Темное царство в пьесе гроза и бесприданница. “Темное царство” в новое время (о пьесе “Бесприданница” А. Н. Островского). Другие сочинения по этому произведению

01.07.2020

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы « » Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе « ».

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».

Она сама соглашается с этим: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…».

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1960 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Все свои наблюдения над жизнью Поволжья переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.

Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личность – Катерина Кабанова.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе человеческую природу».

Катерина – русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни. Для языка островской героини характерны повторы («на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»), обилие ласкательных и уменьшительных слов («солнышко», «водица», «могилушка»), сравнение («ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует»). Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Поражает естественность, искренность, простота островской героини. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войдуЕ»), любит рассказывать о странницах («У нас полон дом был странниц и богомолок»), сны Катерины о «храмах золотых».

Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием «маменьки» показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» – вот последние слова Катерины.

Еще одна характерная черта островской героини – это «возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни», стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» – Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы – символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. «Е Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Итак, главное действующее лицо драмы «Гроза» вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Все против Катерины в этой сцене: и «гроза господня», и проклинающая полусумасшедшая «барыня с двумя лакеями», и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную». Бедную девушку все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что «в себе не вольна была», «себя не помнила». Если бы этой сценой заканчивалась драма «Гроза», то в ней была бы показана непобедимость «темного царства»: ведь в конце четвертого действия


Домашнее задание к уроку

1. Выберите цитатный материал для характеристики Дикого и Кабановой.
2. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры "Грозы" – Дикой и Кабанова? Что сближает их? Почему им удается "тиранствовать"? На чем держится их власть?

Дикой и Кабанова

С первых же сцен «Грозы» мы попадаем в мрачную и душную обстановку особого мира, который с легкой руки Н.А.Добролюбова получил наименование «темное царство». Этот фразеологизм – сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы» лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. Здесь царят «жестокие нравы», характеристику которых развертывает в третьем явлении первого акта Кулигин.

Задание

Обратимся к тексту. Используя приготовленный дома материал, охарактеризуйте Дикого и Кабанову. Какая оценка дана им уже на первых страницах пьесы?

Ответ

Имена Дикого и Кабановой звучат уже в экспозиции.

"Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!" – говорит Шапкин. И далее добавляет: "Хороша тоже и Кабаниха".

Кудряш уточняет: "Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался".

Кулигин (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

К у л и г и н. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Ш а п к и н. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Ш а п к и н. Хороша тоже и Кабаниха.

Уже первое появление Дикого на сцене раскрывает его натуру.

Задание

Прочитайте, как Дикой разговаривает с Борисом.

Ответ

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать.

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет?

Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался!

Вопрос

Как характеризует Дикого его речь?

Ответ

Грубый и бесцеремонный. Его речь невозможно спутать с языком остальных персонажей "Грозы". Она характеризует Дикого как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь.

Задание

Найти место в тексте, где Кулигин просит денег на громоотвод.

Ответ

С.267 д. IV, явл. II

Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. "Как с цепи сорвался!" – характеризует его Кудряш.

Вопрос

А со всеми ли грубо ведет себя Дикой? Давайте понаблюдаем, как он разговаривает с Кабановой?

Ответ

С.253 д.III, явл. II

Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит: "Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!.." Однако та его довольно быстро укротила: "Ну, ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!" Обратим внимание на то, как они называют друг друга: кум, кума. Так обычно в народе обращались к хорошо знакомым людям. В этой сцене почти нет ремарок, диалог ведется спокойно, миролюбиво.

Вопрос

А может ли еще кто-нибудь из персонажей "Грозы" противостоять Дикому?

Ответ

Да, Кудряш.

Ш а п к и н. Унять-то его некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Ш а п к и н. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Ш а п к и н. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Ш а п к и н. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно, что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Ш а п к и н. Ой ли?

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Ш а п к и н. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Вывод

Дикой куражится перед племянником, перед домашними, не отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих.

Комментарий учителя

Поведение Дикого и Кабановой можно охарактеризовать словом, которое ввел в литературу Островский – "самодуры". В одной из пьес он дал объяснение этому понятию: "Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое".

Островский не только ввел в литературу слово "самодур", но и художественно разработал само явление самодурства, выявил, на какой почве оно возникает и развивается. Что означает это слово? Самодурами обычно называют тех, кто действует по своей прихоти, по произволу, не считаясь с другими.

Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но драматург создал законченный образ, тип самодура.

Во многих сценах пьесы присутствует Кабанова, ей гораздо больше, чем Дикому, отведено в произведении времени: она одна из тех, кто активно движет действие, приближая его к трагической развязке.

Задание

Охарактеризуйте Кабанову.

Ответ

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она внешне спокойна, владеет собой. Но размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями.

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву). Ее уважает Дикой. Но это не интересует драматурга.

Вопрос

Как вы думаете, какова ее роль в пьесе?

Ответ

Кабаниха – выразитель идей и принципов "темного царства". Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности.

Вопрос

Как Кабаниха относится к своим детям? Можно ли сказать, что Кабанова любит своих детей?

Ответ

Она декларирует свою любовь к детям. Возможно, сама она даже верит в то, что любит их. С Варварой она разговаривает ласково. Зная, как несладка участь замужней женщины, позволяет ей нагуляться вволю.

К Тихону она испытывает материнскую ревность. Ей не нравится, как Тихон обращается с Катериной. Ей кажется, что Катерина отобрала у нее сына.

"Любовь" Кабанихи к своим детям – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее "заботы" доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара.

Вопрос

Каким образом Кабанова воздействует на окружающих?

Ответ

Она умело использует различные приемы для утверждения своей воли. Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно ("Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит"), и лицемерно прибедняться ("Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать"), и властно приказывать ("Смотри ж, помни! На носу себе заруби!", "В ноги кланяйся!"). Ханжество Кабанихи проявляется в частом применении церковных оборотов: "Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!"; "Только грех один!".

Вопрос

Как можно одним словом охарактеризовать натуру Кабановой?

Ответ

Властная, деспотичная.

Вопрос

Деспотичен ли Дикой?

Ответ

Образ Дикого выглядит порой комически: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненно нежелание расставаться с деньгами.

Вопрос

Кто по-настоящему деспотичен в пьесе?

Ответ

Кабаниха, с ее хитростью, лицемерием, холодной жестокостью, страшна по-настоящему.

Вопрос

Как вы думаете, что опаснее для общественной нравственности: самодурство или деспотизм? Почему?

Ответ

Деспотизм. В пьесе показан застой, стояние на месте. Последствия этого страшны и порой непредсказуемы. Он прежде всего бьет по человеку, либо отупляя его, превращая в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить, приспосабливаться, либо вызывая в нем чувство протеста. Застой тогда возможен, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове и являются Дикой и Кабанова.

Вывод

Власть Дикого и Кабановой основана на безропотном повиновении их близких и деньгах. Никто ничего не может ответить тиранам. Обитатели города Калинова не хотят менять существующее положение вещей, поэтому Дикой и Кабанова продолжают тиранствовать безнаказанно. Если положение в Калинове останется прежним, то тирания будет продолжаться еще долго. Дикой и Кабанова являются властителями "темного царства": Они не могут жить иначе, поэтому их усилия направлены к одной цели. Эта цель – сохранение своей власти.

Домашнее задание

1. Соберите материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина.
2. В нескольких словах дайте краткую характеристику каждому из них.

"Темное царство" в произведениях А.Н. Островского (по пьесам "Гроза" и "Бесприданница")

А.Н. Островский ввел читателя своими пьесами в мир купечества. Писатель удивительно ярко показал нам «темное царство» провинциальных российских городков. Особенно известны в этом плане две пьесы Островского – «Гроза» и «Бесприданница». В обеих драмах перед читателем предстает узкий консервативный мирок патриархального городка, в котором властвуют дикие нравы и обычаи. Там полновластные хозяева лишь те, у кого есть деньги, у остальных нет никаких прав по-своему думать, чувствовать, жить.

Обе пьесы показывают нам изнутри купеческую жизнь двух городов верховьев Волги – Калинова и Бряхимова. Калинов расположен в необыкновенно живописном месте, жителей города окружает прекрасный пейзаж. Но великолепие природы городка резко контрастирует с жизнью его обитателей. Калиновцы четко разграничивают свое поведение: для себя и напоказ. На виду горожане прогуливаются в лучших нарядах, имитируют смиренное, благочестивое поведение. Настоящая же их жизнь спрятана за высокими заборами. Об этом в пьесе хорошо говорит Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства».

Главные самодуры и деспоты в «Грозе» - это Дикой и Кабаниха. Савел Прокофьевич – богатый в городе купец. Но известен он всем не только благодаря своему состоянию, но еще и благодаря своему нраву. Дикой обладает вспыльчивым, взбалмошным характером, он тиран, деспот, самодур. Он груб, жесток и неудержим в своей ярости. Часто достается от купца его племяннику Борису. Борис приехал к дяде, надеясь получить наследство. В итоге, он лишь оказался в полной власти Дикого. Савел Прокофьич издевается над ним, грубит, называет лентяем, не платит жалованья. Но Борис вынужден все это терпеть, так как находится в материальной зависимости от дяди.

В пьесе подчеркивается, что богатые и властимущие люди города корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». В пример ставится именно Дикой, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но самое страшное то, что во всей округе нет силы, способной унять Дикого, поставить его на место. Даже городничий не может с ним справиться. В ответ на просьбу чиновника вести себя чуть более порядочно (слишком много жалоб стало поступать на купца), Дикой ведет себя вызывающе нагло. Он лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Другой яркий представитель купечества – это Марфа Игнатьевна Кабанова. Она тоже тиран и самодур, но у нее другие методы. Кабаниха старается в доме насадить прежние, давно изжившие себя порядки. Все новое пугает ее. Больше всего достается от нее молодому поколению, потому что от них идет угроза, они могут нарушить священные для Кабанихи правила домостроя. Поэтому Марфа Игнатьевна «поедом ест» своих домашних. Каждую секунду она указывает, что, кому и как делать. Катерина, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Кабаниха требует от нее прилюдной демонстрации горя, когда Тихон собирается на некоторое время уехать в Москву по делам: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…» Раз Катерина так не делает, значит, по убеждению купчихи, недостаточно любит Тихона.

Кабаниха религиозна до фанатизма. Но вера ее выглядит, на мой взгляд, довольно странно. Она говорит только о грехе и воздаянии. В ее душе нет места прощению, она сурова и непреклонна. Зато в городе купчиха славится своей добродетельностью. В ее доме частенько останавливаются странницы, славящие отзывчивую хозяйку. «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем заела», - замечает Кулигин. Так выглядит «темное царство» в «Грозе».

Пьеса «Бесприданница» была написана Островским спустя почти двадцать лет. За это время в России многое изменилось. Преобразились и купцы. Это уже не невежественные дикие и кабанихи. «Теперь чистая публика гуляет, - говорит хозяин кофейной Гаврило, - вот Мокий Парменыч Кнуров проминает себя». Изменился купеческий облик, стиль и образ жизни. Например, Кнуров приобщился к культуре. У него правильная, изысканная речь. Примечательно то, что Кнуров появляется на сцене с французской газетой в руках, с которой невозможно было бы себе представить Дикого или Кабаниху. Василий Данилыч Вожеватов одет в европейский костюм, что может сказать о стремлении героя к европейской жизни. Но, несмотря на все это, «просвещенные» дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров. Это раскрывается через их отношение к Ларисе.

Героиня пьесы – бесприданница, поэтому у нее нет права на любовь. Она служит для богачей украшением их компании, прекрасной вещью. Полюбив всем сердцем Паратова, девушка как бы вверяет ему себя и свое сердце. Но она не нужна герою, так как за нее ничего не дают, и он уже нашел для себя вариант выгодной женитьбы: «Найду выгоду, так все продам, что угодно». Поэтому после ночи, проведенной на корабле, Сергей Сергеевич ловко отказывается от Ларисы. Видя ее страдания, Кнуров и Вожеватов цинично разыгрывают ее в орлянку. К бедной девушке в их мире может быть только одно отношение – вещь, которую можно купить, содержанка, наложница. Выигравший Кнуров не боится людского осуждения. Ведь те деньги, которые он собирается предложить Ларисе, «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать». И, пожалуй, только смерть была способна спасти Ларису из этого беспросветного, унизительного положения. Ведь бедному в этом мире не положено иметь гордость, чувство собственного достоинства. Мы видим в «Бесприданнице», что «темное царство», купеческий мир, изменился внешне, приобрел внешний лоск, стал более образованным… Но в этом мире по-прежнему нет места любви, состраданию, милосердию, человечности.

МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгура Пермского края.

Конспект урока литературы на тему:

Выполнил: учитель русского языка и литературы Шавырин Сергей Николаевич.

Кунгур 2015 г.

«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница»

Цели урока

Обучающие:

1) проверить знание текста драмы А.Н.Островского «Бесприданница»;

2) проанализировать взаимоотношения героев драмы – представителей «темного царства»;

3) раскрыть жизненные позиции Х.И.Огудаловой, М.П.Кнурова, В.Д. Вожеватова, Ю.К.Карандышева, С.С.Паратова.

Развивающие:

1) развивать память, внимание, мышление с помощью операций синтеза, анализа, сравнения, сопоставления.

Воспитательные:

1) формировать уважение учащихся к личности человека;

2) воспитывать неприятие отрицательных качеств человека – эгоизма, бессердечия, жестокости.

3) способствовать воспитанию разносторонне развитой личности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы : презентация, DVD с фильмом «Жестокий романс», тексты произведения.

Методические приемы: беседа, демонстрация, доклады учащихся.

План урока

    Организационный момент.

    Тест на знание текста драмы «Бесприданница».

    Оформление тетрадей, эпиграф.

    Доклад учащегося «Говорящие фамилии в пьесе А.Н.Островского».

    Аналитическая беседа с учащимися с просмотром фрагментов фильма «Жестокий романс».

    Домашнее задание.

    Подведение итогов урока.

Ход урока

    Орг. момент , включающий настрой на занятие и сообщение целей урока.

    Тест (презентация)

1.Перечислите фамилию, имя и отчество основных героев драмы «Бесприданница» (Харита Игнатьевна Огудалова, Лариса Дмитриевна Огудалова, Сергей Сергеевич Паратов, Юлий Капитоныч Карандышев, Мокий Парменыч Кнуров, Василий Данилыч Вожеватов).

2.Угадайте героев «Бесприданницы»?

А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому – у английского лорда;

Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» – лакея.

В) он чуть не женился на Ларисе, а ее маму называет тетенькой?

3.Кто из героев сказал следующие фразы?

А) Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует (Кнуров)

Б) Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески (Харита Игнатьевна).

В) Мой родной, разбирайте людей. Я еду-еду, не свищу, а наеду – не спущу! (Паратов)

Г) Вещь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Наконец слово для меня найдено (Лариса).

Д) Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву! (Лариса)

Е) Я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся мне в глаза! (Карандышев).

4.О ком это сказано?

А) Он давно у них в доме вертится, года три. Гнать не гнали, а и почету большого не было. Когда перемежка случалась, никого из богатых женихов в виду не было, так и его придерживали, чтоб не совсем пусто было в доме (о Карандышеве).

Б) Ничего земного, этого житейского нет. Она создана для блеску (о Ларисе).

В) Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек, и весь город рад! (о Паратове).

Г) Она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже оязаны принять участие в ее судьбе (о Ларисе)

    Оформление тетрадей, запись темы, эпиграф.

Тема «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница».

Эпиграф

«В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалась чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях» (В.П.Буренин).

    Доклад учащегося на тему «Говорящие фамилии в пьесе А.Н.Островского».

    Беседа

Одним из самых близких людей для главной героини пьесы-Ларисы Огудаловой - является ее мать, Харита Игнатьевна Огудалова. Что мы знаем о нравственном облике и жизненных принципах Хариты Игнатьевны?

Нравственный облик Хариты Игнатьевны определяется прежде всего ее общественным положением, ее бедностью. Чтобы обеспечить свою старость, Огудалова способна обманывать, хитрить и унижаться. Дочери она говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь!»

Просмотр сцены, в которой Харита Игнатьевна берет у Кнурова деньги за подарок Вожеватова.

Сцена, в которой Огудалова берет деньги за подарок своей дочери у Кнурова показывает, что она способна врать и хитрить, и что своего она не упустит.

Каковы взаимоотношения матери и дочери?

Харита Игнатьевна готова торговать даже красотой и молодостью своей дочери. При этом она оправдывается тем, что это все она делает не для себя. Когда Кнуров намекает ей на то, что готов взять Ларису на содержание, Огудалова как бы не понимает намека, но в то же время ободряет Кнурова, не противоречит ему. А позже Огудалова почти не прекословит, когда Лариса уезжает на Волгу на пикник.

Как Харита Игнатьевна относятся к другим героям пьесы – Кнурову, Вожеватову. Карандышеву, Паратову?

К каждому из героев пьсы у Огудаловой свой подход. Кнурова, например, она очень уважает, заискивает перед ним, соглашается с каждым его словом. С Паратовым Сергеем Сергеевичем Огудалова тоже любезна, ведет с ним дружеские беседы, называет родным. А он в свою очередь называет её тетенькой. С Карандышевым Огудалова говорит пренебрежительно, с иронией, подшучивает над ним, потому что он бедный жених и незнатный.

Кто является идеалом для Хариты Игнатьевны?

Кнуров – богатый, сильный человек, перед которым она готова заискивать и унижаться

Кто такие Кнуров и Вожеватов? Каковы взаимоотношения между купцами? Как характеризуют Кнурова и Вожеватова их отношение к Ларисе?

Это богатые состоятельные купцы, которые очень гордятся своим положением С одной стороны, они друг к другу относятся с почтением, уважительно разговаривают друг с другом, но за всем этим видно их недоверие друг другу, настороженность. Особенно это проявляется, когда они говорят о Ларисе.

А как Кнуров и Вожеватов относятся к Ларисе?

Кнуров всегда почтительно разговаривает с Ларисой, вроде бы доброжелательно. Но на самом деле он её не уважает. Видит в ней только предмет своих желаний, вещь, которую хотел бы иметь.

Вожеватов тоже очень расчетлив. Хотя он знает Ларису с детства, но к ней тоже пренебрежителен и бездушен.

Просмотр сцены, в которой Кнуров и Вожеватов ведут разговор о Ларисе.

Просмотр сцены, когда Лариса обращается за помощью к Вожеватову.

Почему он ей не помог?

Он говорит, что у него слово честно- купеческое. Но мне кажется, что этим он только прикрывается, потому что у него нет настоящих теплых искренних чувств к Ларисе – ни любви, ни дружбы. Он считает, что в этом мире каждый сам за себя. А так как он знает, что Лариса не будет с ним, то он теряет к ней всякий интерес.

В драме есть герой, который иначе относится к Ларисе. Это Карандышев?

Кто такой Карандышев?

Как он держится с другими героями пьесы – Кнуровым, Вожеватовым, Паратовым?

Карандышев – небогатый мелкий чиновник. Он не любит богатых людей, потому что они унижают его. Он осуждает Кнурова. Паратова, Вожеватова, и в то же время завидует им.

Карандышев очень горд и в то же время боится попасть в смешное положение, хотя все время в него попадает (например, сцена неудачного самоубийства). Он постоянно пытается всех поучать, но никто его не слушает, все над ним смеются, никто не принимает его всерьез. И это злит и раздражает Карандышева, он решает отомстить

Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (цитаты в презентации)

Лариса не любит, конечно. Карандышева. Сначала она даже не обращает на него внимание. Но от безысходности она решается выйти за него замуж и пытается найти в нем что-нибудь хорошее, говорит ему, что хотела бы полюбить его в дальнейшем. Но Карандышев, несмотря на уверения в любви, Ларису не понимает. Он не соглашается уехать из города, не соглашается устроить скромную свадьбу, потому что брак этот для него – это способ выйти в люди, стать наравне с теми, кому он завидует, то есть наравне с Кнуровым, Паратовым

Просмотр сцены, в которой Карандышев решает мстить.

Каким мы видим Карандышева в сцене, когда он узнает о бегстве Ларисы на Волгу?

Он очень жалкий и несчастный здесь. Бегство Ларисы для него - страшный удар. Он оскорблен, унижен, чувствует горечь и растеренность, и в то же время злобу. Это было последней каплей, потому что он решается мстить и даже хватается за пистолет, решает отомстить обидчикам.

Какие чувства Карандышев вызывает у вас?

- он жалок и смешон, особенно когда он пытается всем доказать, что он чего-то стоит. Например, на званом обеде он даже не замечает, что все над ним издеваются и никто его не принимает всерьез.

- да, он вызывает с одной стороны чувство смеха, потому что он нелеп и смешон, а с другой стороны, чувство жалости, потому что он несчастный человек, ему больно и тяжело от пренебрежения других.

- я его в какой-то степени осуждаю, потому что он тоже эгоист и хотя он говорит, то любит Ларису, и действительно он ее любит, относится к ней лучше, чем другие, но он ее не понимает, и не жалеет. Вместо того, чтобы бросить это общество Кнуровых и Паратовых, уехать с Ларисой, как она просит, он решает всем отомстить и тем самым приближает трагическую развязку.

Верно, мы видим, что нигде Лариса, главная героиня, не встречает понимания.

А что объединяет всех этих героев – Огудалову Хариту Игнатьевну, Кнурова, Вожеватова, Карандышева? При ответе на этот вопрос обратите внимание на записанную нами тему урока.

-Все они относятся к этому «темному царству», являются его представителями.

-В переносном значении эти люди, наверное, и живут в этом темном царстве, где нет ничего светлого, у них только темные мысли и желания.

Какие черты темного царства вы можете назвать?

Самодурство (они думают, что им все дозволено, что для них нет преград), жадность, любовь к деньгам, богатству, жестокость, эгоизм, бессердечие, отсутствие искренности, доброты.

Учитель:

Верно, каждый из перечисленных нами героев – это представитель «темного царства» царства самодурства и жестокости, в котором одни мнят себя хозяевами, попирая все нравственные законы (Кнуров, Вожеватов), другие – рабски приспосабливаются к сильным этого мира, унижаются перед ними (Харита Игнатьевна), третьи – тайно ненавидят более успешных окружающих и в то же время зависят от них, и даже стремятся стать такими же (Карандышев).

На следующем занятии мы продолжим тему «темного царства» и попытаемся увидеть, проникают ли в «темное царство» лучи света. Мы поговорим с вами об образе Ларисы Огудаловой.

6.Домашнее задание

Подумайте над вопросами:

1.Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие герои пьесы? Каковы его жизненные принципы?

2.Какой мы видим главную героиню? К кому из литературных героинь она близка? В чем причина её гибели?

7.Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

К каким выводам пришли?

Мы говорили о говорящих фамилиях, оказывается, каждая фамилия героев драмы что-либо обозначает, как-то раскрывает героев.

Говорили о взаимоотношениях героев драмы, о их принципах, о том, как они относятся к Ларисе, главной героине.

Мы пришли к выводу, что все эти герои – Кнуров, Вожеватов, Карандышев, Огудалова – относятся к «темному царству», царству самодурства и жестокости.

А.Н. Островский ввел читателя своими пьесами в мир купечества. Писатель удивительно ярко показал нам «темное царство» провинциальных российских городков. Особенно известны в этом плане две пьесы Островского – «Гроза» и «Бесприданница». В обеих драмах перед читателем предстает узкий консервативный мирок патриархального городка, в котором властвуют дикие нравы и обычаи. Там полновластные хозяева лишь те, у кого есть деньги, у остальных нет никаких прав по-своему думать, чувствовать, жить.
Обе пьесы показывают нам изнутри купеческую жизнь двух городов верховьев Волги – Калинова и Бряхимова. Калинов расположен в необыкновенно живописном месте, жителей города окружает прекрасный пейзаж. Но великолепие природы городка резко контрастирует с жизнью его обитателей. Калиновцы четко разграничивают свое поведение: для себя и напоказ. На виду горожане прогуливаются в лучших нарядах, имитируют смиренное, благочестивое поведение. Настоящая же их жизнь спрятана за высокими заборами. Об этом в пьесе хорошо говорит Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства».
Главные самодуры и деспоты в «Грозе» - это Дикой и Кабаниха. Савел Прокофьевич – богатый в городе купец. Но известен он всем не только благодаря своему состоянию, но еще и благодаря своему нраву. Дикой обладает вспыльчивым, взбалмошным характером, он тиран, деспот, самодур. Он груб, жесток и неудержим в своей ярости. Часто достается от купца его племяннику Борису. Борис приехал к дяде, надеясь получить наследство. В итоге, он лишь оказался в полной власти Дикого. Савел Прокофьич издевается над ним, грубит, называет лентяем, не платит жалованья. Но Борис вынужден все это терпеть, так как находится в материальной зависимости от дяди.
В пьесе подчеркивается, что богатые и властимущие люди города корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». В пример ставится именно Дикой, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но самое страшное то, что во всей округе нет силы, способной унять Дикого, поставить его на место. Даже городничий не может с ним справиться. В ответ на просьбу чиновника вести себя чуть более порядочно (слишком много жалоб стало поступать на купца), Дикой ведет себя вызывающе нагло. Он лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»
Другой яркий представитель купечества – это Марфа Игнатьевна Кабанова. Она тоже тиран и самодур, но у нее другие методы. Кабаниха старается в доме насадить прежние, давно изжившие себя порядки. Все новое пугает ее. Больше всего достается от нее молодому поколению, потому что от них идет угроза, они могут нарушить священные для Кабанихи правила домостроя. Поэтому Марфа Игнатьевна «поедом ест» своих домашних. Каждую секунду она указывает, что, кому и как делать. Катерина, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Кабаниха требует от нее прилюдной демонстрации горя, когда Тихон собирается на некоторое время уехать в Москву по делам: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…» Раз Катерина так не делает, значит, по убеждению купчихи, недостаточно любит Тихона.
Кабаниха религиозна до фанатизма. Но вера ее выглядит, на мой взгляд, довольно странно. Она говорит только о грехе и воздаянии. В ее душе нет места прощению, она сурова и непреклонна. Зато в городе купчиха славится своей добродетельностью. В ее доме частенько останавливаются странницы, славящие отзывчивую хозяйку. «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем заела», - замечает Кулигин. Так выглядит «темное царство» в «Грозе».
Пьеса «Бесприданница» была написана Островским спустя почти двадцать лет. За это время в России многое изменилось. Преобразились и купцы. Это уже не невежественные дикие и кабанихи. «Теперь чистая публика гуляет, - говорит хозяин кофейной Гаврило, - вот Мокий Парменыч Кнуров проминает себя». Изменился купеческий облик, стиль и образ жизни. Например, Кнуров приобщился к культуре. У него правильная, изысканная речь. Примечательно то, что Кнуров появляется на сцене с французской газетой в руках, с которой невозможно было бы себе представить Дикого или Кабаниху. Василий Данилыч Вожеватов одет в европейский костюм, что может сказать о стремлении героя к европейской жизни. Но, несмотря на все это, «просвещенные» дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров. Это раскрывается через их отношение к Ларисе.
Героиня пьесы – бесприданница, поэтому у нее нет права на любовь. Она служит для богачей украшением их компании, прекрасной вещью. Полюбив всем сердцем Паратова, девушка как бы вверяет ему себя и свое сердце. Но она не нужна герою, так как за нее ничего не дают, и он уже нашел для себя вариант выгодной женитьбы: «Найду выгоду, так все продам, что угодно». Поэтому после ночи, проведенной на корабле, Сергей Сергеевич ловко отказывается от Ларисы. Видя ее страдания, Кнуров и Вожеватов цинично разыгрывают ее в орлянку. К бедной девушке в их мире может быть только одно отношение – вещь, которую можно купить, содержанка, наложница. Выигравший Кнуров не боится людского осуждения. Ведь те деньги, которые он собирается предложить Ларисе, «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать». И, пожалуй, только смерть была способна спасти Ларису из этого беспросветного, унизительного положения. Ведь бедному в этом мире не положено иметь гордость, чувство собственного достоинства. Мы видим в «Бесприданнице», что «темное царство», купеческий мир, изменился внешне, приобрел внешний лоск, стал более образованным… Но в этом мире по-прежнему нет места любви, состраданию, милосердию, человечности.