Забытая реальность. Шумеры Были ли Шемеры

22.06.2019

Введение

История цивилизации: открытия

Архитектура Шумеров

Мифология

Практическая работа: шумеры и природа

Заключение


Введение


Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных. Этот радикальный скачок от животного к человеку изменил мир принципиально: в мире появились новые сущности, которые человек развивал, постепенно все более и более приспосабливая мир к себе и своим потребностям. Физические предметы и явления меняли свой смысл, а вернее, его обретали.

Уже доказано, что шумерская цивилизация - самая древняя на Земле, появившаяся более 6 тысяч лет назад. Первая их цивилизация возникла вообще не менее 445 тысяч лет назад. Многие ученые бились и бьются над разрешением тайны древнейших людей планеты, но загадок остаётся все так же много. Немногим более ста лет назад о шумерах и их цивилизации не было известно вообще ничего.

Шумер как страна и шумеры как народ не оставили никаких заметных следов в литературе, которая была доступна энтузиастам и ученым, начавшим в прошлом веке раскопки в Месопотамии в поисках дворцов ассирийских и вавилонских царей, упоминавшихся в Библии.


История цивилизации


Шумер был первой из трех великих цивилизаций древности. Он возник на равнине между реками Тигр и Евфрат в 3800 году до н. э.

Шумеры изобрели колесо, первыми начали строить школы и создали двухпалатный парламент. Именно тут появились первые историки. Здесь получили хождение первые деньги - серебряные шекели в виде слитков, возникли космогония и космология, впервые стали вводиться налоги, появились медицина и целый ряд институтов, которые «дожили» и до наших дней. В шумерских отелах преподавались различные дисциплины, а законодательная система этого государства была похожа на нашу. Существовали законы, защищавшие работающих и безработных, слабых и беспомощных, существовала система судей и присяжных.

В обнаруженной в 1850 году на территории Месопотамии библиотеке Ашшурбанипала было найдено 30 тысяч глиняных табличек, содержащих массу информации, значительная часть которой остается не расшифрованной и по сей день. Между тем, глиняные таблички с записями находили и до обнаружения библиотеки, и потом, причем во многих из них, в частности, в аккадских текстах, указывается, что они скопированы с более ранних шумерских оригиналов.

В Шумере было хорошо налажено строительное дело, и первую печь для обжига кирпича тоже создали здесь. Такие же печи применялись для выплавки металлов из руды - этот процесс стал необходимым уже на ранних этапах, как только исчерпался запас натуральной самородной меди. Исследователей древней металлургии крайне удивило, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти технологии они освоили всего лишь через несколько столетий после возникновения цивилизации.

Еще более поразительным выглядит то, что шумеры овладели способами получения сплавов. Они первыми научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке сплав, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением. Во-первых, потому что необходимо было подобрать их точное соотношение, и шумеры отыскали оптимальное: 85% меди на 15% олова. Во-вторых, в Месопотамии не было олова, вообще редко встречающегося в природе, его следовало где-то отыскать и привезти. А в-третьих, извлечение олова из руды - оловянного камня - довольно сложный процесс, который не могли открыть случайно.

В отличие от ученых более поздних веков, шумеры знали, что Земля вращается вокруг Солнца, планеты движутся, а звезды неподвижны. Они знали все планеты Солнечной системы, а ведь Уран, например, был открыт лишь в 1781 году. Более того, в глиняных табличках рассказывается о катастрофе, случившейся с планетой Тиамат, которую в научной и научно-фантастической литературе нынче принято называть Трансплутоном, и существование которой косвенно подтвердили в 1980 году американские космические аппараты «Пионер» и «Вояджер», направленные к границам Солнечной системы.

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли объединились в созданном ими первом в мире календаре. Этот солнечно-лунный календарь вступил в силу в 3760 году до н. э. в городе Ниппуре. И был самым точным и сложным из всех последующих. А созданная шумерами шестидесятеричная система счисления позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд было основано на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов и в существовании дюжины как меры количества

Данная цивилизация просуществовала всего 2 тысячи лет, но сколько было сделано открытий!

Этого не может быть! И все же этот невозможный Шумер существовал и обогатил человечество таким количеством знаний, которые не дала ему ни одна другая цивилизация. Более того, загадочным образом зародившаяся шесть тысяч лет назад цивилизация Шумера так же внезапно и таинственно исчезла. На этот счет у ортодоксальных ученых имеется несколько версий. Но называемые ими причины гибели Шумерского царства так же неубедительны, как и версии, которыми они пытаются объяснить его возникновение и поистине фантастический, ни с чем не сравнимый взлет.

Шумерская цивилизация погибла в результате нашествия с запада воинственных семитских кочевых племён. В 24 веке до нашей эры царь Аккада Саргон Древний разгромил царя Лугальзаггиси, правителя Шумера, объединив по своей властью Северную Месопотамию. На плечах Шумера родилась вавилоно-ассирийская цивилизация.

шумеры цивилизация клинописный мифология

Архитектура Шумеров


Наиболее четко прослеживается развитие архитектурной мысли шумеров по тому, как изменяется внешний облик храмов. В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Бог - владелец всех богатств города, его хозяин, смертные лишь недостойные его слуги. Храм - жилище бога, он должен стать свидетельством его могущества, силы, воинской доблести. В центре города на высокой платформе воздвигалось монументальное и величественное сооружение - дом, жилище богов - храм, с обеих сторон к нему вели лестницы или пандусы.

К сожалению, от храмов наиболее древней постройки до наших дней сохранились лишь руины, по которым практически невозможно восстановить внутреннее устройство и убранство культовых сооружений. Причина этого - влажный, сырой климат Двуречья и отсутствие какого-либо долговременного строительного материала кроме глины.

В Древней Месопотамии все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны. Только из древних шумерских текстов мы узнаем, что в храмах ранней постройки святилище было смещено к краю платформы, на которой возводился храм. Центром святилища, его сакральным местом, где совершались таинства и обряды, был престол бога. Он требовал особой заботы и ухода. Статуя божества, в честь которого воздвигнут храм, находилась в глубине святилища. О ней тоже требовалось тщательно заботиться. Вероятно, внутренние помещения храма были покрыты росписями, но их уничтожил влажный климат Двуречья. В начале III века до н.э. в святилище и его открытый внутренний дворик перестали пускать непосвященных. В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки - зиккурат.

Он представляет собой многоступенчатую башню, «этажи» которой имеют вид сужающихся кверху пирамид или параллелепипедов, число их могло доходить до семи. На месте древнего города Ура археологи обнаружили храмовый комплекс, построенный царем Ур-Намму из III династии Ура. Это наиболее сохранившийся зиккурат шумеров, дошедший до наших дней.

Он представляет собой монументальное трехэтажное строение из кирпича, высотой более 20м.

Шумеры строили храмы тщательно и продуманно, а вот жилые дома для людей не отличались особыми архитектурными изысками. В основном это были прямоугольные постройки все из того же сырцового кирпича. Дома возводились без окон, единственным источником света был дверной проем. Зато в большинстве зданий была канализация. Какого-либо планирования застроек не существовало, дома строились бессистемно, поэтому часто узкие кривые улочки заканчивались тупиками. Каждый жилой дом обычно окружался глинобитной стеной. Такая же стена, но гораздо большей толщины, возводилась вокруг поселения. По преданию самым первым поселением, окружившим себя стеной, тем самым присвоившим себе статус «города», был древний Урук. Древний город навсегда остался в аккадском эпосе «Уруком огражденным».


Мифология


Ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировалось представление об антропоморфном божестве.

Божества - покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся с функциями верховного жреца.

Из первых письменных источников известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и др., а со времени т. н. периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и фары (Шуруппака) 27-26 вв. - теофорные имена и наиболее древний список богов. Самые ранние собственно мифологические литературные тексты - гимны богам, списки пословиц, изложение некоторых мифов восходят также к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания относится к концу 3 - началу 2-го тысячелетия, к так называемому старовавилонскому периоду - времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция ещё сохранила систему преподавания на нём.

Таким образом, ко времени появления письменности в Двуречье (кон. 4-го тыс. до н. э.) здесь зафиксирована определённая система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция.

До конца 3-го тыс. до н. э. не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог кеба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, возвысившегося в конце 4 - начале 3-го тыс. до н. э.; Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и др. Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту.


Практическая работа: Шумеры и природа


Проблемы современной цивилизации, которые угрожают существованию человечества и жизни на планете - опасность ядерной войны, экологическая катастрофа, истощение невозобновляемых ресурсов, наркомания и многое другое, - представляют собой результат длительной эволюции общества, изменения его места и роли в истории нашей планеты. Они порождены активной деятельностью человечества и особен-ностями формировавшейся на протяжении миллионов лет «природы» человека, что требует также рассмотрения ста- новления цивилизации в рамках глобального или универсального эволюционизма.

Иными словами, проникновение в природу цивилизации, поиски ее оснований, размышления о будущем цивилизации, о возможных перспективах существования человеческого рода требуют опоры на некое общее видение мира, причем такая «картина мира» должна включать в принцип эволюции и самого человека.

Это значит, что прошлое, историю человека и его цивилизации следует освещать с позиций универсального эволюционизма, когда в ходе космической эволюции возникает земная жизнь, когда биологическая эволюция приводит к появлению человека и цивилизации.

Если просмотреть мифологию и архитектуру цивилизации шумеров, можно выделить некоторые факты:

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы

Божества - покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы

Жрецы так же играли первостепенную роль в становлении шумерских государств

Цивилизация шумеров была высокоразвитой

Из вышеперечисленных фактов, мы можем сделать вывод, что воздействие цивилизации шумеров на природу было чётко контролируемым и фактически не глобальным, если учесть, что божества и жрецы играли не маловажную роль в становлении данной цивилизации.


Заключение


Современная наука не может дать ответы на все те вопросы, которые возникают при изучении истории шумеров. Слишком мало источников и памятников того периода сохранилось до наших дней. Однако, цивилизация Шумер - одна из самых загадочных, значительных и развитых в истории Древнего Мира. И, возможно, ключ к пониманию всей истории древности лежит в понимании и оценке значения шумеро-аккадской цивилизации.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Где могла зародиться первая цивилизация? Некоторые считают таковой землю Сеннаарскую (Шумер, Аккад, Вавилония), что расположена в долине рек Тигра и Евфрата. В древности и назвали эту землю «Домом двух рек» – Бит-Нахрейн, греки – Месопотамией, другие народы – Междуречьем или Двуречьем. Река Тигр берет начало в горах Армении, к югу от Ванского озера, истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума, на высоте 2 000 метров над уровнем моря. Тигр и Евфрат связали Месопотамию с Урарту (Арменией), Ираном, Малой Азией, Сирией. Жители Южной Месопотамии называли себя «народ Шумера». Было установлено, что Шумер находился на юге Двуречья (к югу от сегодняшнего Багдада), Аккад занимал среднюю часть страны. Граница между Шумером и Аккадом проходила чуть выше города Ниппура.

По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии. Климат тут был более суровым. Появились шумеры в долине Тигра и Евфрата – около IV тысячелетия до н. э. Кто они были такими и откуда пришли, несмотря на многолетние упорные поиски, точно сказать трудно. «Местом появления человечества шумеры считали страну Дильмун, соответствующую в наше время островам Бахрейн в Персидском заливе, – пишет И.Канева. – Археологические данные дают возможность проследить связь шумеров с территорией древнего Элама, а также с культурами северного Двуречья».

Античные авторы довольно часто говорили о Египте, а вот о Шумере, шумерах и шумерской цивилизации никаких сведений нет. Шумерский язык своеобразен и совершенно непохож на семитские языки, которых во время его появления не было вовсе. Далек он и от развитых индоевропейских языков. Шумеры – не семиты. Их письменность и язык (название виду письменности в 1700 году дал профессор Оксфордского университета Т.Хайд) не имеют отношения к семито-хамитской этноязыковой группе. После дешифровки шумерского языка в конце XIX столетия со страной Шумер традиционно начали связывать встречающееся в Библии наименование этой страны – Sin,ar.

По сей день неясно, какова была причина появления в тех краях шумеров – Всемирный потоп или что-либо другое… Наука признает, что шумеры вероятней всего не были первыми поселенцами Центрального и Южного Двуречья. На территории Южного Двуречья шумеры появились не поздней IV тысячелетия до н. э. Однако откуда они появились тут, неизвестно. Есть и ряд гипотез относительно мест, откуда они могли появиться. Одни полагают, что это могло быть Иранское нагорье, далекие горы Центральной Азии () или же Индия. Другие видят в шумерах кавказский народ (Ш. Оттен). Третьи считают что они исконные жители Двуречья (Г.Франкфорт). Четвертые рассказывают о двух волнах миграции шумеров из Центральной Азии или же с Ближнего Востока через Центральную Азию.

Шумерами была разработана самая первая письменность - клинопись. За очень короткий промежуток времени она получила в их народе до такой степени широкое распространение, что практически все население было грамотное. Со временем эту письменность использовали последующие цивилизации. В летописях Шумерской цивилизации описано то, что происходило на Земле 400–500 тысяч лет назад.

Шумеры – были умелыми строителями. Их архитекторы изобрели арку. Материал шумерами завозился из других стран – кедры доставляли из Амана, камни для статуй из Аравии. Они создали свое письмо, агротехнический календарь, первый в мире рыбопитомник, первые лесозащитные насаждения, библиотечный каталог, первые медицинские рецепты. Есть те кто считает, что их древнейшие трактаты использовались составителями Библии при написании текстов.

Патриарх современной «мировой истории» В.Макнил полагал, что шумерская письменная традиция согласуется с представлением, по которому основатели этой цивилизации пришли с юга морем. Ими было покорено коренное население, «черноголовые люди», которые прежде жили в долине Тигра и Евфрата. Они научились осушать болота и орошать землю, потому как вряд ли точны слова Л.Вулли о том, что Двуречье раньше жило в обстановке золотого века: «Это была благословенная манящая земля. Она звала, и многие откликнулись на ее зов».


Хотя как гласит легенда тут когда-то находился Эдем. В Книге Бытия указано его местоположение. Некоторые из ученых уверяют, что сады Эдема могли находиться в Египте. В месопотамской литературе нет указаний следов земного рая. Иные видели его у истока зарождения четырех рек (Тигр и Евфрат, Фисон и Геон). Антиохийцы считали, что рай находится где-то на востоке, может быть, где-то там, где земля сходится с небом. Согласно Ефрему Сирину, рай должен был находиться на острове – в Океане. Древние греки представляли нахождение «рая», то есть посмертной обители праведников, на островах в океане (так называемые острова Блаженных).

Плутарх в жизнеописании Сертория описал их: «Они отделены один от другого очень узким проливом, находятся в 10 000 стадиях от африканского берега». Тут благоприятный климат благодаря температуре и отсутствию резких перемен во все времена года. Рай представлял собой землю, покрытую вечнозеленеющим садом. Именно таким виделся образ земли обетованной, где люди сыты и счастливы, вкушают плоды в тени садов и прохладных ручьев.

Исследования ученых дали пищу для новых догадок и гипотез. В 1950-х годах экспедиция датчан во главе с Дж. Бибби нашла на острове Бахрейн следы того, что иные тут же назвали прародина шумерской цивилизации. Многие сочли, что именно тут находился легендарный Дилмун. В самом деле, ведь такие древние источники, как поэма о приключениях богов, переписанная в IV тысячелетии до н. э. с еще более древнего источника, уже упоминает некую аравийскую страну Дилмун.

Эта «священная и непорочная страна», как видно, когда-то находилась на острове Бахрейн в Персидском заливе, а также на близлежащих землях аравийского побережья. Несомненно, что она славилась своими богатствами, развитой торговлей, роскошными дворцами. В шумерской поэме «Энки и мироздание» также отмечено как общеизвестный факт то, что корабли Дилмуна везли лес, золото и серебро из Меллуха (Индия). Здесь же сказано о таинственной стране Маган. Дилмунцы торговали медью, железом, бронзой, серебром и золотом, слоновой костью, жемчугом и т. п. Поистине это был рай для богачей. Скажем, во II столетии до н. э. греческий путешественник описывал Бахрейн как страну, где «двери, стены и крыши домов были инкрустированы слоновой костью, золотом, серебром и драгоценными камнями». Память об удивительном мире Аравии сохранялась очень долго.

Как видно, этим обстоятельством и была вызвана экспедиция Дж. Бибби, который описал свою одиссею в книге «В поисках Дилмуна». Он на месте португальской крепости нашел останки древних строений. Неподалеку обнаружили священный колодец, в котором находился таинственный «трон Бога». Затем память о Священном троне Дилмуна переходила от народа к народу и от эпохи к эпохе, найдя отражение в Библии: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал». Так появилась сказка-быль об этой волшебной стране, откуда столь болезненным было и изгнание человека, если оно и имело место, конечно.

Глядя на безжизненно-мертвое пространство Двуречья, где бушуют песчаные бури, нещадно палит яркое солнце, как-то трудно соотнести это с раем, что должен радовать взор людей. Действительно, как написал М.Никольский, найти более неприветливую страну непросто (хотя ранее климат мог быть и другим). Для привычного к зелени русского и европейского взора тут не на чем задержать глаз – одни пустыни, холмы, дюны и болота. Дожди редкость. Весной и летом вид Нижней Месопотамии в особенности печален и мрачен, потому как тут все изнывают от жары. Как осенью, так и зимой этот регион представляет из себя песчаную пустыню, но вот весной и летом он превращается в водяную пустыню. В начале марта разливается Тигр, а в середине марта начинает разливаться Евфрат. Воды разлившихся рек соединяются, и страна по большей своей части превращается в одно сплошное озеро. В мифах Шумера и Вавилонии нашла отражение эта вечная борьба стихий.

Многие полагали, что шумерская культура является культурой производной. Англичанин Л.Вулли, исследователь царских захоронений в Уре, например, высказал такую гипотезу: «Несомненно, что шумерийская цивилизация появилась из элементов трех культур: Эль-Обейда, Урука и Джемдет– Насра, и окончательно оформилась только после их слияния. И начиная с этого момента жителей Нижней Месопотамии можно называть шумерийцами. Потому я считаю, – писал Л.Вулли, – что под именем «шумерийцы» мы должны подразумевать народ, предки которого, каждый по-своему, разрозненными усилиями создали Шумер, но к началу династического периода индивидуальные черты слились в одну цивилизацию».

Хоть происхождение шумер («черноголовых») в наши дни во многом остается тайной, известно, что в середине IV тысячелетия до н. э. возникли поселения – города-княжества Эреду, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Эшнунна, Ниневия, Вавилон, Ур.

Шумеры смогли создать обширное государство со столицей в Уре (2112–2015 гг. до н. э.). Цари третьей династии делали все возможное, чтобы умилостивить богов. Основатель династии, Урнамму, принимал участие в создании первых кодексов Древнего Двуречья. Недаром С.Крамер называл его первым «Моисеем». Он прославился и как замечательный строитель, возведя ряд храмов и зиккуратов. «Во славу владычицы своей Нингал Урнамму, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, воздвиг сей великолепный Гипар». Башню достраивали сыновья. В столице был священный квартал, посвященный богу луны Нанна и его супруге Нингал. Древний город ничем, конечно, не напоминал современные города.

Ур представлял из себя неправильный овал длиной всего около километра и шириной до 700 метров. Его окружала стена с откосом из кирпича-сырца (что-то наподобие средневекового замка), которую с трех сторон обступала вода. Внутри этого пространства были воздвигнуты зиккурат, башня с храмом. Ее называли «Небесным холмом» или «Горою бога». Высота «Горы бога», на вершине которой стоял храм Нанна, была 53 метра. Кстати говоря, зиккурат в Вавилоне («Вавилонская башня») – копия зиккурата в Уре. Вероятно, из всех подобных зиккуратов в Ираке тот, что в Уре, был в самом лучшем состоянии. (Вавилонскую же башню разрушили воины .) Урский зиккурат представлял из себя храм-обсерваторию. На ее изготовление ушло 30 миллионов кирпичей. Немногое уцелело от древнего Ура, гробниц и храмов Ашшура, ассирийских дворцов. Непрочность сооружений объясняется тем, что они создавались из глины (в Вавилоне две постройки возведены из камня).

Внешне шумерийцы отличались от семитских народов: были безбородыми и безусыми, а семиты носили длинные курчавые бороды и волосы до плеч. Антропологически шумеры относятся к большой европеоидной расе с элементами малой средиземноморской расы. Часть их пришла из Скифии (по Роулинсону), с полуострова Индостан (по И. Дьяконову и пр.), часть же – с острова Дильмуна, нынешнего Бахрейна, Кавказа и т. д. Утверждается также, что, поскольку шумерская легенда повествует о смешении языков и что «в старые добрые времена все они были одним народом и говорили на одном языке», возможно, что все народы вышли из одного первонарода (суперэтноса).

Однако вопрос, а существовала ли шумерская цивилизация оставался лишь научной гипотезой до тех пор, пока в 1877 году сотрудник французского консульства в Багдаде Эрнест де Саржак, не сделал открытия, ставшего исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации.

В местности Телло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную совершенно в неизвестном стиле. Мосье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до этой поры орнаментами.

Среди множества найденных предметов были и статуя из камня диорита зеленого цвета, изображавшая царя и верховного жреца города-государства Лагаш. Многие признаки указывали на то, что эта статуя гораздо древнее любого предмета искусства, найденного до тех пор в Месопотамии. Даже самые осторожные в оценках археологи признали, что статуя относится к III или даже IV тысячелетию до н. э. - то есть к эпохе, предшествующей возникновению ассирийско- вавилонской культуры.

Найденны шумерские печати

Наиболее интересными и «информативными» произведениями прикладного искусства, найденными в ходе продолжительных раскопок, оказались шумерские печати. Самые ранние образцы датируются примерно 3000 годом до н.э. Это были каменные цилиндрики высотой от 1 до 6 см, нередко с отверстием: по-видимому, многие владельцы печатей носили их на шее. На рабочей поверхности печати вырезались надписи (в зеркальном отображении) и рисунки.

Такими печатями скреплялись различные документы, их ставили мастера на изготовленной глиняной посуде. Документы составляли шумеры не на свитках папируса или пергамента, и не на листах бумаги, а на табличках из сырой глины. После высыхания или обжига такой таблички текст и оттиск печати могли сохраняться длительное время.

Изображения на печатях были весьма разнообразными. Наиболее древние из них – мифические существа: люди-птицы, зверолюди, различные летающие объекты, шары на небе. Есть и боги в шлемах, стоящие возле «древа жизни», небесные ладьи над лунным диском, перевозящие существ, похожих на людей.

Необходимо заметить, что мотив, известный нам как «древо жизни», современные ученные трактуют по-разному. Одни считают его изображением некого ритуальнчого сооружения, другие – памятной стелой. А, по мнению некоторых, «древо жизни» - это графическое представление двойной спирали ДНК, носителя генетической информации всех живых организмов.

Шумеры знали устройство солнечной системы

Специалисты по шумерской культуре считают одной из самых загадочных печатей ту, на которой изображена Солнечная система. Ее исследовал в числе других ученых один из самых выдающихся астрономов XX века Карл Саган.

Изображение на печати неопровержимо свидетельствует, что 5-6 тысяч лет тому назад шумеры знали, что именно Солнце, а не Земля является центром нашего «ближнего космоса». В этом нет никакого сомнения: Солнце на печати расположено посередине, и оно гораздо больше, чем окружающие его небесные тела.

Однако самым удивительным и важным является даже не это. На рисунке представлены все планеты, известные нам на сегодняшний день, а ведь последняя из них, Плутон была открыта только в 1930 году.

Но и это, как говориться, еще не все. Во-первых, на шумерской схеме Плутон находится не на своем нынешним месте, а между Сатурном, и Ураном. А во-вторых, между Марсом и Юпитером шумеры поместили еще какое-то небесное тело.

Захария Ситчин о Нибиру

Исследованием удивительной печати занимался и Захария Ситчин – современный ученый с российскими корнями, специалист по библейским текстам и культуре Ближнего Востока, владеющий несколькими языками семитской группы, знаток клинописи, выпускник Лондонской школы экономики и политических наук, журналист и писатель, автор шести книг по палеоастронавтике (официально непризнанная наука, занимающиеся поисками доказательств существования в далеком прошлом межпланетных и межзвездных полетов, с участием как землян, так и обитателей иных миров), член Израильского научно-исследовательского общества.



Он убежден, что изображенным на печати и неизвестным нам на сегодняшний день небесным телом является еще одна, десятая планета Солнечной системы – Мардук-Нибиру.

Вот что говорит сам Ситчин по этому поводу:

В нашей Солнечной системе существует еще одна планета, которая появляется между Марсом и Юпитером каждые 3600 лет. Обитатели той планеты пришли на Землю почти полмиллиона лет тому назад и совершили многое из того, о чем мы читаем в Библии, в Книге Бытия. Я предсказываю, что эта планета, имя которой – Нибиру, приблизится к Земле в наши дни. Ее населяют разумные существа – ануннаки, и они будут перемещаться со своей планеты на нашу и обратно. Это они создали хомо сапиенса, человека разумного. Внешне мы выглядим так же, как они.

Аргументом в пользу столь радикальной гипотезы Ситчина служит заключение ряда ученых, в том числе и Карла Сагана, о том, что шумерская цивилизация обладала огромными знаниями в области астрономии, которые можно объяснить лишь следствием их контактов с некой внеземной цивилизацией.

Сенсационное открытие - «Платонов год»

Еще более сенсационными, по мнению ряда специалистов, является открытие, сделанное на холме Куюнджик, в Ираке, при раскопках древнего города Ниневии. Там был обнаружен текст с вычислениями, результат которых представлен числом 195 955 200 000 000. Это 15-значное число выражает в секундах 240 циклов так называемого «года Платона», длительность которого составляет около 26 тысяч «нормальных» лет.

Исследованием этого результата странных математических упражнений шумеров занялся французский ученый Морис Шателен, специалист по системам связи с космическими аппаратами, более двадцати лет проработавший в американском космическом агентстве НАСА. На протяжении длительного времени хобби Шателена было изучение палеоастаномии – астрономических знаний древних народов, о чем он написал несколько книг.

Высокоточные расчеты шумеров

Шателен предположил, что таинственное 15-значное число может выражать так называемую Большую Константу Солнечной системы, позволяющую с высокой точностью вычислять кратность повторения каждого периода в движении и эволюции планет, их спутников.

Так Шателен комментирует полученный результат:

Во всех проверенных мною случаях период обращения планеты или кометы представлял собой (с точностью до нескольких десятых) часть Большой Константы из Ниневии, равной 2268 миллионам дней. По моему мнению, это обстоятельство служит убедительным подтверждением высокой точности, с которой Константа была вычислена тысячи лет тому назад.

Дальнейшие исследования показали, что в одном случаи неточность Константы все же проявляется, а именно в случаи так называемого «тропического года», составляющего 365, 242 199 дня. Разница между этой величиной и величиной, полученной с помощью Константы, составляло одну целую и 386 тысячных долей секунды.

Однако американские специалисты усомнились в неточности Константы. Дело в том, что, согласно последним исследованиям, длительность тропического года каждую тысячу лет уменьшается примерно на 16 миллионных долей секунды. И деление вышеупомянутой погрешности на эту величину приводит к поистине ошеломляющему выводу: Большая Константа из Ниневии была вычислена 64 800 лет тому назад!

Считаю уместным напомнить, что у древних греков – наибольшим числом было 10 тысяч. Все, что превышало эту величину, считалось у них бесконечностью.

Глиняная табличка с руководством по космическим полетам

Следующем «невероятным, но очевидным» артефактом шумерской цивилизации, также найденным при раскопках Ниневии, является глиняная табличка необычной круглой формы с записью… пособия для пилотов космических кораблей!

Табличка поделена на 8 одинаковых секторов. На сохранившихся участках видны различные рисунки: треугольники и многоугольники, стрелки, прямые и кривые разграничительные линии. Расшифровкой надписей и значений на этой уникальной табличке занималась группа исследователей, в состав которой входили лингвисты, математики и специалисты по космической навигации.



Исследователи пришли к заключению, что табличка содержит описания «маршрута путешествия» верховного божества Энлиля, возглавлявшего небесный совет шумерских богов. В тексте указано, мимо каких планет пролетал Энлиль во время своего путешествия, которое осуществлялось в соответствии с составленным маршрутом. Здесь же приводятся сведения о полетах «космонавтов», прибывающих на Землю с десятой планеты – Мардука.

Карта для космических кораблей

Первый сектор таблички содержит данные о полете космического корабля, который на своем пути облетает с внешней стороны встречающиеся по дороге планеты. Приблизившись к Земле, корабль проходит сквозь «клубы пара» и затем опускается ниже, в зону «чистого неба».

После этого экипаж включает аппаратуру посадочной системы, запускает тормозные двигатели и ведет корабль над горами к заранее намеченному месту приземления. Траектория полета между родной планетой космонавтов Мардуком и Землей проходит между Юпитером и Марсом, что следует из сохранившихся надписей во втором секторе таблички.

В третьем секторе приводиться последовательность действий экипажа в процессе посадки на Землю. Здесь же имеется загадочная фраза: «Приземление контролирует божество Ниньи».

Четвертый сектора содержит информацию о том, как ориентироваться по звездам во время полета к Земле, а затем, уже находясь над ее поверхностью, ввести корабль к месту посадки, руководствуясь рельефом местности.

По мнению Мориса Шателена, круглая табличка представляет собой не что иное, как руководство по космическим полетам с приложением соответствующей карты-схемы.

Здесь приведен, в частности, график осуществления последовательных этапов приземления корабля, указаны моменты и место прохождения верхних и нижних слоев атмосферы, включение тормозных двигателей, обозначены горы и города, над которыми следует пролететь, а также расположение космодрома, где корабль должен совершить посадку.

Все эти сведения сопровождаются большим количеством чисел, содержащих, вероятно, данные о высоте и скорости полета, которые следует соблюдать при выполнении упомянутых выше этапов.

Известно, что египетская и шумерская цивилизации возникли внезапно. Для обеих был характерен необъяснимо обширный объем знаний в самых разных сферах человеческой жизни и деятельности (в частности, в области астрономии).

Космодромы древних шумеров

Изучив содержание текстов на шумерских, ассирийских и вавилонских глиняных табличках, Захария Ситчин пришел к заключению, что в Древнем мире, охватывавшем Египет, Ближний Восток и Месопотамию, должно было несколько таких мест, где могли совершать посадку космические аппараты с планеты Мардук. И эти места, скорее всего, находились на территориях, о которых в старинных легендах говорится, как об очагах самых древних цивилизаций и на которых следы таких цивилизаций были действительно обнаружены.

Согласно клинописным табличкам, пришельцы с других планет использовали для полетов над Землей воздушный коридор, простирающейся над бассейнами рек Тигр и Ефрат. А на поверхности Земли это коридор был обозначен целым рядом пунктов, выполнявших роль «дорожных указателей» - по ним мог ориентироваться и при необходимости корректировать параметры полета экипаж идущего на посадку космического корабля.



Самым важным из таких пунктов была, несомненной гора Арарат, возвышавшиеся более чем на 5000 метров над уровнем моря. Если провести на карте линию, идущую от Арарата строго на юг, то она пересечется с воображаемой осевой линией упомянутого воздушного коридора под углом в 45 градусов. В точке пересечения этих линий находиться шумерский город Сиппар (дословно «Город Птицы»). Здесь и находиться древний космодром, на который садились и с которого взлетали корабли «гостей» с планеты Мардук.

К юго-востоку от Сиппара, вдоль осевой линии воздушного коридора, заканчивающегося над болотами тогдашнего Персидского залива, строго на осевой линии или с небольшими (до 6 градусов) отклонениями от нее, на одинаковом расстоянии друг от друга располагался целый ряд других контрольных пунктов:

  • Ниппур
  • Шуруппак
  • Ларса
  • Ибира
  • Лагаш
  • Эриду

Центральное место среди них – и по расположению, и по значению – занимали Ниппур («Место Пересечения»), где был Центр управления полетами, и Эриду, находившийся на самом юге коридора и служивший главным ориентиром при заходе космических кораблей на посадку.

Все эти пункты стали, выражаясь современным языком, градообразующими предприятиями, вокруг них постепенно выросли поселения, превратившиеся затем в крупные города.

Пришельцы жили на Земле

На протяжении 100 лет планета Мардук находилась на достаточно близком расстоянии от Земли, и эти года к землянам из космоса регулярно наведывались «старшие братья по разуму».

Расшифрованные клинописные тексты позволяют предположить, что некоторые пришельцы навсегда оставались на нашей планете и что обитатели Мардука могли высаживать на некоторых планетах или их спутниках десанты из механических роботов или биороботов.

В шумерском эпическом сказании о Гильгамеше - полулегендарном правителе города Урук, в период 2700-2600 годов до н.э. упоминается древний город Баальбек, находящийся на территории современного Ливана. Он известен, в частности, развалинами гигантских сооружений из обработанных и пригнанных друг к другу с высокой точностью каменных блоков, вес которых достигает 100 и более тонн. Кто, когда и с какой целью возвел эти мегалитические постройки, остается загадкой до сих пор.

Согласно текстам глиняных табличек ануннаками шумерская цивилизация называла «богов-пришельцев», которые прибыли с другой планеты и обучили их грамоте, передали свои познания и навыки из многих областей науки и техники.

Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду . Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет, шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей правивших «до потопа» и приводит фантастические цифры их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н. э., так называемый «Царский список ». Кроме Эреду , в качестве «до потопных» центров шумеров «Царский список» называет Бад-Тибиру, Ларак (впоследствии малозначимые поселения), а также Сиппар на севере и Шуруппак в центре. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив - этого шумеры просто не могли - местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров в глубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными.

I Этап раннединастического периода (ок. 2750-2615 до н. э.)

В начале 3-го тыс. до н. э. в Двуречье существовало около полутора десятков городов-государств. Окрестные, мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином «номы». Известны следующие номы, существовавшие к началу Раннединастического периода:

Древнее Междуречье

  • 1. Эшнунна . Расположен был ном Эшнунна в долине реки Диялы .
  • 2. Сиппар . Расположен выше раздвоения Евфрата на собственно Евфрат и Ирнину.
  • 3. Безымянный ном на канале Ирнина, позднее имевший центр в городе Куту . Первоначальными центрами нома были города расположенные под современными городищами Джедет-Наср и Телль-Укайр. Города эти прекратили своё существование к началу 3-го тыс. до н. э.
  • 4. Киш . Расположен на Евфрате, выше его соединения с Ирниной.
  • 5. Кеш . Расположен на Евфрате, ниже его соединения с Ирниной.
  • 6. Ниппур . Расположен ном на Евфрате, ниже отделения от него Интурунгаля.
  • 7. Шуруппак . Расположен на Евфрате, ниже Ниппура. Шуруппак, по-видимому, всегда зависел от соседних номов.
  • 8. Урук . Расположен на Евфрате, ниже Шуруппака.
  • 9. Ур . Расположен в устье Евфрата.
  • 10. Адаб . Расположен на верхнем отрезке Интурунгаля.
  • 11. Умма . Расположен на Интурунгале, в месте отделения от него канала И-нина-гена.
  • 12. Ларак . Расположен на русле канала, между собственно Тигром и каналом И-нина-гена.
  • 13. Лагаш . Ном Лагаш включал в себя целый ряд городов и поселений, расположенных на канале И-нина-гена и примыкающих к нему каналах.
  • 14. Акшак . Местоположение этого нома не совсем ясно. Обычно его отождествляют с позднейшим Описом и помещают на Тигре, против впадения в него реки Диялы.

Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер , расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур . Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур - храм общешумерского бога Энлиля . Энлиль почитался, как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

Анализ как «Царского списка», так и археологические данные показывают, что двумя главнейшими центрами Нижней Месопотамии с начала Раннединастического периода являлись: на севере - Киш , господствующий над сетью каналов группы Евфрат-Ирнина, на юге - поочередно Ур и Урук . Вне влияния, как северного, так и южного центров обычно находились Эшнунна и прочие города долины реки Диялы, с одной стороны и ном Лагаш на канале И-нина-гена, с другой.

II Этап раннединастического периода (ок. 2615-2500 до н. э.)

На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его приемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака , сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура , по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук , Адаб , Ниппур , Лагаш , Шуруппак , Умма и др. Если принять во внимание территории охваченные этим союзом можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима , поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединенное государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в деле Шуруппака или об уплате им дани.

Правители «номовых» государств, включенных в военный союз, титула «эн» (культовый глава нома) в отличие от правителей Урука не носили, а обычно называли себя энси или энсиа[к] (аккад. ишшиаккум, ишшаккум). Термин этот видимо означал «господин (или жрец) закладки сооружений» . В действительности, однако, энси имел и культовые, и даже военные функции, так он возглавлял дружину из храмовых людей. Некоторые правители номов стремились присвоить себе титул военного вождя - лугаля. Часто это отражало претензию данного правителя на независимость. Однако не всякий титул «лугаль» свидетельствовал о гегемонии над страной. Военный вождь-гегемон называл себя не просто «лугалем своего нома», а либо «лугаелем Киша» если претендовал на гегемонию в северных номах, либо «лугалем страны» (лугаль Калама), для получения такого титула необходимо было признание военного верховенства данного правителя в Ниппуре, как центре общешумерского культового союза. Остальные лугали по своим функциям практически не отличались от энси. В некоторых номах были только энси (например в Ниппуре, Шуруппаке, Кисуре), в других только лугали (например в Уре), в третьих и те и другие в разные периоды (например в Кише) или даже, может быть одновременно в ряде случае (в Уруке , в Лагаше) правитель временно получал титул лугаля вместе с особыми полномочиями - военными или другими.

III Этап раннединастического периода (ок. 2500-2315 до н. э.)

III этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными.

В этот период расширяется ирригационная сеть. От Евфрата в юго-западном направлении были прорыты новые каналы Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, часть которых достигала полосы западных болот, а часть полностью отдавала свои воды орошению. В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Киша и Куту . На этих каналах образовывались новые номы:

  • Вавилон (ныне ряд городище у города Хилла) на канале Арахту. Общинный бог Вавилона был Амаруту (Мардук).
  • Дильбат (ныне городище Дейлем) на канале Апкаллату. Общинный бог Ураш.
  • Марад (ныне городище Ванна ва-ас-Са’дун) на канале Ме-Энлила. Общинный бог Лугаль-Марада и ном
  • Казаллу (точное местоположение неизвестно). Общинный бог Нимушда.
  • Пуш на канале Зуби, в его нижней части.

Новые каналы были отведены и от Итурунгаля, а также прорыты внутри нома Лагаш. Соответственно возникли и новые города. На Евфрате ниже Ниппура, вероятно базируясь на прорытые каналы, также выросли города претендовавшие на независимое существование и боровшиеся за источники воды. Можно отметить такой город как Кисура (по шумерски «граница», скорее всего граница зон северной и южной гегемонии, ныне городище Абу-Хатаб) некоторые номы и города упоминаемые надписями времен 3 этапа Раннединастического периода не поддаются локализации.

Ко времени 3 этапа Раннединастического периода относится набег на южные районы Двуречья предпринятый из города Мари . Набег из Мари приблизительно совпал с концом гегемонии эламского Авана на севере Нижней Месопотамии и I династии Урука на юге страны. Была ли тут причинная связь сказать трудно. После того на севере страны стали соперничать две местные династии, как видно на Евфрате, другая на Тигре и Ирнине. Это были II династия Киша и династия Акшака. Половина сохраненных «Царским списком» имен правивших там лугалей - восточносемитская (аккадская). Вероятно, обе династии были аккадскими по языку, а то, что часть царей носила шумерские имена, объясняется силой культурной традиции. Степные кочевники - аккадцы, пришедшие, видимо, из Аравии, поселились в Месопотамии почти одновременно с шумерами. Они проникли в центральную часть Тигра и Евфрата, где вскоре осели и перешли к земледелию. Примерно с середины 3-го тыс. аккадцы утвердились в двух крупных центрах северного Шумера - городах Кише и Акше. Но обе эти династии имели мало значения по сравнению с новым гегемоном юга - лугалями Ура.

Культура

Клинописная табличка

Шумер - одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо , письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение.

Архитектура

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV-III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat- святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

Введение

1.1. Первые исследователи.

1.3. Открытие шумерского языка.

Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации

2.1. Население Двуречья до шумеров.

2.2. Появление шумеров.

2.3. Вопросы без ответа.

Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера.

3.1. Первые города.

3.2. Урук в 2900 г. до н.э.

3.3. Период Джемдет-Насера. Бронзовый век.

Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров.

4.1. Легенда о всемирном потопе.

4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака»

4.3. Загадка «Царского списка»

Глава 5. Падение Шумера.

5.1. Политические распри.

5.2. Гибель шумерской цивилизации.

Заключение.

Список литературы.


Введение

То, что произошло на земле названной греками Месопотамией, что означало между двух рек (Тигр и Ефрат), можно назвать переломным моментом в истории человечества: здесь зародилась цивилизация. Потомки землевладельцев каменного века, робко селившиеся по берегам болот – люди известные нам как шумеры – сумели превратить все кажущиеся недостатки своей родной земли в огромные преимущества, повлиявшие на развитие всего человечества.

Солнце обжигает землю, убивая скудную растительность, давшую побеги после редких весенних дождей. Горячий ветер, рождённый лежащей к югу пустыней, поднимает пыльные бури, гуляющие по унылой равнине. На горизонте не видно ни одного холма. Едва ли в этих краях можно найти дерево, чтобы в его тени укрыться от зноя. Однообразие ландшафта нарушают лишь две реки. Вода влечёт к себе жизнь. Над болотом, там, где реки во время дождей выходят из берегов, кружат птицы, косяки рыб собираются на мелководье. По берегам болот в простых хижинах из глины и ила живут люди. Вскапывая землю, они обрабатывают небольшие участки земли. Такой была долина, лежавшая между реками Тигр и Ефрат 9 тысяч лет назад. Земли казались совершенно неплодородными. Но, тем не менее, около 3000 лет до новой эры взору предстала бы иная картина. На всём протяжении долины выросли великолепные города. А вокруг раскинулись поля, засеянные зерновыми культурами. Ветер гулял в рощах финиковых пальм. Повсюду возвышались храмы. Виднелись каменные дворцы, особняки и улицы, застроенные просторными домами, сотни мастерских с разнообразными товарами от гончарных изделий до драгоценных украшений.

Кто были первые шумеры, откуда они появились в долине Тигра и Евфрата – этим вопросам суждено остаться без ответа. Родиной этих темноволосых и светлокожих людей следует считать восток или северо-запад Месопотамии, их язык очень схож с языком народов побережья Каспийского моря. Вероятно, шумеры поселились в долине около 3500 года до новой эры – примерно в то время, когда там были основаны первобытные земледельческие поселения. В любом случае первые шумеры осели на юге долины, строя свои хижины по берегам болот, поросших камышом, которых было множество в дельте, где Тигр и Ефрат впадали в Персидский залив.

История открытия и жизни шумеров до сих пор является загадкой для историков и сравнивается по сложности с открытием космоса.


Глава 1. Загадка открытия шумеров.

1.1. Первые исследователи

М

есопотамия на протяжении веков привлекала к себе путешественников и исследователей. Эта страна упоминается в Библии, о ней повествуют античные географы и историки. История Месопотамии мало была известна и по той причине, что здесь позднее царил ислам, поэтому иноверцам трудно было попасть сюда. Интерес к прошлому, желание знать, что было до нас, всегда являлись главными факторами, побуждающими людей к действиям, нередко рискованным и опасным.

Самые первые исследования Месопотамии написаны в 1178 году и напечатаны в 1543 году на древнееврейском языке, а спустя 30 лет на латинском - с подробным отчётом, в котором идёт речь о памятниках древней Месопотамии.

Первым исследователем Месопотамии был раввин из Туделы (Королевство Наварра) Вениамин, сын Ионы, который в 1160 году отправился в Месопотамию и 30 лет странствовал по Востоку. Холмы с погребёнными в них руинами, выступающими из песков, произвели на него сильнейшее впечатление и пробудили страстный интерес к прошлому древнего народа.

Предположения первых европейских путешественников не всегда были правдоподобны, но всегда увлекательны. Они будоражили и пробуждали надежду найти Ниневию – город, о котором пророк Наум сказал: «разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней?». Ниневия, в 612 г. до н. э. разрушенная и преданная огню мидийскими войсками, разгромившими в кровавых сражениях ненавистных ассирийских царей, проклятая и забытая, стала для европейцев воплощением легенды. Поиски Ниневии способствовали открытию Шумера. Никто из путешественников даже не предполагал, что история Месопотамии уходит корнями в столь далёкие времена. Не думал об этом и неаполитанский купец Пьетро делла Валле, отправляясь в 1616 г. в путешествие на Восток. Мы обязаны ему сведениями о найденных на холме Мукайяр кирпичах, покрытых какими-то удивительными знаками. Валле предполагает, что это письмена, причём их следует читать слева направо. Ему показалось, что кирпичи были высушены на солнце. В результате раскопок Валле обнаружил, что основание постройки было сложено из кирпичей, обожжённых в печах, но по величине не отличающихся от высушенных на солнце. Это он впервые доставил учёным клинообразные письмена, тем самым положив начало двухсотлетней истории их прочтения.

Вторым путешественником, который наткнулся на следы шумеров, был датчанин Карстен Нибур, который 7 января 1761г. отправился на Восток. Он мечтал собрать и изучить как можно больше клинообразных текстов, загадка которых волновала лингвистов и историков того времени. Судьба датской экспедиции оказалась трагичной: все её участники погибли. Остался в живых только Нибур. Его «Описание путешествий в Аравию и соседние страны», изданное в 1778 г. стало чем-то вроде энциклопедии знаний о Месопотамии. Ею зачитывались не только любители экзотики, но и учёные. Главным в этом труде были тщательно выполненные копии персепольских надписей. Нибур первым определил, что надписи, состоящие из трёх отчётливо разграничительных колонок, представляют собой три рода клинописи. Он назвал их 1, 2 и 3 классами. Хотя прочесть надписи Нибуру не удалось, его рассуждения оказались необычайно ценными и в основном правильными. Он, например, утверждал, что 1 класс представляет собой староперсидскую письменность, состоящую из 42 знаков. Тому же Нибуру потомки должны быть благодарны за гипотезу, что каждый из классов письменности представляет иной язык.

1.2. Расшифровка таинственных знаков.

К

опии, выполненные этим путешественником и открывателем, а также его аргументированные предположения были ипользованы Гротенфендом при расшифровке клинописи. Эти материалы оказались ключём к решению загадки существования Шумера. На пороге 19 столетия научный мир уже располагал достаточным количеством клинописных текстов, чтобы перейти от первых, робких попыток к окончательной расшифровке таинственной письменности. Так датский учёный Фридрих Христиан Мюнтер предположил, что, что 1 класс (по Нибуру) представляет собой алфавитные письмена, 2 класс – слоги и 3 класс – идеографические знаки. Он высказал гипотезу, что три разноязычные, увековеченные тремя системами письма надписи из Персеполя содержат одинаковые тексты. Эти наблюдения и гипотезы были верны, однако для прочтения и расшифровки указанных надписей этого оказалось недостаточно – прочесть персепольские надписи не удалось ни Мюнтеру, ни Тихсену. Лишь Гротефенд, преподаватель греческого и латинского языков лицея в Гёттингене, добился того, что оказалось не под силу его предшественникам. История эта имеет довольно пикантное начало. Рассказывают, будто Гротефенд, страстный любитель шарад и ребусов, в трактире побился об заклад, что решит «головоломку из Персеполя», чем якобы вызвал хохот и насмешки. Кто мог предположить, что сложнейшая проблема, над которой тщетно бились известные учёные Европы, будет решена скромным учителем? Приступая к работе, Гротефенд пользовался не столько своим опытом завзятого ребусника, хотя этот опыт, несомненно, помог ему, сколько достижениями своих предшественников.