Сергей иванович танеев. Сергей иванович танеев - владимир - история - каталог статей - любовь безусловная Произведения с и танеев начала 20 века

29.06.2020

Россия, Московская копозиторская школа / Композитор,пианист-виртуоз, дирижёр / Поздний романтизм, символизм, неоклассицистские черты / Главные жанры: кантата, хоры a cappella, вокальная миниатюра, камерно-инструментальные ансамбли

"Он был образцом во всем, в каждом деянии своём, ведь, что бы он ни делал, он делал только хорошо ".

Так говорил Сергей Рахманинов о своём дорогом учителе, русском композиторе Сергее Ивановиче Танееве. Он был человеком редких нравственных достоинств, за что его даже прозвали "совестью музыкальной Москвы". Многие выдающиеся деятели того времени почитали за честь общаться с ним. Он был любимым учеником Чайковского и его ближайшим другом, автором огромного количества язвительных афоризмов о музыке своего времени и настоящим профессионалом своего дела.

Сергей Иванович стал первым в России крупным учёным-музыковедом, а его выступления как пианиста вызывали широкий общественный резонанс. Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени. Стать его учеником - было верхом блаженства для молодого музыканта. Вся свою жизнь он посвятил Московской консерватории. Ему удалось воспитать яркую плеяду настоящих звёзд академической музыки. Его учениками были Рахманинов, Скрябин, Метнер, Глиэр, Игумнов, Яворский, Гречанинов.

Современники часто сравнивали Танеева с Сократом. Оба они оставили после себя многочисленных учеников, не написав при этом серьёзных сочинений. Однако время всё расставило по своим местам. Произведения Танеева, казавшиеся современникам сухими, учёными, устаревшими, сегодня воспринимаются как самобытное явление Серебряного века с его склонностью к ретроспективности. Если тогда интерес Танеева к старым мастерам, к Баху, Моцарту казался странным и несвоевременным, то теперь можно с уверенностью говорить о Танееве, как о предтече неоклассицизма, который расцвёл в искусстве первой трети XX века.

В далёком 1866 году произошло эпохальное для русской культуры событие: Николай Рубинштейн основал Московскую консерваторию. До этого момента в стране с исконно богатыми музыкальными традициями серьёзно не воспринимали ни занятия музыкой, ни профессиональных музыкантов. С появлением же консерватории музыкант становился по-настоящему уважаемым человеком. В том же памятном году на первый курс был зачислен Серёжа Танеев. Ему было всего девять лет! Он уже тогда поражал окружающих феноменальной музыкальностью. На церемонии открытия Московской консерватории маленькому Танееву особенно запали в память слова Чайковского, который пожелал, чтобы воспитанники консерватории «выходили из заведения людьми, для которых существует один интерес — интерес искусства, которые добиваются одной славы — славы честного художника ».

Педагогом Танеева по классу фортепиано стал сам Николай Григорьевич Рубинштейн. Вот как он, обычно скупой на похвалы, лестно отзывался о молодом Танееве: «Танеев,— говорил он,— принадлежит к числу весьма немногих избранных, он будет великолепный пианист и прекрасный композитор ». Собственно композицией Серёжа занимался под руководством Петра Ильича Чайковского. В это время и зародилась их трогательная дружба, продлившаяся вплоть до смерти Чайковского. В первых же сочинениях юного композитора слышится восторженное увлечение выразительным стилем любимого учителя. Серёжа Танеев закончил консерваторию с блеском. Он стал первым золотым медалистом в истории Московской консерватории. Его имя было высечено на мемориальной доске, которая и по сей день висит перед входом в партер Малого зала консерватории.

В 1875 году Сергей Танеев, как и было заведено среди творческой интеллигенции того времени, отправился в Париж, чтобы познакомиться с тамошним искусством. Каждый четверг Танеев бывал в гостях у Полины Виардо, где познакомился с Тургеневым, композитором Гуно, писателем Флобером. Бывал Танеев дома и у Сен-Санса, где исполнял Первый фортепианный концерт Чайковского. В день отъезда, в своей записной книжке Танеев оставил замечание: «Когда я поеду в следующий раз за границу, я хочу тогда быть: а) пианистом, б) композитором, с) образованным человеком ». Тогда ему только-только исполнилось двадцать лет.

В Москве Сергей Танеев поселился в уютном доме на Пречистинке по адресу Малый Власовский переулок, дом 2, где провёл большую часть своей жизни с няней Пелагеей Васильевной Чижовой. Эта простая женщина вела все его хозяйство и постоянно сетовала на то, что Сергей Иванович в быту «словно дитя малое ». Только она могла найти нужные страницы партитур. С этой женщиной связаны курьёзные ситуации. Так, когда в хозяйстве кончался лавровый лист, она говорила Сергею Ивановичу, который был первоклассным пианистом. Публика буквально задаривала его букетами и лавровыми венками. Пелагея Васильевна говаривала: «Вы бы в концерте поиграли, а то лавровый лист подходит к концу ».

В 1878 году началась многолетняя работа Танеева в Московской консерватории. Его уговорил Чайковский, сам изрядно уставший от преподавательской деятельности. Танеев вынужден отодвинуть в сторону свои композиторские опыты и полностью посвятить себя новому делу - преподаванию теоретических дисциплин. Он подошёл к новому дела весьма креативно, но учил, что нет навсегда застывших правил и догм, что неприемлемо в одном стиле, вполне подойдёт в другом. Его ученики вспоминали, что объяснял он монотонно и сложно, но всегда очень точно и педантично. Он не терпел опозданий. Проверял задания Танеев с немыслимой скоростью, при этом тут же делая поправки. В консерватории помимо гармонии, инструментовки, композиции, фортепиано и анализа музыкальных форм, маэстро вёл интереснейший курс, им самим и разработанный - контрапункт. Материалы лекций позднее стали отправной точкой для глубочайшего исследования, предпринятого Танеевым, которое вылилось в фундаментальный научный труд под названием "Подвижной контрапункт строго стиля". Музыковеды часто сравнивают по универсальности теорию Танеева с таблицей Менделеева, настолько она математически выверена и просчитана.

Чайковский часто интересовался у своего друга, как протекает жизнь в консерватории и именно он настоял на том, чтобы в 28 лет Танеев занял пост директора Московской консерватории. В эти же годы Танеев становится первым исполнителем всех крупных фортепианных произведений Чайковского, а после его смерти он завершал и оркестровал ряд произведений.

В 1884 году появилось сочинение, благодаря которому Танеев стал знаменит и как композитор. Речь идёт о кантате "Иоанн Дамаскин" на текст Алексея Толстого, отрывок из которой мы только что прослушали. Именно этому произведению композитор решился присвоить первый порядковый номер в своей творческой биографии. Буквально влюблённый в баховские кантаты, Танеев давно мечтал создать русскую, православную кантату. Подготовкой к ней стал замысел кантаты в честь открытия Храма Христа Спасителя, однако по ряду причин воплотить его в жизнь не удалось. Зато на свет появилось глубоко философское масштабное сочинение, в основу которого было положено житие знаменитого христианского церковного писателя и гимнографа, жившего на рубеже VII и VIII веков - Иоанна из Дамаска.

С этих пор хоровая музыка станет важной сферой творчества маэстро. Монументальность замыслов, глубина обобщений подчёркивают грандиозность картины мира. Творческий путь Танеева символично обрамляют две кантаты - "Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма", вершинное произведение композитора.

Единственной оперой Танеева стала трилогия "Орестея" по Эсхилу, которая явила собой пример перевода античного сюжета на русскую музыку. Эта работа уникальна, десять лет Танеев потратил на это сочинение. Такая кропотливость была продиктована небывалой требовательностью по отношению к своему продукту творчества. Однако "Орестея" была буквально обречена на непонимание из-за несвоевременности своего появления.

В 1889 году свои обязанности директора консерватории Танеев передаёт своему преемнику Василию Сафонову, а в революционном 1905 году и вовсе покидает родные пенаты. Он был крайне не согласен с решением об отчислении студентов, принимавших участие в забастовках. К середине девяностых годов Танеев успел сдружиться с музыкантами петербургской школы и когда до Николая Римского-Корсакова дошло известие об уходе Танеева из консерватории, тот прислал ему трогательную сочувственную телеграмму. После ухода Танеев продолжал заниматься с учениками безвозмездно, частным образом. Он никогда не брал денег за свои занятия, потому что считал, что оплата мешает строгому отбору учеников.

Ещё в конце девяностых годов Танеев подружился со Львом Толстым. Он часто бывал в Ясной Поляне, где жил и работал в специально отведенном для него флигеле. Кроме страсти ко взаимному общению, Танеева и Толстого роднило увлечение шахматами. Условия поединков были такими: если проигрывал композитор, он должен был что-то исполнить на рояле, если Лев Толстой — он читал вслух какое-нибудь свое произведение. Однако именно Танеев стал причиной разлада в семье великого писателя. К нему стала испытывать нежные чувства Софья Андреевна, жена Толстого, надломленная безвременной кончиной сына. Вот, что она пишет в своём дневнике: «Я осталась жива и обязана этим странному средству - музыке. Лучше всех действовала музыка Танеева. Иногда мне стоило только встретить Сергея Ивановича, послушать его бесстрастный, спокойный голос, и я успокаивалась. Личность Танеева была почти ни при чем. Он внешне был мало интересен, всегда ровный, скрытный... ».

Она была первым и благодарным слушателем симфоний Танеева. Его музыка была нужна ей, как воздух. Толстой не мог не заметить перемен, случившихся в его жене, в своей "Крейцеровой сонате" он изобличает такую привязанность. Не замечал происходящего только Танеев, искренне витающий в своих фантазиях и поисках идеальной музыкальной красоты.

Однако не надо думать, что Сергей Иванович был бесчувственной и холодной натурой. Он был человеком волевым и решительным, с тонким чувством юмора. Забавный факт, Сергей Иванович Танеев был одним из композиторов в России, кто написал несколько романсов на языке эсперанто, на нём же он вёл свой дневник. Луначарский в одной из своих речей о Танееве говорил: "Танеев по образу своей жизни и облику своему — русский барин, с внешней стороны как будто даже с какими–то обломовскими чертами; любил жить тихо, любил спокойное захолустье дальнего уголка Москвы ".

Однако в его жизни была большая любовь. Она была замужем за художником Бенуа и имела четырёх детей. По тогдашним жестоким законам в случае развода дети оставались с отцом. Танеев решает забыть всё, на это понадобилось несколько мучительных лет.

Одной из вершин русской инструментальной музыки стала симфония Танеева до минор. Он посвятил её Глазунову, под управлением которого прошла премьера. Эта симфония была создана вскоре после знаменитой Шестой симфонии Чайковского, в ней заключены истоки многих черт "философского симфонизма", так ярко воплощённых впоследствии в творчестве Шостаковича. Лирический герой симфонии стремится преодолеть трагизм и хаос бытия. В этом смысле это произведение можно поставить в один ряд с Пятой симфонией Бетховена и Четвёртой Брамса.

Уйдя из консеравтории, Танеев продолжал оставаться в центре музыкальной Москвы. Он много концертирует. В 1910 году Сергей Иванович оказал поддержку начинающему композитору Сергею Прокофьеву. В своем письме к издателю Юргенсону Танеев обратились с просьбой опубликовать произведения Прокофьева, после чего Юргенсон ответил согласием.

Весной 1915 года скончался один из любимых учеников Танеева - Александр Скрябин. На дворе стояла промозглая, сырая погода, не редкая для Москвы этого времени года. Танеев пришел на похороны легко одетым. Он сильно простудился, а всего через несколько недель его не стало. В последний путь "русского Баха" провожала вся Москва.

Композитор Сергей Танеев родился в 1856 году, принадлежал к дворянскому роду. Его отец также был талантливым любителем музыки, воспитывал Серёжу музыкальным ребенком. В раннем возрасте С. Танеев поступил в консерваторию, где обучался у Чайковского. Проявляя впоследствии профессионализм в кантата, хор, вокальные миниатюры и камерная инструментальная музыка - осуществлял научную и педагогическую деятельность в области музыковедения. Но основное дело жизни - композиторское творчество. Весьма небезынтересна творческая биография. Танеев Сергей Иванович был выдающейся личностью.

О направлениях деятельности и творчества

Будучи авторитетным в культурной сфере, Сергей Танеев был первым в стране музыковедом. Занятия проходили в Московской консерватории. В процессе педагогической и профессорской деятельности он воспитывал творческую молодежь, в числе учеников были знаменитые композиторы: Рахманинов, Скрябин, Глиэр.

Произведения Танеева, созданные на пороге 20 века, относятся к направлению неоклассицизма, развившегося в начале этого века. Композиторская деятельность была признана не сразу. Музыкальные работы считали сухими, результатом учености и кабинетного творчества. Увлечение Танеева Бахом и Моцартом также не прибавляли интереса. Но с исторической точки зрения был оправдан поиск прочных оснований для отечественной музыки, применимый к слиянию с европейской культурой. Его музыка отличалась универсальностью.

Перспективы и факты

Широкие перспективы открылись перед музыкантом после получения образования. Он выступал на концертах, преподавал и занимался композиторской деятельностью. Ещё в молодом возрасте ездил во Францию для знакомства с европейской культурой. Все признавали за Танеевым выдающиеся нравственные качества, называя его "совестью музыкальной Москвы". Танеев Серей Иванович, краткая биография которого рассматривается, прославил своё имя.

Обучение

О ранних произведениях Танеева

Кантата "Иоан Дамаскин" на текст А. Толстого прославила композитора, а сам он назвал ее первым номером в своей творческой биографии. Это было в 1884 году.

Жанр классической музыки кантата характеризует творчество музыканта. На создание подобного русского православного произведения его вдохновили кантаты Баха. По замыслу это приготовление к открытию Храма Христа Спасителя, но впоследствии планы пришлось изменить. Тем не менее это философское произведение на тему жизни церковного писателя, жившего в 17 и 18 веках.

С этого же момента в творчество вошла хоровая музыка. В произведениях прослеживается стремление создать картину мира, показать ее грандиозность путем монументальных замыслов. Другая кантата Танеева "По прочтении псалма" также является вершиной его творчества, но создана позже.

Единственная опера - трилогия "Орестея" на основе произведений Эсхила переводит античный стиль и сюжет, применяя его к русской музыке. На сочинение оперы потрачено 10 лет. Кропотливость показывает, как требовательно Танеев относился к своим произведениям. Но уникальный труд оказался несвоевременным и не был признан, так как не получил понимания. Выражая индивидуальность, отличную от тенденций современности, композитор занимался поиском обобщений в виде нравственных идей, идеального. Таков был Танеев Сергей Иванович.

Хоровое творчество композитора составляет особый и значительный раздел его биографии. Для создания хоровых произведений как отдельных номеров, так и объединенных в циклы, он обращается к поэзии Тютчева, Фета, Полонского, Хомякова, Бальмонта.

Творческим порывом к созданию цикла, который признан вершиной русской хоровой музыки, под названием "Двеннадцать хоров а cappella для смешанных голосов" стали стихи известного русского поэта До него русская музыка еще не знала таких монументальных и серьезных хоровых сочинений. В них находит воплощение его философичная, высоконравственная натура, широта и мощь идей, а также проявилось яркое дарование композитора-полифониста.

Этап деятельности после работы в консерватории

После передачи полномочий директора консерватории 1889 году В. Сафронову Танеев сформировал дружественные контакты с петербургскими музыкантами. Следовал предреволюционный период истории страны, и многие ученики участвовали в забастовках. Танеев выступал против их отчисления за эти действия. После окончания преподавательской деятельности Танеев продолжал обучать бесплатно, давая частные уроки, потому что считал оплату помехой отбору музыкантов.

На пороге 20 века установилась дружба с Л. Толстым, в результате чего часто посещал Ясную Поляну композитор. Он даже жил там в предоставленном Л. Толстым флигеле, работал, увлекался шахматами. В конце шахматной партии проигравший должен был исполнять свое произведение в виде чтения вслух или игры на рояле. Но у Л. Толстова случился семейный разлад в связи с данной дружбой, так как к Танееву начала испытывать симпатию жена писателя. Но при этом она выражала восторг к музыке и говорила, что осталась жива после смерти сына благодаря именно ей. Но сам композитор вел себя как обычно сухо, скрытно и не был причиной личного конфликта. Софья Андреевна была благодарной слушательницей произведений, симфоний, но в поисках красоты и идеальности это не было замечено композитором.

Личная жизнь

При этом композитор не был бесчувственным, но был волевым и обладал тонким юмором. Он вел дневник на языке Эсперанто и написал на нем несколько романсов. У Танеева была также любовь к жене художника Бенуа, матери четырех детей. По законам того времени развод означал передачу детей супругу, отцу. Танеева по этому поводу несколько лет преследовала драма, поскольку отношения пришлось разорвать.

Няня Танеева жила вместе с ним и занималась его хозяйством. После концертов любители его творчества дарили ему венки из лавра. Оказывается, что няня использовала этот лавровый лист для приготовления пищи, так как однажды она высказалась: "Вы бы концерт дали, а то лавровый лист кончается".

Это не единственная юмористическая история, с которой сталкивался Танеев Сергей Иванович. Интересные факты из жизни рассмотрим далее.

Вполне сопровождается юмором жизненный путь, который прошел Танеев Сергей Иванович. Интересные факты из его жизни можно перечислять долго.

В России было много людей, любивших выпить. Музыкант относился к этому терпимо. Он говорил: "Пьянство - это, скорее всего, не недостаток, а излишество".

Творчество периода начала 20 века

Симфония "До минор" с чертами философского симфонизма была посвящена Глазунову, который также управлял ее премьерой. В центре сюжета - лирический герой, преодолевающий хаос бытия и трагизм жизни. Появившись после Шестой симфонии Чайковского, это произведение могло быть поставлено в ряд с некоторыми симфониями Бетховена и Брамса.

Вклад в жанр инструментальной музыки, процветание камерного ансамбля обеспечил Танеев Сергей Иванович. Биография, произведения которого свидетельствуют о начале культурного преобразования в музыке страны. Впоследствии направление было развито другими композиторами уже советского периода. Методы и средства выражения подвергались избирательности. В квартетах и ансамблях использовался стиль полифонии, плавное развитие темы. Популярны были и романсы, отличавшиеся мелодичностью.

Танеев даёт концерты и участвует в жизни музыкальной Москвы. В 1910 году молодой композитор Сергей Прокофьев получает его поддержку при попытке опубликовать произведение. Портретные фотографии тех лет отражают творческий облик. Танеев Сергей Иванович, фото которого можно увидеть в статье, является национальной гордостью.

Конец жизни и творчества

А. Скрябин, ученик композитора, умер в 1915 году. Сергей Танеев пришел на похороны в легкой одежде, в результате чего простудился и умер спустя несколько недель. На проводы композитора пришла вся Москва. На этом заканчивается биография. Танеев Сергей Иванович ушел из жизни в возрасте 58 лет.

Заключение

Имя Танеева украшает перед входом в партер Он является, несомненно, выдающимся композитором, а также ученым, работавшим в должности профессора консерватории. Пианист-виртуоз своего времени Танеев был прославленным исполнителем. Его многообразное творчество имеет особенности, присущие позднему романтизму и символизму, а также охватывает несколько жанров.

Большой вклад в русскую культуру внес Сергей Танеев, биография которого свидетельствует об этом. Занимая особое место в русской музыке 19-20 веков, он запечатлел свое творчество исключительным отношением к искусству.

Сергей Иванович Танеев (13 ноября 1856, Владимир - 6 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Младший брат адвоката В. И. Танеева.

Биография

Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С 5 лет учился игре на фортепиано, сначала у M. А. Миропольской, затем у В. И. Полянской (урождённой Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). До 1869 занимался в младших классах у Э. Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-75 годах продолжил занятия в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П. И. Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы Н. А. Губерта. Был любимым учеником П. И. Чайковского.

В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал на концертах как пианист-солист и в ансамбле. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы. В 1885-1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке (дом 2/18). В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов руководства покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год). Танеев участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (всегда безвозмездно).

На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался.

Был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Научная и педагогическая деятельность

Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар»), источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта, изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар» ), источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта , изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов . Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи , которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

    Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

    Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта , канона и фуги , анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров , пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов , Александр Скрябин , Николай Метнер , Рейнгольд Глиэр , Константин Игумнов , Георгий Конюс , Сергей Потоцкий , Всеволод Задерацкий , Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

    В 1910-1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

    Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

    Творчество

    Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки , П. И. Чайковского, а также И. С. Баха , Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - «Орестея» (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин », «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония , камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.

    Память

    Имя С. И. Танеева носят:

    • Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
    • Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
    • Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
    • Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира ;
    • Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
    • Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга -Москва);
    • Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
    • Танеевское музыкальное общество;
    • улица во Владимире;
    • улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
    • улица в Красноармейском районе г. Волгограда ;
    • улица в Левобережном районе г. Воронежа ;
    • Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде ;
    • Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
    • самолёт Airbus A319 -111 авиакомпании «Аэрофлот », бортовой номер VP-BWK;
      • Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма », «Cлавa H. Г. Рубинштейнy», «Я памятник себе воздвиг».
      • 4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
      • Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
      • Для фортепиано - Прелюдия и фуга и др.
      • Хоры a cappella
        • Хоры без обозначения opus’a : «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
        • Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
        • Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
        • Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), "Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
        • Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
        • Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
        • Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
        • Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
        • Посмертные издания - хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
      • Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
      • 55 романсов
      Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С пяти лет учился игре на фортепиано, сначала у M. А. Миропольской, затем у В. И. Полянской (урождённой Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). До 1869 занимался в младших классах у Э. Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-1875 годах продолжил занятия в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П. И. Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы Н. А. Губерта. Был любимым учеником П. И. Чайковского.

      В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал на концертах как пианист-солист и в ансамбле. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы. В 1885-1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке (дом 2/18). В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов руководства покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год). Танеев участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (всегда безвозмездно).

      На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался.

      Был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

      Научная и педагогическая деятельность

      Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар», источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта, изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

      « Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения. »
      Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

      Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

      В 1910-1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

      Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

      Творчество

      Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - «Орестея» (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.

      Память

      • Имя С. И. Танеева носят:
      • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 «С. Танеев»
      • Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
      • Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
      • Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
      • Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира;
      • Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
      • Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга-Москва);
      • Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
      • Танеевское музыкальное общество;
      • улица во Владимире;
      • улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
      • улица в Красноармейском районе г. Волгограда;
      • улица в Левобережном районе г. Воронежа;
      • Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде;
      • Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
      • самолёт Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
      • Малый Власьевский переулок в Москве с 1960 по 1994 годы был улицей Танеевых.
      • На доме, в котором родился композитор, во Владимире (улица Большая Нижегородская, 5) установлена мемориальная доска с надписью «В доме, стоявшем на этом месте, родился великий русский композитор, пианист, педагог, учёный Сергей Иванович Танеев».

      Прижизненные аудиозаписи

      Примечательны записи самого Танеева, сделанные в конце XIX века на парафиновые валики.

      Сочинения

      Опера «Орестея» (1-я постановка - 1895, Петербург)
      Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», «Cлавa H. Г. Рубинштейнy», «Я памятник себе воздвиг».
      4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
      Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
      Для фортепиано - Прелюдия и фуга и др.
      Хоры a cappella
      Хоры без обозначения opus’a: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
      Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
      Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
      Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), "Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
      Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
      Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
      Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
      Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
      Посмертные издания - хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
      Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
      55 романсов