Презентация на тему древний вавилон. Вавилон был очень богатым городом, в нем успешно развивались ремесла и Просмотр содержимого презентации «43767_32l»

18.03.2024

«Древняя Финикия» - Источник с водой. Местоположение Финикии. Создание Финикии. Сколько всего букв в финикийском алфавите. Для чего была нужна письменность финикийским торговцам. Занятия Финикийцев. Развитие Финикийцев. Значок финикийского письма. Финикийский алфавит. Азбука. Недостаток финикийского письма. Система письма.

«Особенности государств Древнего Востока» - Канал. Живой товар. Народы Древнего Востока. Урук. Уважение к старшим. Конфуций. Государства Древнего Востока. Исторический диктант. Индия. Железный век. Брахманам соответствует белый. Геродот. Чем угощали змей древние жители Индии. Финикия. Индостан. Река Евфрат. Высшая добродетель. Междуречье. Пленники.

«Страны Древнего Востока» - 3. Египет. Отгадай дату: Сопоставь исторических деятелей и страны. 2. Китай. Исторические лица: Исторические деятелей и страны. Древний Восток. Исторический диктант. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Игра «Колесо истории». Правильные ответы к тесту «Страны».

«Искусство Месопотамии» - Архитектура Месопотамии из-за постоянных войн была архитектурой крепостей. Творческий проект. Южный Административный Округ Чертаново Центральное ГОУ Средняя Общеобразовательная Школа №858. «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Зиккурат Бога луны Нанны в Уре. Искусство Месопотамии.

«Древняя Месопотамия» - Распределение на государст-венные работы – «паек». Эриду. Древнеегипетский фараон. Древний мир и Древний Восток. Центр торговли металлами. Месопотамия. IV – III тыс. до н. э. –Разли-вы рек и «накопительные» бассейны – Египет. Создание Ветхого завета. IV тыс. до н. э. – Шумер. 3. Месопотамия. Новоассирийское царство (X – VII вв. до н. э.) – Тиг-латпаласар III (VIII в. до н. э.) – расцвет.

«Вавилонское царство» - Развивались ремесла. Рабов продавали, обменивали, дарили, передавали по наследству. Завоевания Вавилона. Рабовладельчество. Через 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Висячие сады до… Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину. Древний вавилон. Древний Вавилон. Древняя Вавилония.

  • Размер: 1.4 Mегабайта
  • Количество слайдов: 39

Описание презентации Презентация ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА по слайдам

Греческие писания; еврейские религиозные книги; документы и памятники материальной культуры, добытые в результате раскопок. Большое значение имеет черный базальтовый столб со статьями Кодекса (или Судебника) Хаммурапи.

Расцвет Вавилона – это период царствования Хаммурапи (6-й царь первой Вавилонской династии). Царствовал Хаммурапи 43 года. Он осуществил административную и судебную реформу, создал централизованный аппарат государственного управления. Результатом его законодательной деятельности стало издание Судебника, который коснулся практически всех отраслей права. Его появление диктовалось следующим: во-первых, необходимостью упорядочить отношения после объединения под властью Вавилона различных народов во-вторых, стремлением смягчить обострившиеся противоречия среди свободных.

Издавая Судебник, Хаммурапи преследует цели: смягчить остроту положения; приостановить процесс обнищания крестьян; умерить аппетиты ростовщиков; укрепить вавилонское общество; смягчить произвол и устранить коррупцию, царящую в судах.

ПЕРВАЯ особенность Древневавилонского общества – длительное сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя. ВТОРАЯ заключается в том, что классовое древневавилонское общество образовалось в связи с необходимостью широко использования труда рабов для строительства ирригационных сооружений. Это классовое общество было ранним и сложилось, когда еще не были изжиты полностью явления матриархата и не получила развитие частная собственность. Поэтому даже с образованием классового общества сохраняется общинная собственность на землю и рабов. Это ТРЕТЬЯ особенность. Климатические условия в Вавилоне были таковы, что вызывали необходимость искусственного орошения, что и привело к длительному сохранению общинной и государственной собственности на землю, а также длительному сохранению коллективной собственности (государственной, храмовой, общинной) на рабов.

Кто же населял древневавилонское общество? Полноправное население — «авилумы» («человек» , «сын свободного человека»). К верхушке этого слоя принадлежал правитель со своим двором и высшими должностными лицами храма. Авилумы: полноправная категория населения, экономически самая сильная группа, стояли на верхних ступенях общественной лестницы, обладали полным статусом свободы, имели право владеть общинными землями и служебными наделами, занимать должности в местном и центральном государственном аппарате, неоднородны по своему имущественному положению и подразделялись на сословия с неодинаковым социальным и имущественным статусом рабовладельцев и мелких производителей.

Вторая категория свободного населения – «мушкенумы» (в переводе — «бьющий челом» , «склоняющийся»): лицо подчиненное, зависимое, это служилое население более низкого правового статуса, ведущее свое происхождение из более поздних пришельцев и переселенцев, не имевших общинных корней, арендаторы царских и храмовых земель, своей земли не имели и утратили связь с общиной, обладали ограниченными гражданскими правами, могли иметь имущество и даже рабов, но считались людьми второго сорта, т. к. были в определенной степени неполноправными и зависимыми.

В Древнем Вавилоне наряду с мушкенумами также получали в надел царскую землю: лица, которые находились на военной службе, и те, кто платил налоги. Земля, которую они обрабатывали: была неотчуждаемой, не могла быть предметом залогового обеспечения.

В Вавилоне крестьяне-общинники, ведущие самостоятельное хозяйство и не эксплуатирующие чужой труд, составляли самую многочисленную и самую важную по роли в общественном производстве часть населения (рабский труд не преобладал ни в одной из отраслей трудовой деятельности).

Рабы. Источники рабства: военный плен, бедность и задолженность полноправных граждан, лишившихся средств производства, в частности, земли, как наказание за преступления или порука за преступника личной свободой, продажа в рабство была возможна в случаях: 1. если усыновленный отказался от своих усыновителей; 2. если жена была нечестна и бесхозяйственна; 3. если дети неуважительно относились к матери и др. , рождение от родителей-рабов, т. е. естественное воспроизводство рабов. Рабский труд применялся, но он не стал преобладающей формой ни в одной из отраслей производства.

Государственный строй. « Царская власть исходит из верховных божеств, а земля и люди отданы царю в управление верховными богами» . Царь: пользовался неограниченными законодательными полномочиями, возглавлял разветвленный управленческий аппарат. (управленческий аппарат представлял собой централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, который назначался царской властью и был ответственным перед ней). Бюрократический аппарат состоял из трех частей: армии; финансово-податного ведомства (налоги в денежном и натуральном виде); судебного ведомства.

Царская власть в Вавилоне не может быть оценена как деспотическая, т. к. : на местах еще не были изжиты традиции общинного самоуправления, особый юридический статус сохраняли также крупные города (Вавилон, Ниппур, Сиппар и др.). их жители могли быть освобождены от трудовой, военной и других повинностей, царские чиновники не обладали правом ареста жителей этих городов, значительной экономической независимостью обладали и крупные храмы, личность верховного правителя не была обожествлена, хотя печать божественной благодати возвышала его над всеми остальными людьми, царь не обладал и статусом первосвященника, ограниченными были судебные полномочия царя – он не являлся ни высшей апелляционной, ни высшей кассационной инстанцией, о наследственном характере власти вавилонских царей можно говорить с определенными оговорками: при передаче царской власти одному из наследников решающее слово принадлежало жрецам-оракулам.

Местное управление. Страна делилась на области, которые возглавлялись местным правителем, наместником царя (шакканакум). В их обязанности входило: поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, следили за сбором налогов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, собирали военное ополчение.

Для контроля за деятельностью местных правителей на места посылались гонцы, наделявшиеся царем неограниченными полномочиями Известны также должностные лица, возглавлявшие более мелкие территориальные единицы. Это были общины, во главе которых стоял рабианум. Он возглавлял Общинный совет. К ведению Общинного совета относилось: управление неразделенной общинной землей; разрешение земельных споров; споров, связанных с пользованием водой; сбор налогов; исполнение судебных функций, в частности, поддержание судебного порядка.

Армия. Она выполняла не только профессиональные обязанности, но и полицейские функции по обеспечению порядка. Судебная власть в древневосточных государствах не была отделена от власти административной. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными и судебными делами. Высшим судьей был царь, он являлся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Царь пользовался правом помилования преступников. В больших городах судебные функции осуществляли специальные «царские судьи» , они подчинялись непосредственно царю и действовали в соответствии с его инструкциями. Имели место и храмовые суды, но их функции были ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами которых являлись жрецы.

Право. Древнейший источник права – обычай. Первоначально нормы права были неписаными. Но наряду с обычаем весьма рано появляется другой источник права – закон. Система Судебника. первые пять статей посвящены суду и судебному процессу (1-5); статьи, регулирующие право собственности, в том числе защиту собственности, способы приобретения и большинство договорных обязательств (6-126); в третьем разделе содержатся нормы о браке, семье и наследовании (ст. 127-195); далее следуют нормы права, посвященные преступлениям (196-214); затем речь идет о регулировании труда, об установлении вознаграждения и ответственности врача, ветеринара, строителя, статьи об аренде движимого имущества, о личном найме, а также о правонарушениях в этой области (215- 282).

Правовое положение отдельных категорий населения. Основными категориями свободных были авилумы и мушкенумы. Выводы: как авилумы, так и мушкенумы обладали правом собственности на рабов, следовательно, и те и другие относились к классу рабовладельцев; более тяжелые наказания устанавливались, если потерпевшим являлся авилум; мушкенум платил меньше, чем авилум за лечение, а в случае развода – вдвое меньше разводной платы, чем авилум; собственность мушкенумов защищалась более энергично (в некоторых статьях имущество мушкенума приравнивается к имуществу дворца и храмов); в случае брака рабов мушкенума со свободной, дети от такого брака считались свободными. Здесь мы видим ущемление интересов мушкенума, который терял право на потомство.

Среди рабовладельцев Судебник выделяет тамкаров – вавилонских ростовщиков и торговцев. Документы свидетельствуют об их значительной роли в денежных и торговых операциях. Большой вес в государстве имеют жрецы, т. к. храмы обладают огромными богатствами (им принадлежали здания, поля, зернохранилища). Они занимались организацией ремесленных мастерских, на них работало большое число рабов. Рабы — вардум – составляли собственность своего хозяина. Их можно было продавать, дарить, передавать по наследству. Однако рабам было предоставлено право иметь имущество и совершать в отношении этого имущества сделки. После смерти оно переходило к его хозяину.

Право собственности. В Древнем Вавилоне земля находилась в собственности государства, храмов и общин. Имела место и частая собственность на землю. Сделки, связанные с продажей земли были известны еще до Судебника Хаммурапи. Общинные земли делились на участки и передавались в пользование общинников. Они не имели права их отчуждать и передавать по наследству. В редких случаях продажа земли все-таки допускалась, но это было возможно только с согласия общины. Общинная собственность на землю сохранялась долго. Во многом это объяснялось необходимостью совместного организованного пользования водой для орошения земель.

Обязательственное право. Оно было достаточно развитым, что связано в свою очередь с высоким развитием товарно-денежных отношений. Для заключения договоров требовалась простая форма — письменная (она была обязательна в отдельных случаях) или устная. В некоторых случаях была необходима клятва и присутствие свидетелей (например, при покупке раба). Судебник Хаммурапи упоминает следующие договоры: купли-продажи; мены; имущественного и личного найма; займа; хранения; товарищества.

ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ не устанавливал никаких обязательств сторон. Он просто фиксировал волю сторон относительно передачи права собственности на вещь. В качестве предметов купли-продажи фигурируют как движимые вещи (зерно, животные, рабы), так и недвижимые – поля, сады, дома. Для действительности договора купли-продажи необходимо было соблюдение трех условий: во-первых, отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота (например, царь мог в любое время изъять земельный участок из рук военнослужащего); во-вторых, продавец должен быть действительным собственником вещи (например, в случае продажи краденой вещи, сделка объявлялась недействительной, а покупатель терял свои деньги); в-третьих, сделка должна совершаться при свидетелях (в необходимых случаях только они могли подтвердить ее законность).

Договоры аренды (42, 44, 62, 63) земли и садов были краткосрочные. Самый оптимальный и распространенный срок – 1 год. Было возможно и его продление до 5 лет в случае, если арендатор берет на себя обязанность приумножить растительность сада. Наем полей и садов мог быть произведен как за определенное, заранее оговоренное вознаграждение, так и за часть урожая с арендованной земли (неурожай не освобождал от уплаты вознаграждения). В Вавилоне также практиковался наем рабочей силы свободных граждан. Как правило, это были ткачи, каменщики, кожевники и др. Оплата труда производилась по истечении срока найма. В случае прекращения работы раньше срока, вознаграждение не выплачивалось.

Договор займа. Судебник защищает должника и членов его семьи от жестокого обращения кредитора, от самоуправного захвата имущества должника (113, 116). Судебник также предоставляет должникам различные льготы в случае наводнения, бури, недостатка воды (48). Имеют место и другие льготы (96) – если должник не может вернуть долг, взятый, например, зерном или деньгами, Судебник позволяет ему вернуть долг любым другим имуществом. Проценты по займу максимально составляют 33% для зерна и 20% для денег.

Договор хранения (поклажи). На хранение отдавали деньги, документы, рабов, зерно и т. д. Этот договор должен был заключаться при свидетелях. Древнему Вавилону были известны и обязательства из причинения вреда: причинение вреда ирригационным сооружениям (53-55); выпас скота на чужом поле без согласия на то хозяина (57, 58); порубка деревьев в чужом саду (59); причинение телесных повреждений, неумышленное убийство раба (206, 208, 214).

Брачно-семейное право. Брак оформлялся договором между будущим мужем и отцом невесты. В противном случае брак считался недействительным (128). Обычно жених давал отцу невесты выкуп (тирхату), однако во времена Хаммурапи он был уже необязательным условием брачного договора (193), и свадебный подарок, который передавался семье невесты (библу). От своего отца невеста получала приданое – шерикту (оно передавалось жениху, хотя имело самостоятельный правовой режим).

Как правило, приданое по размеру превосходило размеры выкупной платы; после его получения дочь уже не участвовала в наследовании отцовского имущества после его смерти; приданое, полученное по случаю заключения брака, становится собственностью жены, но переходит в пользование мужа; после смерти жены оно переходит к ее детям; при отсутствии детей приданое возвращается отцу умершей с обязанностью возвратить мужу умершей выкупную плату; приданое возвращается жене в случае смерти мужа (171, 172); в случае развода по инициативе мужа, если основанием развода не было предосудительное поведение жены (в последнем случае приданое остается у мужа); в случае развода по вине мужа (142);

Брак возникал в силу заключения договора. Поэтому женщина рассматривалась как относительно самостоятельное лицо, на которое в силу брачного договора возлагались определенные обязанности. В случае отказа жениха от заключения брака он терял выкупную плату и свадебный подарок семье невесты. Если же по каким-либо причинам отец отказывался выдать дочь замуж, он возвращал все полученное им в двойном размере. Замужняя женщина имела следующие права: свободно заключать имущественные сделки; заниматься торговлей, ремеслом и ростовщичеством; распоряжаться имуществом после смерти мужа до совершеннолетия детей; распоряжаться имуществом, полученным от мужа в качестве подарка; на охрану чести и достоинства.

Семья была патриархальной. Все члены семьи зависели от отца. Основная форма брака – моногамия. Однако муж может жениться вторично, а первую жену оставить в доме даже на правах рабыни Муж имел право на развод если: жена будет разорять дом, пренебрегать своим мужем. Муж также имел право: в случае бездетности жены привести в дом наложницу (жена имела право выбрать ее из своих рабынь), взять в дом вторую жену, если первую постигнет болезнь, но не имел права бросать больную жену (жена имеет право, взяв приданое, возвратиться в дом своего отца).

Свобода развода условна т. к. развод для мужа возможен в любое время и затруднителен для жены. Она имеет право требовать развода только в исключительных случаях: в случае недоказанного обвинения ее в прелюбодеянии; в случае нарушения мужем верности и пренебрежения ею как женой; в случае оставления мужем дома; в случае если муж берет в дом наложницу, а жену постигла болезнь.

Муж имеет над женой значительную власть. Он даже может отдать ее в кабалу в качестве уплаты своих долгов, даже если они возникли еще до брака. Хотя на такие случаи жена могла себя обезопасить, оговорив условия брачного договора. Что касается долгов возникших в период брака, то за них ответственны оба супруга, но у мужа по-прежнему остается право продать жену в кабалу. Жена имеет право вторично выйти замуж, если муж попал в плен при условии, что она не имеет средств к существованию. Если муж возвращается из плена, она обязана к нему вернуться. Вдова, имеющая малолетних детей, не имеет права вторично выйти замуж без разрешения суда.

Основная группа уголовно-правовых норм – преступления против личности. Судебник к ним относит: умышленные и неумышленные убийства; нанесение телесных повреждений (неумышленное нанесение раны в драке освобождает человека от ответственности); оскорбление словом и действием; дача ложных обвинений; злостная клевета.

Вторая группа представлена преступлениями против собственности: кража и грабеж; повреждение или уничтожение чужого имущества; мошенничество. Особой защитой закона пользовалась крупная дворцовая и храмовая собственность (за посягательство на нее полагалась либо смертная казнь, либо штраф в 30-кратном размере).

К третьей группе относились преступления против семьи и нравственности: кровосмешение (связь матери с сыном, отца с дочерью); супружеская неверность (только со стороны жены); изнасилование; кража ребенка; похищение замужней женщины. Упоминаются преступления, которые можно назвать воинскими (например, мародерство) и должностными (например, подкуп судьи).

В системе наказаний на первом месте стоит смертная казнь, которая применяется в различных формах: утопление, сожжение, закапывание в землю, широко были распространены членовредительские наказания (отсечение руки, пальцев, обрезание уха, языка). практиковались также телесные наказания (избиение плетью, наложение знаков бесчестия, и др.), были распространены штрафы, которые постепенно вытесняли кровную месть.

Судебный процесс не был строго регламентирован и строился на основе обычая. Судоговорение производилось публично, в присутствии общины, чаще всего – на храмовой площади. Возбуждение дела осуществлялось, как правило, частным лицом. Но в случаях покушения на дворцовую или храмовую собственность инициатива в возбуждении дела могла переходить к государственному органу.

Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду. Доказательствами являлись: свидетельские показания (они сопровождались религиозными клятвами); всевозможные письменные документы (подтверждающие или опровергающие существо обвинения); ордалии – божий суд; как правило, они представляли собой испытание водой и из документов не ясно: кто был виновным – тот, кто тонул или наоборот;

Процесс завершался выдачей судебного документа, который судья уже не имел права изменить. Приговоры о смертной казни или о членовредительских наказаниях приводились в исполнение немедленно. Право Древнего Вавилона являлось для своего времени достаточно прогрессивным и его можно рассматривать как наиболее совершенную юридическую систему Древнего Востока.

Cлайд 1

Cлайд 2

Вавилония, или Вавилонское царство Древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья - Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.

Cлайд 3

Вавилон Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата Бога». Вавилон являлся одним из крупнейших городов Древнего мира и был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.

Cлайд 4

Старовавилонский период Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.). В XXII веке до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.

Cлайд 5

Средневавилонский период При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749-1712 гг. до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство Хана, которое к XVI веку до н. э. контролировало бо льшую часть страны. Официальным названием государства касситов было Кардуниаш. Его цари в XV-XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи - вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии. Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366-1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн. Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 г. до н. э.

Cлайд 6

Нововавилонский период Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626-538 до н. э.). При Навуходоносоре II (604-561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения.

Cлайд 7

«…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (21 312 м) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (85 248 м). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего, город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 м), а высотой в 200 (106,56 м). Царский же локоть на 3 пальца больше обыкновенного (55,5 см)… Геродот о Вавилоне

Cлайд 8

Висячие сады Семирамиды - одно из Семи чудес света. Висячие Сады Семирамиды, известные так же под названием Висячие сады Вавилона, являются одним из семи Чудес Света. К сожалению, это дивное архитектурное творение не дошло до наших дней, но память о нем живет до сих пор.

Cлайд 9

Висячие сады Семирамиды Дата разрушения садов Семирамиды совпадает со временем упадка Вавилона. После кончины Александра Македонского город-сказка пришел в запустение, орошение садов прекратилось, в результате серии землетрясений обрушились своды, а воды дождей размыли фундамент. Но мы все же, попытаемся рассказать об истории этого грандиозного сооружения и описать все его прелести.

Cлайд 10

Вавилонская башня Вавилонская башня, которая по тому времени была просто чудом техники, принесла славу своему городу. Вавилон, известный из Ветхого Завета, за свою трёхтысячелетнюю историю трижды был разрушен до основания и каждый раз вновь восставал из пепла, пока полностью не пришёл в упадок под властью персов и македонцев в VI-V веках до н.э.

Cлайд 11

Вавилонская Башня Вавило нской ба шне было посвящено библейское предание. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле

Cлайд 12

Вавилонская математика Вавилоняне писали клинописными значками на глиняных табличках, которые в немалом количестве дошли до наших дней (более 500000, из них около 400 связаны с математикой). Поэтому мы имеем довольно полное представление о математических достижениях учёных Вавилонского государства. Отметим, что корни культуры вавилонян были в значительной степени унаследованы от шумеров - клинописное письмо, счётная методика и т. п.

Cлайд 13

Вавилонская математика Вавилонские 60-ричные цифры Шумеры и вавилоняне использовали 60-ричную позиционную систему счисления, увековеченную в нашем делении круга на 360°, часа на 60 минут и минуты на 60 секунд. Писали они, как и мы, слева направо. Однако запись необходимых 60 цифр была своеобразной. Значков для цифр было всего два, обозначим их Е (единицы) и Д (десятки); позже появился значок для нуля. Цифры от 1 до 9 изображались как Е, ЕЕ, …. Далее шли Д, ДЕ, … ДДДДДЕЕЕЕЕЕЕЕЕ (59). Таким образом, число изображалось в позиционной 60-ричной системе, а его 60-ричные цифры - в аддитивной десятичной.

Cлайд 14

Письменность Древнейшей известной письменной системой является шумерская письменность, в дальнейшем развившаяся в клинопись. Клинопись - это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на всё Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до I в. н. э. Клинообразный значок фиксирует некоторое общее понятие (найти, умереть, продать), а система дополнительных значков однозначно привязывается к обозначению какого-либо класса предметов. Например, имеется значок, обозначающий хищное животное: При использовании его в каком-либо тексте при помощи значков автор указывает, что это было конкретное хищное животное: лев ↓↓ или медведь .

Cлайд 15

Культура Междуречья Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога.

Cлайд 16

Культура Междуречья Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг - области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1751 гг. до н. э.) сделал его столицей своего царства.

Cлайд 17

Культура Междуречья Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.

Cлайд 18

Архитектура В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV-III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat- святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.

Cлайд 19

Архитектура Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод.

Cлайд 20

Архитектура Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

Тема: Древний Вавилон

Цели урока:

образовательная: учащиеся знакомятся с законами царя Хаммурапи;

развивающая: учатся анализировать документы, обобщать, делать выводы;

воспитательная: осознают необходимость существования законов, формируется чувство ответственности за их нарушение, складывается представление о справедливых и несправедливых законах.

Ход урока:

I . Орг. момент.

Приветствие! Контроль настроения!!!

Учитель: Сегодня мы продолжим с вами изучать Древнее Двуречье как одно из государств Древнего мира. Но для этого давайте с вами вспомним…

II . Актуализация необходимых знаний.

    Почему эту страну называли Двуречьем?

    Синоним Двуречья? (Междуречье)

    Особенности природных условий? (нет гор, строительного камня, леса, земля плодородна, бурные разливы рек, глина)

    Зачем строили насыпи вдоль рек? (не смыло посевы на полях)

    Зачем рыли каналы? (для орошения полей и садов)

III . Изучение нового материала.

Сл.2 Учитель: Города Двуречья долго воевали между собой - кому из них быть главным. И победу в этой борьбе одержал Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. По названию города всю эту древнюю страну называют Вавилонией. Расположен Вавилон на берегу Евфрата, где обе реки достаточно близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог.

Сл.3.

Цари Вавилона богатели в результате торговли. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонии был Хаммурапи.

Сл.4

Сл.5 Даты его правления 1792-1750 гг. до н. э.

Посчитайте, сколько лет он правил? (42 года)

За годы правления он сумел завоевать все Южное Двуречье и почти все Северное Двуречье.

Посмотрите на карту: вот границы Вавилонского царства при Хаммурапи (учащиеся находят это царство на карте в учебнике стр.35).

Сл.6 . В 1901 году в Сузах археологи нашли столб из чёрного камня высотой больше 2 м. В верхней части столб закруглён и украшен рельефом с двумя фигурами - на троне восседает бог солнца и правосудия Шамаш , а перед ним почтительно стоит Хаммурапи. Бог вручает царю знаки высшей судебной власти - жезл и обруч.

Сл.7.

Сл.8. Внизу и на обратной стороне столба высечен длинный клинописный текст, который оказался очень важным историческим источником. Изучая законы Хаммурапи, учёные узнали многое о жизни людей более 37 веков тому назад.

Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил храмы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же законам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

? А как вы думаете, что такое законы.

Сл.9 Запишем: законы - это правила обязательные для всех жителей страны.

Сл.10 Шамаш, бог Солнца и справедливого суда: он вручает царю жезл - знак власти. Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога. В надписи на каменном столбе Хаммурапи говорится, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого. Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском царстве был порядок и не было произвола. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.

Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу “Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи”.

“7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо вола, либо раба, либо рабыню, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек - вор, его должны убить.

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изоблечить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.

274. Если человек нанимает мастеров, то наемную плату… кирпичного мастера… плату ткача… плату камнереза… плату столяра… плату кожевника… плату плотника… плату корзинщика…плату строителя… в день он должен давать.”

Отрасли хозяйства

Примеры из законов

Хаммурапи

Земледелие : какие

культуры выращивали?

Скотоводство : каких

животных разводили?

Ремесло: какие

ремесленные профессии

были известны?

Дополнительные вопросы: что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

Сл.11 З адание : выяснить из кого состояло Общество Древнего Вавилона

(стр.34-35)

Сл.12 (царь, вельможи, чиновники, жрецы, армия, свободны люди (общинники), рабы)

Сл.13 Вавилонский царь обладал неограниченной властья

Сл.14

Сл.15 . Каждый город в Вавилонии имел своего небесного покровителя – бога или богиню. Поклонение многим богам называется язычеством

Сл.16

Сл.17 Боги Вавилона

Сл.18 В центре каждого города возвышался храм. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни и назывались – зиккураты.

Сл.19-20

Сл.21 новые слова

Сл.22 Д/З: п.11, тетрадь-тренажер, стр.22 (1-4)

Просмотр содержимого презентации
«43767_32l»





Хаммурапи – вавилонский царь правивший с 1792 по 1750 до н.э.

Сколько лет правил Хаммурапи?

Сколько лет прошло с начала его правления до наших дней?


ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама).


Хаммурапи утверждал, что получил власть

от богов.

Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл -

знак власти над людьми.



ЗАКОНЫ – ПРАВИЛА, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ СТРАНЫ



ЗАДАНИЕ: ВЫЯСНИТЬ ИЗ КОГО СОСТОЯЛО ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА (СТР.34-35)


ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА

ЦАРЬ

чиновники

жрецы

вельможи

армия

Свободные люди (общинники)

РАБЫ


ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ОБЛАДАЛ НЕОГРАНИЧЕННОЙ ВЛАСТЬЮ

По его

приказу

проводились

каналы

Назначал

правителей

городов и

областей

Царь

Руководил

армией


Такая форма правления называется:

Деспотия – неограниченная власть правителя



БОГИ И ХРАМЫ МЕСОПОТАМИИ

Главным богом Вавилона был - МАРДУК, бог-покровитель города Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона.

Вавилонский жрец перед алтарем с символами Мардука - драконом и копьем. Оттиск печати.


  • Шамаш – бог солнца
  • Син – бог луны
  • Эа – бог воды
  • Иштар – богиня плодородия и любви

БОГИ И ХРАМЫ МЕСОПОТАМИИ

Зиккурат – храм-башня в виде ступенчатой пирамиды.

Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (так называемая Вавилонская башня). Середина 7 в. до н. э. Реконструкция .


БОГИ И ХРАМЫ МЕСОПОТАМИИ

Зиккурат в городе Ур. Месопотамия. Около 2200-2000 до н.э. К концу 3 тыс. до н. э. главным храмом городов в Месопотамии становится зиккурат - храм на нескольких платформах. Раскопанный английским археологом Л. Вулли зиккурат в Уре достигал 25 м в высоту. На вершине зиккурата находился небольшой храм бога луны Нанны, покровителя Ура.


БОГИ И ХРАМЫ МЕСОПОТАМИИ

Реконструкция зиккурата в городе Ур. Месопотамия.


Храм – это жилище для богов

Жрецы – это служители бога

Язычество – поклонение многим богам


Домашнее задание:

§11; вопросы,

Тетрадь-тренажер: стр. 22 (задание 1-4)