Рисунки черной ручкой не сложные. Это Лео

13.04.2019

Научиться рисовать ручкой может любой. Будь то школьник или пенсионер. Все когда-то рисовали на полях тетрадей. У кого-то получалось хорошо, у кого-то не очень. Кто-то рисовал непонятные образы, кто-то черепа, а кто-то маленьких фей, няшек из манги. И мы все получали от этого удовольствие.

Что нужно для того, чтобы начать рисовать? Конечно, желание и терпение. Без этих качеств тяжело будет научиться чему-либо впринципе.

Для любого рисунка, и ручкой в том числе, нужно ознакомиться с основами композиции и основами рисования. Для начала можно просто прочитать. Теория рисунка никогда лишней не была, и её желательно освежать в памяти время от времени. Мне недавно попалась книга

Если сравнить ручку(лайнер, рапидограф) или карандаш, то это довольно разные инструменты. Карандашом мы можем добиться воздушности в рисунке, научиться правильному построению на листе(всегда можно воспользоваться ластиком) и рисовать реалистичные портреты.

Ручка, в отличии от карандаша, дисциплинирует. Если нарисовал, то нарисовал. Но это совсем не значит, что у ручки меньше вариантов манёвра. Здесь совсем другие приёмы.

Выбор инструмента(ручки).

Начнём с выбора инструмента(ручки для рисования). Ведь чтобы рисовать хорошо, должен быть удобный инструмент, чтобы он, прежде всего, нравился вам.

1. Рисовать лучше всего той , которая не капает, всегда пишет, и рисует без явных усилий. Такой ручкой рисовать легко и удобно.

Если выбирать между шариковой и гелевой ручкой , то лучше выбрать вторую. Я долгое время рисовал гелевой ручкой. Большинство моих рисунков до 2012 года нарисованы ей.

Есть несколько хитростей, как варьировать толщину линии гелевой ручки. Если рисунок положить на пачку бумаги, то линии будут толще. А если положить лист на стекло или голый стол, то линии будут тоньше.

2. Другой вариант — это лайнер или рапидограф . Если гелевая ручка может не писать поверх карандаша или по каким-то причинам не хочет работать на краях листа, то лайнер пишет всегда и везде. практически не пачкается, ложится мягко, без лишних усилий. Конечно, он стоит в 4 раза дороже, чем ручка и не всегда нужен. Но если всё же решитесь купить, то лучше брать лайнеры фирмы Uni и Sakura. Лайнеры имеют разную толщину.

Мои предпочтения по толщине инструмента такие:

а) основной рисунок будет удобно рисовать 0.3 мм лайнером;

б) объекты на дальнем плане — 0.1 мм;

в) а если решили «навести черноту», то подойдет 0.8 мм.

3. Третий вариант — это . Такими ручками работают многие зарубежные иллюстраторы, такие как Маттиас Адольфсон и . Я использую перьевую ручку hero 901 для скетчей, а для графики продолжаю работать гелевой ручкой.


Бумага

Бумага подойдет любая. Можно завести блокнотик типа с плотными листами, чтобы можно было рисовать с двух сторон. У меня несколько видов блокнотов. Это акварельный блокнот на пружине, молескин, обычные листы для принтера, скрепленные металлической пружиной и , который я сшил собственноручно. Что удобно в блокнотике, так это то, что он всегда под рукой. Только не берите блокноты с фактурной бумагой. Фактура больше для акварели. А для полноценного рисунка подойдёт обычный лист А4 или А3, а так же любая гладкая плотная бумага.

В 2017 году рисовал перьевой ручкой на фактурной бумаге. Результат тоже порадовал, но на гладкой всё же лучше.

Процесс рисования

1. Обычно, при рисовании ручкой я не делаю набросок карандашом. Исключения бывают, когда нужно нарисовать сложные архитектурные постройки типа города, улицы, интерьеры и другие сложные объекты. Всё то, что должно соответствовать реальности.

Чтобы сделать намётки будущего рисунка и избежать того, что рисунок в итоге будет не помещаться на листе, можно использовать точки. Если карандашом мы рисуем тонкие линии, то ручкой можно ставить точки. А если вы будете тонировать рисунок, то точки сольются с основным пейзажем и не будут бросаться в глаза. Но, конечно же можно сделать набросок карандашом, никто не запрещает.

2. Сам процесс рисования должен быть быстрым. Линии рисуйте быстро и уверенно , даже если рисунок получается кривым. Кривые рисунки бывают очень живыми и интересными. В любом случае нужно чтобы рука привыкла к инструменту. Не задерживайтесь долго на одном месте.

Приготовьте побольше бумаги и делайте один набросок за другим. Всегда заканчивайте рисунок, даже если он вам не нравится. В конце может получиться, очень даже интересно.

3. Что рисовать? Рисуйте все, что видите. Начните с обычных предметов, лампы, чайника, кружки, компьютера, кота, собаки, шимпанзе. Так же сидя дома можно рисовать . Выйти на свежий воздух и порисовать там, тоже будет хорошей идеей. Усложняйте рисунки со временем. Рисуйте натюрморты, интерьеры, улицы, людей. Пусть ваш блокнот всегда будет с вами. Главное практика и ещё раз практика.

4. Не оценивайте себя после каждого рисунка. Отключите внутреннего критика. Один рисунок еще ничего не значит. Наработайте багаж побольше. Сначала всё будет получаться коряво и некрасиво. Как говорил наш преподаватель по рисунку: «количество плавно перерастёт в качество». Тут нам поможет терпение и упорство.

Южная бухта Севастополя. Серия скетчей

Тонирование

1. Тонирование бывает разное. Можно сделать рисунок ч/б(без серых тонов).

2. Можно сделать пересекающимися линиями. Линии накладываются одна на одну, меняя направление. Такой вариант тонировки даст вам множество оттенков серого.

, просто . Все кривости сразу будет видно.

Всё это кажется очень сложным, но в тоже время таким простым. Если уделять этому достаточно сил ежедневно, то всё получится.

Техники рисования Zentangle, Doodling и Zendoodling.

Знакомимся с техниками рисования как Zentangle, Doodling и Zendoodling

Очень мне понравилась техника рисования, она особенно хороша (на мой взгляд) для тех творческих натур, которые хотят себя проявить в рисунке, но не обладают классическими навыками.

Здесь, чтобы достичь успеха, нужно много фантазии и творчества и минимум техники рисования, хотя пространственное воображение нам все-таки пригодится. Картинки необычные и захватывающие, их можно долго разглядывать и изучать.

К сожалению, на русском языке я не нашла информации об этих техниках, поэтому перевела с английских источников (не судите строго мой перевод).

Zentangle небольшое произведение искусства, выполненное ручкой с тонким стержнем и графитом для выделения света и тени. Он составляется в определенном порядке. Возьмите квадрат акварельной бумаги и разместите карандашом 4 точки в каждом углу на расстоянии около половины дюйма от границы листа. Соедините эти точки карандашным бордюром, который может быть как ровным так и искривленным (нерегулярным). Внутри полученной рамки рисуют карандашом "строки", так называемые сумасшедшие линии. Это делит область рисования на сектора различных размеров и особыми профилями. Возьмите тонкую перьевую ручку и заполните форму разнообразным узорами с повторением. Когда вы заполнили пробелы, карандашные линии стираются, а затем добавляется затенение, чтобы придать Zentangle форму.

Если ваш рисунок не следует этим руководящим принципам, то это не Zentangle. Zentangle является абстрактным рисунком и может рассматриваться с любой стороны. Если он имеет узнаваемый образ, например, лицо или глаза или животное, это не Zentangle. Тем не менее, вполне может быть, стилизованным Zentangle или ZIA.




Doodle (в переводе каракуля) это сфокусированый рисунок, сделанный в то время как внимание человека занято чем-то другим. Doodles - простые рисунки, которые могут иметь конкретные репрезентативные значения или могут быть просто абстрактные формы.

Стереотипные примеры рисования находятся в школьной тетради, часто на полях, сделанные студентами, когда они мечтают или теряют интерес во время занятий. Другие распространенные примеры рисования производится в течение долгих телефонных разговоров, если под рукой есть ручка и бумага.

Популярные виды включают версии мультфильмов, образы учителей или товарищей по школе, известных телевизионных или комических персонажей, вымышленных существ, пейзажи, геометрические фигуры и узоры, текстуры, баннеры с легендами и сцены анимации сделанные последовательность на различных страницах книги или ноутбука.



Zendoodling представляет собой гибрид искусства, замешанного на стиле Zentangle с Doodling. Zendoodles часто произвольной формы и имеет абстрактный вид иногда с вкраплениями цвета.

Его не строго называют Zentangling, потому что тут не применяется метод "строка", равно как и требование черно-белого исполнения.
Zendoodles создаются, используя черные чернила на любом типе цветного фона, не обязательно белой бумаги. Также допускается использование акварели, карандашей, мелка, маркеров и т.п. по вашему усмотрению.



Кто захочет.
Рисунок и тушью с нуля

Этот пост я начну с "хотения", потому что в деле обретения умения рисовать ручкой/пером, личное желание - это даже важнее таланта и худ. умений.
Обычно, рисунок в любой другой технике начинается с карандашного построения, поправок, возможно, смены композиции в процессе, а значит, активного использования . Вообще, никто не мешает и для рисунка ручкой/пером сделать карандашное построение по всем правилам, но данный пост как раз о том, как научиться без этого обходиться.

Прежде всего, тем, кто хочет научиться рисовать "без резинки", следует запастись терпением, небольшим количеством времени (но каждый день!) и большим желанием. Почему я придаю такое значение желанию? Потому, что очень часто, особенно на первых порах, будет посещать разочарование в своей работе, а как следствие и в себе, в своих умениях и только желание не даст плюнуть на все это дело с высокой елки и решить, что и без этого навыка можно спокойно себе жить.
Ниже, я покажу некоторые приемы, которые помогут получить нормальный результат, а также, приведу примеры ошибок и неудачных работ, которых вовсе не стоит бояться. Надеюсь, все это поможет поддерживать желание учится и не даст появиться чувству собственной неполноценности =)

Итак, инструменты:
Ручки. Можно рисовать шариковыми ручками, гелевыми, еще какими-то. Сейчас я предпочитаю рисовать , но на первых порах это были либо и тушь, либо линеры.
Мне приходилось рисовать многоразовыми линерами "Uni pin" fine line, но, видимо, они либо для более гладкой бумаги, либо мы с ними фэн-шуем не сошлись, но у них быстрее стирается стержень, чем кончается заправка. Только один раз мы их заправляли и то это было, когда Лео ими в тетради писал, а не рисовал. Возможно, это они не стираются, а стержень от нажатия в корпус уходит, но результат один. Самые ходовые размеры 0,1 и 0,2, иногда использую 0,3, но это когда 02 нет и очень редко 0,05 для особо мелких деталей, когда вообще берусь их рисовать

Очень похожи на "Uni pin" линеры от "Faber Castell", одна из серий даже в корпусах таких же, только надпись другая (сейчас у меня их нет, поэтому на фото из другой серии)

Еще один вариант - линеры "Centropen". Они в полтора раза дешевле, чем "Uni pin" и в два раза дешевле "Faber Castell", по качеству особо ничем не уступают, стержень все равно уходит, возможно, чуть медленнее. Разница только в том, что они одноразовые, но если учесть тот факт, что остальные выбрасываются еще до перезаправки, то экономия неплохая.

На данный момент Лео с линерами завязал - при таком расходе, оказалось, что дешевле будет купить и забыть о проблемах со стержнями.

Бумага. В отличии от рисунков, ручкой мне удобнее всего рисовать в блокнотах - вся макулатура вместе, нигде не теряется и всегда под рукой. Для работ и тушью я использую , а для линеров у меня дешевый китайский блокнот с бумагой среднего качества, чтоб не жалко было, потому что бумага уходит пачками, а рисунки там, в основном, не те, которыми стоит прям сейчас гордиться.

Бумага сероватая, с плотностью 98 г/кв.м, чего вполне достаточно для двусторонних рисунков.
Когда этот блокнот срисую, перейду на хорошие с белой красивой бумагой и приятными переплетами, которые меня уже давно ждут =)

Теперь берем в руки инструменты и начинаем рисовать.
Основные правила/советы:
1. рисуем что-угодно: предметы на столе, мебель в комнате, люстру, интерьер, вид из окна, цветы на подоконнике, прочее или с фотографий (животные-птицы-люди, но фотографиями сильно не увлекаться, главное - натура)
2. рисуем без построения как получается: коряво, с ошибками, лишними линиями, композиционно неверно и т.д.
3. вначале лучше брать ручку потоньше, чтоб не сильно чернить
4. линии рисовать нужно быстро, не дрожать над каждым миллиметром (вначале их будет 1000 и 1 линия, потом только 1)
5. каждый день. Найти 10-15, даже 30 минут времени и уделить его рисованию может даже самый смертельно занятой человек, все остальное - отговорки и отсутствие того самого желания. Что такое смертельная занятость, Лео знает очень хорошо и не понаслышке (1 работа, 2 халтуры, учеба на стационаре + диплом - и такое у Лео было). Поэтому попрошу не писать мне в ЛС и комменты, мол, "я бы с удовольствием, но времени нет", просто нет желания и есть лень, а об этом уведомлять меня нет никакой необходимости и смысла - не впечатляет, жалость и сочувствие не вызывает.
6. прежде чем оценивать результат своих трудов, нужно срисовать 100 страниц, не менее. На момент создания этого поста (26.08.2011 г.), у меня была срисована 101 страница, я рисую с обеих сторон листа, благо, плотность бумаги позволяет, а в рамку каждую такую работу ставить нет смысла. На многих страницах по 2-3 небольших рисунка.
7. как себе помочь не лениться: всегда носите с собой и ручку. Когда где-то сидите: в кафе, парке, в очереди, дома, у друзей и т.д. - доставайте и ложите рядом с собой. Мозг привыкнет к постоянной потенциальной возможности порисовать и будет этой возможностью пользоваться =)

Как себе облегчить жизнь на первых порах:
Можно строить рисунок точками. Собственно, построение скорее в уме, чем на бумаге, но ставя точку в каком-то ключевом месте, создаем себе визуальную опору

Соединяем точки

А теперь можно тонировать и детализировать, но в зарисовках такого типа, это лишнее. Тут важно передать форму, движение, где-то небрежным штрихом подчеркнуть объем.
Настолько законченных работ у меня на весь блокнот не более 10 штук.

Чаще всего утки у меня выглядят так

Основные ошибки, которые будут точно:
500 линий, когда хочется рисовать одной - терпение, мой друг, все будет, но не сразу.
Проблемы с композицией, вылезание за пределы листа или сильно много места с какого-то края. Во избежание, можно в самом начале отметить крайние точки предмета хотя бы на глаз

Диспропорциональность (уж больно клювастая утка получилась). Лечится временем и практикой

Неверная перспектива, общая корявость (тут перспектива хромает на все четыре ноги, с вертикалями вообще мрак)

Баночка с медом окосела

Что рисовать нужно и полезно:
Интерьер - где бы вы ни жили, всегда можно нарисовать как оно выглядит, даже не вставая с дивана/стула/кресла/кровати

Всякие предметы, бытовую технику, посуду и прочее (выше была мясорубка - это самая жесть, особенно в разных ракурсах).
Просто коробочка

Если есть, можно рисовать домашнее животное в разных ракурсах, когда оно статично (в динамике тоже надо, но это сложнее и позже)

Хорошо рисовать комнатные растения так, чтобы передать их объем и был понятен вид растения.
У Лео комнатное растение - дуб , это же так очевидно =)

У кого комнатных растений нет, не поленитесь и купите какой-то цветочек, поставьте в вазу/стакан и рисуйте

Еще очень полезно рисовать где-то во время прогулки - находим скамеечку/пенек, садимся и рисуем, что первое на глаза попало.
Не обязательно вырисовывать каждый листочек, самое важное - передать впечатление, объем

А можно и вырисовывать, если объект штучный

Хороший объект для рисования - любой камень. Надо форму повторить, фактуру передать и объем при этом не потерять (Лео все еще теряет временами)

Рисование с фотографий.
Тоже хорошо, но в меру и быстро. Открываем фотографию, тратим на нее 5-7 минут и переходим к следующей

Так можно рисовать то, что не встречается в повседневной жизни, всяких животных и птиц.

Лео любит нафотографировать уточек в Виннице и где-то на прудах, а потом вечерами их рисовать в деталях или просто наброском

Черно-красный селезень мускусной утки был настолько красив, что Лео не удержался и ушел в детали

В общем, ничего сложного, если регулярно уделять время практике.
Если у кого-то проблемы с самомотивацией и физически необходим какой-то внешний пинок в виде: примера для подражания/высмеивания, конкуренции/взаимопомощи, регулярности - .
Удачи и желания всем, кого это заинтересовало! =)

Убедительная просьба к тем, кто выкладывает мои обзоры и статьи у себя на сайтах - я не против заимствования моих материалов, но будьте добры подписывать автора и ставить ссылку на исходный текст:
Автор: Ater Leo
Взято:

Чтобы образ был законченным и целостным, любой женщине необходимо позаботиться о подходящем дизайне ногтей. Многих устраивает обычный маникюр и однотонное покрытие на ногтях, но гораздо интереснее сделать что-либо оригинальное и подчеркнуть тем самым свою индивидуальность. Даже если вы никогда не выполняли рисунки на поверхности ногтей, научиться этому вовсе не сложно. Одни из самых простых инструментов для рисования на ногтях – обычные ручки с гелевыми стержнями всевозможных цветов.

Не нужно быть художником

Вам вовсе не обязательно быть специалистом в области маникюра или иметь опыт работы художником. Рисунки и узоры гелевыми стержнями на ногтях может выполнить даже неопытный человек. Для этого нужно запастись терпением, усидчивостью, вдохновением и, конечно же, ручками. Нередко работы начинающих мастеров нейл-арта невозможно отличить от работ, выполненных профессионалами. Но сначала лучше потренироваться делать самые простые рисунки, стараясь, чтобы на ногтях левой и правой рук они смотрелись одинаково. Если вы правша, то для рисования гелевыми стержнями левой рукой потребуется некоторая сноровка.

Этот инструмент рекомендован для начинающих, потому что неудачные рисунки очень легко смыть водой. А чтобы закрепить удачный результат, нужно дождаться высыхания узора, а затем покрыть ноготь бесцветным лаком. Такой маникюр любят и опытные мастера, поскольку текстура гелевой ручки отличается благородным блеском, а стержень имеет оптимальную толщину. Такой ручкой можно изобразить даже очень сложные рисунки с множеством мелких деталей.

Фон и закрепитель для узоров

Идеальный и неповторимый маникюр можно сделать в домашних условиях обычными гелевыми ручками. Этот процесс имеет несколько этапов. Чтобы рисунки на ваших ногтях выглядели аккуратно, необходимо сделать классический обрезной маникюр либо отодвинуть кутикулу, предварительно смягчив ее. Далее нужно покрасить ногтевые пластины лаком. Лучше, если на ногтях будет лак одного – двух цветов. Также замечательно будет смотреться маникюр в стиле омбре – один цвет, плавно переходящий в другой. Французский маникюр как основа для рисунка гелевой цветной ручкой тоже прекрасно подходит.

У начинающих художников может быть недостаточно опыта для выполнения таких видов маникюра, поэтому можно просто покрасить ногти одним цветом. Это должен быть оттенок, который контрастирует и гармонирует с гелевой ручкой. Например, серебристые узоры выигрышно смотрятся на черном или темно-фиолетовом фоне, а красные – на желтом или белом фоне. Основа может быть и прозрачной. Прозрачный лак может сыграть и роль закрепителя. Прежде чем рисовать на ногтях, нужно дождаться высыхания лака-основы.

Какие узоры изобразить

Прежде чем выполнить узоры на ногтях, порисуйте ручкой на бумаге. Выдумайте свой орнамент либо найдите готовые образцы. Обычно у начинающих мало идей, но впоследствии их становится все больше. Вот самые простые способы украшения ногтей:

  • Полоски. Они могут быть продольными, диагональными или поперечными. Выбирайте такие, которые подчеркнут красоту ногтя. Продольные линии сделают пальцы визуально длиннее. Синие или красные линии на белом фоне «расскажут» о вашей любви к морскому стилю. Такой дизайн можно дополнить и наклейкой в виде якоря или штурвала на одном ногте. Полосы цветов радуги уместны весной и летом, они сочетаются с яркими нарядами.
  • Линии. Прямые, изогнутые, волнистые, зигзагообразные – какие угодно. Рисовать их легко даже новичкам. Главное – соблюдать расстояние между линиями и следить за тем, чтобы на всех ногтях рисунок был одинаковым. Продольные и поперечные линии, пересекающиеся между собой, будут выглядеть как клеточки.
  • Точки. Точки или маленькие круги рисовать просто, но нужно стараться сделать так, чтобы расстояние между ними было равным – так узор будет смотреться более аккуратно.
  • Геометрические фигуры. Квадраты, ромбы, треугольники, овалы и круги дают большой простор для фантазии. Эти фигуры изображают не только отдельно, но и вместе с другими, например ромб в овале или квадрат в круге. Внутри фигуры можно нарисовать те же полоски или точки.
  • Растительный орнамент. Ветки, листья и цветы являются самыми популярными рисунками на женских ногтях. И это неудивительно – представительницы прекрасного пола любят природу. Изображать растительные узоры не сложно. Начните, например, с изображения ромашки, одуванчика или ветки дерева.

С помощью трафарета легко нарисовать и более сложные узоры. Удобные трафареты на клейкой основе продаются в специализированных магазинах. Ногти будут выглядеть еще красивее и наряднее, если сочетать гелевую ручку с лаком, наклейками, стразами и другими материалами. Дайте волю своей фантазии, рисуйте и наслаждайтесь результатом!