Смотреть прохождение dark souls 2. Прохождение Dark Souls II — Боссы

23.09.2019

Господина Сливы, у меня не было необходимости торопиться с прохождением Dark Souls 2. В итоге я закончил ее буквально сегодня. Несмотря на то, что игра по-прежнему очень увлекательна (и из пока что вышедших в этом году – определенно одна из лучших), мне кажется, что многие рецензенты в своих похвалах (которые мне повторять нет смысла) забывают про многие важные вещи, о которых следовало бы упомянуть.

Dark Souls 2 нельзя назвать красивой. Это нормально само по себе – даже Demon"s Souls смотрелась скромно по сравнению с ее современниками – но вот только перед релизом нам показывали гораздо более внушительные ролики и скриншоты. Особенно впечатляло освещение, от которого в финальной версии не осталось практически ничего (по словам разработчиков, оно было принесено в жертву ради стабильности фреймрейта). Судите сами:

Факелы не нужны. Как следствие из вышесказанного: освещение не играет роли, и в темноте все равно можно ориентироваться без факела, заменяющего жизненно важный щит (либо не дающего пользоваться двуручным оружием). Как правильно подметил господин Слива, факел можно доставать изредка лишь для того, чтобы полюбоваться на местами неплохие световые эффекты (и еще раз расстроиться от того, что они не соответствуют показанному в трейлерах).

Локации очень линейные. Ввиду возможности свободно телепортироваться с одного зажженного костра к другому DS2 почти полностью избавилась от закольцованных уровней, в которых после прохождения можно открыть короткий путь от начала и до самого босса. Прохождение этапов, как правило, представляет собой планомерную зачистку пространства между двумя выбранными чекпойнтами или попытки в очередной раз добежать до босса сквозь толпы врагов, на которых не хочется распыляться.

Оружие ломается. Постоянно. В Dark Souls сталкиваться с поломкой экипировки приходилось довольно редко; в DS2 полной зачистки одной локации (от костра до костра) обычно хватает, чтобы ваш любимый меч полностью износился. За его состоянием стоит следить самостоятельно, ведь после предупреждения оружие ломается почти сразу, а менять экипировку во время боя чревато бесславной гибелью. Прочность экипировки восстанавливается на кострах, но сломанные вещи придется нести к кузнецу.

Старые привычки вас подведут. В Dark Souls 2 те вещи, которые в предыдущих частях считались за данность, требуют вложения драгоценной «экспы». За количество фреймов неуязвимости при перекате и скорость лечения эстусом отвечает новый параметр Agility, который, в свою очередь, можно поднять, качая Adaptability (в русской версии «Сопротивление» – интересно, сопротивление чему ?) или Attunement («Ученость»). Если этого не знать, то можно предположить, что, раз Adaptability никак толком не влияет на основные характеристики, то и тратить уровни на нее незачем – а потом беситься от того, что боссы постоянно достают вас во время неприлично долгого лечения или вовсе во время ранее бывших спасительными перекатов. Видео для наглядности:

Атаки врагов самонаводятся. Иными словами, начав комбо, противники – включая боссов! – каждый новый удар будут наносить точно по герою. Даже если тот успеет забежать им за спину – в Dark Souls 2 все враги, даже самые гигантские (и, казалось бы, неповоротливые), крутятся, словно грампластинки. По-моему, это не очень честно.

Хитбоксы атак невероятно кривые. К тому, что явно не дотягивающаяся до вас атака почему-то снимает здоровье, или к внезапному удару в спину от оппонента, только что маячившего перед лицом, любители Dark Souls наверняка готовы, даром, что встречались с этим не раз – в мультиплеере. В DS2 проблема каким-то невообразимым образом перекочевала в сингл. Атаки обычных противников и боссов достают там, где, согласно анимации, не должны ; иногда игра наглеет до такой степени, что, показав, что вы избежали атаки, через секунду все равно запускает анимацию вашей гибели от рук врага, буквально телепортировав вас к нему в объятья.

Враги исчезают навсегда. Любой этап можно зачистить, вырезав всех на нем дюжину раз. На мой взгляд, это решение – одно из лучших в игре. С одной стороны, оно не позволяет манчкинам с легкостью «фармить» души и лут, с другой – облегчает жизнь тем, кому тот или иной сегмент игры никак не удается пройти. В конце концов, если игрок расправился с этим противником 12 раз, то явно этот враг для него угрозы не представляет, а, значит, больше не нужен.

Копипаста. Несмотря на то, что нам обещал продюсер Так Миядзоэ , большая часть боссов в Dark Souls II – довольно обычные человекоподобные противники c холодным оружием и стандартными атаками. Это отчасти компенсируется тем, что боссов тут банально больше, но ближе к концу игры частое использование одной и той же тактики начинает утомлять. Лучший из боссов, на мой взгляд,– показанная еще в первом трейлере колесница. А вот зеркального рыцаря, которым восторгался господин Слива, я не оценил: судя по всему, бой с ним должен был напоминать старого монаха из Demon"s Souls, но все мои пять попыток я сражался с простыми AI-болванчиками.

«Синие» ковенанты не работают. В теории это звучит отлично: новички вступают в Way of Blue («Лазурный путь»), и, если к ним вторгнутся злодеи, состоящие в Brotherhood of Blood («Братство крови»), то автоматически появятся защитники из Blue Sentinels («Синие стражи»). В чем загвоздка: для вторжения в чужие миры нужны одноразовые предметы, которые ну очень быстро кончаются. Члены «Братства» могут получить их в дуэлях друг с другом, но, чтобы вступить в этот ковенант, надо сперва пройти очень непростую локацию. «Братья», как следствие, оказываются достаточно прокачанными и могут вторгаться к столь же прокачанным игрокам – которые к этому времени наверняка уже найдут себе другой ковенант взамен ничего не дающего «Пути». За несколько десятков раз, что я вторгался в чужие миры, синих фантомов я не повстречал ни разу. И наоборот: можно просиживать час за часом за «Стража» в тщетной надежде, что понадобится помощь.

«Крысиный» ковенант – форменное издевательство. Вот Bell Keepers («Хранители колокола») – идеальный PvP-ковенант: когда кто-то (даже если этот кто-то – один из «своих», как ни парадоксально) заходит в одну из двух опциональных башен, члены ковенанта появляются в его мире как защитники колоколен и сражаются с ним по-честному. А вот члены «Ордена крысиного короля» ведут себя как настоящие крысы: заглянувших в их «родные» локации они затягивают в свой мир, где все монстры на их стороне. Справиться с другим игроком и так очень непросто, а когда вы при этом стоите по колено в воде, и на вас нападают еще и ядовитые крысы на пару с мамонтами-копьеносцами, шансы на победу неумолимо стремятся к нулю.

Самый гадкий уровень стал еще гаже. В предыдущих частях болота, не позволяющие перекатываться и бегать, были населены противниками, предпочитающими ближний бой, которых можно было приманить на сушу, чтобы сразиться с ними по-честному. В Dark Souls 2 залитая водой локация пестрит плохо заметными под водой пропастями – это одно из немногих мест, где факел мог бы пригодиться, если бы большинство противников тут не стреляли в героя самонаводящейся магией через полкарты. Когда герой едва передвигает ноги, под водой вдобавок ко всему сидят в засаде незаметные даже вблизи твари, а выход из локации сторожит целая зондеркоманда из сильнейших врагов. Спасибо, что хотя бы в этот раз без яда.

Разработчики не очень понимают, что сложно, а что банально неудобно . Взрывающиеся камикадзе, двумя «бабахами» ломающие всю вашу экипировку и заставляющие плестись назад к кузнецу, только действуют на нервы. Костры, спрятанные в тайниках за совершенно обычными с виду стенами, вынуждают или обращаться к подсказкам, или самостоятельно тыкаться носом в каждый кирпичик, как в каком-нибудь Wolfenstein 3D, или пропускать чекпойнты и тратить кучу времени на путь к боссу через весь уровень. Ну а необходимость каждый раз для прокачки тратить время на возврат в Маджулу и выслушивать по четыре реплики унылой девушки и вовсе кажется дикой: зачем это все, если все равно телепортироваться можно от каждого костра? Почему бы не сделать возможной прокачку прямо на них, как в DS1?

Не ждите целостного мира. Если в Dark Souls почти в каждое место можно было прийти пешком, DS2 злоупотребляет лифтами. Причем лифтами волшебными: если с верхушки стоящей над пустошью мельницы поехать вверх (куда вверх? В небо?), то чудом окажемся у подножья замка, окруженного лавой. Разнообразие локаций, конечно, очень похвально, но раз уж взялись идти по стопам Dark, а не Demon"s Souls, то будьте добры, увяжите их воедино.

Это самая слабая часть Souls. Возможно, это связано с тем, что Хидетака Миядзаки не принимал прямого участия в ее разработке, но Dark Souls 2 лишена самобытности двух предшественниц и слишком сильно старается во всем походить на DS1. Она ощущается как expansion pack, как набор не слишком-то хорошо связанных между собой уровней, созданных лишенной визионера командой. Само собой, даже дополнительные этапы и PvP-арены для Dark Souls ценнее, чем очень, очень многие игры, но в следующей части сериала мне хотелось бы видеть куда больше новых решений и куда более обстоятельную работу над ошибками.

Вы начнете игру, просмотрев интересный ролик. Когда закончите смотреть, отправляйтесь вверх через заросли кустарника, держа путь к мосту, который находится сразу за лестницей. Посмотрите еще один видео ряд и начинайте создание собственного протеже. Когда досмотрите - проходите через открытую дверь и подходите к повозке. Загляните ее и найдете Soul of the Lost Undead и факел, который понадобится в дальнейшем. Например, сейчас. Подожгите его и двигайтесь в дыру в стене, которая находится по правую руку. Ну что, пора и потренироваться драться. Проходите сквозь первую завесу и берите левее. Продвигайтесь по прохождению Dark Souls 2, пока не подберете самое базовое оружие в игре - кинжал. Тут же стоит пара противников, с которыми можно немного потанцевать с оружием. Когда убьете их, подберите пару Amber Herb.

Ну что, идем учиться дальше? Берите так же левее, чтобы продолжить. Свалите деревцо, мешающее пройти и, через появившуюся щель, проходите к новой точке сражения. Вам нужно победить очередную пару противников, подняться по очередной лестнице и побеждаем еще пару врагов. Очередная туманная завеса отправит нас дальше. Если спуститься чуть ниже, можно получить отличное благословение от божества. Посмотрите налево, где будет расположен проход к туннелям, напоминающим собой лабиринт. Продвигайтесь дальше, смотря по сторонам. Когда найдете труп, обыщите его, чтобы подобрать Lifegems. Проходя вперед и изучая прохождение Dark Souls 2, можно обнаружить еще один труп, с которого теперь снимется Homeward Bones. Теперь наш путь лежит в дом впереди, куда предстоит подниматься по лестнице. Внутри опять-таки воспользуемся принципом левой руки и вырежем всё живое слева. Тут вы должны найти Lloyd"s Talismans, который нам понадобится в дальнейшем. Выходите наружу и продолжайте движение по дороге, пока не наткнетесь на прекрасную незнакомку в черных одеждах, с которой надо пообщаться. Когда вы будете оказываться у костра, вы сможете сделать развитие персонажа по уровню и приобрести Estus Flask - стандартное зелье лечения, которое вы неоднократно встретите в прохождение Дарк Соулс 2

Ну что, пора на улицу. Там вас поджидает человек, с которым нужно пообщаться. Когда поговорите с ним, загляните справа за хижину и подберите валяющийся Nameless Soldier и, заглянув под угол палатки, подберите оставленный там Lifegem. Видите дверь? Нам туда. Идите в правый коридор, пока не наткнетесь на спиральный подъем. В сундучке рядом можно найти Crimson Parma, который так же пригодится. По винтовому спуску будем опускаться вниз, пока не найдем рычаг, который придется использовать. Когда передвинете его, вам откроется новая коморка, где придется подобрать Soul of a Lost Undead, которую мы уже находили и новое оружие - Broken Thief Sword. Вернитесь назад и поднимайтесь теперь вверх. Там вас ждет еще один рычаг, нужный для прохождения Дарк Соулс 2. Использовали? Можно вернуться в место дислокации. Там придется забраться на холм, чтобы помолиться расположенному булыжнику в прохождении Dark Souls 2. Тут вы сможете стать членом Союза Чемпионов. Эта весьма полезная фракция, которая значительно усложнит нам жизнь. Посмотрев налево, вы обнаружите Homeward Bones, который могут так же пригодиться.

Идите к пылающему костру, ведь там остался неисследованным еще один проход. Увидели сундук? Забирайте оттуда добычу и продолжайте ваш путь. Он еще только начинается... Когда будете проходить левый туннель, используйте переключатель, чтобы вскрыть очередные ворота. Тут же следует воспользоваться проходом и взять левее. Исследуйте очередной сундук, в котором лежит Human Effigy. Пройдя вперед в прохождение Dark Souls 2, вы найдете еще кости и кусочки души, которые нужны для удачного прохождения. Теперь наш путь лежит к речке, где нужно постоять и морально собраться с новыми приключениями в лесу Падших Гигантов.

Для тех, кто только начинает свое путешествие по таинственному и крайне опасному миру Dark Souls 2 будет нелишним прочитать несколько полезных советов о том, как уменьшить общее количество смертей во время прохождения игры.

Don’t Fear The Reaper

Вторая часть Dark Souls является весьма трудной игрой, поэтому будьте готовы к тому, что умирать вам придется довольно часто и в самые неподходящие моменты времени. Главное в этом случае переселить себя и не сломаться. Сложнее всего будет тем игрокам, которые привыкли проходить игры без единой смерти, по причине их легкости и наличию нескольких уровней сложности. Здесь такого нет. Поэтому бояться смерти не стоит – ищите всегда во всем положительные стороны. Наверняка вы погибли не просто так, а по какой-то причине: нашли новую локацию со скрытыми ловушками, встретили сильного противника с мощными ударами, увидели дополнительный прием босса и так далее. Запоминайте все эти аспекты и воспринимайте смерть как дополнительный опыт. Все прохождение Dark Souls 2 построено на смерти, а потому даже зная все секреты игры, вы все равно когда-нибудь, да погибните.

Не переставайте уничтожать низкоуровневых монстров

После полного исследования какого-либо крупного региона и обладания точной информации о противниках, населяющих эту локацию, будет не лишним немного «пофармить» в этом районе, то есть уничтожать всех монстров на уровне по нескольку раз. Таким образом, вы сможете зарабатывать души в относительно безопасной зоне. Для высокоуровневых героев этих душ на повышение параметров может не хватить, а вот для улучшения снаряжения их будет вполне достаточно. Низкоуровневым персонажем даже небольшая прибавка к характеристикам может существенно облегчить жизнь. К примеру, увеличение показателя выносливости даст возможность проводить серии атак не по три удара, а по пять. Впрочем, наглеть мы вам не рекомендуем – проведите только четыре удара, а затем сразу делайте кувырок. Не забывайте также оставлять выносливость на совершение блоков.

Отметим, что полное прохождение Dark Souls 2 невозможно без покупки новых доспехов и оружия, а также их улучшения. Для всего этого тоже нужны души, которые опять же легче всего добыть путем относительного нетрудного убийства низкоуровневых монстров. К сожалению, бесконечно убивать их у вас не выйдет, так как через определенное количество убийств монстры попросту исчезают с уровня.

Правильное место для битвы – четверть победы

Самыми обидными смертями в игре являются те, которые были совершены по собственной невнимательности и глупости. Впрочем, и они могут принести чуточку пользы. К примеру, такая смерть может настигнуть игрока, когда он полностью сконцентрирован на сражении и забывает об окружении. Подобные бои обычно заканчиваются тем, что персонаж делает кувырок в неправильном направлении и падает с обрыва, разбиваясь насмерть. Иногда игроки сами загоняют себя в узкие помещения, где очень сложно вести бой с несколькими противниками сразу. После таких смертей геймеры начинают понимать, что необходимо правильно выбирать место для схватки.

Если же вы хотите избежать подобных смертей уже с самого начала, то необходимо тщательно изучать локации, примечая зоны с крутыми обрывами и узкими комнатками. Если враг начал сражение в помещении, где вам негде развернутся, то необходимо попробовать выманить его в более просторную комнату. Особенно важными эти рекомендации становятся при поиске потерянных душ, ведь если вы умрете еще раз и не успеете подобрать души, то они исчезнут навсегда. В такие моменты тоже нужно не сломаться и подавить желание кинуть мышку или геймпад в ближайшую стену.

Осторожность – мое второе имя

В продолжение, как и в оригинале, имеются сравнительно слабые противники, которых персонаж среднего уровня развития способен убить с одного-двух ударов. В Dark Souls 2 их стало несколько больше. Однако это не значит, что при встрече с новым врагом, вы можете вести себя вальяжно и не воспринимать противника всерьез. Существует немалая вероятность того, что это уже он способен расправится с вами со своей первой же атаки. К тому же не стоит обращать внимание на внешность врага, так как она может быть обманчивой. К примеру, в игре нередко встречаются крупные противники, способные очень быстро передвигаться и наносить удары с молниеносной скоростью.

В Dark Souls 2 очень сложно предсказать действия монстра, ни разу не сразившись с ним. По этой причине не атакуйте противника «сломя голову и с шашкой наголо» - действуйте осторожно и все время находитесь в движении. Можно также провоцировать врагов на атаку, чтобы узнать, какой урон он наносит, и какие типы ударов использует.

Регулярно осматривайте инвентарь

За все время прохождения игры у персонажа накапливается в инвентаре огромное количество вещей, которые поначалу могут показаться многим игрокам совершенно бесполезными. Некоторые из них и вовсе так и останутся лежать в рюкзаке неиспользованными. Естественно, в этом случае пользователи нередко забывают о многих артефактах, лежащих у них в сумке. Поэтому если вам никак не удается победить какого-нибудь особенно сильного босса, то загляните в свой инвентарь на всякий случай. Вдруг там завалялась какая-нибудь мощная «бомбочка». Естественно, убить с помощью нее монстра у вас вряд ли выйдет, однако уровень здоровья ему снизить вы сможете.

Надеюсь, наши небольшие советы помогут вам пройти эту сложную игру. В будущем на сайте появится полноценное прохождение Dark Souls 2.

Междумирье - Вступление.

Что за сон такой был непонятный: какой-то замок, какие-то проклятия, запустение, и я лечу в какую-то чёрную дыру. Очнулся на каменном полу какой-то ротонды в Междумирье. Почему Междумирье, между какими оно мирами? И почему же я так хреново выгляжу, прямо ужасно. В общем, наш путь начинается с вопросов и этих вопросов тут будет много. Это кстати вполне можно было бы сделать девизом прохождения dark souls 2: "Что? Зачем? Почему?".

А в общем, ладно. Вперед и с песней. Проходим по тропе и видим домик в основании большого дерева. Налево можно зайти в пещеру покормить огра и попробовать отнять кольцо. Но потом всё равно идём в домик. В нём четыре бабульки в красных одеждах. Кто такие? Да кто их знает. Но они немного вводят в курс дела, рассказывают об истории этого мира и примерно обозначают нашу цель. Оказывается мы в Дранглике, тут полнейший упадок, потому что какое-то первичное пламя затухает и из-за этого в мире развелась нежить. Нормальных людей вообще почти не осталось, даже я тут уже полый. Но пока ещё соображаю и потому избран спасти этот чахнущий мир. А для этого надо познать тайны души. Вроде ничего не упустил. Выбираем класс своего персонажа - от этого будет зависить способ познания души: огнем и мечом, магией, чудесами, проклятиями - выбор на любой вкус.

Покидаем этот приют для престарелых, зажигаем первый костёр и отправляемся проходить обучение: удары, блоки, прыжки, ускорения и так далее. Во втором тумане справо от начала можно подняться наверх и перейдя по мостику попасть к гнезду воронят Дина и Тилло. Возле него ещё лестница, которую надо скинуть для быстрого доступа. Тут можно будет обменивать разные камшуки на что-нибудь ценное.

В целом, Междумирье это стартовая локация и ничего важного для сюжета, кроме бабулек, тут нет. Потом сюда можно будет вернуться, оживить окаменевшего полого, победить огров и Преследователя. А сейчас просто пробегаем прямо в пещеру и попадаем в прибрежную зону - локацию Мажула.

Если вы только начали своё путешествие в игре , то вам нужно учитывать несколько особенностей этого прекрасного и очень опасного мира. Наши нижеприведённые советы помогут вам выжить и стать уважаемым человеком в этом тёмном мире.

Игра создавалась как не слишком лёгкая игра, поэтому готовьтесь к тому, что вы не раз тут умрёте и даже не в самый подходящий момент. Вам же главное - не сломаться в этом тяжёлом мире. Стыд, боль, злость и страдания - основная часть игры . Не стыдитесь и самое главное не бойтесь смерти - тут все умирают. Кроме этого, не бойтесь исследовать новые локации, совершать эксперименты и вообще старайтесь не теряться в игре. Суть игры заключается в том, что вы постоянно помираете и перерождаетесь, после чего проходите снова и снова, вплоть до победного конца.

В игре огромное количество так называемых "мусорных" противников, которые обладают примитивной манерой поведения и особой опасности представлять вам не должны, но всё же, когда встречаете новых врагов, то не расслабляйтесь. Как правило, в внешность всегда обманчива и бывают встречаются довольно сильные противники, хоть они и не будут вас бить сильно, но проблем доставят немало. И кстати, если вы не сразитесь с чудовищем, то и не сможете даже предсказать по какому принципу он будет сражаться дальше. В итоге, у вас не будет никакой противопоставляющей тактики. Старайтесь не лезть раньше времени в бой. Мы вам рекомендуем немного побегать около врага, чтобы узнать его тактику боя. Можно спровоцировать его и резко отойти, чтобы посмотреть на его дальнейшую атаку. В итоге, вы увидите его несколько атак и сможете выявить более открытое место для удара.

Самая частая смерть в игре - это смерть по своей же глупости. Очень часто она настигает тогда, когда вы полностью концертируете своё внимание на противнике и полностью забываете, что вас окружает и что вокруг происходит. Очень часто подобные ситуации заканчиваются тем, что вы делаете нелепый шаг назад или в любую другую сторону, после чего сразу же разбиваетесь в какой-нибудь тёмной пропасти, а всё из-за того, что вы провели схватку на ничем не ограждённой узкой площадке, где были крутые обрывы с любой стороны.

Чтобы избежать подобной ситуации, очень важно осмотреть внимательно на обстановку и рельеф данного уровня, ну и если вы оказываетесь в месте, где вы не можете развернуться, тогда мы вам рекомендуем выманить своего врага на другую площадку (более удобную). Кроме этого, место имеет значение ещё и в том случае, если вы погибли и двигаетесь до места, где слёг когда-то ваш труп. Но если вы не теряли из-за одного неверного шага восемь тысяч душ, то вы точно не знаете, что такое боль и бесконечное страдание.

Если вы уже успели освоить огромный регион и знаете, куда вам точно необходимо двигаться и где ожидать проблемы, тогда сразу отправляйтесь именно туда, к врагам, которые там обитают. На месте начинайте заниматься фармом. Накопленные в безопасности души помогут вам не только прокачать своего героя, но и экипировку. Ролевая часть игры построена по такому образу, что даже самые мелкие изменения в параметрах способны очень сильно облегчить вам жизнь в схватках. К примеру, если вы увеличили немного свою выносливость, то поймёте, что теперь ваш герой способен наносить серии ударов, которые состоят из пяти атак, а не по три, как когда-то. В общем, жить становится намного проще. Ну, а есле не спешить, тогда вам сил схватит не только лишь на атаку, но и на защиту вместе кувырком и блоком, что несомненно спасёт вам жизнь или же поможет при контрударе.

Тоже самое касается и оружия вместе с доспехами - вы их сможете также усиливать у местного кузнеца, но вот на это вам вновь понадобятся те же самые души, которые легче всего добыть во время лёгкого фарма. Но вскоре на фарме вы сильно не разгуляетесь, так как на территории фарма постепенно начнут таинственным образом пропадать враги, но всё же, свой стартовый капитал вы поднимите.

Совет пятый - не забывайте про ЗОЖ, таскайте с собой ножик

По мере прохождения игры у вас будут накапливаться самые разнообразные артефакты разных степеней полезности: волшебные шары, магические камни и даже метательные ножи, но и это не всё. Те, которые вы используете, на подобие того, что восстанавливает здоровье - всегда находится под вашей рукой, таким образом, о них вы точно никогда не забудете, но вот другая часть вашей экипировки будет лежать как мёртвый груз. Если вы столкнулись с очередным тяжёлым противником, то обязательно помните про то, что в вашей сумке лежит несколько полезных безделушек - они вам очень хорошо помогут и смогут повернуть ход боя в вашу сторону. Киньте в своего врага какой-нибудь бомбой и вы ему хорошенько подпортите здоровье, ну и дальше можно уже добить его обычным своим оружием.

Кажется, вроде очевидный совет, но всё же, содержимое вашего инвентаря всё так же будет стираться с вашей памяти. Если возникают тяжело решаемые вопросы, то покопайтесь внимательно в своём рюкзаке и вы наверняка сможете отыскать что-нибудь там полезное.

Итак, вам необходимо будет встретиться с Изумрудной вестницей и улучшить фляжку с Эстусом. Изумрудную вестницу вы сможете отыскать в Маджуле около костра, который будет гореть на краю обрыва. Вы сможете получить от неё задание и фляжку с Эстусом - полезное целебное зелье, которые будет вас парой спасать при прохождении игры. Данную флягу вы сможете так же и улучшать, поэтому своё первое улучшение мы вам рекомендуем сделать сразу же после того, как только получите её. Для этого отправляйтесь до запертого домика с колодцем рядом. Двигайтесь по камню, который расположен на самом краю колодца и заберите там осколок. Найденный предмет нужно будет передать Вестнице и взамен вы получите фляжку с увеличенным объёмом.

В игре существует несколько способов, которые касаются снижения уровня сложности. Один из таких способов - присоединение к верному Ковенанту. Любому новичку мы рекомендуем вступить в Way of Blue - данный поступок заметно упростить ваше прохождение. Вам для этого потребуется лишь отыскать Маджуле около обрыва с монументом. Там будет стоять рыцарь, поговорив с которым, вы вступите в Ковенант.

Есть так же и другой способ настроить свой гемплей - жечь в костре некоторые вещички. Sublime Bone Dust будет увеличивать ваш объём фляжки со здоровьем. Чучело человека будет сокращать значительно число атак, а вот Bonfire Ascetic сделает ваших противников намного сильнее, но и лут более ценным.

Игра очень любит тех игроков, у которых явный обстоятельный подход. Старайтесь прислушиваться ко всем звукам в игре - парой, они могут предупредить вас о предстоящей опасности. Старайтесь смотреть под свои ноги - таким образом, можно избежать большое количество ловушек. Поговорите со всеми NPC и изучите абсолютно все уголки локаций. Игра очень сложная и вам нельзя терять не единого шанса на то, чтобы улучшить своего героя.

И старайтесь не засиживаться часто на одном месте - монстры респавнится бесконечно не будут, могут вообще закончится и тогда, данная локация совсем станет пустой, вам следует не допустить такого коллапса.

Колечко Привязки - это весьма полезный предмет, который будет уменьшат ваш штраф за смерти (которых очень много) в игре. Отыскать данное кольцо вы сможете ещё в самом начале игры - пройдите через каменный коридор до Маджуле, что напротив дороги, которая ведёт к Лесу Павших Гигантов. Старайтесь игнорировать тут всех врагов и двигайтесь до левостороннего берега к мостику - тут одного противника придётся завалить. После стычки, спустите мост и проходите через стенку с туманном. Наконец-то, вы окажитесь в комнате вместе с сундуком - в нём лежит заветное кольцо.

Будет очень жестока с вами и именно поэтому, в ней вы сможете потерять абсолютно все свои накопленные душонки. Вам необходимо будет в уме держать то количество душ, которое потребуется вам для перехода на новый уровень - как только вы набираете необходимое количество, то скорее отправляйтесь качаться.

И кстати, даже если вы погибнете, то у вас всё же будет ещё один шанс вернуть обратно утерянные души, но если же вы погибнете во второй раз, тогда вы в конец потеряете свой шанс на возвращение.

Если вы понимаете, что враг сейчас вас одолеет, то внимательно осмотритесь и может быть окажется, что есть где-то рядом лестница. Если это так, тогда у вас появится шанс избежать абсолютно любого сражения, так как противники больше не атакуют после того, как вы взберётесь на лестницу.

Каждый должен помнить о том, что любое вооружение вы сможете улучшить при помощи тех же душ и титанита. Но и помимо этого, мы вам ещё рекомендуем регулярно проверять ассортимент у местных торговцев, так как парой у них появляются новые товары и полезные.

Если вы не хотите стать неудачником, который сразу же застрянет на первой возникшей проблеме, то обязательно разговаривайте со всеми персонажами в игре. Разговаривать следует до той степени, пока опция диалогов вовсе не исчерпается. Если вы будете следовать этому совету, то достаточно часто они будут переходить в ваш городок. Благодаря этому, вам станет проще не только их искать, но откроются некоторые новые части игры.

В игре существуют камни Фарроса - это аналог ключей, которые используются на каменных изображениях лица, который кстати вы увидите ещё в самом начале игры. Хоть они встречаются и очень редко, но обычно будут отпирать полезные механизмы или же вовсе давать доступ к сокровищам. Очень полезный совет, хоть и во второй игровой половине нечего стоящего не попадётся.