейским ро-ман-тиз-мом, с его куль-том Сред-не-ве-ко-вья в литературе и изо-бра-зи-тель-ном искусстве, ан-ти-клас-си-ци-стическими на-строе-ния-ми и тя-гой к национальным кор-ням. Раз-ви-тию неоготики спо-соб-ст-во-ва-ло ста-нов-ле-ние ме-дие-ви-сти-ки как нау-ки. Пред-вест-ни-ком на-учных ис-сле-до-ва-ния средневековых со-ору-же-ний вы-сту-пил ещё английский архитектор Дж. Эс-секс, осу-ще-ст-вив-ший ис-то-рическую рес-тав-ра-цию со-бо-ров в Или (1757-1762 годы) и Лин-коль-не (1762-1765 год), ос-но-ван-ную на изу-че-нии ори-ги-наль-ных кон-ст-рук-ций.

На ран-нем эта-пе, в те-че-ние XVIII века, нео-го-тические по-строй-ки пред-став-ля-ли со-бой сво-бод-ные фан-та-зии на те-му средневековой ар-хи-тек-ту-ры. Про-воз-ве-ст-ни-ка-ми но-во-го сти-ля ста-ли са-до-во-пар-ко-вые со-ору-же-ния (па-виль-о-ны, руи-ны, бе-сед-ки) в круп-ных двор-цо-во-пар-ко-вых ан-самб-лях, где они не-ред-ко со-сед-ст-во-ва-ли с по-строй-ка-ми в сти-ле клас-си-циз-ма : «Го-ти-че-ский храм» в усадь-бе Шо-то-вер, граф-ст-во Окс-форд-шир (по-сле 1717 года, при-пи-сы-ва-ет-ся У. Тау-н-сен-ду); «Храм сво-бо-ды на-ших пред-ков», или «Го-ти-че-ский храм», в усадь-бе Стоу в Ба-кин-гем-ши-ре (1741-1747 годы, архитектор Дж. Гиббс); па-виль-он Катл-Милл в усадь-бе Рау-сем-хаус в Окс-форд-шире (1738-1741 годы, архитектор У. Кент); баш-ня зам-ка Эдж-хилл (1745-1747 годы); усадь-ба Ра-ду-эй в Уо-рик-ши-ре (архитектор С. Мил-лер) - в Ве-ли-ко-бри-та-нии; «го-ти-че-ская» ка-пел-ла в па-виль-о-не Ма-гда-ле-ненк-лау-зе в Ним-фен-бур-ге (ны-не в чер-те Мюн-хе-на; 1725-1780 годы, архитектор Й. Эф-нер) и др.

В XIX веке неоготика ут-вер-ди-лась как стиль оформ-ле-ния ин-терь-е-ров и де-ко-ра-тив-но- при-клад-но-го искусства. Это-му спо-соб-ст-во-ва-ло как раз-ви-тие нео-го-тической ар-хи-тек-ту-ры, так и то, что го-ти-ка ста-ла вос-при-ни-мать-ся как эпо-ха оду-хо-тво-рён-но-го руч-но-го ре-мес-ла в про-ти-во-по-лож-ность современному без-душ-но-му ма-шин-но-му про-изводству, как иде-аль-ный об-ра-зец уни-вер-саль-но-го син-те-за ис-кусств. В ин-терь-е-рах нео-го-тический стиль про-явил-ся в ар-хитектурном де-ко-ре: в ис-поль-зо-ва-нии стрель-ча-тых арок, рез-ных де-ревянных па-не-лей, лан-це-то-вид-ных окон, мо-ти-вов го-тического ор-на-мен-та (на-ту-ра-ли-сти-че-ски изо-бра-жён-ная ли-ст-ва, три-ли-ст-ни-ки, квад-ри-фо-лии и др.), а так-же в по-ли-хро-мии (ин-терь-е-ры зам-ка Нойш-ван-штайн в Ба-ва-рии, 1886-1892 годы, архитектор Ю. Хоф-манн и др.).

Эти мо-ти-вы пе-ре-шли в оформ-ле-ние ме-бе-ли, из-де-лий из ме-тал-ла, вит-ра-жей, ке-ра-ми-ки, тек-сти-ля, в юве-лир-ное искусство и др. (на этой ос-но-ве сло-жил-ся стиль оформ-ле-ния ин-терь-е-ров У. Мор-ри-са). Вы-даю-щую-ся роль в фор-ми-ро-ва-нии кон-цеп-ции нео-го-тического ин-терь-е-ра и де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства сыг-рал О. Пьюд-жин, стре-мив-ший-ся к дос-то-вер-но-му вос-про-из-ве-де-нию форм средневековых пред-ме-тов в сво-их про-ек-тах ут-ва-ри, про-из-во-див-шей-ся в специальных мас-тер-ских. Ему при-над-ле-жат про-ек-ты ин-терь-е-ров мно-го-численных церк-вей в Анг-лии, Вест-мин-стер-ско-го двор-ца, Сред-не-ве-ко-во-го дво-ра на Все-мир-ной вы-став-ке 1851 года в Лон-до-не. Неоготика рас-про-стра-ни-лась да-ле-ко за пре-де-ла-ми Ев-ро-пы, ут-вер-див-шись в стра-нах Южной и Северной Аме-ри-ки (в США - ар-хи-тек-то-ры Р. Апд-жон, Дж. Нот-ман, Дж. Ре-ник Млад-ший), Юж. Аф-ри-ке, Ав-ст-ра-лии и Но-вой Зе-лан-дии, так-же в стра-нах Центральной и Юго-Восточной Азии; она на многие де-ся-ти-ле-тия оп-ре-де-ли-ла стиль мас-со-во-го цер-ков-но-го строи-тель-ст-ва, ино-гда при-ме-ня-лась так-же при строи-тель-ст-ве об-щественных со-ору-же-ний (уни-вер-си-те-ты, кол-лед-жи и пр.).

В Рос-сии ещё в середине XVIII века ро-ди-лось по-ня-тие «го-ти-че-ский вкус», обо-зна-чав-шее все ху-дожественные яв-ле-ния, про-ти-во-пос-та-вив-шие се-бя клас-си-циз-му. Оно под-ра-зу-ме-ва-ло об-ра-ще-ние к «древ-но-сти» во-об-ще, без раз-ли-чия кон-крет-ных пе-рио-дов как рус-ской, так и западноев-ропейской ис-то-рии и вы-сту-па-ло си-но-ни-мом все-го «стран-но-го», «при-чуд-ли-во-го» и «ро-ма-ни-че-ско-го» (в ба-роч-ном зна-че-нии это-го сло-ва). В пи-ку идео-ло-гии Про-све-ще-ния про-из-ве-де-ния, соз-дан-ные в «го-ти-че-ском вку-се», ут-вер-жда-ли цен-ность куль-ту-ры про-шло-го и мир ча-ст-но-го, под-вер-жен-но-го при-хот-ли-вой иг-ре чувств че-ло-ве-ка: кар-ти-ны на древнерусские сю-же-ты И. А. Аки-мо-ва, А. П. Ло-сен-ко с эле-мен-та-ми на-ме-рен-ной ар-хаи-за-ции форм, по-строй-ки В. И. Ба-же-но-ва (пре-ж-де все-го в Ца-ри-цы-не), са-до-во-пар-ко-вые па-виль-о-ны в Цар-ском Се-ле В. И. Не-ело-ва, ан-самбль Чес-мен-ско-го двор-ца (1774-1777 годы, архитектор Ю. М. Фель-тен) в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Для русской «го-тической» ар-хи-тек-ту-ры ха-рак-тер-ны крас-ные кир-пич-ные фа-са-ды с де-ко-ром бе-ло-го цве-та, вклю-чаю-щим стрель-ча-тые ар-ки, зуб-цы, ба-шен-ки, а так-же эле-мен-ты древнерусского зод-че-ст-ва.

На-чи-ная с эпо-хи ро-ман-тиз-ма, по ме-ре ста-нов-ле-ния ис-то-рического зна-ния о ми-ре, от-но-ше-ние к сред-ним ве-кам ста-ло бо-лее диф-фе-рен-ци-ро-ван-ным. Не-смот-ря на то что и го-ти-че-ские, и древнерусские фор-мы час-то вхо-дят в еди-ный, под-чи-нён-ный ам-пир-но-му син-те-зу об-раз (пе-ре-строй-ки архитектором И. В. Его-то-вым Крем-лёв-ских строе-ний по-сле Отечественной вой-ны 1812 года, Ека-те-ри-нин-ская церковь Воз-не-сен-ско-го монастыря в Мо-с-ков-ском Крем-ле, 1809-1815 годы, архитектор А. Н. Ба-ка-рев, пред-по-ло-жи-тель-но по про-ек-ту К. И. Рос-си; Си-но-даль-ная ти-по-гра-фия в Мо-ск-ве, 1811-1815 годы, архитектор И. Л. Ми-ро-нов-ский), на-ме-ча-ет-ся раз-де-ле-ние двух об-ра-щён-ных в про-шлое сти-лей: «рус-ско-го» сти-ля, ис-поль-зую-ще-го эле-мен-ты древнерусского зод-че-ст-ва, и соб-ст-вен-но неоготики. Де-ко-ра-тив-ные фор-мы в неоготике за-час-тую точ-но со-от-но-сят-ся с ис-то-рическими об-раз-ца-ми, ино-гда они пря-мо ко-пи-ру-ют-ся с по-стро-ек про-шло-го [дво-рец «Кот-тедж» в Пе-тер-го-фе архитектор А. А. Ме-не-ла-са, 1826-1829 годы; Ка-пел-ла в Пе-тер-го-фе архитектор К. Ф. Шин-ке-ля, 1831-1834 годы; Во-рон-цов-ский дво-рец в Алуп-ке, 1831-1846 годы, про-ект архитектора Э. Бло-ра; Пет-ро-пав-лов-ская цер-ковь в Пар-го-ло-ве (ны-не в со-ста-ве Санкт-Пе-тер-бур-га) архитектора А. П. Брюл-ло-ва, 1831-1840 годы]. Эле-мен-ты неоготики ис-поль-зу-ют-ся в пе-ре-строй-ке двор-ца и мос-та усадь-бы Мар-фи-но (1831-1846 годы, архитектор М. Д. Бы-ков-ский).