Тайная вечеря иуда. Что изображено на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи на самом деле

30.04.2019

Истинно, нет на свете тайного, что когда-нибудь не стало бы явным, ибо рукописи не горят. И мы продолжаем развенчивать один из самых бессовестных исторических мифов, относительно опороченного христианской Церковью имени Марии Магдалины . От недавнего для нас стало иметь принципиально важное значение освещение этой темы, потому как сам Ригдена Джаппо с огромным уважением отзывается о ней и её "великом подвиге", в которому мы обязательно прийдем позднее, чему свидетельствуют изложенные в книге "Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы " материалы, описывающие совершенно неизвестную историю этой загадочной и прекрасной женщины. Совсем скоро в разделе "Исконные Знания " мы выложим подробное содержание этого бесценного, на наш взгляд, литературного произведения.

А пока, вслед за статьей "Одна из тайн Марии Магдалины, любимого ученика Иисуса Христа ", мы продолжаем поиск неудобной для официальной Церкви правды, пытаясь разобраться, что и почему от нас - обыкновенных людей - скрывали на протяжении тысячелетий, уж что поделаешь, приходится говорить прямо, так называемые "священнослужители". Получив ключи-Знания, перед любым человеком "открываются двери и глаза", он начинает видеть окружающую реальность под кардинально иным углом зрения, и в первую очередь, ему становится непонятно, почему эти люди называют себя "священнослужители" и скрывают столько тайн? Узнай человек правду, и многое в этом мире могло бы измениться, причем убеждены, в лучшую для людей сторону.

Сегодня мы обратимся к монументальной росписи Леонардо да Винчи "Тайная вечеря ", изображающей сцену последнего ужина Иисуса Христа с учениками. Она написана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Причина нашего обращения в ней? Подобно многим непредвзятым библейским исследователям, нам стало очень интересно, почему ясно видно, рядом с Иисусом находится женщина , тогда как Церковь тысячелетиями настоятельно убеждает поверить в версию - о некоем апостоле Иоанне, из под пера которого вышло четвертое, одно из канонических Евангелий "от Иоанна Богослова", - "возлюбленного ученика" Спасителя.

Итак, рассмотрим сперва оригинал:

Месторасположение


Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия.

"Тайная вечеря" (официальные сведения, по версии Википедии)

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Техника

Он писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей ;
Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета) , Петр и Иоанн (?) ;
Фома, Иаков Зеведеев и Филипп ;
Матфей, Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его ("и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня"), и реакция каждого из них. Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа. Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.
Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене. Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

"Тайная вечеря. Рядом с Христом сидит Мария Магдалина!" ( Линн Пикнетт, Клайв Принс. "Леонардо да Винчи и Братство Сиона")

(книга, заслуживающая внимания, благодаря своему тревому аналитическому взгляду)

Есть в мире одно из самых знаменитых - бессмертных - произведений искусства. Фреска Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» является единственной уцелевшей росписью в трапезной монастыря Санта-Мария дель Грация. Она выполнена на стене, которая осталась стоять после того, как все здание превратилось в груду мусора в результате бомбардировки союзников во время Второй мировой войны. Хотя свои варианты этой библейской сцены представили миру и другие замечательные художники - Никола Пуссен и даже такой вызывающий идиосинкразию автор, как Сальвадор Дали, - именно творение Леонардо по каким-то причинам поражает воображение больше, чем любое другое полотно. Варианты на эту тему можно увидеть повсюду, и они охватывают весь спектр отношений к теме: от преклонения до осмеяния.

Иногда изображение выглядит настолько знакомым, что его практически не рассматривают в деталях, хотя оно открыто взору любого зрителя и требует более тщательного рассмотрения: его истинный глубокий смысл остается закрытой книгой, а зритель скользит взглядом лишь по ее обложке.

Именно это произведение Леонардо да Винчи (1452-1519) - страдающего гения Италии эпохи Возрождения - указало нам дорогу, которая привела к открытиям, столь захватывающим по своим последствиям, что поначалу они казались невероятными. Невозможно понять, почему целые поколения ученых не заметили того, что оказалось доступно нашему изумленному взгляду, почему такая взрывоопасная информация терпеливо ждала все это время писателей, подобных нам, оставалась вне основного русла исторических или религиозных исследований и не была обнаружена.

Чтобы быть последовательными, мы должны вернуться к «Тайной Вечере» и посмотреть на нее свежим, непредвзятым взглядом. Сейчас не время рассматривать ее в свете знакомых представлений об истории и искусстве. Сейчас наступил момент, когда более подходящим будет взгляд человека, которому совсем незнакома эта столь известная сцена - пусть пелена предвзятости падет с наших глаз, позволим себе посмотреть на картину по-новому.

Центральной фигурой, разумеется, является Иисус, которого Леонардо в своих записях, относящихся к этой работе, называет Спасителем. Он задумчиво взирает вниз и чуть влево от себя, руки простерты по столу перед ним, как бы предлагая зрителю дары Тайной Вечери. Поскольку именно тогда, согласно Новому Завету, Иисус ввел таинство Причастия, предложив ученикам хлеб и вино в качестве своей «плоти» и «крови», зритель вправе ожидать, что на столе перед ним должна быть чаша или кубок с вином, чтобы жест выглядел оправданным. В конечном итоге для христиан эта вечеря непосредственно предшествует страстям Христовым в Гефсиманском саду, где он горячо молится «да минует меня чаша сия...» - еще одна ассоциация с образом вино - кровь, - а также святая кровь пролилась перед Распятием во искупление грехов всего человечества. Тем не менее вина перед Иисусом нет (и даже символического его количества на всем столе). Могут ли эти простертые руки означать то, что на лексиконе художников называется пустым жестом?

Учитывая отсутствие вина, возможно, не случайно и то, что из всех хлебов на столе очень немногие «преломлены». Поскольку Иисус сам ассоциировал со своей плотью хлеб, который следует преломить при высшем таинстве, не послан ли нам едва различимый намек на истинный характер страданий Иисуса?

Однако все это лишь верхушка айсберга ереси, отраженной в этой картине. По Евангелию, апостол Иоанн Богослов был физически столь близок к Иисусу во время этой Вечери, что приник «к его груди». Однако у Леонардо этот молодой человек занимает совсем не такое положение, как требуют того «сценические указания» Евангелия, но, напротив, преувеличенно отклонился от Спасителя, склонив голову в правую сторону. Непредвзятого зрителя можно простить, если он заметит только эти любопытные особенности в отношении единственного образа - образа апостола Иоанна. Но, хотя художник в силу собственных пристрастий, конечно, был склонен к идеалу мужской красоты несколько женственного типа, иных толкований быть не может: в данный момент мы смотрим на женщину. Все в нем поразительно женственное. Каким бы старым и поблекшим ни было изображение из-за возраста фрески, нельзя не обратить внимания на крошечные, изящные руки, тонкие черты лица, явно женскую грудь и золотое ожерелье. Это женщина, именно женщина, что отмечено одеянием, особо ее выделяющим . Одежды на ней представляют собой зеркальное отражение одежды Спасителя: если на нем синий хитон и красный плащ, то на ней красный хитон и синий плащ. Ни у кого из сидящих за столом нет одеяний, представляющих собой зеркальное отражение одежд Иисуса. И за столом нет других женщин.

Центральной в композиции является огромная, уширенная буква «М», которую образуют фигуры Иисуса и этой женщины, взятые вместе. Они будто буквально соединены в бедрах, но страдают из-за того, что расходятся или даже растут из одной точки в разные стороны. Насколько нам известно, ни один из академиков никогда не ссылался на этот образ иначе, чем «святой Иоанн», не замечена ими и композиционная форма в виде буквы «М». Леонардо, как мы установили в своих исследованиях, был великолепным психологом, который посмеялся, представив своим патронам, заказавшим ему традиционное библейское изображение, в высшей степени неортодоксальные образы, зная, что люди будут спокойно и невозмутимо смотреть на самую чудовищную ересь, поскольку обычно видят только то, что хотят видеть. Если вас призвали написать христианскую сцену и вы представили публике нечто, на первый взгляд, подобное и отвечающее ее пожеланиям, люди никогда не станут искать двусмысленный символизм.

Вместе с тем Леонардо должен был надеяться, что, возможно, есть другие, разделяющие его необычное толкование Нового Завета, кто распознает в картине тайную символику. Или же кто-то когда-то, некий объективный наблюдатель однажды поймет образ таинственной женщины, связанной с буквой «М», и задаст вопросы, с очевидностью из этого вытекающие. Кто была эта «М» и почему она столь важна? Почему Леонардо рискнул своей репутацией - даже жизнью в те дни, когда еретики повсюду горели на кострах, - чтобы включить ее в основополагающую для христианина сцену? Кто бы она ни была, ее судьба не может не вызывать тревоги, поскольку протянутая рука режет ее изящно выгнутую шею. Угроза, заключенная в этом жесте, сомнений вызвать не может.

Поднятый прямо перед ликом Спасителя указательный палец другой руки с очевидной страстностью угрожает и ему самому. Но и Иисус и «М» выглядят людьми, не замечающими угрозу, каждый из них полностью погружен в мир своих дум, каждый в собственной манере безмятежен и спокоен. Но все вместе выглядит так, будто тайные символы использованы не только для того, чтобы предупредить Иисуса и сидящую рядом женщину (?), но и сообщить (а может быть, напомнить) наблюдателю о некой информации, которую обнародовать другим способом было бы опасно. Не использовал ли Леонардо свое творение для обнародования каких-то особых верований, провозгласить которые обычным способом было бы просто безумием? И не могли бы эти верования быть посланием, адресованным гораздо более широкому кругу, а не только ближнему его окружению? Может быть, они были предназначены и для нас, для людей нашего времени?

Юный апостол Иоанн или Мария Магдалина?

Вернемся к рассмотрению этого поразительного творения. На фреске справа, с точки зрения наблюдателя, высокий бородатый мужчина согнулся почти вдвое, что-то рассказывая ученику, сидящему у края стола. При этом он практически полностью повернулся спиной к Спасителю. Моделью для изображения этого ученика - Святого Фаддея или Святого Иуды - служил сам Леонардо. Отметим, что изображение художников эпохи Возрождения, как правило, либо случайны либо делались тогда, когда художник был красивой моделью. В данном случае мы имеем дело с примером использования образа приверженцем double entendre (двойного смысла). (Он был озабочен поиском нужной модели для каждого из апостолов, о чем можно судить по его бунтарскому предложению, сделанному самому разгневавшемуся приору монастыря святой Марии, послужить моделью для Иуды.) Так почему Леонардо изобразил себя столь явно отвернувшимся от Иисуса?

Более того. Необычная рука целит кинжалом в живот ученика, сидящего всего через одного человека от «М». Эта рука не может принадлежать никому из тех, кто сидит за столом, поскольку для удержания кинжала в таком положении подобный изгиб физически невозможен для людей, находящихся рядом с изображением руки. Однако действительно поразительным является не сам факт существования не принадлежащей телу руки, но отсутствие в трудах о Леонардо, которые мы прочитали, упоминания об этом: хотя в паре работ эта рука упоминается, ничего необычного авторы в ней не находят. Как и в случае апостола Иоанна, который выглядит как женщина, ничто не может быть более очевидным - и более странным, - стоит лишь обратить на это обстоятельство внимание. Но эта неправильность чаще всего ускользает от внимания наблюдателя просто потому, что факт этот - экстраординарный и возмутительный.

Мы часто слышим, что Леонардо был ревностным христианином, религиозные картины которого отражают глубину его веры. Как мы видим, по меньшей мере в одной из картин присутствуют образы, очень сомнительные, с точки зрения ортодоксального христианина. Нашими дальнейшими исследованиями, как мы покажем, установлено: ничто не может быть столь далеким от правды, как представление, что Леонардо был истинно верующим - подразумевается, верующим по канонам общепринятой или хотя бы приемлемой формы христианства. Уже по любопытным аномальным особенностям одного из его творений мы видим, что он пытался рассказать нам о другом пласте смыслов в знакомой библейской сцене, о другом мире веры, скрытом в общепринятых образах настенной росписи в Милане.

Что бы ни значили эти еретические неправильности - а значение этого факта преувеличить невозможно, - они были абсолютно несовместимыми с ортодоксальными догматами христианства. Само по себе это вряд ли будет новостью для многих современных материалистов/рационалистов, поскольку для них Леонардо был первым настоящим ученым, человеком, у которого не было времени на какие-либо суеверия, человеком, являвшим собой антитезу всякой мистике и оккультизму. Но и они не смогли понять того, что предстало перед их глазами. Изобразить Тайную Вечерю без вина равносильно изображению сцены коронации без короны: получается либо бессмыслица, либо картина наполнена другим содержанием, причем до такой степени, что представляет автора абсолютным еретиком - человеком, который имеет веру, но веру, противоречащую догматам христианства. Может быть, не просто иную, но находящуюся в состоянии борьбы с догматами христианства. И в других работах Леонардо мы обнаружили его собственные особые еретические пристрастия, выраженные в тщательно проработанных соответствующих сценах, которые он вряд ли написал бы именно так, будучи просто атеистом, зарабатывающим себе на жизнь. Этих отклонений и символов слишком много, чтобы их можно было истолковать как насмешку скептика, вынужденного работать по заказу, нельзя их назвать и просто выходками, подобными, например, изображению святого Петра с красным носом. То, что мы видим в Тайной Вечере и других работах, есть тайный код Леонардо да Винчи, который, как мы полагаем, имеет поразительную связь с современным нам миром.

Можно спорить, во что верил или не верил Леонардо, но его действия были не просто причудой человека, несомненно неординарного, вся жизнь которого была полна парадоксов. Он был замкнутым, но вместе с тем душой и жизнью общества; он презирал гадалок, но в его бумагах обозначены большие суммы, заплаченные астрологам; он считался вегетарианцем и нежно любил животных, но его нежность редко простиралась на человечество; он рьяно препарировал трупы и наблюдал за казнями взглядом анатома, был глубоким мыслителем и мастером загадок, трюков и мистификаций.

При столь противоречивом внутреннем мире вполне вероятно, что религиозные и философские воззрения Леонардо были необычными, даже странными. Только по этой причине возникает искушение не обращать внимания на его еретические верования как на нечто, не имеющее значения для нашей современности. Общепризнано, что Леонардо был чрезвычайно одаренным человеком, но современная тенденция оценивать все в терминах «эпохи» ведет к значительной недооценке его достижений. В конце концов, в те времена, когда он пребывал в расцвете творческих сил, даже книгопечатание было новинкой. Что один изобретатель-одиночка, живший в столь примитивные времена, может предложить миру, который купается в океане информации через глобальную сеть, миру, в считаные секунды через телефон и факс обменивающемуся информацией с континентами, в его времена еще не открытыми?

Есть два ответа на этот вопрос. Первый: Леонардо не был, воспользуемся парадоксом, заурядным гением. Большинство образованных людей знает, что он сконструировал летательный аппарат и примитивный танк, но вместе с тем некоторые его изобретения были столь несвойственны времени, в котором он жил, что люди с эксцентричным складом ума могут вообразить, будто ему было дано провидеть будущее. Его конструкция велосипеда, например, стала известна только в конце шестидесятых годов двадцатого века. В отличие от мучительной эволюции методом проб и ошибок, которую претерпел викторианский велосипед, пожиратель дорог Леонардо да Винчи имеет уже в первой редакции два колеса и цепную передачу. Но еще более поражает не конструкция механизма, но вопрос о причинах, которые побудили изобретать велосипед. Человек всегда хотел летать как птица, но мечта о балансировании на двух колесах и нажимании на педали, принимая к тому же во внимание плачевное состоянии дорог, уже отдает мистикой. (Вспомним, кстати, что в отличие от мечты о полетах она не фигурирует ни в одном классическом сюжете.) Среди многих других высказываний о будущем Леонардо предсказал также и появление телефона.

Будь Леонардо даже еще большим гением, чем говорят о том исторические книги, все равно остается без ответа вопрос: какими возможными знаниями он мог обладать, если им предложенное обрело смысл или получило широкое распространение только через пять веков после его времени. Можно, конечно, выдвинуть аргумент, что учение проповедника первого века, казалось бы, должно иметь еще меньшее отношение к нашему времени, но остается непреложным факт: некоторые идеи универсальны и вечны, истина, найденная или сформулированная, по прошествии веков не перестает быть истиной...

(продолжение следует)

"Код да Винчи" (скандальный роман Дэна Брауна)

Особенно острые споры разразились в мире после экранизации скандального романа Дэна Брауна "Код Да Винчи ", где, кроме всего прочего, он утверждает, что Мария Магдалина была не только возлюбленным учеником Иисуса, но и супругой, то есть женой . Книга переведена на 44 языка и издана общим тиражом более чем 81 миллионов экземпляров. «Код да Винчи» возглавляет список бестселлеров журнала «Нью-Йорк Таймс», многие считают роман лучшей книгой десятилетия. Роман, написанный в жанре интеллектуального детективного триллера, смог пробудить широкий интерес к легенде о Святом Граале и месту Марии Магдалины в истории христианства.

Однако христианский мир очень остро отреагировал на выход книги и фильма, версию Дэна Брауна разгромили тысячей критических откликов и замечаний. Наиболее ркасноречиво выразился один из ревностных служителей религии, призвавший даже бойкотирвать фильм: «пронзительно антихристианской, полной клеветы, преступлений и исторических и теологических ошибок относительно Иисуса, Евангелия и враждебную церкви». Впрочем, отбрасывая религиозную зашоренность, одно можно утверждать наверняка, ни один из критиков тогда не жил, и реальной истории знать не может. Её может знать тот, чье имя начертано в заглавии нашего сайта, и мы еще вернемся к его словам.

ЭСКИЗ "ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ"

Ну теперь посмотрим на заготовку Леонардо Да Винчи, сохранившийся эскиз к "Тайной вечере". Вторая фигура слева, в верхнем ряду, отчетливо просматриваются женственные очертания, более плавные и светлые формы. Кто это, как не женщина?

РЕЗЮМЕ

Каждый видит то, что хочет увидеть, таков один из таинственных законов человеческого сознания. И если сознание человека верит в то, что белое - это черное, оно будет с уверенностью доказывать свою правоту. Мы не присутствовали при написании знаменитой монументальной росписи гениального художника, как и не присутствовали при эпохальных событиях жизни Иисуса Христа, и посему справедливей будет закончить данную статью утверждением о том, что мы не можем знать достоверно, Иоанн это или Мария, однако субъективно, на картине Леонардо Да Винчи - женщина, а стало быть никто иной как возлюбленный ученик Иисуса - Мария Магдалина. В такой же степени субъекивности находится и мнение Церкви о том, что на картине апостол Иоанн Богослов. 50 / 50 - не более того!!!

Подготовил Дато Гомартели (Украина-Грузия)

PS: еще одна репродукция, фото мозаики “Тайная вечеря” из Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, и снова мы видим женщину:


Вячеслав Адров:

Анонс...

В Милане, в церкви Санта Мария делла грацие находится знаменитая фреска, не дающая покоя многочисленным исследователям личности ее автора сотни лет. Поскольку это сам Леонардо, то считается, что в его произведении должна быть какая-нибудь тайна или, как минимум, загадка. Известно много идей и версий о тайных посланиях, заложенных во фреске. Например, наделавшая много шума в мире искусства версия Дэна Брауна. Я, как и все, пристально присмотрелся к изображению и, что бы вы думали - мне кажется, что я понял ее дополнительный смысл (если он был заложен)! А версия Дэна Брауна - это всего лишь поверхностная реакция на деталь, необходимую для отражения целостного замысла автора. Причем, деталь (женообразная фигура рядом с Христом), которая несет абсолютно другую смысловую нагрузку. Никаких намеков на спутницу жизни Христа!

С целью сохранения эмоциональности и динамики раздумий я решил записывать мысли и интеллектуальные порывы по мере их возникновения и реализации. Таким образом, я сохранил атмосферу исследования, записывая очередную порцию мыслительных наработок, я еще не знаю, пригодятся ли они в дальнейшем и, вообще говоря, чем это все закончится? Получится ли какой-нибудь интересный результат? Поэтому, в подзаголовке именно так обозначен жанр.

Загадка фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

(детектив-расследование одного предвзятого разглядывания знаменитой фрески)

Часть 1.

Начинаю, как обычно. Возвратившись из очередного путешествия, организованного «Клубом 7 вершин», сидя в кресле-качалке, укутавшись пледом, глядя на беснующиеся огненные язычки печи-камина и потягивая … (вставьте сами: трубку, сигару, коньяк, кальвадос,…), я обдумывал и оценивал результаты поездки, готовился к следующей. И тут мне на глаза попалась (или всплыла в воображении) репродукция фрески «Тайная вечеря» кисти Леонардо да Винчи. Как и положено нормальному путешественнику, я, конечно, был в той самой трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие в Милане. И, конечно, восхищался (а теперь - тем более) одним из величайших творений мастера (хотя на ней почти ничего не видно, фото 1).

Кратенько, для освежения памяти. Фреска (хотя, по сути, это изображение на является фреской из-за особенностей технологии ее создания) имеет размеры 450*870 см и создана в период с 1495 по 1498 годы по заказу герцога Людовико Сфорца и его супруги - Беатриче д’Эсте. Из-за того, что она создана не как типичная фреска - рисовалась яичной темперой по сухой стене, покрытой слоями смолы, гипса и мастики - она начала очень рано разрушаться и много раз реставрировалась. При этом, отношение реставраторов к ней не всегда отличалось таким пиететом, как принято сейчас - поправлялись лица, фигуры, использовались различные технологии нанесения краски и защитного покрытия. При попытке ее переноса в другое место в 1821 году она чуть не была разрушена. Нечего и говорить об отношении к ней оккупантов-французов, которые устроили в монастыре оружейный склад и заключенных тюрьмы (был и такой эпизод в истории трапезной).

Немного о сюжете. Он навеян библейской истории о последнем совместном ужине Иисуса с учениками, на котором он сказал о том, что один из присутствующих его предаст. По мнению большинства искусствоведов, произведение Леонардо наиболее выразительно из всех подобных произведений на этот сюжет передает степень эмоциональной реакции апостолов на эти слова Иисуса.

Сколько времени существует эта фреска (более 500 лет), столько же лет исследователи и толкователи изучают эту работу, находя или пытаясь найти тайные знаки, символы, загадки, послания,… Здесь и удивление качеством переданной перспективы, доказательства использования золотого сечении, поиск тайны числа 3 (3 окна, 3 группы апостолов, треугольник фигуры Христа). Кто-то видит на фреске изображение Марии Магдалины (с женским символом V и символом M, связанным с ее именем - это про Дэна Брауна), или Иоанна Крестителя с его любимым жестом - поднятым вверх указательным пальцем. Мне все это интересно, но не очень. Как наш человек - инженер - Леонардо должен быть практичным, хотя историческая обстановка вносит свои коррективы на необходимость использования «Эзопова языка», и он мог оставить на своем произведении ДАТУ! Какую? Это его выбор, но дату важную для него самого или для всего Света события. И я начал искать ее на изображении!

Напомню, что самый надежный способ фиксации дат, который не зависит от систем летоисчислений, календарных реформ, продолжительностей правлений царей и герцогов, оснований и разрушений городов и даже назначения даты сотворения Мира - по звездам, т.е., составление гороскопа! И этот способ широко использовался не только в средневековье. Вы спросите, почему это я вдруг решил, что на изображении может быть дата? Мне кажется, что автор с удовольствием использовал шикарный шанс, связанный с числом 12. 12 часов, 12 месяцев, 12 знаков Зодиака, 12 апостолов,… Ну, еще скажу про гороскоп. Он однозначно определяет дату, если указаны расположения даже семи видимых невооруженным глазом планет в созвездиях в момент наблюдения. Повторения таких сочетаний очень редки и случаются через сотни тысяч лет! (При меньшем количестве точно указанных планет период повторений меньше, но все равно очень большие шансы точно указать дату на историческом периоде.) Поскольку, современные расчетные методы, основанные на законах небесной механики, позволяют восстановить положение планет на небе в любой момент, то для определения даты остается только правильно задать исходные данные - то есть расположение планет по созвездиям в искомый день.

Итак, начинаю вглядываться и рассматривать.

Апостолы. Скорее всего (из-за их количества) это - символы знаков зодиака. Но как знаки могут быть распределены между персонажами, кому какой знак соответствует? Сразу возникает несколько замечаний.

На многих изображениях этого сюжета, в том числе на иконах, судя по внешнему виду персонажей, не то что непостоянен порядок рассадки, но и сидят они то в ряд, то по кругу, то группами, то есть канонического порядка (традиционного) вроде бы нет.Долгое время на изображении Леонардо не могли идентифицировать всех персонаже. Надежно опознавались (из 13ти!) только четверо: Иуда, Иоанн, Петр и Христос. Якобы, в ХIX веке «обнаружились» дневники самого Леонардо и все определилось (были еще подсказки в виде подписей под персонажами на некоторых современных фреске ее копиях).Из-за динамичного расположения фигур - их «перемешивания», «выглядывания» друг из-за друга - есть вероятность, что созвездия (если они там есть) идут не по зодиакальному порядку.

Так или иначе, в соответствии со сложившимися представлениями, на фреске изображены (слева направо, в порядке расположения ЛИЦ):

Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей, Иуда Искариот, Петр, Иоанн, Иисус Христос, Фома, Иаков Заведеев, Филипп, Матвей, Иуда Фаддей, Симон.

Для выявления признаков, по которым можно было бы распознать в апостолах намеки на знаки зодиака, я попытался собрать доступную фактическую информацию о биографиях персонажей, пока не зная, что из этого может пригодиться (таблица 1):

Их другие имена и прозвища;

Порядок призыва Христом (известно только о четырех первых);

Примерный возраст на основе визуальной оценки изображений (больше по копии неизвестного художника (фото2);

Степень родства с Христом и другими апостолами (кому интересна эта тема - рекомендую литературу, кроме, конечно Евангелий: Джеймс Д. Тейбор «Династия Иисуса» (АСТ, 2007), Майкл Бейджент «Бумаги Иисуса» (Эксмо, 2008), Робер Амбелен «Иисус или Смертельные тайны тамплиеров» (Евразия, 2005), В.Г. Носовский, А.Т. Фоменко «Царь славян» (Нева, 2005), «Апокрифические сказания (патриархи, пророки и апостолы)» под ред. В.Витковского (Амфора, 2005));

Род занятий апостолов до их служения;

Обстоятельства смерти;

Местонахождение могил и мощей апостолов.

Предлагаю желающим уточнить и добавить подробности для более полного заполнения таблицы - это очень занимательно, а информация может пригодиться.

Поиск информации для заполнения этой таблицы был очень интересным и познавательным процессом, но он никак не наталкивал на какие-либо необходимые мне идеи!

Продолжаем. Поскольку Леонардо расположил апостолов группами по 3 человека, да еще их там перемешал, то, может, для него порядок следования знаков неважен? Вдруг, если уж обыгрывать эти тройки - это группировки знаков по видам стихий?! Огонь, земля, воздух, вода? А что - 4 группы по 3 знака! А может надо учитывать фигуру Христа как знак зодиака, а Иуду вообще исключить из рассмотрения!? Ведь практически на всех изображениях тайной вечери художники отделяли Иуду от остальных - или рисовали очень темными красками, или отворачивали его лицо от зрителя, или, как на иконах, лишали его, в отличие от остальных, нимба. А тогда - какой знак может изображать фигура Христа? Может его же знак - Козерог? Тогда вроде как нарушается разбиение на группы и теряет смысл (если он есть) сама разбивка на группы. Да и Иуда у Леонардо изобразительными средствами не очень принижен. Он, как и 7 (!) других из 12 апостолов изображен в профиль, но только чуть сильнее повернут в сторону от зрителя.

Будем дальше рассматривать детали изображения. Предметы на столе: может где-то есть подсказки - наполнение и расположение стаканов, расположение хлебов, тарелок, солонок, других предметов,…? Элементы, цвета одежды,…? Прически, степень седины, наличие и длина бороды, …? Стоп! Борода! Всего видимых планет и известных до изобретения трубы Галилея, вместе с Солнцем и Луной - семь, еще - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Таким образом, максимальное число указателей на планеты - 7. Считаем бороды: всего, разной длины, их - 8. Вместе с бородой Иисуса. Но может быть его бороду не надо считать? Интересно, а кто тогда Солнце, если не он?! Идем дальше - руки. Кто что держит? Может какие-то комбинации на пальцах? Их взаимное положение? Заполняем таблицу дальше, чтобы постоянно была перед глазами. Может не сразу, но что-то откроется?

Качаюсь в кресле, потягивая… А может бородатые - все-таки планеты, ну и, например, комета какая-нибудь? Но, ведь из семи планет две - женского рода: Венера и Луна, как-то сложно ассоциировать с бородами и их тоже. Присмотримся-ка к апостолам: двум фигурам художник придал явную женообразность: Иоанну и Филиппу - и лица, и позы со скрещенными руками. Может это намек на «женские планеты»? Опять качаюсь в кресле: Леонардо да Винчи при жизни не собирался быть знаменитым в веках и фреску писал для Заказчика и своих современников, так, чтобы они при небольшом напряжении ума смогли понять его дополнительное послание (кроме смыслового и эстетического).

А что там в руке у Иуды? Да и у Петра? Нет, у Иуды, видимо, мешочек с сребрениками, которые он вскоре получит, а у Петра - нож, наверное как символ его будущей (показной?) решимости в процессе задержания Иисуса. Все это - смысловая атрибутика.

Все-таки надо определяться. Выдвигаю гипотезу. Взгляд зрителя инстинктивно притягивается к фигуре Иисуса - это Бог, это - Солнце! По правую руку от него - молодой, но очень энергичный и агрессивный мужчина (Иоанн), которого Иисус, как и его брата - Иакова Заведеева - называл Воанергес (Боанергес) - видимо, «очень, двукратно энергичные»! Они очень агрессивно и порой с гневом реагировали на несправедливость, унижения и оскорбления и на то, что идет не так, как им бы хотелось! Причем, совершенно в стиле кавказцев, так, что Христу приходилось их сдерживать! (вот где пригодилась предварительно собранная информация в таблице1 -

Это подразумевает, что они имели соответствующие гормональный фон и вторичные половые признаки. А каким мы видим этого агрессивного человека у Леонардо - да это смиренная девушка, такая, что некоторые (Дэн Браун) ее и считают женщиной - Марией Магдалиной! Таким явным несоответствием Леонардо намекает - это созвездие Девы! А теперь еще раз обратим внимание на Иакова Заведеева, чья фигура (а НЕ ЛИЦО) - ближайшая слева от Христа. Он развел руки в разные стороны. По мнению комментаторов, он сдерживает эмоционально воспринявших слова Христа апостолов (или, может быть, физически защищает Иисуса от возможного неконтролируемого выброса энергии (это он-то, Воанергес!). А что вижу я? С его разведенными руками он похож … на Весы!!! Тогда получается, что Иисус-Солнце находится между созвездиями Девы и Весов! И все знаки выстроены в привычном порядке - от Овна до Рыб! А где же остальные планеты, кроме Солнца? Встаю, чтобы пересесть в кресло-качалку. Бросаю взгляд на разложенные таблицы, распечатки фрески. Мама миа! (бью себя по лбу!) Да вот же они, знаки планет!!!Просто очевидные! На самом видном месте! Никакого ломания головы! Сейчас напишу. Эх, чернила в ручке закончились! Пойду заправлю ручку, ну и чуть покачаюсь в кресле. Подождете?

Обращаю ваше внимание - поскольку мы отождествили с Весами Иакова Старшего, это означает, что созвездия распределяются не порядку следования ЛИЦ, а по порядку следования сидящих ФИГУР!


Тайная вечеря. Для многих ученых-историков и искусствоведов «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим произведением мирового искусства. В «Коде да Винчи» Дэн Браун фокусирует внимание читателей на некоторых символических элементах этой картины в те минуты, когда Софи Невё, находясь в доме Ли Тибинга, узнает о том, что Леонардо мог зашифровать в своем шедевре некий великий секрет. «Тайная вечеря» - фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных свидетельств тех лет, начала портиться. Ее размеры - приблизительно 15 на 29 футов.

Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд, начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона. Это своего рода подготовительный инструмент. Известно, что заказчиком картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта-Мария делла Грацие. Тема картины - момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об этом пишет в третьей главе своей книги «Божественная пропорция» Пачоли. Именно этот миг - когда Христос объявляет о предательстве - и запечатлел Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на картине. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот. Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии - причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Почти все исследователи творчества Леонардо сходятся на том, что идеальное место для разглядывания картины - с высоты примерно 13-15 футов над уровнем пола и на расстоянии 26-33 футов от нее. Есть мнение - ныне оспариваемое, - что композиция и система ее перспективы основаны на музыкальном каноне пропорции. Неповторимый характер «Тайной вечере» придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его. Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо. Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров» Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной вечери» свидетельствуют о зашифрованных в ней символах. Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) - не Иоанн, а некая женщина.

На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа - для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец.

И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - на самом деле автопортрет самого Леонардо.

Разберем каждый из пунктов по порядку. При близком рассмотрении картины выясняется, что персонаж справа от Иисуса (для зрителя - слева) действительно отличается женскими или женственными чертами. Принс и Пикнетт уверяют читателей, что под складками одежды даже различима женская грудь. Конечно же, Леонардо порой любил придавать женские черты мужским фигурам и лицам. Например, при внимательном рассмотрении изображения Иоанна Крестителя видно, что он наделен едва ли не чертами гермафродита с бледной безволосой кожей.
Но что же из того, что на картине «Тайная вечеря» Иисус и Иоанн (женщина) отклонились в противоположные стороны, образуя между собой пространство в виде буквы V, а контуры их тел образуют букву М? Несет ли это некую символическую нагрузку? Принс и Пикнетт утверждают, что подобное непривычное размещение фигур, одна из которых имеет явственные женские черты, содержит намек на то, что это не Иоанн, а Мария Магдалина, а знак V - символ священного женского начала. Буква М, согласно их гипотезе, означает имя - Мария/Магдалина. С этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но его оригинальности и смелости никто не станет отрицать. Остановимся на лишенной тела руке. Чья же рука видна слева, рядом с фигурой Петра? Почему она столь угрожающе сжимает кинжал или нож? Еще одна странность состоит в том, что левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры.

Что этим хотел сказать Леонардо? Что означает столь странный жест Петра? Однако при близком рассмотрении видно, что рука с ножом все-таки принадлежит Петру, а не существует сама по себе. Петр вывернул левую руку, и потому ее положение явно необычное и крайне неуклюжее. Что касается второй руки, угрожающе вскинутой к горлу Иоанна/Марии, тому имеется объяснение: Петр-де просто кладет руку ему/ей на плечо. Скорее всего споры на сей счет будут продолжаться еще очень долго. Что касается Фомы, сидящего слева от Иисуса (справа - для зрителя), то он действительно поднял вверх указательный палец левой руки в явно угрожающей манере. Этот жест Иоанна Крестителя, как называют его Принс и Пикнетт, присутствует на многих картинах Леонардо, а также других живописцев той эпохи. Он якобы символизирует подземный поток знания и мудрости. Дело в том, что Иоанн Креститель в действительности играл куда более важную роль, чем та, которая отведена ему в Писании. Тем, кто желает больше узнать об этом, я советую прочитать книгу «Открытие тамплиеров». Изображенный на картине апостол Фаддей, похоже, обладает некоторым сходством с Леонардо, если сопоставить его образ со знаменитым автопортретом великого художника. На многих картинах Леонардо да Винчи, посвященных Иисусу или Святому Семейству, заметна одна и та же деталь: по крайней мере одна из фигур бывает повернута спиной к главному персонажу живописного полотна. Например, в картине «Поклонение волхвов». Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения. Как бы то ни было, в будущем предстоит еще многое сделать для разгадки этих тайн. Хотелось бы, чтобы нам удалось хоть в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.

Тайная Вечеря - событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, его последняя трапеза со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников. Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин, но самое известное произведение - это «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи.

В центре Милана рядом с готической церковью Santa Maria della Grazie расположен вход в бывший Доминиканский монастырь, где находится знаменитая настенная роспись Леонардо да Винчи. Созданная в 1495-97 годах «Тайная вечеря», является самым копированным произведением. Уже во времена эпохи Возрождения было написано около 20 работ с той же тематикой художниками Франции, Германии и Испании.

Церковь Santa Maria della Grazie

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Несмотря на то, что правитель славился распутной жизнью, после кончины своей супруги он 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой когда-то просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Эскиз

"Тайная вечеря", описание

Кисть Леонардо запечатлела Иисуса Христа со своими апостолами во время последнего ужина, перед его казнью, состоявшийся в Иерусалиме, накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»). Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу учителя. Художник, как и свойственно творческим людям, работал очень хаотично. То не отрывался по целым дням от своего произведения, то наносил всего несколько мазков. Он ходил по городу, говорил с простыми людьми, наблюдал за эмоциями на лицах.

Размеры произведения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Хотя его часто называют фреской, это не совсем правильно. Ведь Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темперы.

Метод росписи масляными красками оказался очень недолговечным. Уже через десять лет он вместе с учениками пробует произвести первые реставрационные работы. Всего в течение 300 лет было сделано восемь реставраций. Как следствие, на роспись были неоднократно нанесены новые слои красок, значительно исказившие оригинал.

Сегодня, чтобы предохранить эту деликатную работу от повреждений, в здании через специальные фильтрующие устройства поддерживается постоянная температура и влажность воздуха. Вход за раз - не более 25 человек каждые 15 минут, а входной билет необходимо заказывать заранее.

Культовая работа Да Винчи овита легендами, с ней связан целый ряд тайн и догадок. Мы приведем некоторые из них.

Леонардо Да Винчи "Тайная вечеря"

1. Считается, что сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник долго искал подходящие модели для воплощения образов добра и зла.

Иисус

Однажды Леонардо увидел в церковном хоре юного певчего - настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: он нашел прототип Иисуса для своей «Тайной вечери». Оставалось найти Иуду.

Иуда

Художник часами бродил по злачным местам, но повезло ему лишь почти через 3 года. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Его привели в мастерскую. А после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. Оказалось, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. И как-то к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

2. Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;

Позади Иисуса — три окна;

Контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

3. Спорной остается фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была законной женой Иисуса. Этот факт якобы подтверждает буква «М» (от «Matrimonio» - «брак»), которую образуют контуры тел пары. В то же время некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V».

4. Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

5. Историки и искусствоведы детально изучают не только апостолов, но и еду, изображенную на столе. К примеру, самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Не определено, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые видят в этом зашифрованный скрытый смысл. А все потому, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». А «арринга» - в переводе - наставление. В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию».

Несомненно, что «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи таит в себе еще немало неразгаданных секретов. И, как только их разгадают, мы непременно об этом напишем.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи - одна из самых почитаемых, подробнейшим образом изученных и наиболее часто копируемых картин в мире. При этом трудно утверждать, что даже самый искушенный искусствовед знает про это произведение абсолютно все. Вот несколько малоизвестных фактов:

1. Картина довольно большая

Бесчисленные репродукции отпечатаны во всех возможных форматах, а вот оригинал имеет размеры приблизительно 10 на 5 метров.

2. На ней показан кульминационный момент

Всем (есть такая надежда) известно, что картина изображает последний ужин Иисуса с его учениками-апостолами, перед тем, как он был взят в плен, а затем распят. Меньше людей знают, что автор хотел показать наиболее драматичный момент, в который Сын Божий открывает присутствующим, что вскоре один из них предаст его. Этим объясняется выражение удивления и гнева на лицах апостолов. В интерпретации Леонардо да Винчи в этот миг рождается Причастие, так как Иисус потянулся за хлебом и вином, ключевыми символами этого христианского таинства.

3. Картина находится не в музее

Несмотря на то что «Тайная вечеря» - одна из самых знаменитых картин мира, местом ее постоянной экспозиции служит монастырь Санта-Мария делле Грацие в Милане. Переместить куда-то еще это произведение было бы сложно, если не сказать больше, оно написано на стене трапезной в 1495 году.

4. Картина написана на стене, но это не фреска

Фрески наносятся только по сырой штукатурке. Леонардо да Винчи отверг эту традиционную технику по нескольким причинам, но главная из них состояла в том, что он не хотел спешить.

5. При написании использовалась уникальная технология

Леонардо да Винчи изобрел собственную технику нанесения темперной краски на камень. Он загрунтовал стену материалом, который, как он надеялся, впитает темперу и защитит ее от сырости.

6. От оригинального письма осталось очень мало

Картина вышла прекрасной, но упомянутая выше технология себя не оправдала. Уже к началу XVI века слой краски начал отслаиваться и разрушаться. Первые попытки реставрации оказались неудачными. Пострадало произведение и во время нашествия Наполеона, и при бомбежках авиации союзников, когда монастырь содрогался от взрывов. Только в 1980 году начались серьезные работы по восстановлению картины, но большая часть живописи была утеряна навсегда.

7. Молоток и гвоздь были важными инструментами наравне с кистями

«Тайная вечеря» славится совершенством перспективы, зрителю кажется, что он лично присутствует при драматической сцене. Для достижения этой иллюзии художник забил в стену гвоздь, а затем привязал к нему бечевки, которые помогли создать нужные углы линий.

8. При ремонте уничтожена часть «Тайной Вечери»

В 1652 году в стене трапезной был прорублен дверной проем. В результате утерян нижний центральный фрагмент, на котором были изображены ноги Иисуса.

9. Иуда, возможно, писан с настоящего преступника

Известно, что моделями для образов апостолов служили реальные люди. Когда пришло время выбирать лицо для предателя Иуды (он пятый слева, держит мешок серебра), Леонардо да Винчи отправился в миланскую тюрьму в поисках лица идеального негодяя.

10. Фома не просто так поднял руку

Фома стоит справа от Иисуса боком, подняв пальцы. Есть предположение, что этот жест означает намек на дальнейшие события библейской истории. Когда Иисус воскрес из мертвых, Фома (как известно, «не верящий») сомневался и даже исследовал его раны, погружая в них пальцы.

11. Еда полна символизма

Рассыпанная перед Иудой соль намекает на его предстоящую измену. В сельди многие усматривают символическую ассоциацию с атеизмом.

12. Картина породила множество абсурдных теорий

В «Откровении тамплиеров» Линн Пикнетт и Клайв Принс предположили, что фигура слева от Иисуса изображает не Иоанна, а Марию Магдалину, и что «Тайная вечеря» может служить ключевым доказательством сокрытия Римско-католической церковью истинной личной идентичности Христа.

Некоторые композиторы полагают, что в «Тайной вечере» закодирована некая информация, представляющая собой мелодию. В 2007 году итальянский музыкант Джованни Мария Пала создал 40 секунд мрачной гармонии, используя ноты, якобы зашифрованные в изображении. Три года спустя исследовательница из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция выявила на картине «математические и астрологические знаки», которыми Леонардо да Винчи, по ее версии, оповещал человечество о грядущем конце света. Она утверждает, что на «Тайной вечере» есть предсказание апокалиптического наводнения, которое зальет всю планету в период с 21 марта по 1 ноября 4006 года. Ждать еще долго…

13. «Тайная вечеря» вдохновляла фантастов

Имеется в виду не только «Код да Винчи». Характерным примером мифологии может служить история про то, как художник искал натурщика для образа Иуды, а найдя его, понял, что это был тот же человек, который когда-то позировал для него как Иисус. Годы жесткой и неправедной жизни будто бы обезобразили его когда-то ангельское лицо. Сюжет занимательный, но совершенно не имеющий отношения к правде. Факт состоит в том, что на написание «Тайной вечери» Леонардо да Винчи потребовалось три года, работал он не очень быстро, часто делая перерывы в ожидании вдохновения. Но даже за это время молодой человек тридцати трех лет от роду (имеется в виду натурщик) никак не мог превратиться в неприятного вида пожилого мужчину. По всей видимости, имеет место попытка придать кем-то выдуманной притче историческую достоверность.

14. Картина стала объектом множества пародий и подражаний

Не только современное изобразительное искусство и поп-культура почтили вниманием «Тайную вечерю». Уже с XVI века появились картины, воспроизводящие ее новые интерпретации. Позже использовали аналогичный сюжет многие художники (Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Сьюзан Уайт и др.), а Вик Мунис даже воспроизвел его из шоколадного сиропа. Большинство этих пародий в Ватикане считают кощунственными.

15. Увидеть эту картину не так просто

«Тайная вечеря» стала одним из символов Италии, но в этом случае туристическая популярность не стимулируется государством. В монастырскую трапезную пускают небольшие группы посетителей (20-25 человек) каждые 15 минут. Рекомендуется заказывать билеты заранее, по крайней мере, за два месяца. Туристов могут не пустить в монастырь, если они одеты неподобающим образом.