Рубрика игнатий лойола - иезуиты. Игнатий лойола - биография, информация, личная жизнь

22.09.2019

Их назвали иезуитами

1521 год. Французские войска осадили испанский город Памплону. Положение было безнадежным, и город решили сдать. Но комендант крепости сдаваться не собирался. С небольшим отрядом он укрылся в городском замке. Лишь после 6-часового обстрела и жесточайшего рукопашного боя героя захватили в плен. Один из пушечных снарядов раздробил ему ногу, обломком стены сломало другую, но он все равно продолжал сопротивляться. Французы высоко оценили его доблесть и вместо плена отправили храброго офицера в его родовое поместье.

Игнатий Лойола всегда боролся до конца. Он сражался с лекарями, которые не могли добиться, чтобы его раздробленные ноги срослись. А когда им это все таки удалось, кость, торчащая из колена, стала мешать при ходьбе. Он приказал ее отпилить. Потом оказалось, что одна нога его стала короче другой, но он все равно продолжал борьбу. Игнатий приказал сделать протезы, которые бы вытянули ногу. Носить их было пыткой, но и это не помогло: он так и остался хромым. Почти целый год он боролся с судьбой, не желая смириться с тем, что не сможет больше выйти на поле брани. Но постепенно перед ним открывался иной путь и другая война, на которой он сможет одержать еще не одну победу.

Во время лечения, чтобы скоротать время и отвлечься от страданий, Игнатий читал книги. В замке не нашлось интересных романов, и он читал «Жизнь Иисуса» и жития святых. В марте 1522 года он тайно покинул замок и отправился к горе Монсеррат, где находился монастырь. Там дон Иньиго повесил возле иконы Пресвятой Богородицы свою броню и оружие и ночь напролет провел перед ней, молясь то стоя, то с коленопреклонением, не выпуская паломнического посоха из рук. Взамен рыцарского одеяния он добыл себе грубую одежду отшельников. После той ночи дон Иньиго стал называть себя рыцарем Пресвятой Девы и воином Иисуса.

Путь его лежал в Иерусалим. Там он начинает проповедовать, но его речи настолько сумбурны, что местные священники, посмеявшись над ним, дал ему совет изучить прежде богословие. И тогда уже немолодой Игнатий садится за парту.

Наконец, в 1532 году он получает звание бакалавра, а через год – магистра богословия. Уже в то время вокруг него стали собираться единомышленники. Игнатий понял свое предназначение – защищать католическую веру и распространять ее до краев земли. То было время географических открытий. И Игнатий решил, во что бы то ни стало, принести свет веры на вновь открытые земли.

В 1534 году Игнатий Лойола и шесть его самых близких друзей собрались вместе, чтобы создать дружину духовных рыцарей. Они принесли обет посетить Святую землю, а также обеты бедности и милосердия. Их клятва заканчивалась словами: «Omnia ad maiorem Dei gloriam» - «Все ради вящей славы Божией!» Считается, что именно тогда был основан орден Иезуитов, или «Общество Иисуса», как они себя называли. Это был первый орден, который назвали не именем основателя, а именем Иисуса.

В то время Рим уже не с такой охотой учреждал католические ордена: многие из них дискредитировали себя и еще больше подорвали авторитет католической церкви. Но для ордена Иисуса было сделано исключение. И заслугой тому была горячая вера Игнатия. Чтобы к ордену не приобщились случайные люди, папа ограничил число адептов до 60. Но к концу жизни Игнатия это ограничение было снято. В 1556 году уже 1000 иезуитов несло католическую веру во все концы земли, а в 1626 году численность ордена составляла около 16 тысяч человек.

Организация ордена была придумана еще Игнатием и осталась неизменной по сей день. Орден похож на нечто среднее между армией и тайным обществом. Во главе стоит генерал, который подчиняется только папе Римскому. Он избирается Верховным советом ордена пожизненно. От генерала зависит прием и удаление членов, он созывает Верховный совет, председательствует на нем и обладает двумя голосами. Верховный совет вправе переизбрать генерала, но подобного не случалось ни разу. Высшая степень в ордене - профессы. Они различаются по степеням. Исповедники трех обетов не знают всех целей ордена и лишь подчиняются приказам, как и низшие солдаты. Исповедникам четырех обетов (четвертый – обет безоговорочного подчинения папе Римскому), в отличие от остальных, открыты все цели и задачи ордена.

Стать членом ордена непросто. Желающие 20 дней живут в домах испытания, где подвергаются наблюдениям и распросам со стороны экзаменаторов. Лишь тех из них, кто физически здоров и умен, принимают в разряд испытуемых. Они получают степень новиция и в течение двух лет усваивают суровую школу дисциплины ордена. Затем новиций дает обет целомудрия и послушания, и получает степень схоластика. С получением этой степени он уже не может покинуть орден без разрешения начальства. В течение 5 лет он изучает богословие. После этого схоластик приносит три монашеских обета и получает степень коадьютора - светского либо духовного. Духовные коадьюторы получают священнический сан и в дальнейшем занимаются проповеднической и миссионерской деятельностью. Доказав свою преданность ордену, они могут получить степень професса - высшую ступень в иерархии иезуитов. Светские же коадьюторы исполняют лишь физические работы в качестве чернорабочих, слуг и управителей; их карьера на этом завершается.

Но как же получилось, что орден, который основали благороднейшие люди, превратился в организацию, восстановившую против себя все народы, а слово «иезуит» стало означать хитроумного, коварного лжеца, клятвопреступника в черной сутане?

Весь секрет в том, что люди, поставившие перед собой цель покорить мир для Христа, решили, что в средствах для достижения этой цели можно уже не разбираться. Еще при Игнатии Лойоле один из пунктов устава ордена гласил: «Вы должны называть белое черным, если так решит Церковь». А чуть позже богословы ордена разработали целые теории о том, что цель оправдывает средства, и ради благих намерений можно и солгать, и убить, и даже совершить клятвопреступление.

Иезуиты правдами и неправдами пытались вернуть Европу под власть церкви. Они устраивали перевороты, свергали неугодных правителей, шли на любые преступления, чтобы распространить свое влияние, и при этом всегда оставались в тени. Они становились исповедниками королей и их первыми советниками и, манипулируя монархами, правили странами. Иезуиты никогда не становились епископами, да им это было и ни к чему - власть любого члена ордена была намного выше власти епископа: они имели колоссальное влияние, огромные владения, неизмеримые богатства.

Иезуиты, забыв, что их основатели когда-то клялись в верности Церкви, стали больше заботится об ордене. Но зло никогда не приводит к добру. Внезапно все стало рушиться. Нечестие, обман и хитрость иезуитов настолько дискредитировали орден, что его адептов изгнали из всех стран, а люди вспоминали лишь их черные дела.

Хотя были в их истории и светлые страницы. Орден посылал миссионеров по всему миру. Страны Африки, Китай, Япония, испанские колонии Южной Америки, индейские племена впервые слышали весть Евангелия из уст иезуитов. Те не гнушались никакой работы, шли в непроходимые джунгли, неся местным племенам не только весть Евангелия, но и достижения цивилизации.

В начале XVII века на территории нынешнего Парагвая было небольшое государство иезуитов. Обратив индейцев гуарани в христианство, они основали поселения, в которых индейцы вместе с ними трудились, строили храмы и вместе оборонялись от охотников за рабами. В период расцвета в XVIII веке около 100 тысяч индейцев жило в таких поселениях. Иезуиты научили гуарани читать и писать, делать музыкальные инструменты и возделывать землю. Они не только несли индейцам свою культуру, но и помогали тем сохранить свой язык и самобытность. Один из иезуитов написал для гуарани учебник по языку и грамматике. А позже - христианские наставления на их языке. Словно Царствие Божие опустилось на эти земли. Гуарани славили Христа и Бог благословил их землю.

Но у гуарани и иезуитов появились враги. Местным плантаторам нужны были рабы. А поселения иезуитов не только укрывали у себя потенциальных невольников, но еще и становились конкурентами: их сельскохозяйственные угодья приносили хороший урожай. Наконец, в 1767 году король Испании Карлос III передал эти земли португальцам, а те изгнали иезуитов и упразднили миссию. Иезуиты ушли, а гуарани вернулись в джунгли, беспомощные перед работорговцами и разочарованные в христианском Боге. Лишь развалины католических храмов с индейскими рисунками напоминают о тех благословенных временах, когда воины некогда славного ордена Иисуса принесли язычникам не меч, но мир и свет.

Основатель самого крупного на сегодня ордена Католической церкви (в 2003 «пехотинцев Папы Римского» насчитывалось более 20 тыс.) создал самую могущественную в Европе организацию практически из ничего. Ее члены прославились как МАСТЕРА ИНТРИГ И ЗАГОВОРОВ, но двигало им вовсе не желание выстроить первую эффективную спецслужбу. Игнатий Лойола мечтал ВСЕГО ЛИШЬ СТАТЬ СВЯТЫМ. Суровая аскеза и изобретательное выкачивание денег из спонсоров, мистические переживания и бюрократический учет духовного опыта паствы, подчеркнутое самоуничижение и практически неограниченная власть – все эти противоречия прекрасно уживались и в самом Лойоле, и в его ордене. Начиная, Лойола имел в своем распоряжении лишь силу собственного духа и искреннюю, доходящую до фанатизма веру – в том числе веру в свое ВЫСШЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. И эта вера себя полностью оправдала. К чести первого иезуита нужно сказать, что он никогда не рекомендовал другим того, чего не испытал сам. Даже «усмирение плоти» и жестокие страдания, сопровождающие подобное усмирение, Лойола опробовал сначала на себе, а уж потом создал из собственного опыта комплекс упражнений для неофитов.


Инвалид войны

Будущий основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола родился в 1491 году в Баскони (Страна Басков), на севере Испании, и получил по-дворянски длинное и звучное имя – Иньиго Лопес де Рекальде де Онас-и-де Лойола. Иньиго был тринадцатым ребенком в семье, так что рассчитывать на крупное наследство ему не приходилось. Однако род его считался одним из самых древних в Баскони, а потому для молодого Лойолы были открыты все пути, будь то карьера священника или военного. Отец выбрал для юноши путь придворного и устроил его в услужение к королевскому казначею дону Хуану Веласкесу. Будущий святой Римской католической церкви не отличался тогда примерным поведением и в 1515 году даже предстал перед судом за участие в неких «серьезных и вероломных преступлениях». Однако протекция дона Хуана была сильнее любых обвинений, и молодой человек отделался легким испугом. К церковной жизни дона Иньиго и вовсе не тянуло, и, по признанию соратника, написавшего его биографию, «до 26 лет он был человеком, преданным мирской суете, и прежде всего ему доставляли удовольствие ратные упражнения, ибо им владело огромное и суетное желание стяжать славу». Словом, как и полагалось дворянину, Лойола был гулякой и забиякой, да к тому же еще и неучем, поскольку не знал ни слова по латыни и читал только рыцарские романы, переведенные на испанский язык. Романы эти кружили впечатлительному дону голову, и он с удовольствием предавался мечтам о ратных подвигах и служении даме сердца. Впрочем, его непомерная амбициозность давала о себе знать уже тогда – в качестве дамы сердца он выбрал себе столь знатную особу, что не смел назвать ее имени даже на склоне лет своему биографу.

Со смертью дона Хуана в 1517 году придворная карьера дона Иньиго не закончилась, его взял к себе на службу вице-король Наварры, недавно присоединенной к Испании провинции, находившейся неподалеку от родных мест Лойолы. Тут-то молодому идальго и представился случай стяжать рыцарскую славу.

В 1521 году в Наварру вторглись французы, и Лойола оказался в осажденной цитадели Памплоны. Комендант крепости не сомневался, что город придется сдать, а потому, чтобы не допустить кровопролития, направил к противнику парламентеров. На беду в составе делегации оказался еще не понюхавший как следует пороха молодой Лойола, который из рыцарских побуждений сорвал переговоры и, похоже, так взбесил французов, что те предприняли штурм.

Атаке предшествовала мощная артподготовка, которая и поставила крест на военной карьере Лойолы: ядро перебило ему правую ногу, а левую перебил обломок крепостной стены. Поскольку кроме дона Иньиго сражаться никто не хотел, крепость поспешно капитулировала, после чего настала очередь французов проявить благородство. Дону-герою была оказана посильная медицинская помощь, а затем его доставили в родовой замок Лойола.

Врачи, вероятно, были уверены, что раненый не выживет. Из-за плохо выполненной фиксации правая нога срослась неправильно, и врачи ее вновь сломали, чтобы состыковать кости как следует. В результате Лойола едва не умер, а выкарабкавшись, с ужасом обнаружил, что правая нога короче левой, а над коленом выпирает кость. Изуродованная конечность не вязалась с образом рыцаря, и дон Иньиго распорядился удалить нарост, что снова чуть было не стоило ему жизни. Лишнее отпилили, но нога от этого длиннее не стала, и несостоявшийся рыцарь погрузился в меланхолию.

Больной требовал рыцарских романов, но в замке было только две книги – жития святых и краткий пересказ Евангелий, они и стали предметом пристального изучения. Со временем воображение Лойолы стало оперировать новыми образами, он все чаще мечтал не о пирах и охотах, а «о том, чтобы пойти в Иерусалим босиком, питаться одними травами и совершать все прочие подвиги покаяния, которые, как он увидел, совершали святые». Безграничное честолюбие идальго приобрело новую сюжетную линию – он мечтал о том, чтобы измучиться сильнее святых мучеников и в самоотречении оставить позади самых известных аскетов.

Вскоре воображение больного так распалилось, что он стал грезить наяву, более того, разнообразные видения не покидали его до конца жизни. Когда же в одну из бессонных ночей перед ним возник образ Мадонны с младенцем Иисусом, у Лойолы окончательно развеялись сомнения в своей высокой миссии. Теперь он жил только одной идеей – прийти в Иерусалим и обратить турок в христианство. Никого из домашних дон Иньиго в свой замысел не посвятил – после ранения он стал очень скрытным. Худо-бедно поправившись, Лойола с головой отдался святой жизни, и остановить его уже ничто не могло.


Баскский экстремист

Проштудировав во время болезни две книги, Лойола пришел к выводу, что настоящий святой всегда поступает наперекор здравому смыслу, и начал свою подвижническую жизнь с подвигов в стиле Дон Кихота. Будущий миссионер по дороге в Иерусалим пустился в богословский спор с неким мавром, утверждавшим, что Пречистая Дева могла зачать непорочно, но по понятным причинам не могла остаться девственницей в ходе родов. Лойола не нашел веских аргументов против и так разволновался, что мавр предпочел убраться от него подальше. Сам же дон Иньиго разрывался между желаниями смирить гнев и убить мавра. В итоге паломник позволил принять решение своему мулу – тот не пошел вслед за ретировавшимся попутчиком и мавр остался жив. В другой раз Лойола, дабы окончательно превратиться в праведного странника, отдал свою дворянскую одежду нищему. Вскоре, правда, выяснилось, что нищего арестовали, заподозрив в том, что он эту одежду украл.

Путь Иньиго, который теперь уже не величал себя доном, лежал в Барселону, откуда он намеревался плыть в Италию и дальше – в Святую землю. Однако в Барселоне свирепствовала чума, и Лойола на год задержался в городке Манресе, где окончательно потерял облик благородного дона – он превратился в юродивого, живущего подаянием. К тому времени Лойола успел привыкнуть к видениям, которые после многодневных постов и молитв имели место чуть ли не каждый день. Паломнику неоднократно являлось «белое тело», в котором он безошибочно узнавал Христа, а также нечто, напоминавшее змею с множеством глаз, в чем он опознал Сатану. А как-то утром Иньиго даже лицезрел Пресвятую Троицу «в виде фигуры из трех клавиш», после чего в умилении рыдал до обеда. Иногда же видения были более приземленными. Так, Лойола полностью отказался от мяса, но однажды, когда он проснулся, перед его глазами возникло отчетливое видение какого-то мясного блюда и, не желая противиться божьей воле, визионер покончил с вегетарианством.

Иньиго неустанно усмирял свою плоть – регулярно занимался самобичеванием, перестал стричь ногти и расчесывать волосы, ходил босиком и т. д., но искомое блаженство все не наступало. Бывшего рыцаря терзали грехи юности. Он многократно исповедовался, но отпущенные грехи каждый раз воскресали в памяти и он вновь впадал в отчаянье. Однажды он даже объявил Создателю, что будет голодать до тех пор, пока не получит от него полного и окончательного прощения. Подвижник голодал неделю, пока священник не велел ему начать принимать пищу.

Наконец в 1523 году он все же отплыл в Палестину, как обычно сопроводив это действиями, достойными пера Сервантеса. Так, накопленные попрошайничеством деньги Лойола оставил на лавке в порту и долго размышлял, стоит ли брать на корабль сухари или же положиться в вопросах питания на Божью милость. Ну а во время плаванья Иньиго так допек команду своими нравоучениями, что матросы уже подумывали высадить его на каком-нибудь пустынном берегу.

И вот в августе 1523 года Лойола ступил на Святую землю, где его встретила новая череда видений и откровений. Подвижник, похоже, полностью утратил способность к осмысленному поведению. В Иерусалиме, например, Иньиго стремился попасть на Елеонскую гору, где на камне остались отпечатки ног Иисуса, и пробрался туда, отдав турецким стражникам в качестве платы нож. Лойола помолился на горе, получил причитавшиеся ему видения и отправился в обратный путь, когда вдруг осознал, что не разобрал, где на камне отпечаталась левая нога, а где – правая. Пришлось отдать стражникам еще и ножницы, чтобы снова осмотреть священный камень.

Когда все святыни Иерусалима были обойдены, Лойола решил наконец приступить к реализации мечты об обращении «турок», большинство из которых составляли все-таки арабы, в католическую веру. И тут впервые после того, как ему угодило в ногу французское ядро, Лойола столкнулся с жестокой реальностью. Представитель ордена монахов-францисканцев, ведавший делами паломников, категорически запретил ему проповедовать. Францисканец поставил Иньиго на вид, что, во-первых, тот не говорит ни по-турецки, ни по-арабски, во-вторых, не может связно излагать свои мысли даже на испанском, и в-третьих, не имеет никакого понятия о католическом богословии, а следовательно, неминуемо впадет в ересь. Чтобы избежать неприятностей, связанных с деятельностью непредсказуемого паломника, францисканец депортировал Лойолу в Европу на одном корабле с другими беспокойными элементами, и на том самодеятельному крестовому походу испанского дворянина пришел конец.

Эта неудача стала для Лойолы настоящим потрясением – он, свято веривший, что Господь накормит его в пути без всяких сухарей и сделает так, чтобы «турки» поняли кастильский диалект, неожиданно столкнулся с сопротивлением католической церкви, которой как раз и собирался послужить. Лойола понял, что нельзя рассчитывать на одни лишь чудеса и стоит попробовать реализовать свою миссионерскую идею земными средствами. Так родился новый Лойола – расчетливый, сдержанный и недоверчивый, готовый притворяться, унижаться и ждать.


Люди в черном

В 1525 году, вернувшись после долгих приключений и испытаний в Испанию, Лойола твердо решил выучиться на теолога и поступил учеником в обычную школу, где дети зубрили латынь. Теперь «бедный паломник Иньиго», как он сам себя называл в ту пору, думал о хлебе насущном значительно больше, чем раньше. Отныне, где бы Лойола ни находился, он пытался найти себе богатых спонсоров, прежде всего из числа знатных дам. Первыми спонсорами подвижника стали две весьма обеспеченные сеньоры – Изабелла Розелли и Агнесса Пасквали, и в дальнейшем Лойола всегда знал, где взять денег.

Отучившись год в барселонской школе, Лойола отправился в университет Алькалы, где обратился к серьезным наукам. Здесь великовозрастный студент также налаживал связи с местными влиятельными лицами, а еще начал сколачивать группу последователей. На первых порах в кружок Лойолы вошли три студента, которые стали почитать его духовным учителем. Несмотря на крохотные размеры своей организации, Лойола придумал для нее униформу. Его последователи носили остроконечные колпаки, длинные серые одеяния, подпоясывались веревкой и отказались от обуви. Вскоре в Алькале заговорили о странных молодых людях и их харизматическом учителе. Ученики Лойолы жили подаянием, выступали на площадях с горячими проповедями и собирали милостыню, которую им с удовольствием подавали знатные горожане, в особенности богатые вдовы и старые девы.

Желая того или нет, Лойола вторгся в сферу интересов монашеских орденов, которые сами существовали за счет пожертвований и не желали ни с кем делиться. К тому же в ту пору в Европе бушевала Реформация, грозившая устоям католической церкви, а Лойола и его босоногие последователи сильно походили на представителей какой-то секты. В результате Лойола был задержан церковными властями Алькалы и допрошен местным викарием. Перед самозваным проповедником возникла перспектива оказаться в руках святой инквизиции, и, смекнув, в чем дело, Лойола быстро согласился выполнить все требования викария. Отныне ему и его ученикам запрещалось носить необычную одежду, а проповедовать они могли только по окончании обучения.

Таким образом, мечты идальго очередной раз не выдержали столкновения с реальностью, но Лойола уже становился крепким политическим бойцом и не собирался так просто сдаваться.

В 1527 году он увез своих последователей в Саламанку, где тоже был университет, и история повторилась почти в точности. Церковь опять взяла кружок Лойолы на карандаш, и опять последовал арест. Ситуация усугубилась тем, что Лойола, постоянно искавший спонсоров, слишком хорошо разагитировал двух знатных вдовствующих сеньор – мать и дочь, которые решили по его примеру переодеться нищенками и жить святой жизнью. Женщины сбежали из дома, и Лойолу держали в тюрьме, пока они после месяца скитаний не вернулись домой.

Вновь над Лойолой нависла грозная тень инквизиции, и вновь ему удалось отделаться обещанием не проповедовать до получения диплома. Теперь Лойоле стало ясно, что в Испании ему делать нечего, и он перебрался в Сорбонну, чтобы вербовать спонсоров и учеников там.

Поскольку Парижский университет был в те времена чуть ли не самым либеральным местом в Европе, инквизиции можно было больше не бояться и Лойола развернулся по полной. Теперь он искал не слабовольных маргиналов, а умных, волевых, талантливых студентов и преподавателей. Самое удивительное, что к нему тянулись как раз такие люди. Дело в том, что к тому времени Лойола не только научился контролировать свою психику, но и сумел упорядочить и осмыслить свой духовный опыт. Видения были строго классифицированы и описаны, а подвиги аскезы подверглись бюрократическому учету. Другими словами, Лойола, испытавший на себе многое из того, чему подвергались святые из книг, сумел превратить свой опыт в систему упражнений, имеющую ближайший аналог разве что в йогических практиках.

«Духовные упражнения», составленные Лойолой, действительно обладали серьезной силой воздействия. Практикующему предлагалось пройти четыре ступени, условно названные «неделями». На первой ступени ученику, подвергающему себя разного рода лишениям, надлежало думать о своих грехах, воображать свой труп, изъеденный червями, представлять адские муки и т. п. На прочих ступенях требовалось мысленно рисовать евангельские сюжеты, например на третьей – мученичество Христа, а на четвертой – его воскресение и вознесение. Так под руководством Лойолы люди получали уникальный психический опыт, который обычно оказывался самым ярким переживанием за все уже прожитые ими годы, и, дойдя до видений и измененных состояний сознания, становились верными последователями своего учителя.

Самым трудным было убедить человека начать заниматься по методу Лойолы, и тут новоявленный католический гуру шел на любые ухищрения. Яркий пример – история с влиятельным преподавателем Франсуа Ксавье. Для начала стареющий студент, имевший богатых спонсоров, открыл профессору кредит, но этого оказалось мало. Однажды Ксавье начал упрашивать «бедного паломника» сыграть партию на бильярде. Лойола, скрепя сердце, согласился – при условии, что проигравший будет месяц подчиняться победителю. Бывший придворный обыграл профессора, Ксавье прошел тренинг Лойолы, после чего до конца своих дней оставался ревностным приверженцем его идей.

Через несколько лет жизни в Париже Лойола собрал вокруг себя кружок из шести учеников, которые загорелись идеей стать «духовными рыцарями» и обратить к католичеству нехристианские народы Востока. У последователей Лойолы вновь появилась униформа – на сей раз это были длинные черные одеяния и очень широкие черные шляпы. И вот настал долгожданный день. 15 августа 1534 года группа подвижников собралась в подземной часовне, где, по преданию, был обезглавлен Дионисий Ареопагит (святой Дени), и под статуей святого, держащего голову в руках торжественно поклялась жить в целомудрии, бедности и послушании, а также бороться за божье дело. Так Лойола наконец стал во главе организации, которую, по его мнению, ждало большое будущее. Будущий святой оказался здесь совершенно прав.


Орден для генерала

Хотя группа Лойолы была хорошо спаяна внутренней дисциплиной, а ее члены, кроме разве что самого Лойолы, имели отличную богословскую подготовку, приступать к проповедям без позволения церкви было нельзя. Сам Лойола, называвший себя теперь не Иньиго, а Игнатием, не хотел повторять старые ошибки и послал двоих своих учеников к папе с тем, чтобы тот присвоил ему и его соратникам духовное звание и разрешил миссионерство. К удивлению многих папа Павел III пошел обществу навстречу. Дело в том, что католичество в те годы переживало серьезный кризис и папский престол не критиковал только ленивый. И вот впервые за долгие годы перед папой предстали на редкость образованные и обходительные люди, готовые, не щадя живота своего и не требуя никаких наград, служить во благо пошатнувшегося папского авторитета. Павел III разрешил энтузиастам отправиться в Палестину, но начавшаяся война между Венецией и Турцией расстроила планы миссионеров – мечта Лойолы, казалось, вновь перешла в разряд недостижимого.

Спасительная мысль пришла Игнатию в 1537 году, когда общество уже изрядно разрослось, а перспективы попасть в Палестину стали совершенно призрачными. Лойола сделал гениальный ход, выбивший почву из-под ног у всех его возможных противников, – предложил услуги своей организации самому римскому папе, отдав себя и всех своих сторонников в его полное распоряжение. Павел III был рад нежданной помощи и благословил создание «Иисусовой фаланги», хотя и не слишком верил в успех этого предприятия.

Между тем политическая борьба вокруг новой организации только начиналась. Конкурирующие монашеские ордена августинцев и доминиканцев натравили на Лойолу инквизицию, заявив, что он и его последователи являются хорошо законспирированными лютеранами. Обвинение было тяжким, но недоказуемым, и в 1538 году Лойола был оправдан по всем статьям. Теперь удар нанес сам будущий святой. Его организация взялась бороться с проституцией в Риме. Поскольку Вечный город кишел продажными девицами разных сортов, задача казалась невыполнимой, но Лойола блестяще с нею справился. Деньги теперь уже многочисленных спонсоров (как всегда, в основном богатых дам) были направлены на строительство «Обители святой Марфы» – приюта для уличных женщин, желающих сменить профессию. По улицам папской столицы стали ходить пышные процессии с крестами и хоругвями – за самим Лойолой следовали раскаявшиеся путаны, облаченные в красивые белые одежды и с венками на головах. Процессии останавливались возле домов крупных благотворителей и воздавали почести щедрым хозяевам. Проституток на улицах стало заметно меньше, папская курия могла рапортовать, что порок побежден, а авторитет Лойолы вырос как в народе, так и среди богатых спонсоров.

Но сокрушены противники были в 1539 году, когда Павлу III был показан проект устава будущего ордена духовных рыцарей. «Да это же перст божий!» – воскликнул папа, ознакомившись с документом. 27 сентября 1540 года устав был утвержден и миру явилось «Общество Иисуса» с членами-иезуитами и главой-генералом. Естественно, генералом стал Игнатий Лойола.

Устав Общества пленил Павла III сразу несколькими пунктами. Прежде всего, в нем говорилось, что иезуиты «обязываются верно повиноваться нашему святому отцу – папе и всем преемникам его». Во-вторых, новый орден ставил перед собой уникальные цели и был намерен достигать их уникальными методами. «Общество Иисуса» не было традиционным монашеским орденом, члены которого ведут созерцательную жизнь в монастырях. Иезуиты вообще не становились монахами – это были священники или даже миряне, принявшие монашеские обеты, а также обет повиновения римскому понтифику.

Главной задачей иезуитов провозглашалось воспитание юношества. Орден должен был создать собственные учебные заведения, а также кафедры при университетах Европы, где молодежь воспитывалась бы в католическом духе. Второй своей задачей иезуиты считали миссионерство: каждого члена ордена обязывали быть готовым в любой момент отправиться проповедовать в любую точку мира и нести там службу до поступления новых распоряжений. Наконец, иезуиты намеревались бороться с ересью и всеми силами укреплять политическое влияние пап. Для этого в их арсенале были особые приемы. Прежде всего, иезуиты могли становиться духовниками знатных и влиятельных лиц, не исключая коронованных особ, что давало возможность влиять на ситуацию на самом высоком уровне. Но даже оставшись без доступа к сильным мира сего, иезуит мог быть полезен папе, поскольку был обязан наблюдать за общественным мнением, следить за развитием событий в тех городах и странах, куда его направит приказ генерала, и обо всем докладывать наверх.

Павел III быстро оценил открывающиеся перспективы и осыпал общество такими привилегиями, о которых ни один орден не смел и мечтать. Так, иезуитам было разрешено проповедовать, учить и отпускать грехи, где им только вздумается, а также освобождать от наказаний, наложенных церковью. Иезуиты сполна воспользовались богатыми возможностями и сделали все для переманивания чужих прихожан. Наказания за грехи иезуиты назначали менее обременительные, нежели другие священники, и паства потянулась исповедоваться к «воинам Иисуса».

Под жестким руководством Лойолы орден стал быстро набирать силу, и через несколько лет отцы-иезуиты уже учили молодежь во всех крупных европейских университетах, исповедовали представителей самых знатных фамилий и обращали в католичество жителей самых отдаленных стран. Упомянутый Франсуа Ксавье, например, приняв имя Франциск Ксаверий, успешно проповедовал в Индии, Китае, Индонезии и Японии. Таким образом, иезуиты стали поставлять римскому престолу хорошо подготовленные кадры для занятия церковных должностей, заметно усилили политическое влияние Рима в европейских делах и несли католичество народам, которые раньше знали о христианстве только понаслышке.

Сам же Лойола, дорвавшись наконец до неограниченной власти, пользовался ею со свойственной ему фантазией. К примеру, одного иезуита, славившегося своей ученостью, он определил работать на своей кухне, а другого, происходившего из знатного рода, отправил эту кухню подметать. В организации, которая быстро пустила корни почти во всех странах Европы, Лойола навел железный порядок: так, между различными службами, учреждениями и представительствами общества была налажена регулярная корреспонденция, причем нижестоящие функционеры были обязаны периодически писать доклады о своих начальниках. Естественно, все нити управления стремительно растущей структурой были в руках Игнатия Лойолы.

К концу жизни первого генерала орден купался не только в привилегиях, но и в деньгах. По уставу сами иезуиты не должны были владеть имуществом, зато имели право пользоваться им «к вящей славе Господней» иезуитские учреждения. Приобреталось оно любыми средствами. Так, один высокопоставленный иезуит сагитировал впавшего в маразм венецианского богача завещать ордену все имущество на сумму около 40 тыс. дукатов. Наследники, однако, оспорили завещание маразматика, и венецианский суд был готов удовлетворить их иск, но эмиссары Лойолы подкупили любовницу венецианского дожа, а дож устроил так, что деньги отошли «воинам Иисуса».

Игнатий Лойола был единоличным хозяином самой могущественной организации Европы, которую создал своими руками почти из ничего, до 1556 года, когда почувствовал, что силы покидают его.

31 июля 1556 года Лойола скончался, но созданная им структура продолжала работать как часы. После смерти своего первого генерала иезуиты достигли неимоверного могущества: по их велению основывались города (например, бразильский Сан-Паулу), короли восходили на трон благодаря их поддержке (как, например, польский король Стефан Баторий).

Естественно, чем больше у иезуитов было явных побед, тем больше им приписывалось тайных интриг, которыми они, разумеется, не пренебрегали. Однако успехи иезуитов оказались слишком впечатляющими: в XVIII веке орден был запрещен почти во всех странах Европы, поскольку монархи более не желали терпеть на своей территории чужую агентуру. В 1773 году орден и вовсе был ликвидирован, но в 1814 году, когда после падения Наполеона наступила католическая реакция, «Общество Иисуса» воскресло и прекрасно приспособилось к новым реалиям.

Выжило оно и в ХХ веке, успев провозгласить, что его главной целью является защита мировой справедливости и прав человека. Не менее живучими, чем сам орден, оказались принципы, на которых он был построен, – все спецслужбы мира и все хотя бы мало-мальски серьезные и амбициозные тайные общества до сих пор воспроизводят ноу-хау Игнатия Лойолы, включая основательную промывку мозгов неофитов и жесткую дисциплину.

Сам же Лойола продолжал восхождение по карьерной лестнице даже после смерти. В 1609 году католическая церковь признала его блаженным, а в 1622 году исполнилась мечта его жизни – Игнатий Лойола был причислен к лику святых. А сейчас, по некоторым данным, иезуиты хотят, чтобы их отца и основателя возвели в равноапостольный ранг. Так что честолюбие этого человека прогибает мир и через сотни лет после его смерти.


4 story. Владимир Гаков. ДЕНЬГИ № 24 (379) от 26.06.2002

Святой Игнатий Лойола, полное имя Иниго Лопес де Рекардо Лойола (* 24 декабря 1491 Азпейтия, Королевство Наварры, совр. Испания – † 31 июля 1556, Рим) – христианский святой, Наваррском шляхтич, основатель католического ордена педагогов и миссионеров Общества Иисуса, члены которого известны как иезуиты. Игнатий Лойола был активным борцом с протестанску Реформацией, поборником католических ценностей и защитником Папского авторитета в Европе.


Игнатий Лойола родился в богатой баскской благородной семье из Наварры примерно 1491. В возрасте 30 лет он был тяжело ранен на войне с французами, защищая крепость Памплоны. Его перевезли в семейной замка и он остался надолго прикован к постели. Не имея чем заняться, он попросил родных дать ему почитать рыцарские романы, которые ему очень нравились. Но в доме нашлись только две книги: «Жизнь Христа» и «Жития святых». Начав читать их, скорее от скуки, чем из любопытства, он стал задумываться над своим дальнейшим жизнью. Чем дальше, тем больше он чувствовал стремление подражать святых, о которых читал, и тем меньше он хотел дальше вести предыдущую жизнь. Терпение и чтения сделали из него нового человека. Выздоровев, он отказался от придворной и военной карьеры, составил свой меч на престол Пресвятой Богородицы, отдал дорогие одежды нищему и стал нищим паломником.


Паломничество в Монтсеррат (1522)

В марте 1522 г. Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим. Но сначала отправился в Монтсеррат (Montserrat) – бенедиктинское аббатство, в горах, близ Барселоны, где хранится чудотворная статуя Мадонны. В пути он принес обет целомудрия. В городе Игуальда, неподалеку от аббатства, он купил рубище покаяльника, посох, флягу и полотняные туфли на веревочной подошве. 21 марта 1522 он пришел в Монтсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта (в день перед Благовещением) исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и начал «Ночную Стражу» («Ночной дозор», предшествующая посвящению в рыцари, состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча). Всю ночь он простоял в часовне перед образом Пресвятой Девы, иногда опускаясь на колени, но не позволяя себе садиться, а на рассвете передал свое оружие – меч и кинжал – его монаху исповедовал попросил повесить как приношение в часовне. Отныне он считал себя посвященным в рыцари Царицы Небесной.


Манреса и прозрение на Кардонер (1522-1523)

Себастьяно Риччи: Святая Семья и Святой Игнатий Лойола. Масло, Италия, 1704 г. Со восходом солнца он спустился из Монсеррата и остановился в небольшом городке Манреса (Manresa). Там он нашел уединенный грот на берегу реки Кардонер, возле римского акведука, и решил несколько дней провести в молитве в этом уединенном месте. Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканском монастыре. Здесь он пережил духовный кризис: сначала возникли сомнения в том, что на исповеди в Монсеррате он действительно раскаялся во всех прежних грехах, и он вновь попытался вспомнить все грехи, совершенные им в жизни. Чем больше он вспоминал, тем более ничтожным и недостойным себе казался. Исповедь не помогала. Возникло искушение покончить жизнь самоубийством. В какой момент Игнатий задумался о том, откуда приходят эти сомнения и какое действие они производят в его душе, и тогда сознательно решил не исповедоваться больше в прошлых грехах: «Я понял, – говорил он впоследствии, – что в таком исповедании заключено действие злого духа ». Вскоре после этого, когда Игнатий шел вдоль берега реки Кардонер в дальнюю церковь, он остановился, вглядываясь в воду. «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано понимание многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью … Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал другим человеком … Все это продолжалось самое большее три минуты ». Зимой 1522 года, которая оказалась для него очень тяжелой, он провел в Манресе.


Паломничество в Святую Землю (1523)

28 февраля 1523 Игнатий направился в Барселону, чтобы оттуда отплыть в Италию и совершить паломничество в Иерусалим. В ожидании корабля он вел ту же жизнь, что и в Манресе: молился, ухаживал за страждущими в больницах, собирал пожертвования. 23 марта 1523 он отплыл в Италию и через пять дней прибыл в Геную, а оттуда в Рим. Получив благословение Папы Адриана IV, он пешком отправился в Венецию и рано утром 15 июня отплыл на корабле. 1 сентября корабль достиг Святой Земли, там паломников встретили францисканцы, которые затем в течение двух недель водили их по Иерусалиму, Вифлеему и Иордана. Игнатий обратился с просьбой к настоятелю францисканцев: «Отче, я хотел бы остаток моих дней провести в вашем монастыре». Настоятель согласился, но францисканский провинциал в просьбе отказал, и Игнатий вновь вернулся в Барселону.


Желание лучше «помогать душам», наконец, привело паломника к осознанию необходимости получить основательное образование. Сначала он начал учиться в Испании, а впоследствии оказался в парижской Сорбонне.


Основание Общества Иисуса (1534)

Как дальше узнаем из информации отцов Иезуитов, в 1534 году Игнатий и еще шесть товарищей – испанцы Франциск Ксавьер, Альфонсо Сальмеронс, Диего Лайнез, Николас Бобадилла, француз Петер Фабер и португалец Симао Родригес дали обет по окончании учебы отправиться в Святую Землю, чтобы проповедовать среди неверных, а если бы по каким причинам это было невозможно, то уйти в Рим и отдать себя в полное распоряжение верховного первосвященника, т.е. Папе, чтобы он направил их туда, где посчитает, что Церковь будет иметь большую потребность.


Это событие имело место 15 августа 1634 в подземной церкви Монмартра, на месте которой 9 октября 1272 было замучено первого епископа святого Дионисия, в предместье Сен-Жак, где семь первых членов будущего Ордена дали клятву посвятить свою жизнь Богу. Клятва заканчивалась словами – Ad maioren Dei gloriam (Для вящей славе Божией). Этот день, по сути, стал днем духовного рождения Общества Иисуса, хотя до его формального основания еще оставалось пять лет.


На алтаре церквушки 40-летний Игнатий написал три большие буквы – JHS (Jesus Hominum Salvator) – «Иисус, людей Спаситель». Они обозначили, что он и его друзья хотят быть «слугами Спасителя Иисуса». Эти три буквы стали девизом предстоящих иезуитов.


Орден был создан прежде всего для борьбы с реформацией. Его членами становились тщательно отобранные люди, которых учили беспрекословно, слепо повиноваться вышестоящим лицам. Иезуитов учили всех приемов духовного воздействия на верующих. Устав и правила иезуитов были направлены на превращение их в предприимчивых проповедников


И, наконец, в 1539 году, после сорока дней молитв и дискуссий во время Великого Поста, они решили основать новый монашеский чин, который назвали Общество Иисуса. Первым настоятелем единогласно избрана святого Игнатия.


Рубенс: Чудеса Святого Игнатия Лойолы, 1621. Музей Искусства, Вена. Рубенс имел в виду известные чудеса Святого Игнатия – исцеление беснующейся женщины, и другой женщины чья рука исцелилась когда она мыла простыню святого а также вероятно его заступничество за женщин и детей при тяжелых родах. Игнатий Лойола был беатифицирован (провозглашен блаженным) 27 июля 1609 папой Павлом V и канонизирован (провозглашен святым) 12 мая 1622 Папой Григорием XV.



С самого начала первой основанное им Общество Иисуса посвящало себя заботе бедными, больными и преследуемыми, а также обучению людей правд христианской веры. Когда они основали новый Чин, то особым образом отдали себя в распоряжение Папе, чтобы он мог их посылать туда, где Церковь имела самые насущные потребности.


Когда в 1931 году основан Радио Ватикан, Папа Римский Пий XI поручил провод нового учреждения именно последователям Игнатия Лойолы.


Пастырское служение Ордена св. Игнатия на украинских землях берет начало с середины 60-х годов XVI века. Представители Общества Иисуса работали не только в Католической Церкви, но также и для Греко-Католической и Православной Церквей.


Происхождение и детство.
Родился Игнатий Лойола 24 октября 1491 года в замке Лойола – во владении своих родителей, что в городе Аспейтиа, в провинции Гипускоа страны Басков. Происходил он из древнего и знатного рода, но обедневшего. Интересно, что Игнатий был 13 ребёнком в семье из 14 и седьмой сын по счёту. По действующему принципу майората, то есть наследования недвижимости только старшим сыном, в перспективе Игнатий оставался ни с чем. При рождении ему было дано имя Иньиго де Оньяс, фамилия Лойола – по принадлежности к родовому замку, а имя Игнатий он взял себе впоследствии. Его отец – сеньор Бельтран Ибаньес де Оньяс, мать – сеньора Мария Санчес де Ликона, также принадлежала к знатному роду из страны Басков. Стоит отметить, что детство его прошло на севере Испании, наименее подвергнутой влиянию мавров части Пиренейского полуострова. Здесь христианская вера со времён готов жила и развивалась.
Он рано лишился родителей. В 1506 или 1507 умирает его мать, ранее умер и его отец.
Так как род его был знатен, Иньиго в детстве становится пажом, попал он ко двору через казначея Кастилии Хуана Веласкеса. Службу он начинает при дворе Фердинанда II Арагонского, мужа Изабеллы I Кастильской. И здесь его служба протекала, ничем особенным не отличаясь.

Военная служба. Оборона Памплоны.
Время шло, Иньиго стал уже рыцарем при дворе Фердинанда и также жил обычной жизнью для человека его положения. Не были ему чужды все рыцарские развлечения. Как сам он рассказывал, имел большой успех у женщин. И воевал тоже достаточно много.
К 1521 году он становится защитником Памплоны. Идёт война между Францией и Испанией из-за Наварры – пограничной области. И вот оборона Памплоны, руководил которой Иньиго де Лойола, становится поворотной точкой в его жизни. В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону французов, поэтому Иньиго решил сдать город, а сам с войсками ретировался в крепость. Случилось это 20 мая 1521 года, а на следующий день, 21 мая, противник начал осаду замка, в котором заперлись Испанцы. Превосходство французов было подавляющим, но солдаты Испании, во главе с Иньиго де Лойолой храбро сдерживали натиск французов. В какой-то момент, когда осада длилась уже достаточно долго, Иньиго был тяжело ранен. Снаряд пролетел между его ног, переломав одну из них и немного меньше покалечив другую. В конце концов, замок был сдан, но французы поступили в рыцарском духе. Отметив храбрость и мужество Иньиго, они отдали его своим лекарям, а после отнесли на носилках в замок Лойола.

Приобщение к религии.
Тяжелейшее ранение, полученное Иньиго, потребовало операции. Уже в замке родителей он переносит эту операцию. Всё это занимает месяцы, наполненные нестерпимой болью и мучениями, никакой анестезии, медицина очень слабая. Операция оказалась неуспешной, кость срослась неправильно и Иньиго принимает решение ломать ногу повторно. Сложно представить какие мучения тогда вынес Иньиго де Лойола, кроме физических страданий это ещё и понимание того, что он отныне калека. Наверное, он мог бы вынести какие угодно физические страдания, но осознание того, что теперь он беспомощен должно было сказаться на нём сильнее всего. Ведь он рыцарь! Покоритель дамских сердец и отважный воин! Теперь всё это никогда не вернуть.
В замке Лойола, во время этих страданий, он попросил принести ему рыцарские романы, почитать, отвлечься, развеять скуку. Но их не оказалось, зато была Библия и Жития Святых. Чтение этих книг захватило его серьёзно. И он точно обретает выход из этой, казалось бы, тупиковой жизненной ситуации. Рыцарское служение, но не королю, а Христу – он это видит на примерах канонизированных церковью святых. В этом служении ему пригодятся и его мужество, и его храбрость, и его харизма.

Паломничество в Монтсеррат.
Монтсеррат – это монастырь в центре Каталонии, недалеко от Барселоны, принадлежащий к Ордену святого Бенедикта. Главная его святыня – Чёрная Дева Мария. Это статуя Богоматери, вырезанная из чёрного дерева примерно в XII веке, во все века привлекала к себе паломников. Особенность монастыря – труднодоступное положение в скалах на высоте более 720 метров над уровнем моря.
Неизвестно каким образом взобравшись в этот монастырь на своих искалеченных ногах, он совершает своего рода обряд, и как рыцари служат выбранной даме сердца, он приносит клятву в рыцарском служении Деве Марии. Он уже выглядит не как рыцарь, каким мы его себе представляем, а как странствующий монах, путник, в рубище.
Когда он там находился, в нём начали созревать мысли, которые лягут потом в основы его проповедей, позже составят и устав Общества Иисуса. Это мысли о том, как достигнуть духовного совершенства, как служить богу и тому подобные. Он ещё хотел и всем рассказать, как именно следует служить. Не просто он служит там себе и служит, нет, он других учит, наставляет, показывает «как надо». Впоследствии он разовьёт целую педагогическую систему, приверженцы которой и по сей день существуют по всему миру.
Игнатий постоянно занимался самобичеванием и самоуничижением, соблюдал строгий пост, ухаживал за больными, боялся грехов, исповедовался. Он делал всё это искренне, безусловно, в нём присутствовала большая доля фанатизма, которая зародилась в страданиях в замке Лойола.
В небольшом селении Манреса, находящегося неподалёку от Монтсеррата, где проживал Игнатий в конце 1522 года, у него случилось видение, он получил «великий свет разумения». Теперь он уже не сомневается в том, что должен защищать истинную веру, Католическую церковь, папу, как прямого представителя бога на земле.

Паломничество в Иерусалим.
В начале 1523 года Игнатий отправляется в Святую землю, место, где так много неверных – мусульман. При этом он необразован, но на протяжении пути говорит, что общается с богом, Иисусом Христом и Девой Марией лично. Всё это вызывает подозрение у окружающих. В Иерусалиме ему отказывают в желании остаться в монастыре на святой земле. Он возвращается в Испанию. Тем временем его странное поведение привлекло внимание инквизиции.

Инквизиция.
Он понимает, что ему нужно получить образование. Игнатий изучает латынь в университете городка Алкала де Энарес. И вместе с тем постоянно проповедует, общается со всеми, кто об этом просит. И инквизиция его арестовывает, но, не усмотрев ереси в его действиях и речах, отпускает. Игнатий, дабы не искушать судьбу, покидает Алкалу и отправляется в Саламанку. В Саламанке он вновь имеет сношения с карающим церковным органом. В итоге он принимает решение отправиться в Париж.

Париж.
Стоит отметить, что в Париж он дошёл пешком на своих искалеченных ногах. А для этого, между прочим, надо перейти Пиренеи. Самобичевание у Игнатия не останавливается. Он вновь начинает изучение латыни, а параллельно вокруг него сплачивается нечто вроде кружка. Он своим неординарным поведением обращает на себя внимание. Наконец, он получил звание магистра теологии – уже может проповедовать.

В Париже вокруг Игнатия сплотились такие люди, как Франциск Ксаверий, Яков Лайнез, Пьер Эмиль Лазар Фавр, Альфонсо Салмерон и другие, ставшие впоследствии одними из основателей Общества Иисуса. И вот после долгого общения происходит то, что сблизит их ещё больше. 15 августа 1534 года они собрались в церкви на Монмартре и принесли клятвы идти в Палестину с миссионерской миссией, а также дали обеты целомудрия и бедности. Но пока они должны были все продолжать образование.

Венеция, Рим, основание Общества Иисуса.
В 1537 году Лойола сотоварищи собрались в Венеции, дабы оттуда отправиться в Палестину и предаться там служению. Пока они ждали возможности отплыть – работали в больницах, помогали страждущим, проповедовали. Но разразившаяся в водах Средиземного моря война не дала им отплыть в Святую землю. Пришлось отправиться в Рим. К этому времени Игнатий Лойола был уже рукоположен в сан священника. В Риме Лойола и его товарищи начинают проповедовать и имеют большой успех, людям очень нравится слушать их речи. Популярность Лойолы возрастает – становится возможна аудиенция у папы.

В это время в самом разгаре идёт борьба Реформации и Контрреформации. Идеи Лютера приобретают все большую популярность. Католическая церковь стремительно теряет свои позиции. На встрече с папой Павлом III, Лойола видимо высказал идеи о создании ордена, одной из главных идей которого станет защита Католической церкви. В такое непростое время это было сродни «манны небесной» для папы Павла III. Игнатий Лойола получает добро на создание Общества Иисуса. Стоит отметить, что Лойола, имевший некую популярность в народе и очаровавший папу, имел много противников и недоброжелателей среди аристократии и даже первейших кардиналов. Но это не помешало созданию его ордена.

Устав ордена Лойола написал лично, в 1540 году этот устав утвердил папа. Главные постулаты ордена – целомудрие, послушание, бедность и преданное служение богу и церкви, безропотное подчинение этой церкви и её главе папе. Строгая иерархия ордена не терпела никаких возражений стоящим выше в этой иерархии членам общества. Орден стал воинственным – защищал церковь от всех посягательств на её могущество.

В 1541 году Игнатий Лойола был избран первым генералом Общества Иисуса. После избрания Лойола несколько дней прислуживал на кухне – элементы самоуничижения в нём не исчезли.

Безропотное подчинение старшему в ордене стали его характерной и главной чертой. Лойола говорил, что церкви нужно отдавать всё, в том числе и свой разум. Идеальный иезуит, по выражению Лойолы, должен смотреть на старшего как на самого Христа. Несмотря на то, что орден Иезуитов был добровольным, нашлось много желающих в него вступить.

Последующую часть своей жизнь Лойола посвятил координации ордена, писанию своих сочинений. А в 1550 году он решил сложить с себя полномочия генерала ордена Иезуитов, чему воспротивились все. После долгих уговоров он остался на своём месте. Так он и умер в этой должности. Случилось это 31 июля 1556 года в Риме, где его и похоронили в церкви Иисуса Христа.

Жизнь после смерти.
В 1622 году Игнатий Лойола был официально канонизирован папой Григорием XV.
Произведения Лойолы стали широко популярны, в особенности знаменитое «Exercitia spiritvalia» - «Духовные упражнения».
Орден Иезуитов обрёл огромную популярность, став впоследствии больше политической организацией, чем Обществом Иисуса. Широкое применение получили иезуитские школы. Иезуиты-миссионеры проникли во многие страны мира, где успешно проповедовали свои идеи. Впоследствии иезуиты во всём мире оказывали огромное влияние на ход истории – во стольком они поучаствовали, что всего и не перечислишь. Но всё это уже имело небольшое отношение к Лойоле. В умах Лойола так и остался «пехотинцем Римского папы».

Молодость Лойолы

Дон Иниго Лопеc де Рекальдо Лойола (Loyola) – основатель иезуитского ордена. Он родился в 1491 в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа; происходил из очень древней испанской фамилии, пользовавшейся при дворе большими привилегиями. Игнатий (Иниго), был младшим из 13 детей; юношеские годы он провел при дворе короля Фердинанда Католического, сначала в качестве пажа, а позже рыцаря; здесь он проявлял и военную храбрость, и усердие к церкви, и любезность к дамам. Научное образование Лойолы было весьма ограничено. Выдающейся чертой его характера уже в юношеские годы было чрезмерное честолюбие: он всегда желал выделиться, быть первым. Даму своего сердца он выбирал из принцесс крови. Любимым чтением Лойолы был средневековый роман «Амадис Галльский». Праздная жизнь придворного кавалера ему быстро надоела, и стремление к подвигам и приключениям увлекло его в военную службу. Свое религиозное рвение Лойола проявил, между прочим, в составлении романса в честь святого Петра, своего патрона.

Обращение к религиозному служению

При защите Памплоны против французов в 1521 Лойола был тяжело ранен в обе ноги. Отправленный в отцовский замок, он подвергся мучительной операции; сначала ему вправили ногу, но так как эту операцию сделали в первый раз неудачно, то пришлось два раза ломать ногу и вновь ее вправлять, при чем отрезана была часть наросшего мяса. Все это Лойола перенес с героическим стоицизмом, но остался хромым, не способным ни к военным подвигам, ни к рыцарскому образу жизни. Во время леченья он принялся читать жития святых, страдания которых - в особенности Доминика и Франциска - получили в его глазах такую же цену, какую раньше имели подвиги рыцарей и героев. Жития направили его страстную и деятельную натуру к новой цели – служить святой церкви в качестве духовного рыцаря. Биографии святых подвижников увлекли его своим героизмом и самоотверженностью. Но это было не то религиозное настроение, которое несколько раньше сделало монахом Лютера. Немецкий реформатор, идя в монастырь, заботился прежде всего о своем личном спасении, а целью стремлений Лойолы было служение церкви. Со свойственным ему честолюбием Лойола теперь желал приобрести небесную славу земными страданиями; апостольское поприще рисовалось пред его глазами. Он решился сделаться духовным воином Христа, Богоматери и святого Петра, вожаком Христового воинства. Указанный переворот в жизни Лойолы произошел в том самом году (1522), когда в Германии началось реформационное движение, и для нового рыцаря католицизма борьба с ересью должна была впоследствии стать одною из главных задач.

В марте 1522 Лойола пошел на богомолье в Montserrat близ Барселоны, где хранился чудотворный образ Богородицы. На пути он строго соблюдал посты и бичевал себя. Дойдя до Montserrat, Лойола простоял целую ночь с оружием в руках перед новой дамой своего сердца и повесил перед образом Марии свой меч и кинжал. Отдав затем нищим всю свою одежду, он в рубище решил идти в Палестину, чтобы обращать неверных в христианство. Чума задержала отъезд Лойолы, и он поселился в небольшом городке Каталонии, Манрезе, в обители доминиканцев. Здесь он пережил кризис, напоминающий душевное настроение Лютера в августинском монастыре. Лойола питался хлебом и водою, по семи часов стоял на коленях, отгонял от себя сон и, по преданию, жил даже в какой‑то пещере. Чем больше он изнурял себя, тем более воспламенялась его фантазия. Перед ним отверзались небеса, он видел св. Троицу, Матерь Божию, Христа и святых. Ему казалось, что дьявол и демоны подсказывали ему зло, а Бог и ангелы указывали путь к спасению. Новая тяжелая болезнь утвердила в нем решение заменить отшельничество деятельностью на пользу церкви. Для восстановления сил он смягчил суровость своего аскетизма и стал даже усматривать в самоистязаниях тяжкий грех по отношению к Богу, давшему ему и дух, и тело.

В 1523 Лойола отправился в Италию, а оттуда пилигримом в Иерусалим. Это было временем развития турецкого могущества, угрожавшего всему христианству. Но Лойола не знал по‑турецки, не был знаком с учением Магомета, да и в христианском богословии оказался весьма слабым. Палестинские францисканцы отнеслись к нему с большим недоверием и постарались его выпроводить на родину. Лойола вернулся в Европу. Убедясь, что для достижения цели ему необходимы знания, он 33 лет от роду стал изучать философию и богословие в Алькале и Саламанке и в то же время учил детей крестьян и наставлял их в законе Божием. С подозрением следила за отличавшимся странным поведением Лойолой инквизиция. Дважды он был арестован, его даже едва не приговорили к сожжению.

Кружок единомышленников Лойолы

Преследования вынудили Лойолу покинуть Испанию: он поселился в Париже (1528), где среди университетской молодежи надеялся найти сторонников и при их содействии основать общество для обращения неверных в христианство. Знания Лойолы оказались недостаточными для поступления в Сорбонну; он должен был предварительно пройти классы грамматики и философии. В Париже Лойола тесно сдружился с двумя воспитанниками Сорбонны, будущими деятелями его ордена - Лефевром, савойцем, и Франциском Ксаверием из Пампелуны. Материальной помощью Лойола склонил на свою сторону и нескольких своих соотечественников – Лайнеса, Сальмерона, Бобадилью и Родригеса. Он увлёк их всех мыслью об основании ордена для обращения в лоно истинной церкви неверных и еретиков, ибо протестанты тогда уже заставляли сильно о себе говорить. 15 августа 1534 все члены Лойолова кружка собрались на Монмартре и здесь, в церкви св. Марии, дали обет целомудрия и бедности и поклялись идти в Палестину с миссионерскою целью, а если бы последнее оказалось невозможным, то отдать себя в безусловное распоряжение папы.

Между 1535 и 1537 Лойола побывал в Испании, где его щедро снабдили средствами благочестивые люди, уже тогда считавшие его святым. К маленькому обществу Лойолы скоро (1537) присоединились француз Жан Кодюр, женевец Ле Же и голландец Паскаль Бруэ, так что с самого начала стал намечаться интернациональный характер будущего ордена. В 1537 Лойола и его товарищи собрались в Венеции. По случаю бывшей в то время войны венецианцев с турками Лойола и его друзья задержались в Венеции, где народ начал смотреть на них, как на святых, а подозрительные власти наоборот – как на людей опасных. Здесь они совершали полные самоотвержения подвиги, посвятив себя уходу за больными, страдавшими самыми отвратительными болезнями. Своей экзальтацией Лойола и ранее уже обращал на себя внимание испанской инквизиции, так что в случившихся в Венеции с его компанией неприятностях не было ничего удивительного. По причине войны отплытие в Палестину сделалось невозможным, и Лойола усмотрел в этом препятствии усмотрел высшую волю, предназначавшую ему иное поприще деятельности. Еще ранее он и его друзья дали обет в случае неудачи миссионерства в Палестине отдаться в полное распоряжение папы. Теперь они привели этот обет в исполнение, придя к убеждению, что лучше всего могли бы служить церкви, борясь с протестантами. Их мысль об основании Иисусовой дружины (phalanx Jesu, позднее societas Jesu) тогда уже достаточно созрела

Утверждение иезуитского ордена папой

В июне 1537 Лойола и его товарищи были посвящены в священнический сан, в конце года они явились в Рим, и двое из них были назначены профессорами богословия в римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение, скоро, однако, прекратившееся. Тогдашний папа, Павел III, долго колебался согласиться на их просьбу утвердить новый орден. Он находил странности в поведении Лойолы и не соглашался с некоторыми пунктами проектированного устава. Папу отговаривали от согласия и представители других орденов, ревниво относившихся друг к другу. Однако, будущие иезуиты, живя в Риме, своим аскетизмом, проповедничеством, делами благотворения из собираемой милостыни, успели уже настолько прославиться, что португальский король просил у Лойолы миссионеров для Индии, и в Португалию на этот зов отправились Ксавьер и Родригес. Лойола добился личного свидания с папой, продолжавшегося целый час и совершенно обеспечившего его положение. Представляя папе проект своего ордена, Лойола к трем обычным монашеским обетам - целомудрие, бедность, послушание - присоединил четвертый: постоянное служение Христу и папе. Осенью 1540 Павел III, увидевший в конце концов во всем этом перст Божий («digitus Dei hic est»), буллою «Regimini militantis» утвердил орден, первым пожизненным генералом которого вскоре был избран сам Лойола, еще ранее принявший сан священника.

Особенности иезуитского ордена

На новый орден посыпались вскоре всякие блага и привилегии. В 1540 число членов «Общества Иисуса» было определено шестьюдесятью, но в 1543 он получил право иметь неограниченное число членов. В сороковых же годах члены ордена Лойолы получили право повсеместной – на улицах и в церквах – проповеди и повсеместного исполнения церковных треб (исповеди и причащения), а также право отпущения грехов в некоторых таких случаях, которые были папскими (causae papales). Иезуты были освобождены от подчинения епископам, их генерал был объявлен подвластным непосредственно папе помимо всяких промежуточных инстанций. Уже при Павле III началось освобождение членов ордена от некоторых монашеских обетов и обязанностей, продолжавшееся и при его преемниках. В ордене иезуитов были разрешены духовные и светские коадъюторы, т. е. такие члены, которые, вступая в орден, не давали бесповоротного обета ему служить. Папа Юлий III сделал исключение из обязанности соблюдать обет нестяжания для тех членов, от которых польза церкви требовала жизни среди богатых людей, разрешил учреждениям ордена владеть недвижимою собственностью, сохраняя тем не менее привилегии нищенствующих орденов (1550), а потом освободил высших его сановников от обета безусловно повиноваться приказаниям, касавшимся миссионерства (1555). Наконец, уже после смерти Лойолы иезуиты, как они стали называться около этого времени, были освобождены от монастырской жизни, и общество перестало быть обычным монашеским орденом, получив характер небывалого еще в католической церкви учреждения – обширной международной духовно‑политической корпорации, со своеобразными устройством, дисциплиной, приемами деятельности, моральными и политическими учениями.

«Духовные упражнения» Лойолы

Лойола был до фанатизма предан католической церкви. Если, говорит он, римская церковь назовет белое черным, мы должны без колебания следовать ей. Выше всего Лойола ценил практическую мудрость; от новых членов ордена он требовал слепого и неограниченного повиновения. Организаторский талант его был поразителен. Лойола умер в 1556 и похоронен в Риме, в церкви Иисуса Христа. В 1622 он был канонизирован папою Григорием XV. Составленные им «Exercitia Spiritualia» («Духовные упраженения») представляют собою сочетание молитвы и самоиспытания, воображаемого беседования с Богом и святыми. В первую неделю упражнений следовало просить милостыню, во вторую - представить себе образ и жизнь Христа, в третью - историю страстей Христовых, в четвертую - воскресение Христово. За этим следовали три ступени очищения: первая ступень - размышление о прошлых грехах, вторая - созерцание Христа, третья - сближение с Богом. Дойдя до 3-й ступени, кающийся произносил молитву: все в Боге, все от Бога, все возвращается к Богу. Последнее слово Exercitia - безусловное подчинение римской церкви; их цель - обратить человека, поступающего в орден, в автомат, убить в нем всякую индивидуальность. Нравственность обращалась в механизм; люди подпадали под власть какого-то нравственного гипнотизма.

Литература о Лойоле

Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Брюссель, 1884

Готем Э. Игнатий Лойола и контрреформация. Галле, 1895