В русском языке есть огромное количество правил, которые непонятны не только иностранцам, но и людям, родившимся в этой стране. Чаще всего у школьников и взрослых вызывают массу вопросов правила употребления количественных и порядковых числительных. Однако все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Изучив самые важные правила использования тех или иных частей речи, можно быстро разобраться во всех тонкостях этого вопроса.
В первую очередь стоит запомнить, что числительные представляют собой самостоятельные знаменательные части речи русского языка. По большому счету это отдельная группа слов, которые образуются по своим правилам. Исходя из этого их разделяют по:
Данные части речи делятся на количественные порядковые и дробные числительные. Однако по большому счету существует только две группы. Дробные относятся к количественным числительным. Поэтому стоит рассмотреть этот вопрос подробнее. Дело в том, что часто люди путают количественные собирательные и порядковые числительные. Хотя они относятся к разным категориям.
Исходя из названия, несложно догадаться, что данные части речи обозначают "число" и "количество". В свою очередь, они бывают:
Все эти категории числительных отличаются своими особенностями образования частей речи. Например, целые могут создавать с дробными смешанный вид. Хороший пример: две вторых и пять девятых.
Данные части речи представляют собой слова, которыми определяется порядок при счете. Например: второй, двенадцатый, сто первый и т. д.
В этом случае никаких подкатегорий не существует.
Если образование разных типов непонятно с первого раза, то стоит рассмотреть их особенности подробнее. Примеры помогут лучше понять систему образования данных категорий.
Итак, чтобы разобраться в правописании количественных и порядковых числительных, проще всего рассмотреть их по разрядам, описанным выше:
Кроме этого, и порядковые числительные имеют свои особенности в словообразовании. Если речь идет о словах, обозначающих целые числа, то изменение происходит за счет суффиксов. Это означает, что из одной группы части речи можно сделать другую. Например, для того чтобы преобразовать количественные числительные в порядковые числительные, достаточно только видоизменить последнюю часть слова: шесть - шестой, семь - седьмой, тридцать - тридцатый.
Тем не менее стоит учитывать, что такие порядковые числительные, как "первый" и "второй", являются исключением. Поэтому это просто надо запомнить.
Как известно, в русском языке широко применяются падежи, которых насчитывается шесть. При склонении порядковых числительных меняется только последняя цифра (если их несколько). Например:
Если речь идет о падежах, то количественные числительные и порядковые числительные действительно сильно отличаются по образованию. В случае с первой категорией будет изменяться каждое слово. Рассмотрим падежные окончания количественных числительных:
Рассматривая имена числительное (количественные и порядковые), стоит обратить внимание на некоторые исключения. Эти исключения из правил необходимо просто запомнить:
В грамматике есть множество нюансов. Поэтому будет полезно также выучить правила о количественных и порядковых числительных:
Если речь идет о количественных частях речи, то в именительном и родительном падежах они ставятся только в форме Р. п. То есть: семь букв, шестнадцать чашек, тридцать человек.
Стоит обратить внимание, что такие слова, как "три", "полтора", "четыре" и "два", используются только с существительными, которые должны ставиться в единственном числе, а все остальные - со множественным. К примеру: три бокала - пять бокалов, два столба - пятнадцать столбов, четыре девочки - пятьдесят девочек.
Во всех остальных ситуациях при связке существительного и числительного все зависит от падежа.
Единственным исключением является числительное "один", так как оно, независимо от должно согласовываться только с существительным.
Если речь идет о дробных "полтораста" или "полтора", то они согласовываются с существительным таким же образом, как целые числа. Например: полтора яблока. Остальные дробные числительные необходимо употреблять в родительном падеже. Существительные же могут быть в ед. ч. или мн. ч. Например: три пятых яблока (если речь идет о конкретном объекте) и две пятых яблок (если имеется в виду общее количество определенных предметов).
Также не стоит забывать о При их использовании с существительными действуют такие же правила, как и в употреблении количественных частей речи. Это означает, что в именительном и винительном падежах они меняют форму существительного на Р. п. В прочих падежах происходит стандартное согласование.
Кроме этого, стоит учитывать, что когда мы используем собирательное числительное "оба", то существительное может иметь форму только ед. ч. К примеру: обе собаки, оба скворца. Во всех остальных случаях они употребляются во множественном числе. Например: семеро учеников.
Порядковые числительные, как уже отмечалось ранее, при согласовании с существительными, формируются так же, как и слова, отвечающие на вопрос "какой". К примеру: первый семестр, восьмая чашка, девятый урок.
Также, многих интересует, относится ли слово "тысяча" к числительным или это все же существительное. Согласно современным словарям, 1000 может относится ко множеству частей речи.
Это означает, что слово можно использовать как в качестве числительного, так и в виде существительного. Поэтому и в том, и в другом случае оно будет использовано правильно. Однако все зависит от идущего за "тысячей" слова. Например: "с каждой тысячей рублей". В этом случае оно имеет форму существительного. Но если мы говорим "тысяча человек", то тут подразумевается числительное.
Зная, почему количественные и порядковые числительные используются в той или иной форме, можно начать говорить более грамотно. Главное - запомнить основные правила. Разумеется, в этом вопросе есть некоторые нюансы, но разобраться в них сможет и ученик средней школы, и взрослый человек.
Урок русского языка 6 классКовалева Т.И., учитель русского языка и литературы
п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45
Тема : « Простые, сложные и составные числительные».
Цели урока:
Откройте учебники на стр. 147 § 60. Прочтите материал учебника.
- сообщение учеников из истории числительных;
Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.
Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».
в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;
три + на + дцать = тринадцать
4. Закрепление
Мы с вами познакомились с группами числительных по строению. Закрепим изученное, выполнив следующее задание.
Слайд № 2.
Посмотрите на слайд.
Задание: Выберете и назовите простые числительные. Как вы это определили?
сложные числительные
составные числительные
Простые: шесть участков, одиннадцатый век.
Сложные: пятьсот рублей, стотысячный покупатель.
Составные: две целых пять десятых процента, тридцать пятый год.
Молодцы. Вы справились с заданием.
Перечислите еще раз группы числительных, на которые вы искали примеры.
Распределительный диктант: разделить числительные на две группы (простые и составные):
Три, сорок восемь, тысяча девятьсот сорок пять, семьдесят седьмой, пятьсот сорок два, триста пятнадцать, шестьсот восемьдесят один, один миллион двести тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят один, сто тринадцать.
А сейчас вы выступите в роли конструкторов.
(Составное).
2. Мы учимся в шестом классе.(Простое).
3.Вес конфет составляет пятьдеся т килограмм.(Сложное).
4.Проверочная работа.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.
Задание: У каждого из вас лежат на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.
сл п с п сл
Проверьте у себя правильность выполнения работы. Поставьте себе оценку, передайте листочки.
Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.
Кто сделал 1 ошибку?
Кто не справился?
Я рада, что большая часть класса научилась определять группы числительных по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока , достигнуты.
На следующих уроках мы продолжим знакомство с числительными.
Выставление оценок с кратким комментарием.
Слайд № 4.
§ 60 стр.147 Выучить группы числительных по строению.
Упражнение 351. Определить группы числительных по строению.
☼ дополнительно по желанию: выписать из газет или журналов 3
предложения с числительными, различными по своему строению.
А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено, поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.
Задание: Вспомните и назовите примеры.
Давайте я начну. На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д
Литература.
Карточка № 2.
Задание
: Укажите: простые (п
.); сложные (сл
.); составные (с
) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых
Карточка № 3
Задание
: Укажите: простые (п
.); сложные (сл
.); составные (с
) числительные.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.
Мы учимся в шестом классе.
Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.
Имя числительное - одна из самых простых частей речи в русском языке. Узнать числительное просто - достаточно задать вопрос «сколько» или «который», и если слово отвечает на него, значит, оно входит в эту группу.
Но внутри большой группы числительные делятся на несколько разновидностей. Рассмотрим основные из них и выясним, как отнести часть речи к тому или иному типу.
Главный отличительный признак числительного - это возможность записать слово в числовом виде, то есть цифрами. Но записи могут сильно отличаться между собой по внешнему виду и по прочтению - например, слова «десять», «триста двенадцать» и «одна тысяча шестьсот семьдесят восемь».
А вот такие слова, как «шестьдесят», «восемьдесят» или «семьсот», простыми уже не являются. Хотя пишутся они одним словом, корней здесь больше. Например, слово «шестьдесят» состоит из основ «шесть» и «десять», слово «семьсот» - из основ «семь» и «сто». Такие слова принято называть сложными, и очень важно не путать их с простыми.
Главное отличие составных числительных от предыдущих двух групп - это их написание несколькими раздельными словами. Примеры - «тысяча шестьдесят восемь», «четыреста двадцать три», «восемьсот сорок один», «двадцать два». К этой группе также относятся почти все дроби - если писать их словами, а не цифрами, всегда получается целая фраза.
К примеру - «одна целая шесть десятых», «пять девятых», «две третьих». Единственное исключение - это слово «полтора» - с его помощью можно выразить число «одна целая пять десятых».
Отдельного упоминания заслуживают правила склонения составных имен числительных. Они различаются в зависимости от ситуации. Иногда выражение склоняется полностью, по каждому слову - например, «заплатить за покупку трехстами сорока тремя рублями». Но в некоторых случаях трансформируется только последняя часть составного числительного. Для примера можно взять «в одна тысяча девятьсот сорок пятом году». Как мы видим, здесь падеж изменен только для последней части - все остальные остаются в именительном падеже.
§1. Общая характеристика имени числительного
Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре.
1. Грамматическое значение
- «число, количество, порядок при счете».
К числительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Сколько?, Который?
2. Морфологические признаки:
Числительные склоняются, изменяясь по падежам, а некоторые - по падежам, числам и родам в единственном числе. На этом основании они и относятся к именам.
3. Синтаксическая роль в предложении:
Три журнала лежали на столе.
Я купил три журнала.
Повесть была напечатана в трёх журналах.
Количественные числительные входят в состав тех членов предложения, которыми могут быть существительные.
Наше место в десятом ряду.
Мальчик был третьим.
По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.
Количественные
обозначают «число» или «количество». Число - это абстрактное математическое понятие. Количество - это количество предметов. Количественные числительные в свою очередь делятся на подразряды:
Все подразряды количественных числительных имеют свои особенности. Целые с дробными могут образовывать смешанные числительные, например: пять целых и три десятых (или: пять целых три десятых).
Порядковые числительные обозначают порядок при счете: первый, сто первый, две тысячи одиннадцатый.
По структуре числительные делятся на простые и составные.
Целые числительные изменяются по падежам. Если это составные целые числительные, то при склонении изменяются все части. Например:
И.п. восемьсот пять десят шесть (книг)
Р.п. восьмисот пятидесяти шести (книг)
Д.п. восьмистам пятидесяти шести (книгам) и т.д.
Из примеров видно, что у производных числительных, образованных сложением основ, при склонении изменяются обе части.
Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.
Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.
Один
Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик - м.р., одна девочка - ж.р., одно государство - ср. р., одни - мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.
Числительное два изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).
Тысяча, миллион, миллиард
Эти числительные похожи на существительные. Они имеют постоянный признак рода и изменяются по числам и падежам.
И.п. тысяча, тысячи
Р.п. тысячи, тысяч
Д.п. тысяче, тысячам и т.д.
Кроме числительных полтора, полтораста , все дробные составные: первая часть - целое количественное числительное, а вторая - порядковое: две третьих, пять восьмых . При склонении изменяются обе части, например:
И.п. пять восьмых
Р.п. пяти восьмых
Д.п. пяти восьмым
Полтора
Числительное полтора
изменяется не только по падежам, но и по родам: полтора - полторы
, например:
полтора дня, полторы недели.
(Форма ср.р. совпадает с формой м.р.)
Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:
одна восьмая, две третьих.
Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба , у которого есть формы рода:
оба брата, обе сестры, оба государства
(Формы м. и ср.р. совпадают)
Порядковые числительные ближе всего к относительным прилагательным. Они изменяются по числам, в единственном числе по родам и по падежам и имеют окончания как у прилагательных. В составных порядковых числительных изменяется только конечное слово, например:
И.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый
Р.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого
Д.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртому и т.д.
У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.
В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:
восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.
При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные - во мн. ч.
Два окна - пять окон, три розы - тридцать роз, четыре мальчика - сорок мальчиков.
Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.
Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.
Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах
Исключение составляет числительное один . Оно во всех падежах согласуется с существительным.
У дробных числительных простые полтора, полтораста
сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих
яблока (часть предмета) и две третьих
яблок (часть общего количества предметов).
Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба , существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.
Порядковые числительные
согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый
день, седьмая
неделя, восьмые
сутки.
Вспомни:
в составных числительных изменяется только конечное слово:
сто двадцать третьим
параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.),
второй
рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
четвёртым
окном (Т.п., ед.ч., ср.р.).
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Числа в повседневной жизни играют важную роль, с их помощью люди определяют количество предметов, отсчитывают время, определяют массу, стоимость и порядок при счете. Слова, которые можно обозначить на письме, записав буквами и цифрами, называют именами числительными. Другое определение звучит так: числительные - слова, обозначающие порядковый номер предмета или количество.
Все лексемы, обозначающие целые и дробные числа, а также количество людей, животных или предметов, являлются особой группой слов, состав которой полностью сформирован и не меняется.
Такие единицы являются одной из важных, или, как еще говорят, знаменательных частей речи и могут иметь несколько обозначений:
Понятие числа как такового: пять, десять, пятнадцать и так далее;
Количество определенных предметов: две машины, шесть домов;
Совокупное значение нескольких предметов, которые сосчитали.
Соответственно, и вопросы к ним звучат так: какой по счету? который? сколько? В зависимости от значения и вопроса, на который отвечает имя числительное, их делят на несколько видов (об этом мы поговорим чуть позже).
Например: Тридцать (подлежащее) делится на десять. Шестью шесть - тридцать шесть (именная часть сказуемого). Говоря о месте числительных в предложении, нужно отметить, что они могут быть как главными, так и второстепенными членами. Еще одна особенность заключается в том, что имя числительное как часть речи является не пополняемой группой слов. Все формы, употребляемые в устной и письменной речи, образуются исключительно от названия цифр. В синтаксической конструкции числительное как часть речи может быть как в составе главного, так и частью второстепенного члена предложения.
Обратите внимание! Числительное, обозначающее количество, и существительное, связанное с ним, всегда выступают как один неразделимый член предложения. Например: Мы гуляли до шести утра. Занятия в бассейне начинаются в пять часов. Девочки собрали двадцать пять ромашек.
Далее следует выделить начальную форму разбираемого слова, к какому разряду оно относится (порядковое или количественное числительное), структуру (простое или составное) и особенности его склонения по падежам.
Следующий шаг - определение непостоянных признаков. Это падеж, род и число, если таковые можно распознать.
В заключение разбора описывают синтаксическую функцию слова в предложении, с какой частью речи оно связано и согласуется ли с ним. И хотя такой разбор имени числительного вряд ли кому-нибудь пригодится в жизни (разве что будущим филологам), но для правильного употребления слов в речи и на письме уметь его производить просто необходимо.