Что означает выражение духовная жестокость. Причины и условия совершения жестокого преступления

21.09.2019

Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению акта избиения, давайте на минутку остановимся на психологических характеристиках типичного агрессора. До сих пор, проводя анализ поведения мужчин, склонных к агрессии, я делал особый акцент на их инфантильной зависимости от партнерши и попытках компенсировать неблагополучную историю развития, заставляя женщину заботиться о нем как о ребенке, то есть давать ему то, чего он не смог получить в детстве. Я также говорил о недостаточном контроле над эмоциями, что делает такого мужчину непредсказуемым и агрессивным, если он чувствует себя в чем-либо ущемленным. Л. Уокер делает аналогичные наблюдения, о чем свидетельствует приведенная ниже цитата, но она оказывается не готовой объяснить, почему у женщин возникает такая сильная потребность в агрессивном партнере.

Это и понятно: ведь такая психологическая трактовка истории развития мужчины предполагает, что все инфантильные потребности берут начало в детстве. Исследования Л. Уокер еще раз показывают ее парадоксальную способность описывать сценарий насилия, не объясняя его: Еще одной важной отличительной чертой является собственнический инстинкт агрессора, склонность к ревности и навязчивость. Чтобы чувствовать себя уверенно, он должен проникнуть во все сферы жизни женщины. Например, в некоторых случаях мужчина провожает женщину до работы, сопровождает на обед, а в конце рабочего дня ведет ее домой. <…> Несмотря на непрерывную слежку за каждым ее шагом, он, тем не менее, подозревает партнершу в неких связях с другими мужчинами или женщинами (Walker, 1979:38).

Анализ объектных отношений в этих ситуациях, которые так и остались за кадром, позволяет трактовать исключительную потребность агрессивно настроенного мужчины в ощущении безопасности как попытку заставить женщину, которая на сей момент является заменителем его матери, проявлять внимание и заботу, которых ему не досталось в детстве. Агрессивный мужчина подобен первобытному человеку, изголодавшемуся и потому жестокому, который вдруг очутился в шикарном ресторане. Его способность сдерживать себя ничтожно мала, а его отчаяние, неконтролируемые желания и озлобленность одиночеством так велики, что заставляют его выходить за рамки норм и законов.

Паранойя, которую приходилось наблюдать Л. Уокер и другим исследователям у мужчин-тиранов, берет свое начало в далеком прошлом, когда родительские объекты бросали их на произвол судьбы. Эти едва уловимые или же вытесненные воспоминания об отверженности причиняют такую боль, что мужчина готов на все, лишь бы снова не оказаться брошенным. Он использует свой независимый стиль, подразумевающий действие, активность и постоянную настороженность, чтобы побороть свою ранимость. Его паранойя призвана защитить его от неизбежных унижений и потенциального распада Эго, если партнерша бросит его. Так что его параноидное мышление играет роль системы раннего оповещения, информирующей и защищающей его от возможности такого поворота событий.

Очень интересно, что многие женщины, страдающие от жестокости своих партнеров, признаются, что именно собственнический инстинкт мужчины казался им особенно привлекательным на заре их отношений. Объяснением тому служат тысячи мучительных отказов, полученных от собственных родителей. Поэтому проявляемый потенциальным агрессором живой, неподдельный и всеобъемлющий интерес с восторгом воспринимается эмоционально недоразвитой женщиной, особенно в начале отношений. Ее самооценка взлетает до небес благодаря его неугасающему интересу, который компенсирует ей сотни отказов, полученных от первичных объектов. Естественно, ее надеющееся Я старательно отсеивает все признаки надвигающейся опасности, которую несет в себе обостренное, удушающее собственническое чувство ее возбуждающего объекта. Если поначалу такое пристальное внимание льстит ей, то впоследствии оно перерастает в ужас от осознания того, что ей ни за что не удастся разубедить своего партнера в том, что она крутит романы на стороне. Пройдет время, и жертва домашнего насилия убедится, что все ее заверения в абсолютной верности не в силах развеять дурацкие страхи и причудливые фантазии в его голове. Осознание того, что партнер несколько утратил связь с реальным миром, часто только сильнее привязывает жертву к истязателю, потому что она мнит себя той единственной, кому известно о его странности. Ее неуместная лояльность и чувство ответственности говорят ей, что ее миссия состоит в том, чтобы не допустить его разоблачения.

Такое видение партнера, в котором он предстает пугающим и заслуживающим жалости одновременно, конечно же, имеет прецеденты в прошлом. Многие из людей, узнавших в детстве горечь одиночества и боль наказаний, признаются, что испытывают сильнейшую привязанность к родителям и ответственность за них, а именно за слабые их стороны, вопреки всем оскорблениям и издевательствам, полученным от них в детстве.

Следующая группа характеристик, которые обычно обнаруживаются в поведении агрессивно настроенных мужчин, связана с их неумением устраивать свою жизнь в широком смысле этого слова. Часто деспотичный мужчина испытывает страх перед внешним миром, над которым он не властен. Он живет обособленно от своих сверстников, его межличностные контакты редки и малочисленны. Его партнерша сразу же оказывается в центре его потребности контролировать свой личный ограниченный и замкнутый мирок. Она же является опорой его пустых, но грандиозных заявок на всемогущество, призванных компенсировать его провалы и неудачи в «большом мире». Его претензии на особое обращение к нему как к звезде первой величины подкрепляются актами насилия по отношению к партнерше, что в его понимании является наглядной демонстрацией его власти. Последняя черта, объединяющая мужчин, применяющих силу внутри семьи, — это их вера в непреложные истины и традиционные ценности. Часто агрессоры являются выходцами из семей, исповедующих фундаменталистские ценности, в том числе и «природное» превосходство мужчины над женщиной. Религия или же «устройство мироздания» могут использоваться для оправдания главенства агрессивного мужчины над своей партнершей, как будто бы божественные законы или законы животного мира имеют какое-то отношение к семейной жизни.

В прошлом мужчин, позволяющих себе жестокость по отношению к женщине, как правило, присутствует событие, отличающее их от тех мужчин, которые ведут себя с женщинами адекватно. Таким событием является наблюдаемое ими физическое насилие в семье их родителей. И снова я хотел бы предостеречь читателя от упрощенного объяснения, предлагаемого теорией научения, что якобы научиться жестокости можно точно так же, как научиться завязывать шнурки. Избиение становится возможным в контексте эмоционального или физического подавления. Дети, знакомые с побоями не понаслышке, чувствуют себя униженными, подавленными, обездоленными, ожесточенными и видят единственный способ, привычный их отцу, для удовлетворения своего внутреннего эмоционального голода, а также безнадежную привязанность их матери к мужчине, который ее бьет. В предисловии к книге Барнетт и Лавиолетт (Barnett and LaViolette, 1993) Л. Уокер приводит впечатляющую статистику, отражающую влияние, которое оказывает на мальчиков наблюдение ими сцен насилия в семье. Нижеследующая цитата свидетельствует также о том, что за четырнадцать лет, прошедших с момента публикации первой книги, Л. Уокер изменила свою точку зрения на роль насилия в формировании внутреннего мира избиваемой женщины на более реалистичную:

Маленькие мальчики, которым доводилось наблюдать, как их отец избивает мать, в семьсот раз чаще, чем благополучные дети, применяют насилие в собственных семьях. Если же объектами насилия становились они сами, то фактор риска повышается до тысячи раз. Девочки, которые видели, как отец издевается над матерью, часто сами становятся жертвами агрессии со стороны собственных мужей во взрослом возрасте. Чем больше мы узнаем о домашней тирании по отношению к детям, тем яснее понимаем, что некоторые женщины прибегают к насилию, потому что они сполна испытали его на себе. Человек, не умеющий уважать чужое личное пространство, не способен научиться этому даже на сеансах психотерапии. Если его ожидания не оправдываются, он тут же выходит из себя, в точности перенимая манеру поведения тех, кто причинял им боль (Barnett and LaViolette, 1993). Множество вопросов, возникающих в ходе психотерапевтических сеансов с женщинами, страдающими патологическими изменениями характера из-за враждебного эмоционального окружения в детстве, будут подробно рассмотрены в главе 6.

Причин проявления жестокости может быть не мало. Начнем с того, что значит жестокий человек. Это тот человек, который безразличен к эмоциям окружающих и способен не воспринимать их. Часто причиной жестокости могут быть какие-то трагические события.

К человеку обращались так же жестоко, как и он стал жесток в последствии. Но бывает так, что это качество врожденное. Оно возникает само по себе. Не редко бывает так, что сила воли и бессердечие идут рука об руку.

Волевой человек, при развитии в себе бесчувственности может усиливать ее. Он не уступит при споре и гораздо вероятно станет мстить. Но такое проявление возможно в том случае, если у человека развивается бездуховность.

В обществе принято негативно оценивать такое человеческое качество, как жестокость. Это и понятно, по-другому и быть не может. Но было бы лучше относиться к этому с большим понимание, с принятием. Важно понимать механизмы того, как у человека возникает это качество, ведь никто не рождается жестоким. К сожалению, люди такими становятся. Психологами после тщательных исследований выявлено, что жестокими становятся люди, подвергшиеся насилию. Именно подвергшийся насилию человек превращается в жестокого насильника. И не всегда это осознается человеком и его окружением.

Поэтому было бы правильнее говорить о том, что жестокость это не личная заслуга конкретного человека, а плод неправильных взаимоотношений людей внутри различных групп людского сообщества, как семья, рабочий коллектив, страна и т.д.

Жестокость возникает у человека, которому и знакомо понятие доброты, но в силу тех или иных жизненных обстоятельств, человек проявляет себя так, потому что это является его защитной реакцией. Испытав предательство от любимого человека, пережив сильный эмоциональный стресс, человек порой ожесточается, становится непримерим с недостатками других людей, перестает прощать те моменты, на которые раньше не обращал никакого внимания. Бывает так, что человек становится жесток к своим домашним питомцам,так как его душевный настрой меняется, он не контролирует своих действий и эмоций, забывает о том, что животные беззащитные существа, а он в ответе за тех, кого приручил. Такую жестокость оправдать нельзя.

Доброта и жестокость - два противоположных качества.

Под жестокостью мы обычно понимаем черту характера человека, проявляющуюся в грубом, бесчеловечном, оскорбительном, жестком отношении ко всем живым существам, не только людям. Жестокость подразумевает причинение боли другим или даже несет угрозу жизни окружающим людям. Слово жестокость можно заменить синонимами: ожесточенность, озлобленность, бессердечность, бесчеловечность, безжалостность.

Как говорил римский философ, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека:

А французский писатель и философ Мишель Монтень считал, что:

Я думаю, что жестокость может быть врожденной, как говорят, таким уродился.

Слабый и трусливый человек, чтобы самоутвердиться ведет себя жестоко.

Жестокость может быть приобретенной. То есть добрый человек под влиянием жизненных обстоятельств вполне может ожесточиться ко всем или к определенным людям, его обидевшим.

Жизнь часто ломает людей, даже патологически добрые люди могут превратиться в монстров.

А в заключение хочу привести строки из известной детской песенки, она про собаку, но людскую жестокость тоже объясняет:

Жестокость не может быть следствием исполнения чьего либо приказа. Жестокость не рождается по научению или принуждению! Жестокость всегда есть выражение внутреннего душевного состояния того человека который её содеял!

Жестокость - это порождение духовной ущербности или/и безумия именно того индивида, который её чинит. Это клиника души и ума.

И ни каких боле оправданий этому пороку нет, и быть не может!

Причина жестокости в первую очередь исходит из эгоистической натуры человека. Эгоистичному человеку не знакомо сочувствие, доброе отношение к другим. Для примера мы можем привести литературного героя Николая Ивановича Чимша-Гималайского из рассказа «Крыжовник».

Николай Иванович был очень эгоистичный человек. Он мечтал стать барином и разводить крыжовник на своей собственно земле. Он так жаждал исполнить свою мечту, что придумал и осуществил свой план, как добыть деньги для покупки очень дорогой земли.

И план это состоял, в первую очередь, в женитьбе на богатой вдове. Николая Ивановича не волновало, что невеста старая и некрасивая, главное, что у неё были деньги и эти деньги после свадьбы были немедленно переведены на счёт Николая Ивановича. А дальше он продолжал копить не хватающие деньги за счёт ужесточения контроля за расходами на еду. Его жена прожила в таком режиме ровно три года и скончалась. Николай Иванович не чувствовал, что, именно, он виноват в её смерти, у него не было ни раскаяния и ни сожаления по поводу смерти его жены. Зато теперь у него была достаточная сумма и всё остальное было для него неважно. Мы видим, что, именно, эгоизм Николая Ивановича был причиной жестокого отношения к его жене.

Как часто еще вчера, человек, чей характер нам казался почти идеальным, проявляет неслыханную и неожиданную жестокость к окружающим. Если проанализировать его поведение до таких ситуаций, можно найти некоторые косвенные признаки жестокости и агрессивного поведения человека (далее субъекта). Давайте рассмотрим, на что стоит обратить внимание при знакомстве с субъектом и тесном общении с ним.

Все идеально.

Вы пришли на первое свидание, понравились друг другу и ведете милые светские беседы. Ваш новый избранник воспитан, сдержан, лишен нервозности и просчитывает каждое свое действие. Стоп! Слишком все идеально. Очень трудно контролировать каждую мелочь своего поведения, особенно при первой встрече с приятным человеком. Значит, человек надел на себя маску и старается показаться лучше, чем на самом деле. Вопрос в том, какова цель такого поведения? Это - большое желание понравиться или нежелание показывать истинную сущность?

Эгоцентризм.

Все должно идти по плану и желанию человека. Он никогда не поступится личным удовольствием, чтобы сделать приятное другому человеку. Если ему нужно будет сопроводить близкого человека на мероприятие, при этом пропустив любимые автогонки, он выберет второе. Можно сказать, что это обычный эгоизм, причем здесь жестокость? А притом, что в любой ситуации, где станет выбор между интересами человека и его партнера, он выберет свои интересы, даже если, при этом, второй пострадает (физически или психологически). Неумение поставить себя на место другого и понять причиненный вред – это тоже жестокость, хоть и не явная.

Настроение.

У субъекта происходит резкая смена настроение, если все идет не так, как он хочет. Его внутреннее состояние полностью зависит от внешних факторов. У него нет самодостаточности, самообладания и независимости, благодаря которым, человек ведет себя спокойно и контролирует ситуацию (а не ситуация контролирует его).

Выражение гнева.

Частые эмоциональные взрывы, проявление гнева, даже в мелочных ситуациях. Спровоцируйте человека на конфликт и посмотрите, как он себя ведет. Он может, из-за мелкой претензии, резко повысить голос, но быстро стать прежним. Либо повысить тон на официанта, принесшего не то блюдо. Или в общественном транспорте грубо отругать человека, наступившего ему на ногу. Самые правдивые эмоции длятся первые пару секунд, а потом человек вновь обретает контроль над собой и становится добродушным и спокойным. Поэтому внимательно следите за первой реакцией спутника на провоцирующие факторы.

Нетерпение к чужому мнению.

Субъект стремится, любой ценой, навязать свою точку зрения. И очень нервничает, если имеет дело с уверенным и осознанным человеком, у которого на все свое мнение. Предоставление советов, наставлений – это стремление контролировать чужую жизнь. А жестокий человек не признает чужой воли и иной точки зрения, кроме своей. Если Ваш знакомый начал нервозно что-то доказывать, при этом, перебивая и не давая вставить слово, это плохой признак. В будущих отношениях он будет контролировать каждый шаг своей половинки, и навязывать абсолютно все - начиная от стиля одежды, круга общения и заканчивая системой ценностей.

Человек - патологический врун. Из-за страха быть непринятым, показать свое истинное лицо, он врет, постоянно ищет оправдания своим выходкам и делает во всем виноватыми окружающих. О своих проступках товарищ не любит говорить, либо находит отговорки. Как в ситуации:
- Дорогой, где ты был вчера?
- Это ложь! Кто тебе сказал?

Необычные ситуации.

Можно узнать о необычных поступках, которые совершал собеседник. Обратить внимание на такие: участие в экстремальных ситуациях, при которых затрагиваются интересы других людей (животных), всевозможные розыгрыши знакомых, которые при этом испытывали страх, обиду, разочарование. Он может сам случайно обмолвиться о таких приключениях.

Принуждение к определенным сексуальным действиям, при этом желания другого партнера не учитываются. И даже наоборот, зная о нежелании человека делать что-то, стремление добиться этого любой ценой. У субъекта не существует внутренней границы, и каждый раз он будет выдумывать все более изощренное сексуальное поведение, пока не случиться непредвиденная ситуация, при которой кто-то пострадает.

Поведение с другими людьми.

Намеренное провоцирование конфликтных ситуаций, вызывающее поведение в обществе. Субъект выбирает жертву слабее него (физически, умственно), а с равными себе старается вести себя сдержанно, контролировать свои действия. Вспомните, не было ли у Вас ситуаций, когда в опасной ситуации (хулиганы в подворотне, агрессия диких собак и т.д.) ваш спутник повел себя подозрительно, показал трусость?

Например, Вы шли, держась за руки, и мимо проходила толпа молодых людей, которые попросили закурить. А у Вашего молодого человека при этом дернулась рука, выдавая испуг, неготовность к защите. Если бы прохожие потребовали деньги , Ваш спутник вполне мог бы оставить Вас и удрать. Самое интересное, что такой человек потом найдет миллион причин для оправдания своего поведения, начиная от спешки на последний трамвай и заканчивая резким предчувствием внезапно включившегося утюга дома.

Поведение в семье.

В отношениях человек стремится занять главенствующее место, при этом унижая достоинство близких людей. Если ему не отвечают отпором, он убеждается в правильности своего поведения и усугубляет жестокое обращение. Непрямым признаком жестокости в семье может послужить необъективное отношение к детям, при котором важно не разобраться в ситуации, а именно найти вину ребенка и повод для последующего наказания.

Сходу выявить скрытую жестокость у собеседника очень сложно. Это можно сделать только при возникновении стрессовой ситуации, в которой человек не может себя контролировать и ведет себя естественно. При большом желании, можно специально создать такую ситуацию, чтобы посмотреть на реакцию нового знакомого. В любом случае, если в поведении человека присутствуют даже несколько пунктов, описанных в данной статье, стоит присмотреться к нему более пристально и объективно. И сделать выводы по дальнейшему общению с ним.



Вас заинтересовала эта статья?

Вы можете оставить комментарий или добавить свою заметку в разделе сайта

Жестокость

Жесто́кость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом.

Правовая оценка

Термин «жестокость» часто используется в правоведении и криминологии, в отношении обращения с животными и детьми. В настоящее время жестокое обращение с животными вызывает полемику среди юристов, философов и священнослужителей.

В УКРФ существует статья 105, часть 2, пункт «д» - убийство, совершенное с особой жестокостью , служащая наглядным примером определения жестокости, то есть перед убийством применялись пытки, глумления, нанесение большого количества телесных повреждений .

Причины жестокости

Учёные-психологи отмечают, что обычно жестокие люди - психически нездоровые люди. Обычно это отклонение вызывается травмами в психике (после критического момента; долгого жестокого обращения с субъектом или из-за иной психической травмы) или временным обезумеванием (употреблением наркотика; шоком и тому подобное).

См. также

Фильмы по теме «Жестокость»

Примечания

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.

Ссылки

  • Жестокость . // azps.ru. Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 16 февраля 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Жестокость" в других словарях:

    жестокость - Жестокость … Словарь синонимов русского языка

    Безжалостность, бессердечие, бесчеловечность, зверство, изуверство, кровожадность, неистовство, свирепость; ожесточение, озлобление. Прот. милосердие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские… … Словарь синонимов

    Жестокость - Жестокость ♦ Cruauté Стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие. Этим жестокость близка к садизму, но еще более предосудительна. Садизм – одна из форм извращения, тогда как жестокость – порок. На мой взгляд,… … Философский словарь Спонвиля

    ЖЕСТОКОСТЬ, жестокости, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к жестокий в 1 знач. Человеческая жестокость. 2. Жестокое обращение, жестокий поступок. Жестокостями усмиряли непокорных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод. Джордж Элиот Жажда наслаждений делает жестоким. Пьер Буаст Трусость мать жестокости. Мишель Монтень Жаждешь крови? Стань гнидой. Станислав Ежи Лец Отвращение к… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В искусстве. В XX в. под влиянием философии Ницше и исследований Фрейда и фрейдистов в художественном пространстве и особенно в ПОСТ культуре (см.: ПОСТ) видное место заняла репрезентация и эстетизация Ж., насилия, террора, войн, катастроф и им… … Энциклопедия культурологии

    ЖЕСТОКОСТЬ, и, жен. 1. см. жестокий. 2. Жестокий поступок, обращение. Допустить ж. Жестокости не прощаются. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ЖЕСТОКОСТЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1959, ч/б, 92 мин. Криминально психологическая драма. По мотивам одноименной повести Павла Нилина. Первые годы Советской власти на Дальнем Востоке. Работники уголовного розыска небольшого уездного городка Дудари… … Энциклопедия кино

    ЖЕСТОКОСТЬ - ЖЕСТОКОСТЬ, аффективно волевая установка, стоящая в тесной связи с аггрессив ностъю (см.). Биолог, основой Ж. являются нек рые компоненты влечений к пище и полового влечения (умерщвление и разрывание добычи, насилие над объектом полового… … Большая медицинская энциклопедия

    жестокость - ЖЕСТОКОСТЬ1, антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность, бесчеловечность, жестокосердие, кровожадность, лютость, садизм, свирепость, устар. кровопийство, устар. свирепство ЖЕСТОКИЙ, бездушный, безжалостный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Жестокость - Жестокость, проявленная во сне по отношению к вам, предвещает беспокойство и огорчение. Если жестокости подвергся кто то другой – вы преподнесете своим близким некую неразрешимую задачу … Большой универсальный сонник

Проявление жестокости у ребенка — всегда неожиданно для родителей. Ласковый, чувствительный кроха, который не переносит вида крови от царапины, вдруг с особой жестокостью мучает кошку. Отрывает крылышки у бабочки, подносит ее к огню. Издевается над теми, кто младше и слабее. Детская жестокость не появляется ниоткуда.

Не стоит путать жестокость и злость. Жестокость — психологическая, моральная черта характера, проявляющаяся в издевательском отношении к окружающим людям, а также к другим живым существам. Целью жестокости является желание причинить страдание, боль, наслаждение от страданий жертвы. Злость — эмоциональная реакция личности на определенную ситуацию.

У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:

  • жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
  • проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.

При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.

Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.

Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.

Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.

Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.

Роль семьи

Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем. Все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку причиняя страдания, более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно отец в такой семье учит малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Кроха, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают.Ведут себя также, как привыкли вести дома.

Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ябедами не дружат, надо ними начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.

Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Нередко взрослые занятые личной жизнью не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы.

Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму. Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша. Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность.

Виды детской жестокости

Проблема жестокости у детей особенно остро стоит в последнее время. Дети не просто ведут себя жестоко, они еще бравируют своим поведением. Снимают сцены издевательств на смартфоны, выкладывают в интернет. Достаточно часто подростки не понимают, что за жестокие действия в отношении другого человека или животного, проявленные с особой жестокостью возможно уголовное наказание.

Чтобы разработать меры воздействия, чтобы понять почему дети жестоки, разработать программу коррекции поведения агрессивности детей, необходимо понимать, по каким видам делится агрессивность ребятни. Психологи предлагают такое деление:

  • фрагментарная проявляется у дошколят. Непоседы, не способные к агрессивности, вдруг начинают грубить маме или бабушке. Отнимать игрушки у младшего братика или сестренки. Кроха пытается установить границы личного пространства, проверяет, что ему позволено делать. Если дошкольник отрывает крылышки бабочки, кидает камни в кошку, скорее всего крохой движет желание узнать, как поведет себя живое существо.
  • Устойчивая агрессивность уже связана с особенностями характера личности. Чаще всего она присуща детям в подростковом возрасте. Такой вид направлен уже на определенную категорию детей или животных, иногда направляется на беспомощных взрослых.

Малыш, воспитанный уважать других, имеющий самоуважение, высокую самооценку, в трудных ситуациях попробует договориться или по другому решить проблему. Дети с комплексом неполноценности, неуверенные себя, свой страх выражают в желании причинить боль другому объекту. Злой малыш пытается самоутвердиться за счет слабости другого.

Если малыш участвует в травле другого крохи, постоянно издевается особо зверским способом над котятами, щенками — взрослые должны обратиться за помощью к психологам. В данных случаях простой беседы с подростком бывает недостаточно, чтобы снизить его агрессивность, привить нравственные начала.

Жестокость также бывает:

  • Неосознанная агрессивность. Дошкольник зачастую не осознает, что другому может быть также больно. Кроха уверен, что настоящую боль жертвы его издевательств не испытывают. Несмышленыш считает свое поведение просто игрой. Малыш подражает тому, что увидел в мультфильме — например, как в героя кидают камни, или отрубают ему руку. Кроха, подражая увиденному, ломает любимую куклу, кидает камни в котенка или в малыша.
  • Осознанная агрессивность. Самый тяжелый случай. Социальный, моральный аспект поведения полностью отсутствует. Подросток целенаправленно травит, издевается над более слабым, испытывая при этом удовольствие. Никаких угрызений совести, чувства вины в данном случае нет.

Многие замечают, что существуют особые люди, которые притягивают к себе неприятности, чаще других становятся жертвами насилия или противоправного поведения. Виктимность — склонность личности стать жертвой насилия, преступления. Особое поведение малыша, может спровоцировать в отношении его проявления жестокости со стороны сверстников.

Особенности виктимного поведения выросли в семье. Сильные, уверенные взрослые, имеющие твердые нравственные начала, также воспитают и свое чадо. Необходимо выделять успехи крохи, хвалить за хорошие поступки, воспитывать уважение к окружающим и себе. Уверенный в себе дошкольник не вызовет желание других деток поиздеваться над ним.

Как проявляется жестокость

Родителям необходимо быстро реагировать в следующих случаях:

  • у малыша проявляется немотивированная агрессивность. Все проблемы кроха пытается решить с помощью кулаков;
  • кроха играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из пистолета, автомата малышей. Игрушечным ножом отпиливает руки, ноги, играет в пытки, допросы с нанесением увечий;
  • с большим удовольствием смотрит сцены насилия на экране телевизора, или наблюдает как издеваются над маленьким котенком;
  • постоянно поступают жалобы на непоседу, что он обзывается, дразнится, преследует какого-либо малыша. С восторгом рассказывает маме, как в результате его издевательств кто-то плакал.

Не стоит ждать, когда фрагментарная, неосознанная агрессивность поведения перейдет в тяжелую форму психического расстройства. У детей с жестоким поведением нет четкого понимания социальной ответственности. Жестокий, беспринципный, неспособный к состраданию — человек, чьи родители не хотели заниматься воспитанием крохи, переносили на будущее разговоры с дошкольником.

  • Любое проявление детской жестокости должно вызвать ваше пристальное внимание.
  • Выясните причины подобного поведения. Узнайте мнение не только своего чада.
  • Каждый жестокий поступок должен быть негативно оценен.
  • За жестокое поведение необходимо в каждом конкретном случае подбирать индивидуальное наказание.
  • Пересмотреть стиль поведения в семье, скорректировать принципы воспитания крохи.
  • Обязательно объяснить причину наказания, объяснить суть жестокого поступка.
  • Проявлять уважение, любовь к несмышленышу.
  • Хвалить за все хорошие поступки.

Привитие моральных принципов, воспитание нравственных начал — все это необходимо начинать с маленьким человечком с самого раннего детства. Что такое хорошо, что такое плохо — малыш узнает от своих родных, близких ему людей. Оградите мир маленького непоседы от жестокой агрессивности.