Декоративно прикладное творчество в экспозициях русского музея. Основание и работа музея

27.09.2019

В Музей декоративно-прикладного искусства (или сокращенно Музей ДПИ) я попала в первый раз и если честно, не ожидала увидеть такую большую коллекцию красивых экспонатов.

Начать нужно с того, что музей располагается в усадьбе Остермана - памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков.
Со второй четверти XVII века загородная усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, видимо принадлежавшего кругу М. Ф. Казакова, приобрел вид, близкий современному. В 1796 году братья Иван Андреевич и Федор Андреевич Остерманы передали свой титул и фамилию внучатому племяннику Александру Ивановичу Толстому, прославившемуся в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. Дом А. И. Остермана-Толстого, пострадавший в пожаре 1812 года, долго не восстанавливался, и в 1834 году был продан Святейшему Синоду для размещения здесь Московской Духовной семинарии.
В Советское время в этом доме останавливались приезжавшие на съезды Советов делегаты (отсюда и современное название улицы - Делегатская).
В 1981 году здание было передано Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, открытому для посетителей 21 июля 1981 года.

Основная коллекция музея охватывает практически все направления декоративно-прикладного искусства: металл и камень, дерево и кость, керамику, стекло, ткани, лаковую миниатюру…

Этот музей - настоящий источник вдохновения для всех, кто занимается любыми видами творчества.

Залы музея разделены по периодам. Это очень ценно, так как можно наглядно представить, как жили люди того или иного сословия в определенный промежуток времени - какие предметы быта использовали, какой была мебель или одежда.

Рубеж XVII-XVIII веков.

Сочетание традиционно русских вещей с предметами западноевропейской стилистики определило яркое своеобразие российской жизни эпохи перемен. Меняются техники и художественные ориентиры, больше заметно влияние и «подстраивание» под европейский декоративный стиль. Характерное для петровского времени соединение старого и нового надолго определило развитие традиционных для России художественных отраслей, таких, как гнутое стекло, изразцы, майолика, резная кость.

Русская мебель XVIII-XiX вв.

Изразцы печные, XVIII век.

Бутыль и кувшин

Металлическая посуда, XVIII в.

Фарфор с цветной росписью. Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера, с. Вербилки. XVIII в.

Венера и Амур. Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера. XVIII в.

Письменный прибор «Мальчик на лебеде». Малахит. XVIII в.

XIX век

«Классицизм времени романтизма» - так иногда определяют ампир за патетику стиля. Эпоха романтизма открыла ценность личности человека и поэтому анфилады комнат сменились более приватными зонами, что потребовало изготовления и более «приватных» предметов быта и декора. Стали расширяться производства, менялись стили. Принципиальное изменение подхода к обустройству частного жилья в начале 19 века стало причиной настоящего мебельного бума. Оформление интерьеров было нацелено на создание законченных ансамблей, начиная от фарфора и заканчивая мебелью.

Русская мебель первой трети XIX века.

«Ехали ребята из Нова-Города». Н. Гиляров-Платонов, П. Ширапов.

Конец XIX-начало XX веков.

Предметы гарнитура в неоклассическом стиле: шкаф-горка, столик, стулья, кресло, диван. Россия, нач. XX в.

Предметы интерьера

Ваза с пейзажем. 1914-1918 гг, Гусевский завод Мальцовых. Стекло желтое, многослойное, травление.

Сервиз в «русском» стиле. Завод братьев Корниловых, Санкт-Петербург, 1870-е гг.

Предметы цветного стекла с «готическими» шлифовками. Сер. XIX в.

Предметы мебели конца 19 века.

Стаканы. Стекло, декалькомания, позолота, серебрение. 1840-е гг.

Стол ломберный, часы, кресло. Сер. XIX в.

Конечно же, большую часть музея занимает отдел Народного искусства.

Традиционное народное искусство - это всегда коллективное творчество, впитавшее в себя многовековой опыт народа. Народные художники веками отбирают, сохраняют и обогащают найденные мастерами решения. Так вырабатывается художественная традиция, стиль.
Народное декоративно-прикладное искусство развивалось в процессе создания и оформления предметов быта - посуды, одежды, мебели, инструментов для работы и самого жилища. Для изготовления предметов быта всегда использовались доступные природные материалы, то, что всегда было под рукой.
Часто в оформлении предметов использовались магические символы, имеющие оберегательное назначение, например внешнее оформление дома или вышивка на одежде.
Многие символические детали орнаментов были утрачены, а многие применяются и сейчас для декора.
Основная часть предметов в залах народного искусства музея относится к XIX и XX вв. Это изделия народных мастеров, выполненные в разных уголках России.

Сечка для рубки капусты, 1850-е гг. Урал. Верхотурье.

Кронштейн-крюк, 18 в.

Масленка (Архангельская область) и рукомойник (Вологодская область). Нач. XX в.

Кружка-сметанник (Вологодская область) и рукомойник (Владимирская область). Нач. XX в.

Прялки. Конец XIX — нач. XX вв.
1. Коми. с. Корчемье
2. Вологодская губерния, р-н Сев. Двины
3. Поморье, Кемь.
4. Вологодская губерния, р-н реки Ракулки

Деревенская мебель

Туески, ковшик. XX в.

Подзоры (Петербургская и Олонецкая губернии), Конец XIX — нач. XX вв.

Женские головные уборы. XIX в.
Обратите внимание на детали.

Женский праздничный костюм, XIX-XX вв.

Женские головные уборы:
1. «Каблучок» (Тверская губ)
2. Сборник (Вологодская губ)
3. Кокошник
4. Повязка

Ткацкий стан крестьянский, Саратовская губ., с. Колояр, XIX в.

В крестьянской среде предметы, сопровождавшие ребенка и его игры, были прообразом взрослой жизни и так или иначе связаны с приобретением трудовых навыков (детские прялки, посуда и т.д.).
Игрушки изображали диких и домашних животные, бытовые сцены (жатву, доение коровы и др). Для самых маленьких из бересты плели «шаркунки» - погремушки, внутрь которых насыпали сухой горох или мелкие камешки. Все игрушки делали не только из цельного дерева, но и из щепок, поэтому игрушки назывались «топорщиной», «щепным товаром».
Все детские игрушки и мебель производились в соответствии с художественными ценностями местности, где они изготавливались.

Детская мебель.

Деревянные и глиняные игрушки

Советский фарфор

Несколько залов экспозиции музея посвящено «Шедеврам советского фарфора». Здесь представлено более 300 экспонатов, изготовленных в период с 1917 по 2000 года. Этот период был очень сложным для творчества, но тем не менее все представленные работы - просто потрясающие. Интересные формы, яркие краски и огромный полет фантазии.

Скульптурная композиция по мотивам сказки «Золотой петушок». С.М. Орлов, 1965-1967 гг. с. Вербилки, Дмитровский фарфоровый завод

«Узбечка с куколками шелкопряда»

Блюдо декоративное «Слава Октябрю». А.И. Борисов, С.П. Богданова, 1977 г. Ленинградский фарфоровый завод.

Сервиз «Кобальтовая сетка». А.А. Яцкевич, С.Е. Яковлева. 1960 г. Ленинградский фарфоровый завод.

Есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него.

Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз – произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» (франц. – мостить булыжником) по кобальтовому фону, букетами полихромных цветов в резервах, обрамленных золотыми рокайлями.
Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще.
Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1840-х годах «Кобальтовый сервиз» находился в Гатчине, в Приоратском дворце, и именно тогда он был пополнен на ИФЗ.

В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.
Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки.

Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея.
«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», она удачно обыгрывала его и придавала ему торжественность. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ (ИФЗ) и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.

Сервиз «Свадебный», О.М. Мухигули. 1974 г. Дулевский фарфоровый завод

Майя Плисецкая в образе Кармен. Г.Д. Чечулина, 1970 г. Дулевский фарфоровый завод

Блюдо декоративное «Радость труда». А.В. Ларионов, А.И. Борисов, 1976 г. Ленинградский фарфоровый завод

Сервиз «Сказка». Н.П. Славина, А.В. Воробьевский, 1975 г. Ленинградский фарфоровый завод

Красота неописуемая!

Блюда декоративные «Сумерки зимой». А.В. Ларионов, 1980 г.

Предметы письменного набора «Обсуждение Сталинской конституции». Н.Я. Данько, 1937 г. ЛФЗ

Блюда декоративные

Шахматы «Красные и белые». Н.Я. Данько, А.А. Скворцов, 1925 г. ЛФЗ

Комплект детских поильников «Первая детская посуда». А.Г. Сотников, 1950 г. Дулевский фарфоровый завод

Русская лаковая миниатюра

Последний зал музея декоративно-прикладного искусства - «Русская лаковая миниатюра». Это невероятной красоты работы мастеров разных периодов. Здесь есть и шкатулки из Палеха, Мстеры, Федоскино, Осташково и других центров русской лаковой росписи.

6. Папиросница «Тройка летняя». Густов Е.М., 1920-е гг, с. Федоскино
7. Пудреница «Чаепитие». 1910-1913 гг, с. Федоскино
8. Баул «Крестьянские дети». 19-20 вв, Московская обл, мастерская Вишняковых

Портсигар с портретом королевы Виктории.

Пеналы для перьев

1. Табакерка «Кронштадт». 19 в. Мастерская Волленшнейдера
2. Табакерка с портретом Петра I. 19 в. Мастерская Н. Нажевщикова
3. Табакерка «Портрет генерала Н.Н. Раевского». 19 в. Мастерская Н. Нажевщикова
4. Табакерка с портретом А.В. Суворова. 19 в. с. Данилково
5. Табакерка с портретом императора Александра I. 1811 г.
6. Табакерка с портретом графа М.И. Платова. 19 в. фабрика Эка.

Второй зал посвящен «искусству, рожденному революцией», как сказал М. Горький. В советское время бывшие иконописцы остались не у дел, но мастера нашли выход.
Так появились современные работы мастеров Палеха, Мстеры и Холуя - мощных иконописных промыслов.
Сохранив древние методы живописи, мастера приспособились создавать современные образы на темы, заданные советскими событиями. Очень много работ посвящено сказкам.

Шкатулка «Прощание Игоря с Ярославной». Иван Фомичев, 1957 г. с. Мстера.

Шкатулка «Людмила в замке Черномора». Нина Любомудрова, 1952 г. Мстера

Шкатулка «Волга». В. Пузанов-Молев, Б. Киселев, 1958 г. Холуй
Шкатулка «Афанасий Никитин в Индии»

Подставка для чернильницы «Битва Александра Невского с рыцарями в 1246 г.». П. Зиновьев, 1956 г. Палех

Работы Зубковой Тамары Ивановны, Палех. 1944-1954 гг

Баул «Утро первого прилета». Г. Кочетов, 1988 г. Палех

Пластина «Дворец Советов». А. Котягин, 1938 г. Мстера

Табакерка «Колхозник и единоличник». А. Дыдыкин, 1931 г. Палех

Шкатулка «Град непокоренный». В. Фокеев, 1977 г. Мстера

Шкатулки разных мастеров Мстеры и Федоскино

Шкатулка «Возвращение домой». П.Анохин, 2014 г. Федоскино

Веер «Прогулка в парке». О. Шапкин, 2010 г. Федоскино.

На этом мой старенький фотоаппарат совсем разрядился, но и обзор музея мы завершили.
Музей рекомендую посетить тем, кто хочет найти вдохновение, изучить особенности предметов быта той или иной эпохи и просто поглазеть на красивые вещи.

Дата посещения: 14.01.2017
Город: Москва
Страна: Россия
Адрес: ул. Делегатская, д. 3
Сайт музея: http://vmdpni.ru
Плюсы музея: Потрясающий музей декоративного творчества, интересные выставки и основная коллекция
Минусы музея:

Солнечный, теплый...
Взяв его в руки ощущаешь, накопленную за века, силу и энергию.
А если чуть-чуть потереть пальцами или между ладонями - то можно ощутить ели уловимый аромат древнего соснового леса.
Ведь камень, о котором пойдет речь - затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев верхнемелового и палеогенового периодов.

Янтарь (Amber), а речь пойдет именно о нем, использовался человеком с глубокой древности. Установлено, что янтарь был известен верхнепалеолитическому человеку: куски янтаря обнаружены внутри жилища этого времени в Межиричи (Украина). На Восточном побережье Балтийского моря известны исторические центры добычи и обработки янтаря эпохи неолита: район Куршской косы и Паланги в Литве и Сарнате в Западной Латвии.
В виде украшений янтарь был в ходу и в Древней Руси. Находили археологи его в Новгороде, на Рязанской земле. По мнению ряда исследователей янтарь поступал в качестве сырья из Приднепровья и Прибалтики. Часть попавшего посредством торговли в Новогород янтаря шла как поделочный материал на нужды самих новгродцев, а часть шла на продажу в Среднюю Азию и на Восток.

Янтарь - это смола древних деревьев Pinus suссinifera (Сосна янтароносная), которые на сегодняшний день сохранились только в Новой Зеландии и в национальном парке Калифорнии.
Классический цвет янтаря - желтый, камень прозрачный или полупрозрачный. Цвет варьирует от очень светлого желтого до насыщенного желтого, он может быть оранжево-желтым, коричнево - желтым, медовым, коричневым, встречаются черные и зеленоватые образцы. Бело - желтоватый непрозрачный янтарь тоже встречается часто - такую окраску ему придают мельчайшие пузырьки воздуха, попавшие в смолу при её образовании. Специалисты - оценщики насчитывают около 350 разновидностей этого камня.

14 марта во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась интерактивно-познавательная выставка -

Выставка, которая продлится до пятого декабря, раскрывает невероятные секреты происхождения, добычи, истории и полезных свойств загадочного солнечного камня. Особенностью выставки является полное интерактивное погружение в мир необычного минерала, история которого насчитывает более 75 миллионов лет.
Прогулка по залам выставочного пространства начинается в древних лесах доисторической эпохи, где и зарождалась солнечная смола. Здесь можно познакомиться с уникальным экспонатом, на котором виден настоящий отпечатком лапы динозавра.
Здесь же можно увидеть потрясающие по красоте и научной ценности, застывшие в камне насекомых Юрского периода.

На выставке представлены основные вехи истории янтаря: начиная с эпохи палеолита, когда именно из этого камня было изготовлено первое в мире ювелирное украшение, затем к янтарным изделиям древнего Египта, Греции, Рима, и шедеврам средних веков Европы и Китая.

В экспозиции можно увидеть совершенно уникальные и необыкновенные предметы ювелирного искусства, выполненные из янтаря.

Выставка, открытая в Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, совместный проект с "Музеем Янтаря".

В интерактивной части экспозиции посетителям представится удивительная возможность самим добыть свой кусочек солнечного камня, возрастом от 40 до 60 миллионов лет, а также
увлекательный мастер-класс от ведущих мастеров по обработке древней окаменевшей смолы, с возможностью самостоятельно обработать кусочек этого волшебного дара солнца и времени.

За увлекательный рассказ об этом удивительном камне, о его свойствах и секретах работы с ним большое спасибо Михаилу Авиденкову.

Кстати, он поделился с нами секретом, как отличить натуральный янтарь от подделки.
Ведь ни для кого не секрет, что в наше время технического прогресса подделка дело несложное, да и нехитрое.
Однако, необходимо понимать различие между подделкой и глубокой переработкой янтаря с применением инновационных технологий. Добросовестные переработчики не скрывают происхождения камня и способа его обработки (переработки), в отличие от мошенников, выдающих изделия из отходов производства за высококачественный натуральный янтарь.
Существует так называемый прессованный янтарь, который изготавливается из 100 % натурального сырья, имитации и фальсификации янтаря - из материалов имеющих минимальное содержание янтарного сырья или без него. В имитацию янтаря из эпоксидной смолы, которые имеет большое распространение, нередко даже вводят какое-нибудь «ископаемое» насекомое.
К тому же, в настоящее время существует множество пластмасс, которые очень хорошо воспроизводят основные свойства натурального янтаря.
Так вот, что бы отличить натуральный янтарь от подделки. достаточно поместить его в лучи ультрафиолета. Солнечный камень начинает светиться изнутри. Думаю вы догадались, какое изделие является подделкой.

Открытием для меня стало существование зеленого янтаря. Обработанный и отшлифованный, он напомнил мне Green Gold. Камень, с которым я впервые познакомилась в Бразилии. Копал обладает той же природой, что и янтарь, но, в отличие от закаленного и окаменелого янтаря, представляет собой намного более молодой образец древесной смолы (до 250 лет). Копал является незрелым образцом древесной смолы по сравнению с янтарем. В Колумбии находятся крупные месторождения копала, нередко продаваемого под видом янтаря - экспертиза установила, что тамошним образцам меньше 250 лет - ничтожный возраст по сравнению с подлинным древним минералом. Если при покупке минерала вы видите Колумбию как поставщика - можете быть уверены, что перед вами копал.

"Время есть всё время... Оно неизменно. Его нельзя ни объяснить, ни предугадать. Оно просто есть. Рассмотрите его миг за мигом - и вы поймете, что мы просто насекомые в янтаре".
Курт Воннегут

Уникальная экспозиция приурочена к году Камня, проходящему в 2018 году в Музее
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в рамках программы «Достояние России. Традиции для будущего».
Обязательно идите на выставку семьей, с детьми.
Удивительные открытия гарантированы.

Общеизвестно, что искусство делает жизнь прекраснее. Но картины, скульптуры и некоторые другие произведения служат для лицезрения, эстетического наслаждения и стимулируют духовное самосовершенствование человека, а вот применить их для практических целей возможно не всегда. Чего не скажешь об экспонатах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В них собраны повседневные вещи, которые не только служат своему прямому предназначению, но и радуют глаз, являясь своего рода шедевром. В музее представлены посуда, одежда, мебель и много другого, чем обычный человек украшает свой быт.

Располагается этот столичный музей по адресу Делегатская улица, дом 3. Это здание – памятник архитектуры XVIII столетия. По фамилии бывшего владельца оно называется усадьбой Остермана.

Первое, самое объемное отделение Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, отведено для народных промыслов (с XVI века и до наших дней). Здесь можно полюбоваться керамическими изделиями, красивыми сарафанами, неописуемыми головными уборами, резными шкатулочками и ларцами, аутентичной и высокохудожественной мебелью в народном стиле. Все эти богатства показывают, каким бы необразованным и бедным на разных этапах истории ни был простой русский крестьянин, во все эпохи в его душе жила тяга к прекрасному. А фантазия и золотые руки помогали выразить это стремление в виде таких вещей, которые кажутся теперь нам пришедшими из какой-то волшебной русской сказки.

Во второй части коллекции – творчество мастеров России до XX столетия. Резьба по дереву, камню, всевозможная мебель, посуда – все имеет свою уникальность, удивляет даже современных мастеров. А ювелирные украшения, представленные на экспозиции, заставляют восхищенно восторгаться самых сдержанных представительниц прекрасного пола.

В третьей части выставки – фарфоровые статуэтки времен Советского Союза. Здесь есть и дизайнерская посуда, украшавшая дома партийных вождей тех лет, и особенно интересные экспонаты массового производства, такие как сервизы, которые стояли в сервантах наших бабушек. Есть в музее и образцы камнерезного искусства, старинные фолианты и другие вещи из коллекций частных коллекционеров.

Интересно, что Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства постоянно меняет часть экспонатов, работая над созданием постоянной коллекции. Экскурсия по музею рассчитана как на взрослых посетителей, так и на детей. Причем у ребятишек поход в этот музей оставляет более яркие впечатления и вдохновляет их на творчество. Многие родители отмечают, что сын или дочь, никогда не интересовавшиеся творчеством, придя с экскурсии, пробуют расписать дома тарелку, вышить узор или повторить еще что-то, что они увидели на выставке. Случается такая метаморфоза иногда и с взрослыми, уже сформировавшимися людьми. Музей становится тем толчком, той музой, которая открывает в человеке то, о чем он и сам ранее не догадывался.

Для тех, кто всерьез заинтересовался богатствами, хранящимися во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, разработаны углубленные образовательные программы. Во время тематического занятия можно лучше познакомиться с конкретным предметом. Сотрудники музея проводят занятия со школьниками в театрализованном формате. Причем предоставляется база для самостоятельных творческих исканий, для этого искусные и опытные мастера обучают всех желающих некоторым видам народного творчества.

История:
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства - единственный в России музей, объединивший в своей коллекции произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. Собрание музея сформировалось к 1999 году в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства им. С.Т. Морозова (бывшего Кустарного музея, основанного в 1885 году), а также библиотечных и архивных фондов НИИ художественной промышленности. В фондах музея хранятся и частные коллекции: собрание художественного металла, переданные в дар его собирателем Г.А. Кубряковым, знаменитая коллекция русских, восточных и европейских тканей Н.Л. Шабельской, подаренная гражданином Франции П.М. Толстым-Милославским, коллекции фарфора, собранные М.В. Мироновой и А.С. Менакером, а также коллекция фарфора Л.О. Утесова.
Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире " 2004 г. Проект "Международный музейный фестиваль исторических театров Европы "По обе стороны кулис "

Коллекции:
В ВМДПНИ представлены художественные изделия из металла (в том числе, ювелирные украшения ведущих российских фирм XIX - начала XX веков, редкое собрание самоваров и художественного литья), русские художественные лаки, фарфор и стекло Императорского и частных заводов, произведения известных современных мастеров декоративно-прикладного искусства. Не имеет аналогов собрание произведений декоративно-прикладного искусства русского модерна (в том числе, произведения М. Врубеля, А. Головина, С. Малютина, С. Коненкова, Н. Андреева и других), а также коллекция советского искусства 1920-1950-х годов, включая агитационный фарфор и ткани. За последние годы музейную коллекцию пополнили великолепные произведения современных художников (В.И. Мухиной, Б.А. Смирнова, В.С. Муратова и многих других). В библиотеке музея хранится собрание редкой книги. Уникальные рукописные материалы находятся в специальном архивном фонде.

Здание:
Музей расположен в комплексе зданий - памятнике архитектуры кон. XVIII - XX вв. По имени прежних владельцев эту старинную усадьбу называют "Усадьбой Остермана". Со второй четверти XVII в. усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 г. перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В 1796 г. титул графа Остермана перешел к Александру Ивановичу Толстому - герою Отечественной войны 1812 г. В конце XVIII в. главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, приобрел вид близкий современному.
В 1834 г. комплекс зданий был передан московской духовной Семинарии, в 1918 г. здание было национализировано и передано в ведение ВЦИК. После Великой Отечественной войны в здании были размещены Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В 1981 г. здание было передано вновь созданному Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства.

Музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Московский музей декоративно-прикладного искусства на протяжении многих лет удерживает пальму первенства в списке наиболее востребованных у туристов и горожан музеев столицы. Экспозиционный фонд учреждения был сформирован в 1991 г. за счет слияния уникальных коллекций трех музеев при поддержке Научно-исследовательского института художественной промышленности. Значительный вклад в формирование постоянного фонда учреждения внесли частные лица, передавшие на хранение немало шедевров народного творчества: часть артефактов ныне экспонируется в выставочных залах музея, а особо ценные предметы помещены в архив. Приятным бонусом для посетителей становится участие во временных выставках, регулярно организуемых на территории учреждения. Благодаря сотрудничеству музея с лучшими выставочными центрами России, горожане и гости столицы могут ознакомиться с последними новинками мира искусства.

Что посмотреть

Фонд музея насчитывает около 200 тыс. предметов, разделенных на 9 экспозиций, представленных в тематически оформленных выставочных залах.

Экскурсии по музею осуществляются в довольно необычном режиме: лекция об особенностях той или иной экспозиции плавно перетекает в театрализованное представление, сменяющееся мастер-классом по созданию соответствующих тематике зала предметов. По завершении ознакомительного тура посетители могут приобрести копии понравившихся экспонатов в сувенирной лавке.

В секции дерева и кости выставлены изделия из моржовых и мамонтовых бивней, костей, клыков, рогов всевозможных животных вкупе с разнообразными поделками из дерева - прялками, шкатулками, мебельными гарнитурами, скульптурами, игрушками.

Секция металла и камня представляет ювелирные изделия периода конца 19 - начала 20 веков, самовары необычной формы, шедевры художественного литья. В зале керамики и фарфора привлекают внимание всевозможные сервизы, декоративные тарелки и вазы, агитационные фарфоровые изделия времен СССР.

В отделе стекла можно увидеть редкие вазы, бутылки, кубки, скульптуры всевозможных форм и расцветок. В отделе тканей представлены элементы одежды различных исторических эпох, заводские и сотканные вручную гобелены и ковры. Секция лаковой миниатюры содержит коллекцию предметов, покрытых красочной росписью - шкатулок, ваз, подносов, табакерок.

В отделе изобразительных материалов экспонируются эскизы мастеров народного творчества, лубочные картинки, экземпляры промышленной графики. В секции рукописей и научной документации хранятся материалы, посвященные народному декоративному искусству, великим мастерам народного творчества. В последнем зале, отведенном под размещение редких книг, доступны для ознакомления уникальные издания по различным направлениям декоративно-прикладного искусства.

Практическая информация

Адрес: Москва, ул. Делегатская, 3 (ближайшие ст. метро - «Маяковская», «Новослободская», «Цветной бульвар»). Веб-сайт

Часы работы: каждый день с 10:00 до 18:00 (четверг: 10:00-21:00, суббота: 12:00-20:00, вторник - выходной).

Комплексные входные билеты (экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну» + выставки, постоянная экспозиция): взрослые - 450 RUB, студенты вузов и пенсионеры - 250 RUB. Входные билеты на постоянную экспозицию: взрослые - 300 RUB, студенты вузов и пенсионеры - 150 RUB. Дети до 16 лет - бесплатно. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.