Не уходи, ириска! лучшая клоунесса ссср погибла на манеже. Татьяна Черняева: о дошкольном воспитании я знаю все После травмы на манеже эквилибристка стала Джульеттой

18.06.2019

ЧЕРНЯЕВА (в центре) с сегодняшними героями своей программы: учительницей Кристиной Алексеевной, учеником Гошей Пятеркиным, почтальоном Печкиным и клоунами Клёпой и Шпилькой

Глубоко верующая телеведущая по совету духовника не собирается венчаться с мужем

Вот уже больше 40 лет дошколят к телеэкрану приглашает незатейливая песенка: «АБВГДейка, АБВГДейка - это учеба и игра…» Несколько поколений малышей выросло на познавательных программах, которые готовит бессменная ведущая «АБВГДейки» - Татьяна Кирилловна ЧЕРНЯЕВА.

Татьяна Кирилловна, а правда, что вы на ТВ уже больше полувека?

Да, с 1964 года. В юности и не помышляла ни о чем подобном. После школы, которую я в родных Ессентуках окончила с золотой медалью, не знала, кем быть. Хотя мечтала стать актрисой. Но мама, которая, к слову, родила меня в 45 лет, была против. Впрочем, мои актерские амбиции позже оказались востребованы в «АБВГДейке». Там я играю саму себя - Татьяну Кирилловну.

Как попали на экран?

Старший брат агитировал меня поступать в авиационный институт. Мол, после Великой Отечественной не нужно расслабляться, а наоборот - надо ракеты строить. Увидела перед соответствующим вузом самолет на красивом постаменте и стала готовиться туда. Но быстро перегорела и отправилась в Орджоникидзе (ныне - Владикавказ. - Я. Г.), где успешно сдала экзамены в литературный вуз. Три года проучилась, и меня пригласили диктором на местный телеканал. Вскоре загорелась идеей продолжить учебу в Москве. Перевелась в МГУ на факультет журналистики. В столице в те годы оказалось очень легко попасть на Центральное телевидение.

Неужели?

Главное - верить, что у тебя получится. Я красиво причесалась и поехала на Шаболовку. Со своим удостоверением периферийной студии ТВ подошла к проходной и меня без проблем пропустили. Села в уголке и стала ждать в надежде, что обязательно что-то должно произойти. И точно! Вскоре ко мне подошел молодой человек, работавший осветителем в соседней студии: «Девушка, на какую передачу вы пришли?» Отвечаю: «Вообще-то я пришла на работу устраиваться». Спасибо этому парню, он познакомил меня с режиссером, который в свою очередь представил главному редактору молодежной редакции. В результате меня взяли помощником режиссера, дальше я стала редактором, а после окончания МГУ работала сначала спецкором, потом шеф-редактором, а затем руководителем редакции. Словом, прошла все этапы большого пути. Ну а потом в моей жизни, как огромный айсберг, появилась «АБВГДейка».

Как программе удается столько лет держаться на экране?

Мы уже почти 42 года в эфире. Наверное, секрет в том, что наша передача стала первой бесконечной мыльной оперой. Тогда еще был только «Кабачок «13 стульев». Но там работали на польском материале, а мы - чисто советский продукт, наши герои оригинальные, а не чей-то перепев. Клоун Клепа вместе с друзьями под руководством моей героини - учительницы Татьяны Кирилловны (потом меня повысили до директора школы) осваивают мир. Мы всегда были своими в доску для маленьких зрителей. За годы работы получили больше двух миллионов писем. Родоначальником нашей программы стал детский писатель Эдуард Успенский. Он в свое время говорил (и я с ним согласна), что дети на детей по телевизору не очень любят смотреть. А все потому, что себе подобных они встречают на каждом шагу. А вот на клоунов им смотреть интересно: те как будто и не взрослые, но уже и не дети, они могут ошибаться, попадать впросак, а это привлекает внимание. Вначале у нас были артисты-клоуны: Семен Фарада, Александр Филиппенко. Именно для них Успенский писал первые сценарии. Но потом их огромная нагрузка в театре и кино не позволила продолжать у нас сниматься. И мы собрали вторую команду клоунов, среди которых была Ириска (Ирина Асмус), Валера Левушкин и другие.

В этом году минуло 30 лет, как Асмус нет в живых.

Она была моей подругой. Погибла Ира на манеже цирка в Гомеле, исполняя трюк. В этом городе у нее сын Андрей служил в армии. Отправляясь туда, Ирина говорила мне, что хочет пригласить всех его командиров с детьми на спектакль, чтобы Андрюше легче служилось. Она танцевала на абажуре под куполом цирка, а в конце номера затягивала ногу в петлю и вращалась вниз головой. И вот на машинке вращения винт внезапно открутился, и она рухнула с огромной высоты на глазах у полутора тысяч зрителей. Погибла на месте. Ее похоронили в родном Ленинграде. В этот момент я была в командировке и поехать проститься с Ирой не смогла. Спустя время мы были с «АБВГДейкой» на гастролях в Питере и после концерта поехали к ней на кладбище. Взяли все цветы, что нам надарили, и положили на могилу. Может, это и хорошо, что я не видела ее в гробу, а запомнила молодой, красивой, веселой женщиной.

Семейный обед

Когда «АБВГДейка» впервые вышла, как отреагировал ваш маленький сын Саша?

Ему тогда было шесть лет¸ и, конечно, я для него была просто мамой, а не учительницей с экрана, как для миллионов других детей. Сейчас Александру 47 лет, он продюсер, режиссер. В свое время на протяжении 11 лет работал генеральным директором «НТВ-кино». Сейчас у него своя телекомпания: снимают ролики, рекламу.

Ваш супруг тоже из творческих кругов?

Нет, Игорь - радиоэлектронщик. Всю жизнь в НИИ закрытого типа проработал, а сейчас на пенсии. В прошлом году мы справили 50-летний юбилей совместной жизни, золотую свадьбу. А познакомились мы за три года до женитьбы, когда я переводилась в МГУ, а он учился в Политехническом в Москве. Встретились на семейном обеде у общих знакомых. Свадьбу устроили дома, на ресторан денег, конечно, не было. А как романтично он ухаживал! Однажды переплыл на остров и собрал для меня там огромный букет из ромашек и васильков. Обратно потом греб одной рукой.

У вас много внуков?

Трое. Мы сейчас уже прадедушка и прабабушка. Говорят, если ты дожил до этого статуса, дорога в рай тебе обеспечена. Старшему внуку Игорю от первого брака сына 27 лет. Дочке Игорька - Ярославне, нашей правнучке, недавно годик исполнился. Еще у сына есть дочка Варвара, ей 16, и 5-летний сын Даниил от второго брака. Младший внук в США родился, там его записали как Даниэль.

Я знаю, вы очень религиозный человек.

Крестилась и пришла к богу в 45 лет. Причем никакая трагедия меня к Господу не привела. Просто почувствовала, что мне это необходимо. Потом выяснила, что все не случайно: мой прадед был из династии священников. В 90-е годы я сделала на ТВ проект «Суперкнига» о Библии, организовала несколько христианских спектаклей. За время безбожья мы многое потеряли. Все амбиции идут от зависти и гордыни. Мой духовник отец Антоний живет в четырехстах километров от меня, но я всегда могу ему позвонить, посоветоваться. Мы с мужем не венчаны, но батюшка мой говорит: «Расслабьтесь, спустя 50 лет брака это уже не надо. У вас и так все хорошо, живете с Богом».

Вы состоятельный человек?

Никогда не занимала денег, всегда жила по средствам. Сейчас у меня все есть: хорошая пенсия, зарплата. Я с удовольствием вожу машину. Причем за руль только в 53 года села и теперь получаю от этого огромное удовольствие. На досуге занимаюсь реставрацией мебели при помощи техники декупаж. В своем доме уже все перекрасила: комод, скамейки, табуретки, журнальный столик, даже потолок. Дарю свои работы друзьям.

Возьмите тонкий армянский лаваш, разрежьте на листочки размером сантиметров 15 на 15 (из одного листа лаваша таких выйдет штук восемь). Дальше смешайте сахарный песок с корицей. Возьмите замороженную вишню, в каждый лепесток положите шесть ягодок, а сверху чайную ложку смеси сахара с корицей, заверните конвертиком. И потом все это выложите на разогретую сковороду с растительным маслом. Там лаваш станет хрустящим, вишенка подтает, пропитается корицей, и штрудель получится очень вкусный.

(1943-01-12 ) (76 лет) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Черня́ева Татья́на Кири́лловна (р. 12 января 1943 года , г. Ессентуки) - журналист , телеведущая , художественный руководитель программы «АБВГДейка ». Член Академии российского телевидения с 2007 года. Заслуженный работник культуры Российской Федерации . Лауреат премии профессионального признания «Лучшие перья России» .

Биография

В том же году приступила к работе на Центральном телевидении в должности помощника режиссёра.

Т. К. Черняева является членом Координационного совета Профсоюза работников телевидения России .

Всю свою творческую жизнь на телевидении Татьяна Кирилловна занимается проблемами детства и вопросами педагогики. Она является активным сторонником увеличения доли детских программ в сетках вещания российских телеканалов и увеличения государственного и частного финансирования российских детских телепроектов .

Личная жизнь

Татьяна любит путешествовать, готовить, встречаться со зрителями, водить машину; дружит с одноклассниками, однокурсниками, взрослыми и детьми, со спортсменами и инвалидами, а также «братьями меньшими». Является верующей христианкой .

Напишите отзыв о статье "Черняева, Татьяна Кирилловна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Черняева, Татьяна Кирилловна

Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
– Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
– Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
– Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
– Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.

Черняева Татьяна Кирилловна, урожденная Генисаретская, родилась в г. Ессентуки, Ставропольского края, где окончила среднюю школу с Золотой медалью.

Образование:

Поступила на филфак Северо-Осетинского пединститута во Владикавказе (тогда Орджоникидзе). На третьем курсе начала работать на местной студии телевидения диктором без отрыва от учебы и в телевидение влюбилась. Поэтому, окончив третий курс забрала документы из педагогического и отправилась в Москву - переводиться в МГУ на факультет журналистики. Поскольку в пединституте была круглая отличница и получала Ленинскую стипендию, вопрос перевода в МГУ решился положительно.

В 1970 году окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики, специальность - литературный работник радио и телевидения.

Работа:

Одновременно начала работу на Центральном телевидении. Прошла все ступеньки - от должности помощника режиссера, ассистента режиссера, редактора, старшего редактора, специального корреспондента, шеф-редактора до телеведущей и руководителя детской редакции.
Всю свою творческую жизнь на телевидении занимается проблемами детства и вопросами педагогики, работала над многими передачами и как редактор, и как автор, и как ведущая.
Неоднократно отмечались в прессе и в рецензиях передачи "Встречи в Концертной студии" с учителями-новаторами», циклы " Для вас, родители", "Педагогика для всех" и многие другие.

Но для большинства телезрителей Т.К. Черняева - просто Татьяна Кирилловна из "АБВГДейки".
Уже 33 года является бессменным редактором и ведущей этой передачи.

Сейчас идет уже седьмой цикл "АБВГДейки", где в игровой, увлекательной форме ребята знакомятся с основами грамоты и счета и другими полезными вещами. Популярность этой программы подтверждают многочисленные письма зрителей.
Уже несколько поколений ребят готовятся к школе с помощью "АБВГДейки". И сейчас ее также увлеченно смотрят дети первых телезрителей. Смотрят не только в России и странах СНГ, но и в дальнем зарубежье через спутниковое ТВ. Письма в «АБВГДейку» приходят от русскоязычных соотечественников отовсюду. И в этих письмах зрители отмечают роль этой программы в их жизни - «АБВГДейка» помогает сохранить язык, дети учат русский вместе с любимыми клоунами.

Достижения и награды:

Звания - заслуженный работник культуры РФ, «Отличник телевидения» «Отличник просвещения», лауреат премии профессионального признания - «Лучшие перья России», программа «АБВГДейка» названа национальным достоянием общественной организацией «Меценаты столетия».

Замужем, муж Игорь Петрович - инженер, сын - Александр - продюсер и режиссер, внуки - Игорь - 18 лет, студент ВГИКа, Варечке- 7 лет.

Люблю путешествовать, готовить, встречаться со зрителями, вожу машину, дружу с одноклассниками, однокурсниками, взрослыми и детьми, со спортсменами и инвалидами, «братьями меньшими». Верующая христианка. Вот, пожалуй и все…
Искренне Ваша.

В середине 1970-х годов на советском телевидении появилась программа «АБВГДейка» — передача для дошкольников, в которой маленьких зрителей в игровой манере обучали основам счёта, чтения и различным житейским премудростям.

Неизменной ведущей «АБВГДейки» была Татьяна Черняева , известная всей советской детворе как Татьяна Кирилловна. Состав её учеников-клоунов несколько раз менялся, но самым популярным стал тот, в который входили Клёпа, Лёвушкин, Юра и Ириска.

Весёлую и задорную клоунессу Ириску обожали и дети, и взрослые. Девочки слали письма на телевидение, в которых обещали, что, когда вырастут, тоже будут работать в цирке, как Ириска.

В 1985 году Ириска исчезла из передачи. Детям объяснили, что она «выросла, выучилась», и заменили её другим персонажем.

А через год в одной из центральных советских газет появился большой материал о трагедии на арене Гомельского цирка — артистка Ирина Асмус, выступавшая под псевдонимом «Ириска», погибла во время представления.

Цирк вместо балета

Ирина Асмус родилась 28 апреля 1941 года в Ленинграде, в самый канун войны. Несмотря на тяжесть военных и послевоенных лет, у маленькой Иры была большая и красивая мечта — стать актрисой. Правда, она не могла решить, что ей нравится больше — театр, эстрада или цирк.

В итоге Ирина выбрала… балет. Она решила поступать в хореографическое училище Большого театра. В приёмной комиссии оценили старание и талант девушки и объявили, что готовы принять её. «Но учтите, что с вашим маленьким ростом примой вам не стать», — предупредили Ирину.

Добровольно соглашаться на место в кордебалете, балетной массовке, гордая ленинградка не захотела. Она забрала документы и направилась в Государственное училище эстрадного и циркового искусства.

Там на вступительных экзаменах она исполнила страстный неаполитанский танец, спела песню «Бесаме мучо» и была принята без всяких оговорок.

Во время обучения Ирина снялась в картине «Новые похождения Кота в сапогах», которая в своё время была очень популярной. Ей достались сразу две роли — девочки Клавы и Чёрной пешки.

Ирина Асмус в фильме «Новые похождения Кота в сапогах», 1958 год Фото: Кадр из фильма

После травмы на манеже эквилибристка стала Джульеттой

После окончания училища Ирина стала работать в цирке как эквилибрист на першах в номере Леонида Костюка , который впоследствии много лет руководил Большим Московским цирком.

Перши — это длинные палки. Эквилибрист, «верхний», как говорят в цирке, влезает по першу, который держит его партнёр, под самый купол и там, на крохотном пятачке, демонстрирует различные трюки.

Эквилибр на першах — жанр весьма эффектный, но сложный и опасный. Во время одной из репетиций молодая артистка упала, получив серьёзную травму. Врачи запретили ей работу на высоте.

Тогда Ирина Асмус решила сменить амплуа, став драматической актрисой. Она поступила в студию при Ленинградском театре юного зрителя.

Там, однако, с ней поступили довольно неоригинально — с учётом маленького роста и опыта работы в цирке Ирину использовали как травести, то есть артистку, игравшую мужчин или детей. Асмус это очень быстро надоело, и она перешла в Театр имени Комиссаржевской.

Очень скоро театральные критики заговорили о появлении новой интересной актрисы. Ирина сыграла роли Джульетты, Золушки, принцессы Елизаветы в «Принце и нищем» и Раймонды в «Романтике для взрослых».

Свеча на ветру

Казалось бы, она нашла свою тропинку в искусстве. Но Ирину Асмус тянуло в цирк, где она в дни школьных каникул играла роль то Незнайки, то старухи Шапокляк.

Как-то раз в цирке на неё наткнулся известный драматург Александр Володин, хорошо знавший её по театру. «Ириска, а ты что здесь делаешь?» — воскликнул он. Окружающие заулыбались — так удачно подошло актрисе это новое имя.

Его Асмус и взяла себе, когда окончательно вернулась в цирк в амплуа соло-клоунессы.

Это был настоящий вызов — в цирке не так уж много успешных клоунов, выступающих не в группе или дуэте, а в одиночку, а уж соло-клоунесс практически нет вовсе.

Кадр youtube.com

Ириска смогла стать исключением из правил. Её номера были яркими и запоминались зрителям. В одном из них она изображала дрессировщицу змей, которая всё время отвлекается на телефонные разговоры. Змей шипел и возмущался, а публика заходилась в хохоте.

Самый известный номер Ириски назывался «Да будет свет!». Он не был уморительно смешным, но пробирал зрителей насквозь.

Расшалившаяся Ириска бегала по манежу, дула на прожекторы, и зал внезапно погружался в темноту. Был слышен вой вьюги, а в свете единственной свечи виднелась съёжившаяся, маленькая фигурка клоунессы. Огонёк свечи начинал гаснуть, и казалось, спустя секунду случится что-то страшное. Ириска начинала согревать огонёк своим дыханием, и постепенно он оживал, а затем оживали огни цирка. Клоунесса уходила за кулисы, бережно неся свечу в руках.

Школьники приносили Ириске дневники на проверку

Когда в 1978 году Ириску пригласили в «АБВГДейку», она была уже опытной и известной цирковой актрисой. Тем не менее именно работа на телевидении принесла ей оглушительную известность по всему Советскому Союзу.

Вместе с клоуном Клёпой, артистом Виталием Довганем, Ириска стала настоящим мотором программы. Партнёр Ирины Асмус по «АБВГДейке» Валерий Лёвушкин вспоминал: «Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щебетала, Довгань ей подыгрывал, а мы, как два болвана, тупо смотрели в камеру».

Популярность её не знала границ. Когда она отправлялась с цирком на гастроли, то детвора, узнав, в какой гостинице она живёт, собиралась под окнами её номера, крича: «Ириска! Ириска!»

Как-то Ирина шутки ради вышла на балкон и велела маленьким поклонникам после школы прийти и показать ей дневники с отметками. Спустя несколько часов на том же месте стояли довольные отличники и хорошисты, гордо держа перед собой дневники. Троечники и двоечники, сгорая от стыда, не решились предстать перед строгой Ириской.

Когда Ириску убрали из «АБВГДейки», это удивило не только детей, но и взрослых. За давностью лет трудно сказать, что и кому не понравилось. В цирке у Ирины Асмус тоже не всё было гладко — по какой-то причине её не включили в число артистов, отправлявшихся в заграничное турне.

Возможно, виной была зависть. Невероятная популярность Ириски многих раздражала, тем более что она по характеру предпочитала не сглаживать острые углы, не любила всевозможные компромиссы.

Кадр youtube.com

Артистку убила расклёпанная гайка

В конце апреля 1986-го ей должно было исполниться 45 лет. Возможно, впереди её ждал новый поворот в карьере. Драматический талант позволял вновь сменить амплуа, вернуться в театр, ещё раз попробовать себя в кино или на телевидении.

15 марта 1986 года, в субботу, на дневном представлении был аншлаг. Родители с детьми шли посмотреть на любимую Ириску.

В программе Ирины Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: под самым куполом она вращалась вокруг своей оси. Как потом установила экспертиза, во время исполнения трюка отказала машинка для вращения, в которой оказалась расклёпанной гайка. Страховочный трос артистка перед исполнением вращения отстегнула сама, чтобы он не мешал движениям.

Ириска упала на манеж с большой высоты. Её тут же унесли за кулисы, куда срочно вызвали медиков. Но помощь врачей была уже не нужна: Ирина Асмус погибла мгновенно в результате многочисленных травм и вызванного ими внутреннего кровоизлияния.

Расследование пришло к выводу, что смерти артистки «способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту». Конструкцию машинки для вращения, погубившей Ирину Асмус, после трагедии в Гомеле было запрещено использовать.

Ирину Павловну Асмус похоронили в Ленинграде, на Большеохтинском кладбище.

В 1986 году не было ещё интернета, о трагедии в Гомельском цирке не говорили по телевидению, статью о гибели Ириски читали далеко не все. Для многих поклонников, больших и маленьких, Ириска осталась живой, смеющейся и жизнерадостной.

Она родилась в городе Ессентуки в разгар войны, была поздним ребёнком. Татьяна Кирилловна вспоминает, как её мама - учительница, вынужденная по состоянию здоровья уйти на пенсию, - прекрасно шила. Благодаря мастерству мамы Таня и её брат были всегда хорошо одеты.

Помню, как помогала ей, держа панбархат, - рассказывает Черняева в программе. - Мама часто шила наряды офицерским жёнам, которые привозили ткани из зарубежных стран. Она научила меня всему, что должна уметь женщина. А женщина обязана уметь всё, но должна тщательно это скрывать.

Как многие дети, в послевоенные годы Таня занималась в сразу нескольких кружках дома пионеров. Поскольку одну из комнат семья сдавала отдыхающим, домашние уроки девочка делала на закрытой швейной машинке. Впрочем, это не помешало ей окончить школу с золотой медалью.

Я хотела быть актрисой, и мама сказала: "Получишь медаль - пойдёшь в актрисы". Медаль получила, но в актрисы мама всё равно не пустила, - вспоминает Татьяна Кирилловна. - Мама просто объяснила, что это очень сложная и зависимая профессия.

Не поступив с первого раза в Харьковский авиационный институт, где к тому моменту учился её старший брат, через год Черняева стала студенткой филфака Северо-Осетинского государственного пединститута в Орджоникидзе (с 1990 года - Владикавказ). Там же спустя пару лет Татьяне предложили поработать диктором на телевидении. А вскоре ленинская стипендиантка Таня Генисаретская переехала в Москву, став студенткой факультета журналистики в МГУ им. М. Ломоносова.

Однако одной из главных причин для переезда в Москву стала любовь. После трёх лет дружбы и романтической переписки инженер Игорь Черняев и Татьяна стали супругами.

Муж работал в институте обороны, но я до сих пор не знаю, чем он занимается, - с улыбкой рассказывает Черняева. - Зато Игорь Петрович никогда не повышает голоса. С удовольствием гладит и прекрасно моет посуду.

Коллеги по программе "АБВГДейка", в которой Черняева является бессменной ведущей почти 43 года, знают её как талантливую кулинарку. Сама же Татьяна Кирилловна уверена, что еда должна быть быстрой, вкусной и красивой.

Может быть, я не очень хороший редактор или неважная актриса, но если кто-то скажет, что плохо готовлю - обижусь, - признаётся Черняева. - Я знаю всю кавказскую кухню, могу приготовить всё! Летом на даче пеку настоящие осетинские пироги. В нашем доме положено, чтобы в холодильнике всегда был суп, второе блюдо и компот.

Помогает ли слава "АБВГДейки" телеведущей в жизни? Как отметили награду ТЭФИ в команде программы? Об этом - в очередном выпуске "Моего героя". А ещё в любви к Татьяне Кирилловне, которая 12 января отметила юбилей, признаются артисты Александр Вдовин, Михаил Полицеймако, Александр Олешко, Сергей Балабанов и Александр Филиппенко.

Бернара Батталова