Перед вами банк аргументов для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Он посвящен военной тематике. Каждой проблеме соответствуют литературные примеры, которые необходимы для написания работы наивысшего качества. Заголовок соответствует формулировке проблемы, под заголовком находятся аргументы (3-5 штук в зависимости от сложности). Также вы можете скачать эти аргументы в виде таблицы (ссылка в конце статьи). Мы надеемся, что они помогут вам в подготовке к ЕГЭ.
Перестав чутко относиться к чужой беде, чужому горю, мы перестаем быть людьми. И важен даже не масштаб помощи, которую ты окажешь человеку, а сам факт этой помощи.
Ребята, которые бескорыстно оказывают помощь, достойны уважения. Ведь именно в детстве должно закладываться понимание необходимости помогать людям.
доктор Пирогов, случайно встретив в ночном парке незнакомого мужчину и узнав, что маленькая дочь этого человека тяжело больна, а остальным детям нечего есть, не раздумывая, идёт за ним и помогает всем, чем был в силах. После этой чудесной встречи в семье Мерцаловых всё изменилось в лучшую сторону. И многие годы спустя сын Мерцаловых – Григорий Мерцалов – вспоминает о докторе как о самом отзывчивом и добром человеке в его жизни. Милосердие и бескорыстие доктора Пирогова оказало на формирование личности мальчика огромное влияние.
любимая героиня писателя – Наташа Ростова – однозначно выбирает помощь раненым солдатам
, находящимся в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, который со дня на день будет захвачен наполеоновскими войсками. Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для отправки многочисленных вещей из их дома. Её порыв, горячность, с которой она выговаривает матери, что той важнее вещи, чем люди, заставляют пожилую женщину устыдиться своей мелочности.
тётя Груня, вахтёрша в военном госпитале, после смены ходит по палатам и помогает раненым: кому-то попить принесет, кому-то подушку поправит, с кем-то поговорит ласково, подбодрит добрым словом. Так, она выходила после тяжелейшего ранения Алексея Пряхина, привела его в свой дом. Когда же Алексей спросил у тёти Груни, чем же он ей отплатит за такое добро, каким «златом-серебром», ответила просто, что если бы все люди за добро друг с другом рассчитывались, то мир бы давно в магазин превратился. И добро бы в этом магазине «изничтожилось», потому что добро без корысти.
Василь Быков «Сотников», «Обелиск» Яркий пример нравственного выбора можно найти в произведении Василь Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни и признался следователю, что он партизан, а остальные тут ни при чём. Ещё один пример можно найти в повести Василь Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.
Аргументы к сочинению
А. С. Пушкина "Капитанская дочка" Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.
Счастье
Аргументы к сочинению
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Счастье каждый понимает по-разному. Герой рассказа, например, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.
Зло, добро и художественная деятельность
Аргументы к сочинению
Акутагава Рюноскэ "Муки ада" Создает психологический портрет старца-художника Есихидэ, очень известного в своих местах - в первую очередь, ужасным, асоциальным характером и соответствующими картинами. Единственное, что радует его глаза - единственная дочь. Однажды правитель заказал у него картину, изображающую Ад и муки грешников в оном. Старик согласился, однако при условии, что для большей реалистичности он увидит смерть женщины в падающей карете. Возможность ему такую предоставили, однако, как оказалось в последствии, женщиной той оказалась его собственная дочь. Есихидэ спокойно работает над картиной, однако по завершению оной, заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, оценивать искусство сквозь мораль стоит, однако оценка эта целиком зависит от собственно идеалов оценивающего субъекта. У Есихидэ была одна ценность - его дочь, которую из-за искусства он потерял.
Есть ли у человека свобода выбора?
Аргументы к сочинению
В.Закруткин "Матерь Человеческая" Главная героиня Мария, встретив раненого врага(немца) предстала перед нравственным выбором, убить его или не убить? за все совершенные их злодеяния, но это был мальчик, его крик "мама" остановил ее, героиня не смогла пойти на отчаяный шаг, сумела вовремя остановиться, поняв что ненависть, которая перехлестнула ее, ни к чему хорошему бы и не привела. В.Распутин "Прощание с Матёрой" На берегу Ангару власти собрались строить платину, которая затопит близ лежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине старушке Дарье представляется право нравственного выбора: уехать, или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.
Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются
Аргументы к сочинению
Грибоедов «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий - бунтарь, мятежник, поднимается против толпы., московского общества того времени. Ему дики и чужды их повадки, его изумляет мораль общества. Он не боится высказывать свое мнение. В монологе «А судьи кто?» раскрывается полностью его сущность. Проблема толпы в том, что они не умеют слушать и даже не хотят внимать истине. Они считают « истиной» заветы своих отцов- лицемеров, что уже давно изжили себя. Творчество Маяковского Творчество Маяковского посвящено теме противостояния героя и толпы. Толпа - это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства. Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием. Например, в стихотворения «А Вы могли бы?» проведена резкая черта между «я» и «вы».
Национальная вражда
Аргументы к сочинению
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей - чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чём не повинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все народы - братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества.
Трагедия "маленького человека"
Аргументы к сочинению
Н.В.Гоголь "Шинель" Проблему "маленького человека" наиболее полно раскрывает русский писатель, поэт, критик Н.В.Гоголь. В повести "Шинель" драматург повествует читателю о Акакие Акакиевиче - бедном титулярном советнике из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники. В своей трагедии кражи новой шинели герой не находит отклика помощи общества.
Личность в истории: Петр I
Аргументы к сочинению
А.С. Пушкин "Медный всадник» А.С. Пушкин писал в "Медном всаднике" ...Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно... Эти строки были написаны про Петра первого. Он - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю. Л.Н. Толстой «Война и мир» Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека. Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона, Толстой доказывает, что именно народ - творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед, создают великое и героическое, творят историю.
Хамство
Аргументы к сочинению
М.А. Булгаков "Собачье сердце " Главный герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце”, профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям. Д.И Фонвизин «Недоросль» Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его.
Ложные/истинные ценности, поиск смысла жизни
Аргументы к сочинению
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. У.С.Моэм «Бремя страстей человеческих» Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну из наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов - есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему поглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни. Существует один узор - самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, - в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».
Самореализация, стремления
Аргументы к сочинению
И А. Гончаров «Обломов» Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. У.С. Моэм «Острие бритвы» В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм_рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной. Д. Лондон «Мартин Иден» Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются, и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе, своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье) Научные факты Акула, если перестает двигать плавниками, камнем пойдет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.
Самопожертвование
Аргументы к сочинению
М. Горький «Старуха Изергиль» В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Извергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был "лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня". Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» В своём произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая её на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня - бедная девушка из неблагополучной семьи, которая отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня идёт жить «по жёлтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытимым состраданием» встречаются и сегодня. (другой вариант) Самопожертвование, сострадание, чуткость и милосердие - проблема неоднозначная. Это хорошо видно в произведении великого русского драматурга Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Две его героини, Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, жертвуют собой во имя дорогих им людей. Первая продает собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе в даже в самоубийстве, потому что понимает, что без нее родные пропадут. И семья с благодарностью принимает ее жертву, практически боготворит Соню, ее самопожертвование идет во благо. Вторая собирается жениться на низком, подлом, но богатом человеке, чтобы помочь нищенствующему брату.
Сострадание, любовь в ближнему
Аргументы к сочинению
А.И. Солженицын «Матрёнин двор» В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом (где прожила всю свою жизнь) на бревна ради воспитанницы Киры, которой негде было жить. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам Матрена, делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью. Борис Васильев «Летят мои кони...» В произведении «Летят мои кони…» Борис Васильев рассказывает историю про замечательного человека – доктора Янсена. Из чувства сострадания доктор, ценой своей жизни, спас детей, провалившихся в канализационную яму! Л.Н. Толстой «Война и мир» Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь. М. Шолохов «Судьба человека В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова.
Неблагодарность детей, родительская любовь
Аргументы к сочинению
А. С. Пушкин «Станционный смотритель» У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле. Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорбленные» Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», предает свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает - она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей. Д. И. Фонвизин «Недоросль» Несмотря на то, что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. А. С. Грибоедов «Горе от ума» Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своем произведении «Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.
Конфликт поколений
Аргументы к сочинению
И. С. Тургенев «Отцы и дети» Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.
Влияние учителя
Аргументы к сочинению
В рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского" обычного сельского мальчика, нелегкая судьба и голод заставляют связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги. Выяснив, что ребенок недоедает, и у него нет другого способа раздобыть необходимые ему средства, молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому. Но это только благовидный предлог. В действительности она стремится как-нибудь помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию, но тот из гордости отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Тогда она предлагает играть с ней на деньги, точно зная, что он обыграет ее, получит свой заветный рубль и купит молоко, которое так необходимо ему. Она сознательно идет на преступление с точки зрения педагогики, нарушает все действующие правила ради своего ученика, проявляя неподдельное человеколюбие, и непоказное мужество. Директор школы, однако, посчитал игру с учеником преступлением, совращением и уволил Лидию Михайловну. Уехав к себе на Кубань, женщина не забыла мальчика и прислала ему в школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
Аргументы к сочинению
Е.И.Замятин - русский писатель начала 19, конца 20 века «Мы» В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научнотехнического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу. М.А.Булгаков - русский советский писатель и драматург 20 века «Роковые яйца» Проблема научно-технического прогресса отражена в повести М.Булгакова «Роковые яйца». Преследуя только собственные цели, профессор Рокк бездумно использует изобретение Персикова и выращивает гигантских рептилий, страусов. В этой нелепой катастрофе погибают жена Рокка Маня, тысячи людей и сам Персиков. М.Булгаков «Собачье сердце» Проблема взаимодействия людей и природы находит отражение и в литературе. В повести М.Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский совершает операцию по преобразованию собаки в человека. В произведении читатель видит, как миловидный пес Шарик превращается в отвратительного Шарикова. «Мораль сей басни такова» - нельзя вмешиваться в естественные процессы природы, не предугадав характер последствий.
Память подвига солдат
Аргументы к сочинению
К.Симонов Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно находился в действующей армии, пишет: «Не забывайте о солдатах, Что бились из последних сил, В бинтах стонали в медсанбатах И так надеялись на мир!» Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.
Аргументы к сочинению
М.А.Шолохов «Судьба человека» Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов - русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом. Васильев «А зори здесь тихие» Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка... Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте. Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории - реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом.
Любовь к Родине
Аргументы к сочинению
С. Есенин, поэма «Русь» Темой любви к родине пронизано творчество С.Есенина: «Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.» Всей душой желая помочь Отчизне в тяжелое время, поэт пишет поэму «Русь», в которой слышится глас народного гнева. Есенин полностью раскрывает тему любви к Отчизне: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою»» А. Блок Лирика А.Блока наполнена совершенно особенной любовью к России. Он говорил о своей родине с бесконечной нежностью, его стихотворения полны искренней надежды, что его судьба и судьба России неразделимы: «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!..» Легенда Существует легенда о том, что однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?». Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым. Блок, «Грешить бесстыдно, непробудно» В строчках стихотворения прослеживается российская повседневность, отражающая тупость, косность ее общественного строя. Основная мысль заключена в строках: Да, и такой, моя Россия, Ты всех дороже мне. Какое сильное чувство к родной земле испытывает поэт! Он считает, что настоящий патриот должен любить Россию такой, какая она есть. Несмотря на несовершенство своей страны, ее беды и трудности, каждому необходимо испытывать светлые чувства к ней. Этот пример искренней и бескорыстной любви к Родине, возможно, поможет кому-то по-другому взглянуть на свой отчий дом.
Влияние войны на судьбу человека - тема, которой посвящены тысячи книг. Что собой представляет война, теоретически знает каждый. Тех, кто ощутил на себе ее чудовищное прикосновение, значительно меньше. Война - постоянный спутник человеческого общества. Она противоречит всем нравственным законам, но, несмотря на это, с каждым годом число людей, пострадавших от нее, растет.
Образ солдата всегда вдохновлял писателей и кинематографистов. В книгах и фильмах он вызывает уважение и восхищение. В жизни - отстраненную жалость. Государству солдат нужен в качестве безымянной живой силы. Его искалеченная судьба может волновать лишь близких. Влияние войны на судьбу человека неизгладимо, независимо от того, что послужило причиной участия в ней. А причин может быть много. Начиная от желания защитить родину и заканчивая стремлением заработать. Так или иначе, выиграть в войне невозможно. Каждый ее участник заведомо побежден.
В 1929 году в свет вышла книга, автор которой за пятнадцать лет до этого события мечтал во что бы то ни стало попасть в На родине ничего не будоражило его воображения. Он хотел увидеть войну, поскольку считал, что лишь она сможет сделать из него настоящего писателя. Мечта его сбылась: он получил множество сюжетов, отразил их в своем творчестве и стал известен на весь мир. Книга, о которой идет речь, - «Прощай, оружие». Автор - Эрнест Хемингуэй.
О том, как влияет война на судьбы людей, как убивает и калечит их, писатель знал не понаслышке. Людей, имеющих к ней отношение, он подразделял на две категории. К первой относил тех, кто сражается на передовой. Ко второй - тех, кто разжигает войну. О последних американский классик судил однозначно, полагая, что зачинщиков следует расстреливать в первые дни военных действий. Влияние войны на судьбу человека, по мнению Хемингуэя, убийственно. Ведь она является не чем иным, как «наглым, грязным преступлением».
Многие молодые люди начинают воевать, подсознательно не догадываясь о возможном финале. Трагический конец в их мыслях не соотносится с собственной судьбой. Пуля настигнет кого угодно, но не его. Мину он сможет благополучно обойти. Но иллюзия бессмертия и азарт рассеиваются как вчерашний сон в ходе первых боевых действий. И при удачном исходе домой возвращается иной человек. Возвращается он не один. С ним война, которая становится его спутницей до последних дней жизни.
О зверствах русских солдат в последние годы стали говорить почти открыто. Переведены на русский язык книги немецких авторов, очевидцев марша Красной Армии на Берлин. Чувство патриотизма на некоторое время ослабло в России, что дало возможность писать и говорить о массовых изнасилованиях и нечеловеческом зверстве, производимом победителями на территории Германии в 1945 году. Но какова должна быть психологическая реакция человека после того, как на родной земле объявился враг, уничтоживший его семью и дом? Влияние войны на судьбу человека беспристрастное и не зависит от того, к какому лагерю он принадлежит. Жертвами становятся все. Истинные виновники подобных преступлений остаются, как правило, безнаказанными.
В 1945-1946 годах в Нюрнберге состоялся процесс, призванный судить руководителей гитлеровской Германии. Осужденные были приговорены к смертной казни либо длительному заключению. В результате титанического труда следователей и юристов были вынесены приговоры, соответствующие тяжести совершенного преступления.
После 1945 года войны продолжаются по всему миру. Но люди, развязывающие их, уверены в своей абсолютной безнаказанности. Более полумиллиона советских солдат погибло во время Афганской войны. Приблизительно четырнадцать тысяч российских военнослужащих составляют потери в Чеченской войне. Но за развязанное безумие никого не наказали. Из виновников этих преступлений никто не погиб. Влияние войны на человека от того страшнее, что в некоторых, хотя и редких случаях, оно способствует материальному обогащению и укреплению власти.
Пятьсот лет назад предводитель государства лично вел своих подданных в атаку. Он рисковал так же, как и рядовые бойцы. За последние двести лет картина изменилась. Влияние войны на человека стало глубже, оттого что нет в ней справедливости и благородства. Военные вдохновители предпочитают отсидеться в тылу, спрятавшись за спинами своих солдат.
Рядовые бойцы, оказавшись на передовой, руководствуются стойким желанием спастись любой ценой. Для этого существует правило «выстрели первым». Тот, кто стреляет вторым, неизбежно погибает. И солдат, нажимая на курок, уже не задумывается о том, что перед ним человек. В психике происходит щелчок, после которого жить среди людей, не сведущих в ужасах войны, тяжело, почти невозможно.
В Великой Отечественной войне погибло более двадцати пяти миллионов человек. Каждая советская семья познала горе. И это горе оставило глубокий болезненный отпечаток, который передался даже потомкам. Женщина-снайпер, на счету которой 309 жизней, вызывает уважение. Но в современном мире бывший солдат не найдет понимания. Рассказы о его убийствах, скорее, вызовут отчуждение. Как влияет война на судьбу человека в современном обществе? Так же, как и на участника освобождения советской земли от немецких оккупантов. Разница лишь в том, что защитник своей земли был героем, а кто воевал с противоположной стороны - преступником. Сегодня же война лишена смысла и патриотизма. Не создана даже вымышленная идея, ради которой она разжигается.
О том, как влияет война на судьбы людей, писали Хемингуэй, Ремарк и другие авторы XX столетия. Человеку незрелому чрезвычайно сложно в послевоенные годы адаптироваться к мирной жизни. Они еще не успели получить образование, их нравственные позиции до появления на призывном пункте были неокрепшими. Война разрушила в них то, что еще не успело появиться. И после нее - алкоголизм, самоубийство, безумие.
Эти люди никому не нужны, они потеряны для общества. Есть только один человек, который примет искалеченного бойца таким, каким он стал, не отвернется и не откажется от него. Этот человек - его мать.
Мать, которая теряет своего сына, не способна смириться с этим. Как бы героически ни погиб солдат, с его смертью никогда не сможет смириться женщина, которая его родила. Патриотизм и высокие слова теряют смысл и становятся нелепыми рядом с ее горем. Влияние войны на становится невыносимым тогда, когда человек этот - женщина. И речь идет не только о солдатских матерях, но и о тех, кто наравне с мужчинами берет в руки оружие. Женщина создана для зарождения новой жизни, но не для ее уничтожения.
Чего не стоит война? Она не стоит человеческой жизни, материнского горя. И она не способна оправдать ни единой слезы ребенка. Но тех, кто зачинают это кровавое преступление, не трогает даже детский плач. Мировая история полна ужасных страниц, которые повествуют о зверских преступлениях против детей. Несмотря на то что история является наукой, необходимой человеку во избежание ошибок прошлого, люди продолжают их повторять.
Дети не только гибнут на войне, они погибают и после нее. Но уже не физически, а морально. Именно после Первой мировой войны появился термин «детская беспризорность». Это социальное явление имеет разные предпосылки для возникновения. Но самая сильная из них - война.
В двадцатые годы осиротевшие дети войны наполнили города. Им пришлось учиться выживать. Делали это они с помощью попрошайничества и воровства. Первые шаги в жизни, в которой их ненавидят, превратили их в преступников и безнравственных существ. Как влияет война на судьбу человека, который только начинает жить? Она лишает его будущего. И только счастливый случай и чье-то участие могут сделать из ребенка, лишившегося родителей на войне, полноценного члена общества. Влияние войны на детей имеет столь глубокое действие, что стране, которая участвовала в ней, приходится страдать от ее последствий десятилетиями.
Воюющих сегодня подразделяют на «убийц» и «героев». Они не те и не другие. Солдат - это тот, кому не повезло дважды. Впервые - когда он попал на фронт. Во второй раз - когда оттуда вернулся. Убийство угнетает человека. Осознание приходит иногда не сразу, а значительно позже. И тогда в душе поселяется ненависть и желание мести, что делает несчастным не только бывшего солдата, но и его близких людей. И судить за это необходимо организаторов войны, тех, кто, по словам Льва Толстого, будучи самыми низкими и порочными людьми, получили в результате осуществления своих планов власть и славу.
Война - страшное слово. Война уносит тысячи невинных жизней, ломает судьбы, приносит физические и моральные муки. А стоят ли все глобальные цели хотя бы одной человеческой жизни? Б.Л.Васильев, русский писатель, поднимает в тексте проблему жестокости войны.Автор желает обратить внимание читателей на храбрость сражавшихся. Для этого Борис Васильев пересказывает легенду о неизвестном солдате, который оборонял Брестскую крепость от немцев. Автор восхищается смелостью защитника, ведь ради спасения Родины он сражался в одиночку. «Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома».
Борис Васильев рассказывает также о старой женщине, которая потеряла на войне сына Николая и каждый год 22 июня приезжает в Брест. Автор отмечает, что женщина не уходит с вокзала, а весь день читает надпись на плите, которая висит у входа на вокзал. Б.Л. Васильев хочет показать, насколько важно женщине знать, что её сын был достойным защитником Отечества. «Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они сражались».
Докажу свою мысль, обратившись к роману-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в которой описаны события войны 1812 года. Петя Ростов ещё совсем юный мальчик. Но, видя опасность, которая грозит его Родине, он решился идти сражаться. Петя попросил отца устроить его на службу под угрозой побега. Как ни пыталась его мать, княгиня Наталья Ростова, уговорить любимого сына отказаться от этой идеи, юный Ростов настоял на своём. Петя ушёл на войну, но оттуда не вернулся. Он погиб достойно, как настоящий воин, солдат. Но сколько боли принесла смерть Пети его родителям! Л.Н. Толстой этим эпизодом показал, как война забирала жизни совсем юных мальчиков.
Ещё одним примером, подтверждающим мою мысль, являются события Великой Отечественной войны. Когда объявили о её начале, многие мальчишки, едва окончив школу или даже не доучившись, уходили на фронт. Им запрещали из-за их юного возраста, но они всё равно убегали, потому что знали, какая опасность грозит их Родине. Советский Союз победил в этой войне, но какой ценой! Десятки миллионов убитых и раненых. В каждой семье была потеря, невосполнимая потеря. Не стало отца, мужа, брата или сына. Все они герои, ведь, не жалея жизни, защищали Родину. Эта война не пощадила никого, даже безоружных людей в тылу, которые с нетерпением ждали окончания того ужаса, что творился вокруг. Среди них тоже было немало убитых.
Итак, война - это страшное явление, которого людям следует избегать, ведь её жертвы - человеческие жизни. Хочется верить, что в будущем таких жестоких испытаний не повторится.