Российские призеры World Press Photo

23.09.2019

Фотографы войны… у них особое место среди коллег. И дело не только в том, что они, в отличие от остальных, по-настоящему рискуют жизнью. Просто военный фотограф видит изнанку жизни и смерти, видит подлинных людей. А еще он может оказаться свидетелем Истории. Особенно если речь о самой тяжелой войне, которую фотограф прошел от первого до последнего дня.

Имя Евгения Халдея известно немногим, его фотографии – всем.

По крайней мере две: выполненный в мае 1945 года снимок «Знамя над Рейхстагом», который стал настоящим символом Победы, и знаменитая фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года. Эти два кадра дают яркое, но, разумеется, неполное представление о творчестве Евгения Халдея.

Его кадры 1941 – 1946 годов, запечатлевшие войну от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса, обошли весь мир и приведены в качестве иллюстраций в бесчисленных учебниках, документальных книгах, энциклопедиях.

С его снимков глядят на нас передовики производства и стахановцы, солдаты и генералы, беспечные дети и занятые государственными делами партийные чиновники, безвестные шахтеры и главы мировых держав. Эти фотографии стали историей – историей огромной страны и историей одного человека, большого мастера, тонко чувствующего суть и смысл своей работы, обладающего даром исключительной творческой выразительности, уважающего и понимающего своих героев.

«Евгений Халдей - один из известнейших советских фотографов, корреспондент «Фотохроники ТАСС», представлявший редакцию ТАСС на фронтах Великой отечественной войны. Все 1418 дней он со своей фотокамерой «Leica» прошел от Мурманска до Берлина.


Заполярье, олень Яша, 1941
Морской десант, Заполярье, 1941
Севастополь, трофей моряков
Солдатский труд. Заполярье, 1941 Первый день войны. Москва, 22 июня 1941 года. Улица 25 октября, 12.00. Граждане слушают В.М. Молотова о начале войны
Десантники, Севастополь. Май 1944
Пленные, Севастополь. Май 1944
Севастополь. Май 1944
Севастополь, 1941 Ильич пока еще невредим…
Севастополь. Май 1944
Севастополь, 1944
Нашел своих родных. Крым, 1942 год.
Перед вылетом. Крым, 1944 год.
Возвращение домой. Вена. Апрель 1945 года.
Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Кожедуб на стадионе «Динамо». Москва, 1946 год.
Бой за Вену. Апрель 1945 года.
Нацист расстрелял свою семью и покончил с собой. Вена. Апрель 1945 года.
В боевом походе. Заполярье, 1942 год.
Севастополь. Май 1944
Евгений Халдей в Севастополе, май 1944
Регулировщица у Бранденбургских ворот. Берлин. Май 1945 года.
7 тысяч мирных жителей были расстреляны нацистами. Крым, 1942 г.
В освобожденной Болгарии, 1944 г. …
Югославы приветствуют Красную Армию-освободительницу, 1944 г.
Регулировщица Мария Шальнева. Берлин. 1 мая, 1945 г. Эта фотография была опубликована во многих газетах мира.
Мы из Берлина! Май, 1945 г.
Советские танки вошли в город. Берлин. Май, 1945 г.
Поэт Евгений Долматовский. Берлин. Май, 1945 г.
Прачечная, Севастополь, май 1944
Партизаны, 1944
Освобождение Керчи, 1943
крейсер «Молотов»
Матросы с крейсера «Молотов», Севастополь, май 1944
Дети играют в разрушенном Севастополе, первые годы после войны
Москва, Парад Победы. Евгений Халдей на съемке 24 июня 1945 года
Новороссийск, весна 1943
Летчик, Севастополь. Май 1944 Снайпер Лиза Миронова, Новороссийск, 1943
Летчик-бомбардир в небе над Севастополем, май 1944
Салют в освобожденном Севастополе, май 1944 «Знамя победы над Рейхстагом». Легендарное фото Евгения Халдея

Факт о самой знаменитой фотографии: Фотография тиражировалась миллионами экземпляров, но лишь сравнительно недавно Евгений Халдей рассказал подлинную историю этого снимка. Как оказалось, фотография все-таки была полностью постановочной. Более того, хотя главное знамя над Рейхстагом (всего их было установлено разными подразделениями свыше сорока) и в самом деле водрузили 1 мая Егоров, Кантария и Берест, но на снимке вовсе не они! Да и знамя в руках солдат не имеет отношения к 150-й стрелковой дивизии - оно было сделано из скатерти и привезено самим Евгений Халдеем.

2 мая Евгений Халдей прибыл к Рейхстагу со своим знаменем и остановил нескольких солдат, попросив их помочь. Трое из них помогли ему водрузить знамя так высоко, как было возможно с учетом того, что здание горело. Именно эти солдаты и оказались на снимке - Алексей Ковалев (Украина), Абдулхаким Исмаилов (Дагестан) и Леонид Горичев (Белоруссия). Сама же фотография зажила собственной жизнью - в прессе она фигурировала как репортажная, а не постановочная, да и ее героям были даны другие имена.


Потсдам. «Большая Тройка» - Черчиль-Трумэн-Сталин. Июнь 1945
Маршал Г.К.Жуков во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Карлсхорст. Берлин. Май, 1945 г.
И.В.Сталин на Потсдамской мирной конференции. Германия. Июнь 1945 года.
Главные военные преступники на скамье подсудимых. Нюрберг, 1946 г.

После войны Евгений Халдей продолжал работать фотографом, участвовать в выставках. Он был прекрасным фоторепортером, хотя страна и мир знали его прежде всего как автора «той самой фотографии знамени над Рейхстагом».

В 1995 году на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена едва ли не самая почетная награда в мире искусства - титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». Еще через два года Евгения Ананьевича не стало.

Фотоаппарат немецкой компании Leica, произведенный в 1923 году, был продан в 2014 году на аукционе в Вене за 2,16 млн евро, став самой дорогой фотокамерой в мире. Проданный фотоаппарат был одним из 25 тестовых образцов, выпущенных компанией Leica в 1923 году, за два года до пуска подобных камер в серийное производство. На сегодняшний день в мире осталось лишь 12 таких фотоаппаратов, которые стали объектами охоты коллекционеров.

Как сообщается на посвященной компании Leica странице в Википедии, фотоаппарат марки Leica использовал Евгений Ананьевич Халдей, известный, в частности, знаменитой фотографией «Знамя Победы над Рейхстагом» (которая оказалась постановкой).

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Жанр военного фоторепортажа начал активно развиваться еще в 30-е годы прошлого столетия, когда в журналах и газетах стали появляться уникальные фотографии, сделанные военными фотокорреспондентами на полях сражений в Испании и Китае. Собственно, с военным репортажем можно связать и возникновение самого понятия «фотожурналистика». В эпоху Второй мировой войны фотокорреспонденты прорывались на передовую и делали свою работу прямо под огнем противника. Многие из этих фото документалистов погибли при выполнении своего журналистского долга.

Потрясающие военные снимки того времени делались совершенно по-разному – кто-то из фотокорреспондентов воздействовал на эмоции зрителей, кто-то не гнушался пользоваться инсценировками, другие же работали в агитаторских целях и их фотоработы получали плакатное звучание. Как бы то ни было, все эти снимки, сделанные военными фотокорреспондентами в кровавой суматохе боевых событий, получались по-настоящему проникновенными и незабываемыми.

Одним из основателей жанра военного фоторепортажа и, безусловно, самым известным военным фотокорреспондентом за всю историю фотографию является , настоящее имя которого Андре Ерно Фридман. Свою фото карьеру Капа начал еще в 1931 году в Берлине. После прихода к власти нацистов он перебрался в Париж, где вскоре открылось его агентство фотожурналистики. Он снимал все важнейшие события того времени во Франции и Европе, незримо присутствуя со своей камерой на собраниях и демонстрациях. К середине 30-х годов Роберт Капа уже снискал широкую известность и приобрел огромный опыт, который понадобился ему впоследствии для съемок военных событий.

Сначала он отправился в Испанию, где освещает события гражданской войны. Именно там он сделал одну из самых знаменитых фотографий войны, который называют по-разному — «Смерь республиканца» или «Павший солдат». На ней запечатлен испанский интернационалист, сраженный пулей прямо во время атаки. На снимке он зафиксирован в момент падения, когда тело еще как будто держится на весу неведомой силой. Неестественность позы солдата подчеркивает уникальность этого трагического момента. Эта фотография Роберта Капы, сделанная им в 1935 году, обошла весь мир.

С этого момента Капа уже практически не снимал «мирных» фотографий. После Испании он отправился в Китай фотографировать сопротивление японской оккупации. За этим последовала Вторая мировая война, которую фотограф снимал с самых разных сторон – он был участником важнейших военных событий в Северной Африке, в Италии, Франции и Германии. Классикой военного фоторепортажа стали драматические снимки Роберта Капы, сделанные во время высадки союзников в Нормандии и в ходе продвижения американских войск по Италии.

После войны Роберт Капа вместе со своим другом, легендарным фотографом Анри Картье-Брессоном учредил фотоагентство «Магнум», ставшее самым известным профессиональным объединением фотографов-документалистов со всего мира. Практически всю свою сознательную жизнь Капа работал военным фотокорреспондентом, фотографируя в различных «горячих» точках планеты. Не удивительно, что, в конце концов, трагическая судьба постигла и его самого. Капа подорвался на противопехотной мине во Вьетнаме, когда заканчивал свой очередной фоторепортаж.

Как отмечал сам Капа, «если твои снимки недостаточно хороши, значит ты недостаточно близко». Именно поэтому он стремился подобраться ко всем событиям максимально близко даже в экстремальных военных условиях. Его фотографии отличаются правдивостью и драматизмом. В отличие от многих других фотокорреспондентов, Капа уделял большое внимание моральным и техническим проблемам, с которыми люди сталкивались во время войны. На его фотографиях Второй мировой можно видеть не только надежду на великую победу, но и горечь поражения.

В своем цикле фоторабот «Освобождение Лейпцига» Капа повествует, как оказался на территории побежденного врага и засвидетельствовал его несчастья так же безжалостно, как и те несчастья, которые этот враг принес другим народам.Снимки мастера фоторепортажа привлекают контрастом черного и белого цветов, что помогает выделить главный объект съемки. Несмотря на свою искреннюю ненависть к войне, Роберт Капа смог запечатлеть на фотопленку некоторые затрагивающие душу моменты и даже сюрреалистичные сцены, что также являлось его фирменным подчерком.

К советским мастерам военного фоторепортажа, конечно же, нельзя не отнести Евгения Халдея, фотографии которого знакомы всем. Снимки Халдея словно кадры из кинохроники, повествующей о Великой Отечественной войне, начиная от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса. увлекся фотографией еще в двенадцатилетнем возрасте, когда собственноручно смастерил свою первую фотокамеру, объективом для которой послужила линза из бабушкиных очков. Учился он буквально на ходу.

В 1936 году Халдей приехал покорять Москву, устроившись в фотохронику ТАСС. Здесь началась его разъездная жизнь с командировками на места советского строительства. Но мирное время уже подходило к концу, и после нападения Германии Халдей вошел в группу военных корреспондентов, которые отправились на фронт. Со своей камерой «Leica» он прошел всю войну, огромное расстояние от Мурманская до Берлина.

В фотоархиве Евгения Халдея множество уникальных, редких кадров. Широко известна его фотография «Первый день войны», единственная, которая снята в Москве 22 июня 1941 года, когда авиация врага уже бомбила советские города. Но отличие Халдея от других военных фотокорреспондентов заключалось не только в умелом использовании обстоятельств в свою пользу для получения интересных кадров, но и в способности при необходимости делать небольшие инсценировки прямо на месте событий.

Евгений Халдей был мастером постановочной фотографии, что, в частности, проявилось при создании, пожалуй, самой знаменитой фотографии Великой Отечественной войны — «Знамя над Рейхстагом». Этот снимок стал настоящим символом победы, но для его создания Халдею даже пришлось попросить у завхоза фотохроники ТАСС три красные скатерти, чтобы настрочить на них серп и молот и уже в Берлине превратить скатерти в реквизит для того самого, постановочного «Знамени над Рейхстагом». Как раз это сочетание правдивой, документальной фотографии, которая делается «с наскока», с подходом терпеливого мастера, анализирующего каждую деталь будущей фотографии, и выделяло Евгения Халдея среди остальных фотокорреспондентов военных лет.


Еще один легендарный фотокорреспондент военных лет – это , являющийся одним из родоначальников отечественной репортажной фотографии. После окончания Гражданской войны он устроился фотокорреспондентом «Рабочей газеты», где и открыл для себя жанр фоторепортажа — серии снимков, которые объединены какой-либо одной темой, либо одним событием. До войны он снимал масштабные полотна с индустриальных строек для журнала «СССР на стройке».

Его фотоработы, освещающие строительство сталелитейного завода в Магнитогорске или сооружение Большого Ферганского канала, отличались глубиной перспективы и масштабом, ярким сопоставлением крупных человеческих фигур на переднем плане и грандиозных рукотворных сооружений. После начала Великой Отечественной войны Альперт работал военным фотокорреспондентом ТАСС и «Совинформбюр», выезжая на линию фронта и снимая уникальные фотографии в боевой обстановке.


Самой знаменитой фотографией мастера стал снимок «Комбат», на котором изображен советский воин, поднимающий бойцов в атаку. Это был образ героического воина-командира, который навсегда остался в истории советской документальной фотографии. Другое известно фото Макса Альперта – «По дорогам войны». На ней запечатлена колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев. Как и в этой работе, так и во многих других, Альперт умел прекрасно находить нужный ракурс и «точку зрения» для того, чтобы фотография получилась эмоциональной и драматичной.

Среди американских военных фотокорреспондентов Второй мировой можно отметить Джо Розенталя, получившего Пулитцеровскую премию за свою знаменитую фотографию американских солдат, поднимающих флаг на горе Сурибати во время битвы за Иво Дзиму. Розенталь не был принят в армию по причине плохого зрения, но в качестве военного фотокорреспондента сопровождал американских морских пехотинцев на тихоокеанском театре военных действий.


Важную роль в создании знаменитой фотографии «Поднятие флага над Иво Дзимой» сыграл случай – Розенталь прибыл на вершину горы Сурибачи ровно в тот момент, когда лейтенант Шрейер готовился снять первый флаг. Он немного подождал, пока ему не показалась, что действие достигло своего апогея и нажал на кнопку спуска затвора. Эта фотография поднятия флага не была постановочной. Как отмечал сам Розенталь впоследствии: «Если бы я планировал этот кадр, я бы все испортил».

Своим собственным стилем военного репортажа отличался советский мастер фотоискусства . До Великой Отечественной войны его фотографии печатались в журналах «Советское фото», «Красная нива» и «Московский пролетарий». Он отлично справлялся с любыми репортажными темами. Для передачи размаха и масштабности социалистического строительства Шайхет использовал съемку с высокой точки – он забирался на крыши, деревья и колокольни.

На своих довоенных снимках он раскрывал стремительно меняющуюся Россию и явления социальной жизни. Здесь-то и выработался фирменный подчерк Шайхета с использованием панорамы, обзора, широкого размаха и масштаба. Навыки и опыт, полученные в мирное время, он умело использовал в тяжелые дни войны. Великую Отечественную войну Аркадий Шайхет прошел от начала до конца простым фронтовым корреспондентом.

Военные фотографии Шайхета отличаются невероятной скрупулезностью к деталям, встраиванием оптимальной композиции и умением выхватить самую суть момента. Одной из первых его фотографий военного времени стал кадр, запечатлевший испуганных женщин и детей на перроне станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги. Те фотографии, которые Шайхет делал на передовой, часто отличались применением одного подхода – укрупненное изображение главного героя, на лице которого запечатлены человеческие страдания, боль или героизм. Аркадий Шайхет сумел зафиксировать на фотопленку важнейшие эпизоды битвы под Москвой, Сталинград, Курскую дугу и ожесточенные сражения в Белоруссии.


Всех военных фотокорреспондентов, внесших свой вклад в документальное отражение событий Второй мировой войны, и не перечислить. Многие из них участвовали в боях наравне с солдатами. Согласно различным данным, несколько сотен кино- и фотокорреспондентов погибли в ходе Второй Мировой войны во время боевых действий, делая свою работу прямо под огнем противника.

World Press Photo - самый престижный и авторитетный международный конкурс работ в жанре фотожурналистики, который во многом определяет направление развития всей профессии. Каждый год независимое жюри, состоящее из авторитетных профессиональных фотожурналистов и фоторедакторов ведущих СМИ, оценивает работы претендентов в девяти различных номинациях. За две недели работы члены жюри просматривают свыше 100 тысяч фотографий, присланных минимум пятью тысячами авторов из практически всех (в среднем свыше 120) стран мира.

За время существования конкурса, который проводится с 1955 года, советские и российские фотожурналисты показали высокий уровень профессионализма, что показывает не только количество лауреатов конкурса, но и тот факт, что с 2011 года русский язык - один из семи официальных языков, на которых распространяется каталог World Press Photo. В этом обзоре кратко описаны отечественные лауреаты этого престижного конкурса.

Юрий Абрамочкин? это один из самых заметных советских репортеров, чьи работы вошли в золотой фонд не только советской, но и мировой фотожурналистики. Он пришел в «Совинформбюро» в далеком 1957 году, а с 1961 года становится постоянным сотрудником этой авторитетной в среде советских журналистов организации. Именно благодаря ей Юрий Абрамочкин объедет с камерой половину мира, снимая самые важные события второй половины ХХ века. «Я человек-непоседа, - говорит о себе Абрамочкин. - Сегодня мне интересно одно, завтра - другое». Неудивительно, что он множество раз был награжден за свои снимки. Но одной из самых важных наград стала, без сомнения, премия «Золотой глаз» World Press Photo за снимок посадки Маттиаса Руста на Красной площади.


Виталий Арутюнов в 1975 году закончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (группа фотожурналистов), а еще за год до того стал сотрудником Агентства печати «Новости». Там он проработал почти четверть века, в том числе 4 года штатным фотокорреспондентом в Индии. И заметили Виталия сразу - уже в 1978 году он получает первый приз на конкурсе молодых журналистов. В дальнейшем будет еще немало наград, будут выставки, в том числе и персональные. Но две самых главных награды, помимо признания фотосообщества, - это золотая медаль Международной организации журналистов и высшая награда World Press Photo «Золотой глаз».

Виктор Ахломов


Виктор Ахломов - один из самых известных и уважаемых фотокорреспондентов в истории фотодела в России. Он не только многократно награждался различными российскими премиями, но и четырежды становился лауреатом конкурса World Press Photo. Виктор не просто делает портреты современников - в одиночной фотографии он умеет показать целый репортаж. Сам Виктор Ахломов говорит об этом просто: «Смотреть надо глазами, а видеть умом!» Возможно, именно поэтому его работы столь живые и интересные. За долгие годы работы у Виктора Ахломова собралась настоящая коллекция с автографами и памятными надписями известных людей, сделанными на его снимках этих же людей. А многие его снимки, без преувеличения, известны всему миру.

Владимир Вяткин


Владимир Вяткин - не только высококлассный фотограф, но и на редкость активный человек. Казалось бы, фотограф, ставший обладателем самого престижного в фотожурналистике приза «Золотой глаз» и, заодно, в общей сложности трех золотых медалей World Press Photo, может уже почивать на лаврах и покровительственно взирать на менее успешных коллег по цеху, но Владимир не таков. Он по-прежнему штатный фотокорреспондент РИА «Новости», да к тому же еще и преподаватель факультета журналистики МГУ и Национальной школы телевидения. Кстати, еще в 1985 году Международная организация журналистов (IOJ) присвоила ему статус «Международный Мастер Фотожурналистики», а с 2004 года Владимир Вяткин является академиком Международной гильдии фотографов средств массовой информации.

Владимир Федоренко


Владимир Федоренко родился в Москве в 1949 году. После окончания школы работал в Агентстве печати «Новости» фотолаборантом, где и получил первые уроки мастерства. В 1970 году поступил на факультет журналистики МГУ. После учебы вернулся в АПН уже фотокорреспондентом - и до сих пор Владимир Федоренко работает в РИА «Новости» специальным корреспондентом. Многократно выезжал в горячие точки, награжден орденом «За личное мужество».

Сергей Гунеев

Фотожурналист Сергей Гунеев с 1977 года работал в Агентстве печати «Новости», затем в течение многих лет сотрудничал с журналом Time. Он один из лучших спортивных фоторепортеров - начиная с 1980 года работал на десяти Олимпийских играх. В его активе сразу три награды World Press Photo, а также ряд других наград, завоеванных на российских и международных фотоконкурсах. Сегодня же Сергей Гунеев - один из старейших фотографов «кремлевского пула», и в последние годы он в основном снимает президента России.

(Главное фото)

Сергей Ильницкий родился в 1974 году в Мариуполе. Фотографией начал увлекаться в школе, а в 1994 году окончил факультет кинофотомастерства Кемеровской Академии искусств и культуры по специальности «фотожурналистика». Довольно быстро Сергей стал одним из ведущих сибирских фотожурналистов, сотрудничая с различными сибирскими журналами и газетами, а также с федеральными и иностранными СМИ, в том числе с The Times и Herald Tribune. Сергей Ильницкий многократно награждался за свои работы, в том числе совсем недавно он стал и лауреатом премии World Press Photo.

Сергей Васильев


Сергей Васильев для жителей Челябинска не просто самый известный фоторепортер, но и один из основателей популярной газеты «Вечерний Челябинск», в которой работает с первого номера в 1968 году и до сегодняшнего дня. Теперь он еще и председатель самого старого в России действующего народного коллектива «Челябинский фотоклуб». Провел 27 персональных выставок и участвовал в ста коллективных международных фотовыставках в самых разных странах. Сергей Васильев - единственный в России фоторепортер, который имеет сразу четыре высшие награды «Золотой глаз» премии World Press Photo, полученные в 1978, 1980, 1982 и 1983 годах.


Виктория Ивлева - одновременно и фоторепортер, и пишущий журналист, что встречается не так уж и часто. Родилась она в Ленинграде в 1956 году, а в середине 70-х пришла в профессиональную фотографию, выучившись на фотографа сперва в ПТУ № 90, а затем и на факультете журналистики МГУ. Она быстро стала достаточно известным фотографом, ее снимки публиковались в «Комсомольской правде», «Собеседнике», «Московских новостях», «Огоньке». Вскоре она начала сотрудничать с иностранными изданиями, такими как New York Times Magazine, Stern, Spiegel, Express, Sunday Times, Independent, Die Zeit, Focus, Marie-Claire, OjodePez и другими. В настоящее время Виктория - специальный корреспондент «Новой газеты» и автор многочисленных фотосерий, посвященных различным социальным и политическим вопросам.

Геннадий Копосов


Геннадий Копосов - одна из легенд советской и российской фотожурналистики. Он не только фотограф, критик и фоторедактор, но наставник для нескольких поколений фотожурналистов. Родился Геннадий в 1938 году, и еще подростком стал активно снимать. Уже в 17 лет он начал сотрудничать с печатными изданиями. Работал в ленинградском отделении Фотохроники ТАСС, а с 1961 года - в фотоотделе журнала «Огонек». В нем Геннадий проработал много лет и возглавил его в годы перестройки.

А знаменитый снимок Геннадия Копосова - эвенкийский мальчик, замотанный в шкуры, на фоне каравана оленей - самый большой успех отечественных фотографов в конкурсе World Press Photo, единственный Гран-при за все годы, и лучшее фото 1964 года.


Александр Лыскин - известный фотожурналист. Штатно работал в Агентстве печати «Новости», журналах «Золото России», «Россия» и «Нефть России». Активно сотрудничает и с другими изданиями, среди которых Camera Press, SIPA, GAMMA, Forbes, «Русский Newsweek», «Столичный стиль», «Деловые люди», «Лиза», «Огонек», GEO, «Вокруг света». С 1994года является фотографом Международного фонда защиты животных IFAW.


Игорь Гаврилов - хорошо известный фотограф как в России, так и за рубежом. Окончил факультет журналистики МГУ. Еще во времена студенчества был приглашен в журнал «Огонек». В 1987 году принял участие в масштабном проекте «Один день из жизни СССР», а в следующем году был приглашен издательством National Geographic для съемки книги The Soviet Union tоday. За свою жизнь Игорь работал в пятидесяти странах, фотографировал практически во всех горячих точках страны, почти сразу после взрыва летал над реактором Чернобыльской АЭС. Публиковался в лучших мировых изданиях, таких как Paris Matsh, Le photo, Stern, Spiegel, Independent, Elle. В последние годы - руководитель российского направления в европейском фотоагентстве East news.

Борис Бабанов


Борис Бабанов - фотограф, сумевший сочетать фотожурналистику с деятельностью в качестве профессионального переводчика. Родился он в 1949 году и, как и многие фотографы в этом обзоре, окончил факультет журналистики МГУ. Работал в Агентстве печати «Новости», а после перестройки? в журналах «Итоги», «Компания», «Деловая хроника», в «Независимой газете». В качестве переводчика же работал в Нигерии на строительстве нефтепровода, откуда также привез множество снимков. В настоящее время аккредитован в качестве специального корреспондента в Совете Федерации и Государственной Думе.


Анатолий Мальцев пришел в фотожурналистику удивительным путем: фотографией он увлекся с рождением дочки, когда возникло желание запечатлеть каждый момент взросления ребенка. В итоге увлечение стало профессией - Анатолий окончил факультет рабочих фотокоров при ленинградском Союзе журналистов. Начинал карьеру фотолаборантом в знаменитой тогда ленинградской газете «Смена». Постепенно, через ряд российских изданий, Анатолий дошел до работы в агентстве AP, а потом и в агентстве EPA (Европейское Пресс-фото агентство). Основатель Академии фотомастерства в Санкт-Петербурге.

Юрий Иванов


Юрий Иванов, Минск. Летучка на тонкосуконном комбинате. 1987 год. Снимок вошел в «Лучшие фотографии мира за 10 лет (1980-1990)». «Тайм-Лайф»

Юрий Иванов? один из самых известных в мире российских фотографов. Родился он в 1939 году в Симферополе; будучи учеником 10-го класса, уже вполне профессионально занимался фотографией. Работал в газетах «Знамя юности», «Советская Белоруссия», в Агентстве печати «Новости», сотрудничал с журналом «Огонек». Настоящую известность ему принесло участие в проекте «Один день из жизни СССР». Снимок «Летучка», созданный в рамках этого проекта, вошел в список лучших фотографий мира за десять лет. В том же году Юрий стал одним из ста лучших фотографов мира. В настоящее время он - фотокорреспондент газеты «Культура».

Юрий Теуш


Юрий Теуш, казалось бы, должен был быть далек от фотографии, однако в итоге стал известным фотожурналистом. Родился он в Челябинске. Окончил автотракторный факультет Челябинского политехнического института. Там же преподавал на кафедре общетехнических дисциплин. Далекая от фотодела карьера! Но будучи увлеченным фотографом, Юрий организовал фотографическое отделение факультета общественных профессий ЧГПИ, а затем стал и одним из организаторов первого в Челябинске фотоклуба. Работал в газетах «Советский спорт» и «Челябинский рабочий».

Макс Альперт


Макс Альперт - известный советский фотограф и фоторепортер, один из основателей советской школы фоторепортажа. Начинал трудиться фотографом в «Рабочей газете», в 30-е годы работал редактором фотоотдела газеты «Правда. Во время Великой Отечественной войны Макс был фотокорреспондентом ТАСС и Совинформбюро, регулярно выезжал на фронт. Неудивительно, что ему, в числе немногих других, доверили снимать парад Победы в 1945 году. После войны долгие годы работал в Агентстве печати «Новости».

Сергей Максимишин


Сергей Максимишин - известный и удостоенный многочисленных профессиональных премий фотограф. Многократный лауреат премий «Пресс Фото России» и World Press Photo. Сотрудничает, помимо российских СМИ, с изданиями Stern, Time, Geo, Business Week, Focus, Corriere della Sera, The Washington Post, The Times, The Wall Street Journal, Newsweek, Liberation, Parool, Der Profile. Автор книги «Последняя империя. Двадцать лет спустя», посвященной жизни в бывшем СССР спустя два десятилетия после его краха.


Георгий Пинхасов - фотограф, фотожурналист и фотохудожник. Родился он в Москве в 1952 году, а после школы поступил на кинооператорский факультет ВГИКа. Работал ассистентом кинооператора на «Мосфильме». Фотографировать начал еще студентом, но репортажной фотографией увлекся лишь в 80-х. В 1988 году стал первым российским сотрудником агентства Magnum. Сотрудничает с журналами Geo, Actuel, New York Times Magazine.

Юрий Белинский


Юрий Белинский родился в 1946 году и со школьной скамьи профессионально занимался фотографией, уже подростком публикуясь в прессе. После окончания школы работал на Ленинградской студии кинохроники в качестве ассистента кинооператора, а с 1967 года и по сей день - штатный сотрудник ТАСС (сейчас ИТАР-ТАСС). Помимо фотожурналистики Юрий занимается фотоиллюстрациями, а также пейзажной, портретной и сюжетной съемкой.

Юрий Козырев


Юрий Козырев - успешный фотограф, обладатель множества наград, включая 6 наград World Press Photo за снимки из Чечни, Ирака, Беслана и Ливии. На протяжении 20 лет работы Юрий освящал все основные конфликты в бывшем СССР, включая две чеченские войны, а также многие зарубежные конфликты - он, например, жил в Багдаде с 2003 по 2009 годы, работая фотографом для журнала Time. С 2011 года Юрий сделал множество снимков событий «арабской весны», путешествуя по Египту, Бахрейну, Ливии и Йемену. Профессиональных наград у Юрия множество, но одним из явных признаков его авторитета в международной фотографии служит то, что в 2001, 2002 и 2010 годах он был членом жюри World Press Photo.

Павел Кривцов


Павел Кривцов - фотограф и фотожурналист, один из немногих работающих в жанре религиозной фотографии. Родился он в 1943 году в селе Рождественка Белгородской области. Работал в различных изданиях, включая журнал «Огонек». В 90-е годы ушел в свободное плавание, занимаясь реализацией собственных творческих проектов. Связаны они, по большей части, с православием и Россией. Например, более 50 лет Павел создает серию портретов простых русских людей, открывая зрителю народную душу. «Я стараюсь в простых вещах увидеть и раскрыть тайну жизни, пусть и маленькую. Исповедую фотографию, неброскую внешне, и называю ее „тихая фотографиия“. Но такая фотография может передавать совсем не тихие состояния и процессы».

Сергей Киврин


Сергей Киврин родился в 1955 году в семье известного советского фотографа Владислава Киврина. Неудивительно, что еще подростком он впервые взял в руки фотокамеру. А сегодня Сергей Киврин - лучший спортивный фотограф в России, а также профессиональный фотожурналист, посещавший и горячие точки. Сотрудничает с агентствами Associated Press, REUTERS, France Press, Eastern Network, газетами Los-Angeles Times, New York Times, лучшими зарубежными и российскими журналами. Авторские выставки Сергея проходят почти ежегодно и собирают множество зрителей, неравнодушных к современной фотографии, в особенности спортивной.

Игорь Костин


Игорь Костин родился в 1936 году в Молдавии и немалую часть свой жизни был довольно далек от профессиональной фотографии. Он окончил Московский инженерно-строительный институт, затем в течение 20 лет работал конструктором. Однако в середине 70-х Игорь почувствовал желание что-то изменить и в итоге занялся документальной и новостной фотографией. C 1974 года он - специальный фотокорреспондент Украинского отделения АПН. Игорь Костин первым оказался у Чернобыльской АЭС после аварии, и весь 1986 год, рискуя здоровьем и жизнью, снимал ликвидацию аварии на ЧАЭС. Его снимки затем вошли в официальный отчет правительственной комиссии. В последующие 20 лет Игорь занимался собственным расследованием событий, собрав уникальный фотоматериал, состоящий из сотен тысяч снимков.

Валдис Браунс

Валдис Браунс родился в латвийском Вентспилсе в победном 1945 году. Заниматься фотографией он начал в 1966 году в вентспилском фотоклубе «Момент». Затем работал фотографом как в учреждениях, так и в печатных изданиях. В 1978 году он, одним из первых, стал лауреатом World Press Photo. Еще через год он удостоился почетного титула EFIAP Международной ассоциации фотографического искусства (FIAP), а высшее звание фотохудожника AFIAP ему было присуждено в 1990 году. Сегодня на его счету - почти триста выставок, книги, фотографии в музеях и частных коллекциях по всему миру.

Лев Шерстенников


Лев Шерстенников - опытнейший фотожурналист. Родился в 1938 году в Уфе и еще в раннем детстве увлекся фотографией. Окончил Ленинградский институт киноинженеров. С 1957 года печатался в главном фотожурнале страны «Советское фото», в газетах «Смена», «Вечерний Ленинград», «Ленинградская правда». С 1963 года он - в редакции «Огонька», где проработал целых 40 лет. В настоящее время работает в журнале Audi Magazin. Выпустил несколько книг совместно с другой легендой «Огонька», Геннадием Копосовым. О призвании своем говорит так: «Человек становится репортером, когда впервые направляет объектив на незнакомых людей. Их поведение, состояние оказываются не менее привлекательными, чем красивая картинка - пейзаж».

Андрей Соловьев


Андрей Соловьев - один из тех фотографов, кто пополнил скорбный список погибших с камерой в руках. В 1987 году он, будучи фотографом-любителем, пришел на работу в Фотохронику ТАСС. Затем сотрудничал с американским информационным агентством Associated Press и публиковался в «Независимой газете». С началом локальных конфликтов в странах бывшего СССР активно выезжал в горячие точки: Нагорный Карабах, Армению, Азербайджан, Приднестровье, Таджикистан, Фергану, Южную Осетию и Абхазию. Во время августовских событий 1991 года находился около Белого дома.

Погиб Андрей в Сухуми в 1993 году, снимая ход боевых действий у Дома правительства. «Своим присутствием с камерой я спасаю людей от смерти, своей работой пытаюсь предотвратить насилие», - сказал Андрей Соловьев незадолго до той командировки.

Борис Юрченко


Борис Юрченко - легендарный фотожурналист, один из самых известных в мире. Лауреат Пулитцеровской премии и обладатель многочисленных профессиональных наград. Его фотографии были на обложках журналов Time и Newsweek. Начинал работать в Агентстве печати «Новости», затем стал фотографом агентства Associated Press, в котором проработал двадцать три года. Это был непростой опыт - будучи советским гражданином, быть штатным сотрудником американского информационного агентства. Но благодаря этому он мог беспристрастно фиксировать советскую действительность, от эпохи застоя и до краха советской власти и становления новой России. Это сделало его одним из самых известных фоторепортеров и принесло ему множество самых престижных наград.

Александр Земляниченко


Александр Земляниченко родился в 1950 году в Саратове, в семье профессионального фотожурналиста. После института он пошел работать в областной газете «Заря молодежи». И, возможно, его талант фотохроникера раскрылся бы не полностью, но в начале 80-х по приглашению редактора модного в те годы журнала «Ровесник» Алексея Нодия он перебрался в Москву. Потом работал в газете «Комсомольская правда», с 1988 года начал снимать для Ассошиэйтед Пресс (АР), а несколько лет спустя стал руководителем фотослужбы Московского бюро AP. Сегодня он фотограф кремлевского пула, дважды лауреат Пулитцеровской премии. Его работы, помимо прочего, используются пресс-службой президента Владимира Путина в качестве официальных.


Владимир Веленгурин - историк по образованию. Возможно, именно это повлияло на его желание самому фиксировать то, что завтра станет историей. Владимир работал в газетах «Комсомолец Кубани», «Советская Кубань», сотрудничал с Фотохроникой ТАСС. В 1989 году, благодаря победе в редакционном конкурсе, был приглашен на работу в «Комсомольскую правду», в которой работает по сей день. Он был более чем в пятидесяти командировках в горячих точках СНГ и стран зарубежья: Чечня, Южная Осетия, Таджикистан, Афганистан, Уганда, Югославия, Абхазия. Сегодня Владимир активно работает в качестве фотографа президентского и премьерского пула.


Валерий Христофоров - фотожурналист, более всего известный своими фотографиями Михаила Горбачева, личным фотографом которого он был. Начинал Валерий с должности фотолаборанта в Фотохронике ТАСС, а затем работал там же в качестве фотожурналиста. Сотрудничал со многими другими изданиями. С 1997 года Валерий работает в газете «Аргументы и факты», предпочитая делать острые социальные репортажи из самых разных уголков страны.

Александр Макаров


Александр Макаров родился в Риге в 1936 году, еще до вхождения Латвии в состав СССР. Фотографией увлекся в детстве. Получил образование на режиссерском факультета Института культуры, но с 1962 года и до конца жизни работал штатным фотокорреспондентом Агентства печати «Новости». Благодаря образованию, был своим человеком в театральных кругах, что принесло ему наибольшую фотографическую известность. Выпустил, в частности, уникальный альбом балетных фото, изданный во многих странах мира. В последние годы жизни занимался политическим репортажем, был личным фотографом Раисы Горбачевой, а с 1993 года и до своей смерти работал с Виктором Черномырдиным.

Эдуард Песов


Эдуард Песов - опытный фотограф с нетривиальной специализацией. Родился он в 1932 году в Тбилиси, а в 1963 году, выиграв конкурс, организованный газетой «Правда», переехал в Москву и поступил на работу в Агентство печати «Новости». Позже работал в Фотохронике ТАСС, а с 1977 года и по сей день, вот уже более 35 лет, работает фотографом в секретариате МИД. Эдуард Песов снимал всех министров иностранных дел со времен Громыко и всех руководителей государства со времен Хрущева. По работе объездил почти все страны мира, всего их более ста шестидесяти.

Александр Копачев


Александр Копачев родился в 1950 году в подмосковном городе Люберцы. Фотографировал он с детства, но серьезно увлекся фотографией позже, когда с первой зарплаты приобрел фотоаппарат «Зенит В». Некоторое время работал внештатным корреспондентом в местной газете «Люберецкая правда». Потом учился в лектории по фоторепортажу при Центральном доме журналиста и в Институте журналистского мастерства. Но и этого ему показалось мало, поэтому Александр окончил еще и журфак МГУ. По окончании учебы работал в газетах «Гудок» и «Куранты», в журналах «Деловые люди» и «Наше кино». В настоящее время возглавляет информационное агентство PressPhoto.

Валерий Зуфаров


Валерий Зуфаров - известный советский фотожурналист, работал в «Комсомольской правде», затем в Фотохронике ТАСС. Помимо фотографии активно пробовал себя на ниве газетной журналистики, был литературным редактором. В качестве фотожурналиста активно снимал спортивные мероприятия, включая Олимпиады (в том числе Олимпиаду-80). Валерий Зуфаров оказался первым из фотожурналистов, кто летал на вертолете над разрушенным реактором на Чернобыльской АЭС, в результате чего он получил огромную дозу радиации.

Сергей Преображенский

Сергей Сергеевич Преображенский - легендарный фотокорреспондент фотохроники ТАСС. Родился в 1912 году, фотографировать начал в конце 20-х годов. С 1939 года член Союза журналистов СССР. В Фотохронике ТАСС снимал в различных жанрах - и неизбежные портреты передовиков труда, науки и техники, и политический репортаж, и спорт. Одному из первых журналистов ему довелось побывать на обоих полюсах земли, что, конечно же, выразилось в интереснейших репортажах. До выхода на пенсию в 1972 году Сергей Преображенский продолжал активно работать фотокорреспондентом ТАСС.

Дмитрий Донской


Дуэль. Владимир Мышкин - вратарь хоккейной сборной СССР защищает ворота. 1979. Донской Дмитрий

Дмитрий Донской - фотожурналист, один из самых известных сотрудников Агентства печати «Новости». Выпускник факультета журналистики МГУ, он в 1961 году пришел спецкором в АПН (в дальнейшем РИА «Новости»), где и проработал - трудно поверить - до 2006 года. Был личным фотографом первого президента России Б. Н. Ельцина. С 1975 года и по сей день преподает на факультете журналистики МГУ. Дмитрий Донской многократно получал престижнейшие российские и международные профессиональные награды, всего их у него более ста шестидесяти.


Александр Гращенков - фотограф и радиожурналист, обладатель премии «Золотой глаз» World Press Photo. Работал фотокорреспондентом РИА «Новости», обозревателем радио «Голос России» и BBC. Член Союза журналистов России, автор и режиссер документальных фильмов. Много снимал в горячих точках, а первую настоящую известность Александр приобрел в связи со своим репортажем из Афганистана, который показал оборотную сторону пребывания советских войск в этой стране.

Виктор Загуменнов


Настоящая слава пришла к Виктору Загуменнову после серии фотоочерков из жизни русского Севера, который в его видении получился настолько живым и необычным, что это не могло не впечатлить буквально каждого. Сегодня он двукратный лауреат World Press Photo, обладатель многочисленных наград международных фотовыставок и конкурсов, хотя сам он называет свой стиль не иначе, как «Страна и люди».

Владимир Семин


Известный российский фотожурналист. Неоднократный призер World Press Photo и «ПрессФотоРоссии», обладатель авторитетного в мире фотографии гранта Юджина Смита «The W. Eugene Smith Memorial Fund». Его проекты «За монастырской стеной», «Святые источники», «Брошенные деревни, позабытые люди» принесли ему заслуженную известность не только в России, но и среди лучших мировых фотографов.


Борис Кауфман родился в 1938 году в Баку. Учился на факультете журналистики МГУ. С 1961 года полтора десятилетия отработал в Агентстве печати «Новости» в качестве фотокорреспондента. Один из первых советских фотографов, чья персональная выставка прошла в западных странах (1972 год, Лондон). С 1976 по 1991 годы - фотокорреспондент, затем заведующий отделом иллюстраций газеты «Московские новости». С 1991 по 2006 года Борис Кауфман трудился в Агентстве «НГ-Фото», и в качестве заместителя главного редактора «Независимой газеты».

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

90 лет назад – 1 февраля 1926 года – в составе ТАСС был организован отдел пресс-клише, ставший основой старейшего фотоагентства в России и СНГ.

Архив Фотохроники – это фотографическая история нашей страны с начала ХХ века. В базе агентства насчитывается более 10 млн иллюстраций событий в России и мире.

Фотографы ТАСС неоднократно становились лауреатами престижных профессиональных премий, в том числе World Press Photo, Interpressphoto, Interphoto, Best of Russia, "Золотой глаз России" и Союза журналистов России.

В этом материале собраны истории, рассказанные тассовскими фотокорреспондентами и связанные с их работой, а также самые интересные снимки за 90 лет существования Фотохроники.

"Полезай в бомболюк!"

Борис Лосин (из книги Владимира Никитина):

За годы войны мне пришлось по-всякому полетать, но один полет я запомнил на всю жизнь. Было это в 44 году.

"Вам выпала честь, - передает приказ Верховного главнокомандующего один генерал, - рассказать о вступлении наших войск в Бухарест читателям советских газет, передать по каналам ТАСС для различных информагентств, а, значит, по всему миру о победе Советской Армии, о начале ее победоносного шествия".

Потом сообщают - такие-то летят на "Дугласе", а другие, и я в том числе, - на "Бостоне". Тут же я узнал, что "Бостон" летит быстрее. В общем, лечу и мечтаю, что первым вернусь в Москву и снимки мои первыми увидят свет. В этом был особый шик, особый смысл журналистской работы. Организовано все было - первый класс. Я знай пленку за пленкой меняю, ко времени приезжаю на аэродром и узнаю, что обратно меня отправляют на более медленном "Дугласе". Но я прекрасно понимаю, что упускаю редчайший шанс. Тогда бегу к пилоту и говорю - "Выручай, друг! Мне позарез в Москву нужно, засунь куда-нибудь!" - "Слушай, идея! Полезай в бомболюк!".

Не успел я обрадоваться, как за спиной появились Кригер и Высокоостровский. -"И мы с тобой!". Запихнулись мы в бомболюк. Небольшой такой ящик - как раз одному бы с комфортом, а втроем с трудом поместились. Я первым залез, уселся на пол, ко мне на руки сел Высокоостровский, а Женя над нами согнувшись встал. Минут через 10 надо было меняться местами, иначе все мышцы начинали затекать. В общем, хоть мы и знали, что бомболюк наглухо задраен, вначале все равно как-то не по себе становилось.

Приземлились. Вылезли, в себя прийти не можем. Приехал в редакцию. Там все уже ждут, лаборанты наготове. Две первые пленки я сам проявил, негативы отличные, остальные отдал лаборантам. Вышел в коридор, опустился на диван и мгновенно заснул. Через час с моих пленок отпечатали штук сорок снимков, и Пальгунов - начальник ТАСС - повез их в Кремль. Все остались довольны, но об этом я узнал позже, так как крепко спал, а во сне видел ликующий Бухарест, улыбки, цветы…

Непростой Карандаш

Юрий Белинский:

Это был 76-й год. У меня был хороший знакомый – режиссер нашего Ленинградского цирка Алексей Сонин (прим. ред.: сейчас Цирк на Фонтанке). Я часто снимал там премьеры, мы давали это и на тассовскую витрину, это часто расходилось и по прессе.

Однажды Алексей познакомил меня с легендарным клоуном Карандашом – Михаилом Николаевичем Румянцевым. Я узнал, что через месяц ему исполняется 75 лет. Думаю, хорошая тема, может пойти. Начал снимать и понял, что это будет непросто, Карандаш оказался человеком с очень тяжелым характером.

Сначала он не разрешил мне снимать его в гримерке: "Как! Посмотрите, народный артист - и в таких условиях!". Вечером, только встал возле бортика манежа, чтобы поснимать во время выступления, он ко мне подходит и хвать камеру: "Не снимать!". В общем каждый кадр в этом материале к юбилею давался с неимоверным трудом.

Я пошел ва-банк, прихожу и говорю: "Материал готов, но нет фотографий. Мне нужно с вами пройтись с собачками хотя бы до Летнего сада". Это минут 15 ходьбы от цирка. Договорились. Прихожу и ожидаю услышать очередное "Не снимать". Но все идет нормально. Идем по набережной, и тут я понимаю, что в Летнем саду нельзя выгуливать собак! Сейчас будет скандал! Но, будь что будет. На счастье, нас никто не потревожил, милиционер не подошел.

Я его снимал по ходу. Иду сзади и случайно делаю вот этот самый кадр, который буквально сразу получил "Золотой глаз" на World Press Photo.

Когда возвращались, вдруг он говорит: "Срочно встаньте передо мной, закройте меня". Я ничего не понимаю, встаю перед ним. Оказывается, кто-то из фотолюбителей увидел Карандаша и достал объектив. Я никогда - ни до этого, ни после этого случая - своим коллегам не перекрывал кадр.

У цирка Михаил Николаевич подвел меня к своей "Волге" и с гордостью сказал: "Вот, видите, я в 75 лет сам за рулем приехал из Москвы в Петербург".

Брежнев расчувствовался

Владимир Мусаэльян:

Я ведь занимался космосом, а в 1969 году поехал со своим коллегой Савостяновым делать репортаж с юбилея Казахской ССР.

Там я получил звонок – "Ты летишь с генеральным по Союзу дальше". И мне пришлось еще месяц летать с Брежневым в одном самолете. И так полгода где-то я крутился, потом отчаялся - не люблю бесконтактную журналистику - и попросил оставить мне космос, раз генеральный секретарь меня не видит, не замечает. Однако это оказалось не так, он просто долго присматривался к людям.

Все снимки мне дороги, но те, которые я не сделал, даже снятся. Среди них - сцена на охоте, когда мимо генсека в трех метрах пробежала семья зубров, и ни один мускул не дрогнул на его лице. Потом он надо мной подтрунивал, говорил "Володя увидел зубров и от страха в муравейник спрятался".

Свои снимки Леонид Ильич утверждал только в том случае, если у нашего руководства были сомнения. С этим связана такая история: как-то мне пришлось из-за этого ехать к Брежневу на дачу ближе к полуночи 30 декабря, утверждать новогодние снимки, которые должны были пойти на Дальний Восток. Поднял его, практически, с кровати. В Завидове мы все сидели с ним за одним столом, некоторые члены Политбюро, правда, возмущались - мы разговариваем на темы закрытые, а тут присутствуют врачи, егеря, фотографы. Но генсек на это внимания не обращал. А я до сих пор то, что знаю, стараюсь забыть.

Эта фотография, Брежнева с Луисом Корваланом, сначала в газеты не пошла, потому что Леонид Ильич на ней со слезами на глазах, это была очень теплая встреча, и он расчувствовался. Я очень хотел ее опубликовать. Дали другую фотографию, а эту я послал на World Press Photo и получил "Золотой глаз" (1978 год).

Плащ для президента

Михаил Метцель:

Работа в президентском пуле, наверное, может стать скучной, если заниматься только этим. Хотя ситуация тоже все время меняется. Мы ездим в разные места, не стоим на одном месте, постоянно видим что-то новое, разные страны, города, мероприятия, поэтому соскучиться не удается – даже если только снимать президента. Хотя я снимаю не только президента, но и спортивные мероприятия – футбол, баскетбол, другие виды спорта. Так что эмоций много.

В Белграде был грандиозный парад "Шаг победителя" по случаю 70-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Он длился часа полтора. И тут пошел дождь, правда, организаторы были к нему готовы – подготовили плащи для гостей.

Лидеров охрана сразу начала накрывать плащами, а в тот момент, когда я делал этот снимок, Владимиру Путину с плащом помогал президент Сербии.

Хотя погода была неприятная, народу было очень много, за нашими спинами еще сербы стояли с плакатами "Владимир, спаси Сербию!" и фотографией Путина.

А вот журналисты все, к сожалению, промокли, но кто был готов к этому, естественно, не так промок. У меня, к счастью, был с собой зонт.

Я, конечно, всегда в таких погодных условиях переживаю за технику. У меня был случай, когда в зарядное устройство камеры под сильным дождем попала искра и камера сгорела, ее пришлось ремонтировать. Под дождем, конечно, не очень комфортно снимать.

С верой в коптер

Наталья Гарнелис:

Это было мое первое редакционное задание, раньше я делала некоторую работу для редакции с помощью коптера - например, для проекта "Москва - взгляд сквозь время".

До съемки мы изучали карты, прикидывали, где будет наилучшая точка для съемки. Единственное, так как на празднике могли присутствовать одни мужчины, муж меня одну не отпустил и поехал со мной, а так как ребенка не с кем было оставить, мы выдвинулись и вовсе всей семьей.

Поехали к Соборной мечети заранее, нашли уже на месте точку для запуска коптера и думали, что закончим съемку довольно-таки скоро. Нам хватило двух запусков, чтобы сделать серию кадров. Вообще, это было очень красиво – Соборная мечеть, огни, море людей внизу.

Однако все получилось иначе - оказалось, что весь район с большим запасом оцеплен, и мы еще два часа просидели в машине. Спасибо современным технологиям, благодаря которым я оперативно смогла все отправить в редакцию. Это был момент, когда мы оказались в нужное время в нужном месте, и эти фотографии были очень востребованы.

С марта запрещают запуски коптеров, и надо будет получать специальное разрешение на съемку и даже получать права на управление коптером, как на машину. Хотя многие сейчас с их помощью снимают - и "Вести", и "Москва 24". Надеюсь, ТАСС удастся получить разрешение и мы будем снимать так и дальше.

"Вернулся из ада"

Валерий Матыцин:

Началась вторая чеченская война. Передвигался с войсками, сначала вышли на Терек, штурм Грозного, бои в горах. В апреле 2000 года удалось добраться до горного селения Хатуни в Веденском ущелье. Комбат десантников оказался моим однофамильцем, поэтому он согласился взять меня в рейд до Ведено, хотя командир полка и был против.

Рано утром выехали верхом на БМД. Помню, когда началась стрельба, лежал, уткнувшись носом в придорожную пыль, боясь не то что голову приподнять - пошевелиться боялся.

Когда все-таки решил оглядеться, увидел то, что до сих пор простить себе не могу, что снять не успел: десантник в тельняшке выскочил из-за БМД с пулеметом наперевес, стреляя на бегу и что-то крича. В голове мелькнуло: такое и в кино не увидишь… Тут уж про все забыл, вскочил, добежал до БМД и стал снимать.

Потом на вертолете с ранеными долетел до Моздока. Там проявился, отсканировал негативы и все передал в Москву. Когда появились первые сообщения о нападении на десантников в Веденском ущелье, снимки уже были в редакции. А тот не снятый кадр десантника с пулеметом наперевес до сих пор иногда снится.

Это всего лишь эпизоды из того времени. Порой мне казалось, что в Чечне я нахожусь больше, чем дома. Странные чувства возникают при возвращении домой. Стрельба, кровь, грязь, смерть, час полета, и ты едешь по южному городу в огнях: уличные кафе, гуляющие прохожие, музыка… Комок к горлу подступает. Беспечный таксист, глядя на меня, спрашивает: "Что-то случилось? " - "Нет, нет. Я просто рад, что вернулся домой…", а про себя – "…из ада".

Через 15 лет после штурма Грозного я снова вернулся в этот город. Прошел по местам боев, узнаваемых и совсем непохожих на те, которые снимал тогда, уже так давно.

Пятиэтажки в Старопромысловском районе узнал сразу... Я бежал от дома к дому в тяжелом солдатском бронежилете вместе с бойцами, штурмующими город. Прямо возле дома стоял подбитый танк, рядом лежал сгоревший танкист. Из-за угла этого дома снимал двух бойцов, которые под обстрелом на плащ-палатке выносили с поля боя погибшего товарища. Когда они его дотащили, оказалось, труп без головы. А теперь на этом месте изумрудный газон и отреставрированные, будто только что построенные, новые дома.

Испытания по медведю

Лев Федосеев:

Дважды в год в Мурманской области на охотничьей базе Лотта"проходят испытания по медведю. В них участвует медведица Даша, которую охотники вырастили "со щенков". Ее маму убили браконьеры. Медвежонка нашли и подобрали представители клуба собаководства "Кольский Север".

"По-настоящему агрессивных собак, которые могли бы разозлить Дашу, у нас нет. Так что задача на сегодня - хотя бы познакомить собак с медведем, его запахом", - объяснил нам руководитель клуба Андрей Сотник. Правда, действо уже на старте оказалось под угрозой срыва. Даша никак не хотела выходить из своего сарая. Пришлось руководителю клуба уговаривать медведицу, за банку сгущенки она согласилась на участие в мероприятии. Ее пристегнули к тросу, вдоль которого она могла спокойно гулять и ждать прихода собак.

Некоторые собаки "отважно" скалились на зверя, выглядывая из-за ноги хозяина. Другие, громко лая, носились вокруг медведицы, а она реагировала на них, как слон на Моську, то есть никак. Конечно же, были собаки, которые подтвердили звание лайки-медвежатницы, заставляя Дашу прятать свою пятую точку в болотный мох.

Когда ей надоело отмахиваться от собак, она решила развлекать себя сама. Сначала села и стала разбрасывать листья и траву, потом подобрала большую палку и, как цирковая артистка, стала крутить ее в лапах. В тот момент и было сделано это фото.

Рот в алмазах

Александр Рюмин:

Чем хороша работа в ТАСС, так тем, что каждая съемка получается с какой-то историей. А эта история произошла так. Мне поручили снимать работу предприятия "Кристалл" по огранке алмазов.

Приехал я на съемку, меня поводили сотрудники по комнатам, где за микроскопами сидят люди, ни на секунду одного не оставляли, камни в руки не давали.

Работа была интересна с точки зрения макросъемки – репортерам не часто приходится работать в этом жанре.

В какой-то момент женщина, которая меня сопровождала, предложила мне посмотреть коллекцию ценнейших, крупнейших бриллиантов. Мы зашли в отдельную комнату, и нам принесли коробку, из которой пинцетом начали вынимать камни и раскладывать на черной бархотке. Мне сказали: "Вот сейчас мы вам покажем уникальнейший бриллиант". Его стоимость исчисляется десятками миллионов рублей.

Камень вынимают, мы разговариваем, и вдруг я слышу щелчок, металлический пинцет защелкивается, бриллиант из него в этот момент вылетает. Женщина в полупаническом состоянии, она смотрит на меня глазами, полными ужаса.

Я спрашиваю у нее, что произошло, и на слове "произошло" чувствую, что уникальный камень-то у меня во рту буквально за два сантиметра до того, чтобы я его проглотил. Вы не представляете, какие это были соблазн и искушение – проглотить, поехать в Москву, уволиться и жить безбедно. Но я победил свое искушение, достал бриллиант изо рта и вернул.

Погодный "коридор"

Сергей Фадеичев:

Во время Великой Отечественной войны русские морские пехотинцы штурмовали остров Шумшу, где у японцев был мощный укрепрайон. Недавно там велись военно-исторические раскопки, и мы приехали к их окончанию.

Вообще, командировка у меня заняла пять дней, а сама съемка - 4 часа. Можно сказать, что пробыли мы там совсем недолго. Дело в том, что на Шумшу трудно попасть, но еще сложнее улететь из-за меняющейся каждые пять минут погоды, так что можно прилететь на день, а застрять на две недели.

Так как группа журналистов была большая, решили не рисковать и при первой возможности использовали погодный "коридор". Обратно мы летели на военном почтовом самолете и останавливались через каждые два часа - Хабаровск, Чита, Новосибирск, Екатеринбург - как на маршрутном такси.

Жизнь на льдине

Артем Геодакян:

В августе мы забирали полярников с дрейфовавшей с мая станции. Дальше ждать было нельзя, лед бы встал такой толщины, что пробраться к ним можно было бы только на атомном ледоколе.

До станции мы плыли пять дней, пейзажи были невероятные вокруг, где-то был голубой лед, встречались и торосы. На станции работали 17 мужчин, каждый был занят своим делом - там были и врач, и тракторист, и повар - молодой парень из Карелии. Кстати, кормили нас очень хорошо, по 4 раза в день.

Познакомиться с полярниками поближе не удалось, после четырех месяцев нахождения на станции они были не особенно разговорчивые. В лагерь постоянно приходили медведи, но их отпугивали и не кормили, в отличие от недавней печально известной истории с белой медведицей. Берегли природу.