Влад косарев биография. Владислав Косарев: Я долго принимал решение петь. Личная жизнь и музыкальные предпочтения

20.10.2019

Если говорить о человеке, который способен исполнить абсолютно любой жанр, то это, несомненно, будет певец Владислав Косарев. Народные песни, классика, ром...

От Masterweb

11.06.2018 12:00

Если говорить о человеке, который способен исполнить абсолютно любой жанр, то это, несомненно, будет певец Владислав Косарев. Народные песни, классика, романсы - это все то, что есть в его репертуаре. Его голос завораживает многих слушателей, именно про Косарева можно сказать, что им невозможно наслушаться.

Родился Владислав Анатольевич в городе Смоленске 5 декабря 1975 года. С ранних лет родители прививали ему любовь к музыке. Когда мать отвела его в музыкальную школу, ему только исполнилось шесть лет. Пел в хоре. Через некоторое время получил музыкальное образование в смоленском училище имени Глинки. К слову, именно в этом училище учились многие артисты. Получение диплома обеспечило хорошее начало его музыкальной карьере. После этого он покинул родной город и поехал покорять Москву. Там Косарев продолжил обучение – поступил в академию имени Гнесиных.

Начало творческого пути

Свою карьеру Владислав начинал с мужского хора “Пересвет”. Сначала был солистом, затем стал дирижером. Пройдя этот путь, Владислав все-таки понял, что хотел бы быть сольным певцом. Коллектив “Пересвет” давал концерты во многих городах России, но они покоряли не только эту страну, но и другие, такие как Польша, Эстония, Испания, Франция, Швеция. Многие страны полюбили необыкновенный баритон певца Владислава Косарева.

В начале 2009 года он все-таки решает начать сольную карьеру. Певец давал концерты в самых огромных залах Москвы (концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал консерватории, Кремлевский дворец съездов и многие другие). Его песни часто можно было слышать на многих российских каналах.


Первые концерты певца Владислава Косарева прошли с очень большим успехом, невероятный баритон покорил всех зрителей, но именно то, что он исполняет любой жанр, запомнилось его поклонникам больше всего.

Владислав очень любит композиторов 20-го века, поэтому он предпочитает петь не поп-музыку, которая звучит почти везде, а композиции более классического стиля. Певец считает, что на экранах телевизоров его очень мало. Во все свои песни он вкладывает всего себя, именно поэтому они берут за душу. Самые шикарные произведения из его репертуара, по мнению зрителей, следующие: “На заре ты ее не буди”, “Бубенцы”, “Вдоль по улице метелица метет”.

Певец выступает на всех концертах, куда его приглашают, также он поет на разных праздниках, юбилеях и свадьбах. Работает в партнерстве со многими музыкальными ансамблями, такими как ансамбль “Россия”, эстрадно-симфонический оркестр и многие другие духовые и народные.

В 2017 году получил почетное звание “Заслуженный артист Карельской республики”, был награжден самим главой этого государства. Каждый год принимает участие в празднике, посвященном Дню семьи в Муроме.


Личная жизнь певца Владислава Косарева

Многие очень интересуются личной жизнью певца, но какие бы провокационные вопросы во время интервью ему ни задавали, он, как крепкий орешек, ничего о ней не рассказывает. Владислав считает, что такая тема, как личная жизнь, на то и личная, что о ней никто ничего не должен знать.

Если говорить о человеке, который способен исполнить абсолютно любой жанр, то это, несомненно, будет певец Владислав Косарев. Народные песни, классика, романсы - это все то, что есть в его репертуаре. Его голос завораживает многих слушателей, именно про Косарева можно сказать, что им невозможно наслушаться.

Биография певца Владислава Косарева

Родился Владислав Анатольевич в городе Смоленске 5 декабря 1975 года. С ранних лет родители прививали ему любовь к музыке. Когда мать отвела его в музыкальную школу, ему только исполнилось шесть лет. Пел в хоре. Через некоторое время получил музыкальное образование в смоленском училище имени Глинки. К слову, именно в этом училище учились многие артисты. Получение диплома обеспечило хорошее начало его музыкальной карьере. После этого он покинул родной город и поехал покорять Москву. Там Косарев продолжил обучение - поступил в академию имени Гнесиных.

Начало творческого пути

Свою карьеру Владислав начинал с мужского хора “Пересвет”. Сначала был солистом, затем стал дирижером. Пройдя этот путь, Владислав все-таки понял, что хотел бы быть сольным певцом. Коллектив “Пересвет” давал концерты во многих городах России, но они покоряли не только эту страну, но и другие, такие как Польша, Эстония, Испания, Франция, Швеция. Многие страны полюбили необыкновенный баритон певца Владислава Косарева.

В начале 2009 года он все-таки решает начать сольную карьеру. Певец давал концерты в самых огромных залах Москвы (концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал консерватории, Кремлевский дворец съездов и многие другие). Его песни часто можно было слышать на многих российских каналах.

Первые концерты певца Владислава Косарева прошли с очень большим успехом, невероятный баритон покорил всех зрителей, но именно то, что он исполняет любой жанр, запомнилось его поклонникам больше всего.

Владислав очень любит композиторов 20-го века, поэтому он предпочитает петь не поп-музыку, которая звучит почти везде, а композиции более классического стиля. Певец считает, что на экранах телевизоров его очень мало. Во все свои песни он вкладывает всего себя, именно поэтому они берут за душу. Самые шикарные произведения из его репертуара, по мнению зрителей, следующие: “На заре ты ее не буди”, “Бубенцы”, “Вдоль по улице метелица метет”.

Певец выступает на всех концертах, куда его приглашают, также он поет на разных праздниках, юбилеях и свадьбах. Работает в партнерстве со многими музыкальными ансамблями, такими как ансамбль “Россия”, эстрадно-симфонический оркестр и многие другие духовые и народные.

В 2017 году получил почетное звание “Заслуженный артист Карельской республики”, был награжден самим главой этого государства. Каждый год принимает участие в празднике, посвященном Дню семьи в Муроме.

Личная жизнь певца Владислава Косарева

Многие очень интересуются личной жизнью певца, но какие бы провокационные вопросы во время интервью ему ни задавали, он, как крепкий орешек, ничего о ней не рассказывает. Владислав считает, что такая тема, как личная жизнь, на то и личная, что о ней никто ничего не должен знать.

Работа журналиста постоянно преподносит сюрпризы и открытия. Увы, до недавнего времени имя этого артиста мне ничего не говорило. Оказывается, он постоянный участник передачи «Романтика романса» на телеканале «Культура». Наш земляк, из Смоленска. Спасибо, знающие люди посоветовали найти в интернете и посмотреть записи Косарева. Нашёл и вам советую: «Благодарю тебя» – песня из репертуара Муслима Магомаева. Одна из сильнейших и сложнейших в исполнительском плане. Не скрываю своего восхищения Косаревым. Вопросы о состоятельности артиста отпали сами собой, зато появились другие: почему так мало знаем о нём?
Уже 18 лет живёт в Москве. Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных. Востребован. Яркий, патетический и достаточно строгий репертуар. 8 марта Владислав Косарев даёт сольный концерт в зале имени Глинки, поэтому заранее провёл несколько дней в Смоленске, репетируя со Смоленским русским народным оркестром имени В.П. Дубровского. После одной из репетиций нам удалось пообщаться…

О репертуаре
– В моём репертуаре очень много песен советской эпохи. Понятно, что все они были написаны несколько десятилетий назад, но ведь они не стареют! «Благодарю тебя» и «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна, «Старый клён» Александры Пахмутовой, «Тёмная ночь» Никиты Богословского – эти песни живут в любом поколении, в любое время, при любом политическом строе! Потому что в них есть что-то очень настоящее, честное, глубокое, искреннее. То, чего не хватает во многих современных песнях. Песен сейчас пишется много – разных, на любую аудиторию, но будут ли они жить хотя бы лет через пять – это большой вопрос! А песни советской эпохи – это классика. Если мы когда-нибудь сможем вернуться на такой же уровень эстрады, песенной культуры – это будет большое счастье!
Я сейчас нахожусь в поисках качественной популярной музыки. Которая, с одной стороны, была бы современна и созвучна началу XXI века, с другой – не была бы пошлой и примитивной. Потому что невозможно петь в одном концерте Бабаджаняна и какой-нибудь низкопробный современный «шедевр». К сожалению, таких песен, как мои «Семья», «Пётр и Феврония», мало, и они не пользуются большим спросом на радио.
Любая музыка, и популярная в том числе, может быть качественной или некачественной. Вопрос в том, какие эмоции она вызывает у вменяемого человека с хорошим вкусом. Что происходит с этим человеком, с его внутренним миром? Ведь любая музыка либо одухотворяет, созидает, либо разрушает.
Что мне нравится у современных песенников? Я бы назвал песни, которые пишет для «Любэ» Игорь Матвиенко, – может, не все, но тем не менее. Это интересно, глубоко, искренне. Это – то, чем можно гордиться. У Олега Газманова есть хорошие песни, у Игоря Крутого.

О великих
– Любимые композиторы советской эпохи? Их очень много! Бабаджанян, Птичкин, Пахмутова, Богословский, Дунаевский, Островский, Фрадкин… Проще сказать, кто не нравится, хотя, наверное, таких и нет!.. (смеётся)
Если говорить о любимых исполнителях, то это, конечно же, Андрей Миронов – я перед ним преклоняюсь как перед артистом и как перед певцом. Он для меня образец того, как надо в принципе подходить к исполнению песен. Неважно, какой был у него голос, неважно, какой у него слух, – важно то, что человек, когда брался за песню, сначала создавал образ-идею, а потом воплощал её. Этим он и ценен. Сейчас есть огромное количество певцов, которых мой профессор называл «звукодуи». Для них процесс пения – прежде всего физиологический. Это может быть даже красивое пение, но – абсолютно неодухотворённое. Как вы поняли, мне нравятся другие исполнители. Назвать? Из наших – это Муслим Магомаев, Георг Отс, Юрий Гуляев, Эдуард Хиль, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Людмила Гурченко. Из зарубежных – Том Джонс, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Фредди Меркьюри, Клаус Майне (тот, который «Скорпионс»), Андреа Бочелли, Сара Брайтман…

О мотивации
– Что побуждает петь? По сути, два фактора. Да, я люблю петь. Я люблю выходить на сцену и общаться с людьми посредством искусства. Рассказывать им истории, проживать их вместе с ними. Это – первое. Пока люди приходят на мои концерты – я буду выходить на сцену. Второе, самое главное. Бывают состояния, когда петь не хочется, а петь – надо. В такие мгновения я вспоминаю самое главное, что есть в моей профессии, за что я её обожаю. Знаете за что? Когда я выхожу в зал в начале концерта – я вижу огромное количество разных людей. У каждого из них своя жизнь, свои радости и горести, большая часть из них друг с другом незнакома… А когда заканчивается второе отделение, я вижу, что люди стали чем-то единым и, что самое главное, у них совершенно другие глаза – радостные, счастливые! Я не отношу это на свой счёт – это всё великая сила искусства! Ради этого чуда мы все и приходим в концертный зал. И именно это мотивирует меня в любой ситуации! В трудную минуту я просто вспоминаю глаза своих зрителей!..

О личной жизни
– Я всегда обхожу тему личной жизни – в любом интервью. Я всегда отвечаю: «Я женат на сцене». Не потому что я стремлюсь сохранять какую-то загадочность, быть для всех желанным – нет, такими трюками я не пользуюсь. Личная жизнь на то и личная, чтобы быть с человеком, но не становиться достоянием общественности. Личные отношения – это непростая тема, особенно для артиста, поэтому я её в принципе не обсуждаю. Никогда.

О патриотизме
– В советской песенной культуре случались, скажем так, очень странные сочинения – неискренние, пафосные, казённые… Но были и произведения, наполненные любовью к родной земле! В современных песнях этого крайне мало... Я могу сейчас вспомнить потрясающую песню, которую написал Игорь Матвиенко: «Выйду ночью в поле с конём». Помните, какие там последние строчки? «Я влюблён в тебя, Россия, влюблён!» А что ещё подобное написано за последние 20 лет? Какие песни можно вспомнить и сказать: «А я – русский! И горжусь этим!»
Я очень хочу, чтобы у нас, русских, было как можно больше поводов для гордости. И чтобы мы, смоляне, не забывали, что наша родная земля – это родина Михаила Глинки, Юрия Гагарина, Юрия Никулина, Эдуарда Хиля!..

О корнях
– Мои успехи – это прежде всего труд моих родителей и учителей. Я учился в 8-й музыкальной школе на улице Соколовского. В школе уже долгие годы существует хор мальчиков, которым руководит Геннадий Александрович Барыкин. Это самоотверженный человек, подвижник. Вот уже несколько десятилетий он собирает вокруг себя смоленских мальчишек, воспитывает их, прививает им вкус к настоящей музыке…
Потом было Смоленское музыкальное училище имени Глинки. На тот момент оно было, на мой взгляд, одним из лучших, сильнейших в стране. Посмотрите, как сложились судьбы выпускников. Я поступил в Гнесинку, Денис Кирпанёв, который сейчас дирижирует симфоническим оркестром, тоже поступил в Гнесинку, Андрей Стебеньков закончил дирижёрское отделение, поступил в Московскую консерваторию. Огромное количество ребят поступили в Саратовскую консерваторию… Смоленское музыкальное училище дало сильнейшую школу, которая сопровождает меня на протяжении всей жизни. И это заслуга Людмилы Борисовны Зайцевой, которая работает до сих пор; Нины Павловны Поповой, Татьяны Гавриловны Романовой, Натальи Петровны Демьяновой, Николая Егоровича Писаренко… Любой артист, и я не исключение, – это всегда результат коллективной работы, это результат работы команды в широком смысле этого слова. Начиная с родителей и учителей и заканчивая продюсером и администраторами.
Так что всё начиналось в Смоленске. Причём это не только музыкальная база, но и человеческая. Нам не только давали ремесло, нас ещё и воспитывали как людей, как личности. Нам прививали вкус к хорошей музыке, к хорошей живописи – делали нас культурными людьми.

О концерте 8 марта
– Мы делаем концерт, стремясь к тому, чтобы каждая женщина, которая придёт в зал филармонии, вышла оттуда счастливой. Мы будем петь о любви в самых разных жанрах: русский романс, народная песня, советская и зарубежная эстрада ХХ века. Весь вечер на сцене филармонии будет звучать только классика – классика камерной музыки, классика эстрады.

Об оркестре
– С маэстро Степановым я знаком давным-давно, это наш четвёртый совместный концерт, и я не перестаю удивляться его энергии, мастерству. Он человек, который горит своим делом – оркестром, музыкой, который работает в непростых условиях (мы все знаем, сколько у нас получают бюджетники – музыканты, учителя, врачи)…
Каждый раз, приезжая на родину, я радуюсь: традиции, заложенные Дубровским, не только не утеряны – усилены! Они живут, и оркестр народных инструментов – один из ведущих коллективов нашей филармонии и, пожалуй, России в целом. Я много гастролирую, работаю с различными оркестрами, в том числе с русскими народными… Смоленский оркестр имеет полное право гордиться собой, своим профессиональным уровнем, своим великолепным маэстро!

О празднике
– Поздравляю всех читательниц вашей газеты с 8 Марта! В этот день вам будут много чего говорить, и я присоединяюсь к хорошим и добрым словам. От себя лично хочу пожелать, чтобы замечательные мужчины, которые рядом с вами, помнили о том, что вас нужно окружать заботой и радовать подарками не один день в году! И не два. А хотя бы – 364!

Профессиональный артист и певец (баритон) Владислав Косарев обладает чистым и проникновенным голосом. Репертуар исполнителя отличается большим разнообразием: романсы, опера, зарубежная эстрада, русские народные песни. В его песнях живет любовь, которая есть в сердце любого русского человека, когда он думает о матери, о своём дедушке — ветеране Великой отечественной, или о своей возлюбленной. Однако ни жена Владислава Косарева, ни его личная жизнь никогда не выставляются артистом напоказ.

О личной жизни Владислава Косарева

В одном из своих интервью Владислав Косарев честно признался, что старается обходить вопросы, связанные со своей личной жизнью. «Эта щекотливая тема была и будет сложной для любого артиста, поэтому я её не обсуждаю, — говорит он. — Личная жизнь Владислава Косарева должна всегда оставаться личной, и это важно для любого человека, а не только для артиста; поэтому нельзя делать мои личные отношения достоянием гласности, обсуждая их на всю страну.»

Жизнь артиста, по глубокому убеждению Владислава Косарева, всегда должна быть посвящена народу. Ему пришлось объездить полстраны, выступая в различных городах и весях. Это требует колоссальной самоотдачи, поэтому певцы и музыканты, которые посвящают свою жизнь творчеству, чаще всего на вопрос о личной жизни, с присущим им чувством юмора, отвечают, что женаты на сцене. И это не бравада, а скорее — внутреннее состояние души артиста.

Жена Владислава Косарева, его родители

С большой теплотой и любовью певец говорит о своей семье. Жена Владислава Косарева — это не миф, но если сам певец не желает говорить на эту тему, то и поклонники его таланта, отдавая дань уважения своему кумиру, должны понять артиста. В дружной семье Косаревых поют все. Родители сыграли большую роль в творческой судьбе певца. И мать, и отец Владислава трудились на заводе, однако сами прекрасно пели, часто выступали на сцене родного дома культуры и учили петь сына.

«Если быть честным, то я не вспомню, как и когда начал петь, однако вокруг меня всегда звучали песни. Моя любимая бабуля пела, она замечательный педагог, долгое время руководила самодеятельностью. От дедушки мне довелось узнать военные песни, а моя мама любила слушать песни таких замечательных певцов, как Муслим Магомаев, Георг Отс и Эдуард Хиль», — воспоминает Косарев.

«Мы часто по праздникам пели. Однажды, когда мне исполнилось шесть, во время концерта я спел знаменитый «Крейсер Аврора», испытывая при этом, глубокое чувство восторга, которое не ускользнуло от внимания мамы. Вскоре она отдала меня в музыкальную школу, где я учился играть на фортепиано и пел в хоре.»

В репертуаре детского хора было немало песен замечательного композитора Александры Пахмутовой из её знаменитого музыкального цикла «Созвездье Гагарина». Сейчас, спустя уже много лет, Владислав Косарев часто исполняет те же, свои любимые песни. Так, например, было в Саратове, в 2011, когда певец получил приглашение выступить на праздничном концерте, в честь шестидесятилетия со дня первого полета в космос Юрия Гагарина.

Творческая биография певца и артиста

Музыкальные занятия Владислава начались с шести лет, ежедневно, по несколько часов. В 2001 Косарев получает академическое образование и начинает выступать в коллективе «Пересвет». Это знаменитый хор, где будущий певец восемь долгих лет рос, не только как исполнитель, но и как хоровой дирижер. Начиная с 2009, Владислав Косарев начинает свою сольную карьеру.

Сейчас он является исполнителем эстрадных песен. Ему аплодируют зрители Концертного зала имени Чайковского, Большого Зала Консерватории и др. Он выступает по всей стране. Владислав записывает песни к кинофильмам, он желанный гость телевизионных шоу и праздничных концертов на TV.

Свою концертную программу артист подбирает очень тщательно, долго репетирует. Необыкновенное обаяние и талант исполнителя, помогают ему найти путь к сердцу зрителя. За свой труд Владислав Косарев отмечен Первой Премией и званием Лауреата на Первом Международном Конкурсе дирижеров имени Юрлова, награжден золотым орденом «Служение искусству» и орденом «Вера, Надежда, Любовь».

Предлагаю вашему вниманию интервью моего любимого артиста, замечательного баритона, нашего земляка - Владислава КОСАРЕВА.
Эксклюзивный материал опубликован на сайте «Смоленской газеты », с удовольствием заимствую его оттуда. Автор - искусствовед Наталия КРАСИЛЬНИКОВА. Спасибо ей огромное!
Всем, кто интересуется: Владислав Косарев будет петь для смолян 8 Марта в концертном зале имени Глинки. Мы увидим программу «Музыка сердца» со Смоленским русским народным оркестром имени Дубровского (худ. руководитель и главный дирижёр - Артём Белов).
Год назад я побывал на концерте Косарева, и музыкант произвёл на меня неизгладимое впечатление. Поэтому совет один: не пропустите!


У каждого журналиста есть герои, которые становятся частью его судьбы. Когда врастаешь в личность того, о ком пишешь, настолько, что стираются границы между профессией и жизнью. Певец Владислав Косарев для меня - один из таких героев.
Чем так пленяет, подкупает искусство Владислава? Голосом редчайшей, изумительной красоты? Да, бесспорно. Но наверняка есть певцы с более красивыми голосами! Драматическим мастерством? И это так, но сегодня певцам без актерского дара просто не выжить на музыкальном рынке! Думаю, феномен Косарева - в том неиссякаемом СВЕТЕ ДУШИ, который струится из его глаз, напитывает тембр его голоса и все его сценическое поведение. После концертов Вл. Косарева и общения с ним мир видится другими глазами, и начинаешь понимать, что выход есть всегда - даже из самых, казалось бы, безысходных ситуаций. Каким же мощным зарядом позитивной энергии надо обладать, чтобы рождать свет в конце тоннеля! Честное слово, я не знаю похвалы Художнику выше этой!
Владислав Косарев - Личность. Он умный, глубокий, неординарный собеседник. Уверена: смоленским слушателям, которые по праву гордятся, что этот уникальный артист их земляк, будут интересны и полезны размышления Косарева о жизни и творчестве.

Начало
- Владислав, вы победитель Первого международного конкурса хоровых дирижёров имени Александра Юрлова. Я не нашла нигде сколь-нибудь развернутой информации об этом состязании. Между тем, это старт вашей карьеры. Можно рассказать о конкурсе подробнее?
- Конкурс проходил в Екатеринбурге в 2001 году. Я заканчивал ассистентуру-стажировку в Российской академии музыки имени Гнесиных и уже год работал хормейстером в мужском камерном хоре «Пересвет». У меня было, можно сказать, не до конца реализованное бойцовское чувство: в 1999 году, учась на пятом курсе Гнесинки, я ездил на конкурс хоровых дирижёров в город Салават Башкортостана и получил диплом II степени. Однако мне хотелось большего.
Конкурс имени Юрлова имел традиционную структуру и проходил в три тура: первый - дирижирование; второй - работа с хором; третий - концертное исполнение пьесы с хором, с которым мы работали во втором туре. Для меня это состязание интересно тем, что впервые за всю историю конкурсов хоровых дирижёров первые места разделили выпускники одного и того же учебного заведения - РАМ имени Гнесиных. Гран-при получил Александр Соловьёв, который тогда работал хормейстером в Камерном хоре Владимира Минина (сейчас он дирижёр Большого театра), а первую премию - ваш покорный слуга. Мы с Сашей учились в Гнесинке у одного профессора - Владимира Онуфриевича Семенюка.
На конкурсе Юрлова я работал с камерным хором «Лик» города Екатеринбурга. Я дирижировал «Весну» Рахманинова, «На корабле» Танеева, а в третьем туре - один номер из «Литургии» Рахманинова.
Председателем жюри в Екатеринбурге был Владимир Николаевич Минин, и именно он вручил мне диплом лауреата I премии. Победа на конкурсе имени Юрлова дала мне возможность стать дирижёром хора «Пересвет» после года работы там хормейстером.

Быть артистом
- Насколько важна для вас оценка окружающих людей - как вашего творчества, так и ваших личностных качеств?
- Есть круг лиц, мнение которых для меня крайне важно. Это мои родители, педагоги, близкие друзья и некоторая часть моих зрителей. Я очень дорожу доверием зрителей, которые постоянно ходят на мои концерты в ожидании чего-то нового, интересного, в ожидании чуда. Но сказать, что я отслеживаю на просторах интернета информацию о себе - в частности, публикации в блогах, комментарии в соцсетях - я не могу. Я стараюсь жить по Александру Сергеевичу Пушкину, он, по-моему, дал универсальный совет: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна! Обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца!»
Что касается оценки моих личностных качеств, я опять же ориентируюсь на группу людей, мнение которых для меня очень значимо. Я не являюсь асоциальным человеком и, как мне кажется, не нарушаю общепринятые моральные нормы. Я делаю то, что считаю нужным, и живу так, как считаю правильным.

- Кстати, о правилах! Недавно в одной из телепрограмм я услышала: «Самые ужасные вещи на планете совершаются потому, что люди следуют правилам». Как вы относитесь к ПРАВИЛАМ?
- Я в корне не согласен с этим утверждением! Нарушая определённые правила, идя против своей совести, люди создают и себе, и окружающим огромное количество проблем. Я считаю, что вопрос не в том, следуют ли люди правилам, а в том, чем они вообще руководствуются, совершая те или иные поступки. По моим наблюдениям, люди совершают огромное количество неблаговидных, зачастую мерзких, поступков именно оттого, что никаким правилам они НЕ СЛЕДУЮТ, а живут без всяких нравственных ориентиров.

- Какие импульсы необходимы вам для творчества - помимо женщин, конечно?
- Эти импульсы я стараюсь находить во всех проявлениях жизни - даже в самых, на первый взгляд, бытовых. Это может быть наблюдение за кошкой, ужасной хулиганкой, живущей у меня дома; шелест листвы; случайный взгляд незнакомки на улице; обрывок какой-то фразы, случайно увиденной мной через плечо человека, читающего в метро. Обычно во время прогулки по улице или поездки в метро пытаешься отдохнуть от работы, а после подобных неожиданных импульсов, напротив, хочется погрузиться в творчество с новыми силами!
Я стараюсь постоянно расширять спектр источников своего вдохновения. Недавно в очередной раз пересматривал фильм «Три тополя на Плющихе». Вот уже несколько недель у меня перед глазами стоит взгляд Олега Ефремова, когда его герой сидит в «Волге», опершись локтями о руль… В этом взгляде - Вселенная, это ГЕНИАЛЬНО!!! Теперь я часто вспоминаю эту сцену, когда работаю над советским эстрадным репертуаром.

- В интервью вы достаточно много говорите о своей самокритичности. При этом на «Радио Петербург», отвечая ведущей Наталье Завьяловой, вы сказали буквально следующее: «Я ужасный самоед!» В чём, по-вашему, отличие самокритичности от самоедства?
- Всё очень просто - человек самокритичный вовсе не обязан быть самоедом: он может видеть как положительные, так и отрицательные собственные черты и намечать действенные пути исправления недостатков. Самоед же занят извечным самоуничижением, поиском качеств, которых у него может и не быть. При этом во всех бедах мира он винит в основном себя. Это разрушительно для личности. Самоедам очень трудно выживать в нашей реальности, поэтому я считаю, что с подобными проявлениями человек должен бороться.
Если говорить о себе, в первые годы сольной карьеры мне мешало мое самоедство, но постепенно я преодолел его.

- Артистам какого личностного склада, по-вашему, грозит звездная болезнь?
- Людям, которых недолюбили в детстве и которые в силу разных причин ощущают себя лицами второго сорта. Тогда в качестве компенсации возникает «звёздная болезнь» - как способ ложного самоутверждения. Я это говорю, исходя из собственных наблюдений: жизнь дарила мне встречи с настоящими титанами - Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Сергеем Скрипкой и многими другими Творцами. Они необычайно просты и естественны, потому что им не надо никому ничего доказывать. Личность на сцене всегда видна - даже если это студент.
Я считаю, что «звёздность» - это своего рода расстройство, когда самого себя возводишь в ранг кумира, идола.

- В одной из бесед на мой вопрос: «Какое качество вы больше всего цените в людях?» вы ответили: «Жизнерадостность». Но жизнерадостным способен быть и подлец. К тому же, по моим наблюдениям, подлецы часто бывают очень обаятельными. Как разграничивать?
- Я не считаю, что подлец способен быть жизнерадостным человеком! Он лишён дара любить жизнь, мир, людей, он в принципе не способен быть открытым и искренним. Как он может радоваться жизни, если своими поступками и действиями он демонстрирует ненависть к ней??

Шедевр Минкова
- Летом 2013 года «Культура» показала «Романтику романса», посвящённую памяти Марка Минкова. Вы исполнили композицию Минкова на стихи Евгения Евтушенко «Слушая песню Сольвейг». Я считаю эту вещь одной из самых значительных ваших творческих побед последнего времени. Можно узнать историю появления шедевра Минкова - Евтушенко в вашем репертуаре?
- Мне позвонила шеф-редактор «Романтики романса» Алла Сергеевна Гончарова и предложила исполнить эту вещь. Она сказала, что песня практически не известна, хотя в свое время её пели Муслим Магомаев и Лев Лещенко. При подготовке нового материала я никогда не слушаю записи других певцов и не смотрю видео, чтобы не впитывать чужие интонации. Я посмотрел ноты «Сольвейг» и понял, что заболел этой композицией! Песня сложна не вокально, а эмоционально-образно: за три минуты нужно суметь передать поворот от жизни к смерти.
Работая над песней, я задавался вопросом: ЧТО может пронзить человека так, что смерть потеряет для него свой ужас? И нашел ответ: только убеждённость, незыблемая вера, что наш уход в мир иной - это не конец. В песне Минкова очень четкий событийный ряд: человек лежит и умирает. Вспомните самые первые слова: «Лежу зажмурившись, в пустынном номере. И боль горчайшая, и боль сладчайшая…» Боль героя страшна настолько, что становится сладкой! А рядом - другой мир, где сосны, где солнце, где жизнь, свет, любовь. «Песня Сольвейг» Грига, по-моему, в данном случае становится голосом ангела, спасительной нитью для героя. Человек находится на грани смерти: он опустошен, измотан, болен. И происходит чудо, которое эту тьму от него отодвигает и возвращает его к жизни. Мне кажется, «Песня Сольвейг» Грига сама по себе не может обладать такой силой. Этой силой способна стать лишь Воля Божья, явленная через какое-то событие.
В финале («Когда умру я - а ведь умру я, а ведь умру я: уж так придётся!») я не услышал безнадежности и обречённости. Герой дозревает до понимания: не страшно уходить из этой жизни, когда ты знаешь, что есть другой мир, где нет боли и страданий, где тебя примут и простят!

Слава и роскошь
- Как-то я услышала от Дмитрия Диброва, что жизнь человека в современном мире базируется на четырёх китах: успех, слава, деньги, роскошь. Какое содержание вы вкладываете в каждое из этих понятий? Насколько каждое из них значимо для вас?
- Из этих понятий для меня ценно только одно - РОСКОШЬ. Я вкладываю в него тот смысл, о котором говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная роскошь - это роскошь человеческого общения». ДЕНЬГИ для меня всего лишь инструмент, позволяющий решать различные жизненные и творческие задачи. Деньги к человеку приходят, как правило, тогда, когда он профессионально и качественно делает свое дело. Понимаю, что мой взгляд несколько идеалистичен, и многие бы со мной поспорили - особенно в нашей стране! У нас, к сожалению, далеко не всегда люди, виртуозно делающие свое дело, получают за него достойное вознаграждение. Особенно это заметно, увы, в сфере культуры, медицины и образования.
УСПЕХ для меня - неотъемлемая часть того, что ты делаешь что-то очень нужное, важное и значимое для людей. Для меня понятие «успех» в чем-то синоним понятия «востребованность». В конце концов, только сам человек может оценить, успешен он или нет. И я, и вы наверняка знаем людей, которые живут в шикарных домах, ездят на престижных иномарках, отдыхают в пятизвёздочных отелях… Но если такой человек утром встаёт с мыслью, что ему вновь идти на нелюбимую работу, пусть даже она приносит солидный доход, можно ли считать его успешным? С точки зрения социума - скорее всего, да. С моей точки зрения - однозначно нет. Такой человек не испытывает РАДОСТЬ, которую невозможно купить за деньги. Я убежден: радость рождается тогда, когда человек занят любимым делом и общается с близкими по духу людьми. Недавно я прочел у одного психолога: «Радость - это побочный продукт правильно организованной деятельности». По-моему, гениально! То же самое я бы сказал об успехе. Что касается СЛАВЫ, опять же, для меня она не цель, а следствие. Когда люди будут нуждаться в твоем творчестве - с одной стороны; с другой - качество твоего музыкального продукта будет современным и в лучшем смысле коммерческим - тогда придёт и слава. Это в идеале. Хотя нередко я вижу, что слава не всегда приходит к истинно одаренным и достойным людям.

- Признайтесь честно: вам не бывает досадно, что у вас нет той медийности, которая есть у некоторых менее талантливых, чем вы, артистов?
- А причем тут медийность? Для меня важно только одно: бОльшая часть моих концертов проходит с аншлагами. А ещё у меня есть цель, к которой я иду. Для меня только это имеет значение!

Наталия КРАСИЛЬНИКОВА

Фото со странички «Владислав Косарев. Официальная группа» в «Фейсбуке»