Признаки классицизма в архитектуре. Архитектурный стиль: классицизм

22.04.2019

Классицизм подарил миру архитектуру таких городов как Лондон, Париж, Венеция и Санкт-Петербург. Классицизм в архитектуре господствовал более трех сотен лет, в период с 16 по 19 века, а полюбился он за его гармонию, простоту, строгость и при этом изящество. Обращаясь к формам античного зодчества, классицизму в архитектуре свойственны четкие объемные формы, симметрично-осевые композиции, монументальность прямая и просторная система планировки городов.

Зарождение классицизма в архитектуре, Италия

Классицизм в архитектуре зародился на исходе эпохи Возрождения, в 16 веке, а отцом этого архитектурного стиля принято считать великого итальянского, венецианского архитектора Андреа Палладио. Как сказал о Палладио писатель Петр Вайль в своей книге «Гений места»:

«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры - они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир - по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина — выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место».

Город, где жил и работал Андреа Палладио – это итальянская Виченца, расположенная на северо-востоке Италии недалеко от Венеции. Теперь Виченца широко известна в мире как город Палладио, создавшего множество прекрасных вилл. Во второй половине жизни архитектор переехал в Венецию, где спроектировал и построил замечательные церкви, палаццо и другие общественные здания. Андреа Палладио удостоился титула «виднейшего гражданина Венеции».

Собор Сан-Джорджо Манджоре, Андреа Палладио

Вилла Ротонда, Андреа Палладио

Лоджия дель Капитаньо, Андреа Палладио

Театр Олимпико, Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Последователем Андреа Палладио был его талантливый ученик Винченцо Скамоцци, который после смерти учителя завершил работу над театром Олимпико.

Труды и идеи Палладио в области архитектуры полюбились его современникам и нашли продолжение в работах и других архитекторов 16-17 века. Наиболее мощный толчок в своем развитии архитектура классицизма получила с Англии, Италии, Франции и России.

Дальнейшее развитие классицизма

Классицизм в Англии

Классицизм буквально охватил в Англию, став королевским архитектурным стилем. Целая плеяда талантливейших архитекторов Англии тех времен изучала и продолжала идеи Палладио: Иниго Джонс, Кристофер Рен., граф Бёрлингтон, Уильям Кент.

Английский архитектор Иниго Джонс, поклонник работ Андреа Палладио, в 17 веке перенес архитектурное наследие Палладио в Англию. Считается, что Джонс был одним из архитекторов, положившим начало английской архитектурной школы.

Куинс-Хаус в Гринвиче, Иниго Джонс

Дом Банкетов, Иниго Джонс

Англия была богата архитекторами-продолжателями классицизма — наряду с Джонсом огромный вклад в архитектуру Англии принесли такие мастера, как Кристофер Рен, лорд Берлингтон и Уильям Кент.

Сэр Кристофер Рен, архитектор и профессор математики в Оксфорде, перестраивал центр Лондона после великого пожара в 1666 году, создал национальный английский классицизм «реновский классицизм».

королевский госпиталь в Челси, Кристофер Рен

Ричард Бойл, граф-архитектор Бёрлингтон, меценат и покровитель архитекторов, поэтов и композиторов. Граф-архитектор изучал и собирал рукописи Андреа Палладио.

Бёрлингтон-хаус, граф-архитектор Бёрлингтон

Английский архитектор и садовод Уильям Кент, сотрудничал с графом Бёрлингтоном, для которого проектировал сады и мебель. В садоводстве создал принцип гармонии формы, ландшафта и природы.

дворцовый комплекс в Голкгеме

Классицизм в архитектуре Франции

Во Франции классицизм был господствующим стилем со времен Великой французской революции, когда в архитектуре возникает стремление к лаконичности.

Считается, что начало классицизма во Франции положило строительство храма Святой Женевьевы в Париже, спроектированнойфранцузским архитектором-самоучкойЖаком Жерменом Суффло в 1756 году, позднее получившей название Пантеона.

Храм Святой Женевьевы в Париже (Пантеон), Жак Жермен Суффло

Классицизм внес серьезные изменения в планировочную систему города, на смену извилистым средневековым улочкам пришли величественные, просторные проспекты и площади, на пересечении которых разместились архитектурные монументы. В конце 18 века в Париже появилась единая градостроительная концепция. Примером новой градостроительной концепции классицизма явилась улица Риволи в Париже.

Улица Риволи в Париже

Архитекторы императорского дворца, яркие представители архитектурного классицизма во Франции – Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Совместно они создали ряд величественных памятников архитектуры – Триумфальную арку на площади Каррузель в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем. Им принадлежит строительство одного из крыльев Лувра, Павильона Маршан. Шарль Персье участвовал в восстановлении Компьенского дворца, создавал интерьеры Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло.

Триумфальная арка в честь победы Наполеона в битве под Аутерлицем, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Крыло Лувра, павильон Маршан, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Классицизм в России

В 1780 году по приглашению Екатерины II в Санкт-Петербург прибыл Джакомо Квареги в качестве «архитектора её величества». Джакомо сам был родом из Бергамо, Италия, обучался архитектуре и живописи, учителем его был крупнейший немецкий живописец эпохи классицизма Антон Рафаэль Менгс.

Авторству Кваренги принадлежит несколько десятков красивейших зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях, среди которых Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здание Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, летний дворец графа Безбородко, Конногвардейский манеж, Екатерининский институт благородных девиц и многие другие.

Александровский дворец, Джакомо Кваренги

Самыми знаменитыми проектами Джакомо Кваренги являются здания Смольного института в Санкт-Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе.

Смольный институт, Джакомо Кваренги

Почитатель традиций Палладианской и новой итальянской архитектурной школы, Кваренги проектировал удивительно изящные, благородные и гармоничные здания. Своей красотой город Санкт-Петербург во многом обязан таланту Джакомо Квареги.

Россия 18-19 веков была богата талантливыми архитекторами, творившим в стиле классицизма наряду с Джакомо Кваренги. В Москве известнейшими мастерами архитектуры были Василий Баженов и Матвей Казаков, а Иван Старов в Санкт-Петербурге.

Художник и архитектор, педагог, Василий Баженов выпускник Академии художеств и ученик французского профессора архитектуры Шарля Девайи, создал проекты Царицинского дворцово-паркового ансамбля и Большого Кремлевского дворца, так и оставшиеся нереализованными, поскольку архитектор впал в немилость Екатерины II. Достраивал объекты М.Казаков.

План архитектурного ансамбля Царицино, Василий Баженов

Русский архитектор Матвей Казаков в годы правления Екатерины Великой работал в центре Москвы в палладианском стиле. Его творчеству принадлежат такие архитектурные ансамбли, как Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицинский дворец.

Петровский путевой дворец, Матвей Казаков

Царицинский дворец, Василий Баженов и Матвей Казаков

Академик Санкт-Петербургский академии наук Иван Старов является автором таких архитектурных сооружений, как Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор близ Царского Села, Пеллинский дворец, Таврический дворец и других красивейших зданий.

Другим влиятельным стилем XVII в. стал классицизм (от латинского «classicus» – «образцовый»). Он ориентировался на подражание античным образцам, что вовсе не означало их простого повторения. Становление классицизма как целостной стилевой системы было связано с утверждением абсолютизма во Франции. Монархам импонировала идея величавого порядка, внушительного единства, строгой соподчиненности. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели стабилизирующее, объединяющее начало. Подобные стремления были присущи и сознанию буржуазии, разделявшей идеал рационально организованного государства. Привлекательной стороной классицизма была его нравственная и гражданская направленность.

Сторонники классицизма считали, что искусство должно было отображать не столько реальную, сколько облагороженную, идеальную жизнь, построенную на принципах разумности, способствующую совершенствованию человека и общества. В связи с этим, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Эстетика классицизма сформировала строгую иерархию жанров. Они делились на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина, пейзаж, натюрморт и т.д.). Каждый жанр имел строгие границы, и смешение их признавалось недопустимым.

Архитектура . В противоположность вычурному барокко для архитектуры классицизма была характерна четкая геометрия форм, логичность и регулярность планировки, сочетание гладкой стены с ордером, портиками, колоннадами, статуями, рельефами и сдержанным декором. Всем своим внешним видом здание должно было демонстрировать четкость, порядок и представительность. Неотъемлемой чертой всех архитектурных композиций стала симметрия. Образцом для подражания стало сдержанное и величественное искусство древних греков и римлян, поэтому основой архитектурного языка классицизма был ордер, близкий по пропорциям и формам к античному. Пространственное решение зданий отличалось четкими планами, ясной логикой фасада, в котором архитектурный декор служил лишь «аккомпанементом», не скрывающим общей структуры здания. Уже в постройках одного из основоположников французского классицизма архитектора Франсуа Мансара (1598 – 1666 гг.) пластическое богатство барочного декора фасадов сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции (дворец Мезон Лаффит ).

Строгая упорядоченность была внесена даже в природу. Французский садовый мастер и ландшафтный архитектор Андре Ленотр (1613–1700 гг.) стал создателем системы регулярного, так называемого «французского » парка.

Интерьеры зданий отличали мягкость цветов, умеренное использование пластических и скульптурных деталей, широкое использование живописных и перспективных эффектов.

В качестве ведущего стиля классицизм был принят в абсолютистских монархиях Европы. Большой успех имел он и в Англии, где с конца XVII в. стал ведущим стилем официальных построек. Самой заметной из них явился лондонский собор св. Павла – самый большой протестантский храм в мире. Идеи крупнейшего английского архитектора и ученого Кристофера Рена (1632–1723), воплощенные в этом храме, оказали значительное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.

Во Франции в период правления Людовика XIV (1643–1715 гг.) на основе классицизма началось формирование так называемого «Большого стиля ». Строгий и рациональный классицизм не мог в полной мере отразить торжество и величие абсолютной монархии. Поэтому французские мастера обратились к формам итальянского барокко, из которого классицизм позаимствовал часть декоративных элементов. Результатом этого стало создание двух грандиозных ансамблей – королевского дворца Лувра и загородной королевской резиденции Версаля . В их строительстве активное участие принимал один из ведущих мастеров французского классицизма Луи Лево (ок.1612–1670 г.). Другой знаменитый создатель Версаля – архитектор и градостроитель Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708 г.) был также автором великолепного собора Дома инвалидов в Париже. «Большой стиль» обеспечил постепенное распространение идей классицизма в большинстве европейских стран и заложил основы интернациональной европейской придворной культуры.

Живопись . Как и в других видах искусства, в живописи художники должны были ориентироваться на совершенные образцы эпохи античности и Высокого Возрождения. Сюжеты полотен заимствовались в основном из мифологии и древней истории, а герои изображались людьми сильных характеров и поступков. Одной из основных была тема долга, тема утверждения высших этических принципов. Согласно эстетике классицизма, разум являлся основным критерием прекрасного, поэтому в противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности. Основой живописного классицистического произведения стали мера и порядок. Живописные работы должны были отличаться общей гармонией, а фигуры - строгостью и классической законченностью. Основными элементами моделировки формы стали линия и светотень. Цвету же отводилась подчиненная роль, он использовался для выявления пластики фигур и предметов, для разделения пространственных планов картины.

Логическое развертывание сюжета, соразмерность частей целого, внешняя упорядоченность, гармония, уравновешенность композиции – всё это стало характерными чертами стиля знаменитого французского художника Никола Пуссена (1594–1665 гг.). Пуссен часто обращался к сюжетам античной истории («Смерть Германика »), мифологии («Царство Флоры »), ставя их на службу современной ему эпохи. Воспевая примеры высокой морали и гражданской доблести, он стремился воспитать совершенную личность. Глубокое философское значение христианских догматов художник раскрыл в цикле «Семь таинств ».

Яркое отражение принципы классицизма нашли в пейзаже. Художники стремились изобразить не реальную, а «улучшенную» природу, созданную художественным вымыслом творца. «Идеальный пейзаж», воплотивший мечту классицистов о «золотом веке» человечества, нашел свое отражение в картинах Клода Лоррена (1600–1682 гг.). Его идиллические пейзажи с бесконечной далью («Святилище в Дельфах ») оказали огромное влияние на развитие европейской, и, прежде всего английской, пейзажной живописи.

Театр и литература. Наиболее четко законы классицизма проявились в драматургии. В XVII в. сформировались главные правила построения классицистической трагедии: единство действия, места и времени; простота сюжета, в котором разум, долг преобладали над стихийными человеческими чувствами и страстями. Основная интрига не должна была путать зрителя и лишать картину цельности. Большое внимание уделялось внутреннему миру героя, воплощающего в себе противоречие человеческой личности.

Видным представителем классицизма был французский драматург Пьер Корнель (16061684 гг.). Тема государства как воплощения разума и общенациональных интересов, звучала во многих его трагедиях («Гораций », «Цинна »). Трагический конфликт страсти и долга лежал в основе трагикомедии «Сид ».

Проблемы взаимоотношения личности и государства стали основой сюжета многих трагедий Жана Расина (16391699 гг.). Его «Федра » стала вершиной драматургии не только самого писателя, но и всего французского классицизма.

Менее отчетливо требования классицизма проявлялись в комедиях. В XVII веке французская драматургия породила величайшего комедиографа, создателя жанра социально-бытовой комедии Жана Батиста Мольера (1622–1673 гг.). В своем творчестве он высмеивал сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, лицемерие церковников, развращающую силу денег («Тартюф », «Дон Жуан », «Мещанин во дворянстве »). Именно благодаря Мольеру в 1680 г. в Париже появился знаменитый театр «Комеди Франсез».

В театре XVII в. сложилась классицистическая школа трагедийной игры (Флоридор, Скарамуш, М.Бежар, Мольер ). Для неё были характерны особая манера поведения актеров на сцене, размеренное чтение стихов, целая система интонаций и жестов.

В литературе классицизма существенную роль играет проза. Прозаические сочинения, написанные в классическом стиле, как правило, отражали политические, философско-религиозные и этические воззрения их авторов, носили ярко выраженный воспитательный, нравоучительный характер. В прозаической литературе преобладали произведения в форме писем, моралистических или философских опытов, афоризмов, проповедей, надгробных слов, мемуаров.

Музыка. Во Франции принципы классицизма оказали влияние на формирование французского оперного стиля. Так, в операх выдающегося французского композитора и дирижера Жана-Батиста Люлли (1632–1687 гг.) воплотились такие характерные классицистические черты как пафос и героика, главенство принципа «музыкальной симметрии», преобладание мифологических сюжетов («Персей », «Фаэтон »).

Происходило проникновение классицизма и в инструментальную музыку. В Италии зародилась традиция классической скрипичной техники, сохранившаяся в основном до наших дней. Ее основоположником был Арканджело Корелли (1653–1713 гг.). Он стал и одним из творцов скрипичной сонаты и жанра concerto grosso («большого концерта»), послужившего основой развития симфонической музыки.

Зародившись в абсолютистской Франции, классицизм получил широкое признание практически во всех европейских странах, став заметной вехой в их художественном развитии.

от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к-рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к началу 19 в. К. – первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств. практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводитсяк след. положениям: 1) основу художеств. творчества составляет разум, требованиям к-рого должны быть подчинены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества – познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не может быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, "подражать" ей; то, что безобразно в природе, в иск-ве должно становиться эстетически приемлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств. произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эстетич. и этич. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств. приемов, к-рые наилучшим образом содействуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нормы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жанра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств. идеал, по мнению теоретиков К., воплощен в антич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств. совершенства – подражать образцам классич. иск-ва древности. Название "К." происходит от принятого этим направлением принципа подражания антич. классике. К. отчасти свойствен и античной эстетике: теоретики императорского Рима выступали с требованиями подражать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т.д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обостряется интерес к антич. культуре, частично уничтоженной, частично забытой в средние века. Гуманисты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод. идеологии. "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345–46). Важнейшее значение для формирования эстетич. теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трактатов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте "Поэтики" Аристотеля. Минтурпо, Кастельветро, Скалигер и др. комментаторы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств. направления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит. иск-вах и архитектуре происходит поворот от готики средневековья к стилю антич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баттиста Альберти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего формирования. Она не была признана общеобязательной, и художеств. практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит. иск-вах и архитектуре, художеств. достижения античности использовались в той мере, в какой они соответствовали идейным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма. В 17 в. происходит превращение К. в непререкаемую доктрину, следование к-рой становится обязательным. Если начальный этап формирования К. происходит в Италии, то оформление К. в законченную эстетич. доктрину совершилось во Франции в 17 в. Социально-политич. основу этого процесса составляла регламентация всех сфер жизнедеятельности, осуществлявшаяся абсолютистским гос-вом. Кардинал Ришелье создал во Франции Академию (1634), к-рой было поручено наблюдение за чистотой франц. языка и лит-ры. Первым документом, официально утверждавшим доктрину К., было "Мнение французской Академии о трагикомедии (П. Корнеля) „Сид“" ("Les sentiments de l´Acad?mie fran?aise sur la tragi-com?die du Cid", 1638), где были прокламированы правила трех единств в драме (единство места, времени и действия). Одновременно с утверждением К. в лит-ре и театре происходило и завоевание им сферы архитектуры, живописи и скульптуры. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры, на заседаниях к-рой формулируются правила К. и в пластич. иск-вах. Во Франции 17 в. К. обретает свою классич. форму не только в силу гос. поддержки, но и благодаря общему характеру развития духовной культуры того времени. Определяющим моментом содержания иск-ва К. была идея утверждения государственности. Она возникла как противовес феод. сепаратизму и в этом отношении представляла собой прогрессивный принцип. Однако прогрессивность этой идеи была ограничена, т.к. она сводилась к апологии монархич. самодержавия. Носителем принципа государственности был абсолютный монарх и в его персоне воплощался человеч. идеал. Печать этой концепции лежит на всем иск-ве К., к-рый даже именовался впоследствии иногда "придворным К.". Хотя двор короля действительно был центром, откуда исходили идеологич. директивы иск-ву, К. в целом отнюдь не был только дворянско-аристократич. иск-вом. Эстетика К. находится под значит. влиянием философии рационализма. Гл. представитель франц. рационализма 17 в. Р. Декарт оказал определяющее влияние на формирование эстетич. доктрины К. Этич. идеалы К. были аристократичными лишь по внешности. Сущность их составляла гуманистич. этика, признавшая необходимость компромисса с абсолютистским гос-вом. Однако в пределах доступного им сторонники К. боролись против пороков дворянско-монархич. общества и воспитывали сознание нравств. ответственности каждого перед обществом, включая и короля, к-рый также изображался в качестве человека, отказывавшегося от личных интересов во имя интересов гос-ва. Такова была первая форма гражданского идеала, доступная на той стадии обществ. развития, когда подымающаяся буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы выступить против абсолютистского гос-ва. Наоборот, используя его внутр. противоречия, в первую очередь борьбу монархии против дворянского своеволия и фронды, передовые деятели бурж.-демократич. культуры поддерживали монархию как централизующее гос. начало, способное умерить феод. гнет или, по крайней мере, ввести его в какие-то рамки. Если в нек-рых видах и жанрах иск-в и лит-ры преобладали внешняя помпезность, приподнятость формы, то в других допускалась свобода. Соответственно природе сословного гос-ва в иск-ве также существовала иерархия жанров, к-рые делились на высшие и низшие. К числу низших относились в лит-ре комедия, сатира, басня. Однако именно в них получили яркое развитие наиболее демократич. тенденции эпохи (комедии Мольера, сатиры Буало, басни Лафонтена). Но и в высоких жанрах лит-ры (трагедия) сказались как противоречия, так и передовые нравств. идеалы эпохи (ранний Корнель, творчество Расина). В принципе К. претендовал на то, что он создал эстетич. теорию, проникнутую всеобъемлющим единством, на практике же художеств. культура эпохи характеризуется бросающимися в глаза противоречиями. Важнейшим из них было постоянное несоответствие между совр. содержанием и антич. формой, в к-рую оно втискивалось. Герои классицистских трагедий, несмотря на антич. имена, были французами 17 в. по складу мышления, нравам и психологии. Если изредка подобный маскарад был выгоден для прикрытия выпадов против властей, то вместе с тем это препятствовало непосредственному отражению совр. действительности в "высоких жанрах" классицистич. иск-ва. Поэтому наибольший реализм свойствен низшим жанрам, к-рым не возбранялось изображение "безобразного" и "низменного". По сравнению с многосторонним реализмом Возрождения К. представлял собой сужение жизненной сферы, охватываемой художеств. культурой. Однако эстетич. теории К. принадлежит заслуга выявления всей важности типического в иск-ве. Правда, принцип типизации понимался ограниченно, ибо осуществление его достигалось ценой утраты индивидуального начала. Зато сущность жизненных явлений и человеч. характеров получает в К. такое воплощение, к-рое делает действительно возможной как познавательную, так и воспитат. функцию произведений. Их идейное содержание становится ясным и четким, доходчивость идей придает произведениям иск-ва непосредственный идеологич. характер. Иск-во превращается в трибуну моральных, филос., религ. и поли-тич. идей. Кризис феод. монархии рождает новую форму антифеод. идеологии – просветительство. Возникает новая вариация этого художеств. направления – т.н. просветительский К., к-рый характеризуется сохранением всех эстетич. принципов К. 17 в. Поэтика просветительского К., как она была окончательно сформулирована Буало (стихотворный трактат "Поэтическое искусство" – "L´art po?tique", 1674), остается кодексом нерушимых правил и для просветителей – классицистов, во главе к-рых стоял Вольтер. Новой в К. 18 в. является в первую очередь его социально-политич. ориентация. Возникает гражданский идеальный герой, заботящийся не о благе гос-ва, а о благе общества. Не служение королю, а забота о народе становится центром морально-политич. стремлений. Трагедии Вольтера, "Катон" Аддисона, трагедии Альфьери, в какой-то мере и рус. классицисты 18 в. (А. Сумароков) утверждают жизненные понятия и идеалы, вступающие в противоречие с принципами феод. государственности и абс. монархии. Эта гражданская струя в К. трансформируется во Франции накануне и во время первой бурж. революции в К. республиканский. Причины, приведшие к обновлению К. в период Франц. бурж. революции, были глубоко вскрыты Марксом, к-рый писал: "В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). За республиканским К. периода первой бурж. революции последовал К. наполеоновской империи, создавший стиль "ампир". Все это было историческим маскарадом, прикрывавшим бурж. содержание происходившего тогда социального переворота. К. 18 в. освобождается от нек-рых черт догматизма, присущего поэтике 17 в. Именно в эпоху Просвещения в связи с более глубоким изучением иск-ва, классич. древности культ античности в пластич. иск-вах приобретает особенно большое развитие. В Германии Винкельман, а затем Лессинг устанавливают, что эстетич. прелесть памятников античности связана с политич. строем греч. полиса: только демократия и психология свободного гражданина могут породить такое прекрасное иск-во. С этого времени в нем. теоретич. мысли утверждается идея связи между эстетич. идеалом и политич. свободой, получившая наиболее ясное выражение в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера ("?ber die ?sthetische Erziehung lier Menschen, in einer Reihe von Briefen", 1795). Однако у него эта идея предстает в идеалистически извращенной форме: гражданская свобода достигается путем эстетич. воспитания. Такая постановка вопроса была связана с отсталостью Германии и отсутствием в ней предпосылок для бурж. переворота. Однако и в этой своей форме поздний нем. классицизм, т.н. веймарский классицизм Гете и Шиллера, представлял собой прогрессивное, хотя и ограниченное идейно-художеств. явление. В целом К. был важным этапом в развитии художественной практики и теоретич. мысли. В антич. оболочку облекалась передовая бурж.-демократич. идеология эпохи подъема бурж. общества. Сковывающий характер доктринерских учений классицистов был ясен уже в конце 17 в., когда против этого восстал Сент-Эвремон. В 18 в. Лессинг нанес сокрушительные удары именно по догматич. элементам К., защищая, однако, "душу" К., его прекрасный идеал свободного, гармонически развитого человека. Именно это составляло сердцевину веймарского классицизма Гете и Шиллера. Но в первой трети 19 в., после победы и утверждения бурж. строя в Зап. Европе, К. теряет свое значение. Крах просветительских иллюзий о наступлении царства разума после победы бурж. революции делает ясным иллюзорность классич. идеала в царстве бурж. прозы. Историч. роль ниспровержения К. выполнила эстетика романтизма, к-рая выступила против догм К. Наибольшей остроты борьба против К. достигла во Франции в конце 1820 – нач. 1830, когда романтики одержали окончат. победу над К. как художеств. направлением и эстетич. теорией. Это, однако, не означало полного исчезновения идей К. в иск-ве. В конце 19 в., а также в 20 вв. эстетич. движениях Зап. Европы возникают рецидивы отд. идей, корни к-рых восходят к К. Они носят антиреалистич. и эстетский характер ("неоклассические" тенденции во франц. поэзии 2-й пол. 19 в.) или служат маской для идеологич. реакции, напр. в теориях декадента Т. С. Элиота после 1-й мировой войны. Наиболее устойчивыми оказались эстетич. идеалы К. в архитектуре. Классич. стиль зодчества неоднократно воспроизводился в архитектурном строительстве в 1930–40-х гг., напр. в развитии архитектуры в СССР. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Плеханов Г. В., Искусство и литература, [Сб. ], M., 1948, с. 165–87; Кранц [Э. ], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. [с франц. ], СПБ, 1902; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.–Л., 1936; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 128, кн. 3; Купреянова E. H., К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.–Л., 1959; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, Z., 1924; Peyre H., Qu´est-ce que le classicisme?, P., 1942; Kristeller P. О., The classics and Renaissance thought, Camb., (Mass.), 1955. А. Аникст. Москва.

Искусство классицизма


Введение


Тема моей работы - искусство классицизма. Данная тема очень заинтересовала меня и привлекла моё внимание. Искусство вообще обхватывает очень многое, к нему относится живопись и скульптура, архитектура, музыка и литература, да и вообще всё то, что создано человеком. Просматривая работы многих художников и скульпторов, мне они показались весьма интересными, привлекли они меня своей идеальностью, четкостью линий, правильностью, симметричностью и т.д.

Цель моей работы - рассмотреть влияние классицизма на живопись, скульптуру и архитектуру, на музыку и литературу. Также я считаю необходимым дать определение понятия «классицизм».


1. Классицизм


Термин классицизм возник от латинского classicus, что в дословном переводе означает образцовый. В литературоведении и искусствознании термин обозначает определенное направление, художественный метод и стиль искусства.

Данное направление искусства характеризуется рационализмом, нормативностью, тяготением к гармонии, ясностью и простотой, схематичностью, идеализацией. Характерные черты выражаются в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе. Например, в драматургии, требовалось единство времени, действия и места.

Сторонники классицизма придерживались верности природе, закономерностей разумного мира с присущей ему красотой, всё это отражалось в симметрии, пропорциях, месте, гармонии, все должно было представляться идеальным в совершенном виде.

Под влиянием великого философа, мыслителя того времени Р. Декарта черты и признаки классицизма распространились на все сферы творчества человека (на музыку, литературу, живопись и т.д.).


2. Классицизм и мир литературы


Классицизм как литературное направление сложился в 16 -17. Истоки его лежат в деятельности итальянских, испанских академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху возрождения обратились к античному искусству, к нормам, изложенным античными теоретиками. (Аристотелем и Горацием), стремясь найти в античных гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма исторически обусловлено становлением абсолютной монархии - переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и ещё не набравшая силы буржуазия были одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции, где особенно ясно проявилась его связь с абсолютизмом.

Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 году кардиналом Ришельё. Творчество писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма в значительной степени зависело от благосклонного короля.

Как направление классицизм по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он сложился к 1590-м годам и стал господствующим к середине 17 века, наивысший расцвет приходится на 1660-1670 года. Затем классицизм претерпевает кризис и в 1-ой половине 18 века приемником классицизма стал просветительский классицизм, который во 2-ой половине 18 века утратил свои ведущие позиции в литературе. В период Французской революции 18 века просветительский классицизм лег в основу революционного классицизма, который главенствовал во всех сферах искусства. Практически выродился классицизм в 19 веке.

Как художественный метод классицизм представляет собой систему принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. Главный теоретический труд, в котором изложены основные принципы классической эстетики - «Поэтическое искусство» Буало (1674 год). Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты выдвинули метод его достижения, основываясь на трёх центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус, которые считались объективными критериями художественности. Великие произведения - плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности и знание правил вкуса. Таким образом классицисты сближали художественную деятельность с научной, поэтому для них оказался приемлемым философский рационалистический метод Декарта. Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. Если от этих истин переходит к недосказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически переходя от известного к неизвестному, не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Именно так разум становился центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма. Мир представлялся неподвижным, сознание и идеал - неизменными. Эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в эпоху Античности он был воплощён в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому для воспроизведения идеала, необходимо обращаться к античному искусству и изучать его законы. Именно поэтому подражание образцам ценилось классицистами намного выше, чем оригинальное творчество.

Обратившись к Античности, классицисты отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. От Античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди 17-18 веков, а древние сюжеты позволяли ставить самые острые проблемы современности. Провозглашался принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. В искусстве внимание уделялось не частному, единичному, случайному, а общему, типическому. Характер литературного героя не имеет индивидуальных черт, выступая как обобщение целого типа людей. Характер - это отличительное свойство, генеральное качество, специфика того или иного человеческого типа. Характер может быть предельно, неправдоподобно заострён. Нравы означают общее, обычное, привычное, характер - особенное, редкое именно по степени выраженности свойства, распыленного в нравах общества. Принцип классицизма привел к разделению героев на отрицательных и положительных, на серьёзных и смешных. Смех становится сатирическим и относится в основном к отрицательным героям.

Классицистов привлекает не вся природа, а лишь «приятная природа». Из искусства изгоняется всё то, что противоречит образцу и вкусу, целый ряд предметов кажется «неприличным», недостойным высокого искусства. В том случае, когда безобразное явление действительности должно быть воспроизведено, его отображают через призму прекрасного.

Большое внимание классицисты уделяли теории жанров. Не все сложившиеся жанры отвечали принципам классицизма. Появился ранее не известный принцип иерархии жанров, утверждавший их неравенство. Есть жанры главные и неглавные. К середине 17 века главным жанром литературы стала трагедия. Проза, особенно художественная, считалась жанром более низким, чем поэзия, поэтому распространение получали прозаические жанры, не рассчитанные на эстетическое восприятие, - проповеди, письма, мемуары, художественная проза оказалась в забвении. Принцип иерархии делит жанры на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные художественные сферы. Например, за «высокими» жанрами (трагедия, ода) закреплялась проблематика общегосударственного характера. В «низких» жанрах можно было касаться частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие). Главное внимание классицисты уделяли трагедии, законы её написания были очень строгими. Сюжет должен был воспроизводить античные времена, жизнь далеких государств (Древний Рим, Древняя Греция); он должен был угадываться из названия, идея - с первых строк.

Классицизм как стиль представляет собой систему изобразительно - выразительных средств, типизирующих действительность сквозь призму античных образцов, воспринятых как идеал гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной системы. Стиль воспроизводит рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку античной культуры, не передавая её языческой, сложной и нерасчлененной сущности. Суть стиля классицизма заключалась в выражении взгляда на мир человека абсолютистской эпохи. Классицизм отличался ясностью, монументальностью, стремлением убирать всё лишнее, создать единое и цельное впечатление.

Крупнейшие представители классицизма в литературе - Ф. Малерб, Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ф. Ларошфуко, Вольтер, Дж. Мильтоно, Гёте, Шиллер, Ломоносов, Сумароков, Державин, Княжнин. В творчестве многих из них сочетаются черты классицизма и других направлений и стилей (барокко, романтизм и др.). Классицизм получил развитие во многих странах Европы, в США, Латинской Америки и т.д. Классицизм неоднократно возрождался в формах революционного классицизма, ампира, неоклассицизма и оказывает влияние на мир искусства до сегодняшних дней.


3. Классицизм и изобразительное искусство


Теория архитектуры опирается на трактат Витрувия. Классицизм выступает непосредственным духовным преемником идей и эстетических принципов эпохи Возрождения, получивших отражение в ренессансном искусстве и теоретических трудах Альберти, Палладио, Виньолы, Серлио.

В различных странах Европы временные этапы развития классицизма не совпадают. Так уже в 17 веке классицизм занимал значимые позиции во Франции, Англии, Голландии. В истории немецкого и русского искусства эпоха классицизма датируется 2-ой половиной 18 века - 1-ой трети 19 века, для ранее перечисленных стран данный период связывается с неоклассицизмом.

Принципы и постулаты классицизма складывались и существовали в постоянной полемике и одновременно во взаимодействии с другими художественно - эстетическими концепциями: маньеризмом и барокко в 17 веке, рококо - в 18 веке, романтизмом - в 19 веке. При этом выраженность стиля в разных видах и жанрах искусства определенного периода была неравномерной.

Во второй половине 16 века наблюдается распад присущего культуре Возрождения единого гармоничного видения мира и человека как его центра. Классицизм характеризуется нормативностью, рациональностью, осуждением всего субъективного и фантастическим требованием от искусства естественности и правильности. Также классицизму присуща склонность к систематизации, к созданию законченной теории художественного творчества, к поиску неизменных и совершенных образцов. Классицизм стремился разработать систему общих, универсальных правил и принципов, направленных на постижение и воплощение художественными средствами вечного идеала красоты и вселенской гармонии. Для данного направления характерны понятия ясности и меры, пропорции и равновесия. Ключевые идеи классицизма были изложены в трактате Беллори «Жизнеописания современных художников, скульпторов и архитекторов» (1672), автор высказывал мнение о необходимости выбора срединного пути между механическим копированием природы и уходом от неё в область фантазии.

Идеи и совершенные образы классицизма рождаются при созерцании природы, облагороженной умом, а сама природа в классическом искусстве предстает как очищенная и преображенная действительность. Античность - лучший пример естественного искусства.

В архитектуре тенденции классицизма заявили о себе во 2-ой половине 16 века в творчестве Палладио и Скамоцци, Делорма и Леско. Классицизм 17 века имел ряд особенностей. Классицизм отличало достаточно критичное отношение к творениям древних, которые воспринимались не как абсолютный образец, а как точка отсчета в ценностной шкале классицизма. Мастера классицизма ставили своей целью усвоить уроки древних, но не для того, чтобы подражать им, а для того чтобы их превзойти.

Ещё одна особенность - тесная связь с другими художественными направлениями, прежде всего с барроко.

Для архитектуры классицизма особое значение имеют такие качества как простота, соразмерность, тектоника, регулярность фасадной и объёмно-пространственной композиции, поиск приятных для глаз пропорций и целостность архитектурного образа, выраженная в визуальной гармонии всех его частей. В 1-ой половине 17 века классицистические и рационалистические умонастроения получили отражение в ряде построек Деброса, Лемерсье. Во 2-ой половине 1630- х -1650-х годов усилилось тяготение к геометрической ясности и целостности архитектурных объёмов, замкнутости силуэта. Период характеризуется более умеренным использованием и равномерным распределением элементов декора, осознание самостоятельного значения свободной плоскости стены. Данные тенденции обозначились в светских постройках Мансара.

Органической частью классицистической архитектуры стали природа и садово-парковая искусство. Природа выступает материалом, из которого человеческий разум может творить правильные формы, архитектурные по облику, математические - по сути. Основной выразитель этих идей Ленотр.

В изобразительном искусстве ценности и правила классицизма внешне выражались в требовании ясности пластической формы и идеальной уравновешенности композиции. Это обусловило приоритет линейной перспективы и рисунка как основного средства выявления структуры и заложенной в ней «идеи» произведения.

Классицизм проник не только в скульптуру и архитектуру Франции, но и в итальянское искусство.

Публичные памятники, получили в эпоху классицизма широкое распространение, они давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали.

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности


4. Музыка и классицизм


Классицизм в музыке формировался в 18 веке на основе того же комплекса философских и эстетических идей, что и классицизм в литературе, архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве. В музыке не сохранялось никаких античных образов, становление классицизма в музыки происходило без какой-либо опоры.

Ярчайшими представителями классицизма являются композиторы Венской Классической Школы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Их искусство восхищает совершенством композиторской техники, гуманистической направленностью творчества и стремлением, особенно ощутимым в музыке В.А. Моцарта, отобразить средствами музыки совершенную красоту. Само понятие Венской Классической Школы возникло вскоре после смерти Л. Ван Бетховена. Классическое искусство отличает тонкое равновесие между чувствами и рассудком, формой и содержанием. Музыка Возрождения отражала дух и дыхание своей эпохи; в эпоху Барокко предметом отображения в музыке стали состояния человека; музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.

Развивается новая буржуазная музыкальная культура со свойственными ей частными салонами, концертами и оперными представлениями, открытыми для любой публики, безликой аудиторией, издательской деятельностью и музыкальной критикой. В этой новой культуре музыканту приходится отстаивать свое положение независимого художника.

Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В 1781 году Й. Гайдн создает несколько новаторских произведений, среди которых его Струнный Квартет ор. 33; проходит премьера оперы В.А. Моцарта «Похищение из сераля»; выходят в свет драма Ф. Шиллера «Разбойники» и «Критика чистого разума» И. Канта.

В эпоху Классицизма музыка понимается как над-национальное искусство, своего рода универсальный, понятный всем язык. Возникает новая идея о самодостаточности музыки, которая не только описывает природу, развлекает и обучает, но и способна выразить истинное человеколюбие при помощи простого и понятного метафорического языка.

Тон музыкального языка меняется с возвышенно серьезного, несколько мрачноватого, на более оптимистичный и радостный. Впервые основой музыкальной композиции становятся образная, свободная от пустой напыщенности, мелодия и драматичное контрастное развитие, получившее свое воплощение в сонатной форме, основанной на противопоставлении основных музыкальных тем. Сонатная форма преобладает во многих сочинениях этого периода, среди которых сонаты, трио, квартеты, квинтеты, симфонии, поначалу не имевшие строгих границ с камерной музыкой, и трехчастные концерты, большей частью фортепианные и скрипичные. Развиваются новые жанры - дивертисмент, серенада и кассация.


Заключение

классицизм искусство литература музыка

В данной работе я рассмотрела искусство эпохи классицизма. При написании работы я ознакомилась со многими статьями, затрагивающими тему классицизма, также мной было просмотрено множество фотографий с изображениями картин, скульптур, архитектурных строений эпохи классицизма.

Я считаю, что предоставленного мной материала достаточно для общего ознакомления с данным вопросом. Мне кажется, что для формирования более широких знаний в области классицизма необходимо посетить музеи изобразительного искусства, прослушать музыкальные произведения того времени и ознакомиться хотя бы с 2-3 литературными произведениями. Посещение музеев позволит намного глубже прочувствовать дух эпохи, пережить те чувства и эмоции которые пытались донести до нас авторы и торцы работ.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Классицизм - литературный стиль, который был выработан во Франции в 17 в. Он получил свое распространение в Европе в 17-19 вв. Направление, обратившееся к античности как идеальному образцу, тесно связано с Основываясь на идеях рационализма и разумности, оно стремилось к выражению общественного содержания, к становлению иерархии литературных жанров. Говоря о мировых представителях классицизма, нельзя не упомянуть Расина, Мольера, Корнеля, Ларошфуко, Буало, Лабрюйра, Гете. В идеями классицизма прониклись Мондори, Лекен, Рашель, Тальма, Дмитриевский.

Стремление отобразить идеальное в реальном, вечное во временном - вот характерная черта классицизма. В литературе создается не определенный персонаж, а собирательный образ героя или злодея, или низменного. В классицизме неприемлемо смешение жанров, образов и характеров. Здесь есть границы, рушить которые не дозволено никому.

Классицизм в русской литературе - определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как эпическая поэма, ода, трагедия. Основателем по праву считается Ломоносов, трагедии - Сумароков. В оде совмещались публицистика и лирика. Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории. Говоря о великих российских деятелях периода классицизма, стоит сказать о Державине, Княжнине, Сумарокове, Волкове, Фонвизине и др.

Классицизм в русской литературе 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили сами искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали. Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в России. Но не стоит ассоциировать его только лишь с идеями прославления власти монархов, российские писатели отражали в своих произведениях интересы «среднего» слоя.

Классицизм в русской литературе. Основные признаки

К базовым можно отнести:

  • обращение к античности, ее различным формам и образам;
  • принцип единства времени, действия и места (преобладает одна сюжетная линия, действие длится до 1 суток);
  • в комедиях классицизма добро торжествует над злом, пороки наказываются, в основе любовной линии - треугольник;
  • у героев «говорящие» имена и фамилии, сами они имеют четкого разделения на положительных и отрицательных.

Углубляясь в историю, стоит вспомнить о том, что эпоха классицизма в России берет свое начало от писателя который первым написал произведения в данном жанре (эпиграммы, сатиры и т.д.). Каждый из писателей и поэтов данной эпохи был первооткрывателем в своей области. В реформе литературного русского языка главную роль сыграл Ломоносов. В это же время произошла и реформа стихосложения.

Как говорит Федоров В.И., первые предпосылки возникновения классицизма в России появились во времена Петра 1 (в 1689-1725 гг.). Как жанр литературы, стиль классицизм сформировался к середине 1730-х годов. Во вторую половину 60-х годов идет бурное его развитие. Происходит рассвет публицистических жанров в периодике. Эволюционировал он уже к 1770 году, кризис же начался в последнюю четверть века. К тому времени окончательно оформился сентиментализм, усилились тенденции реализма. Окончательное падение классицизма произошло после издания «Беседы любителей русского слова».

Классицизм в русской литературе 30-50-х годов повлиял и на развитие наук эпохи Просвещения. В это время произошел переход от идеологии церковной к светской. России нужны были знания и новые умы. Все это и дал ей классицизм.