Мцыри подробное краткое содержание

25.09.2019

Поэма "Мцыри" не зря вошла в ряд программных произведений М.Ю. Лермонтова. Она воплотила в себе все принципы романтизма поэта. Поэма "Мцыри", краткое содержание которой мы рассмотрим, стала квинтэссенцией борьбы, гордости и одиночества.

Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича традиционно разделяют на два периода. Первый начинается с 1828 года, продолжается до 1834 года и считается юношеским. Второй, зрелый, период длится с 1835-го по 1841 год. Лермонтов романтик по натуре, его герой всегда противопоставлен окружающему миру, он необычен, с ярко выраженной индивидуальностью. Тема одиночества становится ведущей для поэта. Любовь в стихотворениях всегда несчастна, а друзья не могут проникнуть в сердце лирического героя и понять его.

Впервые в русской литературе Лермонтов прибегнул к использованию символов в своей поэзии. Основой лирического образа становится сравнение чувств героя с явлениями природы. Главные мотивы творчества поэта - воля и свобода, забвение и память, мщение, обман, странствие, изгнание. Давайте рассмотрим краткое содержание «Мцыри» Лермонтова - произведения, в котором присутствуют все эти составляющие. Автор сумел в поэме раскрыть сущность своего творчества и описать типичного лирического героя.

История создания

В 1830 году, во время учебы в пансионе, у М.Ю. Лермонтова возникает замысел написать произведение о монахе, обреченном на томление в монастыре. Тогда же появляются первые наброски поэмы «Исповедь». Именно она станет прототипом «Мцыри», краткое содержание которой мы рассмотрим ниже.

Во время своей службы и одновременно ссылки на Кавказе Михаил Юрьевич проезжает мимо старинного монастыря в Мцхете, который был выстроен над слиянием двух рек: Куры и Арагвы. Именно с описания этого места берет начало поэма «Мцыри». Краткое содержание произведения не может обойти стороной столь значимый момент повествования.

Главный герой

Главный герой поэмы - Мцыри, пленный чеченец, которого отдали в монастырь еще мальчиком. Он свободолюбив и видит смысл жизни в борьбе. Именно борьба за возможность вернуться на родину стала для него основным жизненным стремлением. И монастырь не смирил нрав Мцыри, более того, годы в неволе еще больше распалили стремление к свободе. Юношу гложет одно желание - познать мир, существующий за стенами его тюрьмы: «Я мало жил, и жил в плену./ Таких две жизни за одну,/ Но только полную тревог,/ Я променял бы, если б мог». Именно с этого момента можно было бы начать описывать краткое содержание «Мцыри». Лермонтов с присущим ему мастерством изобразил метущуюся одинокую и свободную душу, которая смело готова броситься навстречу опасностям.

«Мцыри». Краткое содержание

Повествование начинается с описания дней минувших, когда монастырь на месте слияния двух рек был еще обитаем.

Оказавшись в монастыре, главный герой дичился окружающих и тосковал по родине, но постепенно привык к новой жизни, выучил язык и был уже готов стать монахом. Но накануне принятия обета пропал. Его искали три дня и нашли изможденным в степи. Сил в нем почти не осталось и он постепенно начал увядать. На пороге смерти молчавший до этого юноша решает исповедаться и рассказать, что же с ним случилось за эти дни.

Невероятной печалью и трагизмом пронизана вся поэма «Мцыри». Краткое содержание по главам раскрывает стремление и желание человека обрести свободу, которую жестокий мир отнял. Юноша попытался вернуть себе волю и родину, поэтому бежал из монастыря. Оказавшись в неведомом доселе мире, он увидел поля, холмы, скалы, реки и седой Кавказ. И юноше вспомнилась его родина - аул, неудержимые несущиеся табуны, колыбельная над его постелью.

Мцыри застегает буря, но вызывает лишь радость в сердце. Затем его ждала встреча с молодой грузинкой, спустившейся к реке за водой. Ее образ преследовал юношу даже во сне. Но память о клятве вернуться на родину заставляла его двигаться дальше. Не зная дороги, юноша быстро сбился с пути. Это привело его в отчаяние, в попытках найти дорогу он залез на дерево и тут увидел барса. Грозный зверь напал, но герою удалось победить его.

Из последних сил юноша продолжил путь. И вот он выбрался из леса, но тут услышал гул, который означал близость монастыря. Мцыри вернулся обратно. Он лишился сил и лежал в забытьи. Здесь его и нашли монахи.

Недолго осталось жить Мцыри. Краткое содержание поэмы подходит к концу. Юноша прощается с жизнью и просит перенести свое тело в сад, где можно увидеть горы Кавказа.

Вывод

Поэма «Мцыри» наделена всеми чертами романтизма. Ее герой стал воплощением идеального борца, человека, который готов даже умереть ради своей цели. Несомненно, для Лермонтова Мцыри - воплощение свободы, жизненной стойкости и стремления к воле, несмотря ни на что.

Лермонтов М.Ю. “Мцыри” краткое содержание.
Многие критики называют поэму “Мцыри” последним романтическим произведением . Написанная привычным для середины 19 века четырехстопным ямбом, но с чисто мужской жесткостью, поэма звучит одновременно пылко и страстно. Страсть этой поэмы совершенно другого рода, чем понимают значение этого слова большинство наших современников.
Страстное желание обрести свободу, вернуться к своим корням, не стать клятвоотступником и предателем.Рядом с образованным, цивилизованным и умным, но совершенно потерявшим смысл жизни, эгоистичным, а от этого озлобленным и ожесточенным Печориным, образ дикаря Мцыри выглядит намного человечнее. Он также озлоблен и ожесточен, но никому не приносит зла и не делает больно, чем вызывает сочувствие, сострадание.
Большинство читателей поэмы Лермонтова “Мцыри”, считают, что его герой пожилой старик, хотя ему всего 17 лет.
Краткое содержание поэмы “Мцыри” не содержит какой-то особой романтики, довольно обычный случай для первой четверти 19 века на Кавказе. Сюжет поэмы - это мальчика-горца, захваченного в плен и отданного русскому генералу. Тот решил взять ребенка с собой в Россию, но мальчик в дороге очень сильно заболел. Генерал побоялся, что он не выдержит длительной и тяжелой дороги и попросил монахов грузинского монастыря взять своего маленького пленника к себе. пожалели больного мальчика и оставили его у себя в обители. Мальчик выздоровел и остался жить в монастыре. Монахи хорошо к нему относились, но мальчику казалось, что он живет в тюрьме и он не переставал тосковать по родине.
Шло время, мальчик превратился в юношу, выучил чужой язык, даже привык к ограничению свободы, которую предписывал монашеский устав и уже почти стал своим. Настал день, когда он, приняв христианскую веру, должен был и посвятить себя служению этой вере, приняв монашеский обед.
Вдруг он почувствовал в своей груди страстный порыв, который толкает его на побег. Мцыри, совершенно не думая о последствиях, убегает из . Он бежит неизвестно куда, хотя ему кажется, что он возвращается домой. Чувство свободы окрыляет, к нему приходит ощущение силы, воли. Горный простор возвращает то, что, казалось, было забыто навсегда. Он видит себя маленьким, своих братьев и сестер, отца, мать. Ему чудится запах дыма очага, на котором мать пекла лепешки.
На свободе Мцыри пробыл совсем недолго, но эти три дня показались ему длиннее и дороже всех семнадцати лет, прожитых до этого. Захотев напиться, он спускается к горному ручью и видит грузинскую девушку, которая набирает в кувшин воду. Она кажется ему прекрасной, но он даже не пытается с ней заговорить.
На Мцыри нападает могучий снежный барс, он сражается с ним и побеждает. Отдохнув от этой схватки, беглец опять идет на восток, где, как ему кажется, его родные места.
После его побега из монастыря проходит три дня, когда проходившие мимо обители посторонние люди находят его неподалеку в бессознательном состоянии и приносят к монахам.Юноша приходит в себя, но отказывается не только говорить, но и есть. Осознав, что он опять невольник, старается приблизить конец своей ненавистной жизни. Пришедшему монаху, который выходил его, когда он был ребенком, Мцыри эмоционально рассказывает о трех днях свободы, которые он не променяет ни на что! Признается, что всегда в его душе жила одна пламенная страсть - обрести свободу. Понимая, что умирает, просит похоронить в дальнем углу сада, где видны горы Кавказа.

Основанная на реальной истории поэма о судьбе ребенка, попавшего в горный монастырь. Приболевшего мальчика пришлось там оставить, но вот монахом он так и не стал. Наоборот, он всегда мечтал о свободе, тем более что природа в тех краях прекрасна, её пейзажи и обитатели сами навивают мысли о воле. И вот Мцыри бежит из своей обители, бредёт по горам, сталкивается с опасностями, с дикими зверями. Через три дня его находят израненным, несчастного приносят в монастырь, где он, умирая, на вопросы монахов отвечает, что только в эти дни и был счастлив, только тогда и жил.

Произведение поэта об удивительном свободолюбии, о предназначении каждого. Не чувствовал себя Мцыри на своём месте в монастыре, и хотя побег принёс ему лишь гибель, юноша ни о чём не жалеет.

В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил. Старик забыт даже смертью, ему остаётся лишь вспоминать о прошлом, когда его страна цвела.
Однако рассказ читатель слышит не из уст старика, а от самого героя – Мцыри. И он говорит о том, что монах бы не сумел передать, понять и почувствовать.

Однажды сам генерал оставляет ребенка, который не смог бы дальше следовать за армией, в монастыре.

Несчастный Мцыри, выросший среди монахов, не мог побороть свою свободолюбивую натуру. Сбежав, он очутился во враждебном лесу, под прицелом тысячи звериных глаз. Но юноша не звал людей на помощь, ведь среди них он чувствовал себя чужим. То есть чужой и в обществе, которого он никогда не знал, чужой среди благочестивых (и скучных) монахов, чужой дикой природе. Сбившись с дороги, он сам забрёл в этот бескрайний и опасный лес.

У героя не было семьи, только мечты. Действительно, Мцыри трагический герой и своей судьбой, и своим ощущением жизни.

В пути он увидел мельком юную грузинку, которая несла кувшин с водой и прекрасно пела. В душе Мцыри пробудилось первое чувство любви. Встретился на воле герой и с яростным врагом – барсом. Хотя человек побеждает зверя, раны довольно опасны.

Так часто люди жаждут чего-то: славы, богатства, любви. Она не рады тому, что им дано, ничего не хотят видеть, всё готовы отдать ради своей мечты. Однако получив славу, страдают, а получив богатство, живут воспоминаниями, и получив любовь, от неё погибают. И всё же Мцыри правильно угадал своё предназначение – быть свободным человеком. Никакие трудности не заставили его повернуть к монастырю, он не раскаялся ни в чём. На воле он готов был бы претерпеть все сложности.

В последней строфе герой понимает, что осталось ему лишь последнее желание. И это – сад. Мцыри просит, чтоб его перенесли на любимое место в саду, где он так долго мечтал о воле. Он помнит, как густа трава, как душист воздух… Каждую мелочь! С этого места он последний разок сможет взглянуть на Кавказ. Его вольная душа устремляется туда – на свободу. И главный герой уйдёт без сожалений и без проклятий.

Глава 1

Несколько лет тому назад, в месте, где текли две реки Арагва и Кура, стоял монастырь. Сейчас он заброшен и разрушен. За развалинами и могилами тамошних царей, ухаживает одинокий старик - сторож. Те самые цари, когда-то отдали свой народ во власть России. С той поры, Грузия процветает.

Глава 2

Как-то раз, мимо этой обители проезжал русский генерал, он вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Генерал оставил своего пленника в монастыре. Монахи занялись его воспитанием. Ребенок рос нелюдимым, ни с кем не разговаривал. Он все тосковал по своему родному краю. Мцыри – так прозвали мальчика, однажды сбежал от монахов. Его долго искали, но нашли. Юношу принесли в монастырь изможденным. Близился его смертный час, монах пришел поговорить с Мцыри.

Глава 3

Юноша начинает свою исповедь. Мцыри сетует на свою невольную жизнь. Говорит о том, что все время тосковал по родным местам. Что его жизнь очень коротка, и он не успел ее толком прожить.

Глава 4

Глава 5

Затем, юноша говорит, что не боится смерти, его не долгая жизнь была бесполезной. Умирать совсем не страшно. Мцыри опять говорит монаху, что тот прожил жизнь, а он сам так и умрет молодым, на чужбине.

Глава 6

Потом он говорит старику о красотах природы, которую он видел на воле. О том, как она прекрасна. Когда, Мцыри смотрел на Кавказ, ему становилось легко и хорошо.

Глава 7

Юноша вспоминал свой отчий дом, отца, сестер. Родной аул и его жителей, он тоже помнил.

Глава 8

Затем он спрашивает монаха, что по его мнению делал Мцыри, когда сбежал из обители. И тут же сам отвечает, что эти три дня, он жил. Жил по-настоящему, эти дни не сравнятся с безвольным существованием в монастыре.

Глава 9

Когда Мцыри убегал, монахи все попрятались от грозы. Поэтому ему удалось спокойно уйти. Но когда он оказался на воле, он побежал, как зверь. Он бежал и наслаждался свободой. Когда юноша убедился, что за ним нет погони, он прилег отдохнуть.

Глава 10

Наступило утро, Мцыри очнулся ото сна, и увидел, что лежит на краю пропасти. Он испугался, но в то же время он слушал звуки природы, и успокаивался.

Глава 11

Затем Мцыри говорит о том, как был прекрасен «божий сад», в котором он оказался. Какие красивые виноградники там стояли, как пели птицы. Как он прислушивался к земле. Потом юноша захотел пить.

Глава 12

Тогда, Мцыри стал спускаться к потоку воды, с высоких плит. Он не боялся сорваться в пропасть, он лишь хотел пить. Услышав шаги, он спрятался. Из-за кустов он увидел милую девушку, которая пела песню. Ее голос и теперь звучит в голове юноши.

Глава 13

Глава 14

С такими думами он заснул, во сне ему привиделась прекрасная грузинка. От этого Мцыри проснулся. Он решил во что бы то ни стало, отыскать родную сторону. Голод одолевал юношу, он пустился в дорогу, и сбился с пути. Была ночь.

Глава 15

Мцыриоказался ночью в густом лесу.ММцыри оказался в кромешной тьме и в густом лесу. Он с большими усилиями шел через непролазный терновник, но все-таки заблудился. От отчаяния он упал на землю, и стал ее грызть. Мцыри рыдал, он не просил помощи у людей. Он считал, что для них – он зверь.

Глава 16

Юноша лежал и плакал, он не считал это постыдным поступком. Он не стеснял плакать. Вдруг из чащи леса появился барс с добычей. Мцыри испугался и подготовился к битве.

Глава 17

Юноша ждал нападения, когда барс его заметил, Мцыри уже был готов. Животное прыгнуло на юношу, но тот ударил его в лоб толстым суком. Барс застонал и опрокинулся, начался смертельный бой.

Глава 18

Потом барс кинулся на грудь Мцыри, а тот пронзил колом его шею. Животное и человек сцепились мертвой хваткой, но уже на земле. Барс выл, рычал. Мцыри тоже почувствовал себя диким зверем и заревел. Юноша одолел противника.

Глава 19

Затем Мцыри говорит монаху о своих шрамах на груди, которые остались после схватки с барсом. Сметь должна заживить эти раны. Когда он их получил, то не чувствовал боли. Он шел по лесу, и думал, что судьба смеется над ним.

Глава 20

Когда юноша вышел из лесу, настал уже день. Впереди он увидел аул, он показался Мцыри знакомым. Осмотревшись, что вышел к тому месту, где стоял монастырь, из которого он сбежал. Юноша понял, что не найдет родного края никогда.

Глава 21

Мцыри говорит, что даже конь может найти обратный путь домой, а он не смог. Юноша сравнивает себя с темничным одиноким цветком.

Глава 22

Мцыри устал от палящего солнца, он был голодным. Красоты природы уже не казались такими прекрасными. Он уже не слышал звуков, а так хотел…

Глава 23

Было тихо и спокойно, вдали, Мцыри увидел стены монастыря. Юноша хотел подняться, но не было сил. Хотел закричать, но не смог. Он тихо умирал, казалось ему, что он лежит на дне реки и с ним говорит рыба. Она призывает Мцыри навсегда остаться здесь, говорит, что здесь ему будет хорошо. С такими мыслями, юноша потерял сознание.

Глава 24

Потом Мцыри нашли, в бессознательном состоянии. На этом, юноша закончил свой рассказ. Он лишь об одном сожалел, что когда умрет, его похоронят на чужбине, и никто о нем плакать не будет.

Глава 25

Мцыри прощается с монахом, просит подержать его за руку. Говорит, что после смерти окажется в раю, но с удовольствием бы поменял рай на то место, где жил в детстве, на родной дом.

Глава 26

Это произведение говорит о том, что человек не может жить на чужбине. Ему нужен родной дом, свобода. Каждый человек, рожден вольным. Люди бывают разными, одни могут не противится своей судьбе, и смирится с пленом. Мцыри, как вольный горец, не смирился с жизнью на чужбине. Оно и правильно, человек никогда не должен забывать свою Родину.

Все действия, происходящие в произведении, относятся к 1915-1918 годам. Место действий итало-австрийский фронт. Фредерик Генри – родом из Америки, но служит лейтенантом санитарных войск в итальянской армии

  • Пикуль

    Пересказ произведений Пикуля

  • Краткое содержание Чехов Медведь

    Елена Ивановна Попова жена помещика. Она имеет несчастье стать вдовой. Женщина находится в глубокой скорби, но реальность заставляет ее оторваться от своей скорби.

  • Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветет она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

    «Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. / Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребенка до Тифлиса не довезет, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет». И вдруг, накануне торжественного события, приемыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри все-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель. Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощен, как будто перенес долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов. Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

    Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестер, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края. И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идет, бежит, мчится, ползет, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днем, и ночью, по солнцу, по звездам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведенные в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приемыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

    Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесенные барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приемные дети природы. Урожденный свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная. Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка - вдруг донесет до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...

    Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести «из гор к Тифлису». Тот в пути занемог, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток». Его окрестили, скоро он должен принять монашеский обет.

    Но однажды осенней ночью юноша исчезает. Три дня его ищут, потом «в степи без чувств нашли». Мцыри слаб, худ и бледен, «как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал». «И близок стал его конец, тогда пришел к нему чернец». Мцыри исповедуется: «Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну я променял бы, если б мог». Его душа звала «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы».

    Мцыри не просит о прощении, говорит, что смерть его не страшит, спрашивает, зачем старик спас его от смерти еще в детстве. ...я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ - могил! Тогда, пустых не тратя слез, В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной. Увы! Теперь мечтанья те Погибли в полной красоте, И я как жил в земле чужой, Умру рабом и сиротой. Затем добавляет, обращаясь к старику: Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл: ты слаб и сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, я также мог бы жить!

    Мцыри рассказывает, что он видел на воле - пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны. Мцыри говорит, что убежал из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Как сон, проносятся перед ним воспоминания о родных горах, встает образ отца, отважного воина с гордым взором. Мцыри представляется звон его кольчуги, блеск оружия.

    Вспоминает Мцыри и песни своих юных сестер и решает во что бы то ни стало найти путь домой. «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил - и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей». На воле Мцыри любуется дикой природой, спускается р горному потоку, чтобы утолить жажду, видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились...» Девушка исчезает. Мцыри засыпает и видит ее во сне.

    Проснувшись, продолжает путь, сбивается с дороги. На поляне видит барса, вступает с ним в бой, побеждает его. «Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков». Мцыри уважает своего противника: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!» Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому Мцыри понимает, что до родного дома ему уже не добраться и суждено погибнуть «во цвете лет, едва взглянув на божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой» . Мцыри впадает в беспамятство. Его находят.

    Мцыри не страшится смерти, опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. «Увы! - за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял...» Просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ».