Отмена протоколов по предписанию фас. Решение и предписание. Как отменить протокол запроса котировок

18.06.2019

ПОСТАВЩИКУ

· Подача заявок

Отмена аукциона после подачи жалобы в ФАС России

Может ли послужить основанием для отмены аукциона жалоба участника, поданная в ФАС России, на действия заказчика, выразившиеся в неуказании дат и времени начала и окончания подачи заявок, даты проведения аукциона, дат начала и окончания срока представления участникам разъяснений при условии, что такие сведения были указаны в извещении?

Напоминаем, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать:

  • дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе (п. 2 ч. 5 ст. 63 Закона о КС);
  • дату проведения электронного аукциона (п. 3 ч. 5 ст. 63 Закона о КС);
  • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (п. 6 ст. 42 Закона о КС).

В свою очередь, документация об электронном аукционе должна содержать:

  • информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона (ч. 1 ст. 64 Закона о КС);
  • дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о КС) (как и в извещении - п. 2 ч. 5 ст. 63 Закона о КС);
  • дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе (п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона о КС);
  • дату проведения электронного аукциона (п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона о КС) (как и в извещении - п. 3 ч. 5 ст. 63 Закона о КС);
  • порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о КС).

Из вышесказанного видно, что, например, извещение о проведении электронного аукциона не должно содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе. Данная информация должна содержаться только в документации об электронном аукционе.

В данной ситуации заказчик утвердил документацию об электронном аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о КС обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном гл. 6 Закона о КС, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

» ВАЖНО!
Жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе.

В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Согласно ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о КС, о совершении иных действий, предусмотренных ч. 22 ст. 99 Закона о КС. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.

Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в т. ч. при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Административный регламент).

Так согласно п. 3.42 Административного регламента действиями ФАС России, направленными на устранение нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, могут быть:

  • отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов. Предписание об отмене протоколов выдается также в том случае, если выдается предписание о внесении изменений в извещение о проведении конкурса, извещение о проведении аукциона (в т. ч. извещение об открытом аукционе в электронной форме), извещение о проведении запроса котировок и (или) в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в т. ч. документацию об открытом аукционе в электронной форме);
  • внесение изменений в извещение о проведении конкурса, извещение о проведении аукциона (в т. ч. извещение об открытом аукционе в электронной форме), извещение о проведении запроса котировок и (или) в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в т. ч. в документацию об открытом аукционе в электронной форме) с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о КС;
  • проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о КС;
  • иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.

Так, если только идет подача заявок на участие в электронном аукционе, то, по нашему мнению, УФАС может выдать предписание заказчику о внесении изменений в документацию об электронном аукционе с продлением сроков подачи заявок. В случае, если уже были размещены протоколы (протокол), то УФАС может вынести предписание об отменен протоколов, а также о внесении изменений в документацию об электронном аукционе с продлением сроков подачи заявок.

Что касается отмены электронного аукциона, то это возможно в случае, если при рассмотрении жалобы УФАС будут установлены многочисленные нарушения в сфере закупок по данному аукциону.

Также в данной ситуации УФАС должно передать материалы данного дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства. Так, согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 тыс. руб.

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ПОСТАВЩИКУ

· Подача заявок

Подача котировочных заявок в электронном виде на электронную почту

Обязан ли заказчик принимать котировочные заявки в электронном виде, направленные по адресу электронной почты заказчика, до введения в действие единой информационной системы?
Можно ли в извещении указать, что принимаются заявки только на бумажном носителе?

К сожалению, действующее законодательство не позволяет дать однозначного ответа на заданный вопрос. Принятие решения в отношении конкретной ситуации будет зависеть от позиции контролирующих органов и судов, действующих в регионе заказчика. Поясним подробнее.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, регулируемых этим законом, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в т. ч. подача заявок на участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы. Однако на сегодняшний день ЕИС в эксплуатацию не введена, поэтому подать заявку в форме электронного документа с использованием этой системы объективно невозможно. При этом переходными положениями Закона о контрактной системе для всех случаев закупки установлен только временный порядок размещения информации, которая должна размещаться в ЕИС (ч. 2 ст. 112 Закона о КС). В отношении порядка подачи заявок в форме электронного документа предусмотрены переходные положения только для электронных аукционов - они проводятся по старым правилам (ч. 10 ст. 112 Закона о КС). Положений, в соответствии с которыми до введения ЕИС в эксплуатацию должен осуществляться обмен электронными документами между участниками закупки и заказчиками в остальных случаях, нормативные акты не содержат.

В связи с изложенным Минэкономразвития России в письме от 06.05.2014 № 10070-ЕЕ/Д28и разъяснило, что Законом о КС подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не предусмотрена. Кроме того, подача заявок посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям ч. 4 ст. 77 Закона о КС. Поэтому до ввода в эксплуатацию ЕИС подача заявок в форме электронного документа недопустима (см. также п. 67 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889). Однако напомним, что Минэкономразвития России не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что касается ФАС России, которая осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе и дает юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к своей компетенции (подп. 5.3.1.12 п. 5, подп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331), то ее позиция по вопросу подачи котировочной заявки в форме электронного документа неоднозначна.
Так, в решении Управления ФАС по Новосибирской области от 12.05.2014 № 08-01-147 указано, что подача котировочной заявки на адрес электронной почты, указанный заказчиком в извещении, является надлежащим способом подачи заявки в электронной форме. В другом случае территориальный орган ФАС России указал, что Закон о КС не предусматривает такого способа подачи котировочной заявки в электронной форме, как подача на адрес электронной почты. Соответственно, разместив извещение о проведении запроса котировок, содержащее информацию о возможности подачи заявок участников закупки на электронный адрес заказчика, а не через ЕИС, заказчик нарушил требования Закона о КС (решение Омского УФАС России от 25.03.2014 по делу № 03-10.1/90-2014).

В то же время отметим, что ч. 5.2 ст. 112 Закона о контрактной системе устанавливает, что электронный документ, который подписан электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, признается электронным документом, подписанным усиленной неквалифицированной электронной подписью, в целях данного Закона в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее даты ввода в эксплуатацию ЕИС. Иными словами, Закон о контрактной системе прямо допускает направление в течение переходного периода документов, скрепленных электронными подписями, причем эта норма применяется для целей Закона о КС в целом, а не только для целей проведения электронных аукционов. Кроме того, исчерпывающий перечень оснований для отклонения котировочной заявки, содержащийся в ч. 7 ст. 78 Закона о КС, не содержит такого основания для отклонения заявки на участие в определении контрагентов, как «подача заявки в форме электронного документа без использования ЕИС».

При этом п. 2 ч. 1 ст. 73 Закона о КС установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в т. ч. подаваемой в форме электронного документа. В соответствии с требованиями, установленными ч. 2 ст. 77 Закона о КС, заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок. Иными словами, Закон о контрактной системе устанавливает возможность подачи заявки в двух формах: в письменной или в форме электронного документа. Соответственно, установление в извещении о проведении запроса котировок только одной формы подачи заявки может быть расценено контролирующими органами как нарушение Закона о контрактной системе. Так, УФАС по Вологодской области в своем решении указало, что конкуренция подразумевает под собой соперничество хозяйствующих субъектов, и заказчик при проведении процедур не должен отдавать преимущество одним участникам перед другими. Поскольку Россия представляет собой единое экономическое пространство, то в случае приема котировочных заявок на бумажном носителе предоставляется преимущество одним участникам перед другими: участник из того же региона имеет больше шансов подать заявку, нежели участник из другого региона. В связи с указанным УФАС отмечает, что поскольку участник закупки не имеет возможности пройти регистрацию на официальном сайте и подать через него заявку, но в то же время необходимо соблюдать законодательство Российской Федерации о контрактной системе, руководствоваться целями и принципами закупочной деятельности, то необходимо предоставлять возможность участникам подавать заявки в электронном виде на адрес электронной почты заказчика до ввода в эксплуатацию единой информационной системы. Однако порядок исполнения этой обязанности является больше вопросом техническим, а не правовым.

В связи с тем, что позиция ФАС России по вопросу подачи котировочных заявок на электронную почту весьма противоречива, дать однозначный ответ на вопрос, к сожалению, не представляется возможным.

Эксперты службы правового консалтинга «Гарант»
Наталия Павлова, Артем Барсегян

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ПОСТАВЩИКУ

· Подача заявок

Отказ в допуске при неуказании товарного знака

Возможно ли отказать в допуске к участию в аукционе участнику, который в заявке не указал товарные знаки материалов, которые используются при выполнении работ?

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3–6 ст. 66 Закона о КС и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Исходя из п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих пунктов информацию:

  • согласие, предусмотренное п. 2 этой же части, в т. ч. согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 этой же части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
  • согласие, предусмотренное п. 2 этой же части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 67 Закона о КС аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о КС, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  • непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
  • несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Отмечаем, что, как установлено в ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 этой же статьи, не допускается.

Таким образом, на наш взгляд, первая часть заявки на участие в электронном аукционе может не содержать указание на товарный знак, т. к. в отношении него использована фраза «при наличии».

В свою очередь, если в отношении участника закупки не возник случай, указанный в ч. 4 ст. 67 Закона о КС, тогда участника электронного аукциона следует допустить к участию в нем (ч. 5 ст. 67 Закона о КС).

Дополнительно информируем, что в силу ч. 2 ст. 70 Закона о КС в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 данного закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Таким образом, ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе также допускает отсутствие товарного знака при заключении контракта.

Эксперты электронной системы «Госзаказ» e-gz .ru

5 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ПОСТАВЩИКУ

· Заключение и исполнение контракта

Увеличение цены контракта при отсутствии в смете некоторых работ

По итогам электронного аукциона учреждением был заключен контракт по проведению монтажных работ.
Приложением к контракту являются смета и проектная документация. Пусконаладочные работы указаны в проектной документации, а в смете не учтены. Подрядчик требует увеличить цену контракта и оплатить данные работы.
Правомерны ли требования подрядчика или указанные работы он должен выполнить безвозмездно?

Прежде всего отметим, что Закон о контрактной системе основывается в т. ч. на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона о КС), а заключаемые в соответствии с этим законом контракты являются гражданско-правовыми договорами (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о КС). Иными словами, к отношениям, связанным с исполнением контрактов, применяются нормы ГК РФ, если нормами Закона о КС не предусмотрено иного.

Отношения по контракту на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд регулируются положениями параграфа 5 главы 37 ГК РФ. Кроме того, в части, не противоречащей правилам указанного параграфа, к ним применяются общие положения о подряде (п. 2 ст. 702 ГК РФ). Поскольку предметом контракта являются подрядные строительные работы, к соответствующим отношениям применяются также нормы ГК РФ о строительном подряде (параграф 3 главы 37 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. По нашему мнению, как видно из приведенной нормы, предполагается, что в смете в обязательном порядке отображаются те же работы и материалы, которые указаны в технической документации. Исходя из ст. 758 ГК РФ, «техническая документация» и «проектная документация» являются синонимами (см. также тему 1 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2014 г.).

Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Иными словами, составление сметы является только способом определения цены, иного значения она в соответствии с законодательством не имеет.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Извещение об осуществлении закупки согласно п. 2 ст. 42 Закона о КС должно содержать помимо прочего краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о КС, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования. В свою очередь, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС указывает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). А согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о КС описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в т. ч. в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о КС, в т. ч. обоснование начальной (максимальной) цены контракта, должны содержаться согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС в документации об электронном аукционе.

Иными словами, виды и объем работ, техническое задание должны быть определены в документации об электронном аукционе. При этом из ч. 1 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона о КС следует, что цена в контракте указывается общая за весь объем работ, за исключением случаев, прямо названных в Законе о КС, когда цена может определяться за единицу работы. Такая цена является твердой, и ее изменение, как следует из ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о КС, в случаях, не указанных прямо в Законе о КС, не допускается, кроме возможности изменения цены, без изменения объема выполняемых работ и прочих условий контракта (см., например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 № 15АП-19901/14).

Причем, обратим внимание, смета, составленная заказчиком, в соответствии с ч. 1, 9 ст. 22 Закона о КС только обосновывает начальную (максимальную) цену контракта перед началом конкурентной процедуры закупки. Окончательно же цена контракта, как было сказано выше, определяется итогами соответствующей процедуры, а потому такая смета не обязательна для победителя соответствующей процедуры, который является единственным лицом, осведомленным обо всех составляющих предложенной им цены. Соответственно, окончательная смета к контракту должна, как и указано в п. 3 ст. 709 ГК РФ, составляться подрядчиком в соответствии с технической документацией, включенной в состав документации о закупке, в т. ч. об электронном аукционе, и утверждаться заказчиком.

Таким образом, цена контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, определяется исключительно итогами торгов, причем за весь объем работ, предусмотренный документацией об аукционе. Составление сметы в этом случае носит формальный характер, такая смета не может устанавливать цену, отличающуюся от цены, определенной по итогам электронного аукциона. Наличие в смете ошибок никак не отменяет этих требований закона.

Поэтому, на наш взгляд, подрядчик обязан выполнить все работы, предусмотренные технической документацией, даже если они не отражены в смете, т. к. цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика, в т. ч. на выполнение этих работ (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

Косвенно изложенная выше позиция подтверждается в постановлениях ФАС Уральского округа от 04.08.2010 № Ф09-6045/ 10-С4 и от 12.10.2009 № Ф09-7717/09-С4, Двенадцатого ААС от 17.02.2012 № 12АП-88/12. Приведенная судебная практика сформирована еще в период действия Закона № 94-ФЗ, однако, поскольку в рассматриваемой части нормы этого Закона по существу аналогичны положениям Закона о контрактной системе, мы полагаем, что она актуальна и в настоящее время.

Аннулирование аукциона по Предписанию ФАС может быть с отменой протоколов или без отмены протоколов.

Аннулирование аукциона с отменой протоколов:

4. В Личном кабинете в разделе «Раздел документы закупки» в ЕИС проверьте, отменены ли протоколы (интергация сведений об отмененных протоколах с электронной площадки в ЕИС составляет от 2 часов до суток);

5. В Личном кабинете в ЕИС произведите действия по отмене закупки.

Аннулирование аукциона без отмены протоколов:

Оператор электронной площадки задает программу к исполнению Предписания. В Личном кабинете по указанному аукциону появится кнопка «Исполнить предписание».

1. Войдите в Личный кабинет в раздел «Закупки», откройте нужный аукцион;

2. В извещении нажмите кнопку «Исполнить предписание»;

3. После нажатия на кнопку выйдет подсказка о переходе в ЕИС;

4. В Личном кабинете в ЕИС произведите действия по отмене закупки.

В течение суток на электронную площадку интегрируются сведения об отмене аукциона.

Информация была полезной?

При запросе котировок УФАС выносит предписание отменить протокол и провести процедуру заново. Что делать с заявками участников которые были получены на первый протокол?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

УФАС предписало заново провести рассмотрение заявок. Поэтому процедуру рассмотрения заявок нужно провести повторно, имеющиеся заявки рассмотреть повторно и составить новый протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Как отменить протокол запроса котировок

Чтобы отменить протокол запроса котировок, который разместили, войдите в реестр закупок. Найдите нужную закупку и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки». На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню действующей редакции протокола выберите пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».

Если отменяете протокол, на основании которого создавали последующие протоколы, система аннулирует всю цепочку протоколов и отобразит сообщение:

Нажмите на кнопку «Продолжить». Система отобразит форму сведений об отмене протокола.

Заполните обязательные поля формы и разместите сведения. Протокол работы комиссии станет недействующим.

Каким документом заказчик может отменить протокол рассмотрения заявок

Правила контрактной системы не содержат требований на этот счет. Если контрольный орган выдал предписание отменить протокол рассмотрения заявок, оформите извещение об этом в произвольной форме. Можете использовать образец:

Извещение оформляется согласно представленной форме, которая может быть дополнена, изменена заказчиком самостоятельно

Предписание ФАС должно указывать на конкретные действия, которые вы должны совершить, чтобы устранить нарушения. Контрольному органу необходимо размещать их в ЕИС. На это указывают ч. 23 и 24 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Если не исполните предписание ФАС, оштрафуют:

  • должностное лицо — на 50 тыс. рублей;
  • юрлицо — на 500 тыс. рублей.

Если не исполните предписание повторно — грозит дисквалификация на один год. Такие меры предусматривают ч. 7 и 7.3 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

вариа вариа нт.doc нт.doc

элект п элект п лощ.doc лощ.doc

16 Января 2018, 23:39, вопрос №1874375 Анна , г. Верхний Ландех

Свернуть

Ответы юристов (4)

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате

    Здравствуйте.

    Я не совсем понимаю, этот же аукцион опять возобновят(но каким образом и когда)

    Согласно ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

    при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:

    выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
    Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.

    Таким образом, исходя из предоставленного Вами предписания, УФАС не аннулировало определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а лишь предписало устранить соответствующие нарушения в срок до 25.01.2018, где также добавило:

    осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
    Поскольку в предписании срок для продления срока подачи заявок на участие в открытом аукционе не указан, то такое продление осуществляется в срок, установленный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Как осуществляется продление такого срока написано по следующей ссылке:

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Я, все равно не поняла, что будет дальше. На официальном сайте написано, что закупка завершена. Значит, контракт будет все-таки подписан с тем поставщиком, которого определили по итогам аукциона? но нам вернули наши заявки, и в уведомлении с площадки написано о том, что отменены все протоколы аукциона. Скажите, что будет дальше конкретно? В рамках этой же закупки будет снова аукцион? или объявят новый? И вообще такое решение ФАС правомочно, ведь, если бы не было нарушений в документе, всего скорее победил бы другой поставщик? может, нам обжаловать в вышестоящее ФАС?

    • Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • эксперт

      Анна, приветствую!

      Из текста предписания следует, что результаты аукциона отменены (УФАС предписал аннулировать все протоколы); в аукционную документацию должны быть внесены изменения.

      Внесение изменений в аукционную документацию влечет установление новых сроков подачи заявок (ч. 6 ст. 63 закона 44-ФЗ):

      6. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

      То есть закупка, по сути, начнется заново. И вы заново сможете подать заявку на участие в ней.

      На площадке информация обновится, когда заказчик направит туда информацию о том, что он отменил все протоколы (площадка сама отменить протоколы не может, УФАС тоже не отменяет, а предписывает это сделать заказчику).

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Вот теперь все боле или менее понятно, но раз изменение в закупку вносятся по постановлению ФАС, то будет объявлена новая закупка, и через планы-графики уже в январе? а, если времени будет не достаточно(срок исполнения контракта-12 февраля 2018), то закупка может стать запросом предложений или котировкой, правильно?

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • эксперт

      раз изменение в закупку вносятся по постановлению ФАС, то будет объявлена новая закупка

      Какой-то странный вывод. ФАС предписал внести изменения в аукционную документацию, а не провести новую закупку.

      В принципе заказчик, конечно, может по собственной инициативе отменить закупку и сформировать новую. По тем же правилам, по которым он формировал и первоначальную, т.е. скорее всего в виде аукциона.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Т.е. (извините за непонятливость, мы первый раз подали жалобу), заказчик в рамках этого же аукциона переделает документы и... как мы или кто-то еще(кто не подавал заявки на прошлый аукцион из-за не правильных документов) узнаем, что нужно подавать новые заявки на эту же площадку? Нам площадка сообщит? или это опубликуют на официальном сайте? а, если времени на аукцион уже по-сути не остается(услуга должна быть выполнена 12 февраля), как тогда должен поступить заказчик? и, если подобный аукцион будет объявлен-не будет ли это снова нарушением, т.к. будут нарушены сроки заключения контракта по итогам аукциона? или в этом случае они не будут нарушены? и почему тогда заказчик кричал на комиссии, что он не успеет провести закупку?