Вера Васильева: Муж знал, что я люблю другого, и тихо ждал. Биография веры васильевой – Вы знали, что он был женат

17.06.2019

МОСКВА, 30 сентября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/.Народная артистка СССР Вера Васильева, которой 30 сентября исполняется 90 лет, в свой юбилей сыграет главную роль в спектакле "Роковое влечение" на сцене родного Московского театра сатиры.

"Роль большая и трудная, - говорит именинница. - Играю на каблуках, туфли меняю, переодеваюсь по ходу пьесы с десяток раз. Но такой спектакль - это лучший подарок к юбилею. Вообще, на старости лет, где-то после 70, мне посчастливилось сыграть такие роли, о которых я мечтала в молодости".

Творческая жизнь Веры Васильевой началась не на сцене, а на экране. Еще студенткой театрального училища она снялась в картине Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", получила Сталинскую премию и прославилась на всю страну.

"Поначалу я не была представлена к награде, - вспоминает актриса. - Однако Сталин, который всегда смотрел все фильмы, будто бы спросил: "Где нашли эту прелесть?" Ему ответили, что Васильева всего лишь студентка третьего курса. А он, якобы, сказал: "Она хорошо сыграла, надо и ей премию дать". Меня мгновенно включили в списки, и я оказалась в числе лауреатов. Не знаю, насколько это правда, но мне так рассказывали", - заметила актриса.

Вскоре она сыграла главную героиню в "Свадьбе с приданым", и вновь была удостоена Сталинской премии. Так в 25 лет Вера Васильева имела уже две правительственные награды.

В дальнейшем в кино она практически не снималась, зато в театр после окончания училища пришла уже известной актрисой. В Московский театр сатиры Вера Васильева поступила 27 марта 1948 года и была зачислена в труппу на должность актрисы 2-й категории.

"Впрочем, сатиру я никогда не любила и даже не понимала ее, - неожиданно заявляет Васильева. - Я была полна сентиментальных романов и мечтала о Ларисе из "Бесприданницы". Руководивший тогда Театром сатиры Валентин Плучек, видимо, почувствовал нерасположенность молодой актрисы к сатирическому жанру и не слишком загружал ее работой.

Тем не менее за 67 лет, что Вера Васильева служит в театре, на ее счету скопилось несколько десятков ролей, многие из которых вошли в историю отечественного искусства. Это и Ольга из "Свадьбы с приданым" (спектакль показан около 1 тыс.раз), и графиня Розина в "Женитьбе Фигаро", и Вышневская в "Доходном месте", и Анна Андреевна в "Ревизоре", и Домна Платоновна в "Воительнице".

Однако случались времена в жизни актрисы, когда она годами не получала ролей в своем театре и играла в провинции. "Десять лет играла Раневскую в Твери, двенадцать - "Без вины виноватые" в Орле, - перечислила Вера Кузьминична. - А еще была "Блажь" - в Новом драматическом театре в Москве и "Странная миссис Сэвидж" в Театре кукол Образцова. Только это меня и питало по-настоящему".

Сейчас, несмотря на почтенный возраст, Васильева счастлива, что востребована. "Жить хочется в любом возрасте, - говорит актриса, - и мечтать о новых ролях тоже".

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Вере не было и пяти лет, когда она впервые попала в театр – на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки, и она влюбилась в театр. В школьные годы Вера записалась в драмкружок во Дворце пионеров. Она была скромной и мечтательной девочкой, в школе училась хорошо, но вся ее настоящая жизнь была сосредоточена на книгах и театре. Васильева часами пропадала в театральной библиотеке, где перечитывала мемуары великих артистов, старые рецензии и все, что можно было найти о театре, а еще постоянно бегала в МХАТ. Когда началась Великая Отечественная война, Васильева пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. Несмотря на трудности военных лет, свою мечту стать актрисой она не забыла, занималась в драмкружке, а в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище. Всенародную известность Васильевой принес кинематограф. В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году – в эпизодической роли в комедии «Близнецы», а следующая – роль в фильме И.Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – принесла ей невероятную популярность и зрительскую любовь. В 1948 году Васильева окончила училище и стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь, где ее первой работой была главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Потом было много других работ. К началу 1950-х годов Вера уже стала признанной молодой звездой, в театре она была счастлива, а после спектакля «Свадьба с приданым», к ней пришла еще большая слава. Эту пьесу играли 900 раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм, за роль в котором Васильева была удостоена Сталинской премии. Вообще в кино Васильева снималась много. Наиболее известные картины с ее участием – «Чук и Гек» (1953), «Похождения зубного врача» (1965), «Следствие ведут Знатоки» (1972), «Карнавал» (1981), «Приказано взять живым» (1983), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Вино из одуванчиков» (1997), «Все смешалось в доме» (2006), «Сваха» (2007), «Пока цветет папоротник» (2012), «Деревенщина» (2014) и другие. Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр. Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей. Среди них роли в спектаклях – «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пролитая чаша», «Где эта улица, где этот дом», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Орнифль» и многих других. Также Васильеву приглашали в спектакли и другие театры, где она получала лучшие и интереснейшие роли. В Тверском драматическом театре она играла в «Вишневом саде», в Орловском драматическом театре – в «Без вины виноватых», в Московском Новом драматическом театре – в пьесе «Блажь» и других. Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие. А еще пробовала себя как исполнительница романсов. Вера Васильева – Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награждена призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и другими наградами. Васильева – председатель Социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров «Продолжение души. Монолог актрисы». Муж Веры Кузьминичны – актер Владимир Ушаков (артист Театра сатиры). Их свадьба состоялась в 1956 году, и они более полувека были счастливы вместе. Актриса говорит, что главный секрет такого супружеского долголетия – в отсутствии попыток переделать друг друга. Но, к сожалению, в 2011 году Владимира не стало. Сегодня Вера Кузьминична Васильева, не смотря на возраст, продолжает работать в театре и счастлива этим. Она любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит и в жизни, и на сцене.

Вера Васильева родилась в простой семье: папа — шофёр, мама — домохозяйка. Всей семьёй жили в коммуналке в маленькой комнате. Маленькой Вере приходилось и стирать, и убирать, и одежду штопать, и даже обед варить. Так дни тянулись за днями, девочка взрослела, а в жизни ничего не менялось, всё та же коммуналка, всё те же соседи. А ведь она, приходя домой в эту крошечную комнатку, мечтала о театре, о сцене, о софитах, все свои богатства, скопленные с обедов копейки девочка тратила на билеты, которые пропускали её в тот необыкновенный, романтичный, красочный, совершенно не похожий на её однообразную жизнь мир.

И вот однажды, то ли подростковый возраст сказался, то ли действительно отчаяние было так сильно, но Вера, решив, что и дальше в её жизни ничего не изменится, взяла в руки бритву и провела ею несколько раз по руке. Крови было немного, вены она почти не задела, но испугалась не на шутку. Сразу побежала за бинтом и спрятала под ним следы своей слабости. Родителям сказала, что поранилась. А потом Вера Васильева поклялась своей лучшей подружке: «Я всё равно буду артисткой!». И слово своё сдержала.

Вера Васильева в спектакле по пьесе Льва Славина «Интервенция». Московский академический театр Сатиры, 1967 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

Она стала актрисой, попала в театр, была нарасхват в кино. Молодая красивая актриса пользовалась популярностью у коллег — актёров и начальственных режиссёров. Перед одним из них она сама не устояла. Её роман с режиссёром Борисом Ревенских продлился целых 7 лет. Юная девушка внимала каждому слову мэтра. Он тоже сначала был влюблён, а затем постепенно отдалился, ушёл с головой в репетиции, в которых принимали участие уже другие актрисы. Вера решила резать «по живому», не стала умолять, просить, возвращать. Она сама взяла и ушла. Навсегда.

Вера Васильева во время музыкальной телепередачи «Бенефис», 1978 г. Фото: РИА Новости / Рыбаков

К единственному за всю жизнь мужу чувства были совсем иными, более спокойными, размеренными, реальными. Она не вздыхала, не страдала, не плакала из-за него. Возможно, именно эта размеренность чувств, реальность, ощущение настоящей опоры в жизни и привлекло Веру Васильеву в актёре Владимире Ушакове . Будущий муж, с обожанием глядя в глаза невесте, клятвенно пообещал: «Ты больше не будешь работать по дому, для этого есть другие люди». За уборку комнатки в общежитии и за приготовленный обед он платил бывшей поварихе Анне Ивановне , которая была немного подслеповата и частенько оставляла остатки еды, очистки и ошмётки на общей кухне. Так что Вере в тайне от мужа приходилось всё-таки что-то делать по дому, несмотря на наличие Анны Ивановны.

Вера Васильева и Владимир Ушаков, 1953 г. Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

Поженились молодые только спустя 7 лет. Да и то это сильно сказано — «поженились». Просто пошли и расписались в ЗАГСе, без фаты, без марша Мендельсона и даже без колец.

Но свадьба всё-таки состоялась, хоть и была она уже «золотая». Вера Васильева в шикарном платье и её супруг Владимир Ушаков в элегантном костюме отметили торжество в кругу своих самых близких друзей и коллег в Доме актёра. В этот раз всё-таки жених и невеста принесли на свадьбу кольца. За все эти годы Вера Васильева никогда не вспоминала о своей первой любви и всегда была верна своему мужу. Хотя однажды всё-таки дала ему повод для ревности, но не по собственной воле. Как-то труппа Театра Сатиры отправилась на гастроли. В одном купе собрались сплошь звёзды сцены, среди них Вера Васильева и Андрей Миронов . Миронов решил пошутить, стал исподтишка усердно ухаживать за Верой Васильевой, а глазами иногда косил на её мужа. И не зря. Внезапно Владимир взял мнимого соперника за грудки и выдворил из купе. Неизвестно, что за разговор состоялся в тамбуре поезда, но после него Андрей Миронов и Владимир Ушаков стали закадычными друзьями.

Вера Васильева (графиня Альмавива) в сцене из спектакля режиссёра В. Плучека по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1978 г. Фото: РИА Новости / Рыбаков Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили вместе 55 лет. Вера Кузьминична всегда отмечала, что с этим человеком, который стал более чем на полвека её судьбой, она ни разу за всё это время не конфликтовала. Он просто не давал ей для конфликтов ни единого повода. Причиной окончательного и бесповоротного расставания смогла стать только его болезнь. Теперь уже Вера Кузьминична ухаживала за супругом. 15 лет она возила его по больницам, работала, зарабатывала на лекарства, на врачей, поддерживала его, старалась ободрить, как могла. В эти дни, недели, месяцы, годы она была не актрисой, она была женой, каменной стеной, а ещё она была глазами мужа: ведь в конце жизни Владимир полностью ослеп.

Третий инфаркт стал последним для Владимира Ушакова. Супруга успела вызвать скорую, врачи даже довезли его до реанимации, но спасти мужа Веры Васильевой не удалось. После похорон Вера Васильева пропала. В прямом смысле этого слова. Она закрылась от друзей, знакомых, коллег. Единственным человеком, которого она допускала к себе, была девушка Даша , «крестница», как её называет сама Вера Васильева.

Фото: www.russianlook.com / Anatoly Lomohov

Они познакомились, ещё когда Ушаков был жив. Известная актриса добиралась до больницы к мужу на общественном транспорте, потратиться на попутку Вера Кузьминична не могла. В руках тяжёлые сумки, дорога длинная. Единственным человеком, кто решил помочь, оказалась та самая Даша. Она проводила Веру Васильеву до самой больницы, они разговорились, в итоге постепенно случайная попутчица стала для актрисы и помощницей, и другом, и приёмной дочерью. Дашину дочь Вера Кузьминична сама теперь называет своей внучкой, а Дашу — дочкой. У актрисы Веры Васильевой снова появилась семья.