Томас гоббс - биография, информация, личная жизнь. Философские взгляды т. Гоббса Учение томаса гоббса кратко

12.03.2024

Философские взгляды Т. Гоббса

I. Введение.

I.I Жизнь Т. Гоббса

Филосовская система Гоббса

II.II Философия природы

II.III Теория познания

II.IV Мораль и право

II.V Учение о государстве

II.VI Учение о религии

II.VII Учение о человеке

III. Заключение

IV. Литература

    Введение

I.I Жизнь Т. Гоббса

Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа, создателя системы механического материализма Томасу Гоббсу (1588-1679),который являлся поборником естественнонаучной методологии и считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики.

Томас Гоббс родился 5 апреля 1566 г. в г. Мальмесбюри, в семье священника. Уже в детском возрасте он обнаруживал выдающиеся способности и одаренность. В школе хорошо овладел древними языками - латинским и греческим. В пятнадцать лет Гоббс поступил в Оксфордский университет, где преподавалась схоластическая философия. Получив степень бакалавра, он приступает к чтению лекций по логике. Вскоре ему представляется возможность совершить продолжительное путешествие по Европе. Его пребывание в Париже совпадает как раз с одним крупным событием, которое потрясло тогда Францию и которое произвело, несомненно, сильное впечатление на Гоббса: убийство Генриха IV, совершенное Равальяком. Это событие направило внимание Гоббса в сторону политических вопросов; оно заставляет его в особенности задуматься над ролью церкви в ее отношениях к государству. Он провел целых три года во Франции и Италии, где имелвозможность ознакомиться с новыми направлениями и течениями философской мысли. Убедившись в полной бесполезности для жизни схоластической метафизики, Гоббс оставляет свои занятия по логике и физике и обращается к изучению классической древности. Он предается изучению греческих и латинских авторов- философов, поэтов, историков. Результатом этих занятий явился блестящий перевод(1628 г.) на английский язык великого античного историка Фукидида. Это была первая литературная работа будущего философа, которому, однако, пошел уже сорок первый год. К тому же времени относится и его личное знакомство с Ф. Бэконом, с которым он поддерживал дружеские связи, но философское мировоззрение, которого его не удовлетворяло. Ко времени их знакомства Бэкон опубликовал свой главный методологический труд "Новый Органон"(1620).

В 1629 г. Гоббс совершил вторую поездку на континент, которая оказалась для него по своим результатам более плодотворной. Он случайно ознакомился с "Элементами" Евклида, и это обстоятельство дало ему толчок в смысле понимания полезности и целесообразности математического метода. У Гоббса появилась мысль о возможности и необходимости применения математического метода в области философии. Заветной мечтой Гоббса было изучение, прежде всего, общественных проблем, природы права и государства, но именно для изучения этих объектов и требовалось найти новый метод. Познакомившись с Евклидом, он решил, что общественные отношения людей должны быть изучаемы геометрическим методом .

Решающее значение в смысле полного оформления взглядов Гоббса имела третья поездка на континент. Во Флоренции он познакомился с величайшим ученым и физиком того времени - Галилеем. В эту поездку Гоббс сделал новое завоевание - предметом его интереса становится проблема движения . Так складывались отдельные элементы его философской системы: в основу ее было положено движение тела , которое подлежало изучению при помощи геометрического метода .

В 1637 г. он вернулся на родину. В 1640 г. он выпускает в свет свое первое политическое сочинение "Основы философии". Эта работа ставит себе целью защиту неограниченности прав верховной власти, т.е. короля. После обнародования книги Гоббс понял, что оставаться в Англии дольше для него небезопасно, и он решил заблаговременно уехать во Францию.

Последнее длительное пребывание Гоббса во Франции сыграло огромную роль в его философской деятельности. Здесь он познакомился с научными и философскими идеями Р. Декарта, получавшими все большее распространение. Гоббс написал на переданную ему рукопись важнейшего философского произведения Декарта - "Метафизические размышления", свое произведение "Возражения" с сенсуалистическо-материалистических позиций. Полемика с Декартом способствовала выработке Гоббсом оригинальной и стройной системы философских воззрений. Но главный его интерес был по-прежнему сосредоточен на социальных вопросах, которые оставались наиболее актуальными для Англии, где началась революция и гражданская война. Это объясняет, почему обнародование своей системы Гоббс начал с третьей ее части, которую он назвал "О гражданине"(1642 г.). Работе "О гражданине" должны были предшествовать две другие части: "О теле" и "О человеке". Но политические события в Англии заставили его поспешить с изданием именно третьей части системы. Великая гражданская война на его родине, тянувшаяся с 1642 г. и завершившаяся полной победой республиканской партии, во главе с Оливером Кромвелем, и казнью короля Карла I в 1649 г., заставляла Гоббса уделять почти все внимание политическим проблемам. В 1651 г. в Лондоне было опубликовано самое знаменитое произведение Гоббса "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского". "Левиафан" был задуман Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит уже само название книги. Государство уподобляется библейскому чудовищу, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс, по его собственным словам, стремился "поднять авторитет гражданской власти", с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в прерогативу государственной власти.

Вскоре после выхода этого произведения Гоббс переехал в Лондон, где Кромвель торжествовал победу, как над роялистами, так и над революционной стихией народных масс. Он одобрительно отнесся к возвращению Гоббса. Здесь на родине, философ завершил изложение своей системы, опубликовав в 1655 г. сочинение "О теле", а в 1658г. сочинение "О человеке". Три главных произведения: "О теле", "О человеке" и "О гражданине", отличающиеся единством замысла и исполнения, носят общий заголовок - "основ философии". Выношенная в течение многих лет, философская система была закончена во всех частях. Гоббс был уже глубокий старик.

Республика пала, наступила эпоха реставрации. 25 мая 1660 г. Карл II совершил свой торжественный въезд в Лондон. В годы реставрации монархии Гоббс переживал весьма трудные времена. Философа подвергали травле, обвиняя его, прежде всего в атеизме - весьма распространенное и опасное в те времена обвинение. "О гражданине" и "Левиафан" были включены католическим духовенством в список запрещенных книг.

Автор "Левиафана" был объявлен безбожником. Началась травля философа. Роялисты ставили Гоббсу в вину то, что он отрицает божественный характер власти монархов и королевские прерогативы. Они не могли простить ему призывы к повиновению республике.

"Левиафан" был в Англии запрещен. В 1668 г. году Гоббсом было написано сочинение под названием "Бегемот", или "Долгий парламент". "Бегемот" представляет собою историю революционного времени. Только через десять лет удалось напечатать это произведение в сокращенном виде.

Через три года после смерти философа Оксфордским университетом был издан декрет против вредных книг и завиральных идей, разрушительно действующих на государство и человеческое общество. В этом декрете почетное место отведено "О гражданине" и "Левиафану", которые через несколько дней после опубликования декрета были торжественно сожжены на площади при большом стечении публики. Так реставрация почтила память великого мыслителя.

Гоббс умер 4 декабря 1679 г. на 91-м году жизни, сохранив духовную и физическую бодрость до конца своего долгого жизненного пути. Он начал свою литературную и философскую карьеру уже вполне зрелым человеком, но зато он вел эту работу в продолжение пятидесяти лет непрерывно.

II Философская система Гоббса

II.I Предмет и метод философии

Тома Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В своем произведении "О теле" английскому мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что собой представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики, которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в большинстве западноевропейских стран.

Восприняв аристотелевское положение, который считал, что форма сообщает материи качественную определенность, образует из нее ту или иную реальную вещь, схоластика оторвала форму от материальных вещей, превратила ее в идеальную сущность, отождествила с божественным разумом.

Не смотря на то, что Гоббса считают последователем теории Ф. Бэкона, которого К. Маркс и Ф. Энгельс назвали "настоящим родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки", сам Гоббс считает основателями новой философии Коперника творца новой астрономии, Галилея положившего фундамент механики, Кеплера развившего и обосновавшего теорию Коперника, и Гарвея, - открывшего теорию кровообращения и заложившего основы науки об организмах. Если к основателям новой науки Гоббс не причисляет Бэкона, то это потому, что его метод настолько отличается от метода Бэкона, что он не был даже в состоянии оценить заслуги последнего. Его новый метод, "новая логика", как Бэкон ее сам называет, Гоббсом не признается. "Бэкон является конкретным материалистом, а Гоббс - абстрактным, т.е. механическим, или математическим, материалистом", - так писал Л. Фейербах.

Великий английский материалист Томас Гоббс (1588 - 1679) был современником английской буржуазной революции, открывшей новую эпоху в истории Англии. Гоббс был современником начальных и высших стадий развития Английской революции. Политическая жизнь того времени во многом повлияла на его философское мышление. Гоббс жил в то время, когда революционная борьба велась под знаменем религиозного протестантизма. В умственной жизни Англии в это время значительную роль играла передовая часть аристократии, сближавшаяся с буржуазией. Её теоретики видят образец знания в науках, которые более или менее непосредственно служат практике.

В связи с борьбой против феодальной идеологии усиливается интерес к вопросам религии, веротерпимости, государственного права. Правоведы и публицисты английской буржуазии делают попытки объяснить происхождение общества и государственной власти из законов и свойств человеческой природы. Человеческая природа рассматривается как порождение внешнего мира. За механистическим объяснением природы следует механистическое объяснение явлений общественной жизни. Все эти тенденции получили яркое выражение в философии Т. Гоббса.

Гоббс учился в Оксфорде, и после завершения университетского образования, которое состояло в изучении теологии и античной философии, он попадает в образованную аристократическую среду.

Огромную роль в формировании философских воззрений, а отчасти и политических убеждений Гоббса сыграли его четыре поездки за границу. После путешествия во Францию и Италию Гоббс стал секретарём Фр. Бэкона. В Париже, тогдашнем центре математических исследований, Гоббс занимался изучением математики и естественных наук. Здесь же он постоянно общался с французским материалистом и пропагандистом учения Эпикура П. Гассенди. В Женеве он случайно познакомился с "Элементами геометрии" Эвклида и его потрясла своей неожиданностью и в тоже время строжайшей доказательностью теорема Пифагора. Он возымел желание положить математическо-дедуктивный метод в основу политического, философского и вообще всякого научного мышления. В научном развитии Гоббса большую роль сыграли учения Коперника, Кеплера, Галилея и Гарвея. Особенное влияние оказала работа Галилея "Диалог о двух системах мира" и при встрече с ним в Италии он поделился с ним своей заветной мечтой объяснить все существующее посредством идеи универсального механического движения. Вскоре после своего возвращения в Англию он становится свидетелем первых взрывов революционных событий. Обостряющиеся общественные противоречия, вполне естественно, ориентируют его на социальную и политическую проблематику. В 1640 г. он издаёт первую работу, посвящённую этим вопросам, - "Элементы законов", в которой выступает как решительный защитник монархии.

Изменение политической ситуации принуждает его к тому, что в начале 40-х годов он эмигрирует во Францию (1640 - 1651).

Здесь Гоббс ведёт очень активную жизнь: пишет труды, участвует в собраниях, проводит дискуссии по актуальным темам. В это время Гоббс приступает к работе над главным своим трудом "Основы философии", который делился на три части: "О теле", "О человеке", "О гражданине". Великая смута на родине, неисчислимые жертвы гражданской войны заставили Гоббса начать свой труд с конца.

В 1642 г. он опубликовал трактат "О гражданине", надеясь, что разъяснение прав верховной власти будет способствовать прекращению гражданской войны. Но война продолжалась, и в 1645 г. Гоббс написал ещё одно, самое знаменитое своё сочинение на эту тему - "Левиафан…". "Левиафан" представляет собой наиболее полное и систематическое изложение социально-политической теории Гоббса и одновременно философское обоснование этой теории. Книга состоит из четырёх частей. В первой части излагается учение о человеке. Вторая - посвящена происхождению и сущности государства. Третья и четвёртая части книги содержат критику притязаний церкви на власть по отношению к государству. Здесь же даётся рационалистическая интерпретация Священного писания.

Именем "Левиафана", мифического библейского чудовища, Гоббс назвал государство, намекая тем самым на правомерность рассмотрения его как кульминации земного могущества - своего рода бога на земле. И хотя в этой работе он отстаивает свои убеждения о полезности сильной централизованной власти, в ней можно встретить и критические заметки по отношению к наиболее реакционным представителям роялистской эмиграции. Здесь можно встретить и идеи о возможности примирения с последствиями революционных событий в Англии. Это приводит к тому, что от Гоббса отворачивается подавляющее большинство роялистской эмиграции. Поэтому он возвращается в Англию, где интенсивно занимается разработкой отдельных частей своей философской системы. В 1655г. выходит в свет сочинение Гоббса "О теле". Центральное место уделено в ней вопросам методологии. Здесь же содержится развёрнутое изложение материалистической философии Гоббса, сложившейся под решающим влиянием математики и механики.

Вторая часть "Основ философии", получившая название "О человеке", появляется в 1658 г. Первая и вторая части органически дополняют трактат "О гражданине". Эта трилогия составляет цельный и систематический обзор философских, социальных и политических воззрений Гоббса. Она представляет вершину его мысли вообще.

В 1668 г. Гоббс опубликовал большую работу по истории гражданской войны в Англии "Бегемот, или долгий парламент". Название происходит от одного из имён сатаны, упоминаемого в XLI главе библейской книге Иова. Бегемот возвращает людей в звериное состояние, делает их животными, тогда как Левиафан уподобляет их совокупную мощь божественной. В этом сочинении Гоббс рассказывает о том, как возник антипод истинному государству, - слабое, раздираемое страстями и взаимно противоположными устремлениями сообщество, в котором утвердили "царство тьмы" священники, видящие свою выгоду там, где граждане страдают. "…Бегемот представляет как бы тот же самый "Левиафан", только вывороченный наизнанку". Как бы ни осуждал Гоббс в "Бегемоте" революционные события, он и в этом сочинении не сомкнулся с позициями феодальной реакции.

И уже в очень солидном возрасте Гоббс перевёл с древнегреческого на английский и издал поэмы Гомера "Одиссея" и "Илиада".

В последние годы своей жизни, в годы реставрации королевской власти в Англии, Гоббс живёт в отдалении, а его труды игнорируются. Умер он в 1679г., и на надгробной плите он просил начертать слова: "Здесь лежит истинно философский камень", а в 1682г. его наиболее известный труд "Левиафан" был публично сожжён в Оксфордском университете.

Имя Гоббса занимает почётное место в ряду представителей буржуазного свободомыслия. Он внёс значительный вклад в философское обоснование атеизма. Понятие "гоббизм" стало в XVII веке синонимом неверия, неприятия официальной религии и церкви.

Мировоззрение Гоббса не поддаётся однозначной оценке. В его философских взглядах есть немало отступлений от материализма в сторону идеализма и субъективизма. Не подлежит сомнению ограниченность механистическо-метафизического материализма Гоббса, его методологии и гносеологии. Противоречива социальная доктрина автора "Левиафана". Непоследователен и атеизм Гоббса. Отвергая бога, он одновременно требовал его признания и почитания. Критикуя религию, он настаивал на её сохранении и использовании в интересах государства.

И всё же имя Гоббса навсегда вошло в историю философии. Представители передовой философской и общественной мысли отмечали его большой вклад в сокровищницу духовной культуры человечества. Принадлежа к далёкой от нас эпохе, Гоббс продолжает привлекать внимание и интерес тех, кто помнит и выдающихся мыслителей прошлого, борцов за торжество научного познания мира.

"…Я зажигаю свет разума". Эти слова Гоббса, обращённые к читателям его сочинения "О теле", могли бы послужить эпиграфом ко всем произведениям английского философа, посвящённым благородному делу борьбы с "царством тьмы", с невежеством, делу отыскания истины.

Биографические сведения. Томас Гоббс (1588 - 1679) – английский философ, один из родоначальников материализма Нового времени. Окончив Оксфордский университет (1608) , начал работать домашним учителем в аристократической семье. Перед началом первой английской революции был сторонником монархии и в 1640 г. эмигрировал во Францию; в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля вернулся в Англию, где пытался идеологически обосновать эту диктатуру. В период Реставрации (при Карле II) выступил с критикой парламента, ранее боровшегося с Карлом I.

Основные труды. «Элементы законов, естественных и политических» (1640), Трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Самая известная его работа – «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Философские воззрения. Отношение к науке. Как и Фр. Бэкон, Гоббс считает, что задача науки состоит прежде всего в увеличении власти человека над природой, «увеличении количества жизненных благ». Но в отличии от Фр. Бэкона главную задачу ученого он видит в познании не природы, а обще ста – с целью предотвращения гражданских войн. Поэтому особое внимание он уделяет природе человека и государства.

Щнтология. Гоббс – создатель первой в истории философии концепциимеханического материализма . С его точки зрения, природа (материя) представляет собой совокупность протяженных материальных тел, которые различаются между собой величиной, фигурой, положением и движением. Материя не создается и не уничтожается, она существует вечно. Движение присуще самой материи (и никакой перводвигатель для его объяснения нам не нужен). Движение он понимал как механическое, т.е. как перемещение тел. От одного тела к другому движение передается за счет «толчков».

Фундаментальное свойство любого тела – занимать некоторое пространство и простираться вместе с ним. Но при этом протяженность нельзя путать с протяженным телом; аналогично движущееся и покоящееся тело не есть само движение или покой. Протяженность (пространство), движение и покой – это акциденции, т.е. «формы нашего восприятия тела», а не свойство самих тел.

Этика . Гоббс считает, что существует единая и универсальная «природа человека». Естественными законами этой природы и объясняются в первую очередь все человеческие поступки. В природе человека лежит стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствиям. Поэтому «благом» для человека является предмет желания и влечения, «злом» - предмет отвращения и ненависти. Добродетели и пороки – это то, что при разумном понимании может быть оценено, соответственно, как способствующее или мешающее достижению блага.

Поскольку гражданский мир является величайшим благом, то гражданские добродетели. Способствующие ему, соответствуют естественным законам нравственности. Таким образом, социальные законы коренятся в природе человека, которая есть часть природы в целом. Отсюда основа социальных законов вытекает из естественных законов.

Социальная философия . Великие географические открытия эпохи Возрождения позволили европейцам обнаружить, что значительная часть населения Земли живет вне государственного устройства (в условиях первобытного строя0. Этот факт со всей остротой поставил перед учеными проблему происхождения государства. А революции Нового времени, и прежде всего первая английская революция, значительно подорвали веру в божественное происхождение королевской власти.

Гоббс определял государство не как божественное установление, а как «искусственное тело», созданное людьми. В истории человечества он выделял две основные стадии: догосударственную («естественное состояние») и государственную. В естественном состоянии люди живут разобщенно и находятся в состоянии войны «каждого против всех» (по принципу «человек человеку – волк»). Рассматривая вопрос о происхождении государства, Гоббс закладывает основы теории «общественного договора», получившей широкое распространение в эпоху Просвещения.

Государство возникло в результате добровольного договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности. При этом граждане сами ограничили свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. На правителя (государя) возлагается обязанность охраны мира и всеобщего благоденствия. Благо народа – это высшая ель государства; для этого государство должно быть централизованным и единым. Лучшая форма правления – монархия.

Судьба учения.

Идеи Гоббса оказали большое влияние на философию эпохи Просвещения: как на развитие материализма, так и на становление учения о государстве.

Томас Гоббс, фото которого представлено в статье, родился в Малмсбери в 1588 году, 5 апреля. Он являлся Его концепции получили распространение в таких научных областях, как и геометрия, теология и этика. Рассмотрим далее, чем стал известен Томас Гоббс. Краткая биография деятеля также будет описана в статье.

Историческая справка

Томас Гоббс, биография которого наполнена главным образом работой над своими трудами и формулированием концепций, появился на свет преждевременно. Это было обусловлено тревогой его матери приближением испанской армады к Англии. Тем не менее он смог дожить до 91 года, сохранив в течение всех своих лет ясность ума. Образование этот деятель получил в Оксфорде. Его интересовали географические карты, путешествия мореплавателей. Идеи Томаса Гоббса формировались под влиянием выдающихся мыслителей его времени. В частности, он был знаком с Декартом, Гассенди, Мерсенном. В свое время он работал в качестве секретаря у Бэкона. Беседы с ним оказали далеко не последнее влияние на взгляды Томаса Гоббса. Его также интересовали труды Кеплера и Галилея. С последним он встречался в Италии в 1637-м.

Томас Гоббс: биография

По мировоззрению он был монархистом. С 1640-го по 1651-й. Томас Гоббс пребывал в эмиграции во Франции. Его основные концепции формировались под воздействием Вернувшись в эту страну после окончания гражданской войны, он порвал с роялистами. В Лондоне Гоббс попытался идеологически обосновать политическую деятельность Кромвеля, чья диктатура установилась после революции.

Вопросы человека

Томас Гоббс был очень близок к событиям своего времени. Его главной мыслью был мир и безопасность сограждан. Проблемы общества стали центральным элементом в работе, которую начал Томас Гоббс. Основные идеи мыслителя касались вопросов человека. В самом начале своей деятельности он задумал издать трилогию. В первой части должно было описываться тело, во второй - человек, в третьей - гражданин. Первым томом, однако, стал последний из задуманных. Трактат "О гражданине" был издан в 1642 году. Труд "О теле" опубликовали в 1655-м, а спустя три года вышла часть "О человеке". В 1651 году был опубликован "Левиафан" - самый объемный и значимый труд, который создал Томас Гоббс. Философия (кратко и в общем виде) описывалась им в начальных главах произведения. В остальной части рассматривались вопросы социального и государственного устройства.

Томас Гоббс: кратко о концепции

Мыслитель жаловался на недостаточный прогресс своих предшественников. Его работы должны были исправить сложившееся неудовлетворительное положение. Он поставил задачу установить элементы, которые станут почвой для развития "истинной" и "чистой" науки при условии использования предложенного метода. Так, он предполагал предотвращение появления ошибочных концепций. Томас Гоббс акцентировал внимание на важности методологии в сфере научного познания. Эти мысли перекликаются с мировоззрением Бэкона, который выступал против схоластики. Следует сказать, что заинтересованность в методологии была свойственна многим деятелям 17-го столетия.

Специфика мысли

Сложно назвать какое-то одно конкретное направление науки, приверженцем которого был Томас Гоббс. Философия мыслителя, с одной стороны, базировалась на эмпирических исследованиях. С другой же стороны, он являлся сторонником использования математического метода. Он применял его не только непосредственно в точной науке, но и в прочих областях знаний. В первую очередь математический метод использовался им в политической науке. К этой дисциплине относилась совокупность знаний об общественном состоянии, которая позволяла правительству формировать и поддерживать мирные условия. Специфика мысли состояла в первую очередь в использовании метода, выведенного из физики Галилея. Последний применял механику и геометрию при проведении анализа и составления предсказаний явлений и событий в физическом мире. Все это Томас Гоббс перенес в сферу изучения человеческой деятельности. Он считал, что при установлении определенных фактов о людской природе, из них можно выделить способы поведения индивидов в конкретных обстоятельствах. Люди, по его мнению, должны изучаться в качестве одного из аспектов материального мира. Что касается человеческих склонностей и страстей, то их можно исследовать на базе физических перемещений и их причин. Теория Томаса Гоббса базировалась, таким образом, на принципе, выведенном Галилеем. Он утверждал, что все существующее - в движении.

Суть концепции

Окружающий мир, природу Гоббс рассматривал как комплекс протяженных тел. Вещи, их изменения, по его мнению, происходят потому, что движутся материальные элементы. Это явление понималось им как механическое перемещение. Движения передаются с помощью толчка. Он провоцирует в теле усилие. Оно, в свою очередь, переходит в движение. Аналогичным образом Гоббс трактует духовную жизнь людей и животных, состоящую из ощущений. Этими положениями и выражается механическая концепция Томаса Гоббса.

Познание

Гоббс считал, что оно осуществляется посредством "идей". Их источником выступают исключительно чувственные восприятия окружающего мира. Никакая идея, считал Гоббс, не может являться врожденной. При этом внешние чувства, кроме прочего, выступали в качестве познания в целом. Содержание идей не может зависеть от человеческого сознания. Ум осуществляет активную деятельность и перерабатывает мысли путем сравнения, разделения, соединения. Эта концепция легла в основу учения о знании. Аналогично Бэкону, Гоббс акцентировал внимание на эмпирическом истолковании, присоединяясь при этом к сенсуалистической позиции. Он полагал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которое возникло бы первоначально частично либо целиком в органах ощущения. Гоббс считал, что приобретение знания осуществляется из опыта. Из ощущений, по его мнению, исходила вся наука. Рациональным знанием он считал дело чувств, ложных либо подлинных, выраженных в словах, и языка. Суждения формируются посредством сочетания языковых элементов, обозначающих ощущения, за пределами которых ничего нет.

Математические истины

Гоббс считал, что для мышления в обыденных условиях вполне будет достаточно просто знания фактов. Однако этого очень мало для научного познания. Для этой сферы требуется необходимость и всеобщность. Они, в свою очередь, достигаются исключительно математикой. Именно с ней Гоббс отождествлял Но собственные рационалистические позиции, которые сходны с декартовскими, он сочетал с эмпирической концепцией. По его мнению, достижение истин в математике осуществляется словами, а не непосредственным опытом чувств.

Значимость языка

Гоббс активно развивал эту концепцию. Он считал, что любой язык выступает в качестве результата человеческого соглашения. Базируясь на позициях номинализма, слова назывались именами, которым свойственна условность. Они выступали для него в форме произвольной метки относительно какой-либо вещи. При приобретении этими элементами общего значения для солидной в той либо иной степени группы людей, они переходят в категорию имен-знаков. В "Левиафане" Гоббс говорил о том, что для человека, ищущего точную истину, необходимо помнить обозначение каждого имени, которое он использует. В противном случае он попадет в ловушку слов. Чем больше человек будет тратить сил, чтобы выбраться из нее, тем сильнее будет запутываться. Точность слов по Гоббсу следует определять дефинициями, посредством которых происходит устранение двусмысленности, но не интуицией, как считал Декарт. По номиналистической концепции вещи или мысли могут быть частными. Слова, в свою очередь, могут являться и общими. Однако "общего" по концепции номинализма не существует.

Источник движения

Онтологические воззрения, посредством которых объяснялся окружающий мир, натыкались на определенные препятствия. В частности, трудности возникали в вопросе по источнику движения. В качестве него в "Левиафане" и трактате "О гражданине" был объявлен Бог. Последующие перемещения вещей, по мнению Гоббса, происходят вне зависимости от него. Воззрения мыслителя, таким образом, расходились с преобладающими в тот период религиозными представлениями.

Проблемы механического материализма

В качестве одной из них выступало понимание человека. Гоббс рассматривал его жизнедеятельность как исключительно механический процесс. В нем сердце выступало как пружина, нервы - как нити, суставы - в качестве колес. Эти элементы сообщают движение всей машине. Человеческая психика полностью объяснялась механистически. Вторым вопросом была свобода воли. Гоббс в своих работах отвечал на него вполне ясно и прямо, соответствуя своим принципам. Он говорил о том, что все происходит из-за того, что оно необходимо. Частью этой причинной системы выступают люди. Вместе с этим свобода человека не может пониматься как независимость от необходимости. Он говорил, что движение индивида к желаемому может не иметь препятствий. В таком случае действие считается свободным. Если возникают какие-то препятствия, то движение ограничивается. Речь в этом случае ведется о внешних проблемах. Если достижению желаемого препятствует что-либо внутри человека, то это не рассматривается как а предстает в качестве естественного недостатка индивида.

Социальная сфера

Она занимает достаточно много места в философии Гоббса. Социальному аспекту посвящены "Левиафан" и трактат "О гражданине". Следуя за некоторыми гуманистами, он акцентировал внимание на роли личности в жизни общества. Глава 13 "Левиафана" содержит описание "естественного состояния" людей. В нем, то есть по своей природе, люди мало отличаются по способностям друг от друга. При этом Гоббс считает, что человеческое существо и сама природа ни злые, ни добрые. В естественном состоянии все индивиды осуществляют на сохранение жизни и избежание смерти. "Счастье существования" заключается в постоянном успехе исполнения желаний. Однако оно не может являться всегда спокойным довольствием, поскольку, как считает Гоббс, жизнь не существует без чувств и потребностей. Естественное состояние людей заключается в том, что при движении к желаемому каждый человек сталкивается с другим индивидом. Стремясь к миру и безопасности, люди постоянно вовлекаются в конфликты. В своем естественном состоянии человек следует природным законам самосохранения. Каждый здесь имеет право на все, что способен получить с использованием силы. Такое положение Гоббс трактует как войну против всех, когда "человек другому волк".

Формирование государства

Именно это, по мнению Гоббса, может способствовать изменению ситуации. Чтобы выжить каждый индивид должен передать часть своей первоначальной свободы субъекту. Он взамен мира будет осуществлять неограниченную власть. Люди отказываются от части свободы в пользу монарха. Он, в свою очередь, единолично будет обеспечивать их социальную сплоченность. В результате формируется государство Левиафан. Это мощное, гордое, но смертное существо, которое является высшим на Земле и подчиняется божественным законам.

Власть

Она создается посредством общественного договора между участвующими индивидами. Централизованная власть поддерживает порядок в обществе и обеспечивает выживание населения. Договор дает мирное существование только одним способом. Он выражается в сосредоточении всей силы и власти в собрании определенных людей или в одном индивиде, которые смогли бы свести все волеизъявления граждан в единое. При этом существуют естественные законы, ограничивающие влияние суверена. Всего их, по Гоббсу, 12. Однако все они объединены одной мыслью о том, что не следует делать другому того, чего человек не пожелал бы, чтобы было реализовано в отношении его самого. Эта моральная норма считалась важным самоограничивающим механизмом для постоянного человеческого эгоизма, заставлявшая считаться с наличием его у остальных.

Заключение

Социальная концепция Гоббса подвергалась критике современников по различным направлениям. В первую очередь возражали против рассмотрения человеческого существа в качестве части материи, находящейся в движении. Отрицательную реакцию вызвала и его мрачная иллюстрация людской природы и существования индивидов в естественном состоянии. Критиковалась и его позиция относительно абсолютной власти, отрицание божественной силы суверена и так далее. Тем не менее историческое значение концепций Гоббса и их воздействие на жизнь потомков поистине огромны.


По предмету ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Тема : « ТОМАС ГОББС »

Студента 3 курса

очного отделения

группы ЮО-303

Оськина А.В.

Преподаватель: ШЕСТАЕВ Н.Т.

Москва 2001г.

ПЛАН :

1. Введение

2. Биография и вкратце об основных сочинениях

3. Гоббс о человеческой природе и праве

4. Учение о государстве

5. Экономические воззрения

6. Заключение


ВВЕДЕНИЕ.

Одним из наиболее выдающихся английских мыслителей по праву считается Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Именно ему, его политическим и правовым взглядам и посвящен мой реферат.

Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все известные тогда области научного знания - сыграли очень важную роль в истории развития философской мысли. Однако в центре его внимания были именно правовые и социально-политические вопросы. Его главный политический и социологический труд “Левиафан” стал для многих мыслителей Нового времени источником и стимулом к исследованию природы государственной власти, вопросов морали и права.

Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного устройства была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями в период XVI-XVII века - период создания национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов. В Англии, в условиях революции и гражданской войны, эта проблема стояла особенно остро. Поэтому становление Гоббса как мыслителя невозможно отделить от эпохи английской буржуазной революции XVII в., без сомнения повлиявшей на его взгляды.


БИОГРАФИЯ И ВКРАТЦЕ ОБ ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЯХ.

Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года вблизи небольшого городка Мальмсбери, расположенного в северной части Уилтшира, одного из юго-восточных графств Англии. Его отец был скромным сельским священником, мать происходила из простой крестьянской семьи.

Первоначальное образование Гоббс получает в приходской школе. Так как у мальчика обнаруживаются недюжинные способности и большая склонность к учебе, его определяют в восьмилетнем возрасте в городскую школу Мальсмбери. Затем Гоббс учится в соседнем Веспорте, в частном учебном заведении, открытом там неким Латимером, любителем и знатоком древних языков. Латимер обратил внимание на одаренного ребенка и стал давать ему по вечерам дополнительные уроки. Успехи Гоббса были настолько велики, что в неполных 14 лет он смог сделать стихотворный латинский перевод трагедии древнегреческого драматурга Еврипида “Медея”.

В 1603 г. при содействии Латимера и материальной поддержке своего дяди, состоятельного ремесленника, заменившего ему умершего незадолго до этого отца, Гоббс поступает в один из колледжей Оксфордского университета. Там он провел пять лет, узучая аристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои познания в греческом и латинском языках. Получив ученую степень бакалавра искусств и право чтения лекций по логике, молодой Гоббс не захотел, однако, пополнить собою ряды университетских преподавателей.

Не известно, как сложилась бы судьба будущего философа, если бы он не получил предложение стать наставником и компаньоном юного барона Кавендиша, носившего затем титул графа Девонширского. Гоббс дал свое согласие и в 1608 г. вошел в семью приближенных ко двору аристократов, сначала на правах домашнего учителя, потом личного секретаря. В это время у него появляются связи среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии.

В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его поездки на Европейский континент (его пребывание в Европе составило в общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали английскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с ее виднейшими представителями, и принять самое активное

участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени. Посте-

пенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения.

В 1626 г. появляется сделанный Гоббсом английский перевод древнегреческого историка Фукидида. В предисловии он пытался объяснить, что история Пелопонесской войны поможет его современникам лучше понять общественно-политическую действительность. Нет нужды доказывать, что эти мысли были навеяны Гоббсу теми процессами, которые происходили в то время в политической жизни Англии, стоявшей на пороге гражданской войны.

В 1636 г. Гоббс встречается с Галилеем и имеет возможность, путем непосредственного общения с великим итальянским ученым, еще глубже познакомиться с его естественно научными и философскими идеями. 1637 г. застает Гоббса снова в Англии, где постепенно складывается революционная ситуация. Томас Гоббс, простолюдин от рождения, жил в течение многих лет в семье английских аристократов, постоянно общался с представителями высшей знати, среди которых у него было немало друзей и знакомых. Все это не могло не отразиться на политических взглядах Гоббса.

В 1640 г. Гоббс создает первый набросок будущей философской системы. Сочинение, получившее название “Основы права”, касается как вопросов о человеке и его природе, так и политических проблем. В нем доказывается, в частности, преобладание абсолютной власти. Однако защиту суверенных прав верховной власти Гоббс строит не на ссылках на божественный характер монархии, а на принципах теории естественного права и договорного происхождения государства. Сочинение хотя и не было опубликовано, получило довольно широкую огласку. Оно, распространяясь в рукописных списках, стало известно и в придворных кругах и сторонникам парламента. Понятно, что парламентские лидеры не могли одобрить политических симпатий Гоббса. Опасаясь, что его могут привлечь к ответственности как защитника единовластия короля, Гоббс покидает Англию. Это было последнее и самое длительное пребывание Гоббса за границей. Оно продолжалось свыше десяти лет (с 1640 по 1651 г.) и сыграло большую роль в жизни философа.

Годы своего вынужденного изгнания Гоббс проводит во Франции, ставшей во время революции убежищем многих английских эмигрантов.

Именно в это время он интенсивно работает над осуществлением своего замысла – создать философскую систему, которая охватила бы три области действительности: мир неодушевленных тел, человека и гражданское общество. Однако заключительная часть “Основ философии” (так назвал Гоббс свою систему) появляется на свет первой. Это была книга Гоббса “О гражданине”, изданная в 1642 г. в Париже на латинском языке. Книга вышла без указания автора и небольшим тиражом, поскольку предназначалось лишь для узкого круга лиц, которых Гоббс хотел ознакомить со своим сочинением. Он рассчитывал впоследствии переиздать его, учтя критические замечания и возражения. И действительно, второе издание “О гражданине”, появившееся в Амстердаме в 1647 г. содержало пространные замечания, в которых Гоббс давал ответ своим неназванным оппонентам. В предисловии к этому изданию Гоббс объяснил причины, побудившие его отказаться от первоначального замысла и опубликовать третью часть “Основ философии” раньше двух предыдущих. Он прямо ссылался на события в Англии, связанные с началом революции и гражданской войной. Эти события, отмечал Гоббс, вынудили его ускорить написание “О гражданине” и отложить до более позднего времени работу над другими частями его системы.

Гоббс не скрывал от читателей, что, излагая свои взгляды о правах верховной власти и об обязанностях гражданина повиноваться ей, он надеялся положить конец спорам по этому вопросу и способствовать тем самым прекращению “смуты” в государстве. Убеждая читателей, что подчинение государственной власти несовместимо с участием “в восстании, заговоре или союзе против государства”, Гоббс откровенно заявлял, что осуждает тех, кто развязал войну против законной власти.

Вернемся же к биографии мыслителя. В 1646 г. в жизни Гоббса происходит еще одно важное событие. Он получает предложение стать преподавателем математики наследника английского престола принца Уэльского (будущего короля Карла II). Столь почетный пост не особенно обременяет философа, и большую часть своего времени он посвящает научной деятельности. Продолжая разработку “Основ философии” Гоббс старался завершить первые две части намеченной системы – “О теле” и “О человеке”. Однако работа над рукописями продвигалась очень медленно, и прошло немало лет, прежде названные сочинения были опубликованы. Одной из причин такой задержки явилась тяжелая болезнь Гоббса, едва не стоившая ему жизни. Заболев в августе 1647 г. Гоббс около трех месяцев был прикован к постели. Он настолько плохо чувствовал себя, что распорядился передать все свои рукописи парижским друзьям, с тем, чтобы они были изданы после его смерти. Но, в конце концов, организм его справился с болезнью, и Гоббс смог вернуться к работе над главным произведением. Это был “Левиафан” – важнейший труд Томаса Гоббса. Создание “Левиафана”, отодвинувшее на второй план его работу над “Основами философии”, было ускорено обстоятельствами внутриполитической жизни Англии, где завершилась вторая гражданская война, которая принесла победу парламента и свержение монархии. “Левиафан” вышел свет в 1651 г. в Лондоне на английском языке. Полное название книги: “Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского”. В этом произведении государство уподобляется библейскому чудовищу, о котором в книге Иова говориться, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс, по его собственным словам, стремился поднять авторитет гражданской власти, с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в придаток государственной власти. Вместе с тем Гоббс хотел обосновать своим произведением законность той формы правления, которая утвердилась в Англии в результате победы буржуазной революции, и необходимость повиновения новой власти со стороны всех граждан. Понятно, что содержание книги Гоббса нельзя сводить лишь к оправданию диктатуры Кромвеля. “Я говорю не о людях у власти, а (абстрактно) о седалище власти...” – писал Гоббс в посвящении.

“Левиафан” представляет собой наиболее полное и систематическое изложение социально – политической теории Гоббса.

Книга состоит из четырех частей. В первой части излагается учение о человеке. Вторая – посвящена происхождению и сущности государства. Третья и четвертая части книги содержат критику притязаний церкви (в особенности католической) на власть и самостоятельность по отношению к государству. Здесь же дается рационалистическая интерпретация Священного писания.

В начале 1652 г. Гоббс возвращается на родину. К тому же появление “Левиафана” не только облегчило возвращение Гоббса из эмиграции, но и обеспечило ему весьма благосклонный прием со стороны деятелей индепендентской республики. Имеются данные о том, что сам Кромвель покровительствовал Гоббсу и предложил автору “Левиафана” пост статс-секретаря. Однако активного участия в политической жизни Гоббс, правда, не принимал, но зато живо откликался на события культурной жизни, поддерживал тесные контакты с научными кругами. В 1655 г. выходит, наконец, в свет сочинение Гоббса “О теле”, представляющее собой первую часть его философской системы. Работа была написана Гоббсом на латинском языке, но уже в следующем году появляется второе, английское, издание книги. Центральное место уделено в ней вопросам методологии. Здесь же содержится развернутое изложение материалистической философии Гоббса, сложившейся под решающим влиянием математики и механики. Вторая часть “Основ философии”, получившая название “О человеке”, появляется в 1658 г., таким образом, была завершена философская трилогия, начало которой было положено в 1642 г. публикацией “О гражданине”.

25 мая 1660 г. король Карл II Стюарт торжественно въехал в Лондон. Это было начало Реставрации. В числе лиц, встречавших короля, был и Томас Гоббс. Рассказывают, что Карл II, проезжая мимо, заметил своего бывшего учителя математики и снял шляпу в знак приветствия. Однако личное знакомство с королем не избавило Гоббса от давления англиканской церкви и монархистов, которые ставили ему в вину и его призывы к повиновению государственной власти, установленной в результате победы революции, и его критические выпады против церкви и духовенства. Гоббс перерабатывает “Левиафан”, который выходит в 1668 г. в Амстердаме на латинском языке. В этом издании Гоббс осуждает мятежи, направленные против законной власти, с еще большей силой подчеркивает свою лояльность по отношению к реставрированной монархии, требует наказания ее противников. Смягчению подвергается и критика духовенства. Но несмотря на эти серьезные коррективы, общий дух произведения остается прежним. В том же 1668 г. Гоббс пишет еще одно произведение. Оно посвящается событиям гражданской войны в Англии и получает название “Бегемот или Долгий парламент” (по мнению немецкого исследователя Гоббса – Тенниса, название книги объясняется желанием автора показать, что Левиафану-государству противостоит другое чудовище – Бегемот (революция и гражданская война)). Поскольку Гоббсу запрещено было публиковать сочинения, имеющие отношение к религии и политике, “Бегемот” увидел свет лишь в 1682 г., когда его автора уже не было в живых. Несмотря на то, что Гоббс не скрывает в книге своих роялистских симпатий, она пронизана идеям антиклерикализма и убедительно показывает, что при всех своих колебаниях английский мыслитель выступал против реакции.

Последние годы жизни Гоббса проходят в интенсивной литературной работе. Он продолжает полемику со своими научными противниками, пишет книгу по истории церкви, на восемьдесят четвертом году жизни издает свою автобиографию, написанную латинскими стихами, а также приступает к переводу на английский язык поэм Гомера. В 1675 г. выходит в свет перевод “Одиссеи”, в 1676 г. “Илиады”. В 1677 г. обе поэмы появляются в одном издании.

Умер Тома Гоббс в 1679 г. на девяносто втором году жизни. Он был похоронен в Гардвиге. На могиле философа была поставлена мраморная плита с латинской эпитафией: “Достойный муж, широко известный благодаря своей учености на родине и на чужбине”.


ГОББС О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ И ПРАВЕ.


Английский философ, как и многие другие передовые мыслители

той эпохи, пытался объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов "человеческой природы". Учение Гоббса о человеке включало чрезвычайно важное положение: “люди равны от природы”. Английский мыслитель утверждал, что природа сделала людей равными в отношении их физических и умственных способностей. Имеющиеся различия в этом отношении не настолько велики, чтобы один человек мог претендовать на какое-нибудь благо исключительно для себя и в ущерб другим людям. Однако какова же человеческая природа, каковы те влечения и склонности, которые определяют, в конечном счете, поведение людей. Ответ Гоббса предельно ясен и недвусмыслен: “люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям, они ищут почета и выгод”, действуют “ради пользы или славы, то есть ради любви к себе, а не к другим”. Эгоизм объявляется, таким образом, главным стимулом человеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злы не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающих из этих желаний.

Что касается страха и недоверия людей друг к другу, то они проистекают, по Гоббсу, из-за равенства физических и умственных способностей людей. Из-за равенства же способностей людей возникает равенство надежд на достижение целей, которые они перед собой ставят. “Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами”.

Итак, в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяется жажда славы и разногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Словом возникает “война всех против всех”. В ходе такой войны люди употребляют насилие, чтобы подчинить себе других или же в целях самозащиты. Но, так или иначе, каждый является врагом каждого, полагаясь только на собственную силу и ловкость, находчивость и изобретательность.

О подобном состоянии всеобщей войны и противоборства Гоббс пишет как о “естественном состоянии человеческого рода” и трактует его как отсутствие гражданского общества, то есть государственной организации, государственно-правового регулирования жизни людей. В естественном состоянии, отмечал философ, действует лишь естественное право, позволяющее человеку “делать все, что ему угодно и против кого угодно”. Мерилом права в естественном состоянии является польза, ибо каждый человек, действуя на свой страх и риск, добивается того, что ему выгодно, что служит его интересам.

Гоббс не только не идеализировал естественное состояние человечества, а, напротив, подчеркивал, что оно мешает нормальному развитию общественной жизни, отвлекает силы и способности людей от созидательной деятельности. В естественном состоянии, писал Гоббс, нет места трудолюбию, так как никому не гарантированы плоды его труда и даже собственная безопасность. Понятно, что у людей в таком состоянии отсутствуют всякие стимулы для занятия земледелием и скотоводством, для развития ремесла и торговли. Не могут при таких условиях появиться, естественно, науки и искусства. Словом, в обществе, где нет государственной организации и управления, царят произвол и бесправие, «и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна».

Не удивительно, что люди жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Чувства и разум диктуют им необходимость отказа от естественного состояния и перехода к государственному устройству. В итоге подобных устремлений естественное право уступает место естественному закону, согласно которому «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению».

Согласно Гоббсу, следует различать право и закон, ибо право состоит в свободе делать или не делать что-либо, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы. Важно также подчеркнуть, что естественный закон, по Гоббсу, не есть результат соглашения людей, а представляет собой предписание человеческого разума. Страх смерти, желание не только сохранить свою жизнь, но и сделать ее приятной - таковы, по Гоббсу, чувства, склоняющие людей к миру. Разум же подсказывает людям тот путь, который может обеспечить им мирную жизнь и процветание. Таким велением «правого разума» и выступает естественный закон, предписывающий людям добиваться мира и согласия.

Первый и основной естественный закон гласит: нужно искать мир всюду, где можно его достичь ; там же, где мира достичь невозможно, нужно искать помощи для ведения войны . Из основного закона Гоббс выводит, остальные естественные законы. При этом особое значение он придает второму естественному закону, гласящему: « ... право всех на все невозможно сохранить, необходимо или перенести на других некоторые права, или отказаться от них ».

Комментируя этот закон, Гоббс указывает, что в том случае, если бы каждый человек стремился удержать свое право на все, люди находились бы в состоянии войны. Но так как, согласно первому естественному закону, люди стремятся к миру, то они должны согласиться отказаться от права на все вещи и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую они допустили бы по отношению к себе. Но что значит отказ от права? Отказаться от права на что-нибудь, поясняет Гоббс в «Левиафане», это значит лишиться свободы препятствовать другому человеку пользоваться правом на то же самое. Тот, кто отказывается от своего права, не дает этим ни одному человеку права, которым последний не обладал бы ранее, ибо от природы все люди имеют право на все. “Отказаться от своего права означает лишь устраниться с пути другого, означает лишь устраниться с пути другого, с тем, чтобы не препятствовать ему в использовании его первоначального права”. Отрекаясь или отступаясь от своего права, человек берет тем самым на себя определенное обязательство, или долг. Причем сила подобных обязательств лежит не в их собственной природе, подчеркивает автор “Левиафана”, ибо человек весьма легко нарушает данное им слово, а в боязни того зла, которое неминуемо влечет за собой их нарушение. Важно также отметить, что, согласно Гоббсу, не все права человека могут быть отчуждаемы. Прежде всего человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и оказывать сопротивление тем, кто нападает на него. Нельзя требовать и отказа от права сопротивления насилию, попыткам лишения свободы, заключения в тюрьму и т.п. Отчуждение прав может происходить посредством или простого отречения от них, или же перенесением на другое лицо. Взаимное перенесение прав осуществляется людьми в форме договора. Соглашения могут заключаться людьми как под влиянием страха, так и добровольно.

Всего в “Левиафане” Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов. Достаточно сказать, что большинство из них носит характер требований и запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д. Резюмируя все естественные законы, Гоббс сводит их к одному общему правилу: ” не делай другим того , чего ты не желал бы , чтобы было сделано по отношению к тебе ".

Именно государство, подчеркивал мыслитель, созданное в целях обеспечения мира и безопасности, в состоянии гарантировать соблюдение естественных законов, придавая им характер законов гражданских. Гражданские законы, по своему содержанию совпадают с естественными законами и отличаются от них только тем, что опираются на силу государственной власти. Поэтому всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, так как последние по сути являются теми же естественными законами. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства.

УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ.


В своей книге “О гражданине”, Гоббс в систематической форме трактовал вопросы о происхождении и сущности государства. Ошибочное, по мнению Гоббса, положение о том, что человек есть общественное животное имеет своим источником поверхностное рассмотрение человеческой природы. Когда гражданское общество уже установлено, когда государство давно существует, может показаться, замечает Гоббс, что люди не в состоянии жить вне общества, что ими движет прирожденная склонность к общественной жизни. Однако первоначальное состояние людей, которое существовало до возникновения государства, было состоянием ожесточенной и всеобщей войны, постоянного соперничества, жестокой конкуренции. Это состояние войны всех против всех Гоббс отнюдь не случайно называл естественным состоянием человеческого рода. Оно является таковым, потому что соответствует эгоистической природе человека, его животному естеству. Но люди обладают не только “животными страстями”, у них есть также страсти, склоняющие их к миру: страх смерти, чувство самосохранения. Главное же состоит в том, что у людей есть “естественный разум”, велением которого и выступает требование мира. Это требование - первый и основной естественный закон, который предписывает людям вступить в соглашение друг с другом с целью обеспечения безопасности. Гарантией же безопасности может быть только такая общая власть, которая объединяет и сплачивает множество людей, которая обладает реальной силой, чтобы защищать людей от внешних врагов и от несправедливостей, чинимых друг другу. Короче говоря, чтобы люди жили в мире, чтобы они могли заниматься мирным трудом, необходима абсолютная власть государства – того великого Левиафана, которому мы обязаны своим миром и своей защитой.

Это власть земного, а не небесного происхождения. Она возникла не по божественному установлению, а в результате общественного договора, добровольного соглашения людей. Правда существует и другой путь образования государства. Это путь, основанный на силе и завоевании. Гоббс называет его “естественным способом происхождения государства”. Но философ отдает предпочтение политическому государству, установленному самими людьми в своих общих интересах. В этом случае “граждане по собственному решению подчиняют себя господству одного человека или собранию людей, наделяемых верховной властью”. В сосредоточении власти в руках одного человека или же собрания людей Гоббс и усматривал сущность государства. Развернутое же определение последнего, содержащееся в “Левиафане”, гласит: “государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло испытать силу и средства их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты”. В этом определении следует обратить внимание на три момента: 1) Государство есть единое лицо. Это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и “собранию людей”. Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан “в единую волю”. 2) Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственным за эти действия. 3) Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными, и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.

Государство по Гоббсу, это - великая и могучая сила, своего рода “смертный Бог”, безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и обеспечения безопасности, то есть в своих собственных интересах, она действует так, как считает нужным, и, ни в чем сама не зависит от своих подданных, требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания. И Гоббс делает вывод: “Верховная власть не может быть по праву уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была установлена”.

Для оправдания верховной власти государства Гоббс выдвигает тезис: “Верховная власть не столь пагубна, как отсутствие ее”. Развивая его, философ утверждал, что неудобства и стеснения, проистекающие из-за неограниченной власти суверена над подданными, не идут ни в какое сравнение с бедствиями и несчастьями, сопутствующими гражданской войне, или состоянием безвластья, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой власти, удерживающей их от грабежа и насилия. Словом, единственной альтернативой состоянию войны всех против всех служит, по Гоббсу, ничем не ограниченная государственная власть. Интересно, что прерогативы верховной власти распространялись Гоббсом и на имущественные отношения граждан и на их духовную жизнь. Государство и только государство может предписывать те правила, которые указывают каждому человеку, какими благами он может пользоваться и какие действия он может предпринимать с целью преумножения этих благ. Государство стоит на страже частной собственности граждан, да и само существование собственности целиком зависит, по Гоббсу, от установления верховной власти, ибо до этого, в естественном состоянии, когда все люди имели право на все, ни о каком владении собственностью не могло быть и речи. Государство призвано осуществлять контроль и за умами своих подданных, следить за тем, чтобы не получали распространения мнения и учения, противодействующие миру и согласию. С этой целью Гоббс считает не только возможным, но и необходимым введение цензуры. По мнению Гоббса, свобода подданных вполне совместима с неограниченной властью суверена, если под свободой понимается не свобода от законов, а свобода делать то, что не указано в соглашениях с властью. Гоббс выступал против мелочной регламентации личной жизни граждан со стороны верховной власти, которая предоставляла известные права и свободы в этой области. “Законы не должны регулировать дела людей более детально, чем того требует благо граждан и государства”,-отмечал философ.

Гоббс выступает как противник теории разделения властей, согласно которой законодательная, исполнительная и судебная власти не должны совпадать. Такое разделение властей было для него единственной причиной гражданской войны в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение (обеспечение мира и безопасности граждан), должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду и контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею, и только от нее получают свою силу. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.

Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс, тем не менее, оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон своей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

Уподобляя государство Левиафану (который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны которого он создан), Гоббс подчеркивает, что всякий государственный организм может существовать только в условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война – его смерть. Таким образом, Гоббс выявляет причины, ведущие его к распаду и гибели. На первое место он ставит недостаточность абсолютной власти, считая это главным источником внутренних междоусобиц. Затем идут различные “ложные учения”, противоречащие природе государства и способствующие его ослаблению. К ним Гоббс относит, прежде всего, мнение, согласно которому каждый отдельный человек вправе решать, какие действия хороши и какие дурны. Отвергая это мнение, Гоббс вновь подчеркивает, что мерилом добра и зла является гражданский закон, а судьей – законодатель, который всегда представляет государство. К ложным учениям, направленным против сущности государства, Гоббс относит также упоминавшееся мною раньше учение о делимости верховной власти. Делить власть, – значит разрушать ее, доказывает философ.

Особый взгляд был у Гоббса и на межгосударственные отношения. Эти отношения могут быть, по Гоббсу, только отношениями соперничества и вражды. Государства представляют собой военные лагеря, защищающиеся друг от друга с помощью солдат и оружия; они находятся в положении гладиаторов, направляющих оружие друг на друга и зорко следящих друг за другом. Государства как бы пребывают в состоянии войны всех против всех, в котором были люди до установления государственной власти. И такое состояние государств, подчеркивает Гоббс, следует считать естественным, так как они не подчиняются никакой общей власти, и неустойчивый мир между ними вскоре нарушается.


Ни один политический мыслитель, начиная с Платона и Аристотеля, не обходил своим вниманием вопрос о формах государственного правления. Не мог пройти мимо этого вопроса и Гоббс. Он различает три вида государства: монархию, демократию и аристократию. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет право голоса. Этот вид государства Гоббс называет также народоправством. К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их. Что касается других форм правления (таких как тирания и олигархия), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии. Смысл этих терминов состоит по Гоббсу в том, что в них вкладывается порицание соответствующих форм государственного устройства. Те, кто осуждает монархию, именуют ее тиранией. Те же, кто не доволен аристократией, называют ее олигархией. На том же основании люди, несогласные с демократией характеризуют ее как анархию, что обозначает отсутствие всякого правления. Надо отметить, что Гоббс не уделял особого внимания проблеме государственных форм. По его мнению, “власть, если только она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах”. И все же симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства и более других пригодна к осуществлению той цели, во имя которой и создано государство, “а именно к водворению мира и обеспечению безопасности народа”.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ.


По Гоббсу, абсолютная власть государства распространяется и на экономическую жизнь общества. А так как одной из главных функций государства является забота о благосостоянии граждан, то этим и объясняется внимательное исследование Гоббсом экономической политики и вопросов, связанных с производством и распределением материальных благ. Все эти вопросы получили отражение в различных сочинениях философа, и, прежде всего, в “Левиафане”.

Производство и распределение целиком зависят от государства, и регулируется им. Государство устанавливает и формы собственности: от него и только от него, по Гоббсу, исходит решение вопроса о том, что есть мое, твое и его. В первую очередь государство распределяет среди подданных земли. Причем право собственности подданного на свои земли исключает право пользования ими всех других поданных, но не суверена. Как и распределение земель в стране, точно также делом суверена является определение мест и объектов внешней торговли. Эта монополия внешней торговли мотивировалась Гоббсом тем, что предоставление права торговать с другими странами частным лицам может быть использовано во вред государству. Государству принадлежит, наконец, право регулировать имущественные отношения между подданными, определять, в какой форме должны заключаться различные договоры и сделки.

“Деньги – кровь государства” – утверждает Гоббс. Он обращает внимание на такие функции денег, как мерило ценности всех вещей, средство обращения и накопления. Недостаток денежных средств, необходимых для потребностей государства, Гоббс рассматривает как одну из причин его ослабления и даже возможной гибели. Ответственность за образование дефецита в государственном бюджете мыслитель возлагает на подданных. Он вменяет им в вину то, что они забывают о правах суверена на их землю и движимое имущество, полагая, что могут полностью распоряжаться своею собственностью. Отсюда и возникают трудности при взимании денег, особенно когда надвигается война и государству требуется увеличить поступления в казну. Поэтому в этих условиях, считает Гоббс, верховная власть вправе прибегнуть к насильственным мерам.

От государственной власти требуется справедливо взимать налоги с подданных, осуществляя при этом равномерное налогообложение. Последнее может быть достигнуто, по мнению Гоббса, лишь тогда, когда сумма налога будет определяться не размером богатства, а размером потребления.

Гоббс вменяет в обязанность государства и заботу о нетрудоспособных членах общества. Что касается здоровых и физически сильных людей, то они обязаны трудиться и если они отлынивают от работы, то государство должно заставить их работать. Если же масса трудоспособных, но не обеспеченных работой людей продолжает расти, то они должны быть переселены в недостаточно заселенные страны. Когда же весь мир окажется перенаселенным, тогда останется как самое последнее средство – война.

Потомство и дети государства, - это колонии. Их основывает группы людей, чтобы заселит чужую страну. Когда колония устроилась, то переселенцы или образуют самостоятельное государство, или же остаются провинциями того государства, из которого они вышли.

Характеризуя высший закон государства – заботиться о благе народа, Гоббс подчеркивал, что его выполнение требует от верховной власти не только охранять мир и безопасность граждан, но и содействовать их обогащению. Последнее же достигается с помощью законов, поощряющих развитие искусств и ремесел, приносящих выгоду и предписывающих вместе с тем бережливость. Частное богатство не должно быть поэтому чрезмерным, “ибо деньгам повинуются все”, и они могут использоваться во вред общему благу.. Что же касается тех законных средств, которые ведут к обогащению, то их три, а именно: «доход с земли и воды, труд и бережливость...». Использование этих средств предполагает, по мнению Гоббса, всемерное развитие земледелия и рыболовства, поощарение мереплавания, а также механики и математики. Одновременно должны быть приняты законы, запрещающие безделье и осуждающие расточительство.

Следует добавить, что социально-политическая программа Гоббса содержит ряд замечательных догадок и предвосхищений, которые были развиты впоследствии классиками английской политической экономии: Смитом, Петти, Рикардо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Есть много спорных, неоднозначных моментов в мировоззрении Гоббса, однако вряд ли можно найти другого такого теоретика государства, права, морали, который пользовался на протяжении XVII – XVIII вв. (да и более позднего периода) таким же вниманием как Томас Гоббс. Можно почти с уверенностью сказать, что практически все концепции государства и права Европы того времени складывались в значительной степени под знаком проблем, которые поднял этот великий английский мыслитель.

Гоббса, рассматривающего в своих трудах человека не столько как особое физическое тело, сколько как гражданина, частицу общественного организма - также можно по праву считать одним из основоположников социологии.

И не случайно имя Томаса Гоббса навсегда вошло в историю философии, историю социальной, правовой и политической мысли.

ЛИТЕРАТУРА:

1. “История правовых и политических учений” под ред. Нерсесянца В.С. Изд-во “Норма-Инфра”. 1997г.

2. “Томас Гоббс”. Мееровский Б.В. Изд-во “Мысль”.1975г.

3. “Философский энциклопедический словарь”. Изд-во “Советская энциклопедия”. 1989г.

4. “Мир философии”. Изд-во “Издательство политической литературы”. 1991г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.